→ Архитектурные стили нового и новейшего времени презентация. Архитектурные стили нового и новейшего времени к. Презентация на тему

Архитектурные стили нового и новейшего времени презентация. Архитектурные стили нового и новейшего времени к. Презентация на тему

В искусстве XVII - XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. В презентации даются краткие характеристики стилей. Материал соответствует учебнику Даниловой "Мировая художественная культура" 11 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков Подготовила учитель ИЗО и МХК МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М

В Европе завершился процесс разделения стран и народов. Наука расширила знания о мире. Были заложены основы всех современных естественных наук: химии, физики, математики, биологии, астрономии. Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада Космического миропорядка. Эти перемены отразились и на развитии искусства. XVII – XVIII века – одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время когда на смену Возрождения пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по новому увидевшие мир.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ Стиль – сочетание художественных средств и приёмов в произведениях художника, художественного направления, целой эпохи. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм

МАНЬЕРИЗМ Маньеризм (итал. manierismo, от maniera - манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений. Эль Греко "Христос на Масличной Горе", 1605. Национ. гал., Лондон

Характерные особенности стиля Маньеризм (вычурный): Изысканность. Вычурность. Изображение фантастического, потустороннего мира. Изломанность контурных линий. Световой и цветовой контраст. Удлинение фигур. Неустойчивость и сложность поз.

Если в искусстве Возрождения человек – владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он – малая песчинка в мировом хаосе. Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство. Эль Греко "Лаокоон", 1604-1614

Галерея Уффици Палаццо дель Те в Мантуе Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.

БАРОККО Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ БАРОККО: Пышность. Вычурность. Изогнутость форм. Яркость красок. Обилие позолоты. Обилие витых колонн и спиралей.

Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Кафедральный собор Сантьяго - де - Компостела Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко. Версаль

КЛАССИЦИЗМ Классицизм от лат. classicus - «образцовый»- художественное направление в европейском искусстве XVII -XIX вв., ориентированное на идеалы античной классики. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (1636).

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА: Сдержанность. Простота. Объективность. Чёткость. Плавная контурная линия.

Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Н. Пуссен «Пастухи Аркадии».1638 -1639 гг. Лувр, Париж

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов. Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

В странах Европы класссицизм просуществовал два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX – XX вв. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, четкость объемов, регулярность планировки.

РОКОКО Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОКОКО: Изысканность и сложность форм. Причудливость линий, орнаментов. Лёгкость. Изящество. Воздушность. Кокетливость.

Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Амалиенбург под Мюнхеном.

Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Преимущественно декоративный характер имела живопись рококо. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Антуан Ватто «Отплытие на остров Цитеру» (1721) Фрагонар «Качели» (1767)

РЕАЛИЗМ Реали́зм (фр. réalisme , от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. Жюль Бретон. «Религиозная церемония» (1858)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА: Объективность. Точность. Конкретность. Простота. Естественность.

Томас Икинс. «Макс Шмитт в лодке» (1871) Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм. Гюстав Курбе. "Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями, в России - передвижничество. И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге» (1873)

Выводы: В искусстве XVII – XVIII веков сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. Нельзя однозначно выразить какие перемены случились к XVII веку в мироощущении людей. Но стало очевидно, что идеалы гуманизма не выдержали испытания временем. Среда, окружение и отражение мира в движении становиться главным для искусства XVII – XVIII вв.

Основная литература: 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. – М.:Дрофа, 2007. Литература для дополнительного чтения: Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7.- М.: Аванта+, 1999. http://ru.wikipedia.org/

Выполнить тестовые задания: К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по Вашему мнению, ответы необходимо отметить (подчеркнуть или поставить знак «плюс»). За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальная сумма баллов составляет – 30. Сумма набранных баллов от 24 до 30 соответствует зачету. Расположите перечисленные ниже эпохи, стили, направления в искусстве в хронологической последовательности: а) Классицизм; б) Барокко; в) Романский стиль; г) Эпоха Возрождения; д) Реализм; е) Античность; ж) Готика; з) Маньеризм; и) Рококо

2. Страна – родина барокко: а) Франция; б) Италия; в) Голландия; г) Германия. 3. Соотнесите термин и определение: а) барокко б) классицизм в) реализм 1. строгий, уравновешенный, гармоничный; 2. воспроизведение действительности посредством чувственных форм; 3. пышный, динамичный, контрастный. 4. Многие элементы этого стиля воплотились в искусстве классицизма: а) античный; б) барокко; в) готика. 5. Этот стиль считается пышным, вычурным: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм.

6. Строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов- характерны для этого стиля: а) рококо; б) классицизм; в) барокко. 7. Произведения этого стиля отличаются напряженностью образов, манерной изощренностью формы, остротой художественных решений: а) рококо; б) маньеризм; в) барокко. 8. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах» а) Готика б) Романский стиль в) Барроко

9. Представители классицизма в живописи. а)Делакруа; б) Пуссен; в) Малевич. 10. Представители реализма в живописи. а) Делакруа; б) Пуссен; в) Репин. 11. Периодизация эпохи барокко: а) 14-16 в. б) 15-16 в. в) 17 в. (конец 16-середина 18 в). 12. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон - это: а) скульпторы б) ученые в) живописцы г) поэты

13. Соотнесите произведения со стилями: а) классицизм; б) барокко; в) маньеризм; г) рококо 1 2 3 4


«Духовная жизнь Серебряного века» - Имажинизм. Валовая Г.Е. Дорога дня пестра и широка – Но не сорвать мне черное запястье! Музыка. Акмеизм. Вадим Шершеневич (1893 – 1942) Эскизетта Белые золотой сургуч… Анна Ахматова (1889 – 1966) Двадцать первое. Казимир Малевич «Крестьянка» 1928-1932 год. Н.Е. Жуковский (1847-1921) К.Э. Циолковский (1857-1935) И.П. Павлов (1849-1936).

«Культура России 19 века» - Затем началась регулярная застройка города. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. Презентация на тему «Русская культура в конце 19 начала 20 века». Продолжало развиваться книгоиздательское и журнальногазетное дело. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи.

«Футуризм» - Поэтическое творчество укладывается в математические нормы. «Пощечина общественному вкусу». Алексей Крученых (1886-1968). Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Стремление дать новое название вещам. Принципы русского футуризма. Футуризм. Эстетическая программа футуристов.

«Живопись России 19 века» - Картина о природе. Натюрморт. Художники XIX века. Изображение человека. Работа в парах. Василий Андреевич Тропинин (1776-1857). Изображение различных предметов. Искусство 19 века, в котором заметную роль сыграли русские художники, переоценить невозможно. 19 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутого духом всестороннего отражения жизни народа.

«Русская культура XVI века» - Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. Декоративно - прикладное искусство. Фреска. 1502-1503 гг. Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века. Возросли масштабы каменного строительства. Москва. Колокольня Ивана Великого.

«Иконопись Древней Руси» - Икона – священный предмет церковного искусства. Икона – Путь Благодати. Икона – образно выраженная молитва. Я в храме. Что мы знаем про иконы? Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться… Что такое ИКОНА? Икона – окно в духовный мир, мир горний. Чистякова Н.В.

Всего в теме 12 презентаций


Родиной барокко считается Рим, а наиболее Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.


Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов - Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.


Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны, Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,


В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.


Во Франции, создан один из самых замечательных Во Франции, создан один из самых замечательных Барочных дворцовых ансамблей - Версаль (1668- 1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.


Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.


Самым выдающимся Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Только он смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.


Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон - зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.


В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий. В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.


Человек эпохи барокко Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.


Барокко в живописи Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Культура и Искусство"

Готовые презентации по культуре, искусству, фото и т.п. можно скачать нашем сайте. Красочные слайды с пояснениями, картинками, портретами, фотографиями содержат информацию о истории, тенденциях и перспективах развития мировой художественной культуры, развитии фотографии и фотоискусства.

Описание презентации Архитектурные стили Нового и Новейшего времени К по слайдам

К концу 16 – нач. 17 в. На смену строгой симметрии и гармонии Возрождения пришел новый архитектурный стиль — барокко (от итал. barocco- вычурный, причудливый). Л. Лево. Версальский дворец. Западный фасад. 1687 -1688 гг. Франция.

Характерные черты барокко Существовавшие каноны архитектуры пересматривались и разрушались. Создавались сооружения с обилием сложных, криволинейных форм, пышных декоративных украшений, искажающих классические пропорции. Движение зданиям барокко придавал эффект оптического обмана, а также беспрерывная причудливая игра света и тени.

Самые значительные перемены произошли в оформлении фасадов зданий. Диссонанс и ассиметрия Обильно декорированная стена Порталы, двери и окна достигли немыслимых размеров. Причудливые завитки, картуши, гирлянды из листьев и трав, человеческие фигуры сплошь покрывали поверхности стен, фронтонов и наличников.

В разных странах Европы становление с расцвет барокко имел свои характерные особенности. Крайне противоречивые суждения об этом стиле (от восторженных до резко негативных) все же не мешают по достоинству оценить произведения архитектуры барокко.

В России барокко представлено архитектурными творениями В. В. Растрелли: Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы (все в Санкт-Петербурге), Екатерининский дворец в Царском селе.

В конце 17 -нач. 18 вв. Вычурный стиль барокко уступил место классицизму. Взяв за образец античное искусство и традиции эпохи Возрождения, представители нового художественного стиля создали непревзойденные памятники архитектуры. Ясность и сдержанность, спокойствие и достоинство, соблюдение правильности и порядка — так можно определить сущность архитектуры классицизма.

Характерные особенности классицизма. Торжественная ясность геометрии и пространства. Простые и строгие формы Спокойная гармония пропорций Ненавязчивый, подчеркивающий форму декор, повторяющий очертания предмета Практичность и целесообразность Четкость объемов Благородство, сдержанность и лаконизм отделки Уравновешенность композиции Регулярность планировки. Регулярность, ритм Ордер, «золотое сечение»

В странах Европы классицизм просуществовал до нач. 19 в, затем, видоизменяясь, он возродился в новых, неоклассических течениях 19 -20 вв. Одним из этапов развития классического стиля стал ампир, сложившийся на рубеже 18 -19 вв и достигший своего расцвета в годы Наполеоновской империи (1804 -1814).

Ампир Парадные дворцы и мавзолеи Триумфальные арки, колонны Рельефы на фризе Подражание древнеримской скульптуре Атрибуты воинской славы Греческий ордер

Русский классицизм В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого размаха в правление Екатерины II. Баженов – Пашков дом в Москве, Андрей Воронихин-Казанский собор Адриан Захаров — Адмиралтейство

В архитектуре 2 -ой пол. 19 в. Наблюдался стилевой кризис. Но все же рождались новые стили и направления: эклектика и модерн. Экл ктикаее - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 -е — 1890 -е гг. В эклектике используются элементы «исторических» архитектурных стилей: неоренессанса, необарокко, неорококо, неоготики, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV - XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Шарль Гарнье. Гранд-опера. 1861 -1875 гг. Париж В облике Гранд-опера соединились черты итальянского Возрождения, барокко и ампира. Джон Нэш. Королевский павильон. 1815 -1823 гг. Брайтон. Великобритания Был построен в первой половине XIX века как резиденция принца Уэльского, будущего короля Георга IV. Фасад здания — смешение индийских, мавританских и китайских.

Модерн. Это было подлинное возрождение архитектуры, новая качественная ступень в ее развитии. Ассиметричные пространственные композиции, соединявшие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилистическом ключе.

Особое значение в архитектуре модерна придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов, декоративному оформлению фасадов и интерьеров. В убранстве домов и общественных зданий использовались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани.

Большое значение приобрела идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды стали излюбленными мотивами архитектурных сооружений. Модерн в архитектуре проявился во всех странах Европы и Америки. Франц Шехтель особняк Рябушинского

Модерн стал отправной точкой для развития современной архитектуры. Идеи рационализма и конструктивизма вылились в новое направление – функционализм. Функциональные (полезные) задачи вызвали сооружения нового типа: вокзалы, фабрики, заводы, мосты и др. К 60 -70 гг ХХ в. Он уступает место постмодернизму, одним из направлений которого стал хай-тек.

Характерные черты культуры Нового времени Антропоцентризм – в центре личность и ее потребности. Истоки - в античной традиции. Христианская традиция добавила концепцию морали и божественного подобия. Гуманизм - право каждого на жизнь, свободу, удовлетворение «естественных» потребностей. Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры. В ХVIII в. возникло и женское движение за уравнение в правах с мужчинами. Рационализм - способ познания, основанный на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому разуму. Инновационность (букв."нововведение") характер европейской буржуазной культуры - ориентация на изменение привычного образа жизни и образа мыслей; экономических условий; более высокий уровень индивидуальной неопределенности и риска, а, следовательно, предприимчивости и творчества. Разделение власти - разделение политической и духовной власти. Учебный материал 2


Барокко Барокко - (итал. barocco - странный, причудливый). Барочный стиль характеризуется сложной уравновешенностью динамических композиций, высоким уровнем выразительности, театральным совмещением реального и фантастического. Для него характерно богатство декоративных элементов, криволинейных форм, стремление к величию и пышности. Время господства стиля конец XVI – начало XVIII вв. Если Возрождение восхищается человеком и его бытием, то барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Учебный материал 3


Архитектура барокко Характерны пространственный размах, слитность, текучесть криволинейных форм. Италия: Л.Бернини Площадь Святого Петра. Рим. Ф.Борромини церкви Сант-Аньезе, Сант-Иво, Сан-Карло алле Куатро Фонтане. А.Треминьон Фасад церкви Сан Моизе в Венеции. Испания: Ф.Касас де Нуова Собор в Сантьяго-де-Компостела Семейство Чурригера Ратуша. Саламанка. Франция: Л.Лево, Ж.Ардуэн-Мансар Королевский дворец. Версаль. Англия: К.Рен Собор Святого Павла. Лондон. Германия: Б.Нейман Дворец архиепископа-курфюрста Франконии. Вюрцбург. М.Д.Пеппельман () Цвингер. Дрезден. Учебный материал 4






Скульптура барокко Динамика, экспрессия, повышенное внимание к деталям, фактуре, театральность. Л.Бернини "Давид", "Аполлон и Дафна", "Экстаз Святой Терезы", "Похищение Прозерпины", фонтан "Четыре реки" в Риме. А.Шлютер памятник курфюстру Фридриху Вильгельму II". Берлин Учебный материал 7




Живопись Италии, Германии ХVII века. Цветовая насыщенность, объемность изображения, масштабность, драматизм. А.Поццо Апофеоз св. Игнатия Лойолы. Церковь Сан Иньяцио. Рим А.Карраччи,А.Карраччи, Доменикино Роспись галереи Фарнезе. Рим А.Эльсхеймер "Юдифь и Олоферн" Учебный материал 9




Учебный материал 11 А. Эльсхеймер "Юдифь и Олоферн"


Живопись Фландрии и Голландии ХVII века. Радость жизни, любование человеком: П. Рубенс "Персей и Андромеда", "Камеристка". Внимание ко всем сторонам жизни, любовь к Родине: Питер де Хоох – «Хозяйка и служанка» Ян Вермер Делфтский - «Девушка с письмом», «Головка девушки» Ян ван Рейсдал «Зимний пейзаж". Ян ван де Капеле «Голландские яхты» Философское осмысление жизни: Ф.Снейдерс "Фруктовая лавка". Х. ван Рейн Рембрант "Даная", «Флора» (в образе Флоры изобразил свою жену Саскию). "Возвращение блудного сына" - именно в картине Рембрандта библейская тема блудного сына приобрела необыкновенную емкость и философскую глубину. Учебный материал 12








Учебный материал 16 Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына"


Учебный материал 17 Караваджизм. В XVII в.появилось реалистическое течение в живописи, названное по имени его основоположника, итальянского живописца Караваджо (). Характерные черты караваджизма: - монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов; - внимание ко всем сторонам жизни.




Учебный материал 19 Музыка барокко Барочная музыка - взвешенная, в то же время энергичная, динамичная. Свойственны контрастность, напряжение, динамичность образов, аффектация, тяготение к величавой пышности, совмещение реальности и иллюзии (опера, оратория, культовая музыка). Для музыки барокко, называемой "разработанным стилем", было характерно четырехголосие, полифоническая техника. Возникли жанры кончерто гроссо, инструментальные сонаты, сюиты. Ж.Б.Люлли; А.Корелли; Г.Персел; Т.Д.Альбинони; Г.Ф.Гендель; Л.Боккерини А.Вивальди Концерты для флейты, скрипок. "Времена года". Развил жанр инструментального концерта (кончерто гроссо). И.С.Бах Сюиты для оркестра, Бранденбургские концерты, скрипичные концерты, концерты для клавира. Д. Скарлатти. Одним из первых наделил музыку элементами сонатности - предвосхищая стиль, сложившийся в эпоху классицизма. А.Сальери - автор свыше 40 опер. Талантливый педагог - среди его учеников Л.Бетховен, Ф.Шуберт


Классицизм (XVII - нач. XIX вв.) - (лат. classicus - образцовый) возник во Франции. Во второй половине XVII века классицизм стал официальным придворным стилем, служившим прославлению монархии. Наиболее полно выразил умонастроения эпохи Просвещения. Идеологией классицизма стала рационалистическая философия Р.Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую"(Декарт первым предложил, чтобы зрители в театре занимали места согласно купленным билетам) Классицизм обратился к античному наследию как к норме и образцу. Основан на идее разумной закономерности мира. "Все разумное - действительно, все действительное - разумно" (Г.В.Гегель). Учебный материал 20 Классицизм.


Характерны четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор. Франция: Ж.Ардуэн-Монсар Вандомская площадь, Собор Дома инвалидов. Париж К.Перро Лувр. Англия: К.Кемпбелл Дом в усадьбе Уонстед-хаус.(т.н. палладианство) Д.Гиббс Церковь Сент-Мартин ин зе Филдз. Лондон Р.Б.Берлингтон вилла в Чизике У.Кент Дом в усадьбе Холкем-холл Учебный материал 21 Архитектура классицизма.




Торжественность и пышность, эффектные, выразительные, монументальные формы. Продолжала традиции итальянского барокко, испытывала влияние творчества Л.Бернини. Соединение черт классицизма и барокко. Ф.Жирардон скульптуры парка в Версале ("Аполлон и нимфы" и др.) А.Куазевокс "Принц Конде» П.Пюже "Александр Македонский и Диоген" Учебный материал 23 Скульптура классицизма.




В изобразительном искусстве - яркие краски, мифологический или исторический сюжет, изображение современников в виде мифологических героев. Н.Пуссен «Смерть Геманика", "Аркадские пастухи", "Пейзаж с Полифемом". К.Лоррен "Утро в гавани", "Полдень". Учебный материал 25 Живопись классицизма.




Главные темы классицизма: конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания. Делил жанры на высокие (трагедия) и низкие (басня). П. Корнель в трагедиях прославлял героя и его поступки, людей, смело идущих навстречу опасности. Ж. Расин утверждал, что удел человека - покоряться и страдать, поскольку он не может побороть обуревающие его страсти. Мольер (Жан-Батист Поклен) - поэт, вышедший из театральной труппы, комедиант, ставший драматургом. Высмеивал жеманство, ложное благочестие, лицемерие и корыстолюбие. Используя комические приемы фарса, буффонады создал настоящую комедию. П. Бомарше - автор трилогии о Фигаро. К. Гоцци - итальянский драматург XVIII в, автор сказок с мотивами фольклора и элементами комедии Дель Арте: «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень», «Турандот». Учебный материал 27 Классицизм в литературе и драматургии.


В начале ХVIII века барокко постепенно вытесняется новым стилем - рококо (мелкие камушки, раковины). Возник во Франции. Продолжал традиции барокко. Его характеризуют изысканные и причудливые мелкие формы, стилизованный орнамент. Широко использовался при оформлении интерьера. Рококо - легкий, игривый стиль, создающий атмосферу праздности, беззаботности. Для него характерно изящество, грациозность, утонченность. Активно заимствовал мотивы китайского искусства. Просуществовал недолго, уступив место неоклассицизму, но оставил ощутимое влияние на европейскую культуру. Учебный материал 28 Рококо.


Пасторальные сюжеты, салонно-эротические темы. Произведения предназначались для украшения внутренних покоев, будуаров. А.Ватто "Отплытие на остров Киферу", "Общество в парке", "Затруднительное положение", "Жиль» Ф.Буше "Геркулес и Омфала", "Купание Дианы". О.Фрагонар "Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей". Учебный материал 29 Живопись рококо.






Стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, убранство - более декоративным, в то же время отвергая торжественность барокко. Получивший распространение при дворе Людовика XV стиль рококо вплоть до середины ХIХ века называли "стилем Людовика ХV". П.А.Деламер отель Субиз. Париж Ж.Боффран овальный салон отеля Субиз. Э.Э.Корни ансамбль трех площадей. Нанси Г.В.Кнобельсдорф Сан-Суси. Потсдам Учебный материал 32 Архитектура рококо.




В музыке стиль рококо проявился в так называемом "галантном стиле". Галантный стиль (galante -развлекаться) выступал в оппозиции к искусству барокко, был более демократичным, представлял собой доступное, приятное, изящное искусство для любителя. Отличался утонченостью композиции. В музыке галантного стиля преобладало двухголосие и ориентация на гомофонию (выделение главного голоса). Считалось, что даже любитель был в состоянии воспринять все тонкости такой музыкальной композиции и насладиться как целостным произведением так и отдельными его элементами ("аффектами"). Представители "галантного стиля" (довольно условно): Д.Скарлатти - опера "Любовные недоразумения, или Розаура" и др. – итальянский композитор, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Гольдони – итальянский драматург, создатель национальной комедии, автор пьес «Слуга двух господ», «Хитрая вдова». Учебный материал 34 Галантный стиль.


Сентиментализм (франц. sentiment - чувство) Идейно- художественное направление в европейской культуре XVIII в, отразившее разочарование в идеологии Просвещения. Его возникновение подготовлено кризисом просветительского рационализма. Провозглашал культ естественного чувства природы, ему свойственны чувствительность, нежность в выражениях, сострадательность (Ричардсон, Стерн, Смоллетт, Руссо). Его возникновение подготовлено кризисом просветительского рационализма. Зародился в Англии в 20-х гг. ХVIII века. Учебный материал 35 Сентиментализм.


С середины ХVIII века европейское искусство вновь обратилось к античности. Новый стиль получил название неоклассицизма. Переход от рококо к неоклассицизму часто называют "бунтом", из-за полной противоположности этих стилей друг другу. Архитектура неоклассицизма Ж.Ж.Суфло церковь Святой Женевьевы. Париж. П.Браччи, Д.Б.Маини - Фонтан Треви. Рим Д.Н.Сервандони церковь Сен-Сюльпис. Париж У.Чемберс Сомерсет-хаус. Лондон Р.Адам Дом в усадьбе Сайон-хаус К.Г.Лангханс Бранденбургские ворота. Берлин Готическое Возрождение(сер.XVIII - нач. XXвв.) (Англия) Х.Уорпол Дом в усадьбе Строуберри-хилл. Твикнем. Д.Уайет Аббатство Фонтхилл Учебный материал 36 Неоклассицизм.


Учебный материал 37 Ж.Ж. Суфло. Пантеон (бывшая церковь Сент- Женевьев в Париже) гг.


Скульптура неоклассицизма Ж.Б.Пигаль "Меркурий, завязывающий сандалию" А.Канова «Поцелуй Амура» Э.М.Фальконе "Милон Кротонский", "Медный всадник". Ж.А.Гудон "Вольтер, сидящий в кресле»,"Портрет композитора К.В.Глюка« Живопись неоклассицизма Ж.Б.С.Шарден "Молитва перед обедом", "Вернувшаяся с рынка", "Натюрморт с атрибутами искусств" Д.Б.Тьеполо "Меценат представляет императору Августу свободные искусства." А.Р. Менгс "Персей и Андромеда" И.Г.В.Тишбейн "Гете в Кампанье» Жанр "ведута" (итал.)- городской архитектурный пейзаж: Д.А.Каналетто "Венеция, площадь Сан-Марко, вид на собор", "Дворец дожей и площадь Сан-Марко" Б.Беллотто "Дрезден с правого берега Эльбы", "Вид Цвингера" Ф.Гварди "Дворец дожей", "Венецианский дворик" Учебный материал 38 Скульптура и живопись неоклассицизма.




«Золотой век" английской живописи. У.Хогарт "Девушка с креветками", cерии "Карьера повесы", "Карьера продажной женщины", "Модный брак". Д.Рейнольдс "Портрет адмирала лорда Хитфилда", "Портрет Нелли О"Брайен» Т.Гейнсборо "Супруги Эндрюс", "Мальчик в голубом", "Утренняя прогулка", "Портрет Сары Сиддонс", "Портрет герцогини де Бофор (Дама в голубом)". Учебный материал 42 Живопись Англии ХVIII века.


Главная музыкальная форма - симфония. Симфония как концепция мироздания. Л. В.Бетховен () - 5 фортепианных концертов, 9 симфоний, сонаты для скрипки и фортепиано (в том числе "Крейцерова"), квартеты, сонаты для фортепиано (в том числе"Патетическая", "Аппассионата"). В.А. Моцарт () - Австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося очень рано. Им написаны 626 произведений: скрипичные концерты, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии, струнные квартеты и дивертисменты, квинтеты, сонаты и фантазии для фортепиано, оперы («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта" и др.). Учебный материал 45 Музыка классицизма.


Учебный материал 46 Вопросы к семинару Тема 9. Западноевропейская культура и искусство Нового времени. (ХVII-ХVIIIвв.) 1. Стили и жанры в искусстве Нового времени (на выбор). 2. Представители искусства Нового времени (на выбор). Для студентов специальностей: социально-культурный сервис и туризм (СС): Кухня народов Европы в ХVII-ХVIIIвв. в работах Ф.Снайдерса и др.. социально-культурный сервис и турим (СУ): Образ Юдифи на полотнах художников – имиджевые характеристики стилей и эпох в интерпретации библейского сюжета. туризм (ТУ): «Искусство нового времени»: экскурсионные маршруты по выдающимся картинным галереям мира и городам Европы. спортивно-оздоровительный сервис (СО): Распространение представлений о здоровом образе жизни.


47 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

 

 

Это интересно: