→ История военной музыки в россии. История военной музыки в россии Музыкальные традиции отечества

История военной музыки в россии. История военной музыки в россии Музыкальные традиции отечества

Упоров Игнат

Истоки русской народной песни. Вторая жизнь народной музыки в ремиксах, кинофильмах, сценографии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

Конкурс проектов «Первые шаги»

Народная музыка:

Традиции и новаторство

Исполнитель – Упоров Игнат

Учащийся 4 А класса

МОУ «СОШ № 79»

Учитель – Упорова И.А.

г. Пермь, 2009г.

Стр

1. Введение …………………………………………………………… .4

2. Народная музыка: традиции

2.1. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка…»…………5

2.2. Жанровое многообразие народных песен………………6

2.3. Музыкальный фольклор ………………………………… 7

2.4. Народные инструменты ………………………………….. 7

3. Народная музыка: новаторство…………………………………... 8

  1. Заключение…………………………………………………………. 9
  1. Библиография……………………………………………………… 10
  1. Нотное приложение……………………………………………... ...11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный проект актуален и представляет интерес для любого человека – музыканта или обывателя. Ведь все народные песни о нашей жизни. Народное творчество – это школа патриотического воспитания.

Ребёнок растёт от колыбельных песен до былин, готовится к постижению сложного мира. Фольклор привлекает внимание детей и молодёжи к истории и культуре родного края. Народные песни способствуют всестороннему развитию личности.

Песня и музыка помогают преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между дедами и внуками.

Работа построена следующим образом:

Второй раздел раскрывает истоки народной песни, её богатство. Знакомит с музыкальным фольклором и разнообразием музыкальных инструментов.

Третий раздел раскрывает роль народной песни в жизни человека, традиции и новаторство.

В приложении данной работы представлено нотное приложение, музыкальные треки народных мелодий в современных обработках, а также презентация и видеоролики.

1. Введение

Роль народной песни в жизни человека

Обычаи наших предков и далеки,

и очень близки сегодня. Они скрыты

в рукописях, архивах, живы во многих

чертах наших дней. И даже вытоптанные,

казалось, начисто, они оживают в сердцах.

М.М. Громыко

Слайд 3 Русская народная песня - сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня - это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.

«Являясь вершиной народной поэзии, где слово имеет первостепенное значение: «песня сказывается, а напев приходит сам», - говорили в старину, русские народные песни оставляют след возвышенного состояния и озарения в душе каждого своими мелодиями, говорящими о душевных качествах русского человека. Охватывая всю его жизнь, они выражают его судьбу, быт, труд, душевный мир и особенности характера, потому и обладают огромным богатством своего разнообразного и разнохарактерного арсенала, неподражаемостью своих оттенков-интонаций: эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие, созерцательные, то нежные, трогательные, грустные, то озорные, насмешливые, иронические песен любовных, свадебных, обрядовых, плясовых, трудовых, ямщицких и т. д.» 1

Русские народные песни были и остаются любимыми своим народом, у них – особая дорога к человеческой душе: они делают нас добрее, чище и сильнее, исцеляя наши души.

На основе народной песни, народной культуры пения возникали и развивались все современные академические профессиональные вокальные культуры и школы, складывались характерные признаки и особенности национальных музыкальных культур. Знакомство с народной песней расширяет представление о народном музыкально – поэтическом языке.

И сегодня русская народная песня живет в народе со своим кругом образов, самобытной музыкальной выразительностью, со своей «сотканностью», одетая в одежды художественной правды, что уже само по себе глубоко трогает, рождая переживания.

Тем не менее, русская народная песня обогащала и сегодня обогащает все музыкальные жанры. Певческие сочинения народа пели и сегодня поют отдельные певцы, владеющие природными голосами, сохраняя для нынешнего поколения людей искусство, петь - сказывать, особенно для российской молодежи, которая должна осознать величайшую ценность, духовную красоту, беспредельную музыкальность, какие сокрыты в русской народной песне.

1 Витвицкий К.З. «Одухотворенное бельканто». - Пермь ООО «Типография» Книга, 1990 г.
4

2. Народная музыка: традиции

«Ты откуда, русская, зародилась, музыка…»

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Г. Серебряков

Многие народные песни слагались ещё в далёкое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами. Они были очень талантливыми людьми – это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных песен.

Самые древние народные песни (крестьянские) сочинялись в деревнях, потом в городах (рабочие, революционные). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народная песня создавалась в труде, это неотъемлемая часть существования крестьян, это их радости и горе, раздники, зимние посиделки…

Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревни, от поколения к поколению. Слайд 4

Знакомство с народным творчеством начинается у человека с пелёнок, с колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Часто пели духовные стихи на музыку колыбельной. Колыбельная песня вводит в сон, успокаивает. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки.

С первых же минут своего бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Даже самые обыкновенные потягушечки сопровождались песенками – приговорками. В результате незаметно уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному творчеству. Он прошёл необходимую музыкально - творческую школу (см. Нотное приложение, стр.10)

Жанровое многообразие народных песен

Жанр – французское слово, оно обозначает исторически сложившийся вид, тип произведения в искусстве. В музыке различают следующие жанры:

  1. По способу исполнения (вокальные – сольные, ансамблевые (несколько человек), хоровые; вокально – инструментальные; инструментальные – сольные, ансамблевые и оркестровые)
  2. По назначению (марш, танец, песня, колыбельная песня, частушка и др.)
  3. По месту и условиям исполнения (театр, концерт, камерные киномузыка и др.)

Слайд 5 «Песня – душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Д. Б. Кабалевский. Очень разные бывают песни: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, песни протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской народной песни многообразно.

В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не бывало свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета – песни – плача. Когда помещики заставляли своих крестьянок собирать урожай в огородах, садах, они требовали, чтобы женщины и дети пели песни, чтобы не ели их ягоды, овощи и фрукты. Когда люди тяжело работали, песня им помогала делать что – то одновременно, как команда, и этим облегчала их работу. Например, при постройке какого – либо дома, коровника, амбара или в работе бурлаков с песней легче было идти в ногу или тянуть баржу, гружённую хозяйским добром.

Русский человек всегда был чувствителен к прекрасному, он любил поля и леса своей Родины, её природу и воспевал это и в стихах, и в песнях, и в рисунках, и в музыке.

Слайд 6 Одним из любимых жанров русского народа была и остаётся частушка. Частушка – весёлый, озорные куплеты, чаще сатирического содержание. Достаётся лодырям, лентяем и лежебокам, неряхам и обменщикам.

Слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Кое – где частушки называются «припевками». Это быстрые песни в чётком ритме. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяется с разными словами (см. Нотное приложение стр.12)

Музыкальный фольклор

Слайд 7 Фольклор – народное творчество. Английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова – folklore – переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество. В самом деле: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от инструментальной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. « Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально – творческих талантов, а произведения целого народа», - писал А.Н. Серов. Каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории и быта.

Слайд 8 Самый древний пласт фольклора, т.е народной музыки, - крестьянские песни: календарные песни (для каждого времени года – свои), заклички, приговорки, позже появились и городские: солдатские, рабочие народные песни. Детский фольклор – потешки, скороговорки, загадки, небылицы – также нашли отражение в детской народной музыке (см. Нотное приложение стр.11)

Народные инструменты

Слайд 9 Человек прислушивался к протяжному пению тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты – гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещётки, ложки. Музыкальным символом русского народа считается балалайка и гармонь.

Гитара – струнный щипковй инструмент, один из самых распространённых инструментов. Любой вокально – инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: од неё хорошо поётся вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и в концертном зале. И в моём проекте - «Народная музыка: традиции и новаторство» , народные песни и мелодии прозвучат в современных обработках в исполнении гитары.

3. Народная музыка: новаторство

Слайд 10 На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.

Для поэта, композитора, художника, как и для каждого из нас, не может быть природы без человека, как и человека без природы.

Народная песня как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии.

Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», - сказал когда – то М.И. Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов:

  • П.Чайковский Первый фортепианный концерт (Укр. н. п. «Веснянка»)
  • М. Мусоргский опера «Хованщина» (в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни)
  • Н. Римский – Корсаков Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
  • М. Глинка «Камаринская»
  • Г. Свиридов «Курские песни»
  • С. Прокофьев кантата «Вставайте, люди русские…» (см. Музыкальное приложение)

В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах (см. Музыкальное приложение).

  • К\ф «Мы из будущего»
  • М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»

4. Заключение

Слайд 11 Народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражены не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства.

Через музыкальный фольклор мы соприкасаются с традициями своих предков, обрядами, обычаями. Деятельность, которая строится на принципах фольклорного творчества, развивает художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка. Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, сочетающую поэзию, музыку, пластику движений.

Песенность и певучесть – характерные черты русской народной музыки и выросшей из неё композиторской музыки. Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки.

5. Библиография

1. Видеоматериалы из к\ф «Мы из будущего», из м\ф «Алёша Попович и Тугарин – змей»

2. Громыко М. М. «Мир русской деревни» - Москва «Молодая гвардия»,

1991г,446с, ил.

3. Критская Е.Д. Музыка 2, 3, 4 класс – Москва «Просвещение», 2002. –

127 с.

4. Максимова Т.С. Музыка 4 класс – Волгоград «Учитель», 2006. – 141 с.

5. Михайлова М. А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод»

(народные праздники, игры и развлечения) - Ярославль: Академия

Развития: Академия холдинг, 2001 г. – 224с.

6. Попов В.С. «Русская народная песня в детском хоре» - Москва,

«Музыка», 1985г. - 80с.

7. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём играть». (Русский детский

Игровой фольклор). Составитель Новицкая Г. М., Науменко Г. –

Москва «Просвещение», 1995г. - 240 с.

8. Хрестоматия детского чтения – Москва «Росмэн», 2007. – 464 с.

6. Нотное приложение

1. Котенька – коток

(колыбельная)

Ах ты, котенъка-коток,

Котя серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою Сонечку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Полну крынку творога,

Платок аленький свяжу,

Тебе шейку повяжу.

2. Барашеньки

Барашенъки

Крутороженъки,

По горам ходят,

По лесам бродят,

В скрипочку играют,

Васю потешают.

3. Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит - это он.

Выходи из круга вон!

4. Раз, два, три, четыре

1. Раз, два, три, четыре, 2. Я скакала, я плясала,

Меня грамоте учили - Себе ноженьку сломала

Только по полю скакать Стала маменька жалеть.

Пермская обл 5. Гори, гори ясно Автор записи СПб консерватория,

6. Частушка

  1. На уроке физкультуры

По спортивному хожу,

В баскетбол я поиграю,

А потом домой пойду.

  1. На уроке мы сидим

И в окошечко глядим.

Поиграем, попоём

Дружно мы домой пойдём.

Досуг для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Музыкальные традиции России.

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Досуг предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей.

Назначение работы: Досуг познакомит детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами и традициями России.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной культуры.
Задачи:
1. приобщать детей к музыкальному искусству;
2. воспитать у старших дошкольников интерес к музыкальным инструментам;
3. формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
4. закреплять знания детей о музыкальных традициях России
Атрибуты и оборудование:
- Русские народные костюмы (по количеству детей)
- Музыкальные инструменты: Балалайка, Гармонь, Свирель
- Фонограмма со звучанием балалайки; гармони; свирели

Досуг: Музыкальные традиции России.

Звучит русская народная музыка. В зал заходят 2 ведущие в русских национальных костюмах. Ведущие идут вдоль стен на встречу друг другу. Каждая ведущая за собой ведет детей. Ведущие встречаются в центре зала, и встают лицом к зрителям. Дети встают полукругом. (Слайд №1)
Ведущая 1: Здравствуйте люди добрые!
Здравствуйте молодцы крепкие, да девицы красавицы!
Страна наша Россия большая, красивая и многонациональная. (Слайд №2)


Ведущая 2: Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Издавна славиться земля русская народными инструментами, задушевными песнями и танцами.

Ведущая 1: На Руси все события в жизни человека – рождение, игры, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая, свадьба – сопровождались пением, плясками и театральными представлениями.
Где песня поется, там весело живется! (Слайд №3)


Ведущая 2: О русских народных инструментах можно рассказывать множество интересных историй. Сегодня мы познакомим Вас не только с некоторыми из них, но и услышим, как они звучат.

Ребенок 1: Деревяшка три струны.
Натянутых и тонких.
Вы узнать ее должны!
Поет ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка
Что же это? (Балалайка)
(Слайд №4)


Ребенок 2: Балалайка музыкальный инструмент, который придумал и изготовил русский народ. Балалайку делают из дерева. Похожа она на треугольник. На балалайке три струны. Для того чтобы зазвучала музыка, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам.
Человека играющего на Балалайке называют – балалаечником.


Звучит фонограмма - игра на балалайке.
Мальчик- балалаечник имитирует игру на балалайке.
Ребенок 3: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
После того, как зрители отгадают загадку, выходит мальчик рассказик.
(Слайд №5)


Ребенок 4: Гармонь - музыкальный символ России. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. Между ними находится камера из ткани, в которую закачивается воздух, благодаря этому звучит музыка. Не простая, а плясовая.
Музыканта играющего на гармошке называют – гармонистом.


Звучит фонограмма - игра на гармони.
Мальчик- гармонист имитирует игру на гармони.

Ребенок 5: Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (Свирель)
(Слайд №6)


Свирель – это деревянная дудочка. Изготавливают ее из дерева, тростника или камыша. С одной стороны делают косой срез. С боку у свирели есть игровые отверстия. Если подуть в свирель и закрыть по очереди отверстия польется волшебная музыка.


Звучит фонограмма - игра на свирели. Мальчик имитирует игру на свирели.

Ведущая 1: Ах, как хороши русские народные инструменты! Предлагаю устроить настоящий концерт.
Музыканты будут играть!
А артисты танцевать!
Встречайте русскую Кадриль. (Слайд №7)


Дети танцуют танец: Кадриль.
После танца дети кланяются и уходят. (Слайд №8)


СПАСИБО за внимание! До свидания! До новых встреч!

Презентация на тему: Музыкальные традиции России

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»

проводит среди обучающихся СПО и ВУЗов, изучающих народное музыкальное творчество и традиционную культуру,

Пятый всероссийский Открытый конкурс

Пою моё Отечество!

Цели и задачи конкурса:

  • осознание богатства и красоты наследия предков;
  • изучение культуры, искусства, творчества народов России;
  • содействие международному сотрудничеству, нацеленному на выявление многообразия культурных и национальных традиций разных этносов;
  • укрепление взаимопонимания и дружеских связей между представителями разных этнических групп;
  • объединение обучающихся разных национальностей на принципах мирного сосуществования и творческого взаимопонимания;
  • сохранение, поддержка и популяризация национальных инструментов;
  • расширение кругозора и интеллектуального уровня молодежи;
  • решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей молодежи;
  • создание условий для творческой самореализации юных музыкантов (музыковедов и исполнителей) и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • исполнителей и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • выявление и поддержка одаренной творческой молодежи России и других стран, просвещение, патриотическое и эстетическое воспитание, укрепление единого культурного пространства, сохранение и развитие культурного потенциала субъектов Российской Федерации.

Условия участия

Обучающиеся СПО и ВУЗов готовят выступление (не более 15 минут) и презентацию о своей Малой Родине (этносе, регионе, ареале, локусе). Информационный материал может затрагивать аспекты краеведения (история заселения, природные условия), этнографии (жилище, ремёсла, традиционный костюм, обряды), музыкального фольклора (народные инструменты, песенные и инструментальные жанры, аутентичные исполнители и мастера). Сообщение должно содержать исследование музыки изучаемого региона и музыкальные иллюстрации, в том числе личное исполнение конкурсантом или группой участников инструментальной или вокальной этномузыки, а также образцов хореографического фольклора.

Сроки и место проведения

Ул. Маршала Соколовского, дом 10

Жюри

Председатель Щербакова Анна Иосифовна - и.о. ректора МГИМ имени А.Г.Шнитке, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, член Международной академии наук педагогического образования и Союза писателей РФ.

Заместитель председателя Алябьева Анна Геннадьевна - заведующий кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства, доктор искусствоведения, профессор, член общества востоковедов РФ, член Международного совета по традиционной музыке (ICTM ) при ЮНЕСКО.

Зайцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, член Международного союза музыкальных деятелей, Академик Международной Академии творчества, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ключ».

Василенко Александр Иванович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, старший преподаватель кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке.

Шабшаевич Елена Марковна - доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, научный руководитель Центра научного творчества студентов.

Ганичева Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, старший научный сотрудник отдела издательской и научно-исследовательской работы.

Контакты

Координатор проекта - Зайцева Елена Александровна 8-916-535-11-81

mlad61@ mail.ru

Информация, а также итоги конкурса будут опубликованы на официальном сайте МГИМ имени А.Г. Шнитке

В заявке с пометкой «Пою моё Отечество» следует указать:

Заявку отправлять по эл. адресу: [email protected]

Вступительный взнос с указанием «За участие в конкурсе «Пою моё отечество»» в размере 1000 рублей следует оплатить переводом на расчетный счет МГИМ имени А.Г. Шнитке. Скан (фото) квитанции следует послать по электронной почте на адрес [email protected] до 10.05.2019.

Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:

«В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице» -

узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.

Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.

«…Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя нет,

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Вам малыши, всего семь лет,

Частушке 100, а может 200!»

В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.

Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:

«На березу трактор лез,

Все коленки ободрал,

Ну кому какое дело,

Может там его гнездо!» -

и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:

«Постоим с тобою рядом

Плечико о плечико,

Чтоб не ныло, не страдало

По тебе сердечико…»

К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…

В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.

В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.

Павловские частушки


Городок наш небольшой,

Павловом зовется.

Мы поем о нём с душой,

Песня так и льется.

Краше Павловской земли

Во всем свете не найти.

Здесь народ мастеровитый-

Металлисты, кустари.

Не скучает круглый год

И танцует, и поёт

Павловчанин, павловчанка-

Удивительный народ!

Вся Россия знает нас,

Выпускает город ПАЗ.

Полстраны ругаются,

Тормоза ломаются!

Павловские улочки,

Кривые переулочки,

Разговоры окские,

Гусаки бойцовские.

Кто-то едет заграницу,

На морские берега,

Ну а нас волной ласкает

Синеглазая Ока.

Желтый Павловский лимон

Для России всей знаком.

Из земли растет в горшке,

Кусочек солнца на окне.

Значит денег миллион,

А в Павловской стороне

Лимоны зреют на окне.

Промыслы народные,

Люди благородные,

От старого до малого

Вам шлём привет из Павлова!!!

Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.

Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!

Литература:

«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.

 

 

Это интересно: