→ Краски природы в наряде русской красавицы презентация. Конспект урока по изо "русский народный костюм". Путешествие на север и юг России

Краски природы в наряде русской красавицы презентация. Конспект урока по изо "русский народный костюм". Путешествие на север и юг России


Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи. Оборудование: для учителя - методические таблицы, детские работы, компьютер, презентация «Русский народный костюм». Для учащихся: графические материалы, гуашь, тушь, акварельные Краски. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка»,»Три девицы подземного царства», Ф.Малявин «Вихрь», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна. На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки.


Ход урока 1.Организация класса. 2.Беседа по теме урока. Учитель. Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе: Заговор-заклятье Пойду ль я во чисто поле- Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чисто поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами- От всякого злого недуга.


Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»? -Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.


История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева - юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты. Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна. На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова». (Идет беседа по произведениям). Звучат попури русских народных песен и наигрышей. Слова – «рубаха», «сарафан», «епанечка» (короткая клешеная кофточка без рукавов), «понева»- домотканая клетчатая юбка из шерсти. Просмотр презентации «Русский народный костюм».


Русские народные костюмы (мужские) Мужской костюм состоял из рубахи- косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой овчинные нагольные шубы. Мужская обувь сапоги или лапти с онучами и оборами.


Русские народные костюмы (женскиие) Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Русский народный крестьянский костюм

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский народный костюм Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Презентация создана учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 423 г.Кронштадта Харитоновой Н.В.

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.

Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.

Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин (как правило клетчатой) с богато украшенным подолом

Тульский наряд

Южнорусский понёвный комплекс Головной убор - сорока Вышитая рубаха Передник Понёва Лапти Занавеска Пояс (кушак)

Головные уборы Кичка Сорока

Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.

Северорусский сарафанный комплекс Кокошник Венец Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти

Узоры Орнамент Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вэтой работе ученица раскрывает историю возникновения народного костюма и ведет сравнение с современной одеждой"...

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

Светлана Вохринцева - Раскраска народного костюма «Россиночка» ПОЛХ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ Автор серии раскрасок «Россиночка» - Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантази...

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративное рисование. Это авторские работы, творческие... (традиции и современность).Это изображение головных уборов.....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чёрный цвет - цвет кровной мести, символическое употребление цветов является языком,
традиционным средством передачи идеи и душевных состояний. Зло, темнота, страдания,
несчастье, болезнь, смерть.

Зловещий цвет ворона - воспринимается как приобретённый от соприкосновения с огнём
(или дым).

Чёрный - чисто животное начало. Смерть, обмороки, сон, тьма. Это эмблема всего
скрытого,

тайного, тёмного, неизвестного, это зло и дурные вещи, отсутствие удачи, чистоты, белизны,
и несчастье, болезнь и смерть, вдовство.

Чёрный цвет и подземный мир в Индии. Вода и дождь. Он надевает чёрную одежду ибо
такова природа дождя.

Чёрный цвет - это цвет самого тёмного времени года.

Белый цвет - цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет преумножения,
очищения, приобщения к миру добрых духов и культу предков, которым они приписывали
большое влияние на все свои дела.

Быть белым - значит быть чистым, безбедность и отсутствие неудач, воспитание, власть и
сила, отсутствие смерти и слёз, встреча с духами предков и поминание их дарами.
Жизнь и здоровье, зачатие или рождение ребёнка, смех, как знак дружелюбной
общественности (у стариков волосы белеют, созревание).

Быть белым - значит быть в правильных отношениях с
животными и мёртвыми, а значит быть здоровым и невредимым.

Белизна это цвет всеобщей осведомленности.
Белый как дневной свет и от солнца и от луны.
Красный и белый выражают сопоставление.

Белый феет, когда в (холодных) красках тёплых, и в холодных - согревает.

Белый - предки - традиции - прошлое - память.

Русские синонимы притвориться, перекраситься.

Белый соотноситься с женщинами, как хранительницами мифов. Именно женщины
красятся в белый цвет и носят белые одеяния.

Белый цвет - это когда покойник уходит в прошлое, ему подобает быть одетым в белые
одежды.

Смерть - как возрождение в новом качестве.
В красные и чёрные цвета раскрашиваются только живые.
Белым цветом могли краситься только мёртвые, духи предков.
Вода считается белой, так как очищает человека от грязи.

Предварительный просмотр:

Красный цвет - ассоциируется с огнём - важнейшим для первобытного человека явления. Огонь может быть созидательным (в очаге) и разрушительным на пожаре. Вероятно именно 1 свойство должно было почитаться людьми. Хранительница домашнего очага была женщина.

Многие народы представляли духа огня в виде старой женщины, а у нанайцев в виде дряхлой, сгорбленной старухи в красном халате.

В традициях Вьетнама самым верным способом сохранения себя от злых духов, считалось ношение амулетов, обычно красного цвета, которого бояться духи. К аналогичному амулету можно отнести детскую шапочку, сшитую из красных и серых лоскутков материи.

Во многих обществах красный цвет как обрядовый, обозначает переход от детства к юности. Этот цвет возбуждал и устрашал врагов одновременно.

В Австралии красный цвет по преимуществу цвет силы, энергии, видимой (огонь) и не видимой (духовной) - цвет радости. В Индии красный - свадьба и покойник раскрашен в красное.

Красный - обозначал восток, поскольку на востоке, каждый день рождается солнце. Красный цвет воскрешения.

Для возвращения солнца нередко использовались среди прочего предметы красного цвета. Жители Китая в канун Нового года наносят визит и оставляют карточки красного цвета. Красный - цвет счастья. Чтоб счастье не покинуло этот дом, зажигают красные свечи. Отметки 5 ставят красным цветом. Символ жары, лета, огня. Красный - смерть и счастье, погребения и воскрешения.

Красный одновременно может приносить добро и зло, поскольку красный цвет это кровь, а

кровь бывает чистой и не чистой.

Белый свет утра - красный свет вечера.

Контраст день и ночь, муж. и жен., красный и белый.

В мифах существует культ трёх рек.

Главной рекой является белая, средней - красная и младшей - чёрная.

Сохранение себя от злых духов считалось ношение амулетов обычно красного цвета.

Предварительный просмотр:

Использование наглядных пособий на уроках История С. Петербурга

Межпредметные связи

Уроки природоведения

Связь с уроками трудового обучения

Связь с уроками
математики.Счет ДО 10

Связь с уроком математики

Связь с трудовым обучением. «Художеств. труд».История С. Петербурга.

Подготовка к 4 кл.Связь с
природоведением.

Тема урока.Класс

I. 1.Знакомство с народным
костюмом «Подол рубахи» 1кл.

  1. Термины (словарь)
  2. Иллюстрации животных, сливающихся с природой
  3. Вышивка шов «роспись».Знак земли

П.Тема.Конь-огонь 1кл. Вышивка шов

«крест».Производиться отсчет по клеточкам в пределах до 10.

  1. Тема.Декоративное рисование.Птицы.2 кл.

Внимательность, наблюдательность.Отсчет клеточек в пределах 20 (задача усложняется)

  1. Тема «Декоративное рисование.Народный костюм «Южный» 3 кл.

Работа с ножницами Работа с разными бумажными плотностями(картон, аньбомный лист и лист в клетку)

  1. Тема «Костюм доброго молодца и красной девицы» 2 кл. Строение человека

Предварительный просмотр:

Методическая работа.
Практические рекомендации другим учителям.

1 .Работая над программой Шпикаловой, рекомендую в 1 классе использовать
на уроке «Плетение разноцветных ковриков». Знаки земли.Земля,вода,горы.
Или распаханное поле.

Потому как самый первый опыт запоминается детьми лучше, чем
последующие, как и первый учитель.

  1. Когда плетешь коврик, а потом пытаешься дать рисунок, то детям это уже
    не очень интересно.А когда сразу плетешь, используя основу и создаешь
    узор, детям очень нравиться.Но при этом не надо всех заставлять делать узор
    плетение «распаханное поле».У некоторых детей в 1 классе еще (в ноябре
    месяце) плохо развита мелкая моторика,внимательность, счет до 10 не
    усвоен. Поэтому используется плетение какое предложила Шпикалова (как
    знак земли). Для более способных детей, я предлагаю более сильную работу,
    из 24 человек половина класса справилась с рисунком, а половина класса
    выбрала более легкий вариант. Поэтому учитывается индивидуальность
    детей, к чему сейчас призывают учителя.
  2. При знакомстве с крестьянской вышивкой лучше начинать работу с шва
    «роспись», так как это самая древняя вышивка, т.е. шов.Начинать знакомство
    с рубахи, так как первая одежда до 13 лет у мальчиков и девочек была только
    рубаха. Повседневная одежда.
  3. На уроках математики очень хорошо использовать рисунок конь-огонь или
    другие рисунки, считая клеточки.Получаются рисунки. При этом дети очень
    аккуратны и внимательны. И с удовольствием рисуют и даже не хотят
    отдавать свои работы. Детям не интересно просто считать в воздухе, а
    интереснее когда цифры оживают (как живая математика) и (связь с
    кончиками пальцев) и превращаются в изображение.

Предварительный просмотр:

I класс.Шпикалова.

Урок - импровизация.

Краски природы в праздничном наряде русской красавицы.
Импровизация по мотивам народного орнамента.Подол рубахи.

Цель: Познакомить детей с народным костюмом и крестьянской вышивкой в северном
народном костюме.

Задачи.

Образовательная : 1 .Дать представление о том, что русский народный костюм - это
слияние человека со Вселенной.

2. Познакомить детей с азбукой чтения знаков-символов.
3.Определить и доказать на основе примеров,что краски природы
являются неотъемлимой частью русского народного костюма.
Развивающие : 4.Формировать связь с другими предметами, а именно с
Природоведением.Интеграция.

  1. Познакомить детей с нар. костюмом через художественный труд.
  2. Научить вышивать(писать) орнаменты и вкладывать в них смысл
    Воспитательные : Т.Формировать у детей только положительные мысли и чувства

В.Закрепить связь поколений.

Оборудование для учащихся:
1 .Бумага в клетку с аппликацией

  1. Фломастер
  2. Простой карандаш
  3. Резинка

Оборудование для учителя:
1 .Картины с животными

  1. Русский народный костюм
  2. Магнитофон и кассета
  3. Словарь: кокошник, рубаха, сарафан, красный, белый, свет, чистый, оберег, земля, вода,
    росток, горы.
  4. Свеча, спички
  5. Стих о колокольчике(добро и зло)
  6. Икона
    Литература:
  1. Н.В.Серов. Хроматизм мифа
  2. Журнал "Свет", статья "Одежда от предков"
  3. Энциклопедический словарь "Русский народный костюм"
  4. Лекции на занятиях УПМ

Предварительный просмотр:

ВОСКРЕШЕНИЕ

КРОВЬ

ЖИЗНЬ

Предварительный просмотр:

План урока.

I. Орг. Момент

П. Костюм - вселенная мира

б) Символика цвета 3 м.

в) Сливание с природой 3 м.

а) рубаха

б) кокошник

в) сарафан

  1. Физминутка.Кадриль.

а) аппликация

б) узор,орнамент

в) знаки-символы

  1. земля
  2. вода
  3. росток
  4. горы

а) стих «Колокольчик»

  1. Выставка работ
  2. Орг. момент

Ход урока.

Г.Орг. момент

П.Костюм - вселенная мира

  1. А почему ты так решил?
  2. Цветное изображение.

  3. мой вопрос


  4. вселенною

б) символика цвета


народном костюме?

  1. белый, красный, черный
  2. Красного

в) Сливание с природой.



Предварительный просмотр:

По программе Шпикаловой.

  1. КЛАСС
  1. Декоративное рисование. Народный костюм. Подол.
  2. Декоративное рисование. Конь - огонь.
  1. КЛАСС
  1. Декоративное рисование. Кокошник.
  2. Декоративное рисование. Птица.
  3. Декоративное рисование. Костюм красной девицы.
  1. КЛАСС
  1. Урок импровизации. Образ матушки - зимы...Народ, орнам.
  2. Декоративное рисование Южных стран. Народный костюм.
  1. КЛАСС

Предварительный просмотр:

План урока.

I. Орг. Момент

П. Костюм - вселенная мира

а) Беседа по картинам (фото) 5 м.

б) Символика цвета 3 м.

в) Сливание с природой 3 м.

Ш. Краски природы в наряде русской красавицы

а) рубаха

б) кокошник

в) сарафан

  1. Физминутка.Кадриль.
  2. Практическая работа.Знакомство со знаками-символами.

а) аппликация

б) узор,орнамент

в) знаки-символы

  1. земля
  2. вода
  3. росток
  4. горы
  1. Вкладывание смысла в орнамент добрых мыслей

а) стих «Колокольчик»

б) музыка «Ивана Купала «Несет Галя воду»

  1. Выставка работ
  2. Орг. момент

Ход урока.

Г.Орг. момент

П.Костюм - вселенная мира

Рассмотреть изображение людей, одетых в русский народный костюм.

а) беседа по картинам-фотографиям

  1. Ребята, перед вами висят 3 картины, рассмотрите их
  2. Кто скажет, о каких людях мы сегодня будем говорить?
  3. О тех, которые жили давным-давно?
  4. А в какой картине или картинах изображен современный человек,
    который просто оделся в костюм и сфотографировался?
  5. А почему ты так решил?
  6. Цветное изображение.
  7. А если бы все картины были черно-белыми, то тогда как бы ты ответил на
    мой вопрос
  8. Так как лицом, взором своим обращен человек к природе, но не только
    поведением он сливается с природой, но и сам костюм представлен
    вселенною

б) символика цвета

1 .Рассмотрите цветные иллюстрации и скажите, какие цвета присутствуют в
народном костюме?

  1. белый, красный, черный
  2. А какого цвета больше на костюмах?
  3. Красного
  4. Потому что люди красный цвет считали оберегом, который их защищает и
    оберегает.Поэтому сегодня мы будем рисовать красным фломастером.

в) Сливание с природой.

Смотрите, как животные сливаются с природой, еж и его иголки на спинке
сливаются с иголками хвоинок, белая шубка зверей сливается со снегом, и
человек тоже старался слиться с природой-матушкой.

Ш.Краски природы в наряде русской красавицы (кукольная игрушка).

  1. Здраствуйте, ребята!Я бабушка Маланья.А как вы думаете, что на мне
    одето?
  2. Рубаха
  3. Она у меня до самой земли.Женщины так и ходили.Вот внизу и
    изображали, что на земле растет.
  4. А на голове носили(достает кастрюлю)
  5. Ой, не то, совсем запамятовала(достает кокошник ).В небе птицы летают, а
    голова ближе всех к небу кокошник-курица.
  6. А что это у меня висит?
  7. (Дождик)
  8. А что еще можно увидеть на небе?
  9. (Солнце,звезды)
  10. Это все на кокошнике у меня.Вот солнце встает, а это зенит, а это
    закатное солнце.
  11. Ну а это сарафан.Ох,одену и пойду танцевать.
    ХУ.Физминутка.Танец «Кадриль».

У.Практическая работа.Знакомство со знаковой системой,
а) Аппликация

  1. Посмотрите, на костюме мы видим какие-то узоры, нам кажется, что это
    для красоты, а на самом деле это язык.Но не английский или немецкий,а
    декоративный прикладной. Мы научимся не только его читать, но и
    писать и оформим подол рубахи.

А начнем с упражнения. Возьмите в руки нашу аппликацию. Вспомните, что
обозначал этот узор.

  1. Земля.Распаханное поле.
  2. Где он вышивался чаще всего?
  3. На подоле.
  4. Значит сегодня мы будем расписывать подол рубахи,
    (тема урока на доске).Писать будем не сверху вниз, а наоборот.
  5. Как одним словом мы назовем эти знаки?
  6. Узор
  7. А как называется слово, когда мы говорим, что этот узор нужно повторить
    или продолжить?
  8. Орнамент

Давайте вместе превратим узор земли в орнамент. Возьмите в руки пока
простой карандаш.Вопрос на внимание!Мы будем писать сверху или снизу?

Скажите, а о чем вы думали, когда рисовали землю?

Ты один гулял по этой земле? Ведь главное , какие мысли и чувства вы испытываете

когда вышиваете...

Но прежде чем мы будем мыслями писать, хочу стихотворение я прочитать.И задать
вопрос.Одна дверь, один и тот же колокольчик.Но почему к первому мальчику вышла
добрая старушка, а ко второму Баба-яга?

Стоит небольшой старинный дом
Над зеленым бугром
У входа висит колокольчик.
Украшенный серебром
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь.
То поверь.

Что в доме проснется старушка.
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
Входи, не стесняйся, дружок-
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она
Но если,
Но если,но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться.
Поднимешь тезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-яга,
И не слыхать тебе сказки
И не видать пирога.

Итак, я повторяю вопрос...

Вывод: только с добром и добрыми мыслями нужно садиться за работу и представлять то
место на земле, где ты был, а может быть еще будешь. Поможет нам музыка и свеча.
Возьмите красный фломастер и обведите карандашом линии.(музыка Ивана Купала).
А сейчас выставка работ (Возможно на замазку)
УШ.После музыки может кто-то захочет рассказать, о чем он думал

Изменился ли наш класс?

Какие чувства?

  1. Добрые
  2. А к какой части рубахи ты бы прикрепил свою вышивку?
  3. Почему?

Из какой одежды состоит народный костюм?

С какими знаками растительн. орнамента ты познакомился?
Орг.момент.


Конспект урока по изобразительному искусству

Тема: Рисуем русский народный костюм.

Невского района Санкт-Петербурга

Цель :

Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма.

Воспитательные: гордость за русский талантливый народ создавший такую мощную народную культуру, ребята обязаны знать традиции и культуру своего народа.

Развивающие: на основе полученных знаний ребята самостоятельно работают над созданием своего костюма.

Оборудование и ресурсы: компьютер, презентация, фото народных костюмов.

Межпредметные связи на уроке: история, география, технология.

Ход урока:

    Организационный момент.

Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.

Ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества.

Сегодня у нас встреча двух предметов – изобразительного искусства и технологии.

    Беседа и работа с презентацией.

Каким же он был, русский национальный костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.

По одежде можно было определить, из какой губернии этот человек (Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Рязанской, Смоленской).

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. Узор изображался из стилизованных растений, цветков, веток.

Женская одежда состояла из:

Рубаха -основа женского народного костюма, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол, оберегающий женщину от «сглаза».

Сарафан – одевали поверх рубахи, украшали спереди и снизу узорной полосой, тесьмой, кружевом.

Душегрея – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Понева – домотканая клетчатая юбка, украшенная лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот.

III. Практическая работа.

 

 

Это интересно: