→ Урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Этап получения дополнительной информации

Урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки Этап получения дополнительной информации

Малые жанры фольклора- пословицы и поговорки Учитель русского языка и литературы Копылова Елена Ивановна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6». ТАДЖИКИСТАН.


Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание


Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка


А какие малые жанры фольклора вы ещё не назвали? Пословица Краткое изречение, которое даёт оценку явлению, событию, человеку. Пословица выражает законченную мысль. Поговорка Часть вашего предложения, которая делает ярче и выразительнее вашу речь. Часть вашего суждения.


Пословицы о пословицах ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ. ПОСЛОВИЦА ПРАВДУ ВСЕМ ГОВОРИТ. ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ. ГЛУПАЯ РЕЧЬ – НЕ ПОСЛОВИЦА. КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ. ОТ ПОСЛОВИЦЫ НЕ УЙДЁШЬ.


Тематические группы пословиц Любовь к Родине Глупа та птица,которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Грамота и обучение Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – вперёд пригодится. Век живи – век учись.


Трудолюбие и лень Терпение и труд всё перетрут. Лёжа хлеба не добудешь. Маленькое дело лучше большого безделья. Земля и крестьянская работа. Пашню пашут – не руками машут. Каково волокно, таково и полотно. Чья земля, того и хлеб.


Семья Любовь да совет, так и нуждочки нет. Муж да жена- одна душа. От хозяина чтобы пахло ветром, а от хозяйки- дымом. Природа и приметы Снег глубок- год хорош. Вешний день год кормит. Март глубок да мокрый май-будет каша и каравай.


Слово Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь –не приставишь. О дружбе Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. От хорошего братца можно ума набраться.


Задание 1. Продолжите пословицы. Тот труда не боится,… За всё берётся,… Нужно наклониться,… За всё браться- Не за своё дело не берись, а … Суди о людях не по словам, а… Не сиди сложа руки, …


Задание 2. Включите поговорки в предложения. Бить баклуши; брать быка за рога; как снег на голову; семь пятниц на неделе; без году неделя; лёгок на помине; выйти сухим из воды.


Задание 3. Подберите пословицы- синонимы. Без заботы и репу не вырастишь.

КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная» г. Омска

Конспект урока « Малые жанры фольклора »

Учителя: Савельева Любовь Изосимовна, Тарасова Татьяна Ивановна

Предмет, класс

Литература, 5 класс

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: «Дрофа», 2011

Программа

Программа по литературе для образовательных учреждений - V-IX классы – под редакцией

Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2011

Тема урока

Малые жанры фольклора

Урок по счёту

В КТП №11, в теме «Устное народное творчество (фольклор)» - №8

Тип урока

Урок – усвоение новых знаний учащимися

Технология

Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

    объяснительно-иллюстративный (анализ произведений; ответы на вопросы. работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

    частично - поисковый (самостоятельная работа; ответы на вопросы теста)

Цель урока

Расширить и углубить сведения об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора, познакомить с жанрами малого фольклора, их особенностями.

Задачи урока:

1) Обобщить и расширить знания об устном народном творчестве, дать сведения о малых жанрах фольклора.

2) Произвести краткий анализ произведений малых жанров фольклора, выявить их особенности.

3 ) Сосредоточить внимание учащихся на значимых художественно – изобразительных особенностях малых жанров фольклора, научить их видеть особенности каждого вида.

4 ) Формировать умение работать с материалом учебника, самостоятельно находить необходимый материал, систематизировать его, обобщать и делать выводы.

5 ) Развивать познавательную активность учащихся; повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ.

6) Ориентировать учащихся на формирование чувства любви к родному языку и русской литературе, их особенностям, создание творческой атмосферы, основанной на самоуважении и взаимоуважении.

Характеристика учебной группы 5 а класса

Открытый урок по теме «Малые жанры фольклора» был дан в 5 а классе для учителей вечерних школ закрытого типа.

В 5 а классе 13 обучающихся, класс набран первый год. По результатам стартовой проверки выявлено, что только трое из них владеют навыками осознанного чтения. Они работают на занятиях более активно и плодотворно, могут давать относительно полные ответы на поставленный вопрос, умеют определять с помощью учителя проблему текста и организовывать свою деятельность самостоятельно.

Остальные обучающиеся обладают средними или ниже средних способностями. Эти учащиеся могут односложно отвечать на вопросы, не всегда их ответы полные и основательные. Затруднения вызывают те вопросы, которые требуют логического мышления, знания содержания произведений.

В целом же, состояние учебной деятельности в процессе урока удовлетворительное. Каждый из обучающихся старается выполнять требования учителя, учится анализировать и пересказывать текст. Особую трудность вызывает то, что в классе для 80% обучающихся русский язык не является родным.

Домашние задания в средней школе №1 с очно-заочной формой обучения не предусмотрены. Именно поэтому обучающимся в процессе урока необходимо давать как можно больше сведений. На уроке учитель неоднократно обращается к основной проблеме, в течение всего урока направляет учащихся, разъясняет не только задания, но и значение многих слов, которые в других классах не требуют разъяснения; урок построен так, что обучающиеся выполняют небольшие по объёму, но значимые для изучения темы задания. Кроме того, по учебному плану школы на изучение литературы в 5 классе отводится 1,5 часа, что также обязывает строить уроки чётко, логично, использовать как можно больше учебного материала.

Структурные элементы урока, цели

Деятельность учителя

Работа учащихся

Приложение№1 (30 слайдов)

Организационный этап

Приветствие

Знакомство с оборудованием и материалами к уроку. Учитель обеспечивает положительную обстановку на уроке: психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности, выражает надежду на то, что все они активно включатся в учебную деятельность.

Подготавливаются к занятию.

Мотивация учебной деятельности

Подготовленный учащийся:

Издавна люди замечали смешное, странное, разумное или неразумное в действиях и поступках других, в различных явлениях жизни, это точно характеризовали короткими высказываниями, которые запоминались, передавались из поколения в поколение и дошли до нашего времени. Например, англичане говорят, что «дым родной страны яснее от огня чужбины» , итальянцы - «не верь, что за морем на виноградной лозе сосиски растут» , вьетнамцы - «чтобы быть человеком - учись неустанно» , шведы - «не натрудишь рук - не натрудишь и зубов» .

Учитель: Вы видите, что многие народы употребляют похожие выражения. Сегодня и мы почерпнём мудрости из бездонного колодца, имя которой - устное народное творчество.

Каким другим словом называют устное народное творчество?

Слушают сообщение, отвечают на вопрос учителя

Устное народное творчество – это фольклор.

Слайд №1

Актуализация знаний

1. Экспресс-опрос:

Литература - это...

Есть такие виды литературы …

Фольклор - это...

Примеры произведений устного народного творчества

Выполняют мини – тест (в тетрадях)

Множество любых письменных текстов.

Проза, лирика, драма.

Устное народное творчество

Сказки, былины, народная драма.

Слайд №2

Создание проблемной ситуации

Целеполагание

Послушайте:

В кузовочке лежали грибочки:

Кому –гриб,

Кому – два,

Кому – три –

Приходилось ли вам слышать подобные тексты?

Как они называются?

Чем они отличаются от сказок, былин?

Какие короткие выражения вы знаете?

Дополнение учителя: Правильно. А ещё есть потешки, загадки, скороговорки. Все они маленькие по объёму, все являются жанрами фольклора. И возникли они в глубокой древности.

Итак, какова тема урока?

Запишите её в тетради.

Надеюсь, вы согласны, что, такие образные и яркие, хотя и небольшие тексты украшают нашу речь и всю русскую литературу.

А теперь попробуйте сформулировать ЦЕЛИ нашего урока:

А теперь мы с вами поиграем: послушайте небольшие тексты: о чём в них говорится? -Что это за жанр?

1. Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
2.Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
3. Наклонилась над рекой -
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.

Почему вы так решили?

Учащиеся: - Да, приходилось.

Это считалки. (Записывают в тетради)

Они очень короткие.

Пословицы, поговорки, частушки.

Малые жанры фольклора.

Записывают в тетрадях тему урока.

Формулируют цели урока (по алгоритму, который на уроках усваивается учащимися)

Обобщить и расширить сведения об устном народном творчестве,

Узнать о малых жанрах фольклора, познакомиться с малыми жанрами фольклора, их особенностями.

Это загадки, это тоже жанр фольклора.

Мы их отгадали.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

А как строятся загадки? По каким принципам?

Что такое иносказание?

Что называется метафорой? Так что, какие художественно-изобразительные средства используются в загадках?

Иносказание – это выражение, заключающее в себе скрытый смысл

Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

При образовании загадок используются иносказания и метафоры.

Слайд № 7

Творческая работа с опорой на имеющиеся знания

Учитель: -Прочитайте загадку. Отгадайте её.

Придумайте свою загадку о тех предметах, которые вы видите в классе или за окном.

Учитель выслушивает различные загадки, совместно с учащимися оценивает работу.

Отгадывают загадку.

Придумывают свои загадки, зачитывают их, принимают участие в оценке ответов.

Слайд №8

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

Развитие навыков самостоятельного познания

Обращение к имеющимся у обучающихся сведений и расширение знаний

Извлечение готовых знаний из материалов презентации и оформление их .

Развитие умения выразительного и беглого чтения текста

Вопросы и задания:

Запишите номера пословиц и номера поговорок, которые вы видите на слайде, в таблицу (работа в тетрадях).

Из скольких частей состоит пословица, а из скольких поговорка?

- Антитеза используется в пословицах или поговорках? (+)

Какое выражение построено как незаконченная мысль, но содержит намек на вывод: пословица или поговорка? (+)

Что вы ещё узнали о пословицах и поговорках?

Один учащийся работает с толковым словарём (задание даётся заранее), находит объяснение слову ТАВТОЛОГИЯ

Выполните задание №1 к разделу «Пословицы и поговорки», данное в учебнике на странице 59.

Распределите заголовки к каждой группе пословиц: «Слово», «Природа», «Трудолюбие и лень», «Крестьянская работа», «Любовь к Родине», «Образование», «Семья».

Назовите пословицы каждой группы.

Определите значение пословиц:

Написано пером, не вырубишь топором.

Вешний день год кормит.

Терпение и труд всё перетрут.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Век живи – век учись.

Любовь да совет, так и нуждочки нет.

Выслушивание учителем и учащимися различных точек зрения.

1.Беседа: Какой жанр устного народного творчества самый любимый и у взрослых, и у детей? Почему?

Какие виды сказок существуют?

Отгадайте название сказки, данной на слайде.

К какому виду она относится?

2. Чтение слов Аксакова о сказке. Что вы ещё можете сказать об этом жанре фольклора?

3. Блиц – турнир по сказкам.

    1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

2.Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

3.Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

4.Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

5.Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

6.Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

7.Назовите магическое число в русских сказках.

8.Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

9.Какие реки текут в сказках?

10.Где живёт сказочный царь?

Просмотрите слайды №17-25, дополните свои записи в тетрадях названиями малых жанров фольклора (учителю помогает представить материал слайдов заранее подготовленный учащийся).

Дайте краткую характеристику каждого приведённого вида.

Что общего вы могли заметить у них?

Прочитайте данные в учебнике скороговорки, выберите одну из них, определите её тему и бегло прочитайте выбранную скороговорку.

Решают вопросы и задания

Заполняют таблицу.

Пословицы:1,2

Поговорки: 3,4

Пословица: 2

Поговорка: 1 (в таблицу)

Ставят + (в пословицах)

Поговорка (+)

Проверка выполненного теста и выставление оценок на поля тетради.

Критерии оценки:

«5» -5 -6 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа;

«2» - один-два правильных ответов.

У пословиц есть вывод, мораль, поучительный смысл. Они отличаются ритмичностью.

Для поговорок характерны: метафоричность, гипербола, сравнение, тавтология

Тавтология – неоправданный повтор слов (запись слова в тетради)

Работают самостоятельно, определяют темы каждой группы пословиц.

Называют пословицы.

Определяют значение пословиц, устно объясняют значение каждой предложенной пословицы.

Они интересные, поучительные, разные по содержанию.

Виды сказки: волшебная, бытовая, о животных.

«Колобок». Бытовая. О животных.

В сказке отразилась жизнь народа.

Сивка- Бурка.

Утро вечера мудренее.

Русским духом пахнет.

Молочные.

В тридевятом царстве.

Просматривают слайды, производят записи.

Делают вывод:

Есть ещё такие жанры фольклора, как:

пестушки,

скороговорки,

прибаутки,

Дают краткую характеристику каждого вида произведений устного народного творчества.

Устная природа бытования.

Народность содержания.

Множество вариантов.

Коллективность творчества.

Работа с учебником, выразительное беглое чтение скороговорки вслух.

Слайды № 11,12

Слайды № 13,14

Слайды № 15

Слайды № 16

Слайды № 17-28

Слайды № 29

Этап получения дополнительной информации

Целостное осмысление полученной информации. Обобщение материала и выводы.

Рефлексия. Выслушивание различных точек зрения.

Контроль.

Учащиеся знакомятся с краткой информацией о творчестве В.И. Даля, о работе над толковым словарём (фонозапись).

В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова, а также пословицы и поговорки.

Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. Собрано Далем огромное количество пословиц и поговорок. По его словарям можно изучать историю жизни русского народа.

Ответьте на вопрос:

    О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

    Что нового и интересного вы узнали?

    Нужны ли эти знания нам сегодня?

    Достигли ли мы поставленных целей?

Разделы: Литература

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с происхождением и природой загадок;
  • раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • Воспитывающие :

    • приобщить детей к активному усвоению общечеловеческих ценностей, нравственной, интеллектуальной и эмоциональной культуре;
    • воспитать любовь к Родине, своему народу, прошлому страны, духовному богатству и родному языку;

    Задачи урока:

    • создать на уроке хорошее настроение, способствующее эмоциональному восприятию материала;
    • обогатить речь учащихся с помощью загадок, пословиц, поговорок;
    • обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;

    Оборудование:

    Класс оформлен как русская изба,экран, мультимедийная установка, презентация “Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки.”

    Практическая значимость и актуальность:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Введение в тему.
    3. Основная часть (представление жанров).
    4. Итог. Выставление оценок.
    5. Домашнее задание.
    6. Рефлексия.

    Ход урока

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

    Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят). Слайд №1.

    Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвящённых фольклору. В начальной школе вы уже обращались к этой теме.

    Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? (Ответы учеников).

    Запишите в тетрадях тему урока и понятие о фольклоре. Слайд №2.

    Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Фольклор (во втором значении)- совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд№3.

    Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается движениями или танцами.

    Фольклор- живое, постоянно обновляющееся явление. В нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы.

    Малые жанры фольклора (колыбельная, потешка, загадка, пословицы, поговорки, частушки,дразнилки,заклички,считалки,скороговорки,сказки,пестушки.) Слайд №4 .

    (Ученик читает вслух).

    Какие из жанров вам уже знакомы? (Ответы учеников).

    Сегодня мы будем говорить о загадках, пословицах, поговорках.

    Загадка-выражение, которое нуждается в разгадке. Запишите в тетрадь. Слайд№5.

    Большинство загадок построено на метафоре . Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

    Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Слайд №6.

    (Ученик читает вслух).

    А сейчас рассмотрим, как строится загадка. Слайд №7.

    Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег.

    Какой он? (Ответы учеников) Белый Пушистый Холодный. Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так? Слайд №8.

    Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

    Ребята, предлагаю вам творческое задание.

    1 ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

    2 ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

    3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках. Слайд №9.

    Физкультпауза

    “Что за золото пословицы русские!..”

    А.С.Пушкин

    Ребята, а сейчас мы поговорим о пословицах.

    Пословица

    • Краткое мудрое суждение о жизни
    • Содержит поучительный смысл
    • Законченное суждение
    • Характеризует поступки человека, образ жизни
    • Украшает речь Слайд №10.(Читает ученик вслух).

    В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую форму поведения.

    - Ребята, какие пословицы знаете вы? (Ответы учеников).

    Следующее задание “Объясни смысл пословицы”

    Береги платье снову, а честь –смолоду.

    Ученье- красота, неученье – простота.

    Чему учился, тому и пригодился.

    Ученье лучше богатства. Слайд №11.(Рассуждения ребят)

    Ребята, попробуйте сопоставить темы пословиц и сами пословицы. Слайд №12.

    А сейчас я предлагаю вам тексты, к которым вы должны самостоятельно подобрать пословицы.

    Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала соседке по парте, которая поделилась ещё с кем – то. Вскоре об этом знали все. (По секрету всему свету).

    Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.

    (Любишь кататься – люби и саночки возить). Слайд №13.

    “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..”

    А.С.Пушкин.

    Ребята, а сейчас мы переходим к следующему жанру – поговорка.

    Поговорка

    • Меткое суждение
    • Часть суждения, незаконченное предложение
    • Даёт оценку поступкам человека, но не поучает
    • Выражает чувства Слайд №14. (Читает ученик вслух).

    Ребята, попробуйте объяснить смысл поговорок

    Язык до Киева доведёт. Семеро одного не ждут. Правда глаза колет.(Рассуждения ребят). Слайд №15.

    Ребята, а сейчас попробуйте отличить пословицу от поговорки.

    • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
    • Комар носа не подточит.
    • Больше дела – меньше слов.
    • Муравей не велик, а горы копает.
    • Всему своё время
    • Не боги горшки обжигают. Слайд №16. (Учащиеся выполняют задание письменно.)

    Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни? Слайд №17. (Ответы учащихся).

    Итоговое задание. Определи, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Слайд №18 .

    • Висит сито не руками свито.
    • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
    • Красна птица перьем, а человек ученьем.
    • Седьмая вода на киселе.

    Итог урока. Оценки за работу.

    Домашнее задание на выбор:

    • Сочинить загадки.
    • Написать сочинение о родном крае, закончив пословицей.
    • Создать книжку-малышку “Малые жанры фольклора”. Слайд №19.

    Звучит народная музыка.

    Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение. Слайд №20.


    Технологическая карта урока литературы в 7 классе
    Тема Ф.И.Тютчев. Мир природы и мир души человека. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» (восприятие, истолкование, оценка).
    Цели Сформировать представление о поэтическом мире Ф.И.Тютчева
    Продолжение формирования у учащихся навыка самостоятельного формулирования темы и цели урока Расширение представления учащихся об анализе поэтического текста. Ввести алгоритм оформления анализа поэтического текста.
    Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
    Основное содержаниетемы
    Термины и понятия Актуализация знаний о поэзии Ф.И.Тютчева, знакомство с фактами биографии поэта, восприятие истолкование, оценка стихотворения «Что ты клонишь над водами…». Определение на основе данного стихотворения особенностей изображения поэтом мира природы, анализ лексики и тропов, выразительное чтение поэтического текста, сравнение поэтического текста с произведениями живописи и музыки создание чернового варианта письменного анализа стихотворения.Композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.Планируемый результат
    Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
    Проявлять:
    - интерес к изучению темы;
    - желание читать стихотворения Ф.И.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к поэтическим текстам;
    - творческое отношение к оформлению анализа прочитанного стихотворения;
    - понимание успешности при изучении темы. Познавательные умения:
    - раскрывать значение слов композиция, стиль, символика, центральный образ, лирический герой, художественные средства (антитеза, умолчание, эпитеты, олицетворение, риторический вопрос), изобразительные возможности лексики, философская лирика.- определять особенности лирики Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
    - определять образ лирического героя и обосновывать своё мнение;
    - самостоятельно формулировать тему и цель урока;
    - определять условия для оформления анализа прочитанного стихотворения и обосновывать своё мнение;
    - использовать приобретённые знания для оформления анализа прочитанного стихотворения Регулятивные умения:
    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;
    - выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
    - выполнять самопроверку и самооценку учебного задания;
    - соотносить результат с поставленной целью.
    Коммуникативные умения:
    - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;
    - адекватно взаимодействовать в коллективе при выполнении учебного задания;
    - договариваться и приходить к общему мнению при работе в коллективе;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Работать с поэтическим текстом:
    - проводить исследование текста стихотворения;
    - анализировать композицию, язык, художественные средства.
    Оформлять анализ прочитанного стихотворения.
    Организация образовательного пространства
    Межпредметные связи Ресурсы Форма работы
    ИЗО: пейзажные зарисовки.
    Музыка: лютневая музыка, Ричеркар, С.Рахманинов «Концерт № 2». Информационный материал:текст стихотворения ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…»; памятка «Анализ поэтического текста»
    Демонстрационный материал:мультимедийная презентация «Ф.И.Тютчев»
    Фронтальная,индивидуальнаяI этап. Мотивация к деятельности
    Цель деятельности Проблемная ситуация Планируемый результат
    Мотивировать на изучение темы.
    Стимулировать желание проникнуть в мир настроений лирического героя, учиться прислушиваться к интонациям поэтических строк. «Яркое пятно» (через создание эмоционального настроя)На фоне фрагмента из 2 концерта С.Рахманинова читает стихотворение «Люблю грозу в начале мая»:- Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьёв?- Да. Это стихотворение приходит к нам в детстве. А ещё какие-нибудь произведения этого поэта вы знаете?- О чём же мы сегодня будем говорить? Какую перед собой поставим цель?
    - Сегодня мы постараемся обогатить себя знаниями об этом поэте, проникнуть в особенности его поэтического мира, проанализировать одно из его стихотворений, чтобы в перспективе приготовиться к письменной работе по анализу поэтического текста. Личностные умения:
    - проявлять интерес к изучению темы;
    - проявлять желание научиться выполнять анализ стихотворения.
    II этап. Учебно-познавательная деятельность
    Цели деятельности Последовательность изучения Диагностические задания
    Стимулировать:
    - интерес кпоэзии Ф.и.Тютчева;- эмоционально-ценностное отношение к лирическому герою поэзии;
    - желание научиться анализировать поэтический текст.
    Актуализировать умения:
    - соотносить поэтический текст с иллюстрациями и музыкальными произведениями;
    - строить понятные для окружающих высказывания.
    Ввести понятие «философская лирика».
    Научить:
    - определять особенности поэзии Ф.И.Тютчева о природе и обосновывать своё мнение;
    - определять смысл понятия «философская лирика», соотносить его с лирическими произведениями Ф.И.Тютчева и обосновывать своё мнение;
    - проводить исследование поэтического текста сказки и оформлять результаты в виде связного устного и письменного высказывания;
    - оформлять анализ стихотворения, используя алгоритм;
    - адекватно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении учебного задания. Сообщение учителя
    Ф.Тютчев – современник А.С.Пушкина. И хотя Пушкин, в то время издатель журнала «Современник», принял стихи Тютчева с изумлением и восторгом, но литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя, а сам он никогда не стремился опубликовать свои стихи. Поэтическая звезда Тютчева появилась на небосводе русской литературы довольно внезапно. Фёдор Иванович мог бы сказать о себе словами известного английского поэта Джоржа Байрона: «В одно прекрасное утро я встал знаменитым». И этим «прекрасным утром» было утро выхода в свет первого номера журнала «Современник» за 1850 г, где была напечатана ставшая впоследствии знаменитой статья Н.А.Некрасова «Второстепенные русские поэты». В ней и провозглашалось появление в России первостепенного поэта. К этому моменту вызволения из небытия Тютчеву было 46 лет. А через 4 года вышел в свет первый его сборник.- О Тютчеве однажды было сказано, что он «насквозь поэт». Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни, как дыхание. Его впечатления сразу становились поэтическими, повседневные размышления складывались в философские выводы. Состояние творческого вдохновения всегда ему сопутствовало. И рождались строки (чтение эпиграфа):
    Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…
    - Как вы их понимаете?- Мы задумываемся, читая эти строки, потому что и самому Тютчеву было чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряжённо ищет в природе то, что роднит её с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, иногда дремлет, о чём-то грустит, сетует. Поэтому тютчевские стихи о природе – это стихи не только о природе, но и о человеке, его настроениях, тревогах и вечной красоте и гармонии живого.- Сейчас, читая и анализируя стихотворение, мы попробуем с вами понять, как гармонично сливаются воедино, взаимно проникая друг в друга человек и природа, природа и человек. - Сейчас вы услышите стихотворение: на какие композиционные части вы бы его разделили? Какие живые картины, образы возникают в вашем воображении? (чтение стихотворения «Что ты клонишь…»)
    - Некоторые художники попытались изобразить иву: чьё видение вам кажется ближе к тютчевскому? Почему?
    - Вернёмся к стихотворению. Вот вы словами создали картины, и они получились действительно живые. А за счёт чего сложился этот живой образ? Благодаря каким художественным средствам?
    - Обратимся к центральному образу стихотворения – иве. Почему, называя её, поэт использует слово именно с таким уменьшительно-ласкательным суффиксом –ушк? (ивушка, а не ивонька, ивочка?)
    - Подберите сходные по звучанию существительные с тем же суффиксом.
    - Даже в одном этом слове заложено какое-то чувство. Какое?- А вам бы хотелось, чтобы при чтении этого стихотворения звучала музыка? Какая? Какой музыкальный инструмент вы слышите?
    - Какой из муз.фрагментов, на ваш взгляд, больше подходит стихотворению?
    - Кто бы хотел попробовать прочитать стихотворение на фоне музыки?
    - И всё-таки какую музыку по характеру мы выбрали? - Откуда грусть?
    - Зачем поэт использовал фигуру умолчания? Что читатель должен додумать?- Почему струя смеётся над ивой?
    - Что чему противопоставляется благодаря противительному союзу «но»?
    - Можно ли это стихотворение отнести только к пейзажной лирике? А к какой?- Только ли оно об иве?
    - Какая философская мысль лежит в центре стихотворения?
    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
    Цели деятельности Задание Планируемый результат
    Актуализировать умение выполнять задания в соответствии с целью.
    Научить:
    - оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания;- использовать речевые средства для представления результата деятельности. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
    выбор способа деятельности (самостоятельно или с использованием примерного плана);
    самоорганизацию по выполнению задания:
    - планирование деятельности;
    - выполнение задания;
    - представление результатов деятельности.
    Самостоятельная работа по анализу стихотворного текста:
    - Пользуясь примерным планом анализа поэтического текста, попытайтесь объединить наши мысли в связное высказывание. Личностные умения:
    - проявлять желание оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
    Познавательные умения:
    - использовать разные источники информации;
    - использовать приобретённые знания для оформления анализа поэтического текста.Регулятивные умения:
    - выполнять задания в соответствии с целью;
    - ориентироваться в разных способах выполнения задания.
    Коммуникативные умения:
    - использовать речевые средства для представления результата деятельности.
    Предметные умения:
    - оформлять анализ поэтического текста в виде связного высказывания.
    IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
    Контрольное задание Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
    - Выполнить письменный анализ стихотворения по плану (в чистовом варианте). РефлексияМнения детей (по цепочке):
    - Что нового о поэте Тютчеве вы узнали на сегодняшнем уроке?
    - Какой этап урока был для вас самым интересным?
    - Что для вас наиболее сложно в такой форме работы, как анализ стихотворения? Личностные умения:
    - осознавать успешность при изучении темы.
    Регулятивные умения:
    - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
    - оценивать результат собственной деятельности.

    Урока: «Малые жанры фольклора» - страница №1/1

    Тема урока: «Малые жанры фольклора»

    (загадки, заклички, пословицы, потешки, скороговорки, считалки, песни)

    Цель деятельности педагога : создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.

    Задачи:

    Образовательная:

    Работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

    Развивающие:

    Способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

    Развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

    Воспитательные:

    Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

    Формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

    Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

    Планируемые результаты (УУД):

    Личностные : применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;

    метапредметны е:

    регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;

    познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;

    коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;

    предметные : учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

    Ход урока

    Организационный момент

    Пожалуйте, гости дорогие!

    На сегодняшний урок

    В расписной наш теремок

    (дети проходят каждый в свою группу, тихо садятся )

    Мотивация

    Посмотрите внимательно вокруг, что вас обрадовало, а может быть насторожило в убранстве нашего кабинета?

    (много старинных предметов, которыми пользовались раньше в крестьянских семьях)

    Какому народу принадлежат они все? (русскому)

    Значит и разговор сегодня пойдет о русском, о народном.

    Скажите, а какое сейчас время года? (зима)

    Верно, ребята, зима. А вы знаете, что в старые времена на Руси был такой обычай, когда поздней осенью был собран весь урожай, а в закрома засыпано зерно, собирались жители все вместе коротать долгие осенние да зимние вечера, устраивались посиделки, вечерки.

    За окном трескучий мороз, злой ветер, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло да уютно. Смотришь, кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, кто ложки из дерева вырезает. Как говорится – «От скуки бери дело в руки». Так и веселили друг друга. То песню затянут, то шуткой перебросятся, загадки загадывают. Вот и вы сейчас отгадайте мои загадки:

    Как зовут меня, скажи:

    Часто прячусь я во ржи,

    Скромный полевой цветок,

    Синеглазый?..

    На травинке солнце бьётся,

    С ветерком на небо рвётся.

    Но совсем не горячи

    Солнца белые лучи.

    Цветёт он майскою порой,

    Его найдёшь в тени лесной:

    На стебельке, как бусы в ряд,

    Цветы душистые висят.

    О чем идет речь в загадках? (о цветах)

    Сегодня мы с вами вспомним и смастерим еще один необычный цветок, который называют «живым». У этого цветка вместо лепестков - пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки.

    - Как их можно назвать одним словом? (фольклор)

    Действительно, это малые жанры устного народного творчества, или фольклор. В этих произведениях отражена народная мудрость.

    Давайте и мы сегодня устроим посиделки, где постараемся почувствовать красоту и глубину этих небольших произведений.

    Для того, чтобы вам было интересно работать на уроке, каждый из вас занял свое место в одной из четырех групп. Надеюсь, что в конце нашего урока мы тоже соберем богатый урожай знаний и умений, так как вам предстоит большая работа. Итак, ребята, в счастливый путь по дорогам народного творчества!

    Каждая группа получает от меня задания, которые вы должны вместе прочитать, обсудить и выполнить.

    А какие правила работы в группе вы знаете?

    Правильно, будьте внимательны, слушайте друг друга, помогайте, дополняйте ответы товарищей, работайте сообща. Каждое выполненное задание дополнит наш цветок лепестком.

    Работа в группах

    (дети получают задания, обсуждают и выполняют, записывают жанр произведения на лепестке)

    1 группа 1 задание:

    Собери правильно предложения. Выразительно прочти их. Назови жанр, к которому они относятся. Объясни их значение.

    Старый друг всё перетрут.

    Пословицы

    Пословица - яркое и образное произведение малого жанра. Пословица воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

    Какие пословицы вы знаете?

    2 группа – 1 задание:

    Ребята, так что же такое загадка?

    Загадки

    Загадки - это великое сокровище человечества. Они собрали в себе и мудрость, и знания. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. Мудрость была в почете всегда.

    3 группа – 1 задание:

    Ехал Грека через реку,

    Видит Грека - в реке рак,

    Сунул Грека руку в реку,

    Рак за руку Греку цап.

    Отвори, Варвара, ворота,

    У двора на траве коли дрова.

    Скороговорки

    Скороговорка - это специально подобранная фраза, которую очень трудно проговорить. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова, с удовольствием.

    Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать

    И будем выговаривать

    Так правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    4 группа 1 задание:

    Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.

    (спеть песню)

    Баю-баюшки-бай-бай -

    Маша, Маша, засыпай.

    Крепче глазки закрывай,

    Поскорее засыпай.

    Глазки-глазки закрывай -

    Баю-баю-баю-бай.

    Скажите, а когда люди поют?

    На какие группы можно разделить песни? (аудиозапись)

    Песни

    У каждого народа есть колыбельные, хороводные, свадебные и другие песни. Их поют у колыбели ребенка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.

    Физминутка «Бояре»

    -Бояре, а мы к вам пришли?

    Молодые, а мы к вам пришли.

    - Бояре, а зачем пришли?

    Молодые, а зачем пришли?

    - Бояре, нам невеста нужна,

    Молодые, нам невеста нужна.

    - Бояре, а какая вам мила?

    Молодые, а какая вам мила?

    - Бояре, нам вот эта мила.

    Молодые, нам вот эта мила.

    1 задание для всего класса:

    Выразительно прочти произведение, определи его жанр.

    Лиса по лесу бежала,

    Лиса хвост потеряла.

    Ваня в лес пошёл,

    Лисий хвост нашёл.

    Лиса рано приходила,

    Ване ягод приносила,

    Её хвост отдать просила.

    Небылицы

    Это выдуманные истории, которые созданы не для того, чтобы обмануть кого-то. Напротив. Небылицу можно назвать сказкой, вымыслом, враньем. Очень часто в небылицах автор сообщает о том, где он бывал, что видел и с кем разговаривал, хотя понятно, что это неправда.

    2 задание:

    Выразительно прочитайте произведения. Определите жанр.

    Солнышко, снарядись!

    Красное, покажись!

    Выйди из-за тучи,

    Дам орехов кучу!

    Заклички

    Заклички – небольшие детские песенки. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как живые существа.

    3 задание:

    Внимательно прочитайте произведения. Определите жанр.

    Вышли мыши как-то раз

    Посмотреть который час.

    Раз-два-три-четыре,

    Мыши дернули за гири.

    Тут раздался страшный звон -

    Разбежались мыши вон.

    Считалки

    Считалки возникли очень давно. Никто не хотел выполнять опасную и трудную работу. Вот тут-то и придумали считалку. Так что в древности считалка играла серьезную роль, она была близка заклинанию.

    - Ребята, а вы знаете считалки?

    Первичное закрепление. Рефлексия.

    В самом начале урока я говорила вам о том, что мы тоже будем собирать урожай, поэтому будьте внимательны. Каждый возьмет из моей корзинки лист, на котором написано произведение, прочтет его и определит жанр, а затем положит в этот замечательный мешок.

    2. Была репа важная,

    Дивилась бабушка каждая.

    3. Радуга-дуга,

    Не давай дождя,

    Давай солнышко,

    Красно ведрышко.

    5. Закутан ребенок в сто пеленок.

    6. Морозушка-Мороз!

    Не тяни домой за нос,

    Не стучи, не балуй,

    А на окнах рисуй!

    8. Ваня-Ваня, простота

    Купил лошадь без хвоста.

    Поехал жениться,

    Привязал корытце.

    Корытце ломается,

    Жена улыбается.

    9. Купила бабуся бусы Марусе

    10. Век живи - век учись.

    11. Баю-баю, баю-бай,

    И у ночи будет край.

    А покуда детвора

    Спит в кроватках до утра.

    13. Шышел-мышел,

    Взял, да вышел.

    Молодцы ребята, богатый урожай мы собрали. Но зима только начинается, поэтому впереди нас ждут морозы, метели, сугробы. Очень хочется, чтобы все были здоровы, поэтому я предлагаю вам смастерить обереги.

    Что вы знаете об оберегах, какие они бывают?

    Каждый из вас сейчас сделает куклу - лихорадку, они и будут оберегать и защищать нас долгую зиму. Посмотрите внимательно на последовательность их изготовления, прочтите и приступайте к работе, помогайте друг другу.

    (звучит музыка)

    Надеюсь наши куклы помогут и нам и всем тем, кого мы любим, жалеем, уважаем.

    Итог урока.

    Наш урок подошел к концу.

    Вспомните и назовите то, что мы делали на сегодняшнем уроке (вспомнили и повторили малые жанры фольклора, создали «живой цветок», лепестки, которого это малые жанры, смастерили обереги для здоровья и силы).

    Я хочу поблагодарить вас всех за урок, молодцы, работали очень хорошо.

    Те ребята, кому все было понятно и урок понравился, поднимите красные цветы.

    Ребята, у которых задания вызвали затруднения, поднимите синие цветы.

    (сделать вывод)

    Домашнее задание

    Ребята, прочтите задания и выберете то, что вам интересно.

    Дифференцированные задания.


    1. Сочинить произведение малого жанра фольклора.

    2. Выучить наизусть произведения.

    3. Нарисовать иллюстрацию к произведению.

    4. Смастерить куклу-оберег.

    Аннотация

    Обучение осуществляется по программе «Начальная школа 21 века»

    4 часа в неделю.

    Урок - закрепление

    Описание урока

    Учащиеся работают над повторением и обобщением изученного материала о фольклоре. В уроке рассказывается о малых жанрах русского народного творчества. В работу включены аудио записи песен. На каждом из этапов урока учащиеся повторяют особенности малых жанров фольклора, что позволяет формировать навыки выразительного чтения, развивают мышление, устную речь.

    Описание мультимедиа компонентов

    Компьютер, ресурсы Интернета, программа Microsoft Office Word, программа Microsoft Power Point.

    Методическая записка с обоснованием инновационного подхода к процессу обучения

    Целью инновационного подхода к учебному процессу является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, поэтому инновации в обучении так широко применяются.

    Урок построен на основе личностно – ориентированной технологии обучения.

    Литература

    Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. Т.И.Тарабарина

    Русский фольклор: основные жанры и персонажи. Издательство: Университетская книга, Логос, 2007 г. С.И. Селиванова

    Русский фольклор. – Москва, 1938 г. Учпедгиз. Ю. М. Соколов.

    В здоровом теле - один раз отрежь.

    Старый друг всё перетрут.

    Терпенье и труд лучше новых двух.

    Семь раз отмерь, здоровый дух.

    Всех на свете обшивает, а сама не надевает.

    Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?

    Светит, сверкает, всех согревает.

    Крашеное коромысло над рекою повисло.

    Ехал Грека через реку,

    Видит Грека - в реке рак,

    Сунул Грека руку в реку,

    Рак за руку Греку цап.

    Отвори, Варвара, ворота,

    У двора на траве коли дрова.

    Баю-баюшки-бай-бай -

    Маша, Маша, засыпай.

    Крепче глазки закрывай,

    Поскорее засыпай.

    Глазки-глазки закрывай -

    Баю-баю-баю-бай.

    Лиса по лесу бежала,

    Лиса хвост потеряла.

    Ваня в лес пошёл,

    Лисий хвост нашёл.

    Лиса рано приходила,

    Ване ягод приносила,

    Её хвост отдать просила.

    Солнышко, снарядись!

    Красное, покажись!

    Выйди из-за тучи,

    Дам орехов кучу!

    Вышли мыши как-то раз

    Посмотреть который час.

    Раз-два-три-четыре,

    Мыши дернули за гири.

    Тут раздался страшный звон -

    Разбежались мыши вон.


    1. Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят.
    2. Была репа важная,

    Дивилась бабушка каждая.

    Одним днем не обойдешь кругом.

    3. Радуга-дуга,

    Не давай дождя,

    Давай солнышко,

    Красно ведрышко.

    4. Белые бараны били в барабаны.


    1. Закутан ребенок в сто пеленок.
    6. Морозушка-Мороз!

    Не тяни домой за нос,

    Не стучи, не балуй,

    А на окнах рисуй!

    7. Азбука - к мудрости ступенька.

    8. Ваня-Ваня, простота

    Купил лошадь без хвоста.

    Поехал жениться,

    Привязал корытце.

    Корытце ломается,

    Жена улыбается.

    9. Купила бабуся бусы Марусе

    10. Век живи - век учись.

    11. Баю-баю, баю-бай,

    И у ночи будет край.

    А покуда детвора

    Спит в кроватках до утра.

    12. Глаза страшатся, а руки делают.

    13. Шышел-мышел,

    Взял, да вышел.

    14. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин

     

     

    Это интересно: