→ Михаил федорович шемякин художник импрессионист биография. Михаил шемякин о женщинах в искусстве, павленском и православном ваххабизме. Театральный центр На Страстном

Михаил федорович шемякин художник импрессионист биография. Михаил шемякин о женщинах в искусстве, павленском и православном ваххабизме. Театральный центр На Страстном

Знаменитый дед

Михаил Федорович Шемякин родился 21 октября 1875 года в Москве. Его отец, Федор Михайлович, человек от искусства далекий, владел московской деревообделочной фабрикой, на которой среди прочего изготовлялась красочная жестяная упаковка для кондитерских изделий знаменитого производства Абрикосовых. Художественные способности Михаил Шемякин, вероятно, унаследовал от своего деда по отцовской линии - М. И. Шемякина, талантливого художника-самоучки.

А по материнской линии его дедом был сам Алексей Иванович Абрикосов, фабрикант и предприниматель, основавший «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей», владелец кондитерских и чайных магазинов в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, потомственный почетный гражданин. Алексей Иванович много занимался не только коммерцией, но и благотворительностью, как и его жена, Агриппина Александровна Абрикосова, несмотря на то, что ей довелось стать матерью 22 детей и семейные дела составляли большую часть жизни. По ее завещанию 100 тысяч рублей были перечислены на устройство бесплатного родильного дома на 2-й Миусской улице в Москве.

Надо ли напоминать печальный факт, что семейная фабрика Абрикосовых в 1918 году была национализирована новой властью. По злой иронии, а вернее, вполне в соответствии с беззастенчивой большевистской логикой, предприятие Абрикосовых было переименовано в честь революционера азербайджанского происхождения П. А. Бабаева, а роддому А. А. Абрикосовой присвоено имя Н. К. Крупской (к счастью, в 1994 году справедливость хотя бы частично была восстановлена, и теперь по адресу 2-я Миусская, д. 1/10 расположен Городской родильный дом имени А. А. Абрикосовой).

Но, по-видимому, советская власть посчитала и это недостаточным. В 20-е годы был уничтожен Ново-Алексеевский монастырь, а вместе с ним кладбище с захоронением четы Абрикосовых. На этом же кладбище находился семейный склеп фон Мекк с могилой Надежды Филаретовны, там же был погребен Илларион Михайлович Прянишников, замечательный художник, один из первых преподавателей Михаила Федоровича Шемякина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В Третьяковской галерее хранится портрет А. И. Абрикосова, созданный его внуком Михаилом. О том, как была воспринята эта художественная работа Алексеем Ивановичем, о его весьма необычном «деловом» отзыве о портрете в своих воспоминаниях рассказывает сын М. Ф. Шемякина Михаил Михайлович Шемякин :

Когда Михаил Федорович решил написать портрет своего деда, Абрикосов согласился, но спросил, сколько часов ему нужно сидеть, позируя. «Двадцать». «Хорошо, но ни часу больше». Когда портрет был окончен, Абрикосов встал, взял правой рукой со стола аршин и медленно, заложив левую руку за спину, подошел к зеркалу и измерил аршином свою голову, от макушки до конца седой окладистой бороды. Потом подошел к портрету и, измерив соответствующую его часть, сказал: «Молодец, Миша. Точь-в-точь».

Еще более практический взгляд на искусство и художественную деятельность внука имела «бабка» художника Агриппина Александровна. Как-то Алексей Иванович Абрикосов узнал из газет, что на выставке ученических работ, устроенной в Училище живописи, ваяния и зодчества, одну из картин его внука приобрел сам генерал-губернатор.

Бабка Агриппина Александровна тоже поехала на выставку, желая купить и себе что-нибудь из Мишиных работ. Непроданным оставался лишь написанный в серебристых тонах этюд «Балкон зимой». Бабушке картина не понравилась: «Эта? Да она - белая, некрашеная! Нет! Я не возьму. Только рамку портить! Поехали домой».

После прохождения домашнего курса обучения Михаил Федорович поступил в 4-ю московскую гимназию, располагавшуюся первоначально в доме Пашкова на Воздвиженке, а затем, после того как здание было отдано Румянцевскому музею, - в знаменитом доме князей Трубецких на Покровке. Среди известных учащихся гимназии можно назвать театрального режиссера, музыканта и художника Н. Н. Евреинова, создателя аэродинамики и аэромеханики Н. Е. Жуковского, мецената С. Т. Морозова, крупного филолога-лингвиста А. А. Шахматова. Но несмотря на прославленные традиции 4-й гимназии, в которую принято было отдавать детей из интеллигентных купеческих семей, учеба в ней не доставляла Михаилу Шемякину никакой радости, а «чиновничья бездушная дисциплина, державшая в страхе», вызывала ненависть. Светлые воспоминания были связаны только с учителем рисования Александром Родионовичем Артемьевым и, как ни странно, с надзирателем Кузьмой Ивановичем и швейцаром Петром.

Первые учителя

Осенью 1893 года Шемякин успешно сдал конкурсный экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его подготовкой занимался ученик В. Г. Перова В. И. Ачуев.

Помню, как до поступления моего в Училище ваяния и зодчества моя мать повела меня к директору Училища Евграфу Семеновичу Сорокину, который приходился ей дальним родственником, чтобы посоветоваться с ним о моих способностях к изобразительному искусству.

Е. С. Сорокин жил в здании Училища. <…> Он ласково подозвал меня к себе и внимательно стал рассматривать мои работы, рисунки и живопись. «Способности, несомненно, есть, - обратился он к моей матери и, положив мне на плечо широченную руку, сказал строго: «А трудиться будешь? Будешь трудиться? Труд и в искусстве прежде всего!» Я прошептал: «Буду».

О Е. С. Сорокине ходили легенды, что он умел поправить ученический рисунок одной линией - по контуру. Среди первых учителей Шемякина были также выдающиеся художники И. М. Прянишников, В. Д. Поленов, А. Е. Архипов, К. А. Савицкий, Л. О. Пастернак.

В Училище преподавал и старший брат Константина Коровина Сергей Алексеевич Коровин, «высокий, худощавый цыганского типа брюнет, с желтым смуглым лицом и с золотыми искрами в глазах», художник совершенно иной творческой манеры, более близкой к передвижникам. Его «реалистический» метод преподавания Шемякин очень ценил, хотя и получал за свои рисунки «последние номера» и даже оставался на второй год, чем был очень доволен, потому что на второй год ему удавалось получать за свои работы и «первые номера» .

Обучение у С. А. Коровина начиналось с копирования литографий. Затем выполнялись рисунки с черепа или гипсового барельефа. Когда Шемякину однажды досталось рисование с черепа, он слишком увлекся черной полированной подставкой, на которой стоял череп, и пружинками, скрепляющими ее, и вырисовал все эти аксессуары детально и отточенно, однако учитель не рассердился, а, «улыбнувшись через усы, стал критиковать ласково и советовал рисовать, как он выразился, „в общем“».

Раннее творчество Михаила Шемякина отмечено несомненным влиянием русского «реалистического» искусства. Прекрасной живописной школой для Шемякина стали уроки Иллариона Михайловича Прянишникова, талантливейшего художника, одного из основателей товарищества передвижников.

Однажды Шемякину пришлось писать этюд - голову девочки, склоненную на белую подушку.

Задача была исключительно нежной и скромной по цвету, а у меня на палитре был, кажется, весь набор красок из художественного магазина Брокмана. Грубоватым голосом, акцентируя на «о» по-чистяковски, он велел «убрать» все краски с палитры, и оставить только белила, охру светлую, жженую сиену и черную жженую кость, и дать кисть пошире. Я был поражен и с жалостью и любопытством исполнил его требование. Я стал свидетелем чуда - Илларион Михайлович в течение какого-нибудь получаса, увлеченный работой, лепил нежной светотенью, строя ракурс формы светоцветом, передавая широким мазком тончайшие черты лица ребенка до психологического сходства. Я стоял зачарованный. Он молча передал мне палитру и кисть и молча, спокойно и важно отошел, попыхивая папиросой через золотистые длинные волосы усов.

От Василия Дмитриевича Поленова Шемякин усвоил главные художественные принципы: «Рисунок - это живопись карандашом», «Живопись - это рисунок кистью». А за успехи в обучении даже удостоен был чести приветствовать Поленова в день его юбилея, получив от самого художника в подарок один из этюдов палестинской серии, изображавший юношу в белой ермолке на фоне голубого неба.

В мастерской Серова и Коровина

Завершил свое образование в училище живописи Михаил Шемякин в 1899 году в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Влияние Серова на молодого художника было громадным. Лаконизм и в то же время изящество графических работ учителя, возможно, уже тогда определили будущий стиль ученика и его уникальный импрессионистический минимализм.

Все занимавшиеся в мастерской Серова должны были писать портрет натурщицы Веры Ивановны Калашниковой (вспомним «Натурщицу, снимающую туфлю» самого Серова). И для этого необходимо было пользоваться лишь тремя красками: светлой охрой, белилами и жженой костью, которыми нужно было передать разнообразные телесные оттенки. Особенным талантом использовать эти три цвета обладали три ученика: Мартирос Сарьян, Владимир Половинкин и Михаил Шемякин.

Тут я заслужил от К. Коровина на ухо: «Рафаэль!», но Серов услышал (он стоял рядом) и с сердитым лицом отошел. <…> После замечания Коровина я признал сам, что рисунок исключительно тонкий, а это всегда являлось моей целью (когда рисунок или живопись были «лучше», «вернее» натуры). Я работал над этим этюдом еще месяц. И все же я довел его до конца, но совершенно по-новому. Я понес Серову показывать этюд. Серов взглянул и сказал только одно слово: «Хорошо». И добавил, глядя в упор на меня, и зло, и одобряюще: «А все-таки не то, что было».

По мнению И. Грабаря, в портрете натурщицы, выполненном Шемякиным, особенно хорошо виден метод Серова.

Скамьи в классе располагались амфитеатром по кругу перед моделью, за одной из парт всегда сидел Серов, участвуя в общей работе, так же тщательно работая над рисунком, как и остальные, делая исправления или стирая неудачные линии. Необычайное трудолюбие Серова, стремление довести каждую работу до совершенства и несомненный педагогический талант отмечали многие его современники.

Когда вошел в класс Серов, то мы почувствовали, что в Училище все изменилось, хотя он и вошел молча, глядя исподлобья, развалистой походкой тяжелого тела, низкий, с большой белокурой головой, с тяжелыми красивыми формами и чертам лба и носа Зевса. Он как-то принужденно раскланивался по сторонам. Видно, он был сконфужен своей ролью профессора. Директор кн. Львов стоял в дверях. Серов движением руки как бы просил оставаться всех за мольбертами.

<…>

Серов обошел всех и делал короткие замечания: «сыро», «мыльно», «не бликуйте», «а где же форма?», или: «хорошо», «похоже», и эти слова, как пули, попадали прямо в цель, и ученик, может быть в первый раз, увидел себя с верной правдивой ясностью, с плохой или хорошей стороны.

Кроме преподавателей-художников Московское училище живописи, ваяния и зодчества славилось и замечательными педагогами по другим дисциплинам. Там вели свои курсы профессора Московского университета: историки В. О. Ключевский, Д. М. Петрушевский и Р. Ю. Виппер, искусствовед В. Е. Гиацинтов.

Каждый год в училище устраивались выставки, на которых ученики показывали свои лучшие работы, какие-то из них даже выставлялись на продажу. Среди гостей можно было увидеть московского губернатора, известных художественных критиков, а также меценатов, в числе которых неизменно появлялся П. М. Третьяков.

Школа Ашбе

После окончания училища Шемякин едет в Мюнхен к знаменитому Антону Ашбе , одному из самых выдающихся европейских преподавателей живописи конца XIX - начала XX века, с которым занимается рисунком в течение двух лет. Шемякин был не единственным русским художником, учившимся у Ашбе. В Мюнхен приезжали М. В. Добужинский, И. Э. Грабарь, В. Кандинский, И. Я. Билибин.

Методика обучения концептуально была очень проста и заключалась в построении формы любого предмета с помощью простых геометрических форм. В русской художественной школе похожий метод в преподавании использовал П. П. Чистяков (учитель В. Э. Борисова-Мусатова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, В. А. Серова). По воспоминаниям М. Добужинского, «Ашбе заставлял смотреть на голову, как на шар, из которого выступают и в который вдавливаются отдельные части лица - „маски“, и учил светотень распределять на рисунке головы соответственно распределениям силы теней и рефлексов на шаре. При этом, анализируя форму человеческой головы, Ашбе трактовал ее как многогранник <…> геометричность заключала в себе уже зачатки будущего кубизма (хотя это слово еще не произносилось). Я помню в школе работы некоторых учеников, рисовавших одними прямыми линиями, - подобие будущих кубических рисунков» .

Здесь как раз уместно вспомнить характеристику, которую позже Михаилу Шемякину дал Маяковский, весьма ценивший его талант: «Вы реалист-импрессионист-кубист».

В музеях Мюнхена Шемякин делает копии известных картин, в частности «Юного испанца» Веласкеса. Среди созданных в мастерской Ашбе одним из лучших рисунков Шемякина был «Католический монах» (1901-1902). Эта замечательная работа едва не оказалась в личном собрании Ф. И. Шаляпина. Однажды, придя в гости к художнику и заметив рисунок на стене, Шаляпин весьма похоже повторил выражение лица персонажа и воскликнул: «Здорово!», едва не получив за это сам рисунок в подарок. И, надо сказать, повел себя умно и деликатно, отказавшись от роскошного подарка и попросив оставить эту «кавказскую манеру» дарить гостю все, что ему понравится в доме хозяина.

Обучение у Ашбе было настолько плодотворным, что Шемякин, вернувшись в Россию, решил продолжать учебу. В 1902 году он обратился в дирекцию московского училища с просьбой разрешить ему заниматься в мастерской Серова и Коровина. Сохранилось очень доброжелательное письмо Серова Шемякину, в котором он сообщает о своем согласии:

Многоуважаемый Михаил Федорович!

<…>

Никто ничего не имеет против поступления Вашего опять в Училище - наоборот, очень рады, но жаль, что Вы не подали прошения в срок (в августе), и теперь, оказывается, разрешить Вам быть в школе, т. е. вступить в нее среди учебного года, может лишь… один государь, как утвердитель устава, - ни больше ни меньше, - на высочайшее имя которого Вам нужно подать прошение… Продлится эта история (по словам князя) недели полторы, а пока попробуйте, т<ак> сказать, ходить в класс, негласным образом.

В. Серов

Прекрасным итогом трехлетней работы в мастерской Серова можно считать портрет солистки Большого театра Н. В. Салиной, за который Шемякин был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1905 году.

Шемякин и Чехия

Еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Шемякин познакомился там с талантливой Людмилой Гржимали, дочерью известнейшего музыканта и скрипача, преподавателя Московской консерватории Ивана Гржимали, чеха по национальности. В 1900 году они поженились и долгие годы жили в квартире Ивана Войтеховича, прямо в здании консерватории. В 1905 году у них родился сын Федор, в будущем ученый-химик, профессор, доктор химических наук, заведующий кафедрой аналитической химии в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, а в 1908 году - сын Михаил, позднее ставший художником.

Так начался период знакомства и общения Михаила Федоровича с известными русскими музыкантами, посещавшими дом Гржимали: С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, С. И. Танеевым, Ф. И. Шаляпиным, А. В. Неждановой.

Ежегодно (с 1907 года по 1915-й) вся семья ездила в Чехию, где талант художника ценили очень высоко и в 1908 году избрали почетным членом объединения Spolek výtvarn ých um ělců Mánes, а в 1912 году организовали выставку русского импрессиониста. До революции это же общество устраивало немало выставок художников из России, в частности, Н. Рериха и мирискусников, после революции - выставки Б. Григорьева, И. Е. Репина.

Кроме двух портретов Ивана Гржимали Шемякин создает портреты и других чешских музыкантов - скрипача Яна Кубелика и композитора Оскара Недбала, а также картину «Чешский квартет», на которой изображены К. Гофман, И. Сук, Г. Виган и И. Герольд. Портрет Франтишека Ондржичка был написан в 1910 году, когда скрипач приехал из Чехии в Россию на гастроли.

На прекрасном портрете «Дама в светлом» (1909) художник запечатлел Анну (Анду) Ивановну Гржимали-Егорову, сестру своей жены, супругу известного математика, профессора Д. Ф. Егорова. Как и Людмила, Анна была очень талантливым музыкантом и занималась вокалом в Московской консерватории в классе В. М. Зарудной. Кроме того, прекрасно переводила поэзию: ей принадлежат переводы на русский язык стихов Ярослава Врхлицкого, с которым Шемякин встречался во время поездки в Чехию в 1907 году и чей портрет можно признать одним из его лучших художественных достижений. Семидесятилетний поэт бы очень экспансивным человеком и не мог подолгу позировать, бесконечно вскакивал и бросался к окну, то завидев на крыше дома напротив трубочиста, то что-то еще на улице, потом возвращался на место, но всякий раз садился совершенно в другой позе. В результате у Шемякина оказалось 16 вариантов портрета.

Именно за эту работу в 1908 году Шемякин был избран в члены Товарищества передвижных художественных выставок, куда годом раньше его рекомендовал И. Е. Репин. А 2 февраля 1909 года И. Е. Репин дарит Михаилу Федоровичу свою фотографию с инскриптом: «Огненному художнику, истинному темпераменту, хватающему жизнь лиц-звезд с небес». Об «огненном» таланте и темпераменте Шемякина Репин еще раз упомянет в письме Шемякину, отправленном из «Пенатов» 6 августа 1913 года:

Дорогой Михаил Федорович.

<…> Вы знаете, как Вы мне симпатичны и как я Вас давно люблю как художника. С самых первых дебютов Ваших у нас, на Передвижных выставках, я не переставал интересоваться Вашими трудами. Особенно первые вещи очаровывали меня: я еще не знал Вас - говорили, что это Шемякин, ученик Серова... С тех пор сделаны Вами большие эволюции в размахе Вашего темперамента; иногда они озадачивали меня - признаюсь, до непонимания Вас, до неприятного страдания, необъяснимого в искусстве... Но все же, что бы Вы ни выставили, во всем несомненный признак большого таланта, который огнем горит, и пламя его колеблется ветром, иногда даже сильным и беспощадным сквозняком; и раздувает его энергичные языки в страшные фигуры и все же это огонь, огонь темперамента истинного художника...

Ваш Ил. Репин.

Художник-педагог

С 1913 года Михаил Шемякин, создав собственную студию, начал серьезную педагогическую работу. До 1917 года преподавал рисунок в школе С. Ю. Жуковского, а с 1917-го - в Строгановском художественно-промышленном училище. С 1918 года он профессор первых Свободных государственных мастерских, Вхутемаса и Вхутеина. В 1920-1929 гг. участвовал в организации в Москве рабфака искусств (занимал должность заведующего изоотделением и преподавателя рисунка и живописи). С 1929 по 1934 год - доцент Московского высшего инженерно-строительного училища, Московского института инженеров транспорта и Военно-инженерной академии РККА. С 1934 года преподавал в Московском полиграфическом институте, затем в Художественном институте вместе с И. Э. Грабарем, С. В. Герасимовым и Б. В. Иогансоном.

Во время войны в эвакуации в Ташкенте заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте. Вернулся в Москву в 1943 году, преподавал в Московском государственном художественном институте.

Несмотря на то, что в мае 1938 года в выставочном зале на Кузнецком мосту состоялась персональная выставка Михаила Шемякина, можно сказать, что при советской власти его работы не были особенно востребованы: сюжеты его картин почти не «отражали» советскую действительность и не превозносили «успехи» индустриализации и коллективизации. Михаил Федорович Шемякин имел свой удивительный импрессионистический почерк. И одной из особенностей его художественного стиля нужно признать совершенное чувство вкуса и меры. Это можно отнести не только к его уникальному таланту эффективно использовать минимум цвета, но и к умению виртуозно минимальными средствами находить точные живописные решения. Он очень любил чистый холст, когда тот «еще не испорчен красками», и самое начало работы, когда на полотно наносится только самое необходимое. Оттого, быть может, многие картины его кажутся как будто не до конца завершенными. Сын художника рассказывает о том, как рождались картины его отца:

Михаил Федорович так начинал работу: углем или кистью динамично обозначал напряженные основные направления, строящие композицию. Внутри холста как бы появлялось пространство, постепенно вырисовывались все более оживавшие формы; они обогащались цветом, детали органически возникали из больших, главных форм. Его произведениям присуща четко построенная композиция, где нет ничего случайного. В картине, по определению самого художника, все должно быть подчинено трем неразрывно связанным в единое целое элементам - композиции, конструкции и характеру…

Рисуйте так, как стреляет снайпер: ни одной линии, ни одного мазка мимо цели , - завещал Шемякин своим ученикам.

Недавно в одном из лучших московских музеев - Музее русского импрессионизма - прошла выставка «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», первая ретроспектива его работ за последние 40 лет. Приятный и неожиданный эффект на выставке произвел едва уловимый горьковатый цветочный аромат. Аромат живых гиацинтов, которые поместили в одном из выставочных залов и которые так любил Михаил Федорович Шемякин.

Литература:

Агеева М. В. «Огненный художник» // «Проблемы изучения и репрезентации художественного наследия в региональных музеях». Екатеринбург, 2006.

Борановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М., 2001.
«Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников» Л., 1971

Добужинский М. В. Воспоминания. М., 1987

Молева Н. М., Белютин Э. М. Школа Антона Ашбе. М., 1958.

Репин И. Е. Художественное наследство в 2 тт. М., 1949

Шемякин М. Ф. Воспоминания: К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945 // Панорама искусств. 12. М., 1989.

Шемякин М. Ф. Мои учителя // Юный художник. 1939. № 7.

Шемякин М. М. Михаил Федорович Шемякин. Л., 1980.

М. М. Шемякин (15.05.1908-16.12.2003) - художник-график и астроном-любитель. В 1939 году окончил графический факультет Московского полиграфического института (занимался у П. Павлинова, М. Родионова, К. Истомина). С 1928 года участвовал в выставках, в 1930-е гг. занимался книжной графикой, писал акварелью и маслом. Его дипломом была серия литографических портретов первых лауреатов международных музыкальных конкурсов. В 1944 году стал членом Московской организации Союза художников. Особый пласт творчества Шемякина составляют портретные изображения известных музыкальных деятелей. В разные годы он выполнил портреты дирижера Константина Иванова, пианиста Виктора Мержанова, скрипачки Лианы Исакадзе, молодого исполнителя Дмитрия Рацера, композитора Наринэ Хагагортян, альтистки Нины Мачарадзе. http://abrikosov-sons.ru/vetv_anny_alekseevny_shemyakiny

Академическая система в оценке успеваемости учащихся путем получения номеров (высшим баллом был первый номер) разработана русским художником и педагогом, основателем и руководителем Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко. Известно, что эту систему очень критиковал И. Е. Репин.

Ашбе Антон (1862-1905) - словенский живописец, талантливый педагог. В 1891 году открыл собственную школу, получившую европейскую известность. Руководил ею до конца своих дней.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» .

В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма.

Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали.

Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.

Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

12 октября 2017 в Музее русского импрессионизма состоялось официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», где был представлен экспериментальный формат знакомства с жизнью и творчеством мастера – саундпроменад «ШЕМЯКИН». В нем персонажи оживают, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, влюбляются и умирают . Выставка будет открыта для посещения с 13 октября 2017 по 17 января 2018 года.

Ретроспектива произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина, ученика Валентина Серова и Константина Коровина, объединила более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Одна из работ, портрет легендарного основателя кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» (ныне концерт «Бабаевский»), никогда ранее не была представлена. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Специально для выставки Музей русского импрессионизма совместно с драматургом Юлией Поспеловой и создал аудиоспектакль, основанный на неопубликованных воспоминаниях сына художника и документальных материалах, – саундпроменад «Шемякин» . Это принципиально новый формат знакомства с выставкой, где зрителей ждет встреча с десятками персонажей, за каждым из которых стоит жизнь реального человека. Здесь можно услышать, как солистка Большого театра исполняет арию из новой оперы C.В. Рахманинова, узнать, как Ф.И. Шаляпин пытался изобразить монаха с портрета авторства Шемякина и примерить на себя роль скрипача И.В. Гржимали, который готовится к самому важному выступлению в своей жизни. Того самого Гржимали, на чьей скрипке виртуозно играет Владимир Спиваков.

В этот вечер первыми отправились на саундпроменад по выставке Михаила Федоровича Шемякина Борис Щербаков, Михаил Грушевский, Снежина Кулова, Светлана Абрамова, Елена Ищеева, Андрей Назимов, Анжелика Каширина, Мари Коберидзе, Антонина Клименко, Барт Дорса, Джеймс Корриган, Иосиф Райхельгауз и другие.

Торжественно открыли выставку основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц и Юлия Петрова, директор Музея.

Об аудиоспектакле рассказали его автор, драматург МХАТ им. А. П. Чехова Юлия Поспелова и актер «Мастерской Дмитрия Брусникина» Василий Буткевич: «Оказалось невероятно интересно заниматься этим проектом, и тем более запустить его именно в музейном пространстве. На нас произвела огромное впечатление сама задумка: по выставке тебя водит не экскурсовод, а непосредственно сам художник. Всего записывалось четыре актера, но из их голосов был создан целый мир. Процесс реализации доставил и авторам, и актерам огромное удовольствие.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить о русских импрессионистах, а именно о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

К выставке издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Аудиоспектакль по выставке «Михаил Шемякин. Совсем другой художник».


Вы приходите на выставку Михаила Шемякина. Вам известно лишь, что он не тот Михаил Шемякин, который создал скульптуру Петра, а совсем другой художник. Где-то вы прочитали, что он самобытный русский импрессионист, ученик Серова и Коровина. Эти слова, кажется, призваны рассказать о нем, но разве от них стало понятнее, что перед вами за человек?

«…Рождество.

Ёлку нарядили в гостиной.

Нам нельзя заходить в гостиную.

Мы с Федей стоим возле закрытых дверей и ждем…

В залах вы найдете десятки портретов. Среди них есть высокий статный старик, нежная обнаженная в жемчужных тонах, элегантная дама с проседью, неуклюжий извозчик в синем до пят кафтане, да мало ли еще, кого вы там встретите! Все они реальные персонажи, за каждым из них стоит своя история, у каждого – своя судьба. Кто они, какую жизнь прожили и почему сегодня вы пришли на них посмотреть?

…В зале темно, я смотрю в окно,

на Большой Никитской вечер.

Рождество – это когда бог стал человеком.

Папа, наверное, сейчас раскладывает подарки.

Вот бы мне набор гвардейцев в коробке.

Синие сумерки,

И небо, и снег, и все кругом - синее…

К нам в руки попали уникальные материалы – неопубликованные воспоминания сына художника. Его тоже звали Михаил, как и отца. В них он рассказывает о жизни в консерваторской квартире (да-да, он жил в консерватории на Большой Никитской), о встрече отца с П. И. Чайковским, Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Бердяевым и еще сотней современников, о которых мы разве что можем прочитать в книгах. Он вспоминает, как Лиля Брик с Владимиром Маяковским собирали розовые пионы во дворе их дачи на Акуловой горе и как С. В. Рахманинов убеждал солистку «Большого театра» Надежду Салину исполнить партию в его новой опере. Изучив материалы, мы поняли, что можем рассказать своему зрителю больше, сделать героев картин объемными и живыми.

Это папа идет к двери,

Сейчас он распахнет высокие двери

и начнется праздник.

Сейчас будет елка,

вся в разноцветных блестящих шарах

и разных фигурках – зайцах, медведях, ангелах,

хлопушках, серебряной мишуре.

Вот двери открываются…

Опираясь на архивные документы и воспоминания сына художника, мы совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» создали аудиоспектакль по выставке, где рассказали от первого лица о героях с полотен художника.

на маленьком столике

у самой елки

плетеная корзинка –

гиацинты в горшочках.

Корзинку дедушке подарил

Отец улыбается.

Федя с очень серьезным лицом –

Закусил губу, он распаковывает подарок…»

Здесь персонажи живут, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, умирают и влюбляются. Все, что требуется – это лишь надеть наушники, нажать кнопку «Пуск» и отправиться вслед за художником на променад по его простой и одновременно удивительной жизни.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.

Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и является членом Международного совета музеев ICOM.

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, мультимедийный зал, образовательная интерактивная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукциейновый музей является культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской деятельностью.

Драматург. Пьесы опубликованы в журналах «Современная драматургия», «Кольцо А», «Процесс». В 2016 году вышел авторский сборник пьес под названием «Серые мальчики». Спектакли по пьесам Юлии Поспеловой поставлены в МХАТ им. Чехова, Санкт-Петербургском городском театре, Севастопольском ТЮЗе, Вышневолоцком драматическом областном театре, Югорском художественном театре, театре «Северная Сцена» и др.

«Мастерская Дмитрия Брусникина»

Роли озвучивали: Василий Буткевич, Мария Крылова, Василий Михайлов и Екатерина Боровикова.

Курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ (2011 – 2015).
На курсе работали режиссеры Юрий Квятковский, Марина Брусникина, Алена Хованская, Сергей Щедрин, Михаил Мокеев, Алексей Розин, Максим Диденко, Наталья Ворожбит и др.
Руководитель курса – актер МХТ им. Чехова, режиссер, профессор, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Брусникин.
Журнал «Афиша» назвал курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ событием сезона 2012-2013. Спектакли Мастерской идут в ведущих московских театрах – «Практика», Театр.doc, Учебный театр Школы-студии МХАТ.

“Михаил Шемякин. Совсем другой художник” - выставка с таким интригующим названием открылась в Музее русского импрессионизма. Михаил Федорович Шемякин, тезка и однофамилиц известного современника, “жил тихо, а творил страстно”, как говорил о нем Илья Репин. Полотна Шемякина - это соцветие броских красок, изящество точных линий и волны теплых человеческих чувств. Выставку посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова .

Коровин называл его русским Рафаэлем, а Маяковский объявил “реалистом-импрессионистом-кубистом”. В картинах Михаила Шемякина резкий мазок переходит в плавный изгиб, а буйные цвета рождают нежные оттенки. Будь то оранжево-синие “Гиацинты ночью”, мраморная “Натурщица”, полная музыкальности “Скрипка” или трепетные портреты жены - нарисованное в равной степени отражает реальность и транслирует личные впечатления автора. Рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: При любом приобретении картины музеем проводится визуальная оценка - подходит это нам стилистически или не подходит, достойно это уровня музея или нет. И вот когда мы увидели “Девушку в матроске” Шемякина, стало понятно, что она нам необходима. Далее у нас появилось еще несколько произведений Шемякина, потому что мы уже знали, что это очень и очень достойный мастер. И когда уже стала собираться разная информация, стало понятно, что “вырисовывается” выставка.

Михаил Шемякин жил спокойно и ровно - без лишних драм, революций и мятежей. Вырос в семье обеспеченных фабрикантов, окончил Московское училище живописи, занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. Женой молодого художника стала дочь известного чешского скрипача Ивана Войтеховича - Людмила Гржимали. В доме бывали именитые музыканты, которые часто позировали живописцу. При жизни Михаил Шемякин был популярен, устраивал персональные выставки, имел учеников. А после смерти оказался незаслуженно забыт. И это - не единичный случай, продолжает Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: Таких художников очень много и в русской истории искусства, и в европейской, и в мировой. Меняется мода, меняются идолы, меняются кумиры. Кто-то остается в истории искусств, других забывают…

Чтобы напомнить, а кому-то и впервые рассказать о Михаиле Шемякине, устроители выставки записали аудиогид - в формате спектакля в 4 актах. Драматург Юлия Поспелова сочинила пьесу на основе дневников и воспоминаний художника, а молодые актеры разыграли ее по ролям. Артист Василий Буткевич - голос Михаила Шемякина в постановке - признается, что до работы ничего не знал о своем герое, зато теперь относится к нему с большим теплом.

БУТКЕВИЧ: Я испытывал какие-то необычайно трогательные чувства вот именно по отношению к нему. И так вышло, что говорил только за Михаила Шемякина, то есть я с ним работал много и долго. И очень какая-то трогательная получилась история, даже местами сентиментальная.

Актер говорит: когда впервые узнал, что будет озвучивать художника Михаила Шемякина, кинулся изучать досье знаменитого современника - приятеля Владимира Высоцкого, давно живущего во Франции. Однако этот живописец никакого родственного отношения к герою выставки не имеет.

Популярное

26.06.2019, 09:08

«Почему Россия всем должна?»

СОЛОВЬЁВ: «Хочу сказать сразу, что искренне рад тому, что Тина Гивиевна, услышав мою критику и разбор одного из постов, посвященных Грузии в Телеграм-канале, тут же мне написала, попросила возможности прийти, чтобы впрямую высказать свое мнение, чтобы это не превращалось исключительно в телефонное интервью».

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Первая в Москве выставка картин художника-импрессиониста начала ХХ века Михаила Шемякина, которая пройдет с 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма, будет включать более 50 работ автора. Об этом ТАСС сообщила директор музея Юлия Петрова.

"Нам пришлось провести строгий отбор, результатом которого стала первая в нашей стране ретроспектива одного из немногих импрессионистов-портретистов в российском искусстве. На выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" представлено более 50 крупномасштабных произведений из музеев России", - сказала Петрова.

Несмотря на то, что имя Михаила Шемякина многим неизвестно, в каждом музее России хранятся его произведения. Директор музея также уточнила, что импрессионист, скончавшийся в 1944 году, никакого отношения к авангардисту-однофамильцу, автору знаменитого памятника Петру I, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, не имеет.

Художник музыкантов

Осмотр выставки начинается с третьего этажа. Здесь размещены картины, посвященные музыке и семье художника. Произведения, оставшиеся за рамками этих тем, оказались на втором этаже. Шемякин своей судьбой был связан с выдающимися современниками: Петром Чайковским, Валентином Серовым, Федором Шаляпиным.

"Реставратор и просветитель искусства Игорь Грабарь прозвал его "художником музыкантов" - творчество Михаила Федоровича было тесно связано с музыкой. Его тестем был известный в Москве чешский скрипач Иван Гржимали. Долгое время семья жила в правом крыле Московской консерватории", - объяснила Петрова.

Одна из центральных картин на втором этаже - портрет извозчика в синем кафтане. Художник написал его с консерваторского возничего Василия. Работа, отличившаяся на выставке передвижников в начале XX века, пострадала в 1917 году от шальной пули.

Монохромный стиль

Значительная часть произведений Шемякина монохромна. Осознанно, он пишет ограниченной палитрой, используя так называемую "трехцветку": жженую кость (черный цвет), охру и белила. Но, невзирая на скудную, на первый взгляд палитру, художнику даже из этих красок удается создать тонкие жемчужные переливы.

Невиданный Абрикосов

Портрет фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова - доминанта выставки - был родным дедом Шемякина. Однажды, когда художник попросил его позировать, то тот первым делом поинтересовался: сколько времени ему придется на это потратить. Шемякин ответил: "двадцать часов". За это время Шемякин написал большой полнофигурный портрет своего деда. Увидев работу, Абрикосов взял со стола аршин, подошел к зеркалу, замерил расстояние от своей макушки до кончика седой бороды, затем сравнил с тем, что получилось на холсте и похвалил внука за точность исполненной работы.

Директор музея рассказала еще одну семейную легенду, связанную с это картиной. "Когда портрет был повешен в кабинете у Абрикосова, один из его подручных, зайдя в комнату и, заметив картину, сказал: "Простите, я не знал, что вы уже проснулись". Настолько точно и реалистично было изображение, выполненное Шемякиным", - сказала Петрова.

Портрет более 70 лет находился в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке в музее импрессионизма эта работа экспонируется впервые.

Гиацинты

Любимые цветы Шемякина были гиацинты. Он часто писал их, оттачивая в этих натюрмортах свою монохромную технику. В начале экспозиции посетители могут увидеть "Гиацинты у елки". Работу, наполненную радостью и предвкушением Нового года. В конце выставки на картине, написанной художником в год его смерти, на холсте изображены увядающие цветы.

Сотрудники музея обещают, что в течении работы всего проекта в залах будут находиться живые гиацинты.

Полное погружение

Специально к выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" музей подготовил художественно-документальный спектакль, помогающий лучше познакомиться с экспозицией и погрузиться в мир импрессиониста. Для этого при входе посетителям будут выдаваться наушники и инструкция. Программа доступна через специальное приложение, которое нужно установить на свой телефон.

Директор музея уточняет, что этот "саундпроменад" не следует сравнивать с аудио гидом и рассказом экскурсовода. "Это спектакль, подготовленный молодым драматургом МХТа Юлией Поспеловой. Главный текст, собранный на основе неопубликованных воспоминаниях сына художника и самого Михаила Шемякина, а также включающий музыкальные зарисовки, читает актер Василий Буткевич. "Этот саундпроменад, в отличие от обычного гида, оставляет совершенно особенное послевкусие от выставки. Это художественное произведение, погружающее посетителей в четвертое измерение", - сказала директор музея.

 

 

Это интересно: