→ Хачатурян спартак содержание. Билеты на балет «спартак» в большом театре. Планируемые результаты учебной деятельности

Хачатурян спартак содержание. Билеты на балет «спартак» в большом театре. Планируемые результаты учебной деятельности

Картина 1

Нашествие
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обре­чены на рабство. Среди них - Спартак.

Монолог Спартака
У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыслит свою жизнь в рабстве.

Картина 2

Рынок рабов
Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлучают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией. Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии
Фригия тоскует об утраченном счастье, с ужасом думая о предстоящих ей испытаниях.

Картина 3

Оргия у Краса
Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину настораживает его интерес к молодой девушке. И она вовлекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака
Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4

Казарма гладиаторов
Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II

Картина 5

Аппиева дорога
На Аппиевой дороге к "спартаковцам" присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака
Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6

Вилла Красса
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направляется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины
Она давно жаждет обольстить и подчинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7

Пир у Красса
Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной. Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака
Он переполнен радостью победы.

Картина 8

Победа Спартака
Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III

Картина 9

Месть Красса
Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины
Для нее Спартак - тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план - опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10

Лагерь Спартака
Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака
Спартак предчувствует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11

Разложение
Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса
Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12

Последний бой
Легионеры окружают войска Спартака. В неравном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Реквием
Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

В четырех актах, девяти картинах. Либретто Н. Волкова.

Действующие лица:

  • Спартак, фракиец
  • Фригия, фракийка, его жена
  • Гармодий, молодой фракиец
  • Красс, римский богач, полководец
  • Эгина, греческая танцовщица, возлюбленная Красса
  • Вольноотпущенник Красса
  • Умирающий раб
  • Лентул Батиат, владелец школы гладиаторов
  • Гладиаторы: Mapмилон (рыба), Ретиарий (рыбак), Андабаты (гладиаторы в безглазых шлемах), Фракийцы, Самниты
  • Глашатай
  • Египетская танцовщица
  • Грек-мим
  • Старуха, служанка Эгины
  • Ремесленники, германцы, галлы, сирийцы, нумидийцы, фракийцы, циркачи, гости на пиру Красса, гадитанские девы, гетеры, танцовщицы-нимфы, крестьяне-пастухи, римские легионеры, римские купцы, горожане, пираты

Действие происходит в Римской империи в 73 — 71 годах до н.э.

История создания

В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: «Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак» (описание ристалищ) и исторической хроники М. Оливье «Спартак». «Архитектоника балета слагалась как трагедия о Спартаке, — писал Волков, — как рассказ о возвышении и гибели вождя, как история героя, чей ум, воля и высокие идеалы преодолели ограниченность своего времени и <...> стали бессмертными символами борьбы угнетенных классов и народов против угнетателей». Не удивительно, что предложенный сюжет получил одобрение властей. Однако работа над балетом была отложена на многие годы.

В 1950 году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу. Возможно, именно с этими впечатлениями было связано возвращение к задуманному балету. Работа над музыкой продолжалась три с половиной года — последняя точка в партитуре была поставлена в начале февраля 1954-го. Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени, продолжателя традиций Фокина, прославленного мастера хореографической миниатюры Л. Якобсона (1904—1975). В стремлении отойти от господствовавших в те годы на балетной сцене принципов «драмбалета» Якобсон перенес на сцену скульптурно-пластическую выразительность, увиденную им в экспрессии фигур сражающихся богов и титанов на знаменитом Пергамском алтаре, экспонировавшемся тогда в Эрмитаже. «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева. — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины, Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников... намечали образ военной машины... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов... сообщали зрелищу скульптурность. Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.

В Москве «Спартак» появился только через полтора года (11.03.1958), в постановке И. Моисеева, одного из самого титулованных мастеров, прославившегося своим Ансамблем народного танца. Балет приобрел широчайшую популярность, был поставлен во многих городах нашей страны и стран Восточной Европы. В 1968 году в Москве была осуществлена постановка еще одного мастера советского балета, Ю. Григоровича (р. 1927), полемизирующая со спектаклем Якобсона и отличающаяся большим психологизмом, трагической напряженностью.

Сюжет (излагается по клавиру)

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, — Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, — куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади — Эгина, которая бросает Крассу цветок. Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком. Спартака покупает хозяин школы гладиаторов Лентулл, ему же приходится купить и Фригию, так как Спартак предпочитает убить себя, но не разлучаться с женой.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка — Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

Во дворце Красса перед пирующими танцуют Эгина с Гармодием. Юноша приносит ее на ложе Красса. Пиршественное веселье нарушают звуки приближающегося боя. Все бегут, Красс велит Гармодию остаться и примкнуть к восставшим. Появляется Спартак с воинами и Фригией.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях. Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины. Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

Морской берег. Видны мачты кораблей пиратов. За камнями скрываются римляне, которых привел Гармодий. Пираты пируют. К ним приходит Спартак. Он подкупает предводителя мешками золота, и тот обещает перевезти на своих кораблях его войска. С уходом Спартака пирушка возобновляется. Появившиеся римляне добиваются того, что пираты уводят свои корабли. При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит. Восходит солнце.

Музыка

В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.

Л. Михеева


Спартак: Спартак известный раб гладиатор. Содержание 1 Известные носители имени Спартак 2 Спорт 2.1 … Википедия

Спартак (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Спартак (значения). Спартак Spartaco

Спартак (фильм) - Снято несколько фильмов с таким названием: Спартак (фильм, 1926) СССР, 1926, реж. Э. Мухсин Бей Спартак (фильм, 1960) США, 1960, реж. Стэнли Кубрик Спартак (фильм балет) СССР, 1977, фильм балет IMDb Спартак (фильм, 2004) США,… … Википедия

СПАРТАК (1975) - «СПАРТАК», СССР, Мосфильм, 1975, цв., 94 мин. Фильм балет. О восстании рабов в Древнем Риме под предводительством Спартака. Роли исполняют артисты балета Большого театра СССР. Хореография Юрия Григоровича. В ролях: Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ … Энциклопедия кино

Балет в филателии - Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося… … Большая советская энциклопедия

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БАЛЕТ МИРОВОЙ - Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера

Балет - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Спартак - Эта статья о предводителе восстания рабов; другие значения: Спартак (значения). Спартак Spartacus … Википедия

Книги

  • Откровения балетместера Федора Лопухова (DVD) , . Двадцатый век - век триумфа русской школы балета. Известный балетмейстер Федор Лопухов, проживший долгую и плодотворную жизнь в искусстве, вспоминает и размышляето судьбе классического танца… Купить за 493 руб
  • Спартак , Лесков Валентин Александрович. Имя фракийца Спартака, римского гладиатора и вождя самого знаменитого восстания рабов в древнем Риме (74-71 годы до н. э.), обладает несомненной притягательной силой. Бессмертный роман…

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.

Вечные сюжеты

  1. Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века.
  2. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
  2. Понимать характерные особенности музыкального языка.
  3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.
  4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.
  5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.
  6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).

Планируемые результаты учебной деятельности:

  1. Метапредметные: понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.
  2. Личностные: понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.
  3. Предметные: знакомство с творчеством А. Хачатуряна на примере фрагментов балета «Спартак».

Форма проведения занятия: аналитическое занятие по балету А. Хачатуряна «Спартак».

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись:

  1. Б. Беллотто. «Вид на Колизей»;
  2. Ж.-Л. Жером. «Смерть гладиатора».

Фотография:

  1. Сцены из балета «Спартак».

Музыкальный материал:

  1. А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии (из балета «Спартак», слушание);
  2. М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. «Песня о дружбе» (из кинофильма «Три мушкетёра», пение).

Виды деятельности учащихся:

  1. Беседа о жизни и творчестве А. Хачатуряна.
  2. Изучение и обсуждение либретто балета «Спартак».
  3. Участие в беседе об особенностях музыки А. Хачатуряна, соединяющей армянские и европейские традиции.
  4. Беседа о личности и подвиге Спартака.
  5. Анализ двух нотных примеров.
  6. Разучивание и исполнение песни.
  7. Просмотр и обсуждение репродукций картин, сравнительный анализ репродукций и музыкальных фрагментов.

«Эпоха Спартака – волнующая историческая эпоха в жизни человечества…»
(Арам Хачатурян)

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве - а он просуществовал достаточно долго - всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.

Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений - балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде римских рабов. «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени»,- писал композитор, подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта.

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей.

Гладиаторы (гладиатор в Древнем Риме - боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем), патриции (патриций - аристократ в Древнем Риме), рабы, легионеры (легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.), пираты, торговцы и простые горожане - такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.

«Жить надо с расправленными крыльями…»
(Сергей Коненков, русский скульптор 20 века)

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Через весь балет проходит основная тема – неприятие рабства, страстная устремлённость к победе.

Здесь показаны две противостоящие силы, охарактеризованные выразительной и образной музыкой. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.

В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.

Слушание: Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак»

Наиболее трагические сцены переданы композитором при помощи близких и родных ему народно-национальных интонаций. Такова, например, «Смерть гладиатора», вызывающая у слушателей ассоциации с народной лирической музыкой, то возвышенно-декламационной, то печальной-драматичной.

Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.

Слушание: Хачатурян. «Адажио Спартака и Фригии» из балета «Спартак»

Иным настроением отмечена сцена, получившая название «Адажио Спартака и Фригии». Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.

Так мы видим, что и в ХХ веке композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.

Вопросы и задания:

  1. Что по-вашему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?
  2. Как вы считаете, почему А. Хачатурян воплотил легенду о восстании Спартака именно в жанре балета?
  3. Послушайте фрагменты «Смерть гладиатора» и «Адажио Спартака и Фригии» из балета А. Хачатуряна «Спартак». При очевидной разнице их содержания можно ли говорить о присущих им чертах сходства? В чём они проявляются – в интонационных или гармонических особенностях, эмоциональной насыщенности кульминаций? Аргументируйте ответ.
  4. Известны ли вам какие-либо историко-литературные описания боёв гладиаторов? Расскажите о них. При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.

Скриншот:

Краткое содержание балета

I д е й с т в и е.

1-я картина. «Нашествие». Римский полководец Красс, известный хитростью и жестокостью, со своими легионерами захватывает соседние земли и забирает в рабство мирных жителей. Легионеры уничтожают всякое сопротивление на своём пути. Участь рабов разделяет Спартак и его возлюбленная Фригия. Спартак не может смириться с потерей свободы. Его человеческое достоинство попрано, и он будет бороться.

2-я картина. «Рабство». На рынке безжалостные торговцы продают рабов. Разлучают близких людей, разрушают семьи. Спартака и Фригию продают разным хозяевам. Спартак бурно протестует, но бесполезно: Спартак и Фригия разлучены.

3-я картина. «Оргия». Эгину беспокоит интерес Красса к его новой рабыне Фригии. Желая привлечь его внимание к себе, Эгина устраивает грандиозную оргию. Наибольшим развлечением становится зрелище сражения двух гладиаторов - бесправных рабов Красса, у которых завязаны глаза. Один из них - Спартак. С ужасом осознаёт Спартак, что его вынудили стать убийцей. Он оплакивает гибель своего товарища и всё сильнее жаждет свободы.

4-я картина. «Бегство». Гладиаторы обречены, так как каждый из них, развлекая гостей Красса, должен сражаться насмерть. Во главе со Спартаком они обсуждают возможности своего спасения. Спартак их убеждает: единственный путь к освобождению - это восстание. Гладиаторы дают друг другу клятву верности в борьбе за свободу. Сбив оковы, они спешно покидают Рим.

II д е й с т в и е.

1-я картина. «Восстание». Восстание гладиаторов становится воистину народным. Огромные массы людей, страдающих от римского нашествия, присоединяются к борцам за свободу. Спартака признают вождём восстания.

2-я картина. «Любовь». Спартак не представляет себе жизни без Фригии. Он разыскивает её во дворце Красса. Ничто не может омрачить радости свидания. Вдвоём им не страшны никакие преграды. Они больше никогда не разлучатся. Спартак и Фригия исчезают в ночи. Эгина с патрициями спешит на пир к Крассу.

3-я картина. «Пиршество». Красс в своём дворце наслаждается сознанием власти и победы. Приближённые его чествуют, рабыни развлекают танцами. В разгар пира раздаются воинственные звуки труб - это воины Спартака ворвались во дворец. В суматохе Красс тайно бежит, не приняв боя.

4-я картина. «Победа». Гладиаторы захватывают в плен Красса. Спартак предлагает Крассу достойно с ним сразиться. Красс принимает вызов, и Спартак побеждает. Красс не может выдержать унижения и требует для себя смерти. Но Спартак настолько презирает его, что прогоняет.

III д е й с т в и е.

1-я картина. «Заговор». Красс в отчаянии от своего поражения, Эгина пытается вдохнуть в него уверенность. Под её влиянием Красс пробуждается к жизни и созывает свои войска. Эгина желает им победы.

2-я картина. «Раскол». Радость взаимной любви освещает жизнь Спартака и Фригии. Беда приходит неожиданно - получено известие о новом походе Красса. Спартак намерен принять сражение. Но многие его военачальники не согласны и со своими людьми малодушно покидают Спартака.

3-я картина. «Предательство». Тайно проникают Эгина и её подруги-куртизанки в стан гладиаторов и развлекают их до тех пор, пока легионеры Красса не захватывают лагерь восставших.

4-я картина. «Гибель». Войска Спартака терпят поражение. Гибнут его друзья. Спартак последним принимает неравный бой. Мужественно встречает он смерть, когда легионеры поднимают его, ещё живого, на пиках.

Э п и л о г. «Реквием». С огромной нежностью и любовью Фригия провожает в последний путь любимого. Она восхищается его подвигом и верит, что мечты Спартака сбудутся.

Арам Ильич Хачатурян родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами. Среди произведений музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад», балеты «Гаянэ» и «Спартак», симфонии, концерты, музыка для театра и кино.

Балет «Спартак» был закончен в 1954 г.

Б. Беллотто вид на Колизей

Бернардо Беллотто (1721 – 1780) принадлежит к ряду великих венецианских художников XVIII в.

На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке. Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нём главным действующим лицом.

Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами.

Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображённом здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и всё вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.

Ж. Жером. Смерть гладиатора

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем.

В середине 19-го века Жан-Леон Жером стал писать картины на исторические темы.

На картине Жерома «Смерть гладиатора» (имеет и другое название «Пальцы вниз») изображён конец гладиаторского боя, где могучий и сильный победитель, наступив ногой на поверженного врага, обращается к императору и зрителям римского Колизея, в ожидании вердикта о судьбе поверженного гладиатора, и жеста большого пальца руки. Побеждённый гладиатор повернул голову к толпе, протянув руку моля о пощаде…

Нередко людей приводят в заблуждения именно учебники истории, а также современный кинематограф. Они привели к тому, что многие думают, что судьбу потерпевшего поражение гладиатора в Древнем Риме фактически определяли зрители, подымая или опуская большой палец. На аренах Рима действительно присутствовал жест большого пальца, но использовали его совсем иначе. Если жрецы указывали им вниз, то это значило «опустить меч», дабы поверженный боец имел возможность продолжить битву в другой день. Люди стали верить, что жесты пальцем от толпы во время гладиаторских сражений носят смысл одобрения и неодобрения после того, как подобный эпизод на своей картине передал художник Жан-Леон Жером. Он нарисовал, как гладиатор с мечем смотрит на реакцию публики, которая яростно показывает ему «палец вниз», что в данном контексте значит неодобрение.

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще... Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал:

 

 

Это интересно: