→ Что помогает строить добрые отношения между народами. Нации и межнациональные отношения. Решение проблемы, открытие новых знаний

Что помогает строить добрые отношения между народами. Нации и межнациональные отношения. Решение проблемы, открытие новых знаний

Блок внеклассной работы «За страницами учебника»

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания программы 4 класса и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Четвёртый класс . Тема года: «Зная прошлое - преобрази будущее!»

Работа в течение предшествующих трёх лет обучения в системе «Перспектива» в целом и по учебникам «Окружающий мир» в частности создала условия для духовно-нравственного развития детей, воспитания в них любви к природе, чувства патриотизма, гражданственности. Это - хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Последний год занятий по программе предполагает обобщение знакомого материала, его освоение на более высоком уровне, а также расширение круга уже накопленных естественнонаучных и гуманитарных знаний, нравственных представлений на занятиях «За страницами учебника».
Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, во время этих занятий следует стремиться, по возможности, переводить их внимание на патриотические темы о героях - защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу, о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу, свободу каждого из нас, живущего спустя десятилетия и даже столетия после свершения их подвигов. Былинные богатыри и богатыри духа - наши святые князья, великие учёные, творцы отечественного искусства и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Их имена, достижения и подвиги нашему современнику знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность - от изворотливости, верность долгу - от пустого упрямства, преданность любимому творческому делу - от стремления к мимолетным развлечениям. Зная героев своих учеников, педагогу будет легче использовать их авторитет для обсуждения проблемных ситуаций и объяснения хорошего и плохого в жизни. Нравственные истины, правила поведения легче усваиваются детьми, когда они сообщаются в игровой форме и от лица полюбившихся героев.
Необъятный и глубочайший по своему духовному смыслу материал исторических жанров фольклора каждого народа, преданий, сказаний, легенд; красота и многообразие локальных певческих, хореографических, художественно-ремесленных традиций, промыслового народного опыта, народного зодчества даёт нам ещё одно направление в содержании внеурочной деятельности и духовно-нравственного просвещения, построенных на основе народной культуры. Благодаря этому богатейшему культурному наследию можно убедительно, наглядно показать, как происходило и происходит историческое становление и развитие национального характера и самосознания народов России; как в образах прекрасных храмов, былин, исторических и лирических песен, в особенностях ремёсел, быта отразился каждый этап великого жизненного пути нашей страны, развития культуры всех её народов, всегда взаимно обогащавших друг друга. Использование через призму проблемы «человек и история» этого пласта народной культуры наряду с материалом календарной и семейной обрядовой традиции - благодатная почва для углубленной разработки региональной, местной специфики в программах внеурочной деятельности для каждой области, города, села, школы. Тут неисчерпаемые возможности для конкретной работы педагогов, для реализации их самых разнообразных художественных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества; здесь заложены перспективы действительного возрождения и развития старинных народных художественных традиций, а в дальнейшем - и создания новых художественных направлений на их живительных родниках. Пройдя такую школу личностного осмысления историко-культурного наследия Отечества, младший школьник не просто обретёт отвлечённые знания о редких и фрагментарных памятниках давно минувшего прошлого. Он деятельностно для себя лично разрешит проблемы гражданско-патриотической этики, осознает личную связь с историей, с настоящим и будущим России и мира, что чрезвычайно актуально на современном витке мировой исторической спирали.
Программа 4 класса, развёрнутая «За страницами учебника», даёт возможность предложить очные и заочные путешествия по святым местам нашей Родины: вновь в Московский Кремль, в Троице-Сергиеву Лавру, на остров Валаам, на Соловецкие острова - все эти святыни занимают важнейшее место в истории и культуре страны. Заочным путешествиям предшествует серьёзная подготовка, чтобы дать детям не только общее представление об этих замечательных местах, но и пробудить у них интерес и желание когда-нибудь их посетить.
Тема путешествия «По родным просторам» во внеурочной деятельности даёт возможность выполнить интереснейшие проекты для более детального знакомства с природой разных природных зон России. Тем самым многообразие мира растений и животных, величие живой и неживой природы становится объектом проектной деятельности и продолжением того содержания, которое изучается на уроках. Очевидно, что многие естественнонаучные темы содержат нравственный заряд, тем более, что человек всё больше начинает осознавать свою связь с природой, свою ответственность за неразумное использование окружающей среды. Известные слова А. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» сегодня звучат чрезвычайно актуально и приобретают значение взаимосвязанности всего живого на планете.
Вновь можно обсудить и некоторые вопросы этикета: как вести себя в дороге, в чужом доме, в общественных местах. А также глубже освоить темы, предлагаемые в Рабочей тетради по ОБЖ. Ведь в них предмет изучения - жизнь человека, полная неожиданностей и порой опасных ситуаций. Дети в результате понимают, что выход из создавшегося положения зависит, как правило, от умения сделать верный нравственный выбор.
Тема года ориентирует на знакомство с достаточно сложными явлениями, с людьми, которые внесли значительный вклад в отечественную и мировую культуру и историю. Ребята с интересом узнают о художниках, ученых, путешественниках, мыслителях, которые своей жизнью и творчеством показали пример высокого, истинно нравственного служения людям, прославившихся своими ратными и духовными подвигами, своим творчеством, научными открытиями. Их смелость и доброта, стойкость и мудрость противостоят злу и жестокости. Образы этих людей помогают всем - детям и взрослым - становиться лучше. Знакомясь с их жизнью и сделав при этом акцент на тех нравственных качествах, которыми обладали герои, о силе их духа, об умении жертвовать собой во имя Родины, лучше понимаешь, как бороться со многими своими недостатками: ленью и равнодушием, жадностью и эгоизмом.
Особенность содержания программы 4 класса заключается в том, что широта её тем позволяет педагогу ориентироваться на реальную жизнь и те проблемы, которые часто возникают. Тематические рамки лишь помогают выбрать определённое направление работы, но не сковывают его. Программа позволяет добиваться определённой логичности и последовательности во внеурочной деятельности, даёт возможность вести детей от относительно простых - к более сложным вопросам духовно-нравственной жизни. Чтобы, наконец, привести к прямому вопросу о том, что каждый из нас может и должен стать творцом собственной судьбы и, начав с себя, совершенствуя свой внутренний мир, развивая свои способности, стать творцом будущего России. И преобразить окружающий мир, сохраняя и развивая в своей деятельности то лучшее, что сделали до нас и для нас наши предшественники.
Как и в прошедшие три года обучения, усвоение и осознание воспитательного содержания курса за страницами учебника должно происходить путем его расширения в ходе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счёт произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России - православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).
В работе с детьми следует применять методы музейной педагогики, позволяющие включить память и эмоции ребёнка через различные предметы, имеющие то или иное историческое значение или их имитирующие. Держа в руках предмет, имеющий свою собственную «жизнь», ребёнок легко может представить человека, которому он принадлежал. Он задумается над связью времён и поколений, осознаёт необходимость уважать прошлое, ценить и беречь его материальные свидетельства - старые книги, семейные фотографии, письма. Эти доступные исторические реликвии станут поводом для интересного и серьёзного разговора. Кроме того, подобные приёмы полезны для развития качеств, которые важны и для учебной деятельности: они тренируют память, внимание, способствуют внутреннему раскрепощению. При этом происходит активизация всех каналов информации - зрительного, слухового, мышечного, моторного, - и - как следствие - расширение рамок видения мира, ассоциативных связей, развивается интуиция, богаче становится эмоциональная сфера. Подобные приёмы помогают в концентрации внимания, пробуждении фантазии, создании творческой атмосферы. С их помощью эффективнее создаются условия, стимулирующие познавательную и творческую деятельность детей.
Приведённые примеры показывают, каким образом во внеурочной деятельности за страницами учебника реально происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Содержание бесед по духовно-нравственной проблематике в течение года ориентировочно можно представить для каждого раздела таким образом:
I раздел:

  1. Что изменилось за лето: мы или мир?
  2. Вера, Надежда, Любовь: для чего люди объединяются вместе и что такое общество?
  3. В чём заключаются права ребёнка и когда у него появляются обязанности?
  4. Что помогает строить добрые отношения между народами в России и за её пределами?

II раздел:

  1. Почему мы называем Россию великой страной?
  2. Как особенности земной поверхности в разных регионах России сказываются на жизни и деятельности людей, обычаях и традициях народов, её населяющих?
  3. Какие реки и озёра России считаются святыми?
  4. Какую природную зону России мне хотелось бы исследовать и почему?

II I раздел

  1. Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом своего города (села)?
  2. Какие идеи служат основой нравственного выбора для наших соотечественников и для нас? Что значит - творить добро втайне?
  3. Как растолковать мысль: «Любовь - это труд души»? Кто из наших знаменитых земляков жил и живёт в соответствии с этой мыслью?
  4. Различаются ли слова «Милость, милосердие и милостыня»? Кто из соотечественников и моих близких может служить примером милосердного отношения к людям?
  5. Смерть и бессмертие: какие дела и события в истории нашей страны имеют право называться бессмертными и почему?

I V раздел

  1. Почему важно развивать сельское хозяйство России?
  2. Для чего необходимо содружество науки и промышленного производства в нашей стране?
  3. Зачем сохранять традиционные промыслы народов России?
  4. Каков мой проект будущего России?

Конкретные советы для работы за страницами учебника даются в рубрике «Рекомендации для занятий в семье», в поурочных описаниях занятий в классе. Таково общее содержание работы за страницами учебника в 4 классе. Теперь конкретизируем его в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».

За страницами учебника (раздел «Мы - граждане единого Отечества»)

Продолжайте совершать воображаемые путешествия в республики и другие края Российской Федерации. Приглашайте к участию в этой игре своих друзей и старших родственников. По результатам ваших путешествий оформите выставку «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организуйте фестиваль художественного творчества и традиционной игровой культуры народов России. Совместно с товарищами из параллельного класса и с помощью старшеклассников вашей школы организуйте конкурс видео-презентаций «Красота природы моего Отечества» на основе материалов из сети Интернет.

За страницами учебника (раздел «По родным просторам»)

Постарайтесь лучше узнать природу родного края, разберитесь в её экологических проблемах, примите участие в интересных для вас экологических проектах. Проведите в классе конференцию на тему «Как решить экологические проблемы края». Со своим классом или со своими родными постарайтесь побывать в разных уголках страны, в заповедниках и национальных парках, в музеях под открытым небом, которые знакомят с традиционной хозяйственной деятельностью и домашним бытом народов того или иного края. Фотографируйте увиденное и составляйте свой «Альбом путешествий». Организуйте в классе выставку таких альбомов. Проведите викторины на темы «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом».
Читайте книги о природе и культуре разных краёв России. Проведите праздник «С книгой - в природу». На празднике можно организовать конкурс «Самый внимательный читатель». Представьте на выставке ваши любимые книги о природе и культуре народов нашего Отечества.
Познакомьтесь с древними песнями и сказаниями народов своего края, где есть описания труда, который издавна был основой их жизни.

За страницами учебника (раздел «Путешествие по Реке времени»)

Узнайте, каковы народные предания о происхождении города, села, деревни, улицы, микрорайона, где вы живёте, что значат названия вашего местожительства, рек, озёр в его окрестностях. Также узнайте, какой город является центром края, области, района, где вы живёте, когда он возник, кто были его основатели и первые жители, есть ли устные предания или письменные документы, связанные с его историей.
Вместе с родными посетите достопримечательности и святыни вашего края, города (села). Узнайте, в память о каких событиях российской истории возведены храмы вашего края. Организуйте очные или заочные экскурсии по городам Золотого кольца России. Подготовьте фоторассказы или выставки рисунков по итогам ваших путешествий.
По мере знакомства с российской историей составьте «Календарь памятных дат нашего Отечества», включая в него страницы, посвящённые событиям истории вашего края и вашим землякам.
К Дню Победы оформите выставку «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны». По семейным воспоминаниям составьте «Книгу Памяти» о жизни родственников и друзей семьи в годы Великой Отечественной войны. Включите туда фрагменты фронтовых писем и документов военного времени.

За страницами учебника (раздел «Мы строим будущее России»)

Примите участие во встрече со специалистами сельского хозяйства или работниками пищевой промышленности вашего края; побывайте на выставках местной пищевой продукции. Постарайтесь узнать о старинных секретах и современных передовых способах выращивания, хранения и заготовок самых полезных для здоровья продуктов сельского хозяйства вашего края.
Организуйте экскурсию на промышленное предприятие вашего края. Постарайтесь узнать, какие новые научные разработки применяются для его развития, что делается для улучшения условий труда и благоустройства жизни его работников, есть ли перспективы интересной работы для молодёжи.
Устройте конкурс проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей. Пригласите в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села).

  • Как определяется национальность человека?
  • Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»?
  • Почему возникают межнациональные конфликты?
  • Как их предотвратить?

Отношения между нациями . В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека - это его принадлежность к определенной нации или народности.

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт развернулся между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое - хорошо, все чужое (т. е. свойственное другой нации) - плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа,- и хорошее, и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988 г. в Армении представители других народов нашей страны и других стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села.

Но бывают и другие традиции, например кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что - осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР, возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тыс. Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране,- великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе . Во второй половине 80-х гг. XX в. в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате - 1986 г., Сумгаите - 1987 г., Абхазии - 1988 г., Фергане - 1989 г., с 1988 г. Нагорный Карабах стал зоной армяно-азербайджанского конфликта и т. д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковы причины этих конфликтов? Одна из главных причин - территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылались на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение каких-то народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - все это могло стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты обучать детей на родном языке, возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Некоторые конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц. Бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма .

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

    Основные понятия

  • Этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений.

    Термины

  • Термины: Племя, народность.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
  2. Каковы различные понятия о национальной гордости?
  3. Какое значение имеют национальные традиции?
  4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
  5. В чем опасность межнациональных конфликтов?
  6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?
  7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

Задания

  1. Найдите в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в период древней истории и истории Средних веков, вам известны? Назовите известные вам нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
  2. Приведите примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
  3. В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба.

    Подумайте, о чем говорит эта притча. Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику.

  4. Проиллюстрируйте на материале из газет тему национальных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

    Французский писатель В. Гюго писал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом».

    Согласны ли вы с писателем? Покажите на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

  5. В России, кроме русских, проживают 24 млн представителей других национальностей, а 24 млн русских живут в других государствах СНГ. На Украине, кроме украинцев, живут 13 млн человек других национальностей, а почти 6 млн украинцев живут за пределами Украины.

    Сделайте вывод, используя эти данные.

  6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать другой. Объясните, о чем свидетельствует этот факт.

    Предположите, как бы вы определили национальную принадлежность их детей.

  7. Некоторые считают, что люди разных наций не могут ужиться друг с другом. А как думаете вы? Дайте обоснование своей точки зрения.
  8. Когда в 1988 г. обострились отношения между армянами и азербайджанцами в Нагорно-Карабахской автономной области, здесь остановились промышленные предприятия. Следствием их остановки было нарушение ритма работы сотен предприятий в других республиках, в разных районах страны. Это отразилось на доходах многих семей, нанесло им ущерб.

    Подумайте, о чем свидетельствует этот факт. Только ли в этом состоит опасность местных национальных конфликтов?

  9. Попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.

Введение. 2

Почему я выбрал эту тему?. 2

Что такое нация?. 3

Национальное самосознание. 4

Межнациональные отношения. 5

Суть национализма. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 11


Введение

Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего около 200. Следовательно, почти все они многонациональные.
Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.

Почему я выбрал эту тему?

Я выбрал эту тему по тому, что проблема межнациональных отношений на сегодняшний день строит очень остро среди граждан всех стран мира.


Что такое нация?

Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX века. Согласно современным представлениям, мы можем дать следующее определение нации: это наиболее развитая историко-культурная общность людей, сформировавшаяся в течение длительного времени в результате соединения и перемешивания различных племен и народностей. Среди признаков нации можно выделить общность территории проживания, самоуправление, общую экономику, национальное самосознание и другие.


Национальное самосознание

Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную психологическую установку на цели и направленность деятельности.

Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богатством страны.

Культурная политика нашего государства исходит из признания равного достоинства культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране народов. Государство способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.


Межнациональные отношения

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в спаде производства, в росте цен, в безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным. Приверженности к традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.


Суть национализма

Что сегодня обычно имеют в виду, когда говорят о национализме? Чаще всего не что иное, как притеснения и гонения по национальному признаку, независимо от того, имеют ли они форму государственной политики. Однако если вспомнить о различии между явлением и сущностью, станет ясно, что дискриминационные действия есть всего лишь проявления национализма. Национализм есть определенного рода мировоззрение, которое стоит за этими действиями и которое выражается в виде внутренне связанной системы идей или же идеологии. Оно и подталкивает отдельных людей или же целые государства к дискриминации по национальному признаку, а также оправдывает ее в их глазах, поскольку она, без сомненья, идет вразрез с элементарной, общечеловеческой моралью. Утверждать, что в превознесении своего народа и уничижительном и грубом отношении к другим - значит, на наш взгляд, неправомерно упрощать дело. Если человек и идет на какое-нибудь неприемлемое с точки зрения морали деяние, то не потому, что само это деяние ему нравится, а потому, что таким образом он надеется воплотить в жизнь какой-нибудь положительный идеал. К примеру, вор идет на кражу не потому, что ему нравится сама последовательность действий, которую мы называем кражей, а потому, что он видит большую ценность в материальных благах, которые он при этом приобретает. Так же и националист призывает к притеснению, изгнанию или даже, как в случае с нацизмом, к истреблению лиц другой национальности вовсе не в силу противоестественных свойств характера и психики. Иначе можно было бы утверждать, подобно некоторым, что все националисты – люди психически не вполне нормальные, а это будет, неоправданной редукцией проблемы социально-философского порядка и в конечном итоге – уходом от проблемы. Националист позволяет себе подобные призывы, потому что он исповедует определенный положительный идеал, и идеал этот настолько для него привлекателен, что он готов ради него даже на очевидно аморальные призывы и действия. Понятно, что определить этот идеал как благополучие своего народа – значит не сказать ничего, поскольку о благополучии народа говорят все политические силы, и либералы, и коммунисты и т.д., и т.п. Национализм от других мировоззрений именно тем и отличается, что он представляет благополучие народа весьма своеобразно. Любому националисту делом первоочередной важности представляется достижение национальной независимости своего народа, т.е. создание желательно моноэтнического и насколько возможно самодостаточного государства. Только в этом случае, как считает националист, возможно нормальное и плодотворное развитие культуры народа. Это его убеждение проистекает из другого, более общего, метафизического убеждения, которое националист не всегда открыто и последовательно формулирует, но которым он руководствуется при рассмотрении порождаемых самой жизнью проблем межнационального общения. Заключается оно в том, что интересы разных народов якобы могут совпадать только в смысле тактическом, а по сути, они противоположны и в этом, в общем-то, нет ничего ненормального, т.к. это соответствует извечной природе вещей. Потому с точки зрения националиста каждому народу и нужно свое государство – чтобы выстоять в конкурентной борьбе с другими народами, идущей испокон веков не на жизнь, а на смерть, и отстоять и развить свое культурное своеобразие и культуру вообще, до которой никому другому, собственно, нет дела. Т. е. в согласии с мировоззрением национализма такое государство-нация при решении всех политических вопросов должно исходить исключительно из своих собственных интересов, каковых по сути дела два: выживание и сохранение своеобразия в конкурентной борьбе между народами. При этом интересы других народов и государств могут им либо вовсе не приниматься во внимание, либо приниматься ровно настолько, насколько они совпадают с его собственными интересами.

Однако рассматривая государства древнего и средневекового мира (например, такие как Священная Римская империя, Арабский халифат, Российская империя, Китайская империя) можно заключить, что они никак не могут быть охарактеризованы как националистические. Все они представляют собой империи, объединяющие в себе множество различных народов, а также имеющие общий язык культуры, и, как правило, общую религию, воплощающую идеал культуры для других народов империи. Но в то же время мы наблюдаем здесь явные толерантность и даже равнодушие по отношению к другим народам. Строятся эти империи на традиционных, религиозных ценностях, которые оказывают значительное влияние даже на их экономическую жизнь.


Заключение

Национализм несет в себе смертельную опасность не только как инструмент политики, но и сам по себе. Национализм, есть род отчуждения, а без полнокровного и взаимотолерантного общения и сближения с другими народами творческое развитие народа невозможно.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности.


Список литературы

1. Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва, «Просвещение», 2006, стр. 184-190.

2. Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание», Москва, «Просвещение», 1996,
стр. 93-96.

3. Ю.Н. Гладкий «Глобальная география», Москва, «Дрофа», 2007, стр. 190-194.

4. Интернет http://ru.wikipedia.org

5. Интернет http://www.situation.ru

Первым условием правильных отношений между народами является осознание ими того факта, что в мире есть могучая сила, заинтересованная в их разрушении. И не просто заинтересованная, а способная их разрушить и разрушающая их весьма успешно. Эта сила - капитализм с его масонскими и другими, зависимыми от масонства, структурами. Примером такого разрушения могут служить европейские народы, утрачивающие как бы естественно свои национальные черты, чем дальше, тем больше. Но на самом деле эти народы разрушаются потому, что ставятся в условия, в которых они не могут не разрушаться. Если современные темпы их разрушения сохранятся, то, по подсчётам демографов, эти народы исчезнут практически полностью примерно через сто лет.

Глубинной причиной вражды масонских руководителей к народам является то обстоятельство, что они созданы Богом и в качестве Его созданий заключают в себе начала, препятствующие торжеству Его противников. Т.е. тех же самых масонов. Поэтому противники Бога и не могут не разрушать эти Его создания.

Если войти в логику разрушителей, то нетрудно понять, что начинать это дело они должны не с разрушения всех народов подряд, а с разрушения самых опасных для них народов и с использования ради этого дела менее опасных. А самые опасные для них народы это бывшие христианские народы, потомки которых сохраняют в своей глубине возможность религиозного и национального их возрождения.

Из христианских народов самым опасным для разрушителей является русский народ. Об этом свидетельствуют те чрезвычайные усилия, которые прилагают разрушители для его дискредитации в глазах других народов и для создания таких условий его жизни, в которых он должен разрушаться особенно быстро.

После его уничтожения или, как минимум, после его духовной нейтрализации разрушители примутся за уничтожение российских народов, ныне науськиваемых ими на русский народ. И тогда они окажутся совершенно беспомощными перед той антинациональной силой, о которой у нас речь. Вот когда они поймут, что их спасение было в спасении русского народа и в их союзе с ним. Но будет уже поздно.

То же самое нужно сказать вообще обо всех народах. Их спасение в их общем союзе против их разрушителей. Их спасение в максимально быстром гашении их вражды друг к другу. Потому что в борьбе друг с другом они обессиливают себя и помогают тем самым своим смертельным врагам.

Чтобы предотвратить катастрофу России и последующую за ней катастрофу всех народов Земли, каждый народ, большой он или маленький, должен понять, что в одиночку никто из них не спасётся. Спастись можно только сообща. И чем больше народов поймут эту истину и войдут в общий их союз, тем больше будет у них шансов на спасение. Ибо противник их располагает на сегодняшний день куда большими научно-техническими, военными и другими возможностями, чем они сами. Но окажутся ли эти возможности достаточными для торжества разрушителей - это вопрос.

Итак, вот первое условие правильных отношений между народами. Оно же и первое условие спасения русского народа.

Вторым условием правильных взаимоотношений народов является правильная их самоорганизация. Если её не будет, то никакие правильные нормы их взаимоотношений их не спасут. Даже если будут провозглашаться официально. Они так и останутся на бумаге. А в реальной жизни будет происходить по-прежнему самоубийственная борьба народов друг с другом, которая будет не только их обессиливать, но и развращать, подготавливая их тем самым к капитуляции перед их разрушителями.

Правильная самоорганизация шовинистических или склонных к шовинизму российских народов в их отказе от шовинизма ради их собственного спасения в будущем. Если эти народы сумеют осознать направленность современной жизни и логически следующий из неё финал, то начнут перестраивать себя для служения общим интересам всех российских народов. И, в первую очередь, для укрепления дружественных отношений с русским народом как с основой общероссийского единства.

Я не говорю, что такое случится непременно, но только то, что без этой перестройки национального сознания эгоистических ныне народов их ожидает общий их крах.

Можно только сказать, что настроенность российских народов будет зависеть в сильнейшей степени от господствующих настроений в русском населении. Если оно будет по-прежнему демонстрировать свою полную беспомощность в идейном и организационном отношении, то лучшим силам в российских народах будет не на кого указывать как на русский народ. Где он, этот ваш русский народ? - спросят их с усмешкой их соплеменники. И будут по-своему правы.

Но если настроение в русском населении начнёт меняться в лучшую сторону; если русские поймут, наконец, необходимость своей национальной самоорганизации снизу; если они начнут стягиваться в союзы русских людей по месту жительства (чтобы решать сообща свои местные проблемы, насколько это в их силах, и дорастать постепенно до понимания своих общенациональных задач), то и отношение к русским со стороны российских народов будет тоже меняться. Не сразу, постепенно, но будет. Если этот процесс приобретёт более или менее массовый характер.

Лишь превратившись из разрозненного и потому бессильного населения в идейно и нравственно организованный русский народ, русские донесут свою идею союза народов до российских народов. И не только до российских.

А для того, чтобы стать русским народом, русским нужна зрелая русская национальная идеология, т.е. система идей, ориентирующих их разумно в мировоззренческом и социально-политическом отношении. Если она будет выработана, то вслед за ней будет выработана и зрелая система норм русской жизни. В этом случае у русских будет общее представление о том, каким должен быть правильный человек, какой должна быть правильная семья, какой должна быть правильная национальная община. Каким должно быть правильное государство. Какой должна быть правильная внутренняя и внешняя политика государства.

В этом случае у русских появится взаимопонимание, и, как следствие, они будут не противоречить друг другу и не удаляться в раздражении друг от друга, а помогать друг другу. И жить им будет тогда намного отраднее, чем сегодня. У них появятся такие силы, каких нет сегодня.

Но кто будет вырабатывать и усваивать эту зрелую русскую идеологию? Ясно, что подавляющее большинство современных русских на это заведомо не способны. При том почти нулевом уровне их религиозного и национального образования они не способны не только находить созидающие их идеи, но даже правильно понимать уже найденные. А православные интеллектуалы-националисты тоже не способны сегодня на это по причине своей разрозненности.

Чтобы созидать зрелую русскую национальную идеологию, необходимо сочетание личных усилий по этой части с усилиями других заинтересованных в этом деле лиц. Нужны регулярные их собрания для совместного обсуждения этой большой темы. Что такое национальная идеология? Из каких идейных блоков она должна состоять? В каком виде она была в прошлом и почему не сумела в прошлом организовать русский народ? В каком виде она должна раскрываться сегодня? Эти и другие важные вопросы должны ставиться, чтобы участники собраний искали и находили на них всё более правильные и всё более полные ответы.

Нужны не просто разговоры о русской национальной идеологии, а её выработка, т.е. отбор наиболее правильных идей с точки зрения большинства участников того или иного собрания. Это большинство может ошибаться в чём-то или даже во многом, но если оно выработает свой проект современной русской идеологии (хотя бы в самом простейшем его виде), то позволит не согласному с ним меньшинству подвергнуть этот проект критике. Если критика будет убедительной, то большинство рано или поздно согласится с ней и выправит свой проект. А если не согласится, то меньшинство выработает свой проект, и сопоставление того и другого будет способствовать работе русских умов. Будет способствовать постоянному совершенствованию их представления о том, какой должна быть правильная русская идеология.

Но русских не спасёт даже самая правильная русская идеология, если они не поймут, что они, как уже сказано, в своём подавляющем большинстве, невежды в религиозном и национальном отношении, и не сделают из этого открытия правильные выводы.

Первый из этих правильных выводов будет в том, что их невежество в столь важном вопросе это духовная их слепота. А духовно слепые народы бессильны даже тогда, когда велики количественно и обладают большой физической силой. Представители этих народов могут собираться на митинги и кричать хором лозунги, но на правильную самоорганизацию они не способны. А без неё они не способны на правильные отношения с другими народами. А без правильных отношений с другими народами их ожидает в будущем только гибель, о чём уже говорилось.

Второй правильный вывод будет в том, что русским для их спасения как нации нужна система религиозного и национального самообразования. Существующая официальная система образования имеет космополитический и, как правило, безрелигиозный характер. Она формирует духовных невежд, умеющих производить и потреблять большое количество услуг и товаров, но не умеющих думать о смысле человеческой жизни и происходящих в человечестве процессах. А если не умеющих думать о самом главном, то и не способных строить правильное общество. Если русские не сумеют противопоставить этой порочной системе свою положительную систему самообразования, то их будущее будет временем их таяния и исчезновения как нации.

Речь идёт, естественно, не о том, чтобы русские игнорировали существующие учебные заведения. Они должны брать от них все знания, какие могут потребоваться им в жизни. Речь идёт о том, чтобы они, осознав недостаточность этих знаний для достойной человека жизни, со всей серьёзностью взялись за организацию своих регулярных национальных собраний по домам, имеющих целью религиозное и национальное самообразование.

О том, какими должны быть эти собрания, нельзя рассказать в немногих словах. Поэтому я не буду касаться здесь столь значительной темы. Кому она интересна, могут ознакомиться с моими соображениями о русских собраниях в двух статьях. Первая из них так и называется: «О русских собраниях». Название второй: «Апология русских собраний». Они расположены на моём сайте (вторая статья опубликована, кроме того, в журнале «Молодая Гвардия», № 4 за 2010-й год).

Выработка зрелой национальной идеологии и организация в русском и российских народах регулярных малых собраний с целью религиозного и национального самообразования будут, на мой взгляд, третьим условием правильных отношений между народами.

Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе - проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме, автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое искреннее недоумение у рассказчика вызывает нежелание собеседников воспринимать проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои. Не случайно он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист показывает, как «много ценного для ми-ровой культуры и науки» даёт сотрудничество русских, татар, мордвы, марийцев. Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному обмену «научным опытом между народами». Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь другим народам - «это есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя -подростка: Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции», хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором в людях ценятся умение понимать друг друга, верность, грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии: ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)

 

 

Это интересно: