→ Центральный Вьетнам: Хойан и Мишон. Руины Мишон в Дананге: культурное наследие столицы Империи Тьямпа

Центральный Вьетнам: Хойан и Мишон. Руины Мишон в Дананге: культурное наследие столицы Империи Тьямпа

Слово «мишон» переводится как «красивая гора». Сам комплекс находится не на горе, а в долине, но окружающие его горы, заросшие непроходимыми джунглями, действительно представляют собой незабываемое зрелище.

Руины индуистского храмового комплекса

Руины Мишон - фрагменты заброшенного индуистского храмового комплекса времен королевства Чампа, в прошлом находившегося на территории нынешнего Вьетнама. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км к юго-востоку от другого исторического места страны - города Хойан.

Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама существовала уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом. Чамы, или тямы, изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями шиваизма.

На протяжении многих лет политической столицей чамов был город Симхапутра - Львиная крепость, сегодня ее остатки находятся в деревне Чакьеу.

В V в. чамский король Бхадравакман I решил найти укромное место для постройки личного храма во славу индуистского бога Шивы. Такое место нашлось в межгорной долине шириной 2 км недалеко от стоявшей здесь деревни Мишон, давшей название всему храмовому комплексу. Постепенно Мишон, находившийся неподалеку от Симхапутры, стал крупнейшим культурным и религиозным центром государства чамов, а также служил местом захоронения чамских правителей, оставаясь таковым до самого конца существования Чампы.

Храмов и других культовых построек здесь было огромное количество: храмов Шивы и Вишну, а также королевских усыпальниц. Не были забыты и те из числа приближенных, кто участвовал в строительстве этого храмового комплекса: для их погребений на этой громадной территории тоже нашлось место. Одинаковых усыпальниц нет, каждая обладает множеством отличий и характерных деталей. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых вырезаны имена, даты жизни и описания подвигов и завоеваний королей. Надписи похожи на письменность современного Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Они сделаны почти тысячу лет назад, но хорошо сохранились до наших дней.

Монументальные чамские башни возводились на квадратном или прямоугольном основании. Каждый храм состоял из трех «ступеней». Первая - основа, представляющая мир людей. Вторая - сама башня, представляющая мир духов. Третья - верх башни, обычно в виде лотоса, представляющий область между двумя мирами. Вершину венчало скульптурное изображение человека, дерева, птицы или животного.

Строители Мишона черпали свое вдохновение почти исключительно из Индии в форме триады Брахма, Вишну и Шива. Шива был центральной фигурой культа - его изображения можно найти на любом из оставшихся чамских сооружений.

Храмы Мишона неоднократно подвергались изменениям, к ним достраивались новые и новые храмы и святилища. Для них характерен уникальный архитектурный чамско-индийский стиль. В одном строении можно заметить присутствие стилистических деталей определенной эпохи. Это объясняется тем, что каждый храм был посвящен определенному божеству или правителям разных династий.

Начиная с IX в. Чампа вступает в долгую череду войн с Ангкорской империей и вьетнамским Дайвьетом.

После X в. во взглядах чампа на веру происходит крутой перелом, и религия стала больше приближаться к исламу. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, но более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни именно ислама.

В XIII в. государство Чампа было полностью уничтожено вьетами, остались лишь небольшие группы чама, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама.

Весь комплекс культовых построек Мишон делится на несколько групп, сооружения в которых не имеют названий и обозначаются латинскими буквами. Главные строения составляют три группы - A, B-C-D и E-F. Руины, обозначенные как G, Н и L, являются отдельно стоящими памятниками.

В 1960-х гг. каменные сооружения стали укрытием для партизан вьетнамских сил сопротивления. В августе 1969 г. американские бомбардировщики В-52 целую неделю утюжили Мишон бомбами, едва не погубив окончательно эти ценнейшие памятники мировой истории.

После падения государства Чампа на несколько веков эти постройки были преданы забвению.

Лишь в 1889 г. об этих постройках случайно узнали французские археологи, составили их описание и даже придумали название - Долина королевской династии. Они исходили из того, что в позднем периоде своего существования Мишон стал также местом поклонения королевским династиям Чампы.

Во время американских бомбардировок практически полностью было уничтожено около 50 из 70 построек. Громадные воронки от взрывов бомб видны и сегодня.

Большую часть уцелевших скульптур танцовщиц и индуистских богов вьетнамцы перевезли в Музей чамской скульптуры в Дананге.

В 1999 г. Мишон был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чересчур восторженные любители древностей иногда сравнивают Мишон с комплексом Ангкор-Ват в Камбодже и с древней столицей Таиланда Аютайя, однако масштабы Мишона куда скромнее. Несмотря на довольно большую общую площадь и на большую историческую значимость, руин здесь совсем немного. Да и от них мало что осталось, кроме груды камней, заросших травой. Но не следует забывать, что Мишон стал религиозным центром при короле Бхадравармане в конце IV в. и оставался им вплоть до XIII в., т. е. на протяжении восьми веков, тогда как камбоджийский Ангкор выполнял подобные функции только триста лет.

Мишон состоит из трех основных зон, образующих единый комплекс 70 религиозных сооружений, из которых сохранилось в различной степени разрушения лишь 25.

Первая - относительно полный храмовый комплекс из десятка строений. Они символизируют разные ступени поклонения Шиве и связаны с движением солнца по небу. На стенах сохранились резные изображения богов и различные символы индуизма.

Третья - место, где была проведена или еще идет реставрация. В глаза бросается разница в цвете, текстуре и возрасте кирпичей культовых башен. Форма зданий была сохранена, но материалы используются современные. Однако вся работа по реставрации храмового комплекса Мишон проводится максимально аккуратно.

Постройки Мишона образуют группы, большинство из которых окружено квадратной стеной-антармандалой с гопурами-воротами. В каждой группе имеются отдельное строение кошагрху - хранилище обрядовой утвари и несколько мелких святилищ, посвященных различным богам.

Материалом для построек служили обожженный кирпич и песчаник.

Практически нетронутыми сохранились десятки лингамов - символов божественной производящей силы, которым придана фаллическая форма. Среди них и самый главный лингам - символ деторождения и поклонения богу Шиве.

В XX в. началась реставрация храмов Мишона, продолжающаяся и в наши дни. Как говорят вьетнамцы, продлится она еще не один десяток лет. Храмы стараются восстанавливать, используя те же материалы, из которых они были построены изначально. Кирпичи, что еще держатся на своем месте, не трогают. Все вытащенные аккуратно складывают в стороне, чтобы однажды вернуть на место, соблюдая древнюю технологию, которая во многом пока еще остается загадкой.

Реконструкция проводится по сохранившимся рисункам и фотографиям, сделанным французской экспедицией в конце XIX в.


Общая информация

Местонахождение : Центральный Вьетнам.

Административная принадлежность : уезд Зуисуен, провинция Куангнам.

Основан : IV в.

Заброшен : XIII в.

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО : с 1999 г.

Языки : вьетнамский, тямы, куой (куойтям), тхо (тхомон), поонг, мыонг, кату, бру, английский, французский.

Этнический состав : вьеты (кинь), тямы, тхо, мыонги, кату, бру.

Религии: буддизм, культ духа предков, анимизм.

Денежная единица : вьетнамский донг.

Цифры

Площадь : около 12,5 км 2 .

Высота над уровнем моря : максимум 51 м.

Постройки : общее количество - около 78.

Климат и погода

Субэкваториальный муссонный.

Сезон дождей : май-октябрь.

В апреле 2017 г. вьетнамские археологи обнаружили под землей древнюю дорогу и остатки еще одного храма. Древняя дорога шириной 8 м находится позади башни К, между двумя параллельными стенами шириной 0,6 м каждая. Части стен, изготовленные из терракоты, остались нетронутыми. По мнению археологов,этой дорогой пользовались только члены королевской семьи и высокопоставленные чиновники, работавшие в королевском суде, причем в особых случаях: например, когда в храмовом комплексе Мишон проводились ритуалы.

До настоящего времени среди специалистов нет уверенности в том, как именно крепятся кирпичи, из которых сложены храмы. Во многих местах постройки кажутся практически монолитными. На этот счет существуют различные гипотезы. Одна говорит о растворе на основе овощного клея. Другая утверждает, что сооружение изначально возводилось из необожженных кирпичей, а потом уже все это обжигалось. На первый взгляд, это покажется маловероятным, так как нижние ряды кирпичей в таком случае должны быть сильно деформированы. Но надо принять во внимание терпение и трудолюбие строителей: они плотно подгоняли друг к другу кирпичи и после этого обжигали их - ряд за рядом, по очереди, чтобы кирпичи затвердели и надежно закрепились на своем месте. При реставрации пока еще не удается так же прочно закреплять новые кирпичи в старой кладке, даже следуя древней технологии.

Внутри относительно целых храмов созданы музеи. В числе экспонатов - найденные среди руин неразорвавшиеся и обезвреженные американские авиабомбы.

Вьетнам сохранил до нашего времени много архитектурных чудес, принадлежавших разным эпохам, остатки ушедших культур. И одно из них – разбросанные по Куангнамской равнине причудливые храмы, объединенные в комплекс, известный под именем руины Мишон недалеко от Дананга.

Загадочная цивилизация чамов

Что мы знаем о тайнах, оставленных нам загадочной цивилизацией чамов (сами они называли себя «тям»)? Этот народ основал целую империю, появившуюся в центральной части современного Вьетнама еще во втором веке. Создавшееся из мелких княжеств государство Тьямпа просуществовало практически до начала восемнадцатого века.

С седьмого по десятый век цивилизация чамов переживала бурный расцвет. Это был «золотой век» для искусства и архитектуры, развивались ремесла, сформировался чамский язык.

Культура чамов была направленной в религиозную сторону. Их творения, в которых чувствовалось влияние искусства Индии, создавались в честь особ из индуистского пантеона и выдерживались в строгих канонических рамках. До нашего времени дошла информация и о странном отношении к пресловутому авторскому праву. Как ни странно, но вся слава и права принадлежали не исполнителю шедевра, а человеку, заплатившему за него деньги.

Столетия войн не пощадили искусство чамов, нам приходится только представлять, какими были их полотна, ковры и расписные вазы. Увы, но даже их удивительные храмы, украшенные причудливыми узорами и надписями, дошли до нас в весьма плачевном виде.

Закат цивилизации чамов пагубно отразился и на храмах, заполнивших Куангнамскую равнину. Религиозная жизнь и потоки паломников полностью прекратились к шестнадцатому веку. Некогда священное место стало приходить в запустение, и, как бы в подтверждение пословицы, возле Мишона стали селиться землепашцы. Новоселы строили дома, используя для своих нужд материалы ветшающих храмов.

Прошло время, земли эти опустели. Природа взяла свое, храмы Мишона постепенно стали частью джунглей, надолго исчезнув с человеческих глаз. Культурное наследие Империи Тьямпа превратилось в архитектурный призрак.

Спящей сказочной принцессе для пробуждения и возвращения к людям понадобился поцелуй принца. А к храмам Мишон, по иронии судьбы, пришел французский священник. На дворе был конец девятнадцатого века, и Жан Брюйер вместе с сопровождавшими его военными первыми увидели, какую красоту скрывают от человечества джунгли Вьетнама.

Новая жизнь храмов Мишон

Колониальные власти проявили большой интерес к наследию Империи Тьямпа. С конца девятнадцатого века и до середины сороковых годов минувшего столетия проводилось изучение храмового комплекса. К уцелевшим храмам и руинам отправляли экспедиции, возглавляемые французскими учеными.

Успешные работы по исследованию чамской архитектуры прервали войны. Годы сражений принесли храмовому комплексу больше разрушений, чем века забвения в объятиях вьетнамских джунглей.

Как выглядели строения до , можно увидеть только на старинных стереофотографиях и на рисунках Анри Парманье. Пять лет понадобилось ученым из интернациональных польско-вьетнамских экспедиций для исследования и составления подробного отчета о состоянии старинных храмов. Энтузиасты очистили местность от джунглей и мусора, провели работы по восстановлению более-менее уцелевших зданий. Для этого была выработана методика, позволяющая эффективно укреплять кладку портландцементом.

В середине девяностых годов храмовый комплекс сделали доступным для туристов, а в самом конце века Мишон был официально признан архитектурной жемчужиной Вьетнама и попал в списки ЮНЕСКО.

Храмы на дне озера

Так как же появился целый город из храмов? Восемь столетий Мишон был одной из имперских столиц. Ученые подсчитали, что в небольшом пространстве долины чамы возвели около семидесяти храмов.

Коронованная особа Бхадраварман I специально искал атмосферное и уединенное место для возведения индуистского храма. Оно нашлось в центре весьма небольшой круглой долины возле селения Митхо. Ровная поверхность когда-то была дном озера, в наше время из водных артерий остался один ручей, огибающий храмовые строения и руины.

Храмы в честь Шивы и Вишну, а также усыпальницы для монархов Тьямпы, возводились из особых кирпичей, для прочности к ним добавляли скрепляющий состав из сахара и меда. Храмовый комплекс быстро стал духовным местом царства. Здесь хоронили монархов и проводили праздничные церемонии в честь высших богов.

Туристы могут зайти внутрь уцелевших храмов и башен, спуститься в королевские склепы. Здесь сохранились аутентичные украшения, изразцы и изваяния. По территории комплекса разбросаны статуи богов, камни с непонятными надписями.

Дорога от Дананга до храмового комплекса занимает около двух часов. Добраться можно на экскурсионном автобусе с группой туристов, заранее приобретя тур, или заказав такси. В последнем случае, такси желательно заказывать на все время прогулки по Мишону. Иначе таксист просто уедет, и потом придется решать проблему с обратной дорогой.

Храмовый комплекс, с его руинами, это не парк, тут понадобится хорошая обувь, надежно защищающая ноги от обломков камней, плюс здесь много насекомых. В жаркие месяцы нужно позаботиться о воде и защите от солнца, тень здесь, разумеется, есть, но не будешь же постоянно прятаться в тени одного здания.

Туристическая инфраструктура пока только развивается, достопримечательность все еще готовят для посетителей. Но уже можно прокатиться по территории Мишона на бесплатном электротакси, оно стартует от ближайшей парковки. Правда, ввиду плохой расчистки, открытые автомобили катаются по ограниченной территории.

Несмотря на не самую большую известность и популярность исторического комплекса, здесь бывает большой наплыв туристов. В основном экскурсионные автобусы начинают прибывать к храмам после полудня, соответственно, во второй половине дня территория заповедника бывает перенасыщена экскурсантами, переходящими от одного строения к другому.

Чтобы в полной мере насладиться тишиной и архитектурным наследием древних чамов, лучше приезжать в Мишон как можно раньше. Это место пропитано какой-то особой энергетикой древней культуры и окружающих джунглей, и лучше бродить в одиночестве.

Перед входом в храмовый комплекс часто устраивают танцевальные шоу. Красавицы в национальных нарядах изображают дев-апсар, еще можно увидеть танцы народа Чампа.

В Интернете можно найти весьма противоречивые отзывы о руинах Мишон в Дананге. Одни туристы восхищаются увиденными старинными храмами, скульптурами и прочими творениями древней цивилизации чамов. Плюс отмечают общий исторический и энергетический фон затерянного в джунглях города. Другие видят в Мишоне только руины и развалины, оставшиеся от бомбардировок.

Тем не менее такое уникальное место – частичку древней азиатской культуры и цивилизации чамов – стоит посетить во время отдыха во Вьетнаме.


Страницы: 1

В семидесяти километрах от Дананга находится древний храмовый комплекс Мишон. Это индуиский храмовый комплекс империи Чампа, древнего государства, которое существовало на территории Вьетнама в VII - XVII веках. Потом его захватили вьеты. Собственно, это все, что я знаю об этом государстве. Все, что осталось от этого некогда большого княжества, это разрушенный храмовый комплекс. Про дорогу к комплексу я расскажу в конце поста, там же дам несколько советов, если вы вдруг захотите посмотреть этот исторический памятник, который с 1999 года входит в Список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.


Дорожка ведущая от парковки к комплексу.

// vincent-vega-13.livejournal.com


После приезда мы сразу же попали на представление. Оно проходит тут несколько раз в день.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Мы не стали досматривать его до конца, и пошли к руинам храмов.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Некогда комплекс был очень большим. Конечно, не таким большим, как Ангкор, но 70 различных храмов и башен - это не мало.

// vincent-vega-13.livejournal.com


После распада империи храмы забросили и они стали понемногу разрушаться. Окончательно их добили американцы во время Вьетнамской войны.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Сейчас храмовый комплекс, честно говоря, не впечатляет. Уж слишком он разрушен. А реставрация идет очень медленно. Но, если включить воображение, то можно представить былое величие, разглядывая уцелевшие детали башен.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Всего в комплексе доступно несколько локаций с руинами. Самая уцелевшая башня находится в группе А. На фото ниже - все, что от нее осталось.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Еще несколько деталей

// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


Таинственные письмена

// vincent-vega-13.livejournal.com


Нам не очень повезло в этот день. По рассказам бывалых, тут обычно либо совершенно нет людей, либо куча туристов. С нами в этот раз приехало несколько автобусов с любознательными туристами. Из-за них было очень трудно подобрать ракурс для фото.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Поэтому пока туристы мешали фотографировать храмы, я снимал ящериц.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Хотя в некоторые моменты я переключался с ящериц на более интересные объекты:)

// vincent-vega-13.livejournal.com


Во время Вьетнамской войны к американцам поступила информация о том, что в храме прячутся партизаны. Поэтому они нанесли массированный удар по этому району. Перед вами огромная воронка оставленная разорвавшейся бомбой. Как после такой бомбардировки тут хоть что-то уцелело?

// vincent-vega-13.livejournal.com


Переходим через мостик к другой группе.

// vincent-vega-13.livejournal.com


По словам гида, перед вами сейчас находится самый красивый храм комплекса. Это была самая большая башня. Как видите, не много сохранилось от былого величия.

// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


Вид на центральную башню с другого ракурса.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Что-то похожее на алтарь.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Все камни имеют инвентарный номер. Камни помельче собраны в кучки и закрыты сеткой - чтобы туристы не воровали

// vincent-vega-13.livejournal.com


Следующая группа башен. Тут реставраторы постарались и восстановил очень много. Не смотря на то, что при реставрировании используются оригинальные кирпичи, очень хорошо видно, где лежит старая кладка, а где новая.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Немножко Ч/Б

// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


Снова включаем фантазию

// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


// vincent-vega-13.livejournal.com


Чтобы вода не размывала башни, некоторые из них накрыты навесами

// vincent-vega-13.livejournal.com


А тут еще и много подпорок, чтобы башня не развалилась окончательно.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Снова воронка от бомбы.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Вот собственно и все. Мы посмотрели за час три группы башен и возвращаемся по очень живописной тропинке через джунгли на парковку.

// vincent-vega-13.livejournal.com


Комплекс конечно интересный, но явно не стоит того, чтобы тратить на него пол дня. Дорога на автобусе или мопеде займет около 2 часов в одну сторону. Не могу сказать, что я был в восторге от увиденного. Но, если вы все же решитесь его посмотреть, то советую не брать групповой тур, а арендовать за 200 000 донгов в сутки мопед и добраться к комплексу самостоятельно.

На меня большее впечатление произвела именно дорога к комплексу. Два часа на мопеде по вьетнамским дорогам - это нечто! Я вспомнил весь свой запас нецензурных слов и выражений и даже придумал несколько новых! Вьетнамцы совершенно не знаю, что такое правила дорожного движения. Они подчиняются каким-то своим неписаным законам. Например, кто больше тот и прав, у того все преимущества на дороге. Или обогнать машину, которая в свою очередь обгонят другую машину, это тоже нормально и пофиг, что в этот момент вы едете на своей полосе. Он грузовик, значит имеет полное право вас задавить, если вы не увильнете.

Но при всем при этом это очень увлекательно и интересно:) Вы проведете незабываемые четыре часа в пути. Теперь несколько советов:

  • Одевайте одежду с длинным рукавом и свободные штаны - вьетнамское солнце беспощадно!
  • Мажьте кремом от загара все незащищенные одеждой места. Особенно следите за руками. Под постоянным палящим солнцем они быстро сгорят. По-хорошему, было бы не плохо одеть легкие перчатки
  • Возьмите с собой хороший запас воды. Литр на человека будет достаточно
  • Гугл картам можно верить.
  • Ны выезжайте в час пик. Если выехать чуть раньше или чуть позже, то можно доехать совершенно спокойно и без приключений, которые я описал выше
  • Заправьте полный бак. По дороге будут часто встречаться заправки, но перестраховаться не помешает. Полного бака хватит, чтобы доехать от Данага в Мишон.
  • И главное - будьте внимательны на дорогах!

vincent_vega_13
30/12/2014

Страницы: 1


Руины Мишона представляют собой настоящий город-музей государства Чампа. Руины Мишона в 1999 году были занесены ЮНЕСКО в список исторического наследия. В окрестностях Дананга туристы смогут увидеть развалины 17 башен и храмов 13 – 14 веков, которые нередко сравнивают с древней столицей Таиланда Аютайя и комплексом Ангкор-ват в Камбодже, несмотря на более скромные масштабы.

История комплекса Мишон

То, что сейчас стало руинами Мишон, при строительстве посвящалось индуистскому богу Шиве и использовалось до 14 века. История этого места была крайне насыщена: здесь проходили все значимые религиозные обряды и церемонии, в которых принимали участие выдающиеся люди того времени и монархи королевства Чамов. В то время здесь насчитывалось до семи десятков разнообразных религиозных построек и храмов. В годы кровопролитной вьетнамской войны руины Мишона были практически стёрты с лица земли, однако, несмотря на это, для верующих это место продолжает оставаться почитаемой святыней, а для туристов – быть одной из главных достопримечательностей этой части Вьетнама.

Руины Мишон сегодня

Комплекс Мишон близ Дананга сегодня занимает довольно обширную территорию. При входе, в здании, где продаются билеты, работает музей, посвящённый истории Мишона. Здесь посетители могут посмотреть на несколько экспонатов, карты, документы и описания на английском языке. Перед тем, как отправиться к руинам Мишон, стоит заглянуть в музей, чтобы иметь представление об этом древнем комплексе. Передвигаться по территории комплекса удобно, используя карту, которая напечатана на обратной стороне входных билетов. Все храмы и постройки обозначены буквами латинского алфавита A,B,C,D и так далее, но доступны для посещения только некоторые из них. Самыми популярными являются руины, отмеченные на карте буквами B, C, D, а группа A представляет собой лишь груды камней и холмы, поросшие травой. По состоянию на 2013 год храмы E, F находятся на реставрации, G – закрыты, а к L просто нет даже прохода. Все группы объектов располагаются друг от друга на расстоянии не больше ста метров, поэтому на осмотр и фотографии понадобится не больше часа. Так же на территории руин Мишон сегодня располагается культурный центр, где туристы могут посмотреть традиционное Чамское шоу с песнями и танцами. Его показывают ежедневно в 09-30, 10-30 и 14-30. Культурный центр располагается на пути от входа к самим руинам, поэтому не заметить его не возможно.

Полезная информация

Часы работы : руины Мишона открыты для посещения ежедневно с 06-30 до 16-00
Стоимость посещения : входная плата за посещение комплекса оставляет 100 000 вьетнамских донгов (около 5$). Однодневная экскурсия из Дананга обойдётся в 180 000 донгов (около 9$) уже с учётом входной платы в комплекс. Парковка около комплекса стоит 2 000 донгов (0,1$).
Как добраться : обычно в Мишон туристы отправляются в составе экскурсионной группы, однако доехать сюда можно и самостоятельно, взяв такси на целый день (примерно 20$) или арендовав мотоцикл (около 6$ в день). Мишон находится в 80 километрах от Дананга, и по пути встречаются указатели. Съезд с трассы к руинам также отмечен большим и заметным стендом-указателем.

Мишон (M? S?n) – это внушительный храмовый комплекс, а точнее, его живописные руины в центре Вьетнама. Мишон – это одна из немногих достопримечательностей, оставшихся от империи Чампа, храм был духовным и культурным центром с 4 по 12 век.

Каждое сооружение в комплексе Мишон, несмотря на свое бедственное полуразрушенное состояние, хранит остатки былого величия и красоты. Изящная архитектура, сложные узоры на стенах и потолках, колонны и ступенчатые возвышения, — храмы смотрятся еще более внушительно и прекрасно, потому что расположены в диких джунглях. Сочетание грубого обработанного камня с нетронутой живой природой всегда было до странного гармоничным.

Интересные факты

  • В 1999 году храм Мишон был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Так как культура Чампа находилась под влиянием Индии , Мишон выполнен в архитектурном стиле, характерном для этой страны .
  • Изначально святилище состояло из 70 зданий, но на сегодняшний день их сохранились лишь 25.
  • Французские историки называют Мишон «Долиной королевской династии», так как большинство башен было возведено в честь королей чамов.
  • Каждая башня символична: ее основание – это мир людей, башня – мир духов, а лотосообразная верхняя часть – связь между этими двумя мирами.

Как добраться

Руины расположены в самом сердце Вьетнама, так что добраться до них будет не так просто.

  • Недалеко от храмового комплекса расположен аэропорт внутренних рейсов An Hoa. Вы можете из любого курорта прилететь на 30-40 минут в Duy Xuyen District, провинции Quang Nam и далее добраться на такси, либо на арендованном мотобайке до достопримечательности . Поездка займет всего около 10 минут.
  • Также, вы можете доехать на арендованном транспортном средстве из близлежащих приморских городов.
  • Чаще всего туристы посещают Мишон не самостоятельно, а в рамках групповой экскурсии. Это намного удобнее, ведь вас доставят в комфортабельном автобусе до руин, а гид расскажет множество интересных исторических фактов. Но в последнее время все больше путешественников предпочитает знакомиться со страной самостоятельно и обособленно от туристических групп.

Контакты

Адрес: Duy Ph?, Duy Xuy?n, Qu?ng Nam, Вьетнам

Белые дюны – уникальные пески в тропическом Вьетнаме Белые дюны – это одна из невероятных природных достопримечательностей Вьетнама. Они представляют собой бескрайние пустынные равнины, покрытые молочно-белым и нежно-желтым мелким и чистым песком.

 

 

Это интересно: