→ Георгий свиридов биография кратко. Свиридов георгий васильевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Музыкальный талант. Консерватория

Георгий свиридов биография кратко. Свиридов георгий васильевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Музыкальный талант. Консерватория

Музыка Свиридова - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.

Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир, мыслить как бы вместе с людьми, выражая их. Его песни - музыка внутренних состояний. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза.

Музыку Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой - ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.

Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он писал партитуру.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал кое-что сочинять. Это и было рождение музыканта.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя в области авиации и энергетики. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Общаясь с семьей Уфимцевых, Свиридов полюбил литературу.

В 1932 году Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Здесь он написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и исполняются как учебный материал. Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и заняться своим здоровьем. А летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепианным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию Свиридов в 1941 году.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, где он пишет военные песни, а также музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Вокальная музыка занимает центральное место в творчестве Свиридова, неразрывно связанная с миром поэзии. Работая со стихами самых разных поэтов, композитор по-новому раскрывает их облик.

Его привлек Сергей Есенин - поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору.

Г.В. Свиридов говорит о поэме «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к народу делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки.

Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России меняются революционным вихрем, сметающим старое…

Послушайте отрывок из кантаты «Памяти Есенина» (1956г.), которая называется «Поет зима, аукает». Музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Большое место в музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», « Эти бедные селенья» на стихи Ф.И.Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно - непостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Кантату «Курские песни» (1964г). Г.Свиридов писал на основе изучения материалов творческой экспедиции по Курскому краю. Слушая записи песен, он сказал, что в песнях настолько все идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Композитор очень бережно отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте.

Г.В.Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А.Блока), революционные события.

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Одним из первых композиторов Свиридов обратился к поэзии Велимира Хлебникова и Б.Л. Пастернака. Его маленькая кантата «Снег идет» (1965г.) отличается тонкостью средств выразительности, аккорды более изысканы, то и тут прорывается та же космическая всеобщность. Мелодия первой части построена всего на двух нотах, создавая ощущение оцепенелого падания снежных хлопьев. Завораживающая отрешенность неспешной мелодии поддерживается торжественными аккордами, создавая символ вечности природы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель» (1974г.).

Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести ее простоте и безысходности, простодушию героев, их цельному гармоническому восприятию жизнью. Это музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которая в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканы в своем роде.

Оркестровый колорит стилизует музыкальную эпоху Пушкина. Краски оркестра легкие, свежие акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовных инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной.

Музыка воссоздает образ снежной дороги (звучит музыка).

Сейчас мы предлагаем вам прослушать еще один фрагмент из сюиты «март». Обратите внимание на то, как выразительно и точно иллюстрирует музыка литературный текст А. Пушкина. Она врывается тембровым и динамическим контрастом, изображающая вступление гусарского полка в городок (на фоне музыки звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель»).

Ещё один отрывок - «Романс», стилизованный в манере любовной лирики начала XIX века. Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. Часто мелодия «Романса» звучит в Москве в подземных переходах.

Произведения Свиридова широко известные в нашей стране и за рубежом. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патриотическая оратория» по В.Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресенье», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Растнина «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 - присвоили звание народного артиста СССР, в 1976-м - Героя Социалистического труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка, и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!» (1974) была снята с эфира как пример «тоталитарного прошлого»). Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизнь. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Красоту музыки мы услышим. Сейчас заключается в ее неукротимой энергии, в стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Возможно, вы ощутите в себе прилив сил, желание сделать что-то настоящее, хорошее, желание двигаться вперед к своим заветным мечтам.

В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, передать то, чем живут сегодня все добрые люди на земном шаре: стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее, строить новые города, завоевывать космос, а главное - стремление сделать всех людей на земле свободными, счастливыми и радостными. В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и, правда, и красота, и сила этой музыки.

Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова.

Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Свиридов, Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998), русский композитор.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

Георгий Свиридов - народный артист СССР, композитор и пианист.

О музыке не говорят, музыку слушают, она отражает состояние души. Говорить и писать можно о том, кто создал музыку.

Биография и становление

В городе Фатеже, в семье почтового служащего Свиридова Василия Григорьевича и учительницы Елизаветы Ивановны 3(16) декабря 1915 года появился на свет Юра Свиридов. Спустя четыре года, его отец, воевав в рядах большевиков, погиб в годы гражданской войны. Мать мальчика была верующей и пела на клиросе в храме. Этот факт повлиял на будущее её сына.

В 1924 году у семья Свиридовых перебралась из городка Фатеж на новое место жительства, в Курск. Любознательный мальчик продолжал учиться, отдавая свободное время чтению произведений любимых писателей и поэтов. В это время школьник начал проявлять внимание к музыке.

Для мамы музыкальные способности сына были очевидны, и однажды в доме появился рояль. Этот инструмент Елизавета Ивановна предпочла в качестве оплаты за её труд. Однако в этот период Свиридов отдал своё предпочтение балалайке. Благодаря способности подбирать мелодии на слух, юноша представил свои импровизации комиссии и был принят в ансамбль народных инструментов.

В 1929 году он поступает в музыкальную школу. Педагогом Свиридова была Вера Владимировна Уфимцева - внимательный и чуткий преподаватель. Она убеждает Свиридова стать профессиональным музыкантом. В 1032 году юноша становится студентом Ленинградского музыкального техникума. Класс фортепиано студенту Свиридову преподает профессор И. Браудо, который оттачивая мастерство студента, не смог не заметить его врождённого дара.

Свиридов Г.В. фото

Благодаря настоянию преподавателя юношу переводят на композиторское отделение. Руководителем этого отделения был известный музыкант Михаил Юдин. Под его руководством в 1936 году Свиридов успешно завершает обучение в техникуме. Своё творчество Свиридов совершенствует в Ленинградской консерватории под руководством замечательных с мировым именем музыкантов Петра Рязанова и .

В 1941 году Свиридов - выпускник Ленинградской консерватории, а в июне началась война. Георгий Васильевич призван в Вооружённые Силы и отправлен в Уфимскую Военную академию. Вскоре был комиссован, так как состояние его здоровья было сильно ослаблено за годы интенсивной учёбы, работы и недоедания. Свиридов работает в Ленинградской филармонии, эвакуированной в Новосибирск. Здесь он создает песни на военную тематику.

С 1944 года, после снятия блокады Свиридов возвращается в город на Неве, где пишет много песен, романсов на стихи любимых им поэтов. Его музыка звучит в тринадцати кинофильмах. Свиридов входит в состав членов правления Союза композиторов, затем становится его первым секретарём. В 1956 году он переезжает работать в Москву. Работает в разных жанрах, это - романсы, кантаты, симфонии и концерты, песни.

За большой вклад композитора в русскую культуру присвоено звание народного артиста СССР и лауреата Ленинской премии. Не отличающийся хорошим здоровьем с юных лет, последние годы Свиридов очень сильно болел. В 1998 году 6 января великого композитора на стало.

Ступени творчества композитора

Самобытность композитора отмечали все музыковеды. Этот талант родился и развивался на русской культуре. С годами приходит опыт, складывается свой стиль. У Свиридова музыка всегда имела русское начало, для неё свойственна близкая к фольклору напевность. Композитором был создан новый музыкальный жанр - «музыкальная иллюстрация».


Русский композитор Георгий Свиридов фото

Это своеобразный музыкальный пересказ литературных произведений. Таким произведением предстала перед слушателями «Метель» А.С. Пушкина. В своём творчестве композитор ведущую роль отводил вокальным произведениям. Он считал, что главное в музыке - голос, только он может передать всё богатство музыки. Написанные Свиридовым вокальные и песенные циклы, оратории и кантаты, одухотворяли поэзию, музыку слов любимых им русских поэтов.

Народное творчество России заложены композитором в кантатах «Курские песни», «Деревянная Русь». В простых, на первый взгляд сочинениях, отражается тепло, красота и самобытность русского народа. Много работал Свиридов и в жанре оперетты, кино, в театрах драмы. Его музыкальное оформление спектакля Аркадия Райкина «Дон Сезар ле Базан» и многих других постановок. Его творчество в любом жанре сохраняет русский характер и духовную красоту.

Произведения Свиридова

Основные его произведения:

  • С 1934 года по 1939 годы композитор пишет много романсов на стихи любимых им с детства поэтов: А. а и а, Создаёт несколько инструментальных произведений для фортепиано с оркестром;
  • В период с 1940 по 1960 годы Свиридов пишет камерную симфонию для струнных инструментов, Музыкальная комедия «Раскинулось море широко», Романсы для голоса и фортепиано на стихи поэта и драматурга У. Шекспира, Вокальный цикл, состоящий из 11 романсов на стихи А. Исаакяна, для тенора, баса и фортепиано, Музыкальная комедия, оперетта «Огоньки», Оратория «Декабристы, в основу которой положены стихи А.С. Пушкина и поэтов-декабристов. Цикл пьес, в память о Сергее Есенине, «У меня отец крестьянин», для тенора, баритона и фортепиано, Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина». Ленинской премии удостоена «Патетическая оратория» написанная композитором на слова Владимира Маяковского.
  • С 1961 года до последних дней Свиридов пишет цикл пьес «Петербургские песни», на стихи Александра Блока, для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели, музыку для камерного оркестра, «Курские песни», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова народные, произведение удостоено Государственной премии, Цикл музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Кантата «Древняя Русь» для хора и оркестра на стихи Сергея а: «Прощай родная пуща…», «Топи да болота…», «Я странник убогий..», «Наша вера не погасла…», Музыка к фильму М. Швейцера «Время вперёд», позже переписана как сюита, несколько лет служила заставкой к программе «Время». Музыка к памятнику павшим на Курской дуге, «Памяти А.А. Юрлова», Вокальный цикл для голоса и фортепиано «Отчалившая Русь», написана на стихи поэта Сергея Есенина. «Гимны Родине» три хора на стихи Ф. Сологуба, «Пушкинский венок», сочинение для хора с оркестром впервые прозвучало в дни празднования 180-летия А, С. Пушкина. Вокальная поэма «Петербург», вершина творчества Свиридова написана в 1995 году; Партитура «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) всегда присутствовали в творчестве композитора, она представляет шедевр в хоровом письме композитора, исповедь его жизни и творчества.

Личная жизнь

Первой женой Свиридова была пианистка Токарева Валентина. Рождение сына в 1940 году не удержало Свиридова в семье, в 1944 году он оставляет Валентину с маленьким сыном, связав свою жизнь с молоденькой Аглаей Корниенко. В этом браке Свиридов прожил недолго. Спустя четыре года, после рождения второго сына он уходит из второй семьи.

Его третья жена Эльза Густавовна Клазер. В этом браке у Свиридова не было детей. Оба сына рано ушли из жизни. Старший Сергей в 16 лет наложил на себя руки, младший Георгий, с рождения страдавший хроническим заболеванием, умер незадолго до смерти своего отца. Свиридову не довелось узнать о смерти младшего сына, сам композитор находился в тяжёлом состоянии после очередного инфаркта.

В 1998 году 6 января Свиридов умер. Спустя четыре месяца умерла Эльза Густавовна. У Свиридова не было прямых наследников. Всю заботу о наследии Свиридова принял его племянник.

  • Пророческим оказалось насмешливое прозвище «великий композитор», которое дали ему однокурсники за то, что из 20 человек, живших со Свиридовым в одной комнате общежития, он один посещал сочинительский курс;
  • Свиридов никогда не имел своего инструмента, он арендовал его в Союзе композиторов;
  • «Патетическая оратория» на стихи , стала камнем преткновения двух композиторов: получившее высокую оценку слушателей, она не была признана Д. Шостаковичем из-за его негативного отношения к поэту. За это произведение Свиридов получил звание Ленинского лауреата;
  • В 1968 году, будучи депутатом Верховного Совета, организовал фестиваль от своего имени. На этом празднике исполнялись сочинения его творчества;
  • Чтобы не потерять мысль, он делал записи и заметки на всём, что попадалось под руку. Это могли быть блокноты, афиши, тетради, журналы, все, на чём можно было писать. Поэтому очень много произведений пришлось собирать в рукописях, многие из них не были опубликованы при его жизни.

Свиридов Георгий Васильевич краткая биография расскажет о жизни и творческом пути российского композитора, пианиста. Сообщение о Георгии Свиридова можно дополнить интересными фактами.

Краткая биография Свиридова Георгия Васильевича

Свиридов Георгий Васильевич появился на свет в городе Фатеж 3 декабря 1915 года в семье почтового работника и активного сторонника большевиков. Мать будущего композитора была учителем. Когда ему было 4 года, отца убили во время стычки большевиков с оппозицией. Вместе с матерью он переезжает в Курск, где обучается в начальной школе. С ранних лет проявил любовь к литературе и даже стал сочинять стихи. В 8-летнем возрасте Георгий знал много зарубежных и отечественных авторов.

Его любовь к музыке зародилась после игры в школьном спектакле. Ему пришлось исполнить небольшой отрывок на балалайке. Обучившись игре на этом инструменте, Свиридов стал сочинять мелодии и пытался на слух подобрать известные мотивы.

Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию и обучался азам искусства музыки у Рязанова и Шостаковича. Через год по рекомендации педагогов его зачислили в Союз композиторов.

Ближе ко Второй мировой войне пошел в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи. Из-за плохого здоровья и непригодности переезжает в Новосибирск, где Свиридов сочинял песни и мелодии для солдат, желая подбодрить их. Адаптировавшись в новом городе, он стал писать произведения для Новосибирских театров.

Первоначально творчество Георгия Свиридова было посвящено Пушкину, а точнее его стихотворениям. Автор создал несколько романсов и симфоний для великого поэта. Самое известное произведение — «Метель». Стиль композитора на протяжении всей жизни менялся. От Пушкина он перешел к романтическим и классическим композициям, и позже к русским композициям. Творчество Свиридова Георгия Васильевича включает в себя 7 романсов для стихотворений Лермонтова, 7 маленьких пьес для фортепиано, соната для скрипки, фортепианный квинтет и тому подобное.

Свиридов в 1944 году возвращается в Ленинград, а с 1956 года поселяется в Москве. Продолжает писать симфонии, оратории, концерты, кантаты, романсы и песни. В 1957 году его принимают в члены правления Союза композиторов СССР. В период 1962 -1974 годов занимает пост секретаря, в 1968-1973 годах — первого секретаря правления Союза композиторов РСФСР. Был Депутатом Верховного Совета РСФСР подряд 7-го, 8-го и 9-го созывов. Во Франции в июне 1974 года композитора представили как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

  • Был женат трижды. О первых двух браках Свиридов в интервью не упоминал никогда. Его первой женой была Валентина Токарева – пианистка и сокурсница по техникуму. Второй женой стала Аглая Корниенко — артистка, младше его на 12 лет. Ради Аглаи Свиридов бросил первую жену с 4-летним сыном Сергеем. Во втором браке родился сын Юрий. По трагическим обстоятельствам сыновья композитора умерли раньше своего отца. Третьей женой стала Свиридова Эльза Густавовна, моложе его на 10 лет.
  • В комнате общежития вместе со студентом Свиридовым жило еще 20 человек.
  • Он часто любил заниматься сочинительством, за что получил прозвище «гениальный композитор».
  • Обожал рыбалку , но копать червяков не любил — брезговал. Он часами мыл руки после этого.
  • Его квартира прослушивалась, так как Свиридов был беспартийным, а значит «неблагонадежным».
  • Всю жизнь вел записи. С этой целью использовал блокноты, тетради, магнитофонную пленку, поля журналов и книг, справочники, клочки бумаги, телефонные книги, нотные записи.

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Свиридов Георгий Васильевич

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 годах секретарь, в 1968-1973 - первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в «Правде» опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», положившая начало травле Марка Бернеса.

В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа

Свиридов Георгий Васильевич

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина.

Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Свиридов Георгий Васильевич

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время - и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Награды и премии

  • Народный артист РСФСР (1953)
  • Народный артист СССР (1970)
  • Герой Социалистического Труда (1975)
  • Ленинская премия (1960) - за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945)
  • Государственная премия СССР (1968) - за «Курские песни» для хора и оркестра
  • Государственная премия СССР (1980) - за концерт для хора «Пушкинский венок»
  • Государственная премия Российской Федерации (1994)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10.12.1995)
  • Четыре ордена Ленина (16.12.1965; 2.07.1971; 18.12.1975; 13.12.1985)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Почётный гражданин Курска (1982)
  • Почётный гражданин Москвы (1997).

Память о Свиридове

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным

Свиридов Георгий Васильевич

  • 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
  • В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
  • В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени.
  • В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора.
  • Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
  • В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя.
  • Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).

Сочинения

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина

Свиридов Георгий Васильевич

  • 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
  • 6 романсов на слова А.Пушкина (1935)
  • 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939)
  • Камерная симфония для струнных (1940)
  • 3 романса на стихи А.Блока (1941)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
  • Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
  • Соната для фортепиано (1944)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60)
  • Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
  • Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
  • Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
  • Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)
  • Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)
  • «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского ([; Ленинская премия, 1960)
  • Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)
  • Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
  • Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)
  • «Маленький триптих» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)
  • Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)
  • Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
  • «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
  • Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
  • Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
  • Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
  • Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
  • «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова Сергея Есенина (1977)
  • Гимны Родины для хора (1978)
  • 25 песен для баса и фортепиано (1939-1979)
  • «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
  • «Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)
  • 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980)
  • «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
  • «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981)
  • «Петербург», вокальная поэма (1995)
  • «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Фильмография

Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла

Свиридов Георгий Васильевич

  • 1940 - Поднятая целина
  • 1946 - Дон Сезар де Базан
  • 1951 - Пржевальский
  • 1952 - Римский-Корсаков
  • 1953 - Великий воин Албании Скандербег
  • 1956 - Полюшко-поле
  • 1960 - Красная площадь
  • 1961 - Воскресение
  • 1964 - Русский лес
  • 1964 - Метель
  • 1966 - Время, вперёд!
  • 1976 - Доверие
  • 1982 - Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
  • 1996 - «Время Георгия Свиридова» - документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов

Георгий Васильевич Свиридов - цитаты

Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе...

Дело добра могло бы казаться совершенно безнадежным, ибо души, подвергшиеся столь сильной обработке и омерщвлению, воскресить, пожалуй, уже невозможно. Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру...

Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».

Водораздел, размежевание художественных течений происходит в наши дни совсем не по линии «манеры» или так называемых «средств выражения». Надо быть очень наивным человеком, чтобы так думать. Размежевание идет по самой главной, основной линии человеческого бытия - по линии духовно-нравственной. Здесь - начало всего - смысла жизни!

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории...

 

 

Это интересно: