→ Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе. Сказка как средство формирования навыков работы с литературным текстом в начальной школе Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения

Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе. Сказка как средство формирования навыков работы с литературным текстом в начальной школе Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения


Министерство образования и науки Российской Федерации

Набережночелнинский государственный педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии начального образования

Методика работы со сказкой

на уроках литературного чтения

в начальной школе

(по программе - 2100)

Курсовая работа

выполнена студенткой

IV курса 43 группы ОЗО

Перловской Л.Н.

Научный руководитель

Бойко С.В.

Набережные Челны, 2008

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе……

      Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании учащихся ……………………………………………………………....

      Виды сказок …………………………………………………………...

ГЛАВА II. Методика работы над сказкой в начальной школе…..……………

2.1. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

по литературному чтению (по программе – 2100) …………………

2.2. Методика работы со сказкой (на примере 3-его класса по программе – 2100) ………………………………………………….………….

2.3. Проведение опроса учащихся начальных классов ….….……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………

Введение

Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре - фольклору, искусству.

Человек - сначала маленький, потом большой - только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и по­нять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой. У большинства детей знакомство со сказкой начинается еще в раннем детстве, когда они еще не умеют говорить, а только лопочут. Бабушки и мамы читают им детские стихи и сказки. Первое знакомство малыша происходит с народной сказкой – про Курочку Рябу, про Колобка, взрослея, ребенок знакомится с такими персонажами как Красная Шапочка, Золушка, Незнайка.

В детстве каждый ребенок хочет подражать взрослым, быть сильным, отважным, ловким и умным. И в сказке он как будто бы реализует свои неосознанные желания. Большие и малые мечты осуществляются им в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает осо­бенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и спра­ведливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

В.А.Жуковский писал: «Детям нужны сказки, ведь в лучших своих образцах они нравственны чисты и не оставляют после себя дурного, ненравственного впечатления. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою».

Вышеизложенное и определяет актуальность темы нашего исследования.

Цель: исследовать методику работы над сказкой, подобрать наиболее эффективные приемы и методы работы со сказкой.

Объект исследования: работа над текстом в начальной школе.

Предмет: методика работы со сказкой.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Показать роль и значение сказки в духовном и нравственном развитии ребенка.

3. Провести опрос учащихся по изученным сказкам.

4. В процессе опроса выявить уровень умения анализа текста у учащихся.

Основный метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике.

Структура работы.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даются теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается методика работы над сказкой. В приложении даны занятия Матвеевой Е.И.. Они подходят всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. Занятия оснащены методически: указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.

Глава I .Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе.

    1. Роль и значение сказки в духовном и нравственном образовании

учащихся.

Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя». (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. В кумулятивной сказке – это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» .

Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» .

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка .

После Октябрьской революции 1917 года некоторые педагоги восстали против сказки, утверждая, что она уводит детей в мир фантазии, путает их опыт и представление о реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам (М. Яновская). В защиту сказки выступил А.М. Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и ее значения не только в детской, но и во всей художественной литературе .

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию в школе комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты .

Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом – вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» .

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности .

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

работать со справочной и дополнительной... Инценирование произведения (сказки , рассказа, басни...
  • Условия организации педагогического общения на уроках литературного чтения

    Реферат >> Литература и русский язык

    Процесса обучения литературному чтению в начальной школе предполагает использование антиципации на большинстве структурных этапов урока литературного чтения . На этапе формулирования...

  • Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения

    Дипломная работа >> Психология

    Памяти учеников начальной школы на уроках чтения . Методисты... ” (см. приложение) так, чтобы... не изучен. Работая с методической литературой по развитию памяти... упражнений по развитию образной памяти с учётом психологических особенностей младших школьников...

  • Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... методики начального образования КУРСОВАЯ РАБОТА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ Автор курсовой работы ... (по сравнению со сказкой ) - следствие... результаты работы учащихся на уроках «Литературного чтения» в начальной школе . Легко...

  • План

    1. Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

    2. Особенности методики изучения сказок различных типов.

    2.1. Сказки о животных

    2.2.Бытовая сказка.

    2.3. Волшебная сказка

    Литература

    1. Бибко Н.С.Сказка приходит на урок. // НШ – 1996 - №9 – с. 31-34

    2. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки.//НШ – 1986 - №4 – с.17-20 (чудесного типа).

    3. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество».//НШ - 1987 - №5 – с.25-28 (условного типа).

    4. Бибко Н.С. Изучение сказок смешанного типа.//НШ - 1990 - №3 – с. 29-33

    5. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки //НШ – 1991 - №12 – с.20

    1. Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

    В чтении младших школьников большое место занимает сказка.

    Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Сказки имеют большое воспитательное значение.

    1. Они педагогичны, так как содержат народную мудрость.

    2. Они подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают.

    3. Сильной стороной сказок является их направленность на победу, на торжество правды.

    4. Велико значение сказки как средства развития речи. Язык сказки богатый образными выражениями, обогащает речь учащихся.

    Это прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

    5. Сказки развивают воображение младших школьников, пробуждает творческие интересы.

    В начальной школе согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. В каждой сказке есть своя композиционная особенность. Поэтому только по повтору учащимся нельзя делать вывод о том, сказка перед ними или нет. Важно учить школьников при распознавании жанра произведения учитывать совокупность его признаков.

    Таким образом, сказка имеет следующие жанровые признаки.

    1. Сказка занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, жизни над смертью, правды над ложью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность не свойственна сказочному сюжету.

    2. Назначение сказки: на материале сказки решается образовательная, развивающая и воспитательная задача.

    3. Сказка восходит к действительности, породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которую она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных факторов.

    4. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. В сказках всегда торжествует нравственная и социальная правда.

    5. Как явление фольклора, сказка всегда сохраняет все общефольклорные признаки: коллективность, устность бытования.

    6. Каждый рассказчик предлагает свой вариант сказки. В них совпадает идея, сюжет, повторяются общие мотивы. Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное обновление сказочного сюжета.

    7. Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика.

    8. Что же касается героев сказки, то ими становятся не только мифические персонажи, но и обездоленные люди: сироты, нищие и т. д. В сказках можно найти мифологические элементы.

    Рассмотрим структуру урока работы над сказкой

    1. Оргмомент

    2. Проверка домашнего задания

    3. Вступительная беседа

    Б) Жанровые особенности сказки

    4. Словарная работа

    А) язык сказки (изобразительно-выразительные средства)

    Б) объяснение непонятных слов

    5. Первичное восприятие текста сказки с установкой (рассказывание, использование фонохрестоматии)

    6. Проверка первичного восприятия текста

    7. Чтение по частям и анализ прочитанного текста

    8. Составление плана прочитанного.

    9. Пересказ

    10. Подготовка к чтению по ролям.

    11. Чтение по ролям

    12. Проведение различных видов творческих работ.

    13. Обобщающая беседа

    14. Домашнее задание

    При анализе сказок разных типов учитываются некоторые особенности. На этом вопросе мы остановимся, рассматривая методику работы над сказками разных типов.

    По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические .

    2. Рассмотрим особенности методику изучения сказок различных типов.

    2.1. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, – сказки о животных . Главные его герои – звери, птицы. Они ведут себя как люди: строят жилье, делают на зиму запасы, ходят друг к другу в гости, разговаривают.

    Сказка о животных по своему характеру похожа на бытовую сказку. Она доказывает самые прописные истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты. Сказки учат ценить ум выше физической силы, приучают дорожить дружбой, осуждают предательство. В сказках этого вида самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о доброте и жадности – ложатся в сознании и определяют для ребенка нормы поведения.

    Сюжет сказок о животных очень прост. Как справедливо подметил Ю.М.Соколов, в сюжете сказок о животных очень широко применяется прием встреч. С одной стороны, посредством встреч передаются какие-то элементы реального. С другой стороны этот прием дает возможность столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими качествами и поступками, передать фантастическое.

    Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов.

    Вначале сказка анализируется как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой – они обогатили себя знанием определенных явлений жизни.

    Из всего сказанного можно сделать следующий вывод :

    1. Специфику сказок определяет вымысел. Он возникает в результате соединения противоположностей – человеческого и животного мира – в одном пространстве, в одной сфере (петух и кот живут вместе).

    2. В сказках о животных нет идеализированного героя. Во всех сказках ум противопоставлен физической силе. Но единого носителя этого качества нет. В сказках о домашних и диких животных победа всегда за домашними животными. Торжествует ум, а не сила (волк боится козы и барана).

    3. Не во всех сказках о животных благополучный конец, но трагедийного звучания в сказке нет. Это своеобразное доказательство от противного основной идеи (лиса обманула старика, потому что он глуп).

    4. Сказки о животных обладают потенциальной иносказательной возможностью, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации (лиса угощает журавля кашей на тарелке).

    5. Сюжет в сказках о животных не сложен. Чаще всего в них разрабатывается мотив встречи.

    6. В конце сказки всегда подводится итог, выраженный или пословицей, или обобщающей фразой («как аукнется, так и откликнется»)

    7. В сказках о животных в процессе повествования используются традиционные сказочные формулы («и теперь живут, хлеб-соль жуют»).

    2.2. Рассмотрим особенности бытовой сказки .

    Конфликт в бытовой сказки разрешается в бытовой сфере, поэтому в отличие от волшебной сказки вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действия героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимаются слушателями как повседневная реальность. Степень вымысла возрастает в зависимости от нарушения привычных бытовых пропорций.

    В бытовой сказке социально-бытовые мотивы – основа сюжета. Они не могут оставаться неизменными.

    Герой бытовой сказки – фигура активная, он действует без чудесных помощников. Бытовая сказка поэтизирует ум, ловкость, смелость, находчивость. Она стремится к снижению чудесного.

    У бытовой и волшебной сказки совпадают представления об идеалах добра и справедливости, конфликтные коллизии, есть ряд общих мотивов, но бытовые сказки имеют особую структуру.

    Действие в бытовых сказках происходит в обычной обстановке. Однако в них нет героев-животных. А если животные попадут в такую сказку, то только в своем реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками человека. Героями в таких сказках являются мужик, солдат, работник, а также предметы, окружающие нас в быту.

    Главные темы бытовых сказок – это или семейные отношения, или отношения социально-бытовые.

    Условия жизни в бытовых сказках рисуются довольно реально, конфликты решаются правдивые. Удивительное в таких сказках то, что в них вполне реальные персонажи получают необычную сюжетную реализацию. Таким образом, бытовая сказка имеет следующие особенности :

    1. Конфликт разрешается благодаря активности самого героя; сказка делает героя хозяином своей судьбы.

    2. Сказочное пространство и время в бытовой сказке приближено к слушателю и рассказчику, в них важную роль играют моменты сопереживания.

    3. Вымысел в бытовых сказках строится на алогизме. До определенного момента сказка воспринимается как бытовой, вполне правдоподобный рассказ. Алогизм достигается гиперболичным изображением каких-либо качеств отрицательного героя: глупости, жадности.

    4. Бытовые сказки могут иметь различную композицию: новеллистические и авантюрные – многоэпизодные, комические и сатирические чаще всего разрабатывают один эпизод.

    2.3. Рассмотрим особенности волшебной сказки

    Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла, с идеализированным героем, который, выдержав предварительные испытания, при помощи волшебного средства достигает желаемого: получает царство, невесту или то и другое сразу.

    Волшебныесказки характеризуются всевозможными превращениями. Характерным механизмом преобразования сказочных образов является гиперболизация , различная по форме. Такова гиперболизация изменений во времени (например, герой-ребенок необыкновенно быстро растет). Другая форма гиперболизации в пространстве (герои быстро перемещаются); гиперболизация качеств, присущих персонажу сказки (например, ковер-самолет).

    В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками

    В волшебных сказках отрицательные персонажи дурны и злы, положительные наделены комплексом особенно ценных качеств ума, чувства, характера. Оба типа персонажей в сказках этого вида представлены в контрастном противопоставлении. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Функции животных – в решающий момент они приходят на помощь герою.

    В волшебных сказках герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

    Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные приметы: ковер-самолет, шапка-невидимка. Поэтому при анализе таких сказок специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому помогают и почему, как это характеризует героев сказки). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.

    Специфика волшебных сказок:

    1. Конфликт в волшебной сказке разрешается всегда при помощи волшебных сил, чудесных помощников, при относительной пассивности героя.

    2. В волшебной сказке действия развертываются в двух пространственно-временных планах.

    3. В волшебных сказках два типа героев.

    Один тип – это «положительный герой», наделенный от рождения положительными качествами. Второй тип – «отрицательный герой». В конце сказки обездоленный получает свои права, бедный становится богатым.

    4. В волшебной сказке описание заменяют поэтические формулы. Обязательный признак формулы – повторяемость в ряде сказок. Различают начальную формулу (присказка), повествовательную, конечную (концовка).

    1. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом. Не надо снижать заинтересованность детей, растолковывав им, что «так в жизни не бывает», что это вымысел. Дети сами не верят в существование Бабы Яги и говорящей рыбки, но детскому воображению свойственно яркое видение мира, показанного в сказке, и это приносит им радость, учит мечтать.

    2. Использовать сказки для составления элементарных характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями каких-то характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках. Ставятся такие вопросы: «Почему же яблонька, печка, река сначала не захотели помочь девочке, а теперь спасают ее?» - спрашиваем мы. В ответах дается оценка поведения девочки, делается вывод о значении вежливости и скромности

    3. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Не послушался Иванушка сестры - стал козленочком: надо было потерпеть, выдержать характер».

    Если дети придут к подобным заключениям, то, значит, чтение сказки достигло цели.

    4. Учитывать специфику произведения необходимо и при выборе приема для первичного восприятия. Так, народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказывать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге.

    Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. И композиция, и язык сказки рассчитаны на сказовую манеру передачи. Поэтому прозаические сказки пересказываются, и как можно ближе к тексту.

    Рассказывание сказки проводится на разных этапах урока. Иногда первичное знакомство со сказкой идет через выразительное рассказывание ее учителем. Полезно использование фонохрестоматии, где сказки даны в артистическом исполнении.

    Сказка детьми пересказывается и по картинкам, заменяющим собой план. Своеобразным пересказом является словесное иллюстрирование сказки (Д. Мамин-Сибиряк. «Храбрый заяц»; М. Горький. «Воробьишко»). Обязателен и подробный пересказ. Хорошим приемом подготовки к подробному пересказу является чтение сказки в лицах.

    Небольшие сказки можно драматизировать, разыгрывать в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочные характеры, развивает речь и творческие способности детей.

    5. Сказка используется и для обучающих работ по составлению плана, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, а заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Уже во II классе дети охотно рисуют картинный план.

    6. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки. Но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных, с показом чучела или изображения на картине и припоминанием уже известных сказок о них. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, т. е. наблюдения и жизненный опыт детей.

    7. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра (на уроках труда).

    8. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже во II классе дети встречаются со сказочным приемом троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку. В III классе возможна более углубленная работа над композицией сказки.

    При работе со сказкой используются те же самые формы и приемы работы с текстом, что и при работе с рассказом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, добавляются такие виды работ как составление сказки по аналогии с прочитанной и составление сказка наоборот.

    Тесты и задания к лекции №10 «Методика работы над сказкой».

    1. Назвать жанровые признаки сказки (по 1 баллу за правильно названный признак. Всего 8 баллов).

    11. Назвать особенности сказки о животных (8 баллов), бытовой (4 балла), волшебной сказки (5 баллов)

    Лекция №11.


    Похожая информация.


    Слово "сказка" появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова "казать" в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение "сказка" приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

    В литературной энциклопедии терминов и понятий "сказка" толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей .

    Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие "сказка" как жанр эпоса .

    Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих терминов .

    Можно выделить еще одно определение "сказки", которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка - это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы .

    Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

    Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: "Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора". Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной .

    Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: "Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?". Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

    Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка - ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!". Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки .

    Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

    В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

    • ·наличие вымысла;
    • ·композиционное своеобразие - зачин, повторы, концовка.

    В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

    В книге Никифорова выделяются три основных признака сказки:

    )устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;

    )необычны в бытовом смысле события;

    )специфика сказочной поэтики.

    В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности:

    )сказки о животных;

    )волшебные сказки;

    )бытовые новеллистические сказки .

    Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что в сказке действуют животные. Эти сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

    Дети рано приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

    Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции .

    Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной. Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.

    Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки С.Я. Маршака как "Тихая сказка", "Сказка о глупом мышонке" и др.

    В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках . Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы - то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

    Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

    Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей . Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: "налетели", "подхватили", "унесли" и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний - всеми чертами окружающего нас мир .

    Усложненность сюжета - характерная черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: "По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?" Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку "с потребностями коллектива". В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует .

    Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок - воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.

    1.3 Методика работы над сказкой в начальной школе

    Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

    Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).

    Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.

    1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

    2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

    3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

    4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной - двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

    5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке - не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

    6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

    7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

    Учащиеся I -II классов охотно рисуют картинный план.

    8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

    Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

    9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

    10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку .

    При чтении сказок применяются следующие виды работ:

    Подготовка к восприятию сказки;

    Чтение сказки;

    Обмен мнением о прочитанном;

    Чтение сказки по частям и их разбор;

    Подготовка к рассказыванию;

    Обобщающая беседа;

    Подведение итогов;

    Задание детям на дом .

    Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

    Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

    Так, в бытовых сказках говорится о характерах людей, повадках животных. При анализе бытовых сказок не стоит сравнивать характеры людей. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие. При их изучении можно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие. Здесь необходимо сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.). В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику (вспомнить, в каких сказках и как показаны животные) .

    1. Не говорить, что так не бывает в жизни.

    2. Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?

    3. Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.

    4. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).

    5. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

    6. Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.

    7. На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.

    8. Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

    9. Важна в сказке интонация, яркость выражения .

    В практике преподавания чтение сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

    Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимые умения, важные в плане литературного развития учеников.

    Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.

    Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педагогическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир» .

    «Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

    При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.

    В процессе чтения - поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

    1. Умение видеть специфическое начало сказки - зачин и благополучный конец для хороших героев;

    2. Умение определить сказочное место и время действия;

    3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

    4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

    5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам .

    Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

    Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

    Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

    После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

    Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

    В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский) . Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло.

    Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

    В кумулятивной сказке - это нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательном действий. В волшебной сказке - это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки. В новеллистической (бытовой) сказке - это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

    Поэтому при чтении кумулятивной сказки полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При чтении волшебной сказки - дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика .

    Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку в том случае, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

    Начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…;

    Продолжения: Долго ли, коротко ли…, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…;

    Конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…, Вот вам сказка, а мне кринка масла .

    Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

    1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

    2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.
    Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

    3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

    4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман, психологическое манипулирование и другие.

    5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту .

    При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои.

    Таким образом, сказка - жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера. Каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение. Задача учителя - донести до сознания ребенка народную мудрость.

    Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

    Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.

    Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности.

    Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима.


    • Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

    • Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

    • Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

    • Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

    • Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

    • Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

    • Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

    • Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

    • Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

    • Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

    • При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки.

    • После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

    • В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

    • Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми.

    • Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

    • Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

    • Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой .

    • Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

    • Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

    • Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

    • Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

    • Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
    Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).

    • На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа.

    • Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, аудиозаписи.

    • Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.

    • Необходима лексическая работа над словами, выражениями, фразеологическими оборотами.

    2.2 Методика работы со сказками


    Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.

    Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.

    В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.

    Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.

    Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

    Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

    Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

    Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

    Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

    Реальное начало сказочное продолжение

    Узнай сказку по песенке героев

    · Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

    · Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

    · Козлятушки, ребятушки!

    Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

    Продолжи сказку

    Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

    От точек - к сказке

    Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

    Нарисуй сказку

    Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

    Игровые задания

    При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

    Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

    Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

    "Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

    Раз, два, три,

    Горшочек, вари!

    "продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

    Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

    Кашу помешивают (все идут по кругу)

    Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

    Раз, два, три,

    Горшочек, не вари!

    Предлагаем дидактические игры:

    "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

    "Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

    "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

    "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

    Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

    · Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

    · Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

    · Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

    · Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

    · Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

    · Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

    · Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

    · Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).


    Проверка первичного восприятия сказки


    Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

    К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

    Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

    Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.

    Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста.


    Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

    1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

    2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.
    Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

    3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

    4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.

    5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.

    При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.

    2.4 Методика работы со сказкой в 3-ем классе по программе - 2100.


    Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

    Рассмотрим рубрику «Работаем с текстом произведения» (3 класс по программе – 2100). Рубрика дает установку на самостоятельное чтение и понимание текста, организует выразительное чтение произведений и их частей. Учащиеся знакомятся со средствами выразительности и упражняются в умении использовать их целенаправленно. А для этого они должны понять задачи чтения в результате осознания авторской позиции, личностного отношения к событиям и героям, а также осмысления образного и эмоционального содержания текста. Методический аппарат рубрики помогает построить работу с текстом произведения. Задания предполагают первичное и вторичное восприятие произведения. Первичное восприятие отражает общее, преимущественно эмоциональное впечатление от прочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произведением. Для организации первичного восприятия предлагаются такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героями, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими фактического содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, учащиеся объясняют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитан-ному, рассуждают, доказывают, размышляют.

    Далее организуется работа, опирающаяся на творческое воображение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние героя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.

    Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особенностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы учащиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.

    Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одного и того же художественного произведения.

    Все задания учебника направлены на развитие учебной деятельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выполнить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу. Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанры литературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

    Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

    Следующий этап работы - формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями. Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении.

    И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя. Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).

    Работа с текстом обычно проводится на рассказах научно-познавательного характера и очерках. При работе над сюжетом план привлекается, когда рассказ велик по объему.

    В первом-втором классах дети овладели свободным и выборочным пересказами. В третьем классе начинается обучение пересказыванию и рассказыванию, которые сохраняют художественные особенности текста. Начинать желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы можно было сохранить (а значит, заметить) все выразительные средства языка (эпитеты, сравне¬ния, олицетворения и т.д.), а также передать интонационный рисунок текста, что позволяет не только понять авторскую точку зрения, но и выразить собственное отношение к читаемому. Как организовать обучение художественному пересказу? Эту работу следует проводить, когда учащиеся уже хорошо усвоили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2-3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Например, сказку Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре». Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками определите , каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полностью сохранить при пересказе и почему.

    Художественный пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом. Обратите внимание учащихся на необычный зачин сказки Ц. Топелиуса и спросите, что и как изменится, если использовать зачины русских народных сказок: «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. (Другое начало сказки изменило бы ее ритм, нарушило авторскую интонацию, не вызвало бы желания узнать, что будет дальше.) Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.

    В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки). Познакомившись с новым литературоведческим понятием, прочитав о нем в учебнике, дети оформляют материал для рубрики. Например, изучив разные сказки - о животных, бытовые, волшебные, - дети обобщают свои знания в виде схемы: Сказки бывают о животных, волшебные, бытовые.

    Важно постоянно обращаться к этим понятиям, знакомясь с новым произведением, анализируя текст. Например, учащиеся узнают слово сюжет. Его нужно написать крупно в «уголке чтения», чтобы дети запоминали его. А понятие сюжета можно раскрыть в рубрике «Что это значит?» в виде схемы «сюжетного треугольника».

    СЮЖЕТ: Вступление - Завязка - Развитие действия - Самый напряженный момент(кульминация) - Развязка

    "Сюжетно-композиционный" треугольник помогает детям понять, когда происходили события, как развивалось действие, какое важное событие случилось (кульминация), как продолжались события дальше и чем все закончилось (развязка). При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову. Такая работа помогает учащимся глубже понять произведение, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.

    Просмотрев программы В.Г. Горецкого, Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе "Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских произведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).

    Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс . Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

     

     

    Это интересно: