→ Общая характеристика основных литературных направлений 20 века. Развитие мировой литературы конца ХХ–XXI вв. словацкая литература

Общая характеристика основных литературных направлений 20 века. Развитие мировой литературы конца ХХ–XXI вв. словацкая литература

Историческая обстановка первого десятилетия после войны: - победа над фашизмом, - расширение лагеря социализма; - крушение колониальной системы; - движение сторонников мира; - начало «холодной» войны; появление массовой культуры.

Основные черты литературы и направления: - критический реализм;

Модернистские течения (литература сердитых, битников, неореализм, экзистенциализм).

Основная тематика : - война, сопротивление, победа над фашизмом, антифашизм (в основном - критический реализм, восточный лагерь (Зегерс, Арагон, Неруда «Песнь любви Сталинграду»));

Тема непреодоленного прошлого, трагедии, связанные с фашизмом (Ремарк, Бёлль, Мерль) - западный лагерь. - Г.Мерль- «Смерть - моё ремесло» (дневник начальника концлагеря;

Борьба за мир (П.Неруда «Всеобщая песнь»;

Борьба рабочих за свои права (Олдридж);

Крушение колониальной системы (Грем Грин «Тихий американец»);

Место человека в жизни, человек как индивидуальность (Э.Хемингуэй «Старик и море).

Художественные особенности: - внимание к 1 герою;

Новый уровень эпичности, изображение событий в большем масштабе;

Публицистичность;

Документальная основа произведений.

Неореализм - обновленные традиции реализма (из итальянского киноискусства в литературу - Пратолини). Жизнь коллектива - квартала, а не одного героя, не выдумывать сюжет, брать за основу жизнь, создавать форму синхронного изображения жизни людей.

Битники (битничество) - литература молодых, изображение разочарования в условиях послевоенного стабилизирующегося общества в Америке, во Франции - гусарство, в Англии - сердитые. Ф.Саган «Здравствуй, грусть», П.Осборн «Оглянись во гневе», Д. Селлинджер «Над пропастью во ржи» - показ индивидуалистического бунта в студенческом обществе, протест против окружающих, так как детям не нужны ценности родителей. Выход - уйти, опроститься, существовать бродяжничеством, рюкзачная революция.

Экзистенциализм - представители этого течения также недовольны обществом, но это модернистская тенденция. Систему буржуазных ценностей нельзя ликвидировать, но можно совершить духовный переворот для пробуждения нравственных сил человека. Достаточно того, что он осознает, что происходит. «Мухи» Сартра - необходимо понять свой долг перед человеком.

Камю «Чума» - рассказ о коричневой чуме, то есть об оккупации. Стремление языком мифа рассказать о выборе человеком своей судьбы, человек должен сопротивляться чуме. Город в Алжире, начало эпидемии, доктор Руэ наблюдает различные типы характера и отношения к чуме - непротивленец, гуманист, иезуит, преступник, журналист.

Художественные особенности: - полемика с пессимистическими традициями жизни;



Вера в силу человеческого разума;

Мифологизирующие жизнь произведения (характеры не разработаны);

Показ действий человека в пограничной ситуации;

Влияние экзистенциализма на себе испытали: Айрис Мердок (Англия), Кобо Абэ (Япония), Питер О’Нил (Америка).

Литература второго послевоенного десятилетия

Исторические тенденции: - конец «холодной войны», Женева, мирное сосуществование;

Распад колониальной системы (1961 - год Африки);

Новые литературы и континенты вступают в мировой литературный процесс (литература Африки и Латинской Америки);

Стабилизация капитализма, литература общества потребления, интерес к точным наукам.

Основные черты литературы и её направления: - забыть войну; - тенденция к аполитичности искусства, - мода на модернизм и литературу абсурда.

Абсурдная драма - мир - хаос, абсурд, деградация. Сэмюэль Беккет (ирландец из Франции), Эжен Ионеску (парижский румын).

Человек в их произведениях находится в состоянии катастрофического разобщения, он одинок, происходит распад человеческой личности, отрицание возможностей человеческого интеллекта. Поэтому возникает драма без действия и сюжета, отсутствуют там и яркие характеры, а язык перестает быть способом общения между людьми.

Например, драма С.Бэккета «В ожидании Годо» (1956 ). Двое бродяг, Эстрагон и Владимир , на обочине дороги ждут Годо, он им сказал, чтобы его тут ждали. Сколько они уже ждут - неизвестно, они не помнят даже, что было вчера. Кто такой Годо? Вроде бы богатый человек, который совершил благодеяние. Каждый день приходит мальчик и говорит, что Годо прийти не может. Иссякает терпение, возникает идея повеситься (негде ночевать), но ремень для этого использовать нельзя - падают штаны, веревка - обрывается. Оба героя когда-то были людьми, а теперь не помнят даже друг друга, дружба - в общности их состояния и положения.

Реализм без берегов - зародился во Франции - течение носит промежуточный характер между реализмом и модернизмом. Луи Арагон высказал идею «открытого» реализма, нет никаких течений и традиций, реализм тождественен искусству, единственное мерило - талант (Гароди «Эстетика», Эльза Триоле «Великое никогда»).

Критический реализм - возможность рационального познания и неизбежность переустройства мира средствами искусства - литература Латинской Америки (П.Неруда, Ж.Амаду, А.Карпентьер, Г.Г.Маркес), литература Африки.

Тематика : - антифашистская, антивоенная (З.Ленц «Урок немецкого»);

Критика общества потребления (семейный роман, философский роман - Апдайк, документальная проза - Тр. Капоте, рабочий роман - А. Силлитоу);

Антиколониальная проза (Г.Грин «Комедианты», «Наш человек в Гаване», Д.Олдридж).

Художественные особенности: - тяга к философской обобщенности;

Мифологизация действительности;

Углубление психологизма (внутренний мир главного героя);

Обращение к фольклору, использование стилизации;

Многообразие творческих манер.

Третье послевоенное десятилетие(65-75)

Исторические особенности : - студенческие волнения;

Наступление реакции (Вьетнам, убийство Кеннеди);

Неприятие буржуазного общества;

Политизация литературы

Начало экологической проблематики.

Основные тенденции развития модернистских направлений :

Антиискусство и антипоэзия, переход от идей к инстинктам (сексуальная революция);

Политизация искусства - неоавангардизм новых левых;

Жанр «хэппенинга» - изображать то, что происходит, экспромт, вместе со зрителем;

Новый новый роман - о марксизме с позиций структурализма;

Основные тенденции развития реализма : - политическая активность;

Проблема истинной революционности;

Философско-фантастический документальный роман (Р.Мерль «За стеклом»);

Борьба против буржуазного мира (исторический роман Шаброль «Пушка «Братство»»);

Против вещизма и комфорта (Ж.Перек «Вещи» 65г. - главные герои романа не Жером и Сильвия, а вещи);

Проблема истинных ценностей (Ф.Саган «Немного солнца в холодное воде»);

Магический реализм (А.Карпентьер);

Становятся серьезным жанром научная и фантастическая литература, впоследствии обусловившая появление жанра «фэнтэзи»;

Занимает позиции серьезной литературы и детективный роман.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. урок литературы в 11 классе

2 слайд

Описание слайда:

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японскую война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы Литература XX века

3 слайд

Описание слайда:

«Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

5 слайд

Описание слайда:

Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

6 слайд

Описание слайда:

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

7 слайд

Описание слайда:

«Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

8 слайд

Описание слайда:

Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

9 слайд

Описание слайда:

Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

10 слайд

Описание слайда:

Критический реализм (XIX век -начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

11 слайд

Описание слайда:

Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

12 слайд

Описание слайда:

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

13 слайд

Описание слайда:

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется - я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, - То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

14 слайд

Описание слайда:

Модернизм (от франц. moderne - современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

15 слайд

Описание слайда:

Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

16 слайд

Описание слайда:

Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

17 слайд

Описание слайда:

Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

18 слайд

Описание слайда:

Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.

19 слайд

Описание слайда:

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

20 слайд

Описание слайда:

Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

21 слайд

Описание слайда:

Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешики, смешики. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Культура Запада ХХ века прошла две основные стадии. Первая соответствует позднему империализму, эпохе массового конвейерного производства и тоталитарного сознания. Это первая половина века, годы 1918-1945, время, когда в результате научно-технической революции возникли новые формы культуры — радио и кинематограф, потеснившие литературу в сознании людей. Вторая стадия — период после 1945 года, когда становится очевидно, что буржуазное общество, несмотря на мрачные прогнозы Маркса и Ницше, жизнеспособно, и в нем происходит глубокая внутренняя перестройка: возникают современные системы радикальной демократии, оформляется “общество потребления”, идут процессы глобализации мировой экономики. Информационная революция конца ХХ века вообще меняет отношение человека к печатному слову, книги все чаще читают с экранов дисплеев, и в развитых странах Запада роль литературы в общественном сознании неуклонно падает при все возрастающей конкуренции со стороны кино и рок-музыки.

Литературное развитие в ХХ веке ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок времени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Каждое десятилетие ХХ века порождало новые направления в литературе, создавались громкие манифесты, провозглашались новые школы. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений.

Реализм в ХХ веке представлен множеством имен в свое время знаменитых писателей, но сегодня видно, что, какова бы ни была их прижизненная популярность, реалистический роман в ХХ столетии существовал в основном в силу инерции. Реализм как устремленность к научному анализу мира и человека исходит из уверенности в познаваемости мира, из оптимистической убежденности, что слово — идеальный и объективный инструмент познания действительности, что социальные пороки, выявленные в слове, подлежат исправлению. Мы видели, что все эти постулаты реализма поставлены под вопрос уже у Конрада. Катастрофическая действительность ХХ века окончательно подорвала мировоззренческую основу реализма — исторический оптимизм и веру в прогресс, поэтому, хотя формы реалистического повествования сохранились, они воспринимались эстетически развитым читателем как пережиток прошлого.

Только когда писатели-реалисты соприкасались с другими направлениями, их произведения становились подлинными событиями.

Формы реалистического повествования нашли применение в новом феномене литературы ХХ века — в массовой литературе. Это литература, создаваемая в расчете на массового читателя по четким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка. Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. Так, разные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых женщин, делающих карьеру, для женщин старшей возрастной группы и т.д. Жанры массовой литературы — детектив, сентиментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — количественно преобладают в литературе ХХ века, но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, “формульности”, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьез, их чтение не требует работы ума и сердца, но дает отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. Все жанры конформистской массовой литературы скользят по поверхности современной жизни, характеры в них созданы по давно испытанным формулам, подчеркнутая достоверность деталей, непременный моральный урок и многое другое заимствованы из реалистического романа. Однако сам удельный вес массовой литературы превратился в фактор, оказывающий обратное влияние на “высокую” литературу. Серьезные писатели ХХ века все чаще использовали в своих произведениях приемы сюжетосложения и стилевые штампы массовой литературы, разумеется, полностью переосмысляя их в русле собственных задач. Так или иначе, массовая литература играет все возрастающую роль в культуре ХХ века.

Центральными, наиболее плодотворными направлениями в литературе ХХ века стали модернизм , расцветший в первой половине века, и пришедший ему на смену после 1945 года постмодернизм . Их мы рассмотрим подробней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие мировой литературы конца ХХ-XXI вв.

Тема: «Развитие мировой литературы конца 20-начала 21 века» показалась мне наиболее интересной, так как она затрагивает время, в котором мы живем. Именно литература имеет огромное значение на развитие общества в целом.

Так же эта тема понравилась мне чисто из личного интереса. В будущем, мне бы хотелось связать свою деятельность, в частности учебную, с литературой. Данная работа мне может пригодиться в будущем.

Моя задача выяснить основные литературные направления и ознакомиться с самыми известными писателями данного временного периода.

Для достижения моей цели я воспользуюсь материалами из Интернета и учебной литературой из библиотеки.

Изменения, происшедшие в Европе после второй мировой воины, ангажируя общество и искусство, повлекли за собой изменения не только художественных систем, но и способствовали появлению новых форм. Необходимость воссоздания исторических событий и осмысления происшедшего привела к сращиванию художественных и документальных вариантов отражения реальности, созданию мультимедийных текстов, распространению произведений, в которых недавнее прошлое стало источником размышления о настоящем, представляя варианты интерпретаций «микросреды» индивида, акцентируя, в то же время, особую, надвременную и надидеологическую ценность личности.

Рубежом, меняющим ХХ век после второй мировой войны еще раз, стал 1968 год, когда университетские городки Франции, США, Англии, Германии захлестнули студенческие бунты. Сам факт выступления анархиствующих студентов Сарбонны разрушил миф об устойчивости общества потребления и обострил проблему всеобщей дегуманизации. Осмысление последствий студенческих “революций” пришло позднее (Р. Мерль “За стеклом”), но безнадежный, на первый взгляд, бунт обнажил устрашившую европейцев глубину противоречий технологической и потребительской цивилизации, утрату идеалов и падение духовности.

Виртуальный мир, телевизионная или мультимедийная картинка заменяют слово, в мировой коммуникативной сети изображение зачастую теснит последнее.

Все это приводит к тому, что возникает серьезнейшая проблема: потребляя информацию, а искусство тоже начинают относить к информации, реципиент рискует потерять навык понимания слова

Критический реализм.

Он обращался к нерешенным общественным проблемам, судьбам людей, вырванных обстоятельствами и привычных условий существования. Именно реализм оказал влияние на литературу 20 века.

Психологический реализм

Появился в первой половине 20 века. Наиболее яркие его представители - У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг. В центре внимания - судьба личности в меняющемся мире, поиск ею смысла жизни. «Героя можно убить, но не победить».

Неореализм

Новое направление возникло на волне широкого демократического антифашистского движения. Оно утверждало гуманное отношение у человеку, веру в красоту и богатство души народной и потому оказало большое и плодотворное влияние на культуру послевоенного мира.

Вместе с тем вскоре обнаружились и слабые стороны неореализма.

Это, прежде всего, известная созерцательность, недостаточно острое изображение социальных конфликтов, уклонение от ясного ответа на вопрос, что нужно делать, чтобы избавить простого человека от невзгод.

Представители: В. Пратолини, К. Леви, А Моравиа и др.

Психологический реализм

Одно из ведущих направлений. Его представители - Б. Шоу, Б. Брехт, Т. Драйзер, И. Стоун, С. Моэм, Э.М. Ремарк и др.

Мир, как следует из их произведений, не только губит человеческое в человеке, но и изначально создается им как мир антигуманный.

Социалистический реализм

Это направление ориентировалось не только на выполнение идеологических требований правящих партий. В странах запада многие известные писатели и поэты выражали искренние симпатии революционным идеям. Во Франции это Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, в Испании - Г. Лорка, в Чили - П. Неруда. Они ввели в литературу новый образ - это массы, охваченные единой идеей, порывом, способные как к разрушению, так и к созиданию.

Авангардизм (от фр. avant garde - передовой отряд)

Для него характерен разрыв с традициями прошлого и стремление к коренному обновлению искусства. Многие писатели отдали дань авангардизму. В своем творчестве они отошли от традиционных сюжетов и логики повествования. Ирландский писатель Дж. Джойс использовал в качестве метода описания «поток сознания» (или внутренний монолог), фиксируя переходы мыслей, впечатлений и ощущений (самоотчет ощущений). В рамках авангардизма экспериментировали М. Пруст, А. Жид и многие др. писатели.

Экспрессионизм («Искусство крика»)

Неоспоримая заслуга экспрессионизма - воинственное выдвижение на передний план человека, его внутренний мир в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах.

Например, в рассказах австрийского писателя Ф. Кафки за повседневной рутиной жизни всегда действуют обезличенные, враждебные человеку силы. В них просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, незащищенность человека, страдающего от одиночества и абсурдности жизни.

Экзистенциализм (от лат.exsistentia -существование)

Согласно экзистенциализму, мир вообще абсурден, лишен сущности, смысла.

Его представители - французские писатели Ж.П. Сартр, А. Камю рассматривали личность как абсолютную ценность. Нет привычных для реалистической литературы положительных героев. Их персонажи эгоистичны, враждебны друг другу и обществу.

Социальная антиутопия

Сочетает элементы авангардизма и реализма. Английские писатели Г. Уэллс, О. Хаксли, Д. Оруэлл, обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Их герои живут в обществе, где возобладал тоталитаризм. В этих обществах беспощадно искореняется инакомыслие, не допускается появление людей способных к критическому восприятию действительности. Последствием торжества такого режима, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих, и управляемых.

«Плохое время: все пишут никто не читает»

Курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм», который выражается прежде всего в стилистике. Реалистическая тенденция отодвигает постмодернистскую.

Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой.

Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция - тенденция к универсализму, космополитизму. Ныне на нашу жизнь влияют коммерческие проекты. Книга сегодня стала продуктом. Существует даже такой термин как «бизнес-роман». Литература создаётся под определённый формат, книга является товаром, получая прямую или косвенную пиар-поддержку. Многие книги читаются только потому, что они включены в определённую серию.

На развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать влияние три основных фактора:

Первый фактор - экономический

Второй фактор - технологический

Третий фактор - идеологический

Глобализация мира, с одной стороны, и потребительская идеология, с другой стороны, оказывают существенное влияние на облик потребителя современной литературы. Главное свойство человека ныне - быть потребителем. Поэтому книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения.

Эта работа заставила приложить много усилий, особенно для поиска информации. Развитие литературы достаточно долгий, но интересный процесс. Как итог можно сказать, что он ещё очень важен для общества. Ведь именно литература имеет огромное влияние на человека, а от человека зависит и существование Мира.

Так сказал один журналист: «Для меня литература - это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека. Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь! Задача литературы -- формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность! Искусство слова -- кое и есть литература -- состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что. Литература -- это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!»

Список аннотированных источников информации

неореализм экспрессионизм космополитизм

1. Страницы истории «Зарубежной литературы ХХ-XXI веков», Учебное пособие для студентов. Царева Р.Ш.

2. http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=194.

3. «Зарубежная литература» пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 классов. Изд. 1977 г.

4. «Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Загладин Н.В.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки, особенности и значение европейского Просвещения, особенности литературы этой эпохи. Анализ значения произведения "Фауст" в мировой литературе и попытка рассмотреть его как зеркало просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Установление советской власти в Беларуси и вхождение Белорусской советской социалистической республики в СССР, связанное с этим развитие новых прогрессивных направлений во всех видах искусства. Особенности и направления становления литературы эпохи.

    презентация , добавлен 18.12.2013

    Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Исследование показательных черт поэзии Е.А. Благининой в соотношении её стихотворных произведений с жанровыми формами фольклора и традициями мировой и отечественной литературы. Оригинальности образного ряда и поэтики "взрослых" стихотворений Благининой.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Основные закономерности и особенности экспрессионизма в поэзии и музыке, средства достижения нужного эмоционального воздействия на слушателя. Социально-критический пафос, характерный для экспрессионизма. Анализ "Песни о гражданской войне" Ю. Шевчука.

    творческая работа , добавлен 23.05.2010

    Общечеловеческое, философско-этическое и художественное значение художественной литературы времен Первой мировой войны. Роль литературы в изучении истории. Первая мировая война в творчестве А. Барбюса, Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя и Р. Олдингтона.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Новый этап социально-экономического развития страны. Окончание Кавказской войны. Развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Представители украинской литературной традиции на Кубани. Национальное самосознание украинского населения Кубанской области.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Своеобразие и этапы раннего американского романтизма. Анализ критической литературы, посвященной творчеству В. Ирвинга. Специфика сопоставления прошлого и настоящего в новеллах американского писателя. Характеристика американской литературы ХVII века.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Возникновение и развитие литературы русского зарубежья. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны, их непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и ее жанров.

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Литература первой половины XX века……………………………….………4

2. Модернизм, как направление в литературе……………………………..……7

3. Техника «Потока сознания»………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………...…………………..15

Список использованной литературы…………………….……………………..16


Введение

Основным направлением литературы ХХ века является модернизм, охватывающий не только сферу литературы, но и искусства, и культуры прошедшего столетия. В рамках модернизма формируются такие литературные школы, как сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм, оказывающие значительное влияние на романистику, драму, поэзию.

Новаторская реформа романического жанра находит свое выражение в становлении литературы «потока сознания», которая меняет само понятие жанра, категории времени и пространства в романе, взаимодействие героя и автора, стиль повествования.

Д. Джойс, В. Вулф и М. Пруст являются творцами и теоретиками этой литературы, но повествовательная стратегия «потока сознания» оказывает влияние на весь литературный процесс в целом.

Философская проза в начале ХХ века приобретает черты «романа культуры», такие романы соединяют в своих жанровых модификациях эссеистику, историю становления личности, исповедь, публицистику. Т. Манн определит этот вид прозы как «интеллектуальный роман».

Эстетизация художественного сознания в модернистском и интеллектуальном романе говорит о формировании «элитарной литературы», где целью писателя становится проблема духовного поиска, «сверхзадачи», невозможность решения которой приводит к отказу от назойливой, прямолинейной дидактики романа ХIХ века.

Актуальную, историко-социальную тематику сохраняет литература «потерянного поколения» и психологическая проза. Эта литература ставит задачу исследования современного общества и современного героя.

В целом литературный процесс первой половины ХХ века характеризуется разнообразием и широтой новаторских явлений, ярких имен, представляет собой богатый материал для изучения.


1. Литература первой половины XX века.

Наступивший XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики, в полной мере был реализован уходящим веком: он открывается англо-бурской войной, затем погружается в две мировые войны, угрозу атомной энтропии, огромное количество военных локальных конфликтов.

Вера в то, что расцвет естественных наук, новые открытия непременно изменят жизнь людей к лучшему, разрушается исторической практикой. Хронология ХХ века обнажила горькую истину: на пути усовершенствования технологий теряется гуманистическое наполнение человеческого существования. Эта идея становится уже тавтологичной в конце ХХ столетия. Но предчувствие неверно избранной дороги появилось у философов, художников еще раньше, тогда, когда завершался XIX и начинался новый век. Ф.Ницше писал о том, что цивилизация - это тонкий слой позолоты на звериной сущности человека, а О.Шпенглер в работе "Причинность и судьба. Закат Европы" (1923) говорил о фатальной и неизбежной гибели европейской культуры.

Первая мировая война, разрушив достаточно устойчивые социальные и государственные отношения XIX века, поставила человека перед неумолимой настоятельностью пересмотра прежних ценностей, поисками собственного места в изменившейся реальности, пониманием того, что внешний мир враждебен и агрессивен. Результатом переосмысления феномена современной жизни стало то, что большинство европейских писателей, особенно пришедшее в литературу после первой мировой войны молодое поколение, скептически воспринимали главенство социальной практики над духовным микрокосмом человека.

Утратив иллюзии в оценке выпестовавшего их мира и отшатнувшись от сытого мещанства, интеллигенция воспринимала кризисное состояние общества как крах европейской цивилизации вообще. Это породило пессимизм и недоверие молодых авторов (О.Хаксли, Д.Лоуренс, А.Барбюс, Э.Хемингуэй). Та же потеря устойчивых ориентиров поколебала оптимистическое восприятие писателей старшего поколения (Г.Уэллс, Д.Голсуорси, А.Франс).

Первая мировая война, которую прошло молодое поколение писателей, стала для них тяжелейшим испытанием и прозрением в лживости лжепатриотических лозунгов, что еще более усилило необходимость поисков новых авторитетов и нравственных ценностей и привело многих из них к бегству в мир интимных переживаний. Это был своеобразный путь спасения от воздействия внешних реалий. В то же время, писатели, познавшие страх и боль, ужас близкой насильственной смерти, не могли оставаться прежними эстетами, взирающими свысока на отталкивающие стороны жизни.

Погибшие и вернувшиеся авторы (Р.Олдингтон, А.Барбюс, Э.Хемингуэй, З.Сассун, Ф.С.Фицджеральд) были отнесены критикой к так называемому "потерянному поколению". Хотя термин не соответствует значительному следу, который оставили эти художники в национальных литературах, тем не менее, литературоведы продолжают акцентировать их обостренное понимание человека на войне и после войны. Можно сказать, что писатели "потерянного поклонения" были первыми авторами, которые привлекли внимание читателей к тому феномену, получившему во второй половине ХХ века название "военный синдром".

Мощнейшей эстетической системой, формирующейся в первой половине столетия, стал модернизм, который анализировал частную жизнь человека, самоценность его индивидуальной судьбы в процессе "моментов бытия" (В.Вулф, М.Пруст, Т.С.Элиот, Д.Джойс, Ф.Кафка). С точки зрения модернистов внешняя реальность враждебна личности, она продуцирует трагизм ее существования. Писатели полагали, что исследование духовного начала является своего рода возвращением к первоистокам и обретением истинного "я", потому что человек вначале осознает себя в качестве субъекта и затем создает субъектно-объектные отношения с миром. Психологический роман М.Пруста, ориентированный на анализ разных состояний личности в различные этапы жизни, оказал несомненное влияние на развитие прозы ХХ столетия. Эксперимент Д.Джойса в области романа, его попытка создать современную одиссею породила массу дискуссий и подражаний.

В поэзии первой половины ХХ века происходили те же процессы, что и в прозе. Так же как и для прозы, для поэзии характерно критическое отношение к техногенной цивилизации и ее результатам. Поэтические эксперименты Т.Тзара, А.Бретона, Г.Лорки, П.Элюара, Т.С.Элиота способствовали преображению стихотворного языка. Изменения касались и художественной формы, которая стала более изощренной (очевидно проявился синтез разных родов искусства) и сущностной стороны, когда поэты стремились проникнуть в подсознание. Поэзия больше, чем прежде, тяготеет к субъективизму, символу, зашифрованности, активно используется свободная форма стиха (верлибр).

Реалистическое направление в литературе расширяло границы традиционного опыта художественного исследования мира, заложенного в XIX веке. Б.Брехт подверг сомнению тезис о "жизнеподобии", то есть подражательности реалистического искусства как непременном и непреложном его свойстве. Бальзаковский и толстовский опыт был важен с точки зрения сохранения традиции, понимания интертекстуальных связей. Но писатель считал, что любое эстетическое явление, пусть даже вершинное, не может быть искусственно "законсервировано", в противном случае оно превращается в догму, мешающую органичному развитию литературы. Следует особо подчеркнуть, что реализм достаточно свободно использовал принципы нереалистической эстетики. Реалистическое искусство ХХ столетия столь отличается от классических вариантов предшествующего века, что чаще всего необходимо исследование творчества каждого отдельного писателя.

Проблемы гуманистического развития человека и общества, поиски истины, которая, по выражению британского автора второй половины столетия У. Голдинга, "всегда одна", волновали в равной мере и модернистов, и немодернистов. ХХ век был так сложен и противоречив, столь неодномерен, что писатели модернистской и немодернистской направленности, понимая глобальность происходивших в мире процессов и решая зачастую одни и те же задачи, делали при этом прямо противоположные выводы. Аналитическое дробление явлений, предпринятое модернистами в поисках скрытых смыслов, сочетается в общем потоке литературы первой половины века с исканиями реалистов, стремящихся синтезировать усилия по осмыслению общих принципов художественного отражения мира, чтобы остановить распад ценностей и уничтожение традиции, чтобы не прерывать связь времен.

2. Модернизм, как направление в литературе.

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Модерни́зм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Если подходить к описанию модернизма серьезно и вдумчиво, то станет понятно, что авторы, относимые к модернизму, на самом деле ставили перед собой совершенно разные цели и задачи, писали в разных манерах, по-разному видели человека, и зачастую объединяло их то, что они просто жили и писали в одно и то же время. Например, к модернизму относят Джозефа Конрада и Дэвида Герберга Лоренса, Вирджинию Вульф и Томаса Стернза Элиота, Гийома Аполлинера и Марселя Пруста, Джеймса Джойса и Поля Элюара, футуристов и дадаистов, сюрреалистов и символистов, не задумываясь о том, есть ли между ними что-то общее, кроме эпохи, в которую они жили. Наиболее честные сами с собой и с читателям литературоведы признают факт расплывчатости самого термина «модернизм».

 

 

Это интересно: