→ Недюжинный ум изысканные манеры. Элегантность. Аристократичная простота. Аксессуары и украшения

Недюжинный ум изысканные манеры. Элегантность. Аристократичная простота. Аксессуары и украшения

Недюжинный … Орфографический словарь-справочник

недюжинный - недюжинный ум … Словарь русской идиоматики

См … Словарь синонимов

НЕДЮЖИННЫЙ, недюжинная, недюжинное. Не обычный, выдающийся, выделяющийся (значением, способностями, силой и т.п.). Недюжинный ум. Недюжинная сила. Недюжинный человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕДЮЖИННЫЙ, ая, ое. Выдающийся, выделяющийся своими способностями. Н. талант. | сущ. недюжинность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

недюжинный - ая, ое. Выделяющийся среди других; незаурядный. Проезжий офицер поручик Козельцов был офицер недюжинный. // Лев Толстой. Севастопольские рассказы // НЕДЮЖИННОСТЬ … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Прил. Выдающийся по своим качествам; незаурядный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Недюжинный, недюжинная, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинной, недюжинного, недюжинных, недюжинному, недюжинной, недюжинному, недюжинным, недюжинный, недюжинную, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинную, недюжинное, недюжинных,… … Формы слов

недюжинный - нед южинный (незаурядный) … Русский орфографический словарь

недюжинный - … Орфографический словарь русского языка

недюжинный - A/ пр см. Приложение II (незаурядный, особенный) Только ты, только ты всё дивилась вослед черным, синим, оранжевым ромбам… «N писатель недю/жинный, сноб и атлет, наделенный огромным апломбом…» В. В. Набоков, «Ах, угонят их в … Словарь ударений русского языка

Книги

  • Сергей Алексеевич Коровин. 1858-1908 , П. Суздалев. Почти ни один историк русской живописи второй половины XIX века не прошел мимо Сергея Алексеевича Коровина, не посвятив ему хотя бы нескольких строк своей книги; темне менее выдающийся…
  • Записки из Алексеевского равелина , Александр Осипович Корнилович. Александр Осипович Корнилович (1800-1834) - штабс-капитан Гвардейского Генерального штаба, историк, литератор, чьи талант, разносторонняя одаренность и образованностьвыделяли его даже среди…

Элегантность – очень многомерное понятие. Это и крой одежды, и стиль гардероба, и манера поведения. А еще - особое состояние души.

Элегантность очаровательна. Всегда обращает на себя внимания. Ею восторгаются и любуются. Её всегда запоминают.

При этом далеко не всем удаётся выглядеть элегантно, и это не вопрос больших денег. Элегантность не зависит от степени идеальности фигуры, от стоимости и даже фасона одежды.

В чём же суть элегантности? Что она характеризует?


Очень интересные и неожиданные определения элегантности дают великие дизайнеры одежды. К примеру, прославленный модельер Джорджио Армани утверждает, что «Элегантность – это одна из форм проявления ума». По его мнению, только умная женщина может выглядеть элегантно, с чем трудно поспорить. Ив сен Лоран полагает, что секрет элегантности в личностных, а скорее, в душевных качествах: «Элегантен тот, у кого элегантное сердце...». И это мнение великих кутюрье, по «золотым» лекалам которых создают лучшее в мире моды! То есть вопрос даже не в одежде?

Этимология самого слова «элегантность» ещё более интересна.

Французское слово «élégan» переводится как «изысканный, грациозный, утонченный, изящный». Довольно абстрактное определение. Изысканность, как и утончённость, воспринимается очень субъективно. Ведь у каждого человека свои представления о грациозности.

А вот с латинского языка, слово «элегантность» переводится как «выбирать». Это уже что-то более конкретное. Ведь чтобы выглядеть элегантно, нужна способность или даже талант к гармоничному сочетанию вещей. Нужно уметь правильно выбирать и сочетать все детали Вашего образа.

В словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка в 1907 года (Павленков Ф.), можно увидеть такое определение: «Элегантность – изящество, красота в соединении с простотой». Это определение ещё ближе к истине. В элегантном облике простота виртуозно соединяется с изящностью. Роскошный минимализм…аристократичная простота – парадоксальное сочетание, но ближе всего характеризует элегантность, как понятие. Всё потому, что элегантность – это порождение аристократии, которой ежеминутно приходилось соблюдать бесконечное количество протоколов и правил. В этих условиях и выкристаллизовывается та безупречность стиля и манер, которая вызывает восхищение и восторг у окружающих.


Куда более сложное определение элегантности даёт современная энциклопедия «Википедия»: «Элегантность – этико-эстетическая категория, выражающая цивилизованную красоту с консервативным отсылом к классике XVIII–XIX веков. Характеризуется благородной простотой, спокойствием, расслабленностью, строгостью и плавностью.»

Как видим, с элегантностью всё не так-то просто. Простое изящество, строгая красота…Невероятно сложное понятие. И это притом, что элегантности нигде не учат! Разве только в школе моделей, которую посещают единицы из миллионов. А в повседневной жизни все «законы» элегантности женщине приходится усваивать самостоятельно, начиная практически с детского возраста. Во многом наличие этого качества определяется воспитанием. А чаще всего врождённые качества и одарённость помогают нам, женщинам, самостоятельно учиться правильно сочетать цвета и формы, создавать изысканные образы и композиции. Элегантность имеет тесные родственные связи с чувством стиля и вкуса, которое начинает формироваться ещё в детстве под воздействием занятий различными видами искусства. Занятия классической музыкой, классическими танцами и изобразительным искусством формируют чувство стиля и то самое чувство вкуса, без которого невозможно выглядеть элегантно.

Настоящая, подлинная элегантность приходит с возрастом и с опытом. Каждый раз, встречаясь в жизни со стильной и элегантной женщиной в той или иной ситуации, мы отмечаем для себя все достоинства и недостатки её образа, характеристики поведения и манеры. То, что особенно понравилось, непременно запоминается. Вот таким, незаметным для нас самих способом, создаётся та самая «копилка», тот «глазомер», который всегда подсказывает максимально гармоничное сочетание оттенков, элементов гардероба и аксессуаров. Создавая собственный образ, каждый раз мы приобретаем свой собственный опыт, отмечая ошибки и наиболее удачные варианты. Чем дальше, тем больше мы овладеваем эти магическим искусством – искусством элегантности.

Элегантность – утром, днём и вечером

Невозможно быть элегантной только вечером, а днём быть безвкусно одетой и выглядеть небрежно. Элегантность проникает в нашу жизнь во всём, в каждом движении, в манере говорить, во взгляде, в походке, в причёске... Фактически элегантность – это стиль жизни. Хотите быть элегантной? Тогда будьте готовы работать над собой 24 часа в сутки!


Если вы не чувствуете себя элегантной – это поправимо. Было бы желание. В первое время потребуется самоконтроль и дисциплина. Постепенно элегантность станет Вашей любимой привычкой, а искусство выглядеть всегда элегантно станет Вашей внутренней сущностью. То есть, в любой ситуации и в любом месте вы будете чувствовать себя элегантно, выглядеть элегантно и вести себя элегантно. Одним из главных Ваших помощников станет реакция окружающих.

По пути восторга

Элегантная женщина всегда принимает в свой адрес особую реакцию – в той или иной степени восхищение, очарование, одобрение, расположение. Этим она отличается от обычных женщин. Элегантность представляет собой более высокий качественный уровень, к которому стремятся все, но не все достигают этой вершины.


На элегантную женщину всегда смотрят по-особенному! Моментально выделяя её среди толпы, обнаруживая удивительно гармоничный образ, человек с развитым чувством вкуса непременно очаровывается и испытывает эстетическое удовольствие. Элегантная красота сразу же располагает к себе, притягивает как магнит. Элегантная леди всегда чувствует такую своеобразную реакцию и воспринимает её как сигнал к тому, что чувство стиля и выдержка её не подводят, а образ по-прежнему элегантен и гармоничен. Если же леди перестаёт на себе ловить зачарованные взгляды, значит, гармоничность образа утеряна.

Элегантность до кончиков ногтей

Элегантная леди элегантна с ног до головы. Каждая часть её тела выглядит безупречно. Ухоженность – важнейшая «база» элегантности. Неухоженные руки или неухоженные волосы вмиг перечеркивают элегантность всего образа. Здесь не может быть никаких первостепенных и второстепенных элементов – важно абсолютно всё, каждый сантиметр Вашей внешности. Только такой подход позволяет создать ту волшебную ауру, которая пленит всех, кто бы на Вас не посмотрел. Элегантной женщиной хочется любоваться, не отрывая глаз! Всё в ней прекрасно, всё продумано и подобрано со вкусом и в соответствии с единым стилем. Элегантная женщина живёт в каком-то другом измерении, в другом мире – в мире совершенства и возвышенной красоты.


Именно на ухоженности базируется главная черта элегантной женщины – полная уверенность в себе, которая строится не на эмоциональной самоуверенности, а на основательной и ежедневной работе над собой. Элегантная женщина всегда стремится к безупречности. Это перфекционистка до мозга костей, – неутомимая и весьма требовательная к себе особа. Такая леди никогда не позволит себе легкомысленный выбор в одежде, неаккуратную причёску и неподходящие аксессуары. Элегантность строится на мелочах.

Элегантные манеры

Быть элегантной – естественное состояние женщины. Это определённый культурный и ментальный уровень, не позволяющий женщине выглядеть неаккуратно, общаться грубо, быть несдержанной и агрессивной. «Сама элегантность», – так говорят о воспитанном человеке, интеллектуальной личности. Элегантная леди в высшей степени дипломатична. Её противоположность – грубая, нахальная, недостаточно опрятная, недостаточно стильная, а иногда и безвкусно одетая женщина, бросающая вызовы всем и вся, наслаждаясь мнимыми победами в бесконечных конфликтах, причиной которых сама же и является. Элегантность на таком неприглядном фоне выглядит подчёркнуто женственно и аристократично, дипломатично и дружественно.


Элегантность – это такой культурный код, который пронизывает всю Вашу жизнь, казалось бы, незаметными мелочами: Ваша походка в обычной повседневной жизни, домашний гардероб, умение двигаться, подходы к занятию домашними делами, ведение разговоров с близкими людьми и т.д. И, самое главное – о чём Вы думаете! С каким настроением идёте по жизни! В свою очередь, Ваше настроение во власти Ваших повседневных мыслей. Необходимо контролировать, чем занята Ваша голова. Элегантное настроение – это особое настроение. «Хочешь изменить свою жизнь – измени свои мысли», – старая мудрость, которая представляет собой прекрасную формулу для работы над собой и наработки такой важной качественной характеристики, как элегантность.

  1. Элегантность – это неторопливость движений, их точность.
  2. Элегантность – это учтивость и такт, взвешенность высказываний.
  3. Элегантность – это чувство меры во всём.
  4. Элегантность – это Ваша индивидуальность, выраженная через классику.
  5. Элегантность – это респектабельный образ, внушающий доверие.

У элегантного образа несколько составляющих. Как мы отметили выше, элегантность – это умение вести себя элегантно, правильно себя подавать. И, конечно же, это элегантная одежда.

Одно из самых распространённых заблуждений, что гардероб элегантной женщины состоит из очень дорогих вещей. Это не так. Разумеется, в арсенале стильной леди всегда должны присутствовать стильные дизайнерские вещи, но вовсе необязательно, чтобы все вещи приобретались в элитных брендовых бутиках. В этом и заключается искусство быть элегантной – виртуозная способность одеваться со вкусом и по карману.


Талант элегантности проявляется в умении подбирать отдельные вещи таким образом, чтобы была возможность создавать разные ансамбли, уместные в тех или иных обстоятельствах. Элегантность позволяет на интуитивном уровне совершать покупки, которые впоследствии будут гармонично сочетаться между собой.


Чтобы каждый раз попадать «в яблочко» при покупке гардероба, требуется быть постоянно «в тренде», и периодически знакомиться с новинками моды и ее тенденциями. Что вовсе не означает, будто нужно одеваться по последнему слову моды и обновлять гардероб каждый сезон. Слепое следование канонам может сделать женщину нелепой и смешной.

Аксессуары и украшения

Важнейшую роль в создании элегантного образа играют украшения. Без украшений элегантность абсолютно недостижима! Каким бы изумительным не был наряд, без украшений он будет выглядеть незавершённым. Минималистичность и лаконичную красоту одежды подчеркивают небольшие, но очень точные штрихи – серьги, броши, кольца, колье. Украшения придают образу ту самую очаровательность, которая пленит и кружит головы. Одним из самых элегантных украшений по достоинству считается брошь. Брошь - настоящая Королева в царстве ювелирных украшений! К примеру, британская королева Елизавета II в буквальном смысле не выходит из личных апартаментов без броши. Этот вдохновенный и романтичный модный штрих к лицу только по-настоящему элегантным леди.


Что предпочесть из украшений?
Как уже было отмечено, элегантный образ строится на аристократичной простоте, поэтому стоит обратить своё внимание на украшения из натуральных камней , выполненных в классическом стиле. Привычные золотые цепочки, золотые серьги и колечки, которые так полюбились широкой массовой аудитории, увы, не придадут Вашему облику элегантности. Украшение должно быть особенным и стилистически соответствовать классическому образу. Важнейший критерий – украшения должны быть качественными. Сегодня на выбор элегантных леди представлен огромный арсенал качественной ювелирной бижутерии с полудрагоценными камнями: роскошные янтари различных оттенков, жемчуга, кораллы, а также фантастически красивая бижутерия с различными видами эмалевого покрытия.

Помимо академической классики, весьма элегантными штрихами Вашего облика станут украшения в стиле арт-деко, – в стиле, в котором работала неподражаемая Коко Шанель, признанная во всём мире как эталон элегантности. Это особый вид бижутерии, который не спутаешь ни с каким другим. Возможно, некоторые украшения в стиле арт-деко слишком шикарны и роскошны, но в сочетании с гардеробом подчёркнуто минималистичного кроя, смотрятся они просто фантастически элегантно!


Более чем уместна в элегантном облике бижутерия в стиле Ар-Нуво (модерн) –настоящее пиршество цвета и растительных орнаментов, плавные линии и потрясающая живописность. Главная особенность бижутерии в стиле Ар-Нуво – обилие форм и изображений животных, птиц, насекомых (бабочек, стрекоз, цикад, пауков). Разумеется, такие заметные украшения важно использовать в единичном экземпляре! Если на воротничке Вашего костюма появилась изумительная бабочка-брошь, то в других видах украшений уже нет никакой необходимости.


Что касается цвета натуральных камней, то здесь нет никаких ограничений. Всё зависит от цветовой палитры Вашего образа. Это могут быть и сочные алые цирконы, и золотистый аметрин, и нежно-зелёный нефрит, и романтичный розовый кварц. Главное, всегда оставаться в фарватере аристократичной сдержанности и не переусердствовать с обилием штрихов и нюансов. Кстати, британская королева Елизавета II подаёт прекрасный пример современной элегантности. Она предпочитает костюмы предельно минималистичного кроя, но при этом умело «играет» оттенками и очень избирательно использует украшения. Наверное, всем запомнились её ослепительно лимонные наряды и броши изумительной красоты. Аристократичная простота! Нельзя увидеть «на людях» королеву Елизавету II без украшений, ведь без них невозможно создать элегантный образ.

То, что человеку кажется окружающим миром, возникает как отражение игры воображения в его сознании. Появляющиеся эмоции позволяют поверить в реальность этой воображаемой иллюзии, а постоянно повторяющееся события укореняют в убеждении, что эта иллюзия и есть реальный мир.

Глаза, уши, чувства – только приборы, вырабатывающие электрические сигналы, которые поступают в мозг, где и происходит формирование того, что воспринимается человеком как окружающий его мир. От того, как настроен ум, зависит воспринимаемый мир и события в нём.

Ум, давая объяснение тому, что воспринимается, создаёт свою иллюзорную версию окружающего мира, в реальность которого заставляют поверить возникающие эмоции.

Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и себя в ней, забывая, кем он является на самом деле. Такая невнимательность создаёт разделённость и раздробленность восприятия, порождает бесконтрольность в мыслях и беспорядок в уме, приносит страдания.

Чтобы не быть подобно лодке в океане и не зависеть от прихотей стихии, нужно укротить свой ум и обуздать свои желания . Для этого необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать не на обдумывании событий, происходящих в кажущемся мире, а на том, как и откуда возникают мысли, отражающие события.

Направьте движение своих мыслей в противоположную сторону - откуда они возникают, фокусируясь при этом на неделании, недуманьи, несоздании идей. Если для обеспокоенного ума это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. При этом задайте направление движения мыслей на осознание того, что все идеи, возникающие в уме, являются только иллюзией. Следует постоянно создавать идею о том, что ни одна идея, возникающая в уме, не может быть реальностью. Так, каждая последующая создаваемая идея должна быть о нереальности существующей идеи и разрушать её. Таким образом, ум может поддерживаться в постоянном динамическом равновесии, разрушая возникающие иллюзии до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной дисциплины ума.

Такая практика способствует развитию способности к различению истинного от иллюзорного и позволяет достичь контроля над эмоциями. Отсутствие эмоций свидетельствует о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью и вам следует изменить направление движения ума.

P.S. В своём обучении не следует слепо полагаться на медитативные и другие подобные практики. Без дисциплины ума они могут долго не давать результатов, принося разочарования. Не следует пытаться волевым усилием избавиться от мыслей в голове. Какие бы усилия вы ни прилагали, это ничего не даст кроме концентрации на том, от чего вы хотите избавиться, и принесёт вам совершенно противоположный результат.

Станислав Милевич

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Ум, давая тому, что воспринимается объяснение и создаёт тем самым идею – свою иллюзорную версию воспринимаемого, в реальность которой заставляют поверить возникающие эмоции. Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и забывает кем он является. Такой неправильный фокус внимания создаёт разделённость и раздробленность восприятия, отсутствие контроля за движением мыслей и беспорядок в уме, порождая страдания.

Для того чтобы укротить свой ум и обуздать свои желания , необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать ума не на обдумывании событий происходящих в кажущемся мире, а на том, откуда возникают эти мысли. Направьте свой разум в противоположную сторону, непривычную для него, в ту сторону, откуда возникает мысль. Направьте его на неделание, недуманье, несоздание идей. Если вашему обеспокоенному уму это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. Только задайте направление создания идей. Оно должно быть направлено на осознание того, что все предыдущие идеи в уме являются иллюзией, созданной самим же умом. Следует постоянно создавать идею о том, что предыдущая идея не является реальной, и поскольку ни одна идея ума не является реальностью, то последующая идея ума должна быть о нереальности идеи, которая существует в уме сейчас. Таким образом, ум может поддерживаться в динамическом равновесии несоздавания идей, чем может быть достигнута дисциплина ума , а практика различения поможет вам осознать иллюзорность идей ума и позволит достичь контроля над эмоциями.

Отсутствие эмоций будет свидетельствовать о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью, и вам следует изменить направление движения ума.

Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия.

По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость.

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным.

1. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность.

3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения. Особой критике подверглась идея неизбежной и близкой гибели Запада.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому в повседневной жизни мы имеем достаточные основания не слишком различать их. Такие же основания имеют и те ученые, которые смотрят на цивилизацию через призму культуры или наоборот. При этом некоторые из них как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, отдавая предпочтение культуре.

Однако при более строгом подходе культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие элементы, черты и особенности. В частности, язык и знание правильнее относить к культуре, а письменность и науку – к цивилизации. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин – культурологии и цивилизациологии, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.

Хотя многие элементы культуры и цивилизации возникали уже на стадии дикости и варварства, их становление как особых явлений завершилось в разное время. Культура сформировалась раньше, она старше цивилизации, пришедшей на смену эпохе варварства. Цивилизация возникла в результате неолитической революции, благодаря которой в эволюции человечества произошли глубокие изменения. Главным из них был переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящей технологии (земледелие и животноводство).

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального обществ; 2) индустриальную, связанную с капитализмом. В современной литературе активно исследуется третья стадия цивилизации – постиндустриальная. Она возникла во второй половине XX в. под воздействием научно-технической революции и высоких технологий, вызвав к жизни постиндустриальное информационное общество.

Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, т. е. мировой, континентальной (например, европейская), национальной (французская), региональной (североафриканская). Некоторые ученые-востоковеды полагают, что цивилизация изначально распалась на два «древа» – Запад и Восток, обладающие своими неповторимыми путями развития. Из них естественным и нормальным признается восточный путь, тогда как западный рассматривается как мутация и отклонение. Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование: одна цивилизация – техногенная – объявляется характерной для Запада, а вторая – психогенная – присущей восточным странам, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого. Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную.

Несмотря на существующее многообразие точек зрения на цивилизацию, относительно многих ее существенных черт они совпадают. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются следующие: образование государства; возникновение письменности; отделение земледелия от ремесла; расслоение общества на классы; появление городов. При этом наличие первых двух признаков обычно признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны устойчивая организация, инерционность, порядок, дисциплина и т. д. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно проявляется в современный период, когда на наших глазах на основе новейших информационных технологий создается единая универсальная цивилизация.

Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начала, самоценность, стремление к возвышенному идеалу и т. д.

Относительная независимость культуры и цивилизации и вместе с тем их тесное взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними. Преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного развития, ослабление и угасание в нем духовного и нравственного начал. Именно такая ситуация наблюдается в современном обществе, когда цивилизация все больше довлеет над культурой.

Учебная задача - создание сочинения-рассуждения в жанре литературно-критической статьи.

Возможный план сочинения на тему «Татьяна - русская душою…»
с краткими комментариями.

I . Место образа Татьяны Лариной в образной системе романа «Евгений Онегин».

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения , поскольку с ним связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над духовной средой.

II . Психологический портрет пушкинской героини.

Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

1. Условия воспитания героини: «они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности , чистоты.

2. Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

3. Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

    общение с народом, любовь к няне;

    русская природа;

    патриархальность семейного уклада.

4. Гармоничность натуры Татьяны:

    незаурядный ум;

    нравственная чистота;

    глубина чувств;

    верность долгу.

III . В. Г. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера,
за ум, пламенное и нежное чувство , за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Возможный план - краткий и развернутый с комментариями -
сочинения на тему «Евгений Онегин - лишний человек».

I . Исторические обстоятельства, частью которых стали, являлись автор и его герой. Черты эпохи, в которой создавался роман «Евгений Онегин».

II . Евгений Онегин - «лишний человек».

1. Происхождение героя.

2. Воспитание Онегина:

    уровень знаний;

    неумение трудиться;

    утонченные манеры;

    времяпрепровождение.

3. Разочарованность Онегина и ее причины.

4. Поиски удовлетворения духовных запросов:

    чтение книг;

    попытки писать;

    путешествия;

    преобразования в деревне.

5. Основные черты характера Онегина:

    резкий охлажденный ум;

    эгоизм;

    правдивость;

    знание и понимание людей;

    неудовлетворенность жизнью.

6. Отношение героя к окружающим:

    к Татьяне;

    к Ленскому;

    к поместному дворянству.

III . Трагичность образа Онегина, ставшего литературным типом.

Развернутый план сочинения с комментариями.

I . Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его необычная
по размерам и скорости эволюция.

2. Наилучшим свидетельством авторской эволюции становится пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Метаморфозы, которые переживает поэт, - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время менялись исторические обстоятельства , частью которых становился автор и его герой, замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

II . Главная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы герой сатирически показан как типичный представитель светского общества (стоит перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь: обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить , почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его меткам на полях этих книг -
и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он человек - сложный , меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой сложный герой впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - «лишний человек», особый человеческий тип. Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего Героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени,
не сделал ничего , кроме зла: убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

III . Заключение.

Характер, созданный А. С. Пушкиным, стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Материалы к сочинению на тему «Лирические отступления как неотъемлемая композиционная составляющая романа “Евгений Онегин”».

Возможные эпиграфы к работе.

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их из книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.

Л. Стерн

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

Ключевое понятие.

Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно ,
а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Речевые обороты, позволяющие охарактеризовать черты личности повествователя, проявляющиеся в его суждениях:

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений.

2. Расширение пространственных и временных границ повествования.

3. Создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Главное действующее лицо в романе «Евгений Онегин» - автор или его герой?

 

 

Это интересно: