→ Литературная карта курского края - евгений львович марков. Литературная карта курского края - евгений львович марков Смотреть что такое "Марков, Евгений Львович" в других словарях

Литературная карта курского края - евгений львович марков. Литературная карта курского края - евгений львович марков Смотреть что такое "Марков, Евгений Львович" в других словарях

Щигровский помещик; чиновник, писатель и историк-любитель.

Из той же семьи богатых щигровских землевладельцев. Вырос в усадьбе отца Л. А. Маркова (1799–1869) – Александровке (с. Крутом) Щигровского уезда. Здесь же и провел большую часть своей жизни. Младший брат В.Л., старший – Р. Л. Марковых. Образование получил в Харьковской, затем в Курской гимназиях; наконец, в Харьковском университете, окончив его со степенью кандидата естественных наук (1857). Затем путешествовал по Европе, слушая лекции в ряде университетов Германии. Вернувшись в Россию, преподавал в Тульской гимназии. В дальнейшем причислялся к ученому комитету Министерства народного просвещения, возглавлял гимназию в Симферополе, смотритель народных училищ Крыма (Таврической губернии) (1865–1870). Подлечив там туберкулез, вышел в отставку с государственной службы, вернулся в Щигры, где занимался сельским хозяйством и земской деятельностью (председатель земской управы уезда).

С 1887 г. живет в Воронеже. Вернулся на службу – управляющим губернского отделения Дворянского земельного банка и председателем Крестьянского поземельного банка. Статский советник. Почетный член Воронежского губернского статистического комитета. На первом, учредительном заседании Воронежской Губернской ученой архивной комиссии 1 декабря 1900 г. был избран ее председателем.

Его сын Николай Евгеньевич (1868–1945) получил известность как политик консервативного толка, депутат от Курской губернии Марков-второй в Государственной думе 3-го и 4-го созывов; один из руководителей «Союза русского народа». В издаваемой им газете «Курская быль» (1906–1917) печатались исторические произведения его отца и дяди Владислава Львовича.

Е. Л. Марков – автор многих публицистических статей и беллетристических произведений. Публиковался в «Отечественных Записках», «Русском Вестнике», «Голосе» и других ведущих органах российской периодики пореформенной поры. Талантливо продолжил литературную традицию путевых очерков просвещенного путешественника. Его книги «Очерки Крыма» (1872), «Берег моря» (1880), «Очерки Кавказа» (1887), «Путешествие на Восток, Царьград и Архипелаг. В стране фараонов» (1890–1891), «Путешествие по Святой Земле» и, особенно, воронежский цикл экскурсионных заметок («Поездка в Дивногорье», «Червленый Яр», «Хазарские городища», «Древний город Костенск», «Белогорские пещеры», «Поездка к камню Буилу» и др.) содержат, помимо колоритных картин природы, описания историко-археологических памятников, многие из которых с тех пор оказались повреждены или вовсе утрачены; зафиксированы топонимы, к настоящему времени уже отсутствующие на картах юга России. Образцом чего может служить описание Е. Л. Марковым археологических памятников окрестностей Воронежа. Согласно оценкам современного археолога (А. Д. Пряхина), внимательное ознакомление с мыслями и наблюдениями этого автора «помогает ощутить колорит восприятия данного микрорегиона в те годы, когда последствия массированного антропогенного прессинга на природную среду здесь были куда менее масштабными, чем сейчас».

На автобиографическом материале впечатлений курского детства и юности построены его романы «Барчуки. Картины прошлого» (1875) и «Черноземные поля» (1877). Художественное осмысление пугачевского восстания дано им в историческом романе «Разбойница Орлиха» (1895).

В «Трудах Воронежской ГУАК» Е. Л. Марков опубликовал, в частности, свои воспоминания о кладоискателях Щигровского уезда, об археологических находках на Ратском («Святом») городище. Эти сведения важны для полной историографии курской археологии.

Умер в Воронеже. Погребен в родовом имении Патебник Щигровского уезда. Его именем называлась до революции Щигровская публичная библиотека (ее здание построил на свои средства его младший брат, инженер Николай Львович Марков (1841–1919).

Сочинения: Поездка к камню Буилу // Памятная книжка Воронежской губернии на 1894 г. Воронеж, 1894; Донская Беседа и соседние ей древние урочища Дона // Там же. Воронеж, 1896.

Литература: Литвинов В. В. Евгений Львович Марков // Памятная книжка Воронежской губернии. 1904 г. Воронеж, 1904; [Памяти Е. Л. Маркова] // Труды Воронежской ГУАК. Вып. 2. Воронеж, 1904; Русские писатели 1800–1917 гг. Биографический словарь. Т. II. М., 1994. С. 256–258; Щавелев С. П. Феномен кладоискательства на юге России в предыстории славянской археологии // Славяне и их соседи. Тезисы 15 конференции. Миф и история. Происхождение и ранняя история славян в общественном сознании позднего средневековья и раннего Нового времени. М., 1996; Пряхин А. Д., Беседин В. И., Разуваев Ю. Д., Цыбин М. В. Вантит. Изучение микрорегиона памятников у северной окраины г. Воронежа. Вып. 1. Воронеж, 1997; Акиньшин А. Н. Двадцать воронежских краеведов. Материалы к биографическому словарю // Отечество. Вып. 9. М., 1997. С. 303–304; Девянина Г. Г. Курский» писатель Е. Л. Марков (1835–1903). Очерковое творчество // Курский край. 2005. № 1–2 (64–65).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марков, Евгений Львович - известный писатель (1835 - 1903). Родился в старинной помещичьей семье Щигровского уезда, Курской губернии. По даровитой матери, дочери суворовского генерала Гана, Марков - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской, публициста генерала Ростислава Фадеева и С.Ю. Витте. Окончил курс в Харьковском университете кандидатом естественных наук. Был учителем гимназии в Туле, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. Марков вскоре стал инспектором гимназии. Статья о яснополянской школе, графа Льва Толстого (1862) обратила на Маркова внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете и вскоре назначили директором симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при графе Д.А. Толстом было ему несимпатично; к тому же здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в Южную Европу, затем поселился в деревне; был председателем щигровской уездной земской управы, потом непременным членом крестьянского присутствия. В 1881 г. граф Игнатьев вызывал Маркова в Петербург, в качестве ""сведущего человека"" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных ""сведущими людьми"" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х годов Марков состоял управляющим воронежского отделения дворянского и крестьянского земельных банков. Совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Египет, Палестину, Среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою Марков начал в 1858 г. рассказом ""Ушан"" (""Русский Вестник""). В 60-х годах напечатал ряд педагогических и критических статей в ""Русском Вестнике"", ""Отечественных Записках"", ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" и других, а также путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедшие в 1872 г. отдельной книгой (""Очерки Крыма""), в 1884 г. достигли 2-го издания. Расцвет литературной деятельности Маркова относится к 70-м годам. Необычайно шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в ""Голосе"" об адвокатах (""Софисты XIX в.""), побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме ""Очерков Крыма"", появились: ""Барчуки. Картины прошлого"" (Санкт-Петербург, 1875; автобиографические воспоминания о детстве автора), ""Собрание сочинений"" (Санкт-Петербург, 1877, том I. Публицистика и критика, том II. Путешествия и педагогия), ""Черноземные поля"", роман (Санкт-Петербург, 1877), ""Берег моря"", роман из крымской жизни (Санкт-Петербург, 1880), ""Очерки Кавказа"" (Санкт-Петербург, 1887), ""Путешествие на Восток. Царь-град и Архипелаг. В стране фараонов"" (Санкт-Петербург, 1890), ""Путешествие по Святой Земле"" (Санкт-Петербург, 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в ""Голосе"" и ""Русской Речи"" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и других. Менее всего ценны беллетристические произведения Маркова. В ""Барчуках"" и их продолжении: ""Учебные годы барчука"" (""Новь"", 80-х годов) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям Маркова, значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, Марков в собственных романах - писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - ""Черноземные поля"" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего не имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народу, но источник этого желания не в сознании долга пред народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты ""героев"" в прямом смысле слова не мало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики Маркова его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. Марков - прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в ""Очерках Крыма"" много страниц истинно-поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто впадает в риторику. Как критик, Марков стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений как ""Мороз красный нос"", ""Рыцарь на час"" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статьи о ""Казаках"" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным, один только Марков по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. В написанной в 60-х годах статье Маркова: ""Признаки старой болезни в нашей педагогии"", автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях Маркова погоня за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. Марков очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было ""школе"". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х годах сотрудником ""Отечественных Записок"" редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х годов больше всего работал в ""Вестнике Европы"", в середине 70-х годов - в буржуазно-либеральном ""Голосе"", в конце 70-х годов - в полуконсервативной ""Русской Речи"", а в 80-х и 90-х годах элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступал в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя Маркова появлялось из журналов в ""Русском Вестнике"" и ""Русском Обозрении"", из газет - в ""Новом Времени"". С. Венгеров.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марков, Евгений Львович

Известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где кончил курс кандидатом естественных наук. После заграничного путешествия поступил в 1859 г. учителем гимназии в Тулу, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. М. вскоре стал инспектором гимназии. Статья о Яснополянской школе графа Льва Толстого (1862) обратила на М. внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете, и вскоре назначили директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при гр. Д. А. Толстом было ему несимпатично; к тому же, здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в южную Европу, а затем поселился в деревне и отдался земской деятельности, сначала в качестве предс. щигровской уездной земской управы, а потом непременного члена крестьянского присутствия. В 1881 г. гр. Игнатьев вызывал М. в СПб., в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х гг. М. состоит управляющим воронежского отделения Дворянского и Крестьянского земельных банков. Из деревни и Воронежа он совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Архипелаг, Египет, Палестину, среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою М. начал в 1858 г., рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х гг., кроме статьи о школе Льва Толстого, он напеч. несколько педагогических и критических статей в "Русском Вест.", "Отеч. Зап.", "Ж. М. Н. Пр." и др., а также ряд путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедши в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2 изд. Расцвет литературной деятельностя М. относится к 70-м г. Шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX века") побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого" (СПб., 1875; автобиографич. воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (СПб., 1877, т. 1. Публицистика и критика, т. 2. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (СПб., 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (СПб., 1880), "Очерки Кавказа" (СПб., 1887), "Путешествие на Восток. Царьград и Архипелаг. В стране фараонов" (СПб., 1890), "Путешествие по Святой Земле" (СПб., 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и др. (частью перепечатаны в сборниках Зелинского, относящихся к названным писателям). Менее всего ценны в литер. отношении беллетристические произведения М. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х г.) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям М., значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, М. в собственных романах писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать, благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего но имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народа, но источник этого желания не в сознании долга перед народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова немало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики М. его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. М. прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц, истинно поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто увлекается потоком собственного красноречия и впадает в риторику. Как критик, М. стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и, исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений, как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статью о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным; один только М. по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. Заслуживает внимания написанная в 60-х гг. статья М.: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", в которой автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях М. погоня увлекающегося автора за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. М. очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях, он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х гг. сотрудником "Отеч. Зап.", редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х гг. больше всего работает в "Вест. Евр.", в средине 70-х гг. - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х гг. - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х гг. элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступает в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя М. теперь появляется из журналов в "Рус. Вестнике" и "Рус. Обозрении", из газет - в "Нов. Времени".

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Марков, Евгений Львович (дополнение к статье)

Писатель; умер в 1903 г.

{Брокгауз}

Марков, Евгений Львович

Беллетрист, критик и публицист, отец известного черносотенного депутата III Государственной думы - Маркова 2-го. Родился в Курской губернии в старинной дворянской семье; по окончании Харьковского университета был до 1870 педагогом средней школы. Затем жил в своем имении, занимался земской деятельностью, много путешествовал, в последние годы был управляющим дворянским и крестьянским банками в Воронеже. Участвовал во многих журналах самого разнообразного направления - от "Отечественных записок" до "Русского обозрения".

Умереннейший либерал, с течением времени все более эволюционизировавший к явному консерватизму, Марков как в своей публицистике, так и в беллетристике был выразителем настроений среднего землевладельческого дворянства пореформенной поры. В его главном произведении - романе "Черноземное поле" (отдельное издание, 1878; печатался в "Отечественных записках", 1876-1877) доказывается преимущество "естественной" и здоровой жизни помещика-культуртрегера перед городской цивилизацией. Но народнический демократизм совершенно чужд М.: его отношение к крестьянству - отношение "культурного" барина к серой массе, которой он покровительствует. Автобиографические очерки "Барчуки" любопытны своей насыщенностью классовым дворянским жизнеощущением: автор с любовью изображает "тихие и простые прелести старого крепостного быта", которые в читателе иной классовой принадлежности могут вызвать лишь отвращение. М. написано очень много путевых очерков; из них особенной популярностью пользовались "Очерки Крыма" . Как критик М. выступал гл. обр. в конце 70-х и начале 90-х гг. в "Голосе" и "Русской речи". В своих статьях М. защищает теорию самодовлеющего значения искусства и выступает против партийной кружковщины и пессимистического мировоззрения как против главных зол современной ему русской литературы. Для М. характерно крайне отрицательное отношение к поэзии Некрасова, чьи творческие тенденции так резко расходились с классовыми интересами представляемой М. дворянской прослойки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марков, Евгений Львович - известный писатель (1835 - 1903). Родился в старинной помещичьей семье Щигровского уезда, Курской губернии. По даровитой матери, дочери суворовского генерала Гана, Марков - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской, публициста генерала Ростислава Фадеева и С.Ю. Витте. Окончил курс в Харьковском университете кандидатом естественных наук. Был учителем гимназии в Туле, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. Марков вскоре стал инспектором гимназии. Статья о яснополянской школе, графа Льва Толстого (1862) обратила на Маркова внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете и вскоре назначили директором симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при графе Д.А. Толстом было ему несимпатично; к тому же здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в Южную Европу, затем поселился в деревне; был председателем щигровской уездной земской управы, потом непременным членом крестьянского присутствия. В 1881 г. граф Игнатьев вызывал Маркова в Петербург, в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х годов Марков состоял управляющим воронежского отделения дворянского и крестьянского земельных банков. Совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Египет, Палестину, Среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою Марков начал в 1858 г. рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х годах напечатал ряд педагогических и критических статей в "Русском Вестнике", "Отечественных Записках", "Журнале Министерства Народного Просвещения" и других, а также путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедшие в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2-го издания. Расцвет литературной деятельности Маркова относится к 70-м годам. Необычайно шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX в."), побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого" (Санкт-Петербург, 1875; автобиографические воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (Санкт-Петербург, 1877, том I. Публицистика и критика, том II. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (Санкт-Петербург, 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (Санкт-Петербург, 1880), "Очерки Кавказа" (Санкт-Петербург, 1887), "Путешествие на Восток. Царь-град и Архипелаг. В стране фараонов" (Санкт-Петербург, 1890), "Путешествие по Святой Земле" (Санкт-Петербург, 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и других. Менее всего ценны беллетристические произведения Маркова. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х годов) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям Маркова, значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, Марков в собственных романах - писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего не имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народу, но источник этого желания не в сознании долга пред народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова не мало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики Маркова его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. Марков - прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц истинно-поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто впадает в риторику. Как критик, Марков стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статьи о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным, один только Марков по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. В написанной в 60-х годах статье Маркова: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях Маркова погоня за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. Марков очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х годах сотрудником "Отечественных Записок" редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х годов больше всего работал в "Вестнике Европы", в середине 70-х годов - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х годов - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х годах элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступал в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя Маркова появлялось из журналов в "Русском Вестнике" и "Русском Обозрении", из газет - в "Новом Времени". С. Венгеров.

  • - Директор Учебного центра ООО "Газэнергосервис" с 1996 г.; родился 22 ноября 1961 г. в г. Меленки Владимирской области...
  • - беллетрист, р. 1832 в помещ. семье...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - беллетрист, старший брат Е. Л. Маркова. Написал: "Просветитель", пов. , "Лето в деревне", пов. , "Кто любит?", пов. , "Курские порубежники", историч. ром. , "Однодворцы", пов. , "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ЗАО Группа предприятий "Союз" с 1991 г.; родился в 1958 г. в п. Нерль Тейковского района Ивановской области; окончил Ивановский энергетический институт по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - г.-л., участник войн екатерин. и александров. царствований, начал свою действит. службу в 1787 г. сек.-майором на судах Лиманской учебн. фл-лии и принял участие во 2-й войне с Турцией...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известн. публиц., критик и беллетрист, р. 26 сент. 1835 в с. Александровке, Щигровск. у., Курск. губ., в двор. семье, † 17 марта 1903 в Воронеже...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известный писатель...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 12. 10. 1956 Род. в Москве в семье служащих. Окончил 1-й Московский мед. ин-т, Высшие лит. курсы. Работал в еженед. "Лит. Россия" . С 1994 - в газ. "Вечерний клуб"; гл. редактор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Главный научный сотрудник НИИ книги; родился 21 апреля 1925 г.; доктор исторических наук, профессор; академик РАЕН...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. 1943, ум. 1976. Художник, яркий представитель советского "неофициального искусства". Один из основоположников русского "поп-арта"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Директор издательского дома "Профиль" с декабря 2001 г.; родился в 1959 г.; окончил Военный институт иностранных языков; служил в Главном разведуправлении Министерства обороны СССР; с 1991 г. - в газете "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - журналист. В 1860-х гг. служил в гвардейской кавалерии и участвовал в подавлении польского восстания...
  • - беллетрист, старший брат Е. Л. Маркова. Нап.: "Просветитель", пов. , "Лето в деревне", пов. , "Кто любит?", пов. , "Курские порубежники", историч...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I известный писатель...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писатель: ум. в 1903...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский художник, один из лидеров ленинградского "неофициального искусства" и основоположников русского варианта "поп-арта". Для его творчества типичны нарочито вульгарные мотивы...

    Большой энциклопедический словарь

"Марков Евгений Львович" в книгах

Ирина Линькова. Шварц Евгений Львович

Из книги Статьи и воспоминания автора Шварц Евгений Львович

Ирина Линькова. Шварц Евгений Львович "Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот - сказочник…" - и "молодой человек лет двадцати пяти… в сюртуке, при шпаге, в

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

Шварц Евгений Львович 1896–1958 советский писатель Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц, принявший православие еврей, матерью – Мария Фёдоровна Шелкова из православной русской семьи. Причём, православным

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

Из книги Воспоминания склеротика автора Смирнов Борис Натанович

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ …художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно. А. П. Чехов Один опытный режиссер мне советовал, при составлении годового

Евгений Львович

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Евгений Львович Курорт в Крыму Вернувшись с Дальнего Востока, я готова была уже через пару месяцев защищать дипломный проект. Но вдруг поняла, что я жду ребенка, а первые месяцы беременности я переносила так тяжело, что мне потребовался не только отпуск, а даже санаторное

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ВОЙСКУНСКИЙ, ИСАЙ БОРИСОВИЧ ЛУКОДЬЯНОВ

Из книги Красный сфинкс автора Прашкевич Геннадий Мартович

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ВОЙСКУНСКИЙ, ИСАЙ БОРИСОВИЧ ЛУКОДЬЯНОВ Родился 9 апреля 1922 года в Баку.Там же, в Баку, 6 июня 1913 года родился Исай Борисович Лукодьянов – двоюродный брат Войскунского.В 1939 году Войскунский окончил школу и уехал в Ленинград.Поступил на факультет истории и

1. Евгений Львович Ланн: точность стиля

Из книги Поверженные буквалисты. Из истории художественного перевода в СССР в 1920–1960-е годы автора Азов Андрей Геннадьевич

1. Евгений Львович Ланн: точность стиля Но… возглавлял издание мэтр противоположной школы перевода Е.Л. Ланн. По старой мудрой пословице о покойниках полагается либо говорить хорошо, либо не говорить вовсе. Нора Галь. «Помню…» 1.1. Портрет Евгений Львович Лозман, гораздо

Евгений Львович Шварц

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Евгений Львович Шварц Голый король Пьеса-сказка (1934)Влюбившись в королевскую дочь, свинопас Генрих целый месяц уговаривает ее прийти на лужайку, посмотреть, как пасутся свиньи. На принцесса Генриетта соглашается прийти, только когда узнает, что у Генриха есть

Шварц Евгений Львович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШВ) автора БСЭ

Шварц Евгений Львович Шварц Евгений Львович , русский советский писатель. Родился в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-16). В печати Ш. выступил в 1923; сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж». Тонким

Фейнберг Евгений Львович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

МАРКОВ, Евгений Львович

автора

МАРКОВ, Евгений Львович (1835–1903), публицист, критик, писатель 18 °Cофисты ХIХ века. Загл. статьи о пореформенной адвокатуре («Голос», 5 и 6 фев. 1875) 181 Адвокатура <…> дает собою пример цинического прелюбодеяния мысли. «Софисты ХIХ века» ? «Голос», 6 фев. 1875, с. 4 Отсюда у Ф.

ШВАРЦ, Евгений Львович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ШВАРЦ, Евгений Львович (1896–1958), драматургСм. также К-332–335. 52 Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи. «Голый король» (1934), д. I ? Шварц, с. 60 53 Я старик честный, старик прямой. Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, постариковски: вы великий человек,

ШВАРЦ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ШВАРЦ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ Евгений Львович Шварц (1896–1958). Русский драматург, писатель. Перу Е. Шварца принадлежат пьесы «Ундервуд», «Клад», «Приключения Гогенштауфена», «Голый король», «Брат и сестра», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени»,

ШВАРЦ Евгений Львович (1896-1958), драматург

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ШВАРЦ Евгений Львович (1896-1958), драматург 32 Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи.«Голый король» (1934), дейст.

Евгений Львович Шварц (1896–1958)

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Евгений Львович Шварц (1896–1958) Родился в октябре 1896 года в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г. Майкопе. Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, поскольку начал играть в театрах-студиях – сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 года в

1. Евгений Марков: попытка создания новой системы взаимосвязей конфессиональной принадлежности, этнического своеобразия и общеимперских интересов

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

1. Евгений Марков: попытка создания новой системы взаимосвязей конфессиональной принадлежности, этнического своеобразия и общеимперских интересов Известный общественный деятель, публицист и автор путевых очерков с энергично выраженной массовой предназначенностью,

Этнограф, выдающийся крымовед. Директор училищ Таврической губернии .

Биография

Евгений Львович Марков родился и вырос в родовом имении Патебник Щигровского уезда Курской губернии и принадлежит к одному из трёх дворянских родов Марковых , ведущему своё происхождение от литовского дворянина, перешедшего на службу к российскому государю и получившему в XVII веке поместья около города Курска .

Отец Евгения служил в свите императора Александра I .

Мать Евгения является дочерью боевого генерала Алексея Августовича Гана (178?-1830) - участника суворовского похода - и принадлежит к немецкому аристократическому роду Hahn von Rottenstern-Hahn (Хан фон Ротерштерн-Хан) из Базедова (Мекленбург) , восходящему, по семейному преданию, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам . Таким образом, по материнской линии, Евгений Марков является двоюродным братом писательниц Е. П. Блаватской и В. П. Желиховской , и находится в сродстве с писательницей Е. А. Ган и публицистом Р. А. Фадеевым .

Дети

  • Старший сын - Лев Евгеньевич Марков (1862-1936) - предводитель дворянства Щигровского уезда .
  • Младший сын - Николай Евгеньевич Марков (1866-1945) - российский политик и публицист, один из лидеров черносотенцев.

Произведения

Крымско-восточная тематика

  1. Марков Е. Л. Крымские впечатления: Страница из путевого дневника // Отечественные записки. - 1867. - № 12, 15, 16, 22, 23, 24 (т.171, 175) .
  2. Марков Е. Л. Поездка в древний Сурож: Из Крымских впечатлений // Отечественные записки. - 1871. - Т. 195 , № Март .
  3. Марков Е. Л. Пещерные города Крыма: Путевые впечатления // Вестник Европы. - 1872. - Т. 3 , № кн.6, 7 .
  4. Марков Е. Л. . - СПб. : Тип. К. Н. Плотникова, 1872. - 506 с.
    • Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. - 2-е изд. - СПб. , 1884. - 596 с.
    • Марков Е. Л. Очерки Крыма. - 3-е изд. - СПб.-М., 1902.
    • Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. - 4-е илл. изд., 257 картин и рисунков. - СПб.-М.: Тип. Товарищества М. О. Вольф, 1906. - 536 с.
    • Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. - 4-е илл. изд. - СПб. , 1911.
    • Марков Е. Л. Очерки Крыма. - Симферополь: Таврия, 1995. - 543 с.
  5. Марков Е. Л. Путеводитель по Крыму. - Одесса, 1872.
    • Марков Е. Л. Путеводитель по Крыму. - Изд. 2-е. - СПб. , 1872.
  6. Марков Е. Л. Берег моря: Роман из крымской жизни, в 2-х томах. - СПб. , 1880.
  7. Марков Е. Л. Европейский Восток. Путевые очерки. 1.На рубеже // Вестник Европы. - 1886. - № 3 . - С. 116 .
  8. Марков Е. Л. Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории. - СПб.-М.: Тип. Товарищества М. О. Вольф, 1887. - 711 с.
    • Марков Е. Л. Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории. - 2-е изд. - СПб.-М., 1904.
    • Марков Е. Л. Очерки Кавказа. - Изд. с 1 акварелью, 310 картинами и рисунками. - СПб.-М.: Тип. Товарищества М. О. Вольф, 1913. - 596 с.
  9. Марков Е. Л. Путешествие на Восток: Царь-град и Архипелаг. В стране фараонов. - СПб. , 1890-1891. - Т. 1, 2.
  10. Марков Е. Л. Путешествие по Святой земле: Иерусалим и Палестина, Самария, Галилея и берега Малой Азии. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1891. - 515 с.
  11. Марков Е. Л. Западня: Повесть из крымской жизни // Вестник Европы. - 1892. - № Сент., Окт. .
  12. Марков Е. Л. Крым и его особенности // Живописная Россия (книга). - СПб.-М., 1898. - Т. 5 .
  13. Марков Е. Л. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге, в 2-х томах и 6 частях (т.1 - Побережья Кавказа. В Туркмении. На Оксусе и Яксарте; т.2 - Фергана. Долина Зеравшана. Домой по Волге). - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. - 1062 (544+518) с.
  14. Марков Е. Л. Путешествие по Сербии и Черногории. - 1903.

Воронежско-донская тематика

  1. Марков Е. Л. // Русский вестник. - 1891. - № 5, 6 (т.214) . - С. 128-182 .
    • Марков Е. Л. В стране белых гор. Поездка в Дивногорье / Науч. ред. проф. А. В. Бережной. - Воронеж: , 2007. - 64 с.
  2. Марков Е. Л. Червлёный Яр // Русский вестник. - 1891. - № 8 .
  3. Марков Е. Л. Хазарские городища на реке Воронеж // Русский вестник. - 1891. - № 11 .
  4. Марков Е. Л. Древний город Костёнск // Русский вестник. - 1891. - № 12 .
  5. Марков Е. Л. Белогорские пещеры // Русский вестник. - 1892. - № 1 .
  6. Марков Е. Л. Старая Донская пустынь и Донецкий казачий городок (Из путевых очерков Воронежской губернии) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. - Воронеж, 1893. - С. 125-157 .
  7. Марков Е. Л. Поездка к камню Буилу (Из путевых очерков Дона) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1894 год. - Воронеж, 1894. - С. 127-146 .
  8. Марков Е. Л. Донская Беседа и соседние ей древние урочища Дона (путевые заметки) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 год. - Воронеж, 1896. - С. 108-135 .
  9. Марков Е. Л. Клады Старой Северщины // Памятная книжка Воронежской губернии на 1902 год. - Воронеж, 1902. - С. 1-18 .

Прочие темы

  1. Марков Е. Л. Ушан. Отрывок из воспоминаний детства (рассказ) // Русский вестник. - 1858.
  2. Марков Е. Л. Народные типы в нашей литературе (статья о «Казаках» Л. Н. Толстого). - 1865.
  3. Марков Е. Л. Барчуки. Картины прошлого: [автобиографический роман]. - СПб. , 1875.
    • Марков Е. Л. Барчуки. - 2-е изд. - СПб. , 1882.
  4. Марков Е. Л. Софисты XIX века (серия публицистических статей) // Голос (газета). - 1875. - № 36-37 и др. .
  5. Марков Е. Л. Чернозёмные поля (роман), в 2-х томах. - СПб, 1876 (1877).
  6. Марков Е. Л. Собрание сочинений, в 2-х томах (т.1 - Публицистика и критика; т.2 - Путешествия и педагогия). - СПб. , 1877.
  7. Марков Е. Л. Статья о поэзии Н. А. Некрасова . - 1878.
  8. Марков Е. Л. Критические беседы (критическая статья о Н. А. Добролюбове) // Русская речь (газета). - 1880. - № 6, 7 .
  9. Марков Е. Л. Разбойница Орлиха (исторический роман о пугачёвском восстании). - 1895.
    • Марков Е. Л. Разбойница Орлиха. - СПб. , 1904.
  10. Марков Е. Л. Значение Белинского в истории русского просвещения: Публичное чтение в память 50-летия годовщины его смерти // Кавказ. - 1899. - № 3 июля .
  11. Марков Е. Л. Значение Пушкина в истории русского просвещения // Памятная книжка Воронежской губернии на 1900 год. - Воронеж, 1899. - С. 53-65 .
  12. Марков Е. Л. Грехи и нужды нашей средней школы. - СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1900. - 131 с.
  13. Марков Е. Л. Учебные годы (старого) барчука: [продолжение автобиографического романа]. - СПб. , 1901.

Напишите отзыв о статье "Марков, Евгений Львович"

Примечания

Источники

  1. Бережной А. В. , Бережная Т. В. Марков Евгений Львович и его краеведческие очерки о Воронежском крае. - Воронеж, 2007.
  2. Ибраимов Н. Р. // Историко-публицистический альманах «Москва-Крым». - Москва, 2000. - № 2 .
  3. Богоявленский Д. Д. . - 2001.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Марков, Евгений Львович

Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то.
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что то отвечала.
– Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
– Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго решителен и в особенности неприятно логичен.
– Mon cher, [Дорогой мой,] – бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, – Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.
– Ежели бы было тепло, – в такие минуты особенно сухо отвечал князь Андрей своей сестре, – то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана. Вот что следует из того, что холодно, а не то чтобы оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, – говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем, внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов. В этом самом августе, государь, ехав в коляске, был вывален, повредил себе ногу, и оставался в Петергофе три недели, видаясь ежедневно и исключительно со Сперанским. В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников, но и целая государственная конституция, долженствовавшая изменить существующий судебный, административный и финансовый порядок управления России от государственного совета до волостного правления. Теперь осуществлялись и воплощались те неясные, либеральные мечтания, с которыми вступил на престол император Александр, и которые он стремился осуществить с помощью своих помощников Чарторижского, Новосильцева, Кочубея и Строгонова, которых он сам шутя называл comite du salut publique. [комитет общественного спасения.]
Теперь всех вместе заменил Сперанский по гражданской части и Аракчеев по военной. Князь Андрей вскоре после приезда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. Государь два раза, встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и всё существо его. В сухом, отдаляющем взгляде, которым посмотрел на него государь, князь Андрей еще более чем прежде нашел подтверждение этому предположению. Придворные объяснили князю Андрею невнимание к нему государя тем, что Его Величество был недоволен тем, что Болконский не служил с 1805 года.
«Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях, думал князь Андрей, и потому нечего думать о том, чтобы представить лично мою записку о военном уставе государю, но дело будет говорить само за себя». Он передал о своей записке старому фельдмаршалу, другу отца. Фельдмаршал, назначив ему час, ласково принял его и обещался доложить государю. Через несколько дней было объявлено князю Андрею, что он имеет явиться к военному министру, графу Аракчееву.
В девять часов утра, в назначенный день, князь Андрей явился в приемную к графу Аракчееву.
Лично князь Андрей не знал Аракчеева и никогда не видал его, но всё, что он знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку.
«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, следовательно он один и может дать ход ей», думал князь Андрей, дожидаясь в числе многих важных и неважных лиц в приемной графа Аракчеева.
Князь Андрей во время своей, большей частью адъютантской, службы много видел приемных важных лиц и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной. На неважных лицах, ожидающих очереди аудиенции в приемной графа Аракчеева, написано было чувство пристыженности и покорности; на более чиновных лицах выражалось одно общее чувство неловкости, скрытое под личиной развязности и насмешки над собою, над своим положением и над ожидаемым лицом. Иные задумчиво ходили взад и вперед, иные шепчась смеялись, и князь Андрей слышал sobriquet [насмешливое прозвище] Силы Андреича и слова: «дядя задаст», относившиеся к графу Аракчееву. Один генерал (важное лицо) видимо оскорбленный тем, что должен был так долго ждать, сидел перекладывая ноги и презрительно сам с собой улыбаясь.
Но как только растворялась дверь, на всех лицах выражалось мгновенно только одно – страх. Князь Андрей попросил дежурного другой раз доложить о себе, но на него посмотрели с насмешкой и сказали, что его черед придет в свое время. После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг послышались из за двери раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда, и схватив себя за голову, прошел через приемную.
Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шопотом сказал: «направо, к окну».
Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал cорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре зелеными тупыми глазами и висячим красным носом. Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него.
– Вы чего просите? – спросил Аракчеев.
– Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, – тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него.
– Садитесь, – сказал Аракчеев, – князь Болконский?
– Я ничего не прошу, а государь император изволил переслать к вашему сиятельству поданную мною записку…
– Изволите видеть, мой любезнейший, записку я вашу читал, – перебил Аракчеев, только первые слова сказав ласково, опять не глядя ему в лицо и впадая всё более и более в ворчливо презрительный тон. – Новые законы военные предлагаете? Законов много, исполнять некому старых. Нынче все законы пишут, писать легче, чем делать.
– Я приехал по воле государя императора узнать у вашего сиятельства, какой ход вы полагаете дать поданной записке? – сказал учтиво князь Андрей.
– На записку вашу мной положена резолюция и переслана в комитет. Я не одобряю, – сказал Аракчеев, вставая и доставая с письменного стола бумагу. – Вот! – он подал князю Андрею.
На бумаге поперег ее, карандашом, без заглавных букв, без орфографии, без знаков препинания, было написано: «неосновательно составлено понеже как подражание списано с французского военного устава и от воинского артикула без нужды отступающего».
– В какой же комитет передана записка? – спросил князь Андрей.
– В комитет о воинском уставе, и мною представлено о зачислении вашего благородия в члены. Только без жалованья.
Князь Андрей улыбнулся.
– Я и не желаю.

Брат В.Л. Маркова. Родился и прожил почти всю жизнь в родовом имении Александровка (с. Крутое Щигровского у. Курской губ.). Образование получил в Курской гимназии, затем в Харьковском университете, который он окончил в 1857 со степенью кандидата естественных наук; слушал лекции в ряде университетов Германии.

Вернувшись в Россию, преподавал в Тульской гимназии. Затем служил в учёном комитете Министерства народного просвещения, возглавлял гимназию в Симферополе, руководил народными училищами Крыма. Подлечив там туберкулёз, вернулся в Щигры, где занимался сельским хозяйством и земской деятельностью (председатель земской управы уезда).

С 1887 г. жил в Воронеже. Служил управляющим губернского отделения Дворянского земельного банка и председателем Крестьянского банка. Был почётным членом Воронежского губернского статистического комитета, с 1890 - председателем Воронежской губернской учёной архивной комиссии.

Автор многих публицистических статей и беллетристических произведений. Публиковался в "Отечественных записках", "Русском вестнике", "Голосе" и других ведущих органах российской периодики пореформенной поры. Продолжил литературную традицию путевых очерков просвещённого путешественника. Его книги: "Очерки Кавказа", "Берег моря", "Очерки Крыма", "Путешествие на Восток, Царьград и Архипелаг. В стране фараонов", "Путешествие по Святой Земле" и особенно воронежский цикл экскурсионных заметок ("Поездка в Дивногорье", "Червлёный Яр", "Хазарские городища", "Древний город Костенек", "Белогорские пещеры", "Поездка к камню Буилу" и др.) - содержат, помимо колоритных картин природы, описания историко-археологических памятников, многие из которых с тех пор оказались повреждены или вовсе утрачены. В трудах Воронежской губернской учёной архивной комиссии Е.Л Марков опубликовал, в частности, свои воспоминания о кладоискателях Щигровского уезда, об археологических находках на Ратском ("Святом") городище.

На автобиографическом материале впечатлений курского детства и юности построены его романы "Барчуки. Картины прошлого", "Чернозёмные поля", "Сомнения в школьной практике" и др. Художественное осмысление пугачёвского восстания дано им в историческом романе "Разбойница Орлиха" (1895). В отличие от своего брата, В.Л. Маркова, Е.Л. Марков резко критикует дворян, злоупотреблявших своим положением. Дворяне, полагает он, призваны помогать крестьянам, руководить ими, а те должны старательно работать на своих участках и на барских полях. Деревенскую нищету и обездоленность Марков склонен объяснять главным образом мужицкой нерадивостью. Причину пугачёвщины усматривает в злоупотреблениях властей и в произволе со стороны помещиков, забывших о своих обязанностях.

В 1903 Е.Л. Марков на собственные средства построил школу в с. Мелехино. Будучи членом попечительского совета Курской учительской семинарии, оказывал материальную помощь в обеспечении учебного процесса.

Погребён в родовом имении Патепник Щигровского уезда.

Его именем называлась до революции Щигровская земская библиотека, в здании которой в настоящее время расположен краеведческий музей с установленной на нем



Марков, Евгений Львович

Известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. - близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где кончил курс кандидатом естественных наук. После заграничного путешествия поступил в 1859 г. учителем гимназии в Тулу, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. М. вскоре стал инспектором гимназии. Статья о Яснополянской школе графа Льва Толстого (1862) обратила на М. внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете, и вскоре назначили директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при гр. Д. А. Толстом было ему несимпатично; к тому же, здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в южную Европу, а затем поселился в деревне и отдался земской деятельности, сначала в качестве предс. щигровской уездной земской управы, а потом непременного члена крестьянского присутствия. В 1881 г. гр. Игнатьев вызывал М. в СПб., в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х гг. М. состоит управляющим воронежского отделения Дворянского и Крестьянского земельных банков. Из деревни и Воронежа он совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Архипелаг, Египет, Палестину, среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою М. начал в 1858 г., рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х гг., кроме статьи о школе Льва Толстого, он напеч. несколько педагогических и критических статей в "Русском Вест.", "Отеч. Зап.", "Ж. М. Н. Пр." и др., а также ряд путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедши в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2 изд. Расцвет литературной деятельностя М. относится к 70-м г. Шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX века") побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого" (СПб., 1875; автобиографич. воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (СПб., 1877, т. 1. Публицистика и критика, т. 2. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (СПб., 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (СПб., 1880), "Очерки Кавказа" (СПб., 1887), "Путешествие на Восток. Царьград и Архипелаг. В стране фараонов" (СПб., 1890), "Путешествие по Святой Земле" (СПб., 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и др. (частью перепечатаны в сборниках Зелинского, относящихся к названным писателям). Менее всего ценны в литер. отношении беллетристические произведения М. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х г.) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям М., значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, М. в собственных романах писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать, благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего но имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народа, но источник этого желания не в сознании долга перед народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова немало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики М. его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. М. прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц, истинно поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто увлекается потоком собственного красноречия и впадает в риторику. Как критик, М. стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и, исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений, как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статью о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным; один только М. по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. Заслуживает внимания написанная в 60-х гг. статья М.: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", в которой автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях М. погоня увлекающегося автора за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. М. очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях, он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х гг. сотрудником "Отеч. Зап.", редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х гг. больше всего работает в "Вест. Евр.", в средине 70-х гг. - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х гг. - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х гг. элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступает в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя М. теперь появляется из журналов в "Рус. Вестнике" и "Рус. Обозрении", из газет - в "Нов. Времени".

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Марков, Евгений Львович (дополнение к статье)

Писатель; умер в 1903 г.

{Брокгауз}

Марков, Евгений Львович

Беллетрист, критик и публицист, отец известного черносотенного депутата III Государственной думы - Маркова 2-го. Родился в Курской губернии в старинной дворянской семье; по окончании Харьковского университета был до 1870 педагогом средней школы. Затем жил в своем имении, занимался земской деятельностью, много путешествовал, в последние годы был управляющим дворянским и крестьянским банками в Воронеже. Участвовал во многих журналах самого разнообразного направления - от "Отечественных записок" до "Русского обозрения".

Умереннейший либерал, с течением времени все более эволюционизировавший к явному консерватизму, Марков как в своей публицистике, так и в беллетристике был выразителем настроений среднего землевладельческого дворянства пореформенной поры. В его главном произведении - романе "Черноземное поле" (отдельное издание, 1878; печатался в "Отечественных записках", 1876-1877) доказывается преимущество "естественной" и здоровой жизни помещика-культуртрегера перед городской цивилизацией. Но народнический демократизм совершенно чужд М.: его отношение к крестьянству - отношение "культурного" барина к серой массе, которой он покровительствует. Автобиографические очерки "Барчуки" любопытны своей насыщенностью классовым дворянским жизнеощущением: автор с любовью изображает "тихие и простые прелести старого крепостного быта", которые в читателе иной классовой принадлежности могут вызвать лишь отвращение. М. написано очень много путевых очерков; из них особенной популярностью пользовались "Очерки Крыма" . Как критик М. выступал гл. обр. в конце 70-х и начале 90-х гг. в "Голосе" и "Русской речи". В своих статьях М. защищает теорию самодовлеющего значения искусства и выступает против партийной кружковщины и пессимистического мировоззрения как против главных зол современной ему русской литературы. Для М. характерно крайне отрицательное отношение к поэзии Некрасова, чьи творческие тенденции так резко расходились с классовыми интересами представляемой М. дворянской прослойки.

Библиография: I. Барчуки, Картины прошлого, СПб, 1875; Собр. сочин., 2 тт., СПб, 1877 (т. I. Публицистика и критика; т. II. Путешествия и педагогия); Черноземные поля, Роман, СПб, 1878; Берег моря, Роман, СПб, 1880; Очерки Крыма, издание 2-е, СПб, 1884 (издание 1-е, 1872); Очерки Кавказа, СПб, 1887; Путешествие по святой земле, СПб, 1891; Учебные годы старого барчука, СПб, 1901.

II. Михайловский Н. К., Из дневника и переписки Ивана Непомнящего. Письма к Иванушке-дурачку, Собр. сочин., т. II; Его же, Теория внутреннего равновесия, Собр. сочин., т. IV; Марков В., Теория общественной дремоты (в его сборнике "Навстречу", СПб, 1878).

III. Литвинов В., Биография Маркова и библиография его произведений (в "Памятной книжке Воронежской губ." на 1904); Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, том IV, Петроград, 1917.

М. Клевенский.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Марков, Евгений Львович" в других словарях:

    Марков Евгений Львович Дата рождения: 26 сентября (8 октября) 1835(1835 10 08) Место рождения: село Крутое, Щигровский уезд, Курская губерния … Википедия

    Марков, Евгений Львович известный писатель (1835 1903). Родился в старинной помещичьей семье Щигровского уезда, Курской губернии. По даровитой матери, дочери суворовского генерала Гана, Марков близкий родственник писательниц Ган, Блаватской,… … Биографический словарь

    I известный писатель. Род. 1835 г., в старинной помещичьей семье Щигровского у., Курской губ. По даровитой матери, дочери суворовского ген. Гана, М. близкий родственник писательниц Ган, Блаватской, Желиховской и публициста генер. Ростислава… …

    - (1835 1903) беллетрист, критик и публицист умеренно либерального направления, автор антинигилистических и великосветских романов, сотрудник Русского вестника и Московских ведомостей М. Н. Каткова (см.), Русской речи (вел там отдел критики). Автор … Словарь литературных типов

    Писатель: ум. в 1903 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Марков. Марков, Евгений: Марков, Евгений Иванович (1769 1828) русский генерал лейтенант. Марков, Евгений Львович (1835 1903) русский писатель путешественник, выдающийся… … Википедия

 

 

Это интересно: