→ Сочинения по текстам открытого банка фипи. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение Сейчас когда подумать стало труднее публицистический стиль

Сочинения по текстам открытого банка фипи. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение Сейчас когда подумать стало труднее публицистический стиль

Практика 3. Работа над содержанием сочинения. Заключение к сочинению.

(перед прочтением этой статьи ознакомьтесь с первой частью: "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория ")

Хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В сочинении , характеризующемся смысловой цельностью и композиционной стройностью, вступительная и заключительная части соразмерны по объёму и соотносимы по содержанию. Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, попробуйте прочитать вступительную и заключительную части каждого из приведённых ниже сочинений.

В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме, могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения - рассуждения .

Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст 1 ).

Заключение.

В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

Текст 2.

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов , тяжело в учении —легко в бою!

(4) Но ведь Суворов — великий человек , он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов , будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово "похоронен" в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов ! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г.Смирнову)

Вступление.

Автор текста обеспокоен бездумным употреблением крылатых фраз, прошедших сквозь время и сохранённых для нас нашими предками. Эти слова талантливых и опытных людей содержат мудрость жизни, но понятна она только думающим людям.

Заключение.

История готовит нас к будущему, поучая прошлым,— вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие, и нужно бережно относиться ко всем крылатым выражениям, в которых заключается великая мудрость наших предков.

Тексты из «Отрытого банка заданий ЕГЭ» 2014 ФИПИ (для сочинений)

    Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее

    По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений

    По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов

    С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…

    По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности

    По В. Солоухину. В редакции мне сказали…

    С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…

    По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков

    Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…

    По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?

    К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.

    По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы….

    По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…

    Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….

    Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью

    В. Розов. Люди хотят быть счастливыми…

    По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город

    Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов.

    В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма

    По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке

    С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих

    По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…

    По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась

    Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите?

    По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура

    С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью

    По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша

    По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг

    По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы

    По А.Ф. Лосеву. Оставляя пока в стороне все материальные выгоды

    По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?

    По В. Харченко. Наукой заниматься трудно.

    По В.В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе…

    По В. Костомарову. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…

    По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык!

    По В. Астафьеву. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…

    По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

    По П. Измайлову. «Отправь голову в отпуск!»

    По В. Лакшину. В современном обществе целый океан проблем.

    По Д. Гранину. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным

    По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды»

    По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».

    По В.Г. Лидину. Немцы были изгнаны из Умани…

    По Л. Мозговому. Недавно прочитал в интервью городского чиновника

    По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…

    По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров…

    По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…

    По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие…

    По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…

    По А. Морозову. – Друг, ты чей?

    По И. Косолапову. Бескорыстным и верным другом назвал книгу…

    По Ф. Искандеру. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства…

    По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС.

    По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой. Осенью около дома, построенного в лесу

    По Е. Сикирич. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…

    По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого

    По И. Маслову. Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века…

    По В. Пескову. Кустарник и мелколесье…

    По С. С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…

    По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов...

    По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех».

    По Р. Савинову. В детстве я зачитывался книжками про индейцев…

    По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления

    По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание…

    По Л.И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов…

    По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…

    По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.

    По К. Акулинину. Во время командировки я поскользнулся…

    Л.Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира…

    Г. Смирнов. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве…

    По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…

    Е.Б. Тагер. Стихи Цветаевой подчас трудны…

    По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?

    По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью

    По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания…

1. Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь­ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви­зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(Г. Смирнов)

2 По с. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений

(1)Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование – погру­жение человека в прошлое, насто­ящее, будущее культуры. (4)Прош­лое – это те основы, нравствен­ные ценности, уклад жизни, кото­рый постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоя­щее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании такой мечты – образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, – момент освое­ния им культуры. (9)И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10)Может быть, в само сло­во «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че­ловек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов вза­имодействия с этим миром.

(12)Каков должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образован­ным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образова­ние – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

(По С. Кокориной)

Пишем сочинение-рассуждение

I. О чем писать?

1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины . (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.

(4) Но ведь Суворов – великий человек , он в принципе не мог сказать такой глупости ! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово “похоронен” в буквальном смысле , добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите ! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов ! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!


Выделив ключевые слова (“подумать стало труднее” ; стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины ”; великий человек не мог сказать такой глупости” ; “поняв слово… в буквальном смысле”; задумайтесь, что вы говорите ”; “вы не поняли, что сказал Суворов”), можно определить тему текста: этот текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.

Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:

Этот текст о

2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему:

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

3. Комментируем проблему . Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д.) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств). Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка …”) передает любовь и нежность лирического героя.

Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).

4. Определяем авторскую позицию, идею текста . Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.


Сформулировать идею текста помогут такие клише:

Идея текста такова:

…- вот главная мысль текста.

Сформулировать идею предложенного текста можно так:

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации , укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов : ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией “именительный темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:

“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Клише, которые помогут начать сочинение:

Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…

Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.

III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.

Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:

Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:

Приведем сочинение - рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки бывают трех видов:

Словообразовательные - нарушена структура слова;

ихний, евонный, около его

Ошибки в образовании форм глагола

ложит, покласть, ездиет, ждя, воспитовать

Нарушение согласования

Паустовский рассуждает о Мещёрском крае, близ­ком и дорогом его сердцу, ставшим для него малой родиной.

Нарушение управления

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Этот отрывок взят из за­меток Лихачёва «О рус­ском» и посвящена пробле­мам культуры и интелли­гентности.

Ошибки в построении пред­ложения с деепричастным оборотом

Прочитав этот текст, перед нами чётко возника­ют проблемы, о которых рассуждает автор.

Ошибки в построении пред­ложения с причастным обо­ротом

Паустовский со знанием и любовью описывает родной край, проживший там дол­гое время.

Ошибки в построении пред­ложения с однородными членами

Я уверен в силе своего сло­ва и нечего бояться.

Ошибки в построении слож­ного предложения

Из статьи Ершова нам из­вестно, что овладение ком­пьютерными знаниями очень важно для улучшения общего образования, кото­рое на протяжении послед­него десятилетия активно внедряется в школьную программу.

Смещение прямой и кос­венной речи

Тургенев рассказывает, «что я благоговел перед маленькой птицей».

Пропуски необходимых слов

Громадным чудовищем должна была собака воробью.

Нарушение границ предло­жения

Учиться спокойной интел­лигентной речи нужно дол­го и тщательно. Так как всем будет приятнее бесе­довать с культурным чело­веком.

РЕЧЕВЫЕ

ОШИБКИ

Употребление слова в не­свойственном ему значении

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

Нарушение лексической со­четаемости

показывать вид, выпол нить мечту, играть боль­шое значение

Употребление лишнего сло­ва (плеоназм)

сидел молчаливо и безмолв­но, негодовал от возмуще­ния, в августе месяце

Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)

писатель написал, в рас­сказе рассказывается, ри­сунок нарисован, в образе изображена

Повторение одного и того же слова

Недавно я прочёл одну ин­тересную статью. Эту статью написал Д. Лиха­чёв. В этой статье расска­зывается...

Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски

Собака обалдела от удив­ления, увидев воробья. Мой брат получил простудное заболевание.

Неудачное употребление экспрессивного, эмоцио­нально окрашенного слова

Дружки Грушницкого уго­ворили его вызвать Печо­рина на дуэль.

Неоправданное употребле­ние просторечных и диа­лектных слов и выражений

Лихачёв говорит о невме-стности грубых слов в на­шей жизни. Наш, класс от­правили на сбор бураков.

Смешение лексики разных исторических эпох

На Печорине очень ловко сидел пиджак.

Неудачное употребление личных и указательных местоимений

Я увидел маленького жёл­того утёнка, выскочивше­го из домика, и стал вни­мательно его рассматри-

Разновидности речевых недочётов

ватъ. Сестра вынула книгу из сумки и положи­ла её на стол.

Неудачный порядок слов

Разновидности речевых недочётов

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Компьютер развивает че­ловека и сделает его совер­шеннее. Компьютеры при­шли в школу и заставля­ют человека «шевелить мозгами».

Бедность и однообразие синтаксических конструк­ций

Древние египтяне умели приготовлять хлеб. Россия­не в древности умели печь хлеб. Древние греки не уме­ли пользоваться дрож­жами.

Неудачный порядок слов

Можно приводить много примеров удивительной ра­ботоспособности из жизни великих людей. Известно множество стихотворе­ний, посвященных морской тематике, в мировой лите­ратуре.

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиумдля народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Учителя классов, в которых не предусмотрено углубленное изучение филологических дисциплин, знают, что задание ЕГЭ С1 - написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту является трудным для многих учащихся. Выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному. На уроках литературы учащиеся часто выполняют подобные задания. Но если старшеклассники, анализирующие на уроке литературы эпизод, сцену, стихотворение, уже знакомы с мировоззрением автора, с особенностями его творческой манеры, то на ЕГЭ ситуация совершенно иная: зачастую предлагаемые выпускникам на экзамене художественные тексты не входят в школьную программу. Еще труднее приходится старшеклассникам, если им предлагаются тексты научно-популярного и публицистического стилей (большинство текстов ЕГЭ публицистического стиля), потому что на уроках русского языка в среднем звене выполняется лишь частичный анализ текстов этих стилей и задания к экзаменационному изложению ориентируют учащихся именно на фрагментарный анализ: так, подросткам после написания изложения предлагают или обозначить проблему, поставленную автором, или выразить свое отношение к авторской позиции, или найти в тексте черты того или иного стиля. Таким образом, учащиеся старших классов за два последних года обучения должны освоить комплексный анализ текста и научиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Для успешного решения этой задачи можно предложить учащимся следующую модель написания сочинения-рассуждения.

I. О чем писать?

1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.

(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины . (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.

(4) Но ведь Суворов – великий человек , он в принципе не мог сказать такой глупости ! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово “похоронен” в буквальном смысле , добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите ! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов ! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

Выделив ключевые слова (“подумать стало труднее” ; стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины ”; великий человек не мог сказать такой глупости” ; “поняв слово… в буквальном смысле”; задумайтесь, что вы говорите ”; “вы не поняли, что сказал Суворов”), можно определить тему текста: этот текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.

Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:

Этот текст о…

2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему:

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д.) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств). Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка …”) передает любовь и нежность лирического героя.

Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:

щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).

4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Сформулировать идею текста помогут такие клише:

Идея текста такова:

…- вот главная мысль текста.

Сформулировать идею предложенного текста можно так:

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией “именительный темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:

“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Клише, которые помогут начать сочинение:

Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…

Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.

III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.

Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:

Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:

для сам

Приведем сочинение - рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

 

 

Это интересно: