→ Лучшие минуты жизни князя андрея. Все школьные сочинения по литературе Счастливые моменты из жизни болконского

Лучшие минуты жизни князя андрея. Все школьные сочинения по литературе Счастливые моменты из жизни болконского

Все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему...

Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...

Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

«Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...».

«лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

будет преследовать князя Андрея.

«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.

но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего... не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.

Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного... Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.

Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

«быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими ми298 нутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться...»

Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...».

Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.

«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.

Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего... не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.

Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного... Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.

Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими ми298 нутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться...»

Андрей Болконский - один из главных героев романа Л Н. Толстого "Война и мир" - привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно на­ходится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждо­го из нас, было много и счастливых, и трогательных мо­ментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, кото­рые стали точками прозрения истины в его жизни, кото­рые изменили его внутренне, изменили и его мировоззре­ние. Бывало, что эти минуты были трагическим открове­нием в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стре­мился, какие цели ставил перед собой? "Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими". И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустер­лица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмыс­ленность своих честолюбивых стремлений, которые заста­вили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значитель­ным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в буду­щей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот - новое испытание: умирает во время ро­дов жена Лиза, "маленькая княгиня". Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разоча­рованием, но когда она умерла, в душе Болконского про­снулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранив­шись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болкон­ского "были ласковы, улыбка была на губах и лице", но взгляд "был потухший, мертвенный". Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, актив­но принося им добро. Так "свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во вне­шности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь".

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть все­гда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки, помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весен­него леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смот­рит на могучее дерево другими глазами и невольно при­ходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь-чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, при­знал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отече­ственной войне, когда он сумел посвятить всего себя слу­жению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной люб­ви ко всем людям - даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему…
…Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…
Л. Н. Толстой
Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ – счастливые. Но всегда ли это так?
Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из “Войны и мира”. Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся

От мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И “все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна…”
Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их “лучшими”. Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению.
Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о “любви людской”, о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира – Наполеона, слышит его слова о себе: “Какая прекрасная смерть!” Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе – мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.
Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут – новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея. “Жить, избегая только этих двух зол – угрызения совести и болезни – вот вся моя мудрость теперь”, – скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным.
Но принцип “жить для себя” не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский. Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди – отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя “сердитым уродом” “между улыбающимися березками”, казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!”
Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что “начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою.
После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя – и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда “ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно”, Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе”. Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, “диалектика души”!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности.
Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям. Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти “полное совершенство человеческих достоинств”.
В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею – новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: “Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее”, – князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими.
И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться. Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место – с ними. Он думает и чувствует так же, как “Тимохин и вся армия”. И смертельное ранение его на Бородинском поле, и его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности.
Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.
Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: “быть вполне хорошим”, жить в согласии со своей совестью. “Диалектика души” ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются “поиски мысли”, опять приходят минуты, которые кажутся лучшими.
“Душа обязана трудиться…”

Лучшие минуты жизни Андрея Болконского

Related posts:

  1. Сегодня в обществе все больше людей борются за здоровый образ жизни. Они не курят, занимаются физкультурой, не едят вредных продуктов. Их главная цель – сберечь...
  2. Платоновский мир – мир тружеников, мастеров, изобретателей. Ремесло рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до “сердца” любого устройства, окружено у Платонова редким уважением....
  3. Над смыслом жизни тысячелетиями думают ученые, философы, поэты. А мне кажется, что я понимаю смысл жизни. Конечно же, понимаю я по-своему. И не умом, а...
  4. В 1946 г. в Париже вышла новая книга И. А. Бунина “Темные аллеи”. Это необычная книга. В ней тридцать восемь новелл – и все о...
  5. Трудно представить себе современного человека, который не смог бы посчитать сдачу в магазине, прочесть надпись на стенде или не знал бы ничего, например, об А....
  6. УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС II семестр ЛІТЕРАТУРА ПРОТИ ВІЙНИ УРОК 61 Тема. Михаил Шолохов “Судьба человека”. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и...
Лучшие минуты жизни Андрея Болконского

Лучшие минуты жизни Андрея Болконского. Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты жизни,вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя лучшие минуты жизни. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна…»

Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению.

Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!» Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея. «Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным.

Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский. Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом» «между улыбающимися березками», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!»

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою.

После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого юря и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности.

Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям. Там ждут его новые разочарования: гупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств».

В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими.

И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться. Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, и его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности.

Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими.

«Душа обязана трудиться…»

 

 

Это интересно: