→ Камерный оркестр игоря лермана. Маук "камерный оркестр игоря лермана". Вы скромно упомянули про Иегуди Менухина, который…

Камерный оркестр игоря лермана. Маук "камерный оркестр игоря лермана". Вы скромно упомянули про Иегуди Менухина, который…

- Игорь Михайлович, чем порадуете и удивите слушателей на концерте, посвященном закрытию сезона?

Почему надо всегда ждать сюрпризов? А нельзя просто прийти и послушать музыку, которая никогда не повторяется? Даже если играем одно и то же произведение, оно все равно звучит от концерта к концерту по-разному. Потому что становятся другими и музыканты и слушатели, мы думаем и чувствуем иначе. Эту программу я хочу назвать «Необыкновенный концерт», как у кукольника Образцова. В Органном зале будут выступления органистов Ильмиры Сулеймановой и Эльмиры Ахметовой, любимой певицы Людмилы Филипповой, замечательного ударника Алексея Кислова, детского театра. Недавно прошел День Победы, и мы вспоминаем прошлое, своих родных, мой папа тоже служил военным врачом. Часть программы концерта прозвучит в память о всех ветеранах войны.

- А что нам ждать от летней афиши Органного зала?

Каждый выход на сцену нашего оркестра тематически продуман. К примеру, 20 июня представим программу «Сабантуй» и исполним татарскую музыку. Артисты челнинского татарского драмтеатра покажут инсценировку «Зарисовки Сабантуя», выступят фольклорные ансамбли «Заман» из «ДК Энергетик» и «Эллуки» Кузкеевского Дома культуры Тукаевского района.

- Такой музыкальный Сабантуй впервые?

Помню, однажды мы провели в колледже искусств вечер татарской музыки. В зале на 300 мест сидели три-четыре человека, среди них была и Файруза Мустафина, тогда заместитель мэра, она поднялась на сцену и с горечью сказала: «Где же татары? Для них же звучит родная музыка, неужели неинтересно?». С тех пор ситуация изменилась.
В конце 2007 года на сцене Органного зала прошел первый международный фестиваль классической и фольклорной музыки «Татарский ренессанс». В таком сочетании ничего необычного нет - всякая настоящая музыка, которая живет в веках, произошла, прежде всего, от национальной музыки. Народная музыка на большой сцене почти не звучит - только на свадьбах, посиделках, в самодеятельных коллективах. Мы решили этот пробел восполнить, подав ее в миксе с классикой. Тогда я пригласил Владимира Спивакова и его камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и сказал ему: «Есть условие - надо обязательно сыграть татарскую музыку». И они исполнили седьмую симфонию Жиганова. Мы живем в Татарстане, и должны исполнять национальную музыку.


Фото предоставлено Органным залом Набережных Челнов

- А что по выездным концертам?

На 11 июля запланировано открытие новой фестивальной площадки «Летние вечера в Елабуге». Я познакомил организаторов с пианистом Борисом Березовским, а потом все закрутилось. В программе елабужского фестиваля, кроме выступления Березовского, музыка в исполнении альтиста Юрия Башмета, Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева, нашего оркестра.
90 процентов наших концертов - благотворительные. Вот и 10 июня мы впервые выступим перед заключенными колонии в Менделеевске. Исполним произведения, которые им понравятся. (Смеется). Но «Мурку» точно играть не будем!

- В планах Камерного оркестра есть гастроли в регионы, где вы никогда не бывали?

Планируем в октябре-ноябре большой гастрольный тур - Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск, Красноярск. Предварительная договоренность уже есть. Я хотел бы выступить во многих городах, но есть сложности - там нас мало знают… Уверен, что пока.

Кого пригласили выступить 9 октября - на открытие 30-го юбилейного сезона? Срок, конечно, далекий, но вы умеете планировать на несколько шагов вперед.

- (Смеется). Если бы умел, то уже уехал бы отсюда. Конечно, не обойтись без некоторого официоза, но мы постараемся, чтобы на юбилейном вечере доминировала праздничная атмосфера. Впервые в Челны приедет лучший трубач мира Сергей Накаряков. Он живет в Париже и согласился, услышав в записи, как играет наш оркестр. Сделал мне скидку в гонораре, но все равно дорого получается. Все приглашения - это риск. Наш народ хочет или бесплатно прийти на концерт, или им нужны большие имена, как Денис Мацуев, Валерий Гергиев.
А вот 5 декабря поздравить нас с юбилеем приедет Владимир Спиваков и его оркестр «Виртуозы Москвы».


Выступление трубача Сергея Накарякова запланировано на 9 октября. Фото предоставлено Органным залом

- Трудно ли музыкантам работать в стране во времена культа денег?

А когда было легко? В нашей нецивилизованной стране культура, к сожалению, всегда занимает последнее место. Конечно, есть громкие имена Башмета, Спивакова, Гергиева, Мацуева. А те музыканты, что живут в таком городе, как наш, никому не нужны… Спасибо КАМАЗу, который нас всегда поддерживает, а мы часто выступаем перед заводчанами.

Почему же так пессимистично? Жизнь музыкантов и города очень изменилась с открытием в Челнах Органного зала. Вы так не считаете?

Появление Органного зала - это смысл нашей деятельности. Ты можешь играть сколько угодно, но если нет сцены, то какой резон? То, что мы имеем сейчас - это действительно счастье. Очень люблю нашу публику, каждый раз, выходя на сцену, готов всех обнять и расцеловать.

- Какой подарок будет самым желанным к юбилею оркестра?

Уже получили «подарок» - отбирают то, что имеем: пытаются сократить ставку водителя и лишить нас единственного автобуса. Говорят, что мы с инструментами можем добираться и на общественном транспорте. Представьте, каково это ехать в нем с контрабасом? А как же быть с гастролями? Придется их сократить, ведь аренда транспорта - это хлопотно, требуется оформлять много документов.

Хотели бы увидеть на праздничном концерте своих учеников - Жанну Тонаганян, Артема Кононова, в которых, как педагог, вы вложили столько сил, а они вас…
-… предали, хотите сказать? У меня нет слов, как обозначить эти поступки. Моя любимая Жанна, которую я когда-то случайно встретил во дворе музыкальной школы, увидел ее руки и привел в класс, сейчас живет в Лондоне. Когда-то ее игру слушал всемирно известный американский скрипач Иегуди Менухин. Не знаю, чем там она занимается сейчас - лично мне Жанна не сообщала. Но мне передали, что она все время борется с собой, чтобы вычеркнуть из памяти свое челнинское прошлое. Это разве нормально? Артем - в Германии, как можно было артисту бросить оркестр в сложный период? Но сейчас рядом со мной замечательные музыканты, которым я очень благодарен. Они преданы мне, и я им. Это больше, чем педагог и ученики, - у нас дружба.


Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

- Игорь, вы скрипач?

Да, в 1978 году окончил Нижегородскую консерваторию по классу скрипки и в 1980 году приехал в Набережные Челны, где открылось Училище искусств. Когда открывалось учебное заведение, преподавателям обычно давали квартиры. Вчерашнему студенту иметь свой угол казалось несбыточной мечтой, и мне действительно дали квартиру. Буквально с первых дней пребывания в Набережных Челнах я организовал студенческий камерный оркестр, который по уровню превосходил студенческий, был близок к профессиональному.

- Вы скромно упомянули про Иегуди Менухина, который…

Пригласил меня преподавать в Школу Иегуди Менухина, расположенную в графстве Суррей, в часе езды от Лондона. По окончании консерватории я работал в музыкальной школе и музыкальном училище, думал пойти по стезе преподавания, потому что мои ученики делали огромные успехи. Это теперь каждый – лауреат международных конкурсов, проводимых в Уфе, Казани, Рязани... Все лауреаты! А в 1990-е достичь звания лауреата было сложнее. Надо было пройти конкурсный отбор, чтобы только допустили к первому туру. Для этого нужна хорошая школа. Конкурсы проходили в крупных городах Европы и российских столицах, и даже если человек прошёл лишь отбор на конкурс, он уже поднимался на более высокую ступень мастерства.

Я заметил способную девочку и начал обучать её с нуля в музыкальной школе. На Международном юношеском конкурсе скрипачей Иегуди Менухина она прошла конкурсный отбор и три тура, сыграла с Лондонским симфоническим оркестром, стала лауреатом, да ещё и завоевала специальный приз за лучшее исполнение Баха. Ведь Менухин считался корифеем, одним из лучших интерпретаторов баховских сочинений, его исполнение Баха считалось эталонным. После победы моей ученицы на конкурсе в 1995 году Менухин и пригласил меня преподавать. Невероятно! Педагог и его ученица из Набережных Челнов успешно конкурируют в Европе с лучшими скрипачами мировых школ, и не просто конкурируют, но и побеждают. Менухин сказал: «Change time between Russia and my school». Это был пик моей педагогической карьеры. Но… я выбрал оркестр. Да и семейные обстоятельства тогда сложились так, что не мог я уехать в Англию. После чего я целиком положил себя на алтарь оркестра.

- С чего всё начиналось?

Я создал оркестр на пустом месте. В Москве, Петербурге или другом крупном городе есть культурная среда. В Набережных Челнах 30 лет назад она почти отсутствовала. В 1988 году город представлял собой гигантскую стройку, где трудились в том числе и люди, прибывшие из мест заключения. Даже у властей города слово «камерный» ассоциировалось исключительно с тюремной камерой, где содержат преступников: «Вы можете назвать оркестр как-нибудь иначе? Малый симфонический или струнный оркестр, а то камерный… нехорошо». Музыканты знают, что понятия «камерная музыка», «камерный оркестр» действительно произошли от слова «камера» – маленькое помещение. Но в сознании начальства слово «камерный» было связано исключительно с уголовным миром! Я неустанно ходил в райком партии и убеждал начальников, которые постоянно сменялись, в том, что городу необходим оркестр. И его учредили. Повлияли многие факторы, один из них – время перестройки, когда многое менялось в обществе...

- В городе не было оркестра?

Какой оркестр?! Выпускников консерватории можно было перечесть по пальцам! Несколько музыкальных школ, музыкальное училище и управление культуры – всё. Создание Камерного оркестра стало одновременно и огромной удачей, и большой проблемой: кто будет играть? Где взять музыкантов?

- И где вы их взяли?

Сам выучил. Практически все оркестранты – мои ученики. Сначала музыкальная школа, потом училище и Казанская консерватория, где я преподаю. На каждого у меня уходило лет по двадцать! Некоторые, достигая высокого профессионального уровня, уезжали на Запад и прекрасно там устраивались. Обычная история. Но когда понимаешь, что на обучение одного оркестранта уходит треть жизни, – а она, как оказалось, не бесконечна! – это… нелегко. Сейчас в оркестре мои самые верные ученики, у нас команда, и они прекрасные инструменталисты, что оценили солисты мирового уровня, которые с нами играют.

Игорь Лерман с Александром Князевым

- Вы ещё и сами обучались по классу дирижирования?

Нет, дирижированию не обучался. Любой профессиональный дирижёр может сказать, что у меня нет техники, но я и не называю себя дирижёром. Я слушаю ансамбль и помогаю музыкантам играть вместе. Изначально мы назывались Камерный оркестр «Провинция». Но… с таким названием нас нигде не принимали: «Что за оркестр? «Провинция»?! Вот и сидите в своей провинции». Вынужденно изменили название на «Камерный оркестр Игоря Лермана». Я считал, что нескромно ставить своё имя в название, хотя оно там присутствовало изначально как имя руководителя. Говорили: «Игоря Лермана мало кто знает, это хорошо, а вот что такое «провинция», все прекрасно знают – звучит как антиреклама».

- Сами они с комплексом провинциалов!

Да, и мне нравится слово «провинция»! Есть в нём что-то милое, искреннее, гостеприимное. Я провинциал, и не стыжусь этого. Родился на Курильских островах, на острове Кунашир, где после войны служил мой отец. Жил везде, куда бы его ни командировали, в маленьких городках Украины – Полтава, Кременчуг. Ведь в России две столицы, остальное – провинция. И ментальность у моих земляков такая: «Это же было в Москве!!! Это было в Питере!!!» Так рассуждают в Казани, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах...

Москвичи и петербуржцы ничем не лучше остальных – ни умнее и ни талантливее. Просто они родились и живут в столицах. Не место красит человека, а наоборот, верно?

Вот и мы хотим украсить Елабугу фестивалем. Хотя место само по себе дивное! Город чудом сохранил облик купеческой провинции первой половины XIX века. Россияне путешествуют за границу, а красот родной земли не знают… В гражданскую войну местные жители встали на сторону белых, поэтому советская власть махнула рукой на Елабугу, в брежневские времена строительство там не велось, благодаря чему город и сохранил свою первозданность! Местные жители превратили город в музей под открытым небом. Каждый дом – памятник архитектуры. Увы, большинству образованных людей Елабуга известна лишь в связи с жуткой кончиной Марины Цветаевой. Но это не только место паломничества филологов к её могиле! На берегу Шишкинских прудов раскинулась усадьба отца знаменитого русского художника Ивана Шишкина, который служил в Елабуге градоначальником. Интересны Дом-музей Ивана Шишкина с его редкими офортами и Музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой. В Елабуге много любопытного. На цветущих летом Шишкинских прудах мы и проведём фестиваль. Построят эстраду и амфитеатр – зрительские ряды вместимостью до 3 000 мест, крытые на случай дождя. Выступят Юрий Башмет, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Александр Князев, Татьяна и Сергей Никитины – это же звёздный состав для Елабуги!

Да не только для Елабуги… Какая там численность населения? Надеетесь собирать по 3 000 зрителей каждый вечер?!

Публика приедет из близлежащих Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска. Хотелось бы, чтобы в Елабугу совершили хадж москвичи и остальные россияне, осмотрели город-музей и послушали популярную классику. В будущем мы надеемся охватить разные виды искусства и сделать фестиваль для всех – любителей литературы, живописи, истории, архитектуры. Елабуга в этом смысле обладает огромным потенциалом.

Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск – города рабочих, строителей, сталеваров, металлургов, нефтяников, шахтёров… Они интересуются классической музыкой?

Первое время у нашего оркестра были сумасшедшие аншлаги! Город Набережные Челны возводили не только рабочие и строители, но и те, кто относится к инженерному корпусу – научной и технической интеллигенции. Москвичи, выпускники столичных вузов, привыкшие к цивилизованной жизни, вдруг попали... в абсолютный культурный вакуум. Конечно, у них была острая потребность ходить на концерты. Эти люди и стали нашей основной зрительской аудиторией. Потом мы начали регулярно давать бесплатные концерты для рабочих КАМАЗа в благодарность за то, что корпорация поддерживает нас финансами. Если бы не КАМАЗ, оркестра давно бы не было! Постепенно взрастили свою публику. Теперь концерты посещают уже несколько поколений: дети и даже внуки наших первых слушателей. Даём воскресные концерты для детей и выезжаем в ближайшие городки, откуда тоже приезжают зрители. Наш Органный зал в Набережных Челнах рассчитан на 800 мест, и публика ждёт наших концертов.

В Рахманиновском зале в Москве

- Какую репертуарную политику вы ведёте? Каким образом заманиваете слушателей в зал?

Весь репертуар камерного оркестра невелик: его можно переиграть, пожалуй, лет за пять... В основном музыка эпохи барокко – Бах, Вивальди, Гендель, Корелли. Дивертисменты Моцарта и его «Маленькая ночная серенада», немного сочинений у Гайдна и его современников, романтиков и современных авторов. Всё! Что делать, если ты играешь 30 лет?.. Репертуар даже самых знаменитых отечественных камерных оркестров узок: играют одно и то же. Я решил расширить репертуар собственными транскрипциями. Выиграть в конкурентной борьбе у других камерных оркестров можно только благодаря уникальному репертуару и интерпретациям. Возможно, моё заявление самонадеянно, но осмелюсь сказать, что ни у одного камерного оркестра России нет такого разнообразного репертуара. Я сделал огромное количество транскрипций. Создал целую антологию скрипичных пьес и всех знаковых произведений для скрипки и камерного оркестра. Фортепианные аккомпанементы переложил для струнного оркестра, что позволяет мне приглашать известных скрипачей. Они лишь говорят, что именно хотели бы исполнить – «Поэму» Шоссона или скрипичные пьесы П.И. Чайковского. Кстати, многие оркестры играют мои переложения пьес Петра Ильича, но редко указывают это, а иногда даже выдают за свои. Когда-то по доброте душевной я дарил ноты, теперь так не делаю…

Игорь Лерман с Борисом Березовским. Ноябрь 2017

С Борисом Березовским мы впервые сыграли транскрипцию фортепианного Концерта № 3 Бетховена для камерного оркестра. Возможно, моя версия выглядит пародией рядом с бетховенским оригиналом, зато... эта работа позволила мне познакомиться с великим пианистом. Потом я преобразовал квинтет «Форель» Шуберта в миниатюрную симфонию для фортепиано и струнных. Борису так понравилось, что мы стали регулярно играть вместе. А когда я сделал ещё и переложение известного фортепианного квинтета Брамса op. 34, то у нас с пианистом началась не только музыкантская, но и человеческая дружба.

Мною подготовлены транскрипции множества произведений, в оригинале написанных для фортепиано: например, цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, ставший знаменитым во всём мире благодаря переложению Равеля для большого симфонического оркестра. Я сделал версию для камерного оркестра, и она производит впечатление на публику, где бы мы ни играли.

- Так ведь Борис в ноябре играл с вами «Картинки с выставки» в Набережных Челнах!

Да, «на бис». Говорю: «Давай, ты сыграешь одну пьесу Мусоргского на фортепиано, а оркестр – другую из этого цикла». И мы устроили джем-сейшн, исполнительский пинг-понг. Когда в музыкантах просыпается кураж, публика в восторге! На фестивале «Летние вечера в Елабуге» мы с Березовским сделаем подобное: он сыграет фортепианные пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, а наш коллектив – другие пьесы цикла в моей оркестровке.

- Как вы научились делать транскрипции? В консерватории? Или жизнь заставила?

Скорее, последнее: так хотелось многое поиграть! Не повторять же всю жизнь дивертисменты Моцарта… Транскрипция сродни интерпретации, новому прочтению произведения. В каждую транскрипцию вкладываю частицу своего «я». Конечно, наглость с моей стороны привносить в сочинения Чайковского, Сен-Санса, Мусоргского собственный нотный текст: кто я, и кто эти гении?! Стараюсь не нарушать замысел композитора. Исполнитель ведь тоже вносит в произведение свою индивидуальность! В моём случае это не только интерпретация, но ещё и внедрение в форму, изменение текста, где, как мне кажется, могло бы прозвучать интереснее. Возможно, это и безвкусица, но… я так слышу.

Игорь Лерман с Еленой Образцовой. Ноябрь 2017

- Кто из знаменитых солистов выступал с вашим оркестром?

Огромное удовольствие я получил от работы со скрипачом Виктором Третьяковым. С нами солировал гениальный виолончелист Александр Князев, который теперь выступает и в качестве органиста. Кстати, в нашем Органном зале дважды в месяц проходят концерты органной музыки: играют гастролёры и местные органисты. Елена Образцова выступала с нами и восторженно отзывалась об оркестрантах. Осуществилась моя мечта помузицировать с Валентином Берлинским: легендарный виолончелист и руководитель квартета имени Бородина был моим кумиром. До него я знал, как играть с одним солистом – пианистом, скрипачом, виолончелистом, но как играть с квартетом?! И Берлинский назвал произведения, написанные для струнного квартета и камерного оркестра. Казалось бы, получается «масло масляное»: камерный оркестр – это же состав струнного квартета, только увеличенный численностью в каждой группе инструментов. Оказывается, есть такой жанр: участники квартета играют как солисты и иногда – тутти с оркестром. У Элгара есть изумительная «Интродукция и аллегро» для струнного квартета и оркестра, у Льва Книппера – «Радиф», пьеса в иранском стиле для квартета и струнного оркестра. Мы исполнили это с квартетом имени Бородина. Именно с нами состоялись одни из последних выступлений маэстро.

Игорь Лерман с Валентином Берлинским

Постепенно я начал расширять и эту репертуарную стезю: сделал антологию произведений для квартета и струнного оркестра, которой точно нет ни у одного камерного оркестра в мире! Благодаря такому репертуару я приглашаю квартеты: интересное сотрудничество сложилось с молодым квартетом имени Давида Ойстраха.

Мы дружны с Владимиром Спиваковым, и совместное выступление «Виртуозов Москвы» с нашим оркестром запомнилось публике. Конечно, тогда на подиуме царил Теодорыч! Спиваков и «Виртуозы» будут поздравлять нас 5 декабря с 30-летием, а юбилейный концертный сезон мы откроем 8 октября в Казани и 9 октября в Набережных Челнах, сыграем вместе с всемирно известным трубачом Сергеем Накаряковым.

Фото предоставлены пресс-службой Камерного оркестра Игоря Лермана, город Набережные Челны, Республика Татарстан




function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Википедии

== КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ИГОРЯ ЛЕРМАНА == - был основан в 1989 году в городе Набережные Челны Республики татарстан, Россия. Идейным вдохновителем, создателем, художественным руководителем и и дирижером оркестра является Игорь Михайлович Лерман.

Свой первый концерт оркестр отыграл в 1989 году.

На сегодняшний день у Оркестра выпущено 15 альбомов. В альбомы вошли записи таких композиторов, как: Антонио Вивальди , П.И.Чайковский , Эрик Сати , Дэбюсси , И.С. Бах , Хиндемит , Барток , Шнитке , С.С. Прокофьев , Астор Пьяцолла , Корелли , Шостакович и др. Помимо произведений великих композиторов в альбомы также вошли и транскрипции Игоря Лермана - основателя и дирижера оркестра.
С оркестром на одной сцене выступали такие именитые исполнители как: Борис Березовский , Виктор Третьяков , Елена Образцова , Николай Петров , Александр Князев , Сиприен Катсарис , Квартет им. Бородина, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова и др.

В репертуар Камерного оркестра входит музыка самых разных направлений: от барокко до произведений наших современников. Значительную часть репертуара составляют транскрипции Игоря Михайловича Лермана.

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ИГОРЯ ЛЕРМАНА неоднократно выезжал на гастроли по городам России, странам СНГ и Европы. С большим успехом прошли гастроли в Украине, Польше, Молдове, Германии, Швейцарии, Израиле, Испании. В России Оркестр выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми, Кисловодске, Вологде, Ярославле, Казани, Костроме, Нижнем Новгороде и других городах.

После концертных туров появились положительные отзывы, которые звучали весьма лестно:

Ирина Бочкова, профессор Московской консерватории.

23 ноября 2013 года в честь 25-летнего юбилея оркестра состоялся концерт в Большом зале Московской консерватории. Солистом в этот знаменательный день выступил Виктор Третьяков, выдающийся скрипач.

 

 

Это интересно: