→ Русский художник иван никитин проходил обучение в. Иван никитич никитин биография. Известные работы художника

Русский художник иван никитин проходил обучение в. Иван никитич никитин биография. Известные работы художника

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны", 1714; "Портрет царевны Натальи Алексеевны", "Портрет царицы Прасковьи Федоровны", 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. "Портрет канцлера Г. И. Головкина" (1720-е), "Портрет Петра I" (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является "Портрет напольного гетмана" (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

  • Напольный Гетман
  • Портрет Барона Сергея Григорьевича Строгонова

  • Портрет Царевны Натальи Алексеевны

  • Анна Петровна дочь Петра I

Иван Никитич Никитин (около 1690 - не ранее 1742) - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография Ивана Никитина

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.

В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В 1716-1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество Никитина

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.

Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Известные работы художника

  • Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
  • Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
  • Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
  • Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.


  • Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
  • Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
  • Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
  • Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

Никитин Иван, знаменитый русский художник - портретист, один из первых получивший европейское образование. Родился в Москве в семье священника. Был певчим в патриаршем хоре, потом учителем рисования и «цифири», то есть арифметики, в артиллерийской школе. В 1716 году, путешествуя по Европе, Петр I пишет жене: «Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; также и протчих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Речь шла о портретах польского короля и герцога Мекленбургского и о русском живописце Иване Никитине. Живопись еще только зарождалась в русском искусстве, приходя на смену иконописи. Такие же первые робкие шаги делал портрет. И тем не менее Петр не усомнился в успехе своего мастера, хотя тому предстояло выдержать соревнование с прославленнейшими портретистами, которые работали при дворах европейских монархов. Не усомнился и не ошибся.

Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев и икон, когда еще попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству, художника европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного. Откуда появилось его умение увидеть и безошибочно наметить человеческий характер, почти настроение, передать сложнейшую игру светотени - то, к чему будут стремиться спустя полтораста лет импрессионисты. Но именно поэтому имя Ивана Никитина не только открывает собой историю русской живописи и русского портрета. Оно вместе с тем утверждает одно из высших их достижений. Любимец Петра I и ярый противник петровских реформ, портретист ряда европейских монархов и один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска - такими крайностями определялась биография великолепного портретиста.

Заметив склонность юноши к искусству, Петр I определил его сначала в учение к иностранному художнику (вероятно, к Таннауеру). Первые работы относятся к 1712-14, когда художник создал портрет Елизаветы, дочери Петра (1712), и портрет царевны Прасковьи Иоанновны (1714) - племянницы Петра. Уже в этих ранних портретах чувствовалось стремление отразить не парадный облик, а внутренний мир модели. Сложность в том, что нам почти неизвестны его петровские портреты. Документы из месяца в месяц повторяют, что художник работает над изображениями Петра, Екатерины, их дочерей, герцога Голштинского. О том же говорят современники. Нартов, сын известного механика и постоянного сотрудника царя, подтверждает, что Никитин писал Петра много, если не бесчисленное множество раз. С его слов, царь рекомендовал всем придворным приобретать свои портреты только у персонных дел мастера и назначил при этом фантастическую цену в сто рублей за портрет. По-видимому, это был способ компенсировать ту слишком ощутимую разницу, которая существовала между окладами иностранцев и русского художника. Никитин до последних дней своего пребывания при дворе получал то же жалование, что и в Италии - 200 рублей в год. Тан-науеру полагался 641 рубль, архитектору Микетти пять тысяч рублей, самому заурядному строителю Зингеру - тысяча. Утверждение Нартова вряд ли было вымыслом. Таким образом, в иконографии должен был возникнуть никитинский тип, повторяемый и варьируемый последующими поколениями художников. Однако такого типа искусствоведческая наука еще не установила.

На круглом портрете Русского музея Петр - воплощение властной силы, спокойной, уравновешенной, умудренной житейским опытом. Уверенный и чуть усталый взгляд равнодушных глаз, твердая посадка откинутой головы - император. В гатчинском полотне того же музея все иначе. Нервное, в мелких отечных мешочках лицо, готовое перекоситься тиком, взорваться безудержным гневом, бурным восторгом. Подвижные, будто подрагивающие губы. Разлет напряженно поднятых бровей. Взгляд выжидающе-настороженный, недоверчивый, почти враждебный в нетерпеливом повороте головы. Таким Петра представить себе трудно, даже теперь. И вместе с тем в портрете столько личного отношения художника, столько безошибочно переданной жизненности, которые сами по себе говорят, как близко знал живописец свою модель. Для первого портрета не надо лично знать, достаточно видеть и представлять - разница для художника существенная и решающая. И еще почерк. Никитин остался верен некоторым приемам, которыми пользовался до поездки. По-прежнему он изображает модель сидящей, подчеркивая ее значительность, все также плосковаты у него фоны - характерная черта всех русских художников тех лет, еще активнее живописная манера. Но скульптурность объема первых портретов исчезает. Если раньше художник лепил грубоватую, тяжелую форму и потом заливал ее светом, то теперь форма лепится им сразу в свету. Она становится мягче, податливее. В круглом портрете - наоборот, свет используется как резец, высекающий все подробности лица и тела с той неумолимой ясностью, которой никогда не знал Никитин. Этот метод, говорящий о знакомстве с так называемым голландским брюинизмом, но к нему «персональных дел мастер» в других холстах не прибегал.

В 1716 Петр послал Никитина в Италию. Художник работал в Венеции и Флоренции. В 1720 Никитин вернулся в Россию зрелым мастером, обладающим своим собственным почерком. Первый же портрет, который был ему заказан, - портрет Петра I (1721). Он радикально отличался от работ западноевропейских мастеров. В нем не было помпезности и дорогих декораций. Художник сумел изобразить силу, целеустремленность и властность самодержца, не прибегая к эффектам, свойственным парадному портрету. Петр I очень ценил художника и неоднократно позировал ему. Художник не льстил модели. Им же был создан портрет Петра I на смертном одре (1725). Петр удивительно человечен и в том последнем изображении, которое пишет Никитин. Тема усопшего на ложе смерти решалась многими художниками - для потомков, не представляла ничего особенного, нового, но то, как подошел к ней Никитин, было совершенно необычным. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера, стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Никитин и увидел его так, как потрясенное сознание воспринимает только что умершего: подушка, лицо, взгляд живого на ушедшего - с высоты роста вниз, на постель и ощущение заслоняющего собой все, будто поднимающегося перед глазами образа. А ведь и здесь никитинское имя рождено верой в образ: таким должен, мог представлять себе Петра его любимец, единомышленник, соратник. Свидетельство искусства о человеческом чувстве - никакого другого свидетельства авторства нет. Слово Никитина было словом о Петре-человеке. После смерти Петра Никитин переехал в Москву. Продолжал работать, отчасти вернувшись к иконописной традиции. Примером тому может служить картина «Древо дома Романовых».

1714-1729 годы. Царевна Прасковья Иоанновна и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Между двумя полотнами - Италия, пенсионерство, впечатления от западных художников, чудо превращения русского ученика в европейского мастера, и какого мастера! Так пишут все биографы Никитина, так принято писать. И вот перед глазами тугие складки парчового платья царевны с мерцающими вспышками золотых нитей и кажущаяся жестяной орденская лента фельдмаршала с грубо расчерченными переливами муара. Тяжелый, трудно мнущийся бархат горностаевой мантии Прасковьи и размашисто, без намека на особенности ткани проложенный плащ Шереметева. Искрящийся огонек бриллиантовой серьги у царевны и плотные, раскрашенные камни и жемчуга ордена Белого Орла фельдмаршала. Наконец, настойчиво приковывающий глаз перелив лат, соперничащий со светлым пятном лица немолодого мужчины, тогда как у Прасковьи все мелочи куда более затейливого костюма кажутся притушенными, не отвлекая внимания от очень простого, открытого девичьего лица. Нет, здесь чуда нет, и не потому ли заговор молчания вокруг портрета Шереметева никогда никем из исследователей не был нарушен. Упоминаний о нем не найти нигде, кроме музейного каталога, при всем том, что подпись на холсте подлинная. Достаточно самого беглого взгляда, чтобы убедиться. Сделана она в основном красочном слое, «в тесте», не позже, уверенной, привычной рукой. Только почему 1729 год? Для художника он вполне возможен - биографы утверждают, что Никитин был арестован в 1732 году, для модели - нет.

«Петербургский некрополь» В. Саитова, мрачный справочник всех покояшцхся на кладбищах новой столицы, сообщает, что Б. П. Шереметев умер 10 февраля 1719 года в Москве и похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Десять лет разницы. Портрет не мог быть написан с натуры. Перед нами копия, авторское повторение - что угодно, только не документ о живом человеке, только не непосредственное свидетельство о нем. Надпись в этом смысле ни о чем не говорила. В XVIII веке, особенно во второй его половине, практика подписывания копий существовала, причем не именем автора оригинала, а именем копииста. До сих пор имеют хождение в специальной литературе портреты царевича Алексея и его жены Шарлотты кисти Григория Молчанова, хотя художник жил пятьюдесятью годами позже своих моделей и всего лишь повторял старые изображения. Неизмеримо более важным здесь представлялось другое: что повторял Никитин - свою же более раннюю работу или чужой оригинал. О дальнейшей жизни художника известно очень мало. После смерти Петра I он примкнул к оппозиции правлению Анны Иоанновны. В 1732 вместе с братом Романом был арестован, бит плетьми и отправлен в Тобольск. Вызван из ссылки обратно только в 1741, но было поздно. Художник не доехал.

Выставка-продажа произведений искусства, где также можно купить картину, инсталляцию , декоративные тарелки. Все это имеется в наличии постоянно.


Картина И.Н. Никитина «Напольный гетман»

Первая половина 18 века - один из самых важных поворотных пунктов в истории России. В это время государство из замкнутого, со средневековым укладом жизни превращается в европейскую державу с развитой светской культурой.
Искусство активно включается в грандиозную перестройку жизни страны на деловой, реалистической основе.
Пётр Первый хотел видеть русских художников ни в чём не уступающими современным им европейским мастерам. В связи с этим он не только значительно расширил существовавшую ещё в ХVII веке практику приглашения иностранных мастеров к своему двору, но и впервые отправил молодых русских художников учиться за границу.
Поле деятельности мастеров изобразительного искусства стало шире и многообразнее. При типографиях воспитывались рисовальщики и гравёры для иллюстрирования научных изданий. Нужды кораблестроения потребовали открытия рисовальной школы при Морской Академии. Необходимы были художники и Кунсткамере, чтобы запечатлеть её научные коллекции. Крупные государственные учреждения, такие как Канцелярия от строений, Адмиралтейств-коллегия и другие, занимавшиеся обширным строительством, получили в своё распоряжение команды живописцев. Им надлежало заботиться об убранстве новых дворцов, церквей и триумфальных ворот, об оформлении придворных празднеств и церемониалов.
Такая организация художественной жизни в общем сохранялась и при преемниках Петра в течение всей первой половины ХVIII века.
Благодаря приглашению европейских мастеров ко двору, русское искусство проходило те же этапы развития стиля. Но, мало того, иностранцы были и непосредственными учителями русских художников. Они привили им те профессиональные навыки, без которых невозможно настоящее развитие таланта. Нам неизвестен точно учитель Ивана Никитича Никитина (предположительно его учителем был Михайла Чоглоков, художник и архитектор, строитель Сухаревой башни и соавтор здания Арсенала Московского Кремля), но трудно сомневаться, что не было сильного влияния заезжего мастера высокого класса, возможно, И.Г. Таннауэра.
Никитин родился в 1680 году в семье придворного священника вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны.
В зрелом возрасте Никитин был послан Петром в Италию, где в течение нескольких лет систематически дополнял своё художественное образование в стенах Флорентийской Академии под руководством Томмазо Реди. А. Матвеев учился в Амстердаме у Боонена, в Гааге у К. де Мора, а затем в Антверпенской Академии, где значился в списке лучших учеников.
И.Я. Вишняков сформировался как живописец под влиянием Каравакка, выходца из Марселя.
Может быть, особенно замечателен случай А.П. Антропова, который только в зрелом возрасте нашёл свой собственный стиль под влиянием итальянского живописца П.Ротари.
Наконец, И.П. Аргунов, крепостной человек графа Б.П. Шереметева, учился у немецкого мастера Г.-Х. Гроота.
Но это не значит, что русское искусство послушно копировало европейское. Потребности жизни страны и национальные особенности вносили свои коррективы.
Так, практическая ориентация и высокий пафос служения государству, свойственные петровской культуре, способствовали реалистической направленности тогдашнего искусства и вместе с тем его приверженности к официально пышным барочным формам.
Рокайльный стиль, представителем которого в России с 1716 года являлся Каравакк, вначале не получил распространения. Однако в царствование Анны Иоанновны и при Елизавете Петровне, когда многие начинания Петра I были заброшены и главным содержанием придворной жизни стали бесконечные празднества и увеселения, Каравакк занял ведущее положение в русском искусстве.
Правда, при этом тяжеловесная поступь российской действительности изменяет характер его живописи, которая утрачивает свою былую лёгкость, приобретая взамен несколько напыщенную и неповоротливую торжественность.
Ученик же Каравакка, Вишняков, казалось бы парадоксальным образом, на основе его стиля создаёт произведения, связанные с исконно русскими представлениями о духовном характере красоты, проникнутые несколько наивной, но высокой и светлой поэзией.
При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны Иоанновны, в моду входят новые представители стиля рококо, Гроот и Родари, олицетворявшие в своём искусстве жеманную игривость, весёлое изящество. Но устремления их русских учеников А.П. Антропова и И.П. Аргунова основательней, серьёзней. Рокайльная лёгкость характеристики образа уступает место углублённости, светская шутливая беседа – важному, порой задушевному разговору. На смену пафосу официального служения Петровской эпохи приходит интерес к личности, частной жизни. Поэтому их произведениям свойственны бОльшая простота, а порой и как бы интимная, лирическая окрашенность.
Наконец, немаловажным фактором в развитии русского искусства был различный уровень профессиональной подготовки художников. Так И.Н.Никитин и А.Матвеев, обучавшиеся в заграничных академиях, были ближе других к европейским мастерам.
Но недостаток европейской выучки у других художников делает их искусство более национальным: в то время русское общество чувствовало себя уже вполне уютно в европейских одеждах, но ещё не успело расстаться со многими привычками косной боярской старины.
От всего многообразия и богатства художественной жизни России I половины XVIII
века до наших дней дошло очень немногое. Даже таких выдающихся живописцев, как Никитин, Матвеев и Вишняков, во многом определявших своим творчеством пути развития всего русского искусства, мы знаем всего по нескольким произведениям.
В 1716 году, путешествуя по Европе, Пётр I пишет жене: «Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как они приедут к вам, тогда попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; также и протчих каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры.» Речь шла о портретах польского короля и герцога Мекленбургского и о русском живописце Иване Никитине.
Живопись ещё только зарождалась в русском искусстве, приходя на смену иконописи.
Такие же первые робкие шаги делал портрет. И тем не менее Пётр не усомнился в успехах своего мастера, хотя тому предстояло выдержать соревнование с прославленнейшими портретистами, которые работали при дворах европейских монархов. Не усомнился и не ошибся.
Как объяснить появление в условиях России тех лет, среди иконописцев и икон, когда ещё попросту не у кого и не на чем было учиться живописному мастерству, художника европейского уровня, виртуоза смелого и самобытного?
Откуда появилось его умение увидеть и безошибочно наметить человеческий характер, почти настроение, передать сложнейшую игру светотени – то, к чему будут стремиться спустя полтораста лет импрессионисты?
Но именно поэтому имя Ивана Никитина не только открывает собой историю русской живописи и русского портрета. Оно вместе с тем утверждает одно из высших их достижений.
Любимец Петра и ярый противник петровских реформ, портретист ряда европейских монархов и один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска – такими крайностями определялась биография великолепного портретиста.
Творчество Никитина восторженно принималось современниками.
Искусствовед Нина Михайловна МОЛЕВА изучила огромное количество архивных документов не только по искусству, но и по далёким от него областям. В результате титанического труда она смогла дать представление о жизни и творчестве Ивана Никитича Никитина тем, кто любит Россию и кому дорого её искусство.
Величайшая сложность заключалась в том, что Иванов Никитиных, художников, было три, а следы нашего героя старательно заметались, когда он попал в опалу.
До второй половины XVIII века не принято было подписывать портреты царя, и это мешало в дальнейшем в установке авторства. Всего несколько работ Никитина были с подписью, в основном из частных музеев. Кропотливейшая научная работа Молевой в архивах множества музеев России вернула нам авторство этого необычайно талантливого художника.
Отрывки из её книги «Иван Никитин»: «Иван Никитин послан был в Италию учиться и в Италии был славным мастером. По приезде велел государь по сту рублей брать за каждый их величества поясные портреты и всем знатным неотменно повелел иметь государевы портреты. По кончине государя в нещадную послан с братом в ссылку, где написал церковный иконостас в Тобольске. Здесь дЕла его во Введенской церкви образ Екатерины и Александра писан под караулом будучи. Сего времени назывался в Петербурге придворным живописцем.»
Ещё до поездки в Италию Никитин пишет портреты членов царской семьи. Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины. В этой картине (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет – повсюду необычайно интенсивный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. Портрет племянницы Петра Прасковьи Иоанновны. Портреты Петра, его матери Натальи Кирилловны, сестры Натальи Алексеевны.
6 января 1716 года братья Иван и Роман Никитины и несколько других живописцев направляются Петром I в Италию на обучение к мастерам живописи. Агент Беклемишев сообщал Петру, что Иван с братом обучились не только мастерству, но и итальянскому языку изрядно. Оба художника до поездки хорошо знали латынь.
По дороге в Италию был год странствий по Европе. И работы голландских мастеров наложили сильный отпечаток на искусство Ивана. Так что Италии уже не под силу оказалось полностью поглотить воображение художника. Три года учёбы в Италии не стёрли сильного тяготения к принципам голландского искусства.
Каждому пенсионеру полагалась пенсия 100 рублей в год, а Никитину 200 р. Но и этих денег не хватало на пропитание и материалы, благо, что жильё было оплачено. Деньги присылались с большими задержками, и Беклемишеву приходилось писать прошения Петру о высылке денег. Живописные полотна, созданные Иваном Никитиным по возвращении из Италии, с их блестящей, почти импрессионистской по широте и свободе техникой письма, с обострившимся ощущением человеческой индивидуальности, заставили историков говорить о художественном прозрении, совершившемся на итальянской почве.
Действительно, это могло быть чудом, если бы за плечами художника не лежала большая творческая биография, если бы он не достиг раньше профессиональной зрелости.
«Чудо» с Иваном Никитиным произошло за 3 года. С сопровождавшим его пенсионером Фёдором Черкасовым не случилось вообще.
Никитину никто не диктовал, как должны строиться итальянские занятия. Россия попросту не имела здесь опыта, а Беклемишев был слишком тонким и культурным человеком, чтобы вмешиваться в творческую кухню.
Флоренция, Венеция. И вот Пётр требует Никитина обратно в Россию.
Похвальное слово об успехах и мастерстве русского живописца при его отъезде на родину пишет Томазо Реди, но одного его нельзя считать учителем Никитина. Ведь наряду с ним перед Никитиным пройдут и преподаватели академии, и оставшийся безвестным наставник в архитектуре, и сама Флоренция.
Здесь провёл Никитин 2,5 года, рисовал, писал, сочинял архитектурные проекты и задыхался от нужды. Пётр не любил расплачиваться по счетам.
5 февраля 1720 года братья покидают Италию.
«Никитин прибыл в Петербург на праздник светлого Воскресения Христова. Великий государь, узнавши о его приезде, по выходе из собора прямо пошёл на квартиру его, недалеко от оного бывшую. Он поздравил его с приездом и с праздником, похристосовался и благодарил за прилежность в учении». Во время обеда государь послал ему со стола своего несколько блюд кушанья и несколько бутылок разных напитков.
Пётр заботится о благоустройстве своего любимца и дарит ему землю и дом на Адмиралтейской стороне, Никитин попадал в число избранных.
Для Петра Иван по-прежнему оставался пенсионером государства. Меньше чем через год последовало новое распоряжение царя о строительстве на данной Ивану да Роману земле хоромов для живописной работы по их чертежам.
Позаботившись об условиях работы «первого российского мастера», царь допустил оплошность, сводившую на нет его добрые намерения. Канцелярии от строений не вменялось обеспечить строительство собственными силами, а «вольный найм» в условиях нехватки рабочих рук пускал дело на самотёк.
Через 2,5 года Никитин пишет заявление: «Подъячий Адмиралтейской канцелярии Фёдор Назимов, у которого я на дворе стою для отправления портретов их императорских величеств, пришед пьяной ко мне в горницу без меня, где я пишу портреты…» Раз портреты были царские, Пётр не мог не знать о положении дел у своего придворного живописца.
Пётр усиленно подыскивает достойные партии для своих дочерей и племянниц. Нужны их портреты. Никитин по – настоящему испытывает неудобство от отсутствия мастерской, требует от Канцелярии выполнения царского указа. Он обращается к Петру, следует новое категорическое распоряжение, но 28 января 1725 года Петра не стало.
Никитин последний раз оказался один на один в спальне, последняя встречапоследний портрет – «Пётр Первый на смертном ложе». Пётр здесь удивительно человечен. Лицо его ничем не выдаёт случившегося. Это мир усопшего, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, широкие мазки, напряжённость цвета говорят о трагизме минуты. Никитин и увидел его так, как потрясённое сознание воспринимает только что умершего. Таким должен был представлять себе Петра его любимец, соратник.
Итак, петровские годы кончились. В результате – личная трагедия художника, и почти мгновенный отказ от всего того, что олицетворял собой умерший Пётр.
Екатерина I благоволила к Никитину и даже выбрала ему невесту Марью Фёдоровну Маменс (немку). В 1727 г. Иван женился и переехал с молодой женой в Москву. Но брак оказался несчастливым. Жена скоро разлюбила его и даже изменила ему. Семейные неудачи сделали Ивана более замкнутым и мрачным. Он с враждебностью стал относиться ко всему, что не было русским, и тесно сблизился с небольшим кружком лиц, разделяющих нелюбовь к иноземцам.
После смерти Петра Екатерина I издала указ о разжаловании Ивана Никитина из придворных и о зачислении его рядовым живописцем в Канцелярию от строений, по существу, ремесленником. Это не каприз взбалмошной женщины, она была далека от политики. Это дело рук Меншикова, которому по какой-то причине оказалось желательным удалить обоих братьев из двора. Это был большой удар для Никитина.
Последние свободные его работы «Напольный гетман» и портрет Сергея Строганова.
Одна из лучших картин Ивана Никитича – «Напольный гетман» («Малороссиянин»)
1720-е, включённая во все истории русского искусства. Психологическая характеристика дана здесь с исключительной силой. «Напольный» расшифровывается как начальник полевых войск действующей армии. По поводу личности изображённого было много споров. Украинские историки сходились на том, что кафтан на гетмане имеет сходство с одеждой казаков. Возможно, это и не портрет даже, а собирательный образ. Кто-то утверждал, что портрет может быть автопортретом художника.
Никитин из блестящего мастера парадного портрета превращается в художника, читающего в душах, создаёт трагический образ сильного, много перенесшего на своём веку и исполненного скорби старика.
1720-е годы. «Портрет государственного канцлера Головкина», одного из видных деятелей петровского времени, I граф, Гавриил Иванович Головкин заключил 72 трактата с разными государствами, он возглавлял Коллегию иностранных дел.
Главное - в портретах Никитина присутствует реалистическая убедительность и психологическая достоверность. Ему чужда лесть, обычная для портретов.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и много других высокопоставленных лиц.
Художник был знаком с приёмами главенствующего стиля эпохи – рококо, лёгкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г. Строганова (1726 г).
Каталог Горьковского художественного музея сообщает, что портрет фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, блестящего петровского полководца, несёт подпись:
«И. Никитин 1729г».
И вот к власти приходит средняя племянница Петра Анна Иоанновна, жестокая, злобно-мелочная натура. Власть её была шаткой, и Ушаков, руководитель Тайной Канцелярии, выслуживаясь перед царицей и сам приобретая большую власть, организовал так называемое «дело Родышевского», которое заключалось в критике архиерея Феофана Прокоповича. Была заведена тетрадь, в которой было много пунктов государственного переустройства. Эту тетрадь переписывали и давали читать люди, недовольные самодурством царицы, усилившимися налогами, поборами. О наличии этой тетради сообщил в Тайную Канцелярию брат бывшей жены Ивана Никитина, с которой он был в разводе.
Родственники бывшей жены стремились всячески навредить Ивану.
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
В 1732 году Никитин был арестован Тайной Канцелярией и подвергнут следствию по особо важному гос. делу в равелинах Петропавловской крепости.
5 лет тянулось следствие, 5 лет содержался он в одиночной камере, почти ежедневно подвергаясь жесточайшему допросу и пыткам
Три брата были сосланы в Сибирь на вечное житьё.
Как и в застенках Тайной канцелярии, Иван Никитич сохраняет удивительное присутствие духа, не жалуется, не просит о снисхождении.
28 апреля 1740 года Анна Иоанновна даёт распоряжение вернуть братьев из ссылки. Так непохожий на царицу приступ человеколюбия объяснялся просто. Она давно недомогала и прощением наиболее злых своих врагов надеялась по христианскому обычаю вернуть милость божию, а вместе с ней и здоровье.
Указ этот не выполняется.
После смерти Анны Иоанновны на престоле оказалась дочь Петра Елизавета, которая освободила братьев. Историки потеряли счёт указам об освобождении, а вместе с ними и дату смерти Ивана Никитина. Роман возвращается в Москву без брата. Иван умер и был похоронен в пути в 1741 году.
Таков жестокий конец жизни Ивана Никитича Никитина – замечательного первого российского портретиста.
Десять лет, вычеркнутых для живописи, может ли быть страшнее приговор для художника.

«Есть и из нашего народа добрые мастеры» — отозвался Пётр Первый о «живописце Иване», творчество которого было предметом гордости императора за Отчизну. Иван Никитич Никитин стал основоположником нового этапа развития русского живописного искусства. Искусствоведы, эксперты в области в течение многих лет связывали творчество этого художника с его однофамильцем. Историки сравнительно недавно изучили архивные материалы, из которых стало известно отчество живописца. Также был определён круг произведений Никитина, установлена принадлежность картин его кисти.

Старинная живопись Ивана Никитина. Биография художника

Точная дата рождения художника неизвестна. Можно лишь утверждать, что родился Иван Никитич в середине 1680-х годов в Москве в семье приближенных ко двору священников. Детство Никитина прошло в Измайлове, в имении царской семьи. Есть предположение, что Иван обучался живописи в Оружейной палате, однако даже самые ранние работы художника демонстрируют нам влияние европейского искусства. Известно имя наставника Никитина - им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Там он работал при типографии, самостоятельно обучаясь технике письма посредством копирования старинных картин известных мастеров. Позднее стал преподавателем рисовальной школы.
Иван Никитин побывал за границей - в Венеции, Италии и Флоренции. Там живописец пополнил свои знания и умения. По возвращении в Россию он был удостоен звания гофмалера, а также признан мастером живописи. Иван Никитин был первым знаменитым по всей Европе портретистом своего времени.

После смерти Петра Великого судьба любимого художника императора сложилась трагически. В 1732 году протопоп Архангельского собора в Москве Иродион и его братья - Родион и Иван Никитины были арестованы. Они обвинялись в оскорблении Феофана Прокоповича, вице-президента Святейшего Синода посредством распространения на него пасквилей. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Далее последовала ссылка в Тобольск. Иван и Родион получили реабилитацию в 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны.
Иван Никитич Никитин умер в 1742 году, предположительно, по пути в Москву.

Старинные картины Ивана Никитина. Творчество художника

Первые произведения, принёсшие автору известность, были написаны Никитиным во время работы при типографии. Они напоминают старую живопись предшествующего столетия - тёмный фон, плоскостное изображение, яркие пятна цвета. При наличии свойственной картинам прошлого условности светотени и отсутствии глубины, портреты кисти Никитина прекрасно решены композиционно. Стоит отметить, что работы художника не отличает характерная парадных портретов того времени лесть. Примеры произведений раннего периода — «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина. В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. Наиболее известные работы — «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г.И. Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С.Г. Строганова (1726).
Последний портрет Петра Великого, написанный 28 января 1725 года, представляет собой сильное живописное произведение. Оно создано единомышленником императора, понёсшим огромную утрату.
В наши дни картины кисти Ивана Никитича Никитина представляют историческую и культурную ценность.

 

 

Это интересно: