→ Русская литература в жизни человека. Сочинение на тему «Роль литературы в жизни человека. Роль художественной литературы в жизни человека

Русская литература в жизни человека. Сочинение на тему «Роль литературы в жизни человека. Роль художественной литературы в жизни человека

Чтение – важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание – написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека – это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное – та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения – они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни похожих людей, в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии – читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Роль литературы в жизни человека: аргументы

Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал – скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру».

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы – это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы – это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.

Можно спорить на разные темы, но когда заходит речь о значении литературы в современном обществе, говорить об этом можно долго, каждый раз обнаруживая удивительные умозаключения.

Мы живем в эпохе компьютеризации , телевидения и высоких технологий. Одно нажатие клавишей, и можно без труда найти всю интересующую вас информацию, однако никакие технические устройства не способны заменить людям приятные часы общения с книгами.

Книги наши замечательные и верные друзья, которые способны обогатить наш внутренний мир, развеять тревоги, сомнения и обиды. Для некоторых гораздо проще посмотреть фильм, снятый по интересующей книге, однако там может не оказаться интересных, смешных и остроумных выражений, которые бы вам понравились, запомнились, рассмешили и заставили задуматься.

Большая часть всей художественной литературы посвящена человеку. Ее призвание помочь нам понять, что каждый из нас должен ценить в жизни, в друзьях и близких.

Как люди читают сегодня

Сотрудники фонда «Общественное мнение» провели опрос, целью которого было узнать, как люди относятся к литературе сегодня. Если обобщить полученные данные, можно сказать, что структура досуга за последние десятилетия кардинально изменилась, и чтение книг занимает в ней менее заметное место, однако читающая публика есть, и сегодня она получила возможность более широкого и доступного выбора книг, что не может не радовать.

Если говорить о результатах исследования, то по отношению к чтению, ситуация не слишком благоприятна, однако эксперты высказались довольно оптимистично: «читать стали меньше, но сегодня читают более осмысленно и серьезно».

У половины опрошенных дома имеется несколько десятков изданий художественной литературы, и только 4% не имеют в доме книг совсем.

Наполовину разделились ответы опрошенных тех, кто читал за последний год и тех, кто не читал.

Если говорить о литературных и жанровых предпочтениях, то наиболее популярна современная отечественная литература – 22%, за ней современная зарубежная литература 9%, отечественная классика – 8% , а зарубежная классика и советская литература – 4%.

О пользе чтения

Польза книг очевидна. Это уникальная возможность расширить кругозор, обогатить свой внутренний мир, стать умнее и тренировать память. А еще полезно читать книги потому, что:

    Чтение увеличивает словарный запас человека, позволяет более четко формулировать свои мысли.

    Развивается логическое мышление, способность анализировать полученную из книг информацию, наблюдая за героями книг, мы познаем азы психологии.

    Если у вас подавленное настроение, книга отличное лекарство, которое поможет побороть грусть-печаль и ненадолго отвлечься от проблем.

Какую книгу можно назвать «хорошей» и полезной для чтения? Во-первых, книга должна вас заинтересовать и увлечь, во-вторых, она должна нести глубокий смысл, а не быть поверхностной.

Если вы не читали книг школьной программы, то советуем начать с них. Классическая литература отечественных и зарубежных писателей, увлекательна и интересна. Обратите внимание на историческую литературу: войны, интриги, судьбоносные решения и любовь – все это не только познавательно, но и захватывающе.

Безусловно, полезным можно назвать чтение поэзии великих авторов. В произведениях, написанных в стихах, есть боль, любовь, разочарование, радость, комедия и трагедия. Кроме эстетического удовольствия поэзия способна обогатить нашу речь красивыми оборотами.

Не стоит оставлять без внимания и современную литературу, она конечно не так как пестрит талантами, как в былые времена, но и среди наших современников есть авторы, чьи книги достойны и интересны.

Необходима ли поэзия современному человеку?

Человек не может только спать, есть и работать. Именно поэзия, да и искусство вообще воспитывает в людях чувство гармонии и красоты. Поэзия способна пробуждать в людях высокие чувства, заставляя мыслить, заниматься саморазвитием, учиться и трудиться.

Если рассматривать необходимость поэзии с точки зрения личностных отношений, то мы придем к выводу, что и тут без нее не обойтись. Как приятно написать стихи любимому или любимой, красиво и романтично сказать о переполняющих душу чувствах. Иногда приятно прочесть произведения других авторов, переживая все вложенные в стихи эмоции. Однозначно, поэзия не изживет себя никогда.

Когда угрюмы вы и ничему не рады,

Взять книгу в руки вечером - чудесно,

Для всех людей и радость и отрада.

Оценим все, что раньше приключилось,

Все многоточья мыслей станут точкой.

Как будто ничего и не случилось,

Приятны сердцу поэтические строчки.

Кому нужна литература сегодня?

Пусть опустевшие залы библиотек не вводят вас в заблуждение. Еще несколько десятилетий назад зайдя в библиотеку в любую минуту, мы могли лицезреть очередь. Сегодня книжная индустрия настолько развита, что купить и прочесть любую книгу не выходя из дома вполне реально.

Сегодня библиотеки играют скорее не роль своеобразного поставщика информации, а выступают как социальные институты, призвание которых объединять людей и обучать их. Все чаще при библиотеках открываются различные литературные кафе, детские комнаты с развивающими игрушками и книгами, литературные и театральные кружки, а также студии, где подростки под руководством педагогов выполняют уроки, готовятся к интеллектуальным олимпиадам, соревнованиям и городским мероприятиям.

Как говорил великий писатель и поэт Максим Горький: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Книги. Тихий шелест бумаги, напоминающий шепот ветра, аромат книжных страниц, соединяющий в себе нотки древесины, краски и прикосновений человека. Маленькие черные буковки, словно бисер, рассыпанные по белому небу страниц. В этих буквах – вечность.
Что значат книги для человека? Ответить на этот вопрос гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд, ведь люде вокруг так много и невозможно заглянуть в их головы, чтобы прочесть их мысли. Но можно попробовать.

Кто-то ищет в книгах знания, как, например, тот седеющий мужчина в очках, который сидит на соседнем с тобой сидении автобуса. Взгляд его проницательных блекло-голубых глаз запоминает каждый новый психологический термин, который попадается ему в книге. Книги, которые он читает, не имеют ярких, кричащих обложек, но в них скрывается точная информация о количестве населяющих планету людей, о привычках австралийских опоссумов или о том из каких деталей состоит двигатель машины. С таким же упоением внук этого седеющего мужчины в этот же самый момент читает дома учебник по истории, с жадностью запоминая все, что происходило в прошлые века, когда его еще и в помине не было на свете.
А вот эта милая блондинка с мечтательным взглядом и губками бантиком, которая сидит напротив тебя, ищет в книгах свою любовь. Принц на белом коне, на черном, принц на мерседесе, на волге, на велосипеде или, в конце концов, принц на своих двоих – это ее мечтания, это ее грезы. Книги, которые она читает, спрятаны под розовыми переплетами с сердечками, на их обложках красуются целующиеся парочки, а название написано золотом и обязательно витиевато. Такие как она, влюбляются без памяти в книжных героев, ибо в реальности героев не встречают. И читает она только в свободное время, например, когда едет в автобусе или принимает ванну.
А вон там, в углу, сидит милая девушка с каштановыми волосами и отрешенными серыми глазами. Она читает постоянно. Куда бы она ни отправлялась, она берет с собой книгу. Читает она много и любит разные жанры. Она не обращает внимания на обложку, лишь бы написано было увлекательно и со смыслом. Что же ищет она под кожаными переплетами? Наверно, другую реальность, которая будет ей дороже настоящей. Может ей хочется в книгах найти уголок, который ее приютит. Она – книжная путешественница. Человек, который проживает сотни жизней в сотнях миров. Она мечтатель, словно Питер Пен в юбке, который не хочет взрослеть и не признает жестоких реалий.
А вот ты. Ты сидишь и читаешь очередной детектив или фантастический роман о жизни на других планетах, а может и классику, например, Булгакова или Уайльда. Не знаю. Ты можешь читать что угодно. Но вот твоя остановка. Ты закрываешь книгу и кладешь ее в синий потертый рюкзак, а может и вовсе не в синий, а в ярко-желтый. Опять же не знаю. Ты выходишь на улицу и полной грудью вдыхаешь осенний воздух. Что ты ищешь в книгах? Может, ты просто читаешь? Читаешь ради того, чтобы получить удовольствие. Ты просто читаешь, ты просто читатель. А что ты ищешь в книгах ты поймешь лишь когда найдешь.

Так какую же роль играет литература в жизни человека? Ты еще не понял? Я скажу. Самую главную роль. Книжные страницы хранят знания, мечты, секреты, тайны, иллюзии. Книги помогают понять себя и понять мир вокруг. Книги связывают нас с прошлым, предвидят будущее и делают лучше настоящее.
Книги – бумажные двери в огромные новые миры, которые умещаются на маленькой книжной полке.

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Список литературы

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Переформатирование культуры приводит и к тому, что литература уходит на дальний план, и мы с трудом можем предсказать, насколько дальний. Читают, несомненно, меньше - и думаю, что удельный вес литературы как таковой будет меняться. Как и сама литература. С ней тоже что-то происходит: помню, как лет 30 назад я впервые увидела комикс, роскошный роман про мышей. Я посмотрела на него с недоумением, а моя подруга-художница назвала это книгами будущего. Я фыркнула, но она была права. Наши каналы восприятия расширяются, они меняют направление своей работы. Человеческое творчество, безусловно, останется, только человек будет не книжки писать. Но на рисунках, как мы знаем, выросла целая культура.

Там, где есть соприкосновение нескольких искусств, произрастает что-то новое. Когда мы увидели первые фильмы Феллини, мы поняли, что это не кинематограф, а что-то иное. Видимо, все будет другое. Дико интересно! Обратите внимание, что если 40 лет назад главным жанром была фантастика и мы читали Брэдбери, то сейчас фантастика малоинтересна: мы живём в том времени, которое нам спроектировали фантасты 20 века.

Поэтому мне ужасно хочется зафиксировать происходящее. Я всю жизнь пишу записные книжки. Последние годы мне становятся интереснее эти самоотчеты. Я уже мало помню и с трудом вспоминаю, что было на прошлой неделе. Жизнь такая интенсивная и скоростная, что памяти не хватит: я не Дима Быков. Такое даже чувство, что я жизнь собственную не успеваю догонять.

Предыстория: будучи студентом филфака, я проводила опрос среди одногруппниц, касательно литературы: их предпочтения и объемы прочитанного за последний год. В 80% случаев мне нагло врали, дабы показаться умнее, образованнее и т.д.

На сегодняшний день чтение стало трендом, а значит дело плохо. Выбрать достойную книгу очень сложно, потому что на полках с бестселлерами лежать второсортные романы, рейтинги наполнены мусором, знакомые зачитываются пустышками.

Книга становится чем-то вроде аксессуара. Читающие почему-то думают, что совершают нечто из ряда вон выходящее.

На самом же деле, чтение никогда не было показателем ума. Ум приобрести невозможно, его развивают. Если развивать нечего, нужно быть просто хорошим человеком.

Если же отделить зерна от плевел, то все просто - книга, как и во все времена, может служить источником информации, но информации настолько сокрытой сюжетом и метафорами, что не всякий разберет, в чем собственно соль. Художественная литература показывает нам историю человечества во всем ее великолепии.

Почему не фильм? Существует огромное количество книг, которые увлекательнее самых новых кинолент (тем более кинематограф последнее время чаще огорчает).

И наконец: в мировой литературе зародились все архитипы, сюжеты, конфликты, композиции, поэтому знание этой литературы делает Вас образованным человеком: и режиссер и астрофизик должны цитировать Мильтона, Бокаччо и Чехова.

 

 

Это интересно: