→ Играла на счастливом лице дурака. «Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения. Из земли в час вечерний, тревожный

Играла на счастливом лице дурака. «Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения. Из земли в час вечерний, тревожный

МБОУ СОШ №3 г. Темрюк. Краснодарский край.

Учитель русского языка и литературы

Юрий Кузнецов «Атомная сказка».

(8 класс. Учебник под редакцией А. Г. Кутузова « В мире литературы).

Цель: 1. Рассмотреть понятие живой традиции и «вечной темы».

2. Выявить традиции и новаторство в создании образа главного героя, познакомить учащихся с изменением образов устного народного творчества в современной литературе.

3. Воспитать бережное отношение к окружающему нас миру. Доказать важность духовных начал в жизни человека.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

    Организационный момент. (Слайд 1)

    Проверка домашнего задания.

    Дать определения литературным понятиям: литературный процесс, традиция, новаторство.

    Назовите условия сохранения традиций.

    Перечислить основные составляющие волшебной сказки.

(Волшебство, табу, нарушение запрета, волшебные помощники). (Слайд 2)

    Вспомним сказку «Царевна-лягушка». Укажите главных героев. Какое табу (запрет) было нарушено ?

(Иван – царевич спалил шкуру лягушки, то есть отказался от той жены, которая была предназначена судьбой и которую выбрал сам. За это и был наказан. Отправившись в путешествие, исправил свою ошибку и вернул жену.)

    Как вы считаете, почему отец дал сыновьям стрелы?

(Позволил совершить самостоятельный выбор. Но такой выбор требует от человека ответственность за свои действия ).

    Объяснение темы урока.

    Запись эпиграфа. (Слайд 3)

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Сказка нас всегда чему-то учит, прививает нравственные нормы поведения, пробуждает совесть в наших душах).

    Составление ассоциативного ряда к слову «атом». (Слайд 4)

Атом – война, развитие, непонятное, угрожающее, новизна, мироздание, уничтожение, наука, физика, холодно, сложно, бездушно, неизвестность

    Работа со словарём. (Слайд 5)

«Философская энциклопедия»:

(от греч. atomos – неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

Физкультминутка (оздоровительно- гигиеническая ) . Представьте себе, что вы атом, часть огромного космоса. Ваша задача зарядиться энергией для того, чтобы наш урок прошел плодотворно, интересно. Сначала начинаем вращать головой, затем приводим в движение плечи, вращаем кисти рук, зажимаем и разжимаем кулачки. (Движения учащиеся начинают выполнять медленно, а затем убыстряют темп).

4.Работа над заглавием стихотворения.

Совместимы ли слова «атом» и « сказка»?

(Взаимоисключающие понятия: атом – нечто холодное, бездушное, а сказка – родное, тёплое).

О чём говорит название сказки, на какой лад настраивает читателей?

(Современная сказка, повествующая о науке).

    Чтение стихотворения Кузнецова «Атомная сказка».

    Первичное восприятие.

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

(Жалость к лягушке)

Какие слова особенно запомнились?

(Белое тело, электрический ток, дурак, улыбка).

    Работа с текстом.

1.Работа с глаголами. (Слайд 6)

Лексика, несущая положительные эмоции.

Нейтральная лексика

Лексика, несущая отрицательные эмоции.

Вышел

Пошёл

Запустил

Попал

Положил

Вскрыл

Пустил ток

Положил в платок

Умирала

Улыбка играла

Отсутствие радости не свойственно народной сказке.

Передаёт сюжет фольклорной сказки

Создаётся образ нового героя: современного Иванушки.

Чувствуется ли в стихотворении энергетика? Какого она характера?

(Агрессивная, атомная энергетика)

    На сколько частей можно разделить стихотворение? По какому принципу произведёте разделение? (Слайд 7)

Прошлое

Настоящее

Сказочный страна

Реальная лаборатория

    Укажите антитезу в стихотворении. (Слайд 8)

Атомная

Сказка

Умирала

Улыбка играла

Иванушка

Дурак

(Сталкиваются душевное тепло и холодное безразличие, угрожающее опасностью).

4.Образ главного героя.

Уже в самом начале стихотворения автор отмечает, что его история отличается от сказочной.

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Что же нового мы видим в образе главного героя?

1. Меняется имя: Иванушка – дурак. Уменьшительно – ласкательный суффикс – ушк- передаёт доброту, душевность героя, Слово «дурак» звучит резко, грубо, оно обозначает пустоту души. Этот герой живёт не сердцем, а разумом.

Толкование слова «дурак». (Слайд 9)

ДУ+РАКЪ

* Ивр. ДУ два, двойственность, в сложных словах.
В переводах Нового завета на греческий - Rhaka (рака): пусто (выражение презрения).

2. Меняется социальный статус героя : царевич превращается в учёного, пытающегося познать тайны мироздания, стремящегося управлять этим миром, царём природы. (Слайд 10)

Почему же учёного автор называет «дураком»?

(Герой не видит красоты природы, рассматривает её созданий лишь как материал для опытов во благо человечеству. Автор предупреждает: учёный, руководствующийся не сердцем, а только разумом, в погоне за изучением тайн Вселенной может этот мир разрушить, превратить в пустоту. При стремлении познать загадки устройства планеты учёным следует учитывать, как вторжение человека в законы природы отразится на будущем мироздания.)

- Согласны ли вы с такой позицией? (Слайд 11,12)

(Пример: атомные бомбы, запуск андронного коллайдера).

Физкультминутка (мимическая). Представьте себя Иванушкой, впервые встретившего лягушку, теперь покажите его состояние, когда вместо лягушки он увидел Василису Прекрасную. Передайте выражение лица учёного, проводящего операцию. (Ребята с помощью мимики показывают настроение героев).

5.Работа со словарём символов. Символическое значение образа лягушки у древних славян. (Слайд 13,14)

(Доклад учащегося.

Согласно народным представлениям, в образе лягушки ярко выражено материнское начало. Восточные народы считали, что, если убить лягушку, можно ожидать смерть матери.

За лягушкой прочно закрепилась слава всезнающего, мудрого существа, способного предвидеть будущее.

Лягушка является символом земли, плодородия.)

6.Чем же опасен поступок современного Иванушки?

(Есть опасность уничтожения Земли).

    Живая традиция и вечная тема.

Рассмотрим стихотворение Ю. Кузнецова с позиции жанра волшебной сказки.

Табу (запрет) – человек должен жить в согласии с природой и не нарушать её законы.

Нарушение запре т а – отказ от «следа судьбы», желание учёного стать царём природы, познав её законы.

Волшебство - Иванушке уже не нужны волшебные помощники, он сам с помощью науки готов творить «волшебство».

Счастливый финал сказки - стихотворение Ю.Кузнецова имеет открытый финал: автор не говорит, чем закончился опыт в лаборатории. Куда приведёт «стрела» учёного (его опыты, его «правое дело», направленное на то, чтобы осчастливить всё человечества), неизвестно… Иванушка в сказке «Царевна – лягушка» исправляет свою ошибку, но сможет ли это сделать современный герой?..

Одинаково ли представление о счастье у человека Древней Руси и человека современной России?

    Обращение к эпиграфу. (Слайд 3)

Что же за намёк в себе хранят сказки?

Вывод: Ю.Кузнецов, основываясь на традиции фольклора, рисует образ современного героя, у которого совершенно другие цели в жизни, иное понимание границ добра и зла, иное представление о счастье. Иванушка-царевич вызывает у читателя симпатию своей простотой, душевностью. Современный Иван образован, но не понимает истинных ценностей. В его понимании, благо – это путь к познанию. Он не желает в этом мире быть зависимым от окружающей среды. Но всё же он получает господство мнимое, так как своими опытами нарушает естественную гармонию. Автор передает образ реалиста – прагматика, ставит перед читателем не только вопрос о НТР, но и вопрос более глубокий: куда приведёт нас развитие, к процветанию цивилизации или её гибели?

http://enc-dic.com/enc_philosophy/Atom-876.html

Хочешь, я расскажу тебе сказку? Увлекательную сказку, в которой нет ни слова выдумки: все чудеса - настоящие, приключения - на самом деле опасны, а герои - живут среди нас.

Вот, послушай.
Жили в грифеле одного простого карандаша дружные атомы графита. Были они очень дисциплинированные и организованные и, в отличие от многих других атомов, располагались в строгом порядке - слоями.
Я думаю, что все атомы графита носили одинаковую одежду и ходили строем, а может, это такой специальный лагерь, вроде пионерского или бойскаутского, и атомы графита - на самом деле, воины вроде ниндзя, и жизнь их строго подчинена приказам.
Так или иначе, когда маленькая девочка начинала рисовать кошку или просто каляки-маляки, атомы графита, отдав честь своему командиру, отделялись от грифеля ровными слоями, и на бумаге появлялся рисунок…

Именно так и «работает» обыкновенный карандаш.

Вот и весь секрет: атомы друг за друга цепляются, если расстояние между ними не очень большое, на больших же расстояниях они друг друга не замечают.

Или вот ещё одна сказка, слушай…


Жил-был атом кислорода. Беленький, кругленький и улыбчивый, носил панамку в жаркую погоду, тщательно чистил зубы утром и вечером - короче говоря, был очень приличным атомом. Подружился он с парочкой других, не менее приличных и положительных во всех отношениях атомами - водорода. Ну да, кислород и водород стали дружить, прямо не разлей вода! Кстати, вода в результате и получилась. Не верите - спросите у мамы. И пришло к ним в гости много атомов железа. Сами по себе, очень важные и нужные атомы. Казалось бы, все такие хорошие по отдельности, а как все вместе задружились, знаете, что получилось? Ржавчина.
Кстати, забыла спросить. А ты знаешь, что это такое - атомы?

Атом - это самая маленькая частичка вещества. Атомы совсем крошечные, меньше микроба. У каждого есть своё имя и номер. Взвесили атомы, расставили их по порядку и пронумеровали. Номер один - самый легкий, второй атом потяжелее, третий тяжелее, и так далее.

Или вот ещё сказка, не про атомы.


Жила себе в маленьком стеклянном домике ртуть. Домик у неё был узкий и тесный, и вообще это был носик градусника. Всё бы ничего, но время от времени в домике становилось нестерпимо жарко. И тогда ртуть начинала толстеть, ведь она родственница железа, а значит - тоже металл. А все вещества при нагревании расширяются.

Что же мне делать?! - стонала ртуть, задыхаясь в душной стеклянной комнате. - Куда девалась моя тонкая талия?! Я сейчас лопну от жары! Дайте же мне выйти!

И начинала выбираться из домика-носика и подниматься по лестнице - шкале с цифрами.

И когда мама забирает у тебя градусник, она смотрит, до какой черточки поднялась ртуть, и огорчается, если ртуть забралась очень высоко. Ну а потом берёт и сильно-сильно трясёт градусник, чтобы ртуть спряталась обратно в свой домик. Потому что вверх по трубочке ртуть легко забирается сама, а вот вниз ей никак, даже если её остудят.

А хочешь сказку о том, как едет троллейбус? А о громе и молнии? А о том, что такое электричество? А о том, почему в термосе сохраняется тепло?

Сказать по правде, про то, что атом кислорода носит панамку, а ртуть волнуется о размере своей талии, я сама придумала, а вот остальное - прочитала в книжке Антонины Лукьяновой «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Там таких историй не один десяток, и все они - ответы на детские «почему?» Это, к слову, большая редкость, когда взрослые честно отвечают детям на сложные вопросы. Впрочем, взрослым там тоже есть что почитать. Тем, кто забыл, почему самолёт летит, а корабль плывет, а не наоборот…

Материал подготовлен для портала
http://family.booknik.ru

Основная цель урока анализа стихотворения Ю. Кузнецова " Атомная сказка": совершенствование навыков анализа стихотворения. Анализ поэтического произведения,как известно, не сводится к механическому фиксированию тропов, дети должны понимать их художественное назначение в конкретном произведении. Важно понимать, что название произведения тоже может помочь в понимании идеи произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юрий Поликарпович Кузнецов

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

Ю. Кузнецов. «Атомная сказка». Урок одного стихотворения. 7 класс.

Цель урока : развивать, совершенствовать умение анализировать стихотворение. Воспитывать внимание, интерес, любовь к родному слову, умение сочувствовать, сопереживать.

Словарь : ирония, сарказм, философский (вопрос)

Ход урока.

Объявление темы и цели урока.

Как вы понимаете смысл предложения: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»?

Тема нашего урока необычна: в ней заключен философский смысл. А какие вопросы называют философскими?

(те, которые содержат глубокую, жизненно важную идею)

Мы познакомимся со стихотворением Юрия Поликарповича Кузнецова «Атомная сказка».

(Чтение стихотворения учителем)

Юрий Кузнецов.

Атомная сказка

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направленье полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! –

Положил он лягушку в платок

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Жалость к погибшему животному, негодование)

Да, такие сильные чувства охватывают читателя… А ведь поэт нигде не осудил прямо своего героя, не возмутился его жестокостью, не высказал вслух сочувствия к животному. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как сумел поэт придать такую силу самым простым словам.

Мы прочитали сказку, но не простую, а «атомную», то есть сказку современную, сказку атомного века. А герой нам знаком по народным сказкам. Как его зовут?

(Иванушка-дурачок, Иван дурак) А как называют сказочного героя чаще? (Иванушка-дурачок) Почему?

Прочитайте первые две строфы стихотворения. Чем похоже начало стихотворения на народную сказку? (Сюжет, имя героя, радостное настроение, предвосхищение счастья).

Однако финал атомной сказки трагичен.

Зачем Иванушка взял лягушку с собой? Прочитайте .

«Пригодится на правое дело». О каких делах говорится так? (Учащиеся определяют значение слова по толковому словарю. – О делах, которые могут осчастливить все человечество.)

Зачем Иванушка разрезал живую лягушку, пропускал ток через её тело?

(Он хотел быть ученым, хотел познать мир, узнать, как устроено тело лягушки)

Что Иван узнал о лягушке, а чего не узнал и никогда не узнает?

(Узнал, как устроен организм лягушки. Никогда не узнает, как она прекрасна, не поймет, что она могла бы стать его счастьем, его судьбой, смыслом жизни).

Почему он не смог узнать этого? (Потому что не любит лягушку, глух и слеп к её страданию)

Прочитайте два последних стиха. Какие слова, не являясь антонимами, противопоставлены друг другу? (познанье – дурак). Случайно ли эти слова поставлены рядом? (Нет. Познанье не делает героя умным, он остается дураком).

Почему так случилось? (Царевич не любит лягушку, не видит красоты природы, не любит природу, а любит только свои знания о ней).

Сделайте вывод: какова основная мысль (идея) стихотворения?

Записи в тетради:

Тема. Старая сказка на новый лад.

Идея: Только добрый человек может быть мудрым, только доброму взгляду на мир открывается его красота.

Художественные особенности.

Как раскрывается основная мысль стихотворения? Как «работают» в нем тропы? Найдите тропы и определите, какова их роль.

Эпитеты: белое царское тело, сребристый след судьбы . Почему прилагательное белое считаем эпитетом? Почему тело царское ? Возможно, намек на родство с царевичем?

Перечитайте первую строфу. В ней есть слово, настоящий смысл которого открывается нам только после прочтения всего стихотворения (Счастливая сказка.) Как вы считаете, это слово звучит серьезно, иронически или ирония возрастает до сарказма ?

Объясните смысл и роль метафоры: в каждой жилке стучали века.

Определите стихотворный размер. Какой темп, тон задает стихотворению анапест?

(Сделайте записи в тетради).

Как вы считаете, актуальна ли тема произведения сегодня? Чему учит, о чем заставляет задуматься стихотворение?

Многие читатели восприняли эти стихи как научно-техническую контрреволюцию . У детей может возникнуть вопрос: получается, что стихотворение направлено против ученых, проводящих опыты над животными с целью спасения человека от смертельных болезней? Что такие опыты безнравственны? Но как же можно отказаться от открытий медицины, без которых под угрозой окажется здоровье и даже жизнь человека, целых поколений? Ответ – в заглавии стихотворения . Атомная сказка, сказка об атомном веке, который ставит человека перед нравственным выбором так часто, что мы привыкаем не решать нравственные проблемы, а проходить мимо них. Атомный век, обогативший человечество знаниями, становится препятствием на пути к мудрости.)

Самостоятельная работа. Идейно-художественный анализ стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка» (связный устный рассказ по составленным в классе записям)

Домашнее задание (по выбору учащихся ) Сочинение-миниатюра: «Зорко одно лишь сердце» (письменно)

Или: выучить наизусть стихотворение «Атомная сказка» Ю.Кузнецова.


Стихотворение "Атомная сказка" – своеобразная визитная карточка поэзии Юрия Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направлены: полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

"Пригодится на правое дело!" –

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Название стихотворения представляет собой реакцию на определенную культурную парадигму, получившую большое распространение во времена его написания. На вторую половину 1960-х – 1970-е гг. приходится эпоха многочисленных переделок классических произведений (особенно сказок) "на новый лад" (достаточно вспомнить, что двумя годами ранее появления стихотворения на экраны вышел знаменитый кинофильм "Айболит-66" с Роланом Быковым и Олегом Ефремовым в главных ролях). Советский театр и кинематограф в этот период охватывает поветрие создания "ремейков", характерной особенностью которых является соотнесенность с "бурной современностью", "временем скоростей и ритмов, рок-н-ролла и синхрофазотрона". Особенно часто при указании на эту соотнесенность упоминаются такие конструкции, как "атомный век", "век атомной бомбы". Две первые строки стихотворения ("Эту сказку счастливую слышал / Я уже на теперешний лад") отсылают к данной парадигме и настраивают читателя на нее. Следующий за ними текст (до середины третьей строфы) представляет собой пересказ сюжета известной русской народной сказки "Царевна-Лягушка". Во второй части третьей строфы наступает неожиданный слом сценария: герой стихотворения Иванушка начинает вести себя не в соответствии с логикой сказки, а в соответствии с моделью поведения, продиктованною "атомным веком" ("Вскрыл ей белое царское тело / И пустил электрический ток").

Стихотворение Кузнецова полемично по отношению к "сказкам на новый лад". Если в таких сказках современность органично встраивалась в фольклорно-мифологическую традицию (типичный пример: советские начитанные школьники помогали Ивану-Царевичу победить Кощея Бессмертного при помощи новейших на тот день достижений науки), то Кузнецов показал, что современность и миф – противоречат и противостоят друг другу. Их противостояние связано с тем, что современность неспособна понять миф. Язык древности навсегда утрачен для человека современности. На смену языку древности пришел новейший, рационалистический, разрушительный язык восприятия мира. Значения одних и тех же понятий в двух этих языках прямо противоположны. Ритуальный язык древности проникнут любовью и созиданием: сказочный ритуал предписывает герою поцеловать заколдованную лягушку и расколдовать ее поцелуем, вернуть ей облик прекрасной девушки. Для новейшего языка "природа – не храм, а мастерская", а лягушка – всего лишь объект вивисекции.

Новейший язык разрушает сказку, делает ее невозможной. Таким образом, Кузнецов подводит читателя к мысли о том, что этот язык (язык техногенной цивилизации) есть антиязык, язык сатаны; что техногенная цивилизация несовместима с мифом.

Две первых строки последней строфы ("В долгих муках она умирала, / В каждой жилке стучали века") усиливают авторскую мысль, останавливая внимание на жестокости героя, вопиющей противоестественности и кощунственной сиюминутности его действий. Две последних строки "Атомной сказки" ("И улыбка познанья играла / На счастливом лице дурака") возвращают герою его сказочное определение – "дурак", сталкивая два смысла этого слова. Сказочный Иванушка – "дурак" в переносном значении: за внешней придурковатостью он скрывает мудрость. Новейший Иванушка – дурак (кретин) в самом прямом смысле слова. Резкое сопряжение разных значений слова "дурак" придает стихотворению оттенок злого гротеска. В советское время "Атомная сказка" Юрия Кузнецова прошла по разряду "экологической литературы", по теме "борьбы за сохранение окружающей среды" (подобная тематика была крайне популярна в 1960– 1970-е гг.). Настоящий смысл произведения был гораздо глубже "экологической проблематики": Юрий Кузнецов поставил под сомнение основы цивилизации, построенной на техническом прогрессе и научно-рациональных способах восприятия действительности (в определенной мере поэт подверг критике материализм и рационализм – основу нормативной советской философско-идеологической системы).


АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

ЗАВЕЩАНИЕ


-1-

Мне помнится, в послевоенный год
Я нищего увидел у ворот -
В пустую шапку падал только снег,
А он его вытряхивал обратно
И говорил при этом непонятно.
Вот так и я, как этот человек:
Что мне давалось, тем и был богат.
Не завещаю - отдаю назад.


-2-

Объятья возвращаю океанам,
Любовь - морской волне или туманам,
Надежды - горизонту и слепцам,
Свою свободу - четырём стенам,
А ложь свою я возвращаю миру.

Кровь возвращаю женщинам и нивам,
Рассеянную грусть - плакучим ивам,
Терпение - неравному в борьбе,
Свою жену я отдаю судьбе,
А свои планы возвращаю миру.
В тени от облака мне выройте могилу.

Лень отдаю искусству и равнине,
Пыль от подошв - живущим на чужбине,
Дырявые карманы - звёздной тьме,
А совесть - полотенцу и тюрьме.
Да возымеет сказанное силу
В тени от облака...



«Я поэт с резко выраженным мифическим сознанием... В семнадцать лет у меня прорезалось образное видение... Сам того не сознавая, послал вызов богу искусств Аполлону… Аполлон не стал сдирать заживо с меня кожу, как с Марсия, но удостоил меня ответом: послал смертоносную стрелу. От одного свиста его стрелы поднималась буря и ломала деревья. Удар был сокрушительным, но я устоял.

Ночью вытащил я изо лба
Золотую стрелу Аполлона…

В двадцать лет я обнаружил святость в земной любви... Я открыл русскую тему, которой буду верен до гробовой доски» . Так говорил о своем творчестве Юрий Кузнецов в эссе «Воззрение» .

Поэт родился 11 февраля 1941г. в станице Ленинградской Краснодарского края. Его мать учительница, отец, кадровый офицер, в 1944г. погиб в Крыму.

Рождённый в феврале, под Водолеем
В самодовольный аварийный век,
Я вырос с инфантильным поколеньем,
Издёрганный и точный человек.
Надежды запах стал несносно горек,
И очерствел воспоминаний хлеб.
Я позабыл провинциальный город,
Где улицы выходят прямо в степь…

В 1961-1964гг. Юрий Кузнецов служил в Советской Армии, застав на Кубе Карибский кризис, когда мир висел на волоске

Я помню ночь с континентальными ракетами,
Когда событием души был каждый шаг,
Когда мы спали, по приказу, не раздетыми
И ужас космоса гремел у нас в ушах.
С тех пор о славе лучше не мечтать
С закушенными изнутри губами,
Забыть о счастье и молчать, молчать --
Иначе не решить воспоминаний.

Работал в милиции. В 1965г. поступил в Литературный институт им. М.Горького. В 1966г. в Краснодаре вышел первый сборник стихов «Гроза». В 1974г. в Москве вышел второй сборник «Во мне и рядом - даль». Он сразу же был замечен критикой. В.Кожинов заявил о рождении крупнейшего поэта. В 1974г. был принят в Союз писателей СССР.

В середине 70-х разразилась журнальная война в связи с его стихами

Я пил из черепа отца
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.

Вставали солнце и луна
И чокались со мной.
И повторял я имена,
Забытые землей.

Своеобразным ответом стала «Отповедь» поэта

Что за племя на свет народилось?
Не прогнать и собакой цепной.
Обделила их Божия милость,
Так желают урвать от земной.

Раз поэт, открывай свою душу.
Те стучатся, а эти стучат
И трясут мою славу, как грушу.
- Кто такие? - Свои, - говорят.

Кроме наглых надежд и тумана,
Ни крестов, ни кустов, ни идей.
Ах вы голые карлы обмана,
Постыдились хотя бы людей!

Плащ поэта бросаю - ловите!
Он согнёт вас до самой земли.
Волочите его, волочите,
У Олимпа сшибая рубли.

Вон отсель поперечно-продольно,
Проходимцы души и дорог.
Не хочу. Презираю. Довольно
Обивать мой высокий порог.

Юрий Кузнецов работал в издательстве «Советский писатель». После известных событий перешел в журнал «Наш современник». Был членом редколлегии, зав.отделом поэзии. Много и плодотворно занимался переводами. Лауреат Государственной премии РФ (1990).
Скончался от сердечного приступа 17 ноября 2003г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Евгений РЕЙН о Юрии КУЗНЕЦОВЕ:
«На мой взгляд, закончен огромный отрезок русской истории, и великая русская культура ушла на дно, как Атлантида, которую нам еще предстоит искать и разгадывать. Именно поэтому в конце такого долгого историософского времени появился такой поэт, как Юрий Кузнецов, поэт чрезвычайно редкой группы крови...
Он, как всякое очень крупное явление, в общем-то, вышел из тьмы, в которой видны некие огненные знаки, которые мы до конца не понимаем...
Он говорит темные символические слова, которые найдут свою расшифровку, но не сегодня и не завтра. Именно поэтому ему дано громадное трагическое дарование. Именно трагическое. Он - один из самых трагических поэтов России от Симеона Полоцкого до наших дней…»

Полностью это можно прочесть в 11-м выпуске читального зала Стихи.Ру . Там же хорошая подборка стихов поэта.

К словам Рейна, наверное, нечего добавить.

Разве что вспомнить комментарий очаровательной clittary_hilton к вышеупомянутому источнику: может ли патриот (то есть человек, который трубит о своем патриотизме) не быть сволочью?
По-видимому, может.

А еще отдать дань ясновидению поэта

Тень Петра по живому шагает.
- Это что за народ! - говорит. -
Из окна, как лягушка, сигает,
Али наша держава горит?

А прохожий ему отвечает:
- Государь, он в Европу сигает.

А держава? - Прохожий плюётся:
- А держава сгорела давно. -
Слышит: стук молотка раздаётся -
Это Пётр забивает окно.

Подборка стихов Юрия Кузнецова

За дорожной случайной беседой
Иногда мы любили блеснуть
То любовной, то ратной победой,
От которой сжимается грудь.

Поддержал я высокую марку,
Старой встречи тебе не простил.
И по шумному кругу, как чарку,
Твоё гордое имя пустил.

Ты возникла, подобно виденью,
Победителю верность храня.
- Десять лет я стояла за дверью,
Наконец ты окликнул меня.

Я глядел на тебя не мигая.
- Ты продрогла…- и выпить велел.
- Я дрожу оттого, что нагая,
Но такую ты видеть хотел.

Бог с тобой! - и махнул я рукою
На неполную радость свою. -
Ты просила любви и покоя,
Но тебе я свободу даю.

Ничего не сказала на это
И мгновенно забыла меня.
И ушла по ту сторону света,
Защищаясь рукой от огня.

С той поры за случайной беседой,
Вспоминая свой пройденный путь,
Ни любовной, ни ратной победой
Я уже не пытаюсь блеснуть. (1975)

Ты царь: живи один.
А. Пушкин

Жил я один. Ты сказала: - Я тоже одна,
Буду до гроба тебе, как собака, верна...

Так в твою пасть был я брошен судьбой на пути.
Грызла меня, словно царскую кость во плоти.

Страстно стонала, хотя и другие порой
Кость вырывали из пасти твоей роковой.

С воплем бросалась на них ты страшней сатаны.
Полно, родная! Они, как и ты, голодны.

Высосан мозг, и в порожней кости иной раз
Дух или ветер поёт про последний мой час.

Брошенный буду мерцать среди горних светил...
В Бога поверь, чтоб тебя он за верность простил. (1988)

Мы пришли в этот храм не венчаться,
Мы пришли этот храм не взрывать,
Мы пришли в этот храм попрощаться,
Мы пришли в этот храм зарыдать.

Потускнели скорбящие лики
И уже ни о ком не скорбят.
Отсырели разящие пики
И уже никого не разят.

Полон воздух забытой отравы,
Не известной ни миру, ни нам.
Через купол ползучие травы,
Словно слёзы, бегут по стенам.

Наплывают бугристым потоком,
Обвиваются выше колен.
Мы забыли о самом высоком
После стольких утрат и измен.

Мы забыли, что полон угрозы
Этот мир, как заброшенный храм.
И текут наши детские слёзы,
И взбегает трава по ногам.

Да! Текут наши чистые слёзы.
Глухо вторит заброшенный храм.
И взбегают ползучие лозы,
Словно пламя, по нашим ногам. (1979)

ТЕМНЫЕ ЛЮДИ

Мы тёмные люди, но с чистой душою.
Мы сверху упали вечерней росою.
Мы жили во тьме при мерцающих звёздах,
Собой освежая и землю и воздух.
А утром легчайшая смерть наступала,
Душа, как роса, в небеса улетала.
Мы все исчезали в сияющей тверди,
Где свет до рожденья и свет после смерти. (1997)

РУССКАЯ МЫСЛЬ

Скажи мне, о русская даль,
Откуда в тебе начинается
Такая родная печаль?..
На дереве ветка качается.

День минул. Проходит два дня.
Без ветра на дереве мечется.
И взяло сомненье меня:
Мерещится иль не мерещится?

Поют, опадая, листки.
С чего оно, право, качается?
Пошёл и напился с тоски...
Так русская мысль начинается. (1969)

ЗАХОРОНЕНИЕ В КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЕ

Когда шумит поток
краснознаменный,
Рыдай и плачь, о Русская земля!
Смотри: идет проклятьем
заклейменный,
Последний, поименный штурм
Кремля.
Нашел кирпич почетную замену,
Которую потомство не простит.
Ячейки с прахом прогрызают
стену –
Она на них едва ли устоит.

ОСЕННИЙ КОСМОС

Старинная осень, твой стих изжит,
Твоя сторона пуста.
Ночами под деревом воздух визжит
От падающего листа.

И ветер, донёсший раскат зимы,
Все стёкла задул в селе.
Деревья тряхнуло вон из земли,
А листья - назад, к земле.

Не воздух, не поле, не голый лес,
А бездны меж нас прошли.
Горит под ногами лазурь небес -
Так мы далеки от земли.

Но тише, подруга моя! Жена!
Минута раздумья есть.
То дождь пошёл, то почти тишина...
Такого не перенесть.


Всё было прямым, прямым.
Шёл дождь прямой, шёл дождь прямой,
Внезапно он стал косым.

Всё стало косым под косым дождём:
Дома, горизонт, холмы,
И дом, потемневший мгновенно дом,
И мы перед ним, и мы.

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЕ

Поехал на рыбалку генерал
И место целым штабом выбирал.

Годится? -- гарнул он на божьи мели.
-- Так точно! -- офицеры возгремели.

Где удочка? -- готова честь по чести,

Одну минуту свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Эге! Да это окунь! На уху!


Крючок на месте, и червяк на месте.

А где же стопка? -- стопку опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И две минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Сазан? Зело годится. На уху!

Швырнул в котел, и снова честь по чести
Крючок на месте, и червяк на месте.

И снова стопку водки опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И три минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- А, золотая рыбка! На уху!

Но, красотой и разумом блистая,
Возговорила рыбка золотая:

Пусти меня, служивый, а за дружбу
Я сослужу тебе большую службу,

Достаточно желанья твоего... --
Но генерал не слушал ничего:

Чего желать, когда я все имею:
И армию, и волю, и идею,

И то сказать, жена и дочь в меху,
Сын -- дипломат... Немедля на уху!

Подобной речи с трепетом внимая,
Раздумалась и молвит золотая:

Герой! Моя судьба не в той воде,
Но что ты скажешь о второй Звезде?

И он махнул: -- Согласен на вторую! --
И бросил в воду рыбку золотую.

И грянул гром! Ни свиты, ни машин.
В широком поле он стоит один,

В солдатской гимнастерке, -- и зажата
В его руке последняя граната.

А на него идут со всех сторон
Четыре танка из иных времен. (1981)

 

 

Это интересно: