→ Русская классическая литература: список лучших произведений. Классическая литература (русская). Русская классическая литература: список лучших произведений Какие произведения называют классическими

Русская классическая литература: список лучших произведений. Классическая литература (русская). Русская классическая литература: список лучших произведений Какие произведения называют классическими

Сочинение

19 век — знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.

А. Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.

Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века.

И. С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.

Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».

Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев — тому подтверждение.

Все творчество Ф. М. Достоевского — это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского — это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это — мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.

Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.

Мир Достоевского — это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф. М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Л. Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.

Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи — все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью.

Все произведения А. П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства — главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).

Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.

Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени — это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

(русская) - это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы - это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое - классическая литература? Русская литература, сегодня речь пойдет только о ней. О мы поговорим в другой статье.

русской литературы

Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки:

Какие произведения называют классическими?

Многие читатели уверены, что классическая литература (русская) - это Пушкин, Достоевский, Толстой - то есть произведения тех писателей, которые жили в XIX веке. Это совсем не так. Классическим может быть и эпохи средневековья, и XX столетия. По каким канонам и принципам определить, является ли классикой роман или повесть? Во-первых, классическое произведение должно обладать высокой художественной ценностью, быть образцом для других. Во-вторых, у него должно быть всемирное признание, оно должно входить в фонд мировой культуры.

И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика - это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики.

Истоки русской классической литературы

В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране.

Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.

Русская классическая литература 19 века

Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. еще больше заставило задуматься о происходящем в стране.

Влияние Карамзина на развитие литературы 19-го века

Николай Михайлович Карамзин, крупнейший русский историк, писатель и журналист, был самой влиятельной фигурой русской культуры XVIII-XIX вв. Его исторические повести и монументальная «История государства Российского» оказали огромное влияние на творчество последующих писателей и поэтов: Жуковского, Пушкина, Грибоедова. Он - один из великих реформаторов русского языка. Карамзин ввел в использование большое количество новых слов, без которых мы не можем представить сегодня современную речь.

Русская классическая литература: список лучших произведений

Выбрать и составить перечень лучших литературных произведений - задача сложная, поскольку у каждого читателя свои пристрастия и вкусы. Роман, который для одного будет являться шедевром, другому покажется скучным и неинтересным. Как же составить список классической русской литературы, который удовлетворял бы большинство читателей? Один из способов - проведение опросов. На их основе можно сделать выводы, какое произведение сами читатели считают лучшим из предложенных вариантов. Такие методы сбора информации проводятся регулярно, хотя данные могут незначительно меняться со временем.

Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так:

Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги - вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него.

Значение русской классической литературы

Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.

Работа

ученицы 10 класса

Амгинской СОШ №2

имени В.В.Расторгуева

с. Амга РС(Я)

Илларионовой Аины

Размышления о литературе 19 века

19 век – время, когда литература достигает особого расцвета и заслуженно получает название «золотой век». В самом начале золотого века искусство начало резко меняться, отделяясь от серых масс, поэзия стала расцветать. В дальнейшем литература сделала огромный шаг вперед. Наши классики стали создавать, действительно, ценные художественные образы.

Русская литература – это литература глубокого психологического анализа человека. Одним из поэтов, в чьих произведениях присутствует подобный признак, является М. Ю. Лермонтов. Его известная поэма «Мцыри» олицетворяет глубокий душевный кризис и стремление к свободе. Мцыри тонко понимает и чувствует окружающую среду. Там он отдыхает после монастыря и наслаждается природой. В этом произведении меня восхищает героический характер Мцыри. Он стремится познать мир, хочет слиться с природой и стать свободным человеком, как вольный народ.

Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь – это одно из самых прекрасных чувств и самых значимых во всем мире. Особое восхищение у меня вызывает повесть Александра Ивановича Куприна. Большинство из его произведений пронизаны темой любви, «Гранатовый браслет» не исключение.

Наверное, каждый, кто читал повесть А. И. Куприна, скажет, что она про любовь. Сильную любовь, которую испытывал скромный канцелярист Желтков. Однако любовь его совершенно необыкновенна – безнадежна, безответна, но так прекрасна и чиста! К огромному сожалению, повесть оканчивается гибелью героя. Вера была для него всем – единственной радостью жизни и единственным утешением, он жил только любовью к ней. И, когда ее отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством.

В русской литературе печальных историй из-за неразделенной любви немало. Самым ярким примером можно назвать прекрасную повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В этой повести речь идет о молодом дворянине по имени Эраст и молодой девушке Лизе. Эраст казался ей очень добрым и умным, но в то же время, по словам автора, «ветреным и слабым». Между молодыми вспыхивает пламя любви. Лиза безнадежно влюбляется в Эраста, но он принимает решение расстаться с ней и жениться на богатой вдове, чтобы погасить свой долг. Главная героиня, разбитая и несчастная, прыгает в пруд.

Во время чтения повести невозможно не встать на сторону Лизы, не прочувствовать всю ее любовь, жгучую горечь разочарования и обиды, но, кажется, что Лиза не любила Эраста, а была влюблена, что свойственно девушкам, как она.

После прочтения я сделала для себя некий вывод, что «любовь» и «влюбленность» абсолютно разные чувства. Любить – это значит понимать, находить в недостатках плюсы, не общаться с возлюбленным в свободное время, а находить время для общения с ним, любить, не смотря ни на что и навсегда, а влюбленность – это чувство, которое резко вспыхивает и внезапно угасает и, если их перепутать, то последствия могут быть необратимыми.

Конечно, тема любви свойственна многим поэтам. Например, великий писатель А. С. Пушкин. Без этого прекрасного чувства не родились бы эти волшебные строки:

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье

Как гений чистой красоты…».

На мой взгляд, произведения А. С. Пушкина отличаются, в своих стихах он затрагивает чувство прекрасного в каждом человеке, его лирика полна любовных переживаний.

Вернемся к повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Александр Иванович всегда и всюду благословлял любовь. Он говорил: «Я ничего более целомудренного еще не писал…». Действительно, сквозь его творчество проходит самоотверженная любовь, все его персонажи настолько живо изображены, что заставляют переживать вместе с ними каждое событие. Я считаю, что «Гранатовый браслет» может служить эталоном настоящего гуманизма и величия человеческой души. Наверное, каждый человек, прочитавший это произведение становится чуточку лучше и понимает то, насколько трагична бывает любовь, которая кажется чем-то, что за пределами сознания, разума, расчета.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что 19 век – это эпоха романтизма, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом. Также, поэзию этого века можно назвать эпохой расцвета духовных сил и временем горячих стремлений к свету. Именно в 19 веке литература приобретает всемирно-историческое значение.

 

 

Это интересно: