→ Как нарисовать самурая поэтапно. Японская национальная одежда Как нарисовать кимоно поэтапно карандашом

Как нарисовать самурая поэтапно. Японская национальная одежда Как нарисовать кимоно поэтапно карандашом

Японская культура очень интересна и своеобразна. Она привлекает многих своей неповторимостью и особым восточным колоритом. Японцы — неспешные, вдумчивые люди, очень умные и мудрые. Они могут часами сидеть и созерцать какой-нибудь предмет, чтобы понять его сущность. Эта черта у них идет идавна. Очень красивая страна Япония. Там много красок, праздников и цветов. А как интересны и неповторимы японские национальные костюмы!

Основу женского костюма составляет своеобразная накидка из ткани на все тело — кимоно. Девочку учат правильно заворачиваться в кимоно уже с самого раннего возраста. Кимоно делаются из тончайших легко драпирующихся тканей. Они бывают очень красочными. Обычно на кимоно рисуют цветы, разных животных и птиц и японские иероглифы — буквы и слова. Мы хотим представить вашему вниманию поэтапный урок рисования японки в кимоно.

Этап 1. Японка в кимоно располагается на весь альбомный лист. Поэтому в верхней части листа рисуем небольшой круг — для головы и проводим линии шеи и рук.


Этап 2. Обводим круг и строим контуры лица. Это плавные черты лба, скул, подбородка, шеи. Намечаем линии волос. Затем, на голове рисуем высокую прическу. Лоб открыт, волосы подняты наверх и аккуратно уложены своеобразными волнами сверху и по бокам.


Этап 3. На прическе добавляем украшения: маленькие плотные букетики из цветов, красиво расположенные в волосах. Рисуем черты лица: узкие глаза, брови, широкий нос и маленький рот.


Этап 4. Проводим линии плеча и часть кимоно до самого низа. Показываем тонкую руку с изящными пальцами, выглядывающими из разреза кимоно.

Этап 5. В руку рисуем веер. Две черты соединяем по краю волнистой линией. Показываем вырез кимоно в виде треугольника на шее и складки на кимоно.


Этап 6. Вторая рука будет отведена в сторону. Рисуем кимоно на этой руке.

Этап 7. Добавляем точно такой же ввер и в эту руку.

Этап 8. Теперь по веерам рисуем много черт, выходящих из одной точки.

Этап 9. Дополняем низ кимоно. Это его подол. Рисуем красивыми волнами. Так, чтобы подол кимоно был легким, воздушным и плавно ниспадал на пол.


Этап 10. Украшаем рукава и низ кимоно красивым цветочным узором.

Во время обучения в начальной школе учащиеся начальных классов на уроках изобразительного искусства приобретают достаточно навыков для творчества. Почему бы не попытаться оживить героев любимых мультфильмов на бумаге? Вопрос о том, как нарисовать японку, для 4 класса будет вполне разрешимой задачей. Рассмотрим поэтапно весь процесс создания мультяшного образа.

Делаем наброски

Сделайте предварительные очертания туловища, головы, рук и дополнительного аксессуара - веера. Для этого используйте универсальные и простейшие геометрические фигуры. На рисунке японка будет изображена не в полный рост, а только лишь по уровень бедер. Поэтому тело до талии обозначьте прямоугольником, а нижнюю часть - трапецией. Пересеките туловище диагональной линией (будущая левая рука). Голову изобразите в форме овала. Нанесите на него крестообразные линии для разделения лица на лоб и скульные доли. Очертания правой руки сделайте в виде изогнутой линии. Ближе к голове изобразите четверть круга - веер. Если изначально были правильно выбраны все пропорции, можно без труда в дальнейшем придать рисунку более правдоподобные очертания.

Как нарисовать японку в кимоно?

Любая национальная одежда, в том числе и характеризуется отличительными особенностями. В данном случае - это кимоно. Какие детали нужно изобразить обязательно? На спине в области талии должен быть большой бант, рукава расширены книзу, а в руках японка будет держать веер. который используется при создании, вносит некоторые коррективы в образ, который явно походит на героиню мульфильма.

Делаем наброски контуров

Нанеся плавные очертания по главным линиям, можно приступать к прорисовыванию деталей. После изображения уделите особое внимание важнейшему элементу рисунка - прическе японки. В данном случае образ не совсем классический. Ведь, решая, как нарисовать японку, для 4 класса более привычно создавать знакомый силуэт из мультика. Это может быть как каре (в данном случае), так и распущенные или подобранные наверх волосы. Украсьте прическу бантом. Для классического решения не подойдет столь игривый вид. Тогда нужно будет все волосы, включая челку, поднять к затылку и свернуть в виде спирали. Отличительная особенность национальных заключается в торчащих длинных шпильках. Другой, не совсем правдоподобный элемент японки - это ее глаза. Нарисуйте их большими и широко открытыми, что тоже совершенно нетипично для людей азиатского происхождения.

«Оживляем» рисунок

Подберите необходимую палитру и смело приступайте к раскрашиванию. на кимоно будут как нельзя кстати. Веер будет иметь тот же орнамент, что и костюм. Японские анимашки отличаются необычным цветом волос у героев. В данном случае они будут примерно такого же оттенка, как халат - фиолетового. Также не забудьте оформить общий фон, например, в виде голубого неба с облаками.

Итак, мы рассмотрели, как нарисовать японку поэтапно. Предложенный способ больше подходит для домашнего творчества детей. Можно заменить данный рисунок классическим вариантом, без намека на стиль аниме. Используя данные на тему «Как нарисовать японку» для 4 класса, можно попробовать создать более упрощенный вариант азиатской девочки или женщины. Главное - присутствие характерных национальных признаков.

Всем привет! Сегодня мы расскажем вам о том, как нарисовать самурая. Самурай – средневековый японский воин, который сражался за интересы своего хозяина до последней капли крови.

Самураи были невероятно отважными, перед каждой битвой они готовились умереть – такая самоотверженная ярость и готовность погибнуть за свои идеалы вселяла ужас в сердца их врагов. Но, тем не менее, самураи не были безумными самоубийцами, ведь их обучение включало в себя постижение всех аспектов древней восточной философии под руководством сенсея – пожилого человека, мастера, который являлся для самурая учителем и духовным наставником. Каждый такой воин, по сути, был мудрым и сдержанным человеком.

Следует отметить, что сегодня мы представляем вам не первый на нашем сайте . Ранее мы уже рассказывали вам об этом средневековом воине, однако тот урок рисования самурая был очень сложным. Сегодня всё будет намного проще – нет такого количества деталей, поза статичная и тени отсутствуют. Давайте возьмём всё для рисования , начнём этот урок и узнаем, как нарисовать самурая!

Шаг 1

Статичные позы весьма удобны для изучения пропорций, поэтому стикмена рисовать будет довольно просто. Рост мужчины укладывается примерно в сумму длин семи его голов, из которых три с половиной — четыре приходятся на ноги. Плечи у мужчин намного шире талии (у эти две линии примерно одинакового размера), их ширина равняется сумме ширин примерно трёх голов. Руки, вытянутые по швам, доходят примерно до середины расстояния от пояса до коленного сустава (в этом этапе немного короче, так как стикмены у наших художников не включают в себя кисти рук).

Шаг 2

Придадим объём нашему стикмену. Под головой нарисуем шею – короткий цилиндр, на котором надёжно крепится голова, соединим её покатыми линиями с шарами плечевых суставов.

Нарисуем руки – условно каждая из них состоит из пяти частей: плечевой сустав, длинное плечо, локтевой сустав, длинное предплечье, кисть.

Пользуясь разметкой из предыдущего шага, нарисуем туловище – оно должно слегка сужаться книзу. А вот ноги, как и вся нижняя часть тела, должны иметь вид расширяющейся по направлению сверху вниз фигуры. В самом низу не забудьте наметить силуэты ступней. Небольшой совет — линии этого шага следует набрасывать, нажимая на лишь слегка, чтобы впоследствии их можно было стереть.

Шаг 3

По размеченным ранее линиям нарисуем лицо нашего самурая. Поскольку наш сегодняшний урок рисования в целом несложный, то и с чертами лица всё будет просто, их нужно обозначить буквально схематично. Из особенностей отметим причёску (не забудьте про линии по вискам, они покажут направление, по которому волосы зафиксированы на затылке), высокий лоб и небольшое несовпадение с одним из главных правил лицевых пропорций.

Это правило гласит, что брови должны лежать на одном уровне с верхними кончиками ушей, а кончик – с нижними. С бровями всё правильно, а вот нос немного крупнее стандартных размеров, поэтому он будет заканчиваться чуть ниже. Не забудьте обозначить округлые линии в районе щёк и носогубные складки.

Шаг 4

Прорисуем верхнюю одежду самураев – традиционный японский жилет хаори и небольшую видимую часть нижней одежды. В верхней части жилет должен быть очень широким – как видите, он скрывает даже верхние части плеч, а книзу он резко сужается, формируя контуры равнобедренного перевёрнутого треугольника.

Обратите внимание, что в районе плеч мы можем видеть небольшие участки внутренней стороны хаори, это обязательно нужно обозначить. Кстати говоря, многим нашим читателям этот жилет может показаться знакомым – в такую же одежду были облачены Скорпион, и Рептилия из вселенной Мортал Комбат.
В этом же шаге наметим пояс и длинный самурайский меч катана, зачехлённый ножнами.

Шаг 5

Нарисуем широкий, просторный рукав одежды, находящейся под хаори. Сотрём лишние направляющие линии, обозначающие строение руки. Окантуем контуры кисти и нарисуем веер.

Шаг 6

Прорисуем контуры правого от нас рукава, сотрём лишние направляющие линии руки. Обозначим видимую нам внутреннюю часть рукава и несколько складок, имеющих вид обычных ровных линий. Прорисуем узор на рукояти меча и кисть, которая плотно сживает эту рукоять.

Шаг 7

Завершающим этапом будет рисование нижней части туловища и ног. Ноги и нижняя часть туловища скрыта широкими, просторными штанами — хакама, поэтому по сути вся работа в этом этапе сводится к тому, что мы должны окантовать контуры этих штанов, стереть лишние направляющие линии, обозначающие ноги, а также нарисовать варадзи. Варадзи — это японская плетёная обувь, напоминающая по форме шлепанцы.

Это был урок, в котором мы рассказывали вам о том, как нарисовать самурая. До новых встреч!

Помимо основных предметов в начальной школе, существуют и второстепенные, развивающие физические и творческие способности ребенка. Рисование — один из таких уроков, способный проявить внутренние мировоззрение ученика, показать его сильные стороны и черты характера. Несмотря на то, что предмет преподают в учебных заведениях не чаще одного-двух раз в неделю, игнорировать его важность не нужно. Учителя рекомендуют наоборот, уделять ему особое внимание, помогая детям в их успехах и достижениях. К примеру, если задали ребенку нарисовать японку в кимоно для 4 класса в качестве домашнего задания, не стоит пренебрегать временем на выполнения этого не простого, как кажется на первый взгляд задания. Лучше уделить несколько часов рисованию, позволив дочке или сыну отвлечься от математических примеров и правописания, чем получить в школе двойку, забыв при этом о своем внутреннем «Я».

Если ребенок еще ни разу не выполнял настолько сложные задания по рисованию, и попросту не знает с чего начать, в сегодняшней статье мы поможем научиться тонкостям живописи. Мастер-класс на фото ниже поможет ответить взрослым и детям на вопрос о том, как нарисовать японку в кимоно для 4 класса без особых сложностей.

Немного о Японии

Каждая культура по своему интересна и неповторима, что уж говорить о Японии. Еще издавна она привлекала жителей других стран своим ярким восточным колоритом. Люди проживающие на её территории — невероятно умные, мудрые и неравнодушные к окружающим люди. Они уважают старшее поколение, заботятся о животных и самое главное — не стыдятся своей истории, рассказывая о ней не только в фильмах, театральных постановках и , но и на словах. Одни японки в кимоно чего стоят!

Кто такие гейши?

Несмотря на необычное и можно даже сказать вызывающее определение, женщины называющиеся гейшами невероятно порядочные и творческие личности. Японки в кимоно — это человек искусства, отвечающий за хорошее настроение своих зрителей. Они развлекают публику восточными танцами, японским пением и традиционным чаепитием. Кроме того, их яркий внешний вид, сочетающий в себе кимоно и веер, объемную прическу, белоснежную кожу, припудренную как будто тальком и вечерний макияж — не могут не вызвать интерес у взрослой и детской аудитории.

Суть работы гейш в Японии заключается в проведение банкетов. Например, если намечается грандиозное событие развлекательного плана, то эти женщины выступают в роли актеров, способных не только рассмешить, но и поразить окружающих своим творческим потенциалом.

Как нарисовать японку в кимоно для 4 класса? Мастер-класс карандашом поэтапно

Чтобы помочь ребенку в непростом задание ребенку, начните вместе с ним рисовать рисунок. Возьмите два белых листа формата А-4, простой и цветные карандаши. Оставьте себе один листок, а второй отдайте своему сыну или дочке. Начните рисовать поэтапно каждую деталь, соблюдая пошаговую инструкцию и предписания описанные ниже.

Рисовать японку в кимоно необходимо на целый альбомный лист. Поэтому в верхней части правого угла начертите циркулем небольшой круг (голову). Проведите начало шеи и .

Обведите круг еще раз, и постройте контуры лица японки. Прорисуйте очертания лба, зоны подбородка и шеи. После этого беритесь за прорисовку волос, аккуратно уложенных в идеальную, слегка объемную прическу.

Прорисуйте на волосах украшения, а после (узкие глаза, натуральные брови, слегка поднятый нос и объемные губы формой бантика).

Следующий шаг — прорисовать линии плеч, кимоно и руки.

Чтобы получить идеальную японку, необходимо не забыть и о веере. Для этого следует нарисовать в руке раскрытый аксессуар, как будто распахнутый перед лицом японки. Также следует прорисовать вырез на кимоно и складочки собирающиеся у предплечья.

Прорисуйте вторую руку, прикрытую наполовину кимоно.

Еще один веер не повредит! Техника рисования этой детали остается прежней.

Следуем завершающим штрихам на фото ниже, а после раскрашиваем японку цветными карандашами. Если их нет под рукой, можно воспользоваться акварелью, гуашью или фломастерами. Конечно, если преподаватель допускает использование этих предметов в домашнем задание.


Как нарисовать японку в кимоно по другому? Решение для учеников 4 класса на фото

Ниже продемонстрированы другие пошаговые схемы с понятной и несложной техникой рисования. Справиться с каждым из рисунков сможет даже отдаленный от искусства школьник.

Рисунки японки в кимоно нарисованные детьми, фото:

Источники: http://youkata.livejournal.com/611.html
http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post140658009/
http://costumer.narod.ru/text/japan-tradition-dress.htm
http://www.yoshinoantiques.com/newsletter_kimono.html
И очень подробно и интересно здесь: http://maria-querrida.livejournal.com
+ различные источники картинок


Это в полной мере относится и к кимоно, которое в XX веке приобрело большую популярность в мире. Тип кроя, силуэт, отдельные детали и мотивы активно использовались в интернациональной моде, но само кимоно в его традиционном виде по сей день остается для иностранцев одной из наиболее труднопостигаемых областей японской культуры кимоно. Много говорилось и писалось о том, что кимоно действительно зрительно корректирует пропорции тела, но дело не только в создании иллюзии стройности. Кимоно не просто регламентирует рисунок и ритм движений, но и является своего рода фокусом национальной психологии. Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромного обаяния.
Любой национальный костюм так или иначе отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер.


Декор кимоно всегда связан с временами года и отражает поэзию и символику природных явлений.

Кимоно еще остается в жизни современных японцев, хотя и очень ограниченно. Чаще всего национальный костюм надевается в связи с праздничными и торжественными событиями. Нарядные, яркие кимоно с меховой опушкой по вороту можно увидеть на современных девушках в Новый год. Такие же красивые, но без меха кимоно надеваются многими на официальную церемонию в День совершеннолетия, который отмечается в январе 20-летними японцами.

Процесс надевания настоящего кимоно - своего рода творческий акт, раскрывающий не фигуру человека, а особенности его характера. Кимоно плотно обворачивает тело, воспитывая терпение и покорность. Длинные полы, широкие рукава и плотно затянутый пояс меняют движения человека, делая их неторопливыми и мягкими, как у кошки.

Носить кимоно - особая наука. Спина прямая, подбородок - слегка втянут, а плечи - расслаблены. Движения не должны быть размашисты и резки. Ни в коем случае, даже случайно, нельзя показывать ноги или другие части тела, скрытые под одеждой. Это неприлично. Мудрость сего правила заключена в том, что оно уравнивает молодых и пожилых женщин, скрывая потускневшую красоту вторых и привлекательность первых. Японцы считают, что женщина с годами обретает иную красоту, и кимоно становится прекрасной оболочкой для этого ларчика духовности. По традиции, искусство одевания кимоно передается от матери к дочери, однако в современной Японии сохранением этой древнейшей традиции занимаются специализированные школы кимоно, в которых предусмотрены различные курсы для освоения трудной науки одевания кимоно.

Юката
Летнее легкое хлопковое кимоно с набивным рисунком. Юкату носят как женщины, так и мужчины. Это самое простое из всех кимоно.

Фурисоде - праздничное кимоно девушки. Раньше фурисоде могла носить только девственница или девушка до 20 лет, после чего требовалось сменить тип кимоно. В современном обществе фурисоде - одежда незамужних девушек независимо от возраста.

Ушикаке - свадебная накидка Сегодняшнее ушикаке (учикаке, утикаке) - роскошная длинная накидка, надеваемая поверх кимоно, обшитая по низу валиком алой (реже - золотой) ткани, чтобы грациознее скользить по полу. В настоящее время термин "ушикаке" используется только для верхнего кимоно невесты. До эпохи Эдо ушикаке носилось как повседневная и парадная одежда (в зависимости от декора и материала) знатью и женщинами из семей самураев. В конце XIX века ушикаке стали называть и верхнее кимоно, одеваемое на церемонии бракосочетания. Ушикаке шьется из парчи или шелка, подбито ватой, имеет длинные рукава (более 1 метра), не подвязывается поясом, не подворачивается, используя всю длину платья. В древности кимоно могло быть подвязано поясом, подобрано, а также могло быть надето сразу несколько ушикаке. Также существовали мужские разновидности ушикаке, не уступающие женским по пышности и яркости декора. Такие костюмы носили придворные или при приемах в императорском дворце до 1870 года.

Томесоде - кимоно замужней женщины
Строгое кимоно с коротким рукавом, обычно черного цвета, с широкой полосой узора по подолу и пятью фамильными гербами-монами. Его надевают в на семейные официальные торжества.
Цветное томесоде называется "иро-томесоде", оно менее строго и торжественно.

Таби: высокие носки (до лодыжек) со специальным отделением для большого пальца, обычно носимые с дзори.

Дзори: суконные, кожаные или соломенные сандалии. Дзори могут быть богато украшены, а могут быть совсем простыми. Носится такая обувь как мужчинами, так и женщинами. Соломенные дзори с белыми ремешками являются самой официальной обувью для мужчин.

Гета: деревянные сандалии, носимые мужчинами и женщинами с юката. Также гэта носили гейши, но они имели другую форму.

Оби : пояс для кимoно и юкаты. Он около 30 сантиметров шириной и занимает пространство от груди до талии. его оборачивают несколько раз и завязывают декоративным узлом на спине. Носит декоративную функцию, под ним находится еще пояс, который держит кимоно.

И немного о правилах ношения Кимоно. Очень много,по-азиатски сложно, но очень интересно:
Из блога http://maria-querrida.livejournal.com/39337.html
+ немного дополнено картинками

В иерархии кимоно и правилах его ношения все очень сложно, но если в них разобраться, то все оказывается вполне логично. Самые важные аспекты, по которым строится искусство ношения кимоно, следующие:

Пол носителя
- возраст
- живой человек \ покойник
- событие (свадьба, похороны, юбилей, и т.д.)
- время года
- классовая принадлежность \ собственный вкус

Это основные вехи, на которые следует опираться. Например, то как одеваются живые люди и как обряжают покойников - это две большие разницы, и например если мы видим человека в чисто белом кимоно и оби, то это может быть только актер в роли привидения. Живые люди так никогда не одеваются. Или если дама за 40 оденется в яркое фурисоде, то это вызовет только недоумение.
Основные средства выражения языка кимоно - это ткань, цвет, рисунок и форма. Например, чем моложе человек, тем ярче цвета и тем выше распространяется мотив рисунка от подола к талии. Рукава обозначают пол и возраст, расцветка и рисунок подола отвечают за степень формальности, ношение воротника демонстрирует вкус человека. Все это вместе и еще куча нюансов создают целостную картину.

Различия пола и возраста

Здесь основную роль играют рукава, их длина и форма. У мужчин они короткие и с острым углом, у замужних женщин чуть длиннее и со скругленным углом, у девушек очень длинные и с круглым углом, у детей короткие и со слегка скругленным углом. Степень остроты угла как бы определяет социальный статус. У мужчин он выше всех, у девушек ниже всех. В этом смысле дети стоят как бы выше по иерархии чем девушки, потому что им многое прощается из того, что недопустимо для взрослой девушки или подростка. Второе - оби. У мужчин оби узкое, у женщин широкое, да и завязываются мужские и женские оби по-разному. Также кимоно женщин шьется длиннее роста и лишнее подтыкается в пояс, тогда как кимоно мужчин всегда шьется по росту человека без лишнего. Что касается обуви, то тут все как с рукавами: у мужчин гета с квадратными углами, у женщин с круглыми.

Для мужчин

для женщин

для девушек

для детей

Покойники, или как нельзя одеваться живому человеку

Единственные, на ком можно увидеть чисто белое кимоно - это невесты и покойники. Различие в том, что невесты при этом носят золотые или серебряные оби или цветные накидки поверх белого кимоно. В этом сходстве есть свой глубинный смысл, т.к. и те и другие как бы заканчивают одну жизнь, и переходят в другую. Также если обычно люди носят кимоно с запахом слева направо, то на покойника кимоно надевают только с запахом справа налево.

Формальность

Cамый сложный и путаный аспект современного кимоно. В японском обществе существует уйма различных степеней формальности того или иного события, и каждому соответствует своя одежда. Вообще, кимоно само по себе одежда формальная, не очень повседневная. Но и среди кимоно есть много подклассов и различий по степени торжественности. Если грубо, то кимоно бывает хареги (формальное) или фуданги (относительно неформальное). Фуданги делится на уличную одежду и неформальную. Неформальные кимоно носят, как правило, дома и шьют из шерсти, хлопка, сатина. Уличные кимоно могут быть из крепа, дикого шелка или плотного хлопка, допустимая расцветка - только набивной комон.

Хареги подразделяется на две большие группы: церемониальные кимоно и формальные. Степень формальности внутри каждого подкласса определяется цветом, наличием \ количеством крестов и видом их нанесения, видом орнамента и его размещением. Среди формальных кимоно основной знак отличия - это наличие \ отсутствие крестов.

Кресты - это такие значки, которые помещают на спину пониже шеи (один крест), на задней верхней части рукава (уже три креста) и на передней части рукава в районе ключиц (пять крестов). Вообще кресты - это фамильные гербы по происхождению. Они могут изображать стилизованный знак рода, а могут просто крестик в круге. В современной Японии уже неважно что изображает крест, главное чтобы он был)) В эпоху Хэйан крестами помечали личные вещи, при Камакура самураи лепили их на знамена и оружие для отличия своих от врагов. Изначально кресты носили только знатные дворяне или актеры Кабуки, у которых кресты служили визитной карточкой профессии. Сегодня же кресты являются важным показателем формальности кимоно. Существует более 8 000 дизайнов крестов.

Формальные кимоно бывают трех степеней: без крестов (расцветка тсукесаге или ошаре хомонги), затем с одним вышитым (!) крестом (расцветка юдзен тсукесаге или иро муджи), и самое формальное среди формальных (хе-хе) - это с одним нарисованным (!) крестом (расцветка юдзен тсукесаге или иро муджи). То есть если на кимоно нанесен только один крест, то оно формальное, если больше - уже церемониальное.

Церемониальные кимоно делятся на полные (сейсо) и неполные (рейсо). Неполные - это либо хомонги с тремя крестами, либо иро томесоде с тремя и пятью крестами соответственно. Полные (сейсо) делятся на сейсо для незамужних девушек и для замужних дам. Для девушек это только фурисоде, причем формальность определяется длиной рукава. Чем длиннее - тем формальнее, а всего три степени: почти до пола, чуть выше и еще выше. Крестов на фурисоде не бывает. Сейсо замужней дамы - это только черное томесоде с тремя или пятью крестами.

Теперь разберемся, что же делает кимоно формальным.
Во-первых, материал. Формальное кимоно может быть только из блестящего шелка. Матовый шелк и любая другая ткань - неформальные.
Во-вторых, расцветка. Основное правило: чем мельче и чаще расположен рисунок, тем меньше формальность
Что касается выбора мотивов рисунков, то для формальной одежды используют традиционные японские мотивы природы, предметов, сцен из классической литературы, а на более неформальных кимоно можно увидеть самые разные орнаменты

Кроме всего ранее описанного в определении формальности кимоно очень важен цвет . В древние времена значение цвета наряда было особенно велико. Например, красные и пурпурные одежды означали принадлежность к императорской семье и были запрещены для остальных. Сейчас же большая разница есть между черным и цветным кимоно. Рейсо (неполный церемониал) может быть цветным, а сейсо (полный церемониал) - только черным. Самое-самое формальное женское кимоно - это черное томесоде с рисунком только на подоле и с пятью крестами (монами). Чуть уступающий по формальности вариант - все то же самое, но цветное (иро томесоде). Например, на свадьбе ближайшие родственники невесты должны быть в черном, а ее замужние подруги могут быть в иро томесоде. У девушек степень формальности обозначается длиной рукавов, цвет здесь не играет такой роли.

Особняком стоят траурные кимоно - мофуку. Тут тоже целая иерархия в зависимости от близости отношений человека с покойным и близости даты похорон. Траурные кимоно тоже делятся на церемониальные и формальные. Церемониал носят родственники умершего, формальный траур - друзья и коллеги. По степени траурности среди церемониальных самое формальное - черное кимоно с 5 крестами + черный оби. Это самый глубокий траур из всех возможных. Его надевает например жена на похороны мужа. Полутраур церемониальный носят родственники умершего. Это может быть любой темный цвет без рисунка с 5 или 3 крестами + черный или цветной оби. Вообще чем больше черного в наряде, тем в более близких отношениях этот человек был с покойным. Рисунки контрастного цвета (даже белого и серого) в ансамбле мофуку не допускаются. Таким образом, варьируя степень траура, человек выражает свою близость к покойному.

Также траур меняется и во времени. Например, жена в день похорон мужа одевает все черное, т.е. полный траур. А вот на поминки на 49 день после смерти она уже может надеть например бордовое кимоно + черный оби, то есть полутраур. Секретарша покойного мужа так оденется как раз на сами похороны, ибо находилась в более формальных отношениях с умершим. Степень траурности монохромного цветного кимоно варьируется аксессуарами - обувь, пояс, оби. Чем больше в них черного, тем траурнее. Черный пояс оби на цветном кимоно - это последний остаток траура, когда и его заменяют на цветной, это значит, что траур закончился.

Про оби .
Основное правило - дорогие парчовые или расписные оби идут только вместе с формальными кимоно, при этом с помощью оби можно либо повысить либо понизить формальность одного и того же кимоно. Самый формальный оби - мару оби длиной 4 м и шириной 70 см. Из-за мучения его завязывать и из за его неудобства этот вид оби используют редко. Чаще встречается фукуро оби (следующее по формальности) шириной где-то 30 см. Его заматывать проще. Но самый удобный - это нагойя оби (следующий по формальности после фукуро), который уже сшит по длинной стороне на "носильную" ширину, так что его очень просто надевать. В зависимости от материала и рисунка этот оби может быть надет к формальному кимоно или даже к низшим рангам церемониального. Также к оби полагаются аксессуары - шарф и шнур. Шарф заправляют под оби, так чтобы краешек его торчал. А шнур повязывают прямо на оби.
мару оби фукуро оби

нагойа оби

Обувь.

Тут, в общем, все просто. Существует два вида обуви: гета и зори. Гета деревянные с двумя пеньками, зори круглые с плоской подошвой и часто обшитые тканью. Зори формальные, гета неформальные. Зори носят только с белыми носками таби, гета чаще без носков, хотя какие-нибудь дорогие гета можно в принципе одеть с носками к неформальному кимоно. Гета носят только на улице, а в некоторых отелях, ресторанах и магазинах высокого уровня даже запрещено ходить в гета, потому что они громко цокают. В зори можно появиться где угодно. Степень формальности зори определяется материалом из которого они сделаны, а также высотой платформы. Чем выше платформа и дороже материал - тем формальнее.

Еще один элемент женского гардероба, который в свое время был заимствован у мужчин - это жакет хаори. Его можно носить поверх кимоно. Хаори задает кимоно серьезный тон, очень формализует его, совсем как пиджак у европейского костюма. Черный хаори с однотонным кимоно может служить легким вариантом траура.

Различия возраста.

Итак, сначала разберем, какие вообще есть возрастные категории. Основные возрастные этапы следующие: младенцы и дети до 10-11 лет, подросток от 11 до 17, девушка \ невеста - 17 (по окончании школы) - 23 (до замужества), молодая женщина (от замужества до рождения первого ребенка), взрослая женщина (где-то до возраста менопаузы), а потом все пожилые люди независимо от пола попадают в категорию ненпай но ката, то есть просто пожилые.

Младенцев и маленьких детей одевают почти одинаково независимо от пола. Девочка становится подростком по прохождении ритуала "вхождения в храм" джузан майри 13 апреля в год, когда ей исполняется 13 лет. В этот день она впервые одевает фурисоде со взрослым оби и если ее мать выбрала не очень детский рисунок, то это же кимоно она сможет носить до возраста 20 лет. В 20 лет девушка проходит ритуал взросления сейджин шики, после которого она официально становится взрослой. Идеальная девушка невинна, покорна, послушна, сдержанна и жизнерадостна. Эти качества традиционно выражает фурисоде

По формальности фурисоде равно женскому черному томесоде, поэтому в нем тоже есть общие с ним черты. Например у фурисоде тоже есть основной базовый цвет фона (ярко-розовый, кислотно зеленый, ярко голубой, красный) + асимметричный рисунок через плечо на подол (хомонги). Сюжеты тоже соответствующие юности - бабочки, цветы, спирали, птицы. У девушек рисунок скачет по верхней и нижней части кимоно, и чем дама старше, тем ближе к подолу спускается рисунок. Еще один маркер возраста - воротник, вернее то, как его носят. Девушка должна носить его близко к шее, так чтобы он отходил от основания шеи не больше чем на ширину кулака, ибо затылок есть эротичная часть тела у японцев, а порядочная девушка не должна ее демонстрировать. Передняя часть воротника должна быть запахнута широко и высоко к шее, образуя широкую букву "V".
Что касается оби, тот тут тоже возможные самые разные цвета и узоры. Основное отличие в том, что если женщины носят оби почти всегда со стандартным узлом тайко, то девушки могут завязывать его как угодно - бабочкой, крыльями, черепахой, да хоть пропеллером, главное выглядеть как подарок в упаковке. Юность - это ведь время сватовства и свадеб, поэтому нужно иметь "товарный" вид, чтобы при взгляде на девушку у потенциального жениха возникло желание развернуть «упаковку» и посмотреть что внутри.)) Чем выше завязано оби - тем моложе владелица, хотя высота оби - не совсем показатель возраста, скорее сексуального опыта. Скажем так, чем оби ниже, тем опытнее женщина. Шарф у незамужней девушки очень сильно выглядывает из-под оби, шнур тоже повязан высоко.

После замужества девушка переходит в категорию женщин (независимо от календарного возраста). Яркие фурисоде уходят в прошлое навсегда, женщина никогда его больше не наденет. Теперь она может носить только иро томесоде или черное томесоде. Цвета томесоде более сдержанные, рукава менее скругленные и более короткие. Спокойная, сдержанная, элегантная, уважаемая, полная достоинства - вот характеристики идеальной женщины, выраженные в ее наряде. У молодых женщин рисунок может быть ярким и подниматься высоко к поясу от подола, а с возрастом чем старше дама, тем рисунок ближе к низу. Вообще все становится ниже - воротник, вырез спереди, оби, шнур и даже шарф. Все это выражает ее сексуальное взросление. У молодых женщин шнур повязывается где-то на середине, вырез немного опускается, формируя узкую букву "V", шарф почти не виден из-под оби. У старших дам вырез еще уже, оби ниже, шнур повязан в нижней части оби.
По правилам женщина может одеваться чуть «старше» чем она есть, но она не может одеваться «моложе». Однако многие пробуют «скостить» себе пяток лет с помощью одежды, хотя это очень трудно. Ведь если несоответствие будет заметно окружающим, то это будет выглядеть смешно и неприлично. Такие дела))

Часто те из современных женщин, кто не выходит замуж до 30 лет, делает карьеру и т.д. выбирают противоположную тактику - одеваются чуть старше чем они есть, и таким образом получают приличный и комфортный для себя наряд.

Особняком стоит одежда гейш. Вообще гейши это как бы последний оплот, хранители традиций кимоно и единственные кто носит кимоно и на работе, и просто так в быту. Поскольку гейши создания особенные, то и их одежда являет собой странную смесь разных признаков. В принципе, наряд майко (обучающаяся гейша) похож на фурисоде юной девушки. У него тоже длинные до пола рукава, яркие цвета с рисунком по всему полю, что подчеркивает молодость. Вырез ворота запахнут высоко у шеи, шарф сильно выглядывает из-под оби, шнур завязан чуть выше середины. Зато сзади ворот опушен почти до начала лопаток (что есть жутко сексуально по их понятиям). Также майко носят только полную версию оби - мару оби с очень большим узлом.

Сезонность.

Это очень интересный аспект ношения кимоно. Тут все тоже очень сложно, но если вкратце, то ношение кимоно по сезонам не только отражает нужды погоды, но и имеет эстетический смысл. Каждому сезону соответствует своя ткань и свои рисунки. Все кимоно делятся на простые (хитое) и с подкладкой (авазе). Хитое носят с июня по сентябрь, в остальное время - авазе. Раньше даже была особая церемония коромогае - смены гардероба, когда убирались одежки одного сезона и доставались другие.
Далее идет материал и цвет, а в последнюю очередь - рисунок. Каждому сезону (пара месяцев) - свой рисунок, причем общее правило такое: тип, ткань и цвет кимоно должны соответствовать месяцу ношения, а вот рисунок должен быть от следующего месяца, всегда должен как бы предвосхищать наступающий сезон. Если это не так, то это показатель эмоциональной бедности и плохого вкуса носителя. Все это вместе позволяет подстраиваться под конкретную погоду. Например, если октябрь (осенний месяц) выдался жарким, то можно продолжать носить хитое, но тогда цвета следует выбрать более темные и рисунок явно осенний (листья, гуси, орхидеи). Или если май (весна) жаркий, то можно начать носить хитое раньше срока, но оно должно быть из плотного крепа, т.к. еще не время носить шелк.

Сезонные рисунки:
январь\февраль - сосна, слива, бамбук

март\апрель - вишня, бабочки, визерия

май\июнь - ирис, ива, птицы

июль\август - ракушки, волны

сентябрь\октябрь - трава, клен, хризантема

ноябрь\декабрь - бамбук в снегу, сосновые иглы, гинкго.

Сочетание оби и кимоно тоже определяется сезонностью, при этому нельзя чтобы и там и там был одинаковый мотив. Мотивы должны быть разными по виду, но сочетаться на более тонком уровне. Например, кимоно с журавлями + оби с черепаховым узором (черепаха и журавль - символы долголетия), или кимоно с цветами + оби с волнами, или кимоно с речной волной + оби со стилизованными водяными ирисами.

Конечно, сегодня только гейши или фанаты кимоно могут иметь целый гардероб чтобы так разнообразно одеваться. Основная масса ограничивается парой кимоно и оби для особых случаев. Может, поэтому сейчас больше популярны однотонные кимоно, которые легче варьировать по формальности и сезонности с помощью оби и получать каждый раз соответствующий случаю наряд.

 

 

Это интересно: