→ Рабочая программа по музыкальной литературе рабочая программа по музыке на тему. Музыкальная литература. Электронное пособие Елены Копий. Новая редакция Муз литература в музыкальной школе номер

Рабочая программа по музыкальной литературе рабочая программа по музыке на тему. Музыкальная литература. Электронное пособие Елены Копий. Новая редакция Муз литература в музыкальной школе номер

Пояснительная записка

Основными задачами музыкальных школ являются:

Формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а так же подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач существенная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература».

«Музыкальная литература» - одна из обязательных учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в ДМШ и ДШИ. Она появилась в учебных планах музыкальных школ в середине 30=х годов, когда к четырёхлетнему обучению было добавлено ещё три года, чтобы продолжительность начального музыкального образования сравнялась с обязательным семилетним общим образованием. Последнее дало возможность значительно обогатить содержание начального музыкального образования и во многом благодаря новому предмету - «музыкальной литературе». Его введение в старших классах способствовало росту общей культуры школьников, содействовало их разностороннему развитию, подготовило к самостоятельному общению с классической музыкой.

Цель программы :

Способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,

Расширению их общего музыкального кругозора,

Формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;

Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

Выработка у обучающихся слуховых представлений.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.

В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание «музыкальной литературы» в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умение разбирать музыкальные произведения:

Слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи

Ориентироваться в нотном тексте сочинений

Запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки

Грамотно излагать впечатления и мысли о музыке

Рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Формирование слухового внимания осуществляется непроизвольно. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя.

Данная программа адаптирована к условиям ДШИ г. Нарьян-Мара и основана на:

  • «Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств». – МК РФ, М., 2004.
  • Примерной программе по «Музыкальной литературе» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств. – МК РФ, М., 2002.
  • «Программе для ДМШ и ДШИ по предмету «Музыкальная литература» (сост. А. И. Лагутин, Э. С. Смирнова)». – М., 1982.
  • «Пояснительной записке к программе по предмету «Музыкальная литература» (сокращённый трёхлетний срок обучения)», утверждённой МС МОУ ДОД «ДШИ» г. Нарьян-Мара, 2007.
  • «Пояснительной записке к программе по предмету «Музыкальная литература» (сокращённый пятилетний срок обучения)», утверждённой МС МОУ ДОД «ДШИ» г. Нарьян-Мара, 2007.

Примерные условия реализации данной программы:

Наличие учебных групп (согласно учебным планам);

Наличие учебных пособий для учащихся;

Наличие методической литературы для преподавателей;

Наличие наборов шумовых инструментов;

Наличие фоно - и - аудиотеки;

Наличие дидактического раздаточного материала;

Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, сольфеджио;

Соблюдение межпредметных связей;

Сотрудничество разных учебных заведений (в том числе, музыкальных), обмен опытом;

Активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Предмет «Музыкальная литература» считается одним из основных предметов при обучении в музыкальной школе. Именно на данных уроках учащиеся овладевают большими знаниями об истории страны, знакомятся с творчеством не только композиторов, но и поэтов, писателей.

В учебном плане сокращённого пятилетнего срока обучения на предмет «Музыкальная литература» отведены лишь IV и V классы ДМШ, с I по III классы включён курс «Слушание музыки». Но для более подробного освоения всего курса «Музыкальная литература» предоставленных двух лет не достаточно. По этой причине предлагается внести некоторые уточнения. А именно:

I класс – «Слушание музыки» носит ознакомительный характер, подготавливая учащихся к освоению материала по предмету «Музыкальная литература». Педагог должен сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки, «видеть» музыку в цвете, «озвучивать» рисунки, рассуждать о прослушанном произведении.

Начиная со второго года обучения, преподаватель переходит на основную - Министерскую программу «Музыкальная литература», ничего не сокращая, осваивая материал четырёх лет обучения.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании ДШИ».

За основу программы по «Музыкальной литературе» (сокращённый трёхлетний срок обучения ) использована министерская программа по «Музыкальной литературе» для ДШИ и музыкальных отделений Школ Искусств за 2002 год.

В связи с тем, что по учебному плану на данный предмет отводится по одному часу в I и II год обучения, а в II классе учащиеся занимаются 2 часа в неделю («Музыкальная литература» и «Современная музыка») необходимо в данную программу внести уточнения и рекомендации:

I год обучения носит ознакомительный характер и полностью соответствует типовой программы «Музыкальная литература» за 2002 год.

II год – программа построена на чередовании отдельных монографических тем, биографических и творческих портретов зарубежных композиторов.

На основании министерской программы за время обучения в III классе учащиеся должны освоить материал третьего и четвёртого года обучения («Русская музыка» и «Советская музыка»). По учебным планам на III класс отводится по 2 часа в неделю, соответственно, весь материал должен быть разбит по полугодиям, чтобы содержание программы не менялось. По этой причине первое полугодие отводится на знакомство с материалом третьего года обучения по предмету «Музыкальная литература» (блок «Русская музыка») – 2 часа в неделю. Во второе полугодие дети осваивают учебный материал четвёртого года обучения («Современная музыка»), занимаясь по 2 часа в неделю.

Таким образом, в течение трёхлетнего срока обучения сохранятся все требования Министерской программы по предмету «Музыкальная литература» за 2002 год. и будет пройден весь учебный материал без сокращений.

По мере реализации данной программы в ней возможны дополнения и изменения.

Данная рабочая программа ориентирована на творческий подход преподавателя к своей работе и может рассматриваться в качестве примерной. Немалые возможности выбора методов и средств обучения позволяют преподавателю планировать и строить учебный процесс достаточно свободно, ориентируясь не только на приведённые ниже рекомендации, но и на собственный опыт и условия обучения.

Контроль и учёт успеваемости

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектом повседневного контроля на уроках музыкальной литературы должны быть: уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, динамика музыкального развития, успехи учащегося.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы может быть в виде:

Устного индивидуального или фронтального опроса

Письменного опроса

Тестирования.

При индивидуальном опросе есть возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.

Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления, умение передавать словами выразительность музыки. По ходу ответа можно напоминать учащимся звучание музыкальных фрагментов.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знаний музыки, играя примеры для всей группы (или запись фрагментов музыки).

Под контролем должно находиться усвоение всего материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Для того, чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, для итогового контрольного урока можно давать вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, заканчивающих обучение в ДШИ. Это могут быть музыкально-исторические вопросы, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Данное занятие может иметь форму конкурса, олимпиады.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Оценочные баллы целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных с учётом тенденции роста учащихся. При их выведении необходимо учитывать все выступления учащихся:

Поурочная работа

Контрольные уроки

Участие в концертах, конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании Детской Школы Искусств».

Механизм оценки:

Фронтальный опрос;

Беглый текущий опрос;

Систематическая проверка домашнего задания;

Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуальным карточкам;

Тестирование на закрепление знаний;

Контрольные уроки в конце полугодий.

Критерии оценки

В Детской Школе Искусств практикуется пятибалльная система оценок. По этой причине при выставлении отметок могут учитываться все « + » и « - ».

Оценка «5» - « Отлично » выставляется за безупречное выполнение всех заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература. Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике.

Оценка «4» - « Хорошо » выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания музыкального произведения, теоретического материала,…но допущены некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы.

Оценка «3» - « Удовлетворительно » выставляется, если учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми по программе.

Оценка «2» - « Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.

Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.

Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

Открытые уроки с присутствием родителей учащихся;

Зачёт по накопленным навыкам;

Контрольный урок-эстафета;

Урок-состязание;

Конкурсы, викторины, познавательные игры.

Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Требования к уровню освоения предмета по годам обучения

Первый год обучения

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.

Основными формами работы должны стать:

Прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии

Характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств

Объяснение и усвоение новых понятий и терминов

Рассказ о создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах

Самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии

Запоминание и узнавание музыкальных произведений.

Методы работы:

Метод развивающего обучения;

Словесный;

Наглядный (иллюстрации, пособия, хрестоматии);

Проблемно-поисковый;

Метод игровой мотивации;

Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);

Концентрический метод изучения теоретических сведений.

В работе с детьми необходимо использовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Второй год обучения

Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических и обзорных тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить характерные особенности отдельных произведений, некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема – монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, разбор отдельных произведений, которые потом прослушиваются в звукозаписи.

Задача биографических уроков -

В рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках можно использовать музыкальные фрагменты композиторов, произведения живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII - XIX веков. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В связи с этим, тему «Бах И. С.» лучше изучать в конце учебного года.

Третий год обучения

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века.

Помимо монографических тем раздел включает три обзорных урока:

Введение, подготавливающее тему «Глинка»

Беседу о русской музыке 2-й половины XIX века

Заключение, в котором содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца XIX – начала XX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы.

Основное внимание в этом разделе уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении.

Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского – Корсакова и Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского даст учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

Четвёртый год обучения

Курс музыкальной литературы завершается изучением музыки советского и постсоветского периода. Программа этого раздела включает темы, посвящённые творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь». Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви к современной отечественной музыке.

Организация занятий и краткие методические указания

Курс «музыкальная литература» изучается в музыкальных школах в течение четырёх лет. Общий курс объёма – 144 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» не проводятся.

Решение основных задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда:

Изложение нового материала должно дополняться его закреплением

Повторение пройденного – служить проверкой знаний и умений.

Главные требования к уроку «Музыкальная литература» - единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями.

Эффективность уроков музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и музыкального, при разборе произведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приёмы повествования, описания, рассуждения, где могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, при повторении пройденного и проверке усвоенного материала. Наглядные методы обучения повышают качество усвоения учебного материала.

Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна в виде её исполнения преподавателем, так и путём воспроизведения с помощью технических средств. Демонстрацию музыки полезно сочетать с её наблюдением по нотам, используя хрестоматии, учебники, нотные примеры.

Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Закрепление учебного материала возможно в процессе изложения и в конце урока, при повторении пройденного, и при самостоятельной работе дома.

Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, с текстом. Вспомогательным материалом при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся.

Помимо устных, целесообразны и учебно-практические задания по хрестоматии. Специальным учебно-практическим заданием может быть и разбор сочинений, исполняемых в классе по инструменту. Ограниченно должны даваться и письменные задания. Наиболее развитых учеников старших классов можно привлекать и к посильному участию в музыкально-просветительской деятельности вне школы.

Календарно-тематический план

Тематический план курса, в котором учебный материал расположен по годам обучения с примерным распределением

Тематический план курса, в котором учебный материал расположен по годам обучения с примерным распределением количества уроков по темам, в основном, соответствует содержанию известных учебников по музыкальной литературе.

В каждом учебном году программой предусмотрены (помимо часов, отводимых на изучение нового материала) 4 часа для проведения четвертных контрольных уроков.

Примерный тематический план

Первый год обучения

№ тем

Наименование тем

Кол-во уроков

Знакомство с небольшими произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки.

Введение.

  1. Музыка в нашей жизни.
  2. Содержание музыкальных произведений.
  3. Выразительные средства музыки.

Песни разных жанров.

Проверочная работа по пройденному материалу. Подведение итогов успеваемости.

Маршевая и танцевальная музыка.

  1. Инструментальные марши и песни-марши.
  2. Танцы народов России. Танцы народов мира.

Контрольный урок по пройденному материалу.

Обобщающее занятие по материалу первого полугодия. Подведение итогов успеваемости в первом полугодии.

Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов-классиков.

  1. Древнейшие виды народного творчества – былины и исторические песни.
  2. Старинные трудовые и семейно-бытовые песни.
  3. Протяжные лирические песни. Городские песни VIII – XIX веков.
  4. Произведения на народные темы в русской классической музыке. «Восемь русских народных песен для оркестра» А. Лядова.

Программно-изобразительная музыка.

  1. П. Чайковский «Времена года».
  2. М. Мусоргский «Картинки с выставки»
  3. С. Прокофьев «Зимний костёр»

Музыка в театре.

  1. Э. Григ «Пер Гюнт»
  2. П. Чайковский «Щелкунчик»
  3. М. Глинка Опера «Руслан и Людмила».
  4. Н. Римский – Корсаков Опера «Садко» (ознакомительного характера)

Контрольный урок по материалу учебного года.

Итого: 36 уроков.

Второй год обучения

№ тем

Наименование тем

Кол-во уроков

Классики европейской музыки.

Введение.

Музыка от древнейших времён до XVIII века. Формирование классического стиля в музыке.

Гайдн Й.

  1. Знакомство с сонатно-симфоническим циклом. Симфония № 103 (Ми-бемоль мажор).
  2. Знакомство с сонатной формой. Соната Ре мажор иди Ми минор.

Контрольная работа по пройденному материалу.

Моцарт В.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Соната для форт-но № 11 (Ля мажор).
  3. Симфония № 40 (соль минор).
  4. Опера «Свадьба Фигаро»

Контрольная работа по творчеству Моцарта.

Бетховен Л.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Соната для форт-но № 8 (до минор) – «Патетическая».
  3. Симфония № 5 (до минор).
  4. Увертюра «Эгмонт».

Контрольная работа по творчеству Бетховена.

Обобщающее занятие по изучению сонатно-симфонического цикла.

Шуберт Ф.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Песни.
  3. Фортепианные произведения.
  4. Симфония си минор «Неоконченная».

Контрольная работа по творчеству Шуберта.

Шопен Ф.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Мазурки. Полонезы.
  3. Прелюдии. Этюды.
  4. Ноктюрны.

Контрольная работа по творчеству Шопена.

Бах И. С.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Произведения для органа.
  3. Сюиты.
  4. Полифонические произведения.

Контрольный урок по творчеству Баха.

Обобщающее занятие по материалу учебного года. Подведение итогов успеваемости.

Всего: 36 уроков.

Третий год обучения

№ тем

Наименование тем

Кол-во уроков

Русские композиторы – классики

Введение. Русская музыка до Глинки.

Глинка М.И.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Произведения для оркестра.
  3. Романсы и песни.
  4. Опера «Иван Сусанин»

Контрольный урок по пройденному материалу.

Даргомыжский А. С.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Романсы и песни.

Контрольный урок по пройденному материалу.

Русская музыкальная культура второй половины XIX века.

Бородин А. П.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Опера «Князь Игорь».
  3. Симфония № 2 (си минор) «Богатырская» (1 часть).

Контрольный урок по творчеству Бородина.

Римский – Корсаков Н. А.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Беседа об оркестре.
  3. Симфоническая сюита «Шехеразада».
  4. Опера «Снегурочка».

Контрольный урок по творчеству Римского – Корсакова.

Обобщающее занятие по материалу учебного года. Подведение итогов успеваемости.

Мусоргский М. П.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Опера «Борис Годунов»

Чайковский П. И.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы».
  3. Опера «Евгений Онегин».

Контрольная работа по творчеству Чайковского.

Русские композиторы конца XIX – начала XX века.

Композиторы советского периода.

Введение. Отечественная музыкальная культура после 1917 года.

Прокофьев С. С.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Произведения для форт-но.
  3. Кантата «Александр Невский».
  4. Симфония № 7 (1 часть).
  5. Балет «Золушка» (или «Ромео и Джульетта»).

Контрольный урок по творчеству Прокофьева.

Шостакович Д.Д.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Симфония № 7 (1 часть).
  3. Прелюдия и фуга для форт-но.

Проверочная работа по пройденному материалу.

Хачатурян А. И.

  1. Биография и краткий обзор творческого наследия.
  2. Концерт для скрипки с оркестром (или фрагменты из балета «Спартак»).

Обзор творчества современных композиторов с вводным словом к музыке последних десятилетий XX века:

Свиридов Г. В.

Рахманинов С. В.

Контрольный урок по всему пройденному материалу.

Подведение итогов успеваемости. Обобщающее занятие.

Всего: 36 уроков.

Аверьянова И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвёртый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2001.

Брянцева Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 1999, 2000.

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Для 4-го класса детской музыкальной школы. – М., 1992, 1993.

Козлова Н. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2003.

Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М., 1999, 2000.

Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5-го класса детской музыкальной школы. – М., 2001.

Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для 7-го класса детской музыкальной школы. – М., 2001.
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов детской музыкальной школы. – М., 1994.

Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса детской музыкальной школы. Сост. В. Владимиров, А. Лагутин. – М., 1987.

Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы. Сост. И. Прохорова. – М., 1990.

Хрестоматия по музыкальной литературе для 6-7 классов детской музыкальной школы. Сост. Э. Смирнова, А. Самонов. – М., 1993.

Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода. Для 7 класса детской музыкальной школы. Составил и переложил для фортепиано А. Самонов. – М., 1993.

Приложение

Примерные контрольные вопросы по опере Чайковского «Евгений Онегин»

Где и когда создавалась опера?

Что вы знаете о первом исполнении оперы?

Объясните подзаголовок оперы (лирические сцены)?

Где и когда происходит действие оперы?

Что общего в судьбе главных героев?

В какой картине наиболее полно характеризуется Татьяна?

В какой картине наиболее полно характеризуется Ленский?

Где в музыке оперы можно услышать отзвуки природы?

В каких картинах оперы есть хоровые сцены?

В каких картинах оперы есть танцы?

Назовите известные вам ансамбли оперы, в каких картинах они звучат?

Перечислите оркестровые эпизоды оперы?

В каких картинах на сцене присутствуют лишь два персонажа?

В каких картинах всего одна сцена?

В чём характерность вальса, что происходит под его музыку на сцене?

В каких картинах есть массовые сцены?

В какой картине звучит ария Гремина? Это ария – монолог или ария – обращение? О чём говорит в ней князь?

Данные вопросы могут быть предложены учащимся как в устной форме, так и в письменной. Ответы на вопросы должны быть дополнены определением на слух музыки.


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Задонского муниципального района Липецкой области

Методическое пособие
Для музыкальных отделений ДШИ

«Краткий курс музыкальной литературы»

Возраст от 8 до 16 лет

Составитель: преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Комова Алла Васильевна

г. Задонск
2015

«Краткий курс музыкальной литературы» предназначен для обобщения всего курса данного предмета в ДМШ. Здесь очень сжато представлены все основные сведения о композиторах, их самые известные произведения, кратко рассмотрены основные эпохи в мировой музыкальной культуре, даны основные понятия музыкальных жанров, форм и элементов музыкальной речи.

1. Полифония – это многоголосие. В полифоническом произведении может быть от двух до пяти голосов, каждый из которых развивается самостоятельно, но все они сплетаются в одну музыкальную ткань. Полифония была распространена в период эпохи возрождения (XVI – XVII вв.) Выдающимися музыкантами полифонистами в 1-й половине XVII в. были: немецкие композиторы Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман английский - Генри Пёрсел, французский композитор Жан Баттист Люлли.
В Италии выделялся Антонио Вивальди. Широко известны его скрипичные концерты и сюита «Времена года». Во Франции наиболее известны композиторы - клавесинисты: Жан Филипп Рамо, Франсуа Куперен, Луи Клод Дакен. Очень популярны сейчас сонаты для клавесина итальянского композитора Доменико Скарлатти.
Но «отцом» полифонии по праву считается великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750г.г.) Его творчество велико и многогранно.
Родился Бах в немецком городке Эйзенахе. Там прошло его детство, там он научился игре на органе, скрипке и клавесине. С 15-ти лет он жил самостоятельно: сначала в городе Люнебурге потом, в поисках работы, переезжает в город Веймар, где служил органистом в церкви и написал здесь самые лучшие свои органные произведения: «Токкату и фугу ре минор», органные хоральные прелюдии и фуги. Затем он переезжает в город Кётен.
В Кётене он служит придворным музыкантом у принца Кётенского и здесь написал лучшие клавирные произведения: 1-й том ХТК (хорошо темперированного клавира), 6 английских и 6 французских сюит, инвенции, «Хроматическую фантазию и фугу».
Последние годы Бах прожил в Лейпциге. Здесь он работал руководителем школы певчих (кантором) при церкви святого Фомы и написал много хоровых произведений: «Мессу си минор», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и другие лучшие образцы кантат и ораторий. Здесь же он написал 2-й том ХТК.

И.С. Бах стал создателем полифонической музыки. Лучше него полифонию не писал никто. Его трое сыновей стали тоже известными композиторами, но имя Иоганна Себастьяна Баха вошло в историю музыкального искусства на все времена! Его музыка вечна и понятна людям – она живая.

2. Венская классическая школа.

Это творческое направление в музыке конца XVIII – начала XIX веков, сложившаяся в г. Вена (столице Австрийской империи). К нему принадлежат три композитора: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. В их творчестве сформировался сонатно-симфонический цикл. Их произведения совершенны по форме и по содержанию (т.е. классические). Именно поэтому их назвали великими венскими классиками.
Музыка композиторов венской классической школы до сих пор остается непревзойденным образцом сочинения (классический – одно из значений слова – образцовый). Школа – здесь понятие приемственности, т.е. продолжение и совершенствование одним композитором традиций и идей своего предшественника.
Венские классики использовали новый музыкальный склад (способ изложения музыкальной мысли) – гомофоно-гармонический, где существует главный мелодический голос, а остальные голоса сопровождают мелодию (ему аккомпанируют). В их творчестве складывается 8-ми тактовый (квадратный) период. Это связано с использованием австрийских и немецких народных тем. В гармонии преобладают трезвучия главных ступеней T, S, D.

Йозеф Гайдн (1732-1809) был самым старшим из венских классиков. В его творчестве окончательно сформировались жанры сонаты, симфонии, концерта и квартета. Его называют «отцом» симфонии (их у него более 100). В основе его музыки лежат темы народных танцев и песен, которые он с величайшим мастерством разрабатывает. В его творчестве сформировался также состав симфонического оркестра, состоящий из трёх групп инструментов – струнных, духовых и ударных. Почти всю жизнь он прослужил придворным музыкантом у князя Эстергази, создав 104 симфонии, 52 сонаты, концерты и 83 квартета. Но вершиной стали его 12 Лондонских симфоний, оратории «Времена года» и «Сотворение мира», написанные в Лондоне в конце его жизни.

Последователем творчества Гайдна стал немецкий композитор В.А.Моцарт (1756-1791). Его светлая музыка до сих пор современна – яркий пример классицизма. С ранних лет он стал сочинять сонаты, симфонии и оперы. Используя сонатно-симфонический цикл Гайдна, Моцарт развил и обогатил его. Если у Гайдна контраст между главной и побочной партиями выражен не ярко, то у Моцарта главная партия по характеру сильно отличается от побочной и разработка (средний раздел) в связи с этим более насыщена. Музыка Моцарта с потрясающей силой передает и скорбные трагические настроения («Реквием»), и юморичсические образы, и прекрасную природу. Музыка Моцарта отличается красотой и изяществом. Моцарт автор многих опер, самыми известными из которых стали: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». У него около 50-ти симфоний (наиболее известны соль минор №40 и «Юпитер» №41), множество сонат, концертов для клавира, скрипки, гобоя, флейты, дивертисментов.

Людвиг
ван
Бетховен (1770-1827) - третий венский классик.
Великий немецкий композитор родился в г. Бонне. Современник Великой французской революции, он воплотил в своей музыке мятежный пафос, мечту о свободе и счастье человечества. Им создано 9 симфоний (самые известные: до минор №5, №9), ряд увертюр («Кориолан», «Эгмонт», «Леонора»); 32 сонаты («Лунная».№14, «Патетическая» №8, «Аппассионата» №23 и др.) опера «Фиделио», 5 фортепианных концертов, скрипичный концерт и сонаты для скрипки, 16 струнных квартетов. Творчество Бетховена наполнено огромной энергией, контраст между темами очень яркий, музыка его драматична и в то же время жизнеутверждающая и доступна пониманию всех людей.

3. Эпоха романтизма в музыке.

Романтизм – это направление в искусстве, возникшее в начале XIX века, в пору реакции после французской буржуазной революции. Люди искусства не могли в это время правдиво отражать действительность и им приходилось либо уходить в мир фантастики либо отражать внутренний мир человека его чувства и эмоции.

В музыке первым композитором – романтиком стал Франц Шуберт (1797-1828)– великий австрийский композитор – песенник (их у него более 600).
В юности ему пришлось испытать много потерь. Оказавшись в Вене один, он жил у друзей и знакомых и был полон надежд на прекрасное будущее. Его песни в этот период светлые по содержанию (цикл «Прекрасная мельничиха»). Но постепенно он начинает понимать, что жизнь не так уж безоблачна, как ему казалось, что судьба музыканта – это бедность и нужда. В песне «Шарманщик» он нарисовал свой портрет – певца, выброшенного обществом. Мрачные настроения отражены в цикле «Зимний путь», «Лебединая песня». На слова Гёте написаны такие шедевры, как баллада «Лесной царь», «Маргарита за прялкой». «Серенада» Шуберта прочно вошла в репертуар известных певцов. Кроме песен Шуберт написал также 8 симфоний (самая известная «Неоконченная» си минор №8 в двух частях). У него также много небольших фортепианных произведений: музыкальных моментов, экспромтов, экосезов, вальсов.
Умер Шуберт очень рано - в 31 год, но своими произведениями он успел подготовить появление последователей его творчества.

Одним из них стал польский композитор фортепианного жанра Фридерик Шопен (1810 – 1849).
Музыка его гениальна. Несмотря на то, что писал он исключительно для фортепиано, тем не менее открыл целый мир – от тайных глубин человеческих чувств до простых сцен деревенской жизни.
Обращаясь к польским национальным жанрам – мазуркам, полонезам, вальсам он показал их с разных сторон. Например его мазурки могут быть бальными, а могут напоминать незатейливую деревенскую пляску. Полонезы – то блестящие, то трагичные.
Вальсы тоже очень разнообразны по характеру, а его этюды выходят за рамки чисто технического произведения – это уже концертные пьесы – картины. Прелюдии Шопена небольшие по размеру, но очень разные по оттенкам чувств, затронутых в них. Ноктюрны Шопена – это образцы мелодизма и гармонии. Шопен является создателем нового жанра фортепианной музыки – это жанр баллады. Есть у него и сонаты. Траурный марш Шопена знаком всем – это 3-я часть си минорной сонаты.
Фридерик Шопен – любимый композитор многих пианистов. С 1927 года в Варшаве регулярно проводятся всемирные конкурсы пианистов имени Шопена.

Третий романтик зарубежной музыки – Роберт Шуман (1810 – 1856).
Это великий немецкий композитор – мечтатель и выдумщик. Он обладал удивительной способностью изображать в музыке портреты людей, причем часто с юмором. Фортепианный цикл «Карнавал» - наиболее известное его произведение. Он написал много мелких пьес для фортепиано, «Альбом для юношества», «Бабочки», 3 сонаты, «Симфонические этюды» и другие произведения.

4. Русская музыкальная культура.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Великий русский композитор – родоначальник национальной классической музыки.
Закончив университетский благородный пансион, он много путешествовал по странам Европы, изучая музыку зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии). Вернувшись на Родину, Глинка задался целью создать русскую национальную музыкальную школу и ему удалось это сделать.
Глинка собирал и обрабатывал русские народные песни и свои произведения писал, используя их интонации, облачив их в строгие классические формы.
Глинка автор около 80 романсов и песен, среди которых такие шедевры, как «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок» и другие.
Первая его опера на исторический сюжет «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
От этой оперы пошла ветвь русской исторической оперы (она стала образцом этого жанра). Вторая опера Глинки написана на сюжет сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Она заложила основу для русской сказочной оперы.
Кроме того «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде». - писал П.И.Чайковский. Это действительно так. Кроме «Камаринской» Глинка написал две увертюры на испанские темы «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», а его «Вальс-фантазия» - это образец прекрасной лирики в инструментальной музыке.
Подытожив все, что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень и добился признания русской музыки на мировом уровне.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Последователь и младший современник Глинки, он вошел в историю русской музыкальной культуры, как создатель социально – обличительных произведений. Среди них опера на сюжет одноименной трагедии Пушкина «Русалка», где композитор передал трагедию простой крестьянской девушки Наташи, брошенной князем, горе её отца. Еще одна опера положена на текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость». Это тоже социально-психологическая драма. В своих операх Даргомыжский ввел новый принцип сквозного музыкального развития. Он заключался в том, что музыкальные номера: арии, ариозо, дуэты, хоры – плавно и без остановки переходят в речитатив и наоборот, а оркестровая партия часто досказывает то, что не выражено словами.
Даргомыжский автор около 100 романсов и песен. Среди них очень популярны: «Мне грустно», «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк» и другие.
В своей музыке Даргомыжский опирался на народную песню, но вместе с тем и на интонации живой человеческой речи. «Хочу чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - это творческое кредо Даргомыжского.

Во второй половине XIX века в России начался подъем национального искусства – литературы, живописи, музыки. В это время и возник кружок единомышленников – музыкантов, названный знаменитым музыкальным критиком Стасовым «Могучая кучка». Его также называют «Великая русская пятёрка» или «Новая русская школа».
В кружок вошли 5 композиторов.
Руководителем его был Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – яркая фигура, музыкальный талант. Его заслуга в том, что он собирал и обрабатывал русские народные песни. Балакирев создал не очень много произведений. Наиболее интересные из них фантазия «Исламей», 8
русских народных песен в обработке для фортепиано, около 50 романсов.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

– выдающийся ученый химик, педагог, композитор. Автор оперы «Князь Игорь» на исторический сюжет древней русской летописи «Слово о полку Игореве», симфонической картины «В средней Азии», замечательных 2-х квартетов, 3-х симфоний (самая известная 2-я имеет название «Богатырская») и 18-ти романсов. Композитор воплотил в своем творчестве былинный эпос русского народа, а также осветил мир восточной Азии, с его прекрасными мелодиями.

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – композитор-трибун, отразивший жизнь и историю русого народа. Его оперы «Борис Годунов», «Хованщина» монументальные народные музыкальные драмы – вершина его творчества; музыкальная комедия по Гоголю «Сорочинская ярмарка» раскрывает живые яркие образы простых людей; цикл «Картинки с выставки», циклы песен «Детская», «Песни и пляски смерти», романсы входят в репертуар мировых театров.

Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) –композитор и музыкальный критик, автор опер-сказок «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка дурачок», романсы, песни, небольшие фортепианные пьесы. Его произведения не столь значительны, как произведения других композиторов «Могучей кучки», но и он внес вклад в копилку русской музыки.

Объединяло всех композиторов «Могучей кучки» то, что они трепетно относились к русской народной песне, стремились обогатить русскую классическую музыку, возвысить ее в мировом масштабе. Все они являются последователями великих русских композиторов-классиков М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского.

Использованная литература:
Баженова Л., Некрасова Л., Курчан Н., Рубинштейн И., «Мировая художественная культура ХХ век: Кино, театр, музыка» издат. Питер 2008 г.
Горбачева Е. «Популярная История Музыки» издат. «Вече» 2002 г.
Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» издат. Москва, "Советский композитор" 1984 г.
Привалов С. «Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма»
издат. «Композитор» 2003 г.
5. Прохорова, И., Скудина, Г. «Музыкальная литература советского периода»
издат. «Музыка» 2003 г.
6. Прохорова, И. «Музыкальная литература зарубежных стран»
издат. «Музыка» 2003 г.

7. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература» издат. «Музыка» 2001г.
8. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино издат. ЗАО «Дом Книги,Аванта+"» 2000 г.

13PAGE \* MERGEFORMAT14915

Новая редакция пособия по музыкальной литературе представляет собой существенно дополненное в соответствии с новыми учебными программами собрание иллюстраций к биографиям зарубежных и русских композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы в Детской музыкальной школе.
Принцип, взятый за основу в первом варианте пособия (см.), сохранён.

Видовой ряд выстроен в хронологическом порядке и отражает наиболее важные вехи в жизни и творчестве представленных композиторов. Наибольших изменений и дополнений коснулся диск по музыкальной литературе зарубежных стран, поскольку сегодня программа предусматривает изучение дисциплины в течение полутора лет.

Серия биографических уроков дополнена обзорными темами, характеризующими наиболее значимые достижения в культуре разных эпох. Биографические уроки по зарубежной музыке предваряет характеристика музыкального искусства добаховской эпохи. Добавлены темы, касающиеся искусства Древней Греции и Рима, музыкальной культуры Средневековья, эпохи Возрождения и эпохи барокко, основанные на содержательных и разнообразных иллюстрациях. Появилась возможность подробнее остановиться на характеристике эпохи становления венской классической школы, философии и эстетике этого периода, оперной реформе К. В. Глюка, чему также посвящены отдельные презантации. Новой темой является и биогафия Г. Ф. Генделя. Все остальные традиционные биографические темы пополнились большим количеством новых иллюстраций. После биографических уроков дан перечень основных западно-европейских композиторских школ ХIX-XX веков. Данная тема теперь представлена не одной, как ранее, а пятью презентациями. По всем новым темам пополнился и музыкальный материал.

Курс русской музыкальной литературы, где наряду с музыкантами, композиторами, исполнителями, представлены государственные, общественные деятели, учёные, поэты, писатели, драматурги, художники - люди, внесшие огромный вклад в культурное наследие России, также пополнился новыми иллюстрациями, которые помогут дать яркое представление о наиболее значительных явлениях эпохи, о жизни и творчестве выдающихся рксских композиторов. Например, приведённый ниже фрагмент биографии А. П. Бородина характеризует окружение молодого учёного и музыканта, те мощные интеллектуальные силы, которые стояли у истоков русских естественных наук, будучи, в то же время, большими любителями искусства во всех его проявлениях.

Биографические уроки и обзорные темы могут даваться как в форме лекции, так и в форме беседы с учащимися с показом иллюстраций. Пособие сделано с максимальным уважением к индивидуальности педагога, давая ему полную свободу в изложении материала, не навязывая определённый текст. Преподаватель имеет возможность комментировать представленные слайды в том объёме, в котором считает нужным.

Полностью подвергся редактуре дизайн фона каждой презентации, а также дизайн обложки диска.

На выбор педагога предлагается музыкально-иллюстративный материал, которым можно сопровождать показ слайдов. При выборе музыкальных фрагментов автором сделан акцент на музыку, не изучаемую в курсе музыкальной литературы ДМШ, что способствует расширению представлений о творчестве каждого из композиторов.

На дисках каждая тема представлена в виде папки, в которой содержится непосредственно презентация и папка с музыкальными произведениями.

Ниже предлагаются для ознакомления фрагменты презентаций «Георг Фридрих Гендель» и «Александр Порфирьевич Бородин»

По вопросу приобретения электронных пособий по музыкальной литературе Елены Копий обращайтесь в раздел с указанием Вашего электронного адреса.

 

 

Это интересно: