→ Сообщение на тему какие знания дает искусство. Какие знания дает искусство. Гравюра «Четыре всадника»

Сообщение на тему какие знания дает искусство. Какие знания дает искусство. Гравюра «Четыре всадника»

Искусство и человек существовали и развивались вместе с самого начала истории. Поначалу это были всего лишь неуверенные попытки воздействия на действительность, выраженные в примитивных наскальных рисунках. Позже навыки человека совершенствовались, понимание мира становилось более глубоким, а искусство из части магического ритуала превратилось в совершенно самостоятельную сферу деятельности.

Определить, что дает искусство человеку, достаточно непросто, поскольку сфера его влияния на жизнь и сознание населения третьей от Солнца планеты чрезвычайно велика. Тем не менее, попробовать стоит.

Начнем с малого

Если не вдаваться в подробности и начать с наиболее очевидных вещей, конечно, следует отметить функцию эстетического наслаждения. Какие знания дает искусство? Прежде всего, оно прививает человеку понимание прекрасного, причем понимание как рационального характера, так и духовного.

Пожалуй, эту разницу следует пояснить. Человек, более-менее сведущий в культурологии и искусствоведении, способен осознать ценность, красоту и величие мазков, чеканки или филигранного построения нот. В этом он обязательно увидит определенную систему. В данном случае понимание будет сугубо рациональным.

Теперь немного о духовном понимании прекрасного. Что дает нам искусство, если не наслаждение от его восприятия? В данном случае речь идет, скорее, об осознании, формировании сверхчувствительности души человека благодаря соприкосновению с искусством.

Искусство и история

Зачем нужны такие знания? Дающее искусство знание нужно человечеству для того, чтобы осознавать самое себя. Где как не в творениях великих авторов отражена вся суть истории в практически первозданном виде? По сути, любой акт творения является откликом на изменившийся мир.

Литературный процесс, к примеру, называют самым точным отражением исторических событий: революций и восстаний, открытий и изобретений. То же самое можно говорить и о живописи, архитектуре или музыке. Разница заключается лишь в языке, на котором искусство рассказывает свою историю: это ноты, особенности резьбы и лепки или же специфика мазков и выбора цветов и форм.

Итак, какие знания дает искусство? Оно открывает перед нами историю во всем величии прошлого и таинственности будущего.

Искусство говорящее

Творческое наследие дает нам знания не только об истории, но и о человеке как таковом. Соприкасаясь с культурными ценностями других народов, мы приобщаемся к их мировидению, более глубоко понимаем их ценности, особенности жизни, устои, традиции.

Если необходимо дать определение, искусство в этом контексте является языком, на котором народы мира говорят между собой. Это диалог, доступный всему человечеству, не знающий языкового барьера.

Творение и наука

Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе. Современный человек, по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Данное предположение смело можно назвать ошибочным.

По сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки. Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна.

Леонардо да Винчи в свое время значительно опередил науку, работая над чертежами не только оружия, но и летательных аппаратов. Знаменит он и своими трудами в области анатомии. Большей части мира он известен все же как великий художник.

Этическая составляющая

Об искусстве попросту невозможно говорить вне этического контекста. Именно оно, по сути, является наилучшим показателем добра и зла, справедливости и корысти, душевной красоты и внутреннего уродства. Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя не упомянуть об этической составляющей.

Практически все художественные творения мировой культуры направлены на объяснение человечеству непоколебимости истины, добра и красоты. Конечно, если смотреть на то или иное произведение искусства буквально, можно предположить, что в силу тех или иных особенностей оно не воплощает красоту или идеалы человечности. Тем не менее, именно благодаря этому формируется у нас четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. По сути, начиная с детских сказок и заканчивая произведениями кинематографа, искусство воспитывает в нас человечность.

Невозможное возможно

Наконец, искусство учит нас самому важному - осознанию того, что в мире нет невозможных вещей, неподъемных нош и недостижимых целей. Пример Бетховена учит нас тому, что даже практически лишившись слуха можно писать потрясающие симфонии, которые человечество пронесет сквозь века и будет восхищаться ими.

Роман «Улисс», признанный вершиной мирового модернизма, писался Джеймсом Джойсом в постоянной борьбе со слепотой.

Потолок знаменитой Сикстинской капеллы был расписан Микеланджело в одиночку.

Исходя из этих фактов, какие знания дает искусство? Прежде всего, это четкое осознание того, что в мире нет ничего невозможного для человека, если он творит.

Исцеление творением

Во всем мире давным-давно активно применяется практика лечения психических расстройств путем включения пациентов в среду искусства. Это может быть простая демонстрация репродукций или сеансы прослушивания классической музыки. Может быть задействован и непосредственный акт творения. Большинство психиатров мира убеждены, что именно путем приобщения к созидательной деятельности нервная система человека быстрее всего приходит в норму.

Говоря о том, какие значения дает искусство, нельзя забывать и о факте положительного воздействия на организм человека. К слову, такого рода практика применяется не только в среде психиатрии - человечеству вообще свойственно обращаться к искусству для борьбы со страхом.

Исключительные черты

Итак, мы перечислили основные пути взаимодействия человека и искусства. Теперь обратим внимание на то, в чем же заключается особенность культурного наследия.

По широте возможного познания искусству попросту нет равных. К примеру, если мы говорим о науке (физике, алгебре или биологии), перед нами предстает совершенно обособленная отрасль человеческого знания. В ней можно, но сложно отклониться в сторону, прикоснуться к остальному миру.

Искусство же включает в себя весь мир. Литература, к примеру, может охватывать этику, обыгрывать законы физики, обращаться к истории, биологии или астрономии. Живопись предоставляет великолепную возможность осмыслить не только особенности техники рисования, но и сравнить каноны красоты в истории человечества. Древнегреческие скульптуры представляют собой идеальную модель тела в плане анатомических особенностей.

Искусство, которое большая часть человечества столь легкомысленно называет прикладной отраслью деятельности, по сути своей является мультинаучным, поскольку именно оно обращается к миру и отражает его во всей красоте, полноте и величии.

Тема: Какие знания дает искусство (Искусство, 9 класс)

Цель урока : Показать способность произведений искусства на формирование личности человека формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений. Воспитывать любовь и интерес к искусству. Формировать навыки работы с художественными материалами. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Тип урока :комбинированный.

Оборудование : иллюстрации, ИКТ

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний.

3.Мотивация. Целеполагание.

4.Изучение нового материала.

Искусство и человек существовали и развивались вместе с самого начала истории. Поначалу это были всего лишь неуверенные попытки воздействия на действительность. Из истории мы знаем о наскальных рисунках древних людей, они рисовали и на кусках кожи, рисунками свои тела, отображая в этих своеобразных картинах какие-то события своей жизни – охоту, военные действия, быт. И было им невдомек, что именно по этим картинам в будущем, будет воссоздана история жизни древних… А ведь эти деяния наших предков тоже относятся к искусству, и этот вид искусства имеет огромную ценность для нас.

Позже навыки человека совершенствовались, понимание мира становилось более глубоким, а искусство из части магического ритуала превратилось в совершенно самостоятельную сферу деятельности.

Определить, что дает искусство человеку, достаточно непросто, поскольку сфера его влияния на жизнь и сознание населения третьей от Солнца планеты чрезвычайно велика.

Функция эстетического наслаждения

Прежде всего, искусство прививает человеку понимание прекрасного, причем понимание как рационального характера, так и духовного. Человек способен осознать ценность, красоту и величие мазков, чеканки или филигранного построения нот. В данном случае речь идет, скорее, об осознании, формировании сверхчувствительности души человека благодаря соприкосновению с искусством.

Своим творчеством поэтам с писателями и актерами, скульпторам с , художникам с композиторами и музыкантами, свойственно передавать нам свое восприятие мира, чего-то тайного, нам не известного и необычного! Благодаря их творчеству возрастает культурное развитие всех нас. Еще будучи детьми, все мы прикасаемся к миру искусства, нарисовав свой первый рисунок, или прочитав стихотворение, сочиненное самостоятельно. Становясь старше, мы формируем свои вкусы относительно , предпочтения музыкальные и отношение к фильмам, книгам

Искусство и история

Дающее искусство знание нужно человечеству для того, чтобы осознавать самое себя Литературный процесс, к примеру, называют самым точным отражением исторических событий: революций и восстаний, открытий и изобретений. То же самое можно говорить и о живописи, архитектуре или музыке. Разница заключается лишь в языке, на котором искусство рассказывает свою историю: это ноты, особенности резьбы и лепки или же специфика мазков и выбора цветов и форм. Оно открывает перед нами историю во всем величии прошлого и таинственности будущего .

Искусство говорящее

Творческое наследие дает нам знания не только об истории, но и о человеке как таковом. Соприкасаясь с культурными ценностями других народов, мы приобщаемся к их мировидению, более глубоко понимаем их ценности, особенности жизни, устои, традиции. Искусство в этом контексте является языком, на котором народы мира говорят между собой. Это диалог, доступный всему человечеству, не знающий языкового барьера.

Творение и наука

Нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе . Современный человек, по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Но по сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки .

Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна.

Леонардо да Винчи в свое время значительно опередил науку, работая над чертежами не только оружия, но и летательных аппаратов. Знаменит он и своими трудами в области анатомии. Большей части мира он известен все же как великий художник.

Динамическая пауза.

Этическая составляющая

Искусство является наилучшим показателем добра и зла, справедливости и корысти, душевной красоты и внутреннего уродства. Практически все художественные творения мировой культуры направлены на объяснение человечеству непоколебимости истины, добра и красоты.

Конечно, если смотреть на то или иное произведение искусства буквально, можно предположить, что в силу тех или иных особенностей оно не воплощает красоту или идеалы человечности. Тем не менее, именно благодаря этому формируется у нас четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

По сути, начиная с детских сказок и заканчивая произведениями кинематографа, искусство воспитывает в нас человечность .

Невозможное возможно

Искусство учит нас самому важному – осознанию того, что в мире нет невозможных вещей, неподъемных нош и недостижимых целей.

Пример Бетховена учит нас тому, что даже практически лишившись слуха можно писать потрясающие симфонии, которые человечество пронесет сквозь века и будет восхищаться ими.

Роман «Улисс», признанный вершиной мирового модернизма, писался Джеймсом Джойсом в постоянной борьбе со слепотой.

Потолок знаменитой Сикстинской капеллы был расписан Микеланджело в одиночку.

Гете благодаря его роману о молодом Вертере и его страданиях , он смог и дальше жить, не смотря на все перипетии судьбы.

В мире нет ничего невозможного для человека, если он творит .

Исцеление творением

Во всем мире давным-давно активно применяется практика лечения психических расстройств путем включения пациентов в среду искусства . Это может быть простая демонстрация репродукций или сеансы прослушивания классической музыки. Может быть задействован и непосредственный акт творения. Большинство психиатров мира убеждены, что именно путем приобщения к созидательной деятельности нервная система человека быстрее всего приходит в норму.

Нельзя забывать и о факте положительного воздействия на организм человека. К слову, такого рода практика применяется не только в среде психиатрии – человечеству вообще свойственно обращаться к искусству для борьбы со страхом.

Исключительные черты

В чем же заключается особенность культурного наследия? По широте возможного познания искусству попросту нет равных.

К примеру, если мы говорим о науке (физике, алгебре или биологии), перед нами предстает совершенно обособленная отрасль человеческого знания. В ней можно, но сложно отклониться в сторону, прикоснуться к остальному миру. знания дающее искусство

Искусство же включает в себя весь мир.

Литература, к примеру, может охватывать этику, обыгрывать законы физики, обращаться к истории, биологии или астрономии. Живопись предоставляет великолепную возможность осмыслить не только особенности техники рисования, но и сравнить каноны красоты в истории человечества. Древнегреческие скульптуры представляют собой идеальную модель тела в плане анатомических особенностей.

Искусство, которое большая часть человечества столь легкомысленно называет прикладной отраслью деятельности, по сути своей является мультинаучным, поскольку именно оно обращается к миру и отражает его во всей красоте, полноте и величии.

5.Закрепление материала.

6.Подведение итогов. Выставление оценок.

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание.

Искусство и человек существовали и развивались вместе с самого начала истории. Поначалу это были всего лишь неуверенные попытки воздействия на действительность, выраженные в примитивных наскальных рисунках. Позже навыки человека совершенствовались, понимание мира становилось более глубоким, а искусство из части магического ритуала превратилось в совершенно самостоятельную сферу деятельности.

Определить, что дает искусство человеку, достаточно непросто, поскольку сфера его влияния на жизнь и сознание населения третьей от Солнца планеты чрезвычайно велика. Тем не менее, попробовать стоит.

Начнем с малого

Если не вдаваться в подробности и начать с наиболее очевидных вещей, конечно, следует отметить функцию Какие знания дает искусство? Прежде всего, оно прививает человеку понимание прекрасного, причем понимание как рационального характера, так и духовного.

Пожалуй, эту разницу следует пояснить. Человек, более-менее сведущий в культурологии и искусствоведении, способен осознать ценность, красоту и величие мазков, чеканки или филигранного построения нот. В этом он обязательно увидит определенную систему. В данном случае понимание будет сугубо рациональным.

Теперь немного о духовном понимании прекрасного. Что дает нам искусство, если не наслаждение от его восприятия? В данном случае речь идет, скорее, об осознании, формировании сверхчувствительности души человека благодаря соприкосновению с искусством.

Искусство и история

Зачем нужны такие знания? Дающее искусство знание нужно человечеству для того, чтобы осознавать самое себя. Где как не в творениях великих авторов отражена вся суть истории в практически первозданном виде? По сути, любой акт творения является откликом на изменившийся мир.

К примеру, называют самым точным отражением исторических событий: революций и восстаний, открытий и изобретений. То же самое можно говорить и о живописи, архитектуре или музыке. Разница заключается лишь в языке, на котором искусство рассказывает свою историю: это ноты, особенности резьбы и лепки или же специфика мазков и выбора цветов и форм.

Итак, какие знания дает искусство? Оно открывает перед нами историю во всем величии прошлого и таинственности будущего.

Искусство говорящее

Творческое наследие дает нам знания не только об истории, но и о человеке как таковом. Соприкасаясь с других народов, мы приобщаемся к их мировидению, более глубоко понимаем их ценности, особенности жизни, устои, традиции.

Если необходимо дать определение, искусство в этом контексте является языком, на котором народы мира говорят между собой. доступный всему человечеству, не знающий языкового барьера.

Творение и наука

Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя забывать и о его огромной роли в научном прогрессе. по большому счету, воспринимает культурное наследие как прикладную, вторичную составляющую прогресса. Данное предположение смело можно назвать ошибочным.

По сути, именно искусство часто выступало в качестве самого мощного двигателя научной мысли. Фантастические летательные аппараты, подводные лодки, корабли, способные покорять космос, изначально существовали в среде именно искусства, и только затем стали достоянием деятелей науки. Вспомнить, к примеру, летучий корабль из знаменитой русской сказки или «Наутилус» Жюля Верна.

Леонардо да Винчи в свое время значительно опередил науку, работая над чертежами не только оружия, но и летательных аппаратов. Знаменит он и своими трудами в области анатомии. Большей части мира он известен все же как великий художник.

Этическая составляющая

Об искусстве попросту невозможно говорить вне этического контекста. Именно оно, по сути, является наилучшим показателем добра и зла, справедливости и корысти, душевной красоты и внутреннего уродства. Если говорить о том, какие знания дает искусство, нельзя не упомянуть об этической составляющей.

Практически все художественные творения мировой культуры направлены на объяснение человечеству непоколебимости истины, добра и красоты. Конечно, если смотреть на то или иное произведение искусства буквально, можно предположить, что в силу тех или иных особенностей оно не воплощает красоту или идеалы человечности. Тем не менее, именно благодаря этому формируется у нас четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. По сути, начиная с детских сказок и заканчивая произведениями кинематографа, искусство воспитывает в нас человечность.

Невозможное возможно

Наконец, искусство учит нас самому важному - осознанию того, что в мире нет невозможных вещей, неподъемных нош и недостижимых целей. Пример Бетховена учит нас тому, что даже практически лишившись слуха можно писать потрясающие симфонии, которые человечество пронесет сквозь века и будет восхищаться ими.

Роман «Улисс», признанный вершиной мирового модернизма, писался Джеймсом Джойсом в постоянной борьбе со слепотой.

Потолок знаменитой Сикстинской капеллы был расписан Микеланджело в одиночку.

Исходя из этих фактов, какие знания дает искусство? Прежде всего, это четкое осознание того, что в мире нет ничего невозможного для человека, если он творит.

Исцеление творением

Во всем мире давным-давно активно применяется практика лечения психических расстройств путем включения пациентов в среду искусства. Это может быть простая демонстрация репродукций или сеансы прослушивания классической музыки. Может быть задействован и непосредственный акт творения. Большинство психиатров мира убеждены, что именно путем приобщения к созидательной деятельности быстрее всего приходит в норму.

Говоря о том, какие значения дает искусство, нельзя забывать и о факте положительного воздействия на организм человека. К слову, такого рода практика применяется не только в среде психиатрии - человечеству вообще свойственно обращаться к искусству для борьбы со страхом.

Исключительные черты

Итак, мы перечислили основные пути взаимодействия человека и искусства. Теперь обратим внимание на то, в чем же заключается особенность культурного наследия.

По широте возможного познания искусству попросту нет равных. К примеру, если мы говорим о науке (физике, алгебре или биологии), перед нами предстает совершенно обособленная отрасль человеческого знания. В ней можно, но сложно отклониться в сторону, прикоснуться к остальному миру.

Искусство же включает в себя весь мир. Литература, к примеру, может охватывать этику, обыгрывать законы физики, обращаться к истории, биологии или астрономии. Живопись предоставляет великолепную возможность осмыслить не только особенности техники рисования, но и сравнить каноны красоты в истории человечества. Древнегреческие скульптуры представляют собой идеальную модель тела в плане анатомических особенностей.

Искусство, которое большая часть человечества столь легкомысленно называет прикладной отраслью деятельности, по сути своей является мультинаучным, поскольку именно оно обращается к миру и отражает его во всей красоте, полноте и величии.

Слайд 1

Урок в 9 классе «Искусство 8-9»
Какие знания дает искусство.

Слайд 2

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по за- конам, в то время еще неизвестным физике.

Слайд 3

Ж.Э.Лиотар «Шоколадница»

Слайд 4

В 1829 году два человека почти одновременно открыли еще одно свойство цвета. Гёте рассматривал внимательно в саду клумбу желтых крокусов; переведя глаза на почву, был поражен синими тенями, подчеркивавшими желтизну цветов. В Париже Делакруа, работая в картине над желтой драпировкой и отчаявшись от невозможности сделать ее яркой, заказал карету, чтоб поехать в Лувр и рассмотреть у Веронезе, чем тот достигал эффекта желтизны. Карета была желтая, и Делакруа увидел падающие от нее синие тени на мостовой. Так были открыты дополнительные цвета.

Слайд 5

Охота на львов

Слайд 6

Оказалось, у цвета имеется свойство не выбиваться из трехцветия, дающего в сумме белый цвет, то есть свет. Благодаря этому свойству сложный - двойной - цвет вызывает по соседству нехватающий ему для образования трехцветия дополнительный. Конечно, глаз издавна воспринимает цветовые характеристики природы. Зеленый луч, наблюденный древними египтянами на горизонте после заката солнца, сделавшийся для них цветом траура, как отсвет из подземного царства смерти, - этот зеленый, наблюдаемый поныне, луч и является дополнительным к красноте солнца, исчезнувшего за горизонтом. Как синя ночь для человека, отошедшего от костра, и как красна голая дорожка на освещенном зеленом лугу; конечно, эти явления, хотя и без анализа их, издавна знакомы людям. Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки.

Слайд 7

Художник В. Кандинский, разрабо- тав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Слайд 8

Слайд 9

Кандинский «Москва»

Слайд 10

Слайд 11

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А.Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Слайд 12

Ван Гог «Звездная ночь»

Слайд 13

Ван Гог «Звёздная ночь над Роной»

Слайд 14

Ван Гог «Вороны над пшеничным полем»

Слайд 15

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. -фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.Приведите другие примеры научного значения художественного знания. Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

9 урок – «Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?» - 9 класс.

Здравствуйте ребята!

Актуализация ранее полученных знаний.

    Скажите что такое синтез в искусстве?

    Что такое мюзикл?

    С каким мюзиклом мы познакомились?

    Почему мюзикл относится к синтетическому виду искусства?

    А теперь ответьте мне на вопрос, что такое дар предвосхищения?

    А как вы думаете, искусство обладает таким даром? Почему?

Этап овладения новыми знаниями.

Вот послушайте такую легенду.

В древнегреческой рассказывается о дочери троянского царя - Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчества, а потом, когда девушка отвергла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревянном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с произведениями искусства и . Некоторые их создатели обладают удивительным даром предсказывать , но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

    Вспомните , народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и будущего. ? И такие вещи, которые раньше считались фантастикой, а стали реальностью.

(Ковер-самолет – самолет, скатерть-самобранка – мультиварка, блюдечко с голубой каемочкой – телевизор).

    Что же помогает этим людям предугадывать события?

    Может быть, интуиция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех необходимых данных, которые в этом случае домысливаются?

Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышление лучше, чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей - людей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через какое-то время сбываются. Но делают это они по –своему, иносказательно.

    Что значит иносказательно?

    Что такое метафора? аллегория? олицетворение?

    Чем они друг от друга отличаются?

    Приведите примеры из литературных произведений?


Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспринимающих.

Не менее важны произведения искусства, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

    А как вы думаете, зачем нужны нам такие произведения искусства?

Искусство помогает людям обратить на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.

Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало , имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил по законам, в то время еще неизвестным физике.

РЕПРОДУКЦИЯ «ШОКОЛАДНИЦА»

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» - появление лазера. Художник В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения , рассказывающие о научных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных становится именно турбулентность.

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН ВАН ГОГА

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

СЛУШАНИЕ ФУГИ И.С. БАХА


Художественно-творческое домашнее задание задание
Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего.

Используемая литература:

1. Сергеева Г. П., . 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.: ил.

2. Сергеева Г.П. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. 2014. – 104 стр.

3. - репродукции картин Ван Гога

4. - репродукция Шоколадница.

5. Фонохрестоматия Критская Е.Д. – фуга И.С. Баха ре-минор.

 

 

Это интересно: