→ Конспект в 9 художник и ученый искусство. Презентация "Художник и ученый" (9 класс) по обществознанию – проект, доклад. Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века

Конспект в 9 художник и ученый искусство. Презентация "Художник и ученый" (9 класс) по обществознанию – проект, доклад. Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века

ЕГЭ по русскому языку

Компьютерная мультимедийная презентация к спецкурсу.

Название учебного курса: «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

Тип занятия: повторение и обобщение

Тема занятия: «Расширенный разбор и алгоритм решения задания №16 ЕГЭ по русскому языку».

ФИО разработчика: Попова Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Ручевская СОШ


Расширенный разбор и алгоритм решения задания №16 Единого государственного экзамена по русскому языку


Формулировка задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры,

на месте которых в предложении должны стоять

Во времена А.С.Пушкина картинная галерея Эрмитажа (1) помещавшаяся на средних этажах (2) двух примыкавших к Зимнему дворцу (3) зданий (4) занимала около сорока залов.


Что требуется от учеников:

Найти в предложении обособленные определения и обстоятельства, указать среди предложенных вариантов правильную расстановку знаков препинания, связанную с тем или

иным видом обособления.


Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

Случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными

определениями и обстоятельствами:

  • отличие причастного оборота от деепричастного (причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, а деепричастный - как? что делая? и что сделав?);
  • правила постановки знаков препинания при причастном обороте в зависимости от его расположения по отношению к определяемому слову: до или после определяемого слова стоит причастный оборот;
  • правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;
  • правила постановки знаков препинания в тех случаях, когда два

причастных или деепричастных оборота соединены союзом И,

то есть являются однородными.



1) Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого слова. Схема: Сущ./ причастный оборот/, … Пример: Для народов (каких?), /жестикулирующих мало/, русское общение (какое?), /насыщенное жестами/, кажется излишне эмоциональным.


2) Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым словом. Схема: /причастный оборот/ сущ. Пример: Для /жестикулирующих мало/ народов /насыщенное жестами/ русское общение кажется излишне эмоциональным.


3) Если два причастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед и после И не ставится. Схема: сущ., /причастный оборот/ и /причастный оборот/, … Пример: Эпоха (какая), /начавшаяся после открытий Галилео Галилея/ и /завершившаяся работами Исаака Ньютона/, обозначила важный поворот в истории человечества.


Знаки препинания при деепричастном обороте


1) Деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми, независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу-сказуемому, добавочное действие которого они обозначают. Пример: Ипполит Матвеевич стоял (как?) под акацией, /погрязая в стыде/, и твердил три заученные фразы. Ипполит Матвеевич, /погрязая в стыде/, стоял под акацией и твердил три заученные фразы.


2) Если два деепричастных оборота соединяются при помощи союза И, то запятая перед и после И не ставится , однако надо убедиться в том, что в этом случае деепричастные обороты относятся к одному сказуемому и называют добавочное действие при нем. Схема: /дееприч.оборот/ и /дееприч.оборот/, … Пример: /Перелистывая книги из библиотеки Пушкина/ и /изучая пометки на полях/, невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.


Примечание

От однородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и соединенных союзом И, следует отличить неоднородные обстоятельства, также выраженные деепричастными оборотами и соединенными союзом И.

Пример: Гости остались в столовой, шепотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными,

вскоре разъехались один за другим.




Выполните задания!

  • Задание №16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло своими ветвистыми рогами (3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.

2. В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик»принесла В.Д.Поленову славу (3) явив

рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим пейзажем».



Проверьте себя!


https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БИСКАМЖИНСКАЯ СОШ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 16 Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. Подготовила учитель русского языка и литературы ТИМОФЕЕВА С. В.

Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом. Ответ _______________ Вероятно – 15 ? !

Что следует знать Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И. Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.

Помните: За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

1. П унктуация в простом предложении с однородными членами Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, запятая не ставится. Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни.

Запятая не ставится Примеры Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О]. [О да О]. [О или О]. [О либо О]. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. Однажды Лебедь, Рак, да Щука везти с поклажей воз взялись. Сегодня либо завтра отправлю письмо. Приеду сегодня или завтра. 2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка). Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот.

2. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд: Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы. [ и О, и О, и О ].

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И, если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И: Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. [ О, и О, и О ].

4. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится но не перед первым союзом. Перед первым, повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами. используемыми при перечислении:

[ни О, ни о, ни О ]. [и О, и о, и О ]. [или О, или о, или О ]. [либо О, либо о, либо О ]. [то О, то о, то О ]. [не то О, не то о, н е то О ]. [то ли О, то ли О, то ли О ]. Примеры: Либо сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости. Не то мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат без этого союза. Примеры: Сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости. М ама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, а О]. [О, но О]. [О, да О]. [О, зато О]. [О, однако О]. Примеры: Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. Не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …

Примеры: Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено. [ не только О, но и О]. Пушкин создал замечательные произведения как в стихах, так и в прозе. [ как О, так и О]. Туристы хотя и устали, но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О, но О]. Он ощущал если не скуку, то некоторую усталость. [ если не О, то О]. Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О, сколько О].

Обратите внимание: Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью. Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …»).

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения, то мы ставим запятую перед союзом И. Пример: Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков) (В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

Отсутствие запятой перед союзом и в ССП Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях: Общий второстепенный член предложения. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл.- =] и [= -]. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов) Общее вводное слово или вводное предложение. Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня? 5 . Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна! 6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок! 7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману) Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки. 9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

Если части сложносочинённого предложения объединены общим второстепенным членом предложения, запятая перед союзами И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО, соединяющими простые предложения в сложносочинённом предложении, не ставится.

Алгоритм выполнения задания 16: Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция): простое предложение (в нём одна грамматическая основа); сложное (в нём две и более грамматические основы). 2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого: если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо; если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И: запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И; запятая нужна, если предложение сложносочинённое; запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член. 4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют: если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится; если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…), запятая ставится только перед второй частью двойного союза; если это повторяющиеся союзы и… и, да… да, то..то, ли..ли, или… или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом; если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами. 5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.

Задания для самостоятельной работы Задание №1 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Задания для самостоятельной работы Задание №2 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества. На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Задания для самостоятельной работы Задание №3 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Сверкнула молния и послышался удар грома.

Задания для самостоятельной работы Задание №4 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. Туман редел и становилось темнее. За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами. Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить! Наука Х V І века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Задания для самостоятельной работы Задание №5 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад. Ученица не отвечала и пауза затянулась. Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Задания для самостоятельной работы Задание №6 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Задания для самостоятельной работы Задание №7 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики. К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Задания для самостоятельной работы Задание №8 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Задания для самостоятельной работы Задание №9 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Земляникой да черникой полны наши леса! Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды. С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Задания для самостоятельной работы Задание №10 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю. Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

ответы Задание № Ответ 1 25 2 35 3 25 4 25 5 14 6 24 7 24 8 14 9 25 10 35

Успехов на ЕГЭ!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к ЕГЭ ЗАДАНИЕ 25 Средства связи предложений в тексте Подготовила учитель русского языка и литературы ТИМОФЕЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА МБОУ Бискамжинская СОШ 2019 г.

Формулировка задания: Среди предложений 14 – 17 в тексте Н. Коршуновой найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Текст № 1

Ответ: 17 (это предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора «зоны» и указательного местоимения «этой »).

Что следует знать для правильного выполнения этого задания: Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи, среди которых выделяют лексические морфологические и синтаксические.

Лексические средства связи предложений в тексте Лексические повторы Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д. С. Лихачёв.) Синонимы В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. К онтекстные синонимы Особое значение для развития русского языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Лексические средства связи предложений в тексте Описательные обороты Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов.) Антонимы У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. Однокоренные слова (слова, имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом) Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету. Формы одного и того же слова (как правило, разные падежные формы одного и того же имени существительного или прилагательного) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев.)

Морфологические средства связи предложений в тексте Сочинительные союзы Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». (Д. С. Лихачёв.) Подчинительные союзы Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. (Д. С. Лихачёв.) Личные местоимения (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов.) Притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ) Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать.

Морфологические средства связи предложений в тексте Указательные местоимения (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКАЯ, ТАКОЕ, ТАКИЕ) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев.) Наречия Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в с илу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д. С. Лихачёв.) Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Частицы Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Синтаксические средства связи предложений в тексте Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений) Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. С. Лихачёв.) Парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения) Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. ПОЭТОМУ в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. С. Лихачёв.) Неполные предложения Знаете о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи. Вводные слова Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. (Д. С. Лихачёв.)

Разряды местоимений № п / п Разряд местоимения Примеры 1. Личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения склоняются: Я – у меня – мне – со мной, мною – обо мне; Ты - у тебя – тебе – с тобой, тобою – о тебе; Он – его, у него – ему, к нему – с ним – о нём; Она – её, у неё – ей, к ней, с нею, с ней – о ней; Мы – нас – нам – нами – о нас; Вы – вас – вам – вами – о вас; Они – их, у них – им, к ним – ими, с ними – о них. Запомните: Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы используются для связи предложений в тексте. Трудно дать определение любви. О ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство… (Ларошфуко Франсуа де.)

Разряды местоимений № п / п Разряд местоимения Примеры 2. Возвратное Себя. не имеет именительного падежа, рода и числа. Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остаётся возможность восстановить своё доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.) 3. Вопросительные Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? Который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях? 4. Относительные Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который. Относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого. Счастлив тот, кто, услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.)

№ п / п Разряд местоимения Примеры 5. Неопределён-ные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и др. ПОМНИТЕ: С приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь неопределённые местоимения пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова: кое-кто и кое у кого. В неопределённых местоимениях приставка НЕ - всегда находится под ударением. 6. Отрицатель-ные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении, а под ударением – НЕ. Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог. Никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему.

Разряды местоимений № п / п Разряд местоимения Примеры 7. Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Запомните: Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте. У природы много друзей. Её недругов значительно меньше. 8. Указательные Тот, этот, такой, таков, столько. 9. Определительные Весь, (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Частица Формообразующие частицы Смысловые частицы Служат для образования форм: А) условного и повелительного наклонения глагола: хотел бы прочесть книгу; да здравствует солнце, да скроется тьма; Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: более аккуратный человек. Служат для того, чтобы А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь.

Разряды частиц по значению: 1. Указательные Вот (А вот) Вон (А вон) Вот мой дом родной Вон там стоит мой дом 2. Уточняющие Именно Как раз Точно Ровно ИМЕННО это я и хотел сказать. КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам. Это был ТОЧНО Вадим Петрович, но как он изменился. Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем. 3. Выделительно-ограничительные Лишь Только Исключительно Единственно Только лишь Почти Разве лишь ЛИШЬ это задание я не смог выполнить в ходе теста. Хочу ТОЛЬКО предупредить тебя. Я это делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради тебя. Это ЕДИНСТВЕННО правильное решение. Она ТОЛЬКО ЛИШЬ о нём и говорит. Он ПОЧТИ ничего не ест. Он ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬ молчит.

4. Усилительные Даже Же Ведь Всё-таки Ни Всё Всё же Вы ДАЖЕ представит себе не можете! Скажите ЖЕ что-нибудь! ВЕДЬ вы ничего не выучили! Она ВСЁ-ТАКИ не любит его. Куда НИ глянь, везде мусор. Как волка ни корми, он ВСЁ в лес смотрит. Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие. 5. Утвердительные Да Так Ага -Он сам тебе об этом сказал?– ДА, я слышал эту историю от него. -Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно, ТАК. -Напишешь письмо? – АГА! 6. Вопросительные Ли Разве Неужели Да Да ну Прочитали ЛИ вы эту повесть? РАЗВЕ ты не будешь обедать? НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть? -Ты с нами поедешь? ДА? -Она уже вернулась из поездки. – ДА НУ?

7. Отрицатель-ные Не Нет Ни НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! НЕТ, я не сдамся! Вокруг НИ души! Не видно НИ кустика! 8. Частицы, выражающие сомнение Вряд ли Едва ли ВРЯД ЛИ это возможно. ЕДВА ЛИ мы успеем. 9.Восклицательные Что за Как ЧТО ЗА прелесть эти сказки! КАК жаль её слёз! 10.Формо-образующие А) пусть, пускай, давай, давайте, да, которые образуют форму повелительного наклонения. Б) Бы, которая образует форму условного наклонения. ПУСТЬ всегда будет солнце, ПУСТЬ всегда будет мама, ПУСТЬ всегда буду я! ДАВАЙТЕ жить дружно! ДАВАЙ пожмём друг другу руки! ДА здравствует солнце, ДА скроется тьма! Ты хотел БЫ поехать в Китай? 11. Смягчение требования -КА Скажи- КА, сколько времени.

СОЮЗЫ Сочинительные союзы Подчинительные союзы Служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, сложносочинённого. (ССП) Служат для связи простых предложений в составе сложного, сложноподчинённого. (СПП)

Сочинительные союзы Соединительные Разделительные Противительные И, ДА (в значении И) НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ А, НО, ДА (в значении НО), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Выражают отношения перечисления Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия

Сочинительные союзы Соединительные Разделительные Противительные Учитесь на своих ошибках, признайте их И двигайтесь дальше (Стив Джобс). Только тот по-настоящему счастлив И велик, кому не нужно НИ подчиняться, НИ приказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте). Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – ТОЖЕ проявлять истинную человечность (по Конфуцию). Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, ТАКЖЕ сильнейший страх (Цезарь Гай Юлий). В следующий раз сделай ИЛИ лучше, ИЛИ по-другому (китайская мудрость) . Ты ЛИБО разобьёшься, ЛИБО у тебя за спиной вырастут крылья … (Мария Эбнер-Эшенбах). Душа взвинтилась, напряглась, ждёт душа удара, и неизвестно, откуда занесён удар: ТО ЛИ из тучи молнией судьба грозит, ТО ЛИ кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (по В. Шишкову). Бабушка занята своим делом – НЕ ТО штопает, НЕ ТО шьёт (Ю. Олеша). Старайтесь стать не успешным, А ценным человеком (Альберт Эйнштейн). Чудеса иногда случаются, НО над этим приходится слишком много работать (Хайм Вейцман). Конец жизни печален, середина никуда не годится, ДА начало смешно (по Вольтеру) . Тысячи путей ведут к заблуждению, ДА к истине – только один (по Жан-Жаку Руссо) . Многие люди считают, что у них доброе сердце ОДНАКО на самом деле у них просто слабые нервы… (по Марии Эбнер-Эшенбах). Великий человек совершает великие дела, ЗАТО хороший человек делает дела на века (по Марии Эбнер-Эшенбах). Огонёк интеллигентности надо поддерживать, чтение ЖЕ является её топливом (по Д. С. Лихачёву).

Подчинительные союзы Временные Когда, пока, в то время как, после того как, как только. Едва, с тех пор как и др. Условные Если, коли, ежели, раз и др. Причинные Ибо, так как, потому что, поскольку, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что и др. Уступительные Хотя, несмотря на то что, пускай и др. Следствия Так что Целевые Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и др. Сравнительные Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как и др. Изъяснительные Что, чтобы, как

Алгоритм выполнения задания Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

Список литературы Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»). Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко).- учебник для 7-8 классов.- М.: Просвещение, 1982.

Дата публикации: 28.05.2016

Краткое описание:

Итоговая работа на тему: «Причастный оборот» Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ « Красноясыльская СОШ» Зубарева С.Ф. 2016

Причастный оборот Причастный оборот представляет собой стилистический компонент речи, состоящий из причастия и зависимого слова. При этом, причастный оборот выступает синонимом определительного придаточного предложения со словом «который». Использование причастного оборота позволяет в значительной мере сделать изложение лаконичнее, экспрессивнее.

Пунктуация при причастном обороте (задание 16) Обособляется: ПО стоит после определяемого слова Я стоял одиноко на обледенелом перроне, затерянном среди степей Башкирии. относится к личному местоимению Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал. стоит перед определяемым словом и имеет обстоятельственное значение Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. Не обособляется ПО стоит перед определяемым словом и не имеет добавочных обстоятельственных оттенков значения Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья. стоит при личном местоимении и связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым. До шалаша мы добежали промокшие насквозь. Не отделяется запятой ПО от предшествующего отрицательного местоимения Никто допущенный к олимпиаде последнюю задачу не решил.

Тест 1. Отметьте предложения с обособленными ПО. (знаки препинания не расставлены) Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца. Мересьев сидел молчаливый и тревожный. Из-за моря выступали горы напоминающие стаю облаков за ними клубились облака похожие на снеговые горы. До шалаша мы добрались промерзшие насквозь. Привлеченные светом бабочки кружились около фонаря. И утомленная своим счастьем она тотчас же уснула и улыбалась до утра.

Проверьте Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. Поляны, усыпанные березовым листом, были полны солнца. Мересьев сидел молчаливый и тревожный. Из-за моря выступали горы, напоминающие стаю облаков, за ними клубились облака, похожие на снеговые горы. До шалаша мы добрались промерзшие насквозь. Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. И утомленная своим счастьем, она тотчас же уснула и улыбалась до утра.

Тест 2 Отметьте предложения, где обособленные ПО имеют добавочное обстоятельственное значение Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Лишь подрагивает чуть заметно трава, растущая во сне. Охваченный каким-то неясным предчувствием, молодой человек быстро оделся и вышел из дома. И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне. Не привыкшие к длинным переходам, дети стали быстро уставать.

Проверьте Отметьте предложения, где обособленные ПО имеют добавочное обстоятельственное значение Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Лишь подрагивает чуть заметно трава, растущая во сне. Охваченный каким-то неясным предчувствием, молодой человек быстро оделся и вышел из дома. И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне. Не привыкшие к длинным переходам, дети стали быстро уставать.

Варианты заданий 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) все более открывая темное звездное небо. На картине будут лишь (1) омытый дождем (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией, и (3) создающих (4) великолепные полотна.

Употребление причастных оборотов Причастный оборот не может быть разорван определяемым словом. Ср.: лежащая книга на столе вместо лежащая на столе книга или книга, лежащая на столе. Причастный оборот должен стоять до или после определяемого слова. СР.: Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова вместо Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова. Нарушение согласования причастия и определяемого слова ведет к ошибке: В частном предприятии, принадлежащим В.К. Усанину, допускаются финансовые нарушения. Нарушение видо-временной соотнесенности глаголов и причастий ведет к ошибке: О поступках, совершаемых в прошлом, мы сожалели всю жизнь. Следует употреблять: О поступках, совершенных в прошлом, мы сожалели всю жизнь. Недопустимо употреблять как однородные члены предложения придаточное определительное и причастие или причастный оборот. Пришлось отправить к директору школы ученика, опоздавшего на урок и который вообще пропустил много занятий.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом (задание 7) В предложениях допущены ошибки. Исправь их. Это был незнакомец, заблудившийся в темноте и который просил ночлега. Раскрылись набухавшие на деревьях почки. Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс. В.Г. Белинский специально написал около 20 статей и рецензий, специально посвященные творчеству Н.В. Гоголя. Часть слушателей подготовительных курсов посещает кинолекторий, заинтересованных в получении знаний. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится более 80 тысяч слов, ранее не записанные. Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещренных многочисленными делениями. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. Фильмы, снимаемые этим режиссером, получили призы на многих кинофестивалях.

Из военной биографии Андрея Платонова Во время войны Андрей Платонович Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.

Задание к рассказу А. Платонова «Маленький солдат» Прочитайте рассказ. Найдите и выпишите причастные обороты в два столбика: обособленные и необособленные. Какую функцию выполняют причастные обороты в данном тексте?

«Сочинение-рассуждение ГИА» - Речевые клише. Примеры аргументов. Стили речи. С помощью русского языка можно выразить самые прекрасные чувства. Вводные слова. Типы речи. Сочинение – рассуждение С2. Структура сочинения. Рассуждение. Разговорные слова придают речи оттенок непринуждённости, оживляют текст. Примеры комментария. Русский язык – один из развитых языков мира.

«ГИА по русскому языку» - Работа учителя при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Результат пробного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ГИА) 17.12.2010г. Сравнение результатов пробных экзаменов по русскому языку (ГИА) Качество знаний. О подготовке к государственной итоговой аттестации в 2010-2011 уч.г. Результат пробного экзамена по ИНФОРМАТИКЕ (ЕГЭ) 17.12.2010г.

«ЕГЭ по русскому языку 2009» - Эксперт. Государственная итоговая аттестация. Критерии оценивания. Создание КИМ. Методическое письмо. Буква. Алфавит. Ученик. Контрольно-измерительные материалы. Экспертное заключение. Аргументация. Письмо. Пролонгированная аттестационная процедура. Объём сочинения. Совершенствование контрольных измерительных материалов.

«ЕГЭ по русскому языку» - Что, как, ли (частицы в роли союза). Приказ Министерства образования России № 1236 от 19.05.98 года. Почувствуйте тональность текста. Приказ Министерства образования России № 1089 от 05.03.04 года. Правильный ответ нужно отметить крестиком [Х] в соответствующей графе бланка ответов. Выучи подчинительные союзы.

«Написание сочинения ГИА» - Теоретические рассуждения. В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения. Включение примеров. Композиция сочинения-рассуждения. О почерке. Заключение (вывод). Основная часть. Примеры. Лев Васильевич Успенский. Советы по написанию сочинения. Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи.

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» - Слова, образованные разными способами. Задание к тексту. Довольный человек. Близнецы. Подготовка к выполнению. Мои деревья. Собака. Осложняющие конструкции. Воробей. Способы словообразования. Односоставные предложения. Практикум. Морфология. Мы еще повоюем. Камень. Разберите все словосочетания. Два богача.

Всего в теме 16 презентаций

Задание 16 Подготовка к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МОУ­ Сукроменсая СОШ Потемкина Екатерина Николаевна

Цели урока Повторить случаи обособления определений; Совершенствовать пунктуационные навыки; Вселить уверенность в успех на экзаменеьь

8­1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. г… тический раст…рать к…нкурент сг…реть выб..рать Ответ: готический 8­2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. п..йзаж разб..влять ум…рать к..ридор д..лголетие Ответ: долголетие

8-3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. соч…тающий к. .варный ст. .рона переб…рёшь нар..стание Ответ: сторона 8-4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. соб…рутся заг..релый к…ммерсант пер…од упр..стить Ответ: упростить

8-5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. п…могать д..кумент изл…жить д…рижировать акв…рельный Ответ:помогать 8-4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. подж…гатель пр…оритетный щ.. .бетать; заст. .лая р..гламент Ответ:щебетать

Задание 16 ЕГЭ

Так выглядит это задание в демоверсии Так выглядит это задание в демоверсии 2017 года: 2017 года: 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Определение – Определение второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

1. Обособляются два и более согласованных определения, если они выражены прилагательными или причастиями и стоят после определяемого слова. Море, огромное и ленивое, тихо спит у берегов.

2. Обособляется распространенное определение согласованное, если оно выражено причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом и стоит после определяемого слова. Улица, ведущая в город, была Лицо, полное движения, привлекательно. × × пустынна.

3. Всегда обособляется любое определение, если оно относится к личному местоимению. А он, мятежный, просит бури… Ленивого от природы, его нельзя было ничем заинтересовать.

4. Всегда обособляется любое определение, если оно находится далеко от определяемого слова, то есть между ними стоит хотя бы один другой член предложения, не определение. И, бледные от красоты, качались на воде цветы. ×

5. Обособляется несогласованное определение, выраженное существительным с предлогом в позиции после определяемого слова, если: ×  оно относится к имени собственному Вошла Маслова, в зеленом платке и пальто, и села у стола. ×  оно стоит в ряду с уже обособленными согласованными определениями Стояла долгая осень, теплая, солнечная, с легкими туманами по утрам, с прозаичным воздухом по вечерам, до середины ноября.

6. Согласованное определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется, если имеет дополнительное обстоятельственное значение - значение причины, времени, условия, уступки. Утомленные долгим походом, дети быстро заснули. (Сравни: Дети быстро заснули, потому что были утомлены долгим походом)

Возможные трудности

Обособляется особый вид согласованного определения – приложение. Обособляется запятыми приложение (нераспространенное и распространенное), стоящее при личном местоимении, например: Мы, учителя, боялись Беликова (А.П. Чехов). Личное местоимение, к которому относится приложение, может опускаться. В этом случае оно также выделяется запятыми: Всё умнеет, бес... (М. Горький); Никогда, грешница, не пью, а через такой случай выпью (А.П. Чехов). Распространённое приложение внутри предложения, как правило, выделяется запятыми, а в конце предложения отделяется запятой, например: Врач, красивая женщина лет тридцати, была в кабинете одна. Говорила больше мать, дама с седыми волосами (И.С. Тургенев).

Приложение может присоединяться к определяемому слову союзом как в значении в качестве. В отличие от определения, выраженного сравнительным оборотом, такое приложение не обособляется, если стоит в конце предложения (Я рассказал это тебе как другу). Если же оно стоит перед определяемым словом, то выделяется интонационно, а на письме - запятыми: Как друг, Валерий не мог отказать ему.

Найди в предложении определение, задав вопросы какой? чей? (они могут изменяться по падежам: какого? каких? какая?..) Найди слово, от которого зависит Оно является местоимением (я, ты, мы, вы, определение. нет он, она, они и т.д.)? Определение зависит от имени существительного. Определение стоит после определяемого слова (существительного)? нет Если определение стоит перед именем существительным, посмотри, есть ли у определения добавочное обстоятельственное значение (можно задать вопросы: несмотря на что? почему? зачем?)? нет да да да Найди в предложении определение, задав вопросы какой? чей?(они могут изменяться по падежам: какого? каких? какая?..)Найди слово, от которого зависит определение.Оно является местоимением (я, ты, мы, вы, он, она, они и т.д.)?Определение зависит от имени существительного. Определение стоит после определяемого слова (существительного)?Если определение стоит перед именем существительным, посмотри, есть ли у определения добавочное обстоятельственное значение (можно задать вопросы: несмотря на что? почему? зачем?)?

Образец задания 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

 

 

Это интересно: