→ Значение слова фуга в словаре музыкальных терминов. Фуга в строительстве Определение что такое фуга

Значение слова фуга в словаре музыкальных терминов. Фуга в строительстве Определение что такое фуга

Фуга и её элементы

Фуга (лат., итал. – бег, течение) – форма, состоящая из имитационного экспонирования индивидуализированной темы, ее последующих проведений в разных голосах с контрапунктическим, тонально-гармоническим развитием и завершения. В XIV - XV веках фугой называли обычный канон. Классический период в истории фуги связан с именами Баха и Генделя. В XIX - XX веках под влиянием симфонической музыки фуга обогащается динамикой разработочности и способностью к воплощению контрастов. Применение фуги универсально. Она может быть самостоятельным инструментальным или хоровым произведением, частью инструментального или вокально-симфонического цикла, разделом более крупной формы (в репризе сонатной формы, одной из вариаций вариационного цикла и т.д.).

Фуга пишется на 3 или 4 голоса, иногда на 5 голосов, редко на 2. Хоровые фуги могут иметь сопровождение. В фуге 3 раздела: экспозиционный, развивающий и заключительный. Их соотношение определяет разновидности формы. Элементы фуги: тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта.

Тема или вождь (лат. - dux) - ведущая музыкальная мысль фуги, представляющая относительно завершенную мелодию, первоначально излагаемую одноголосно. Благодаря лаконичности и концентрированности тема является импульсом к движению, ее проведения образуют конструктивный остов фуги. Тема обладает достаточно ярко выраженной жанровой определенностью : песня, танец, речитатив, хорал, моторика. Круг жанров в музыке XX века расширяется: полька, фанфара, тарантелла, плач.

Тема фуги - это мелодия на гармонической основе , поэтому имеет гармонически четкое начало (с I или V ступени) и окончание (на сильном времени на III, I, редко Vступени). Темы бывают однотональные, модулирующие (только в доминантовую тональность!), могут содержать отклонения .

С точки зрения мелодико-ритмического содержания темы могут быть однородными и контрастными. В однородных темах нет глубоких цезур, ритмических противопоставлений. Они основаны на преобразованиях одного мотива или на разных, но не контрастных мотивах

Контрастные темы содержат мотивные и ритмические противопоставления

Наиболее распространены темы, состоящие из ядра (яркие интонационные и ритмические обороты) и развертывания (ровные длительности, поступенное движение)

В большинстве тем присутствует скрытое многоголосие , придающее гармонически полное звучание одноголосной теме

Ответ или спутник - имитация темы в доминантовой тональности (в миноре доминанта минорная!). Реальным называется ответ, представляющий строгую имитацию. Тональный ответ содержит изменения, необходимые для более плавного перехода в тональность доминанты. Тональный ответ необходим в случае, если среди начальных звуков темы есть V ступень и если тема модулирует. В ответе звук V ступени опускается на секунду вниз, также опускается на секунду весь участок с модуляцией.

Противосложением называется контрапункт к теме. Противосложение оттеняет ответ, будучи одновременно мелодическим продолжением темы. Мелодия противосложения чаще основана на элементах темы. Реже встречаются противосложения, основанные на общих формах движения, а также контрастные. Противосложение следует за гармонией ответа, дополняет и уточняет его. Удержанное противосложение сопровождает все или некоторые проведения темы. Удержанное противосложение, как правило, тематически значительно. Сочетается с темой в сложном контрапункте. Неудержанные противосложения, обновляемые при всех последующих проведениях, обычно менее значительно.

Интермедия - неустойчивое построение между проведениями темы. Главная функция интермедий - связать разнототональные проведения. Кроме того в интермедиях осуществляется развитие элементов темы и противосложений. Строение интермедий большей частью секвентное. Секвенции могут быть простые, канонические, со свободными голосами и без них. Применяются также различные имитации и каноны. Интермедии обычно располагаются по линии постепенного усложнения (простые секвенции превращаются в канонические, увеличивается количество голосов).

Стретта (итал. strindgere - сжимать) - имитационное проведение темы (канон на теме фуги). Стретта насыщает музыкальную ткань темой, она создает эффект тематической концентрации, уплотнения ткани, поэтому в драматургии фуги появление стретты связано с важными, ключевыми моментами. Активность стретты зависит от количества голосов, контрапунктической сложности, темпа, расстояния вступления голосов. Стретта, в которой участвуют все голоса, называется маэстральной (итал. маэстро, мастер).


Выполните задания

(от лат. fuga - бег, бегство) - форма полифонических произведений, основанная на имитационном проведении одной, реже двух и более тем во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. фуга - высшая форма полифонии. различают фуги простые (на одну тему) и сложные (на две, три и более тем). тема в фуге - обычно выразительная, запоминающаяся краткая мелодия. в процессе развития фуги первоначальный ее художественный образ обогащается новыми оттенками, хотя лишь в редких случаях это приводит к конкретному переосмыслению. фуга сформировалась в 17 в. на основе предшествовавших ей полифонических форм (канцоны, ричеркара, мотета) и приобрела особенно большое значение в 1-й половине 18 в. у баха и генделя.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФУГА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФУГА в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (лат. fuga - бегство, бег). Разновидность амбулаторного автоматизма. Проявляется кратковременными эпизодами двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и …
  • ФУГА в Медицинских терминах:
    (лат. fuga бег) в психиатрии внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), …
  • ФУГА в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. fuga букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; …
  • ФУГА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (итал. fuga, от лат. fuga - бег, бегство) (музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных …
  • ФУГА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но …
  • ФУГА в Современном энциклопедическом словаре:
    (латинское, итальянское fuga, буквально - бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации высшая полифоническая форма. Имитационные проведения …
  • ФУГА
    [итальянское fuga] в музыке одна из основных форм многоголосного стиля; построена на принципе имитации, то есть на последовательном повторении разными …
  • ФУГА в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. муз. 1. Последовательное повторение одной музыкальной темы несколькими голосами. 2. Музыкальное произведение, основанное на таком повторении.||Ср. ФУГАТО, …
  • ФУГА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами. II прил. фуговый, -ая, …
  • ФУГА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́УГА (итал. fuga, букв.- бег), муз. произведение имитац.-полифонич. склада, основанное на многократном проведении одной или неск. тем во всех голосах; …
  • ФУГА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, …
  • ФУГА в Словаре Кольера:
    (лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контрапунктическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных …
  • ФУГА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фу"га, фу"ги, фу"ги, фу"г, фу"ге, фу"гам, фу"гу, фу"ги, фу"гой, фу"гою, фу"гами, фу"ге, …
  • ФУГА в Новом словаре иностранных слов:
    (ит. fuga) одна из основных муз. форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации …
  • ФУГА в словаре Синонимов русского языка:
    кондетта, фугетта, …
  • ФУГА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. 2) …
  • ФУГА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фуга, …
  • ФУГА в Орфографическом словаре:
    ф`уга, …
  • ФУГА в Словаре русского языка Ожегова:
    музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими …
  • ФУГА в Словаре Даля:
    жен. , нем. , столярн. вдольный плотный стык двух досок. | муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за …
  • ФУГА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; …
  • ФУГА
    фуги, ж. (нем. Fuge - скрепа.) (стол.). Паз, выемка в доске, выстроганная …
  • ФУГА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фуги, ж. (ит. fuga, букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих …
  • ФУГА в Толковом словаре Ефремовой:
    фуга ж. 1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. …

Перечисленные разновидности полифонического многого­лосия (контрапункт, имитационная и контрастная полифония) широко используются в профессиональной музыке европейской традиции, на почве которой они сформировались и получили интенсивное развитие. Все они объединяются в полифониче­ской форме, связанной с высшими достижениями полифониче­ского письма и получившей широчайшее распространение, - форме фуги.

Фуга (итал. fuga - бег, бегство) - наиболее развитая полифоническая форма, основанная на тонико-доминантовом (кварто-квинтовом) имитировании темы в изложении и тональ­но-контрапунктическом ее развитии. Формирование фуги про­изошло уже в XVI в., однако, классически завершенный вид она получила в творчестве И. С. Баха. В музыке позднейшего вре­мени интерес к этой форме несколько ослабевает, но никогда не угасает совсем. Она находит применение и в творчестве вен­ских классиков, и в музыке романтиков (Шуберт, Мендельсон, Шуман, Лист, Берлиоз). В постромантический период интерес к полифоническому типу мышления и, соответственно, к форме фуги возрастает (Брамс), а в творчестве композиторов конца XIX - начала XX в. становится повсеместным. В творчестве Регера, Хиндемита, Танеева, Мясковского, Шостаковича, Щедрина, Тищенко, Шнитке полифоническим жанрам и, в частно­сти, фуге уделено почетное место.

Тем не менее, именно фуги И. С. Баха получили статус своеобразного эталона, по отношению к которому рассматривают­ся сочинения этого типа, как его предшественников, так и по­следователей. Дальнейшее описание фуги также опирается на этот эталон.

Фуга в ее развитой форме содержит как минимум две части, которые называются «экспозиция» и «свободная часть». Иногда свободная часть, в свою очередь, членится на среднюю и заключительную части. Все фуги классифицируются по следую­щим параметрам:

2) в зависимости от количества тем фуги могут быть просты­ми (одна тема) или сложными (две и более тем);

3) в зависимости от характера развития в свободной части фуги могут быть тонально развивающимися и контрапункти-

чески развивающимися; в некоторых свободных частях исполь­зованы оба способа развития.

Существуют сокращенные разновидности фуг:

фугетта - в ней свободная часть сведена до минимума либо вовсе отсутствует;

фугато - незавершенная фуга, включенная в более развер­нутую форму в качестве раздела (например, в Третьей симфо­нии Бетховена, во II и IV частях; в I части Шестой симфонии Чайковского; Сонате h-moll для фортепиано Листа и др.).

Фуги включают три компонента, из которых складывают­ся и экспозиция, и свободная часть: проведения, противосложения и интермедии.

Проведением называется тот участок фуги, в котором тема проходит полностью хотя бы в одном из голосов. При этом те­мой (как это уже было отмечено) является та часть фуги, кото­рая в начале звучит, как правило, одноголосно до вступления имитирующего голоса. Противосложением, как и в имитации, называется контрапункт к теме в момент ее проведения, т. е. тот голос или голоса, которые звучат одновременно с темой. Противосложения могут быть удержанными, если они звучат вместе с темой в двух или более проведениях, или свободными (неудержанными), если на протяжении фуги звучат вместе с те­мой только однажды. Интермедией называется тот участок фуги, на протяжении которого тема либо не звучит вовсе, либо звучат только какие-то ее отдельные элементы.

Экспозиция, таким образом, отличается от свободной части только регламентированным порядком проведений. Этот поря­док заключается в следующем: а) тема должна последователь­но пройти во всех голосах фуги; б) первое и последующие не­четные проведения темы осуществляются в основной тональ­ности и называются темой, второе (и последующие четные) - в тональности доминанты (т. е. на квинту ниже либо на кварту выше) и называются ответом .

В свободной части количество проведении, как правило, не меньше количества проведении в экспозиции и весьма часто превосходит его; не регламентирован также порядок тональностей в проведениях; соответственно, исчезает дифференциация проведений на тему и ответ.

Свободная часть тонально-развивающейся фуги строится на проведениях в тональностях, не совпадающих с тональностя­ми экспозиции. При этом преимущество отдается, как прави­ло, иноладовым тональностям (т. е. тональностям с любой то­никой, но в ином ладу по сравнению с тем, что представлен

в экспозиции). Заключительное проведение (проведения) про­ходит в основной тональности. Если в тонально-развивающейся фуге количество проведений в основной тональности равно ко­личеству голосов в фуге, образуется заключительная часть.

Свободная часть контрапунктически-развивающейся фуги может широко использовать тональности экспозиции, иногда появляются всего одно-два проведения в другой тональности. Основной принцип развития здесь заключается в постоянном усложнении контрапунктических и имитационных приемов развития и преобразования темы. Очень характерны для такой части стреттные проведения. Стреттным проведением, стреттой (итал. stretta - сжатая) называется проведение темы в двух или нескольких голосах фуги в виде канона, когда ими­тирующий голос вступает еще до окончания темы. Если в ка­ноне тема проводится полностью и во всех голосах фуги, такая стретта называется маэстральной (магистральной), т. е. ма­стерской.

В простых фугах, таким образом, реализуются черты кон­трапунктической и имитационной полифонии. Черты контра­стной полифонии проявляются в сложных фугах, т. е. в фугах на две и более тем. В таких фугах, наряду с экспозицией и сво­бодной частью, обязательно должен быть участок с совместным проведением тем, на пространстве которого и реализуется та­ким образом контрастная полифония. Сложные фуги называ­ются двойными (на две темы), тройными (на три) и т. д. Одной из самых ярких сложных фуг является финал симфонии Мо­царта «Юпитер» - мастерское произведение, сочетающее со­натную форму и форму фуги. Двойная фуга есть в финале бет­ховенской Девятой симфонии. Несколько сложных фуг есть в баховском «Хорошо темперированном клавире».

В теории музыки есть множество терминов. Начинающий слушатель может с изумлением спросить: фуга - что такое? И специалисты ответят, что это одна из самых развитых музыкальных полифонических форм.

Происхождение жанра

Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах.

Если есть желание дать более развернутый ответ на вопрос, что такое фуга в музыке, определение будет таким: это жанровая форма, характерная в первую очередь для искусства эпохи барокко, когда избыточность формы была главным художественным принципом. Родоначальником жанра является Александр Польетти, который создал форму, называемую сегодня фуга.

В музыке? Это устоявшийся набор формальных признаков, отточенная форма. И именно Польетти обосновал все параметры фуги, ее главным признаком является многоголосие. Эта форма вобрала в себя все лучшее, что было изобретено в имитационно-контрапунктической музыке. В основе фуги лежит какая-либо мысль. Ее называют темой. Она в фуге последовательно развивается и обогащается в разных голосах, это приводит к переосмыслению темы, ее развитию. Диапазон темы при этом укладывается в пределы одной октавы. Завершение темы может быть не ярко выраженным. Существуют три композиционные части, из которых скалывается фуга.

Это гармоничное соединение элементов в определенную форму, выражающую содержание. Фуга включает три таких элемента: экспозицию, развитие и заключение. Экспозиция презентует тему во всех голосах, развитие представляет ее в новых тональностях с использованием тематических преобразований. Заключение представляет тему в ключевой тональности, в заключении все голоса сливаются воедино. Кроме трехчастной фуги можно встретить и двухчастную. В этом случае развитие объединяется с заключением.

Виды многоголосной фуги

В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: "Фуга - что такое?", пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга - четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом - четвертый, имитирующий спутника.

Более редкими являются двух-, трех- и пятиголосные фуги. Эти формы также строятся на вожде и спутнике, но есть вариации в повторах темы.

Фуга в эпоху барокко

В этот период фуга становится центральным жанром, ее богатая форма отвечает запросам времени. Известный теоретик музыки Иоганн Фукс пишет трактат «Ступени к Парнасу», где он обосновал форму фуги и сформулировал методику обучения ее технике. Он разъясняет роль контрапункта, и этот труд на долгие годы станет основополагающим. Так, Гайдн в свое время изучал контрапункт по этой работе.

Самыми известными фугами, конечно, являются сочинения И. Баха для клавесина, его «Хорошо темперированный клавир» включал 24 прелюдии и фуги во всех возможных тональностях. Эти сочинения стали образцом на длительное время. Влияние Баха на последующее поколение композиторов было так велико, что каждый из них хоть однажды обращался к написанию фуг.

Фуги эпохи классицизма

Эпоха классицизма оттеснила фугу с передовых позиций. Этот жанр становится слишком традиционным. Но даже величайшие композиторы, такие как Бетховен и Моцарт, пишут фуги, включая их в различные свои произведения. Это становится новым этапом. Фуга перестает быть самостоятельным произведением и входит в состав более крупных сочинений. Это приводит к постепенному снижению смысловой силы ее заключительной части. Например, Моцарт в финале «Волшебной флейты» прибегает к форме фуги.

Фуга в 20 веке

Эпоха романтизма в лице Верди, Вагнера и Берлиоза возвращает должную популярность фуге. В 20 веке она вновь становится и самостоятельным произведением, например для органа, и включается в более крупные формы. Барток, Регер, Стравинский, Хиндемит, Шостакович и многие другие композиторы-новаторы дают новую жизнь фуге, подвергая глубокому переосмыслению работы Баха и Бетховена. Свободный и диссонансный контрапункты становятся базой для музыки нового времени.

Современная музыка экспериментирует с традиционными жанрами, и не стала исключением фуга. Что такое в музыке постоянство? Это вариации на вечные темы. Поэтому фуга переживает новые преобразования, но не умирает.

Фуга

1.

фу га 1 , фуги, жен. (итал. fuga, букв. бегство) (муз. ). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.

2.

фу га 2 , фуги, жен. (нем. Fuge - скрепа.) (стол. ). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком.

Словарь музыкальных терминов

Фуга

(ит. fuga - бег) - полифоническое произведение, основанное на имитационном проведении одной, двух и более тем последовательно во всех голосах в соответствии с определенным тонально-гармоничес­ким планом. Содержание фуги выражено в теме, излагаемой в глав­ной тональности (см. Вождь). Фуга состоит, как правило, из трех час­тей: экспозиции, в которой тема излагается последовательно во всех голосах поочередно, в главной и побочной (как правило, доминантовой) тональностях разработки (или средней части), в которой тема развивается ладово и полифонически; репризы, в которой уста­навливается тональное и ладовое единство: тема проводится один или несколько раз, чаще в главной тональности. Фуга может быть простой (на одну тему), сложной (на две, три и т. д. темы). Фуга сформировалась в XVII в. на основе предшествующих ей полифо­нических форм и достигла своего расцвета в творчестве И. С. Баха. Фуга может быть как самостоятельным произведением, так и частью инструментальных циклов и крупных вокально-хоровых произве­дений.

Энциклопедический словарь

Фуга

(итал. fuga, букв. - бег), музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги - у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др.

Словарь Ожегова

ФУ ГА, и, ж. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.

| прил. фуговый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Фуга

  1. ж.
    1. Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
    2. Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фуга

Высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтой выше строя темы, т. е. ответ), появлялись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (умер в 1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557-1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах (Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе развилась форма Ф. Из композиторов, подготовивших полный расцвет Ф., замечателен Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С. Баха. Его фуги, по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха. Зародившаяся и сложившаяся в Италии, Ф. обязана дальнейшим своим развитием германским композиторам. Тема для Ф. должна имеет форму небольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция, в строе на квинту вверх, только в конце. Она должна быть мелодична, характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышает октавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнить и узнавать в продолжение всей Ф. Длинная тема возможна только в том случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно трех, четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна тема и в восемь тактов. Характерной можно назвать ту тему, которая выдается своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрым ритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной. Ф. распадается на три части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельефно.

Более применяется Ф. четырехголосная. 1-я часть ее начинается темой в одном из голосов. По окончания ее вступает другой голос, с точной имитацией темы в строе квинтой выше. Тема в главном строе называется вождем (dux), тема в строе квинтой выше или ответ - спутником (comes). Голос, начавший Ф. вождем, продолжает двигаться в то время, когда другой голос берет спутника. Контрапункт, исполняемый первым голосом во время спутника, называется противосложением, которое часто пишется в двойном контрапункте (см.), имея в виду в продолжении Ф. помещать противосложение то снизу, то сверху темы. Противосложение должно ритмически отличаться от темы, чтобы давать последней рельеф. После вступления вождя и спутника, оба голоса исполняют небольшую двухголосную интермедию в ритмическом характере предыдущих тактов. После этой двухголосной интермедии или промежуточного предложения в два или четыре такта, вступает третий голос, исполняющий вождя, а затем четвертый голос, исполняющий спутника на фоне трех других контрапунктирующих голосов. После этого проведения темы по всем четырем голосам, называемого полным проведением, следует четырехголосная постлюдия или заключительное предложение, в строе квинтой выше строя вождя. Этим заканчивается первая часть Ф. Иногда появление темы в первой части бывает следующее: вождь, спутник, спутник, вождь. Такой порядок чередования называется инверсией. При этом между спутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой части тема является только в главном строе Ф., т. е. начальном, и в строе квинтой выше от главного. В других строях тема появляется во второй части. Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части, появляется еще в одном из четырех голосов, то такой прием называется проведением сверх меры. Во второй части тема проводится в разных строях, находящихся с главным строем Ф. в первой степени сродства и очень редко во второй. Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Кроме того, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая вдвое большую длительность каждой ноте темы, к уменьшению, придавая вдвое меньшую длительность каждой ноте темы, к исполнению темы, придавая каждому ее интервалу направление обратное прежнему (например, если тема шла на кварту вверх, секунду вниз, терцию вверх и т. д., то при новом приеме она пойдет на кварту вниз, секунду вверх, терцию вниз и т. д.). Между появлениями темы должны применяться интермедии. В этой же части применяется стретто (см.). Вторая часть оканчивается органным пунктом на доминанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стретто из темы Ф. Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводится по всем голосам в главном строе, иногда является в строе субдоминанты; чаще ее проведение делается сжатым стретто. Ф. оканчивается органным пунктом на тонике. Во второй и третьей частях допускаются некоторые вольности относительно интервалов темы, а также укорачивание или удлинение первой ноты темы. Кроме того, она может менять место своего вступления; например, если тема вступала на сильном времени, то она может вступать на бывшем сильном времени или даже на слабом. Это тактовое перемещение называется in contrario tempore. Точная имитация темы соблюдается в особенности в первой части Ф., но для большей мягкости в спутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в самом начале или конце темы спутника, основаны на том, что ноты доминантового трезвучия строя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника; например, когда вождь начинается тоникой и вводным тоном (терцией доминантового трезвучия), то спутник берет тонику нового строя и его шестую ступень (терцию субдоминантового трезвучия). Когда вождь начинается с тоники и доминанты или прямо с доминанты, то спутник начинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо с субдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому же чередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы в строй доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует в тон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является строгой имитацией вождя, называется реальной; если же спутник видоизменен сообразно вышеизложенным правилам, то Ф. называется тональной. Фрескобальди (1583-1644) считается установителем правил тональной Ф.

Кроме четырехголосной, бывают Ф. двухголосные, в которых тема может быть длиннее применяемой в многоголосной Ф. Для удлинения двухголосной Ф., в первой части, после интермедии, первый голос берет спутника, а второй - вождя. В такой Ф. большое значение имеют интермедии. Характер трехголосной Ф. легче четырехголосной. Пятиголосная Ф. пишется в медленном темпе и отличается гармонической полнотой. Такая Ф. пишется для двух одинаковых голосов и трех различных, например для двух сопрано, альта, тенора, баса, или для сопрано, альта, двух теноров и баса. В таких Ф. лучше писать тему в пределах сексты, во избежание перекрещивания голосов. Не следует постоянно придерживаться пятиголосного сложения; надо периодически переходить к четырех- и даже трехголосному сложению. Бывают Ф. и с числом голосов больше пяти, например у Сарти. Многие Ф. отступают от формы изложенной выше четырехголосной Ф.; например, в них нет разграничении частей, вторая часть находится в главном строе, причем вследствие тональной монотонности прибегают к увеличению и уменьшению темы и т. п. Ф. бывает сопровождаемой, когда аккомпанемент или подкрепляет голоса Ф., или же идет самостоятельно, поясняя гармоническое содержание Ф. Есть фуга с непрерывным басом (basso continuo), который двигается самостоятельно, без темы Ф., не составляя ее голоса. Фугированным хоралом называется Ф., в которой строфа хорала служит темой для Ф. Хорал с Ф. или хоральная Ф. состоит в том, что аккомпанементом хоральной мелодии служит Ф., причем строфы хорала появляются не непосредственно одна за другой, а с большими промежутками. Если в Ф. появляются эпизоды гомофонические, но все же преобладает строгий фуговый стиль, при соблюдении формы Ф., то последняя называется свободной Ф. Эту форму не следует смешивать с фугато, которое есть только отрывок Ф., появляющийся посреди какого-нибудь гомофонического сочинения, как полифонический прием для возбуждения интереса. Фугетта - небольшая Ф., с проведением темы в первой части и с весьма сокращенными второй и третьей частями. Если сочинение начинается Ф. и расходится свободно в гомофонию, то такой прием называется фугированным сложением. Оно часто встречается в хорах ораторий Генделя. Ф. с двумя проведенными темами называется двойной Ф. Такие две темы или два субъекта пишутся в двойном контрапункте в октаве для того, чтобы они могли применяться одновременно и менять свои места, т. е. верхняя тема могла бы быть поставлена внизу, а нижняя - над ней. В двойной Ф. в первой части проводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темы соединяются одновременно, причем каждая тема должна быть исполнена каждым из четырех голосов. Такая форма двойной Ф. встречается у Баха в Credo его торжественной мессы h-moll. Есть двойные Ф., в которых обе темы соединяются уже в первой части, например в Kyriе из "Реквиема" Моцарта. К разряду двойных Ф. относится и такая, в которой противосложение к спутнику в первой части постоянно и точно сопровождает тему. Тройная Ф. имеет три темы, четверная - четыре темы. Образчиком тройной Ф. может служить Kyrie в мессе g-dur Баха. В этой Ф. в первой части проводится первая тема, во второй - вторая и третья, а в третьей проводятся все три соединенные темы. Такие темы должны быть написаны в тройном контрапункте (см. Контрапункт). Ф. бывают инструментальные - для фортепиано, органа, оркестра - и вокальные. В последних принимается во внимание объем голосов. Вокальная Ф. более сжата, чем инструментальная, в которой гораздо больше свободы. Ф. достигла своего высшего развития у Генделя и в особенности И. С. Баха, а позднее у Моцарта. Замечательные, хотя немногочисленные образцы Ф. встречаются у Бетховена, а из позднейших композиторов - у Мендельсона и Брамса.

 

 

Это интересно: