→ Начало корейской войны. Корейская война: краткая история

Начало корейской войны. Корейская война: краткая история

Корейская война 1950-1953 г. стала первым локальным вооруженным конфликтом между социалистическими и капиталистическими государствами в эпоху «холодной войны».

Предыстория конфликта.

С 1905 г. Корея находилась под протекторатом Японии, а с 1910 г. стала ее колонией и утратила независимость. Во время Второй мировой войны, воюя с японской армией, в августе 1945 г. советские войска вошли на территорию Кореи с севера, а с юга страну освобождали американские силы. Демаркационной линией для них стала 38-ая параллель, разделившая Корейский полуостров на две части. Нередкими стали случаи вооруженных столкновений и провокаций вдоль 38-й параллели. В 1948 г. с территории Кореи вышли советские войска, в июне 1949 г. американские силы также покинули полуостров, оставив около 500 советников и вооружение.

Образование государств.

После вывода иностранных войск должно было состояться объединение страны, но вместо этого произошел раскол на два государства: Корейскую народно-демократическую республику (КНДР) во главе с Ким Ир Сеном на севере и Республику Корея во главе с Ли Сын Маном на юге. Оба режима несомненно стремились к объединению страны и строили планы, имевшие как политический, так и военный характер. На фоне регулярных провокаций на границе, в конце июля 1949 г. произошло крупнейшее столкновение.

Два государства вели дипломатическую игру с целью заручиться поддержкой своих союзников: 26 января 1950 г. между США и Южной Кореей было подписано корейско-американское соглашение о помощи во взаимной обороне, а северокорейский руководитель Ким Ир Сен проводил переговоры с И.В. Сталиным и китайским руководителем Мао Цзэдуном, предложив «прощупать Южную Корею штыком». К этому моменту баланс сил претерпел значительные изменения: 29 августа 1949 г. СССР провел первое испытание ядерного оружия, в том же году коммунистами была образована Китайская народная республика (КНР). Но даже, несмотря на это Сталин продолжал колебаться и в послании к Мао Цзэдуну писал, что «предложенный корейцами план объединения» возможен только в случае согласия китайской стороны на его поддержку. КНР в свою очередь ожидал поддержки со стороны северян в вопросе об о. Тайвань, где обосновались сторонники Гоминьдан во главе с Чан Кайши.

Подготовка военной операции Пхеньяном.

К концу мая 1950 г. в Пхеньяне была в основном завершена разработка стратегического плана разгрома армии Южной Кореи за 50 дней путем нанесения внезапного и стремительного удара двумя оперативными армейскими группировками в направлении Сеула и Чхунчхона. В это время по распоряжению Сталина было отозвано большинство советских советников, ранее прикомандированных ко многим северокорейским дивизиям и полкам, что лишний раз свидетельствует о нежелании СССР развязывать войну. Корейская народная армия (КНА) КНДР имела численность до 188 тысяч солдат и офицеров, армия Республики Корея - до 161 тысяч. По танкам и САУ КНА имела превосходство в 5,9 раз.

Эскалация конфликта.

Ранним утром 25 июня 1950 г. северокорейские войска двинулись на юг страны. Официально утверждалось, что первыми открыли огонь южане, а северокорейцы отбили удар и развернули собственное наступление. Буквально за три дня им удалось захватить столицу Юга - Сеул, и вскоре они овладели почти всем полуостровом и подошли вплотную к его южной оконечности - г. Пусану, который удерживали части южан. Во время наступления северокорейцы проводили земельную реформу на занятых территориях, основанную на принципах безвозмездной передачи земли крестьянам, а также создавали народные комитеты как органы местного самоуправления.

С первого дня войны США стали оказывать активную помощь своему южнокорейскому союзнику. С начала 1950 г. СССР бойкотировал заседания Совета Безопасности ООН в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня вместо законного представителя КНР, чем не преминули воспользоваться США. На экстренно созванном 25 июня заседании Совета Безопасности ООН была принята резолюция, в которой выражалась «серьезная озабоченность» нападением войск Северной Кореи на Республику Корея, а 27 июня последовала резолюция, осуждавшая «вторжение» КНДР и призывавшая членов ООН оказать Республике Корея всестороннюю военную помощь для отражения наступательных операций северокорейских войск, что фактически развязало руки американской армии, к которой присоединились, правда, в незначительном количестве, войска других государств, имея при этом статус «вооруженных сил ООН». Главнокомандующим силами ООН в Корее был назначен американский генерал Д. Макартур, одновременно возглавивших войска южнокорейцев.

На стратегическом плацдарме Пусан-Тэгу американцам в короткий срок удалось сосредоточить вооруженные силы, более чем в 2 раза превосходящие растянувшуюся 70-тысячную армейскую группировку северян. Но даже в этих условиях северокорейским войскам удалось продвинуться на 10-15 км, но 8 сентября их наступление окончательно прекратилось. 13 сентября 1950 г. Пентагон начал крупномасштабную высадку почти 50-тысячного десанта, оснащенного танками, артиллерией, поддержанного ВМС и авиацией (до 800 самолетов) вблизи г. Инчхона. Противостоял им гарнизон в 3 тысячи человек, проявивший небывалую стойкость при отражении десанта. После этой десантной операции войска северокорейцев фактически оказались в окружении.

Второй этап войны.

Следующий период войны характеризовался таким же стремительным наступлением войск ООН и южнокорейцев на север Корейского полуострова, каким было наступление северокорейских войск в первые месяцы войны. При этом часть северян обратилась в беспорядочное бегство, остальные попали в окружение, многие из них перешли к партизанской войне. Американцы заняли Сеул, в октябре перешли 38-ю параллель, а вскоре подошли к западной части корейско-китайской границы у города Чхосан, что было воспринято как непосредственная угроза для КНР, поскольку американские военные самолеты неоднократно вторгались в китайское воздушное пространство. Северная Корея оказалась на грани полной военной катастрофы, явно не готовая к длительным боевым действиям и противостоянию с армией США.

Однако в это время события приняли новый оборот. В войну вступили китайские «народные добровольцы» численностью около миллиона человек, являющиеся кадровыми военными. Возглавлял их знаменитый военначальник Пэн Дэхуай. У китайцев практически не было самолетов и тяжелой техники, поэтому в боях они использовали особую тактику, нападая ночью и подчас одерживая верх за счет больших потерь и превосходства в численности. На помощь союзникам СССР перебросил несколько авиационных дивизий для прикрытия наступления с воздуха. Всего за время войны советскими летчиками было сбито около 1200-1300 американских самолетов, собственные потери свыше 300 самолетов. Также осуществлялась поставка техники, в которой остро нуждались как северокорейцы, так и китайцы. Для координации действий было создано Объединенное командование во главе с Ким Ир Сеном. Главным советником при нем был советский посол генерал-лейтенант В.И. Разуваев. С первых дней объединенные северокорейские и китайские войска перешли в контрнаступление, и в ходе двух наступательных операций, не без помощи частей, оставшихся в тылу «войск ООН», им удалось взять Пхеньян и выйти к 38-й параллели.

Для закрепления успеха 31 декабря была начата новая наступательная операция (31 декабря — 8 января 1951 г.), увенчавшаяся взятием Сеула. Но успех был недолгим, и уже к марту город был отвоеван, в результате успешного наступления южан фронт выровнялся вдоль 38-й параллели к 9 июня 1951 г. Успех американских войск объяснялся серьезным превосходством в артиллерии и авиации, наносившими беспрерывные удары. При этом американцы задействовали треть своих сухопутных войск, одну пятую часть авиации и большую часть военно-морских сил. В этот период кампании Д. Макартур, главнокомандующий войсками ООН в Корее, настаивал на расширении масштабов войны, предлагал развернуть боевые операции в Маньчжурии, привлечь к участию в войне гоминъдановскую армию Чан Кайши (находившегося на Тайвани) и даже нанести ядерный удар по Китаю.

В СССР тоже готовились к худшему сценарию: помимо сражавшихся на фронтах советских летчиков и специалистов, на границе с КНДР стояли наготове пять советских бронетанковых дивизий, в повышенной боевой готовности находился Тихоокеанский флот, включая боевые корабли в Порт-Артуре. Однако благоразумие взяло вверх, правительство США отклонило предложение Д.Макартура, грозившее саамами опасными последствиями и отстранило его от командования. К этому времени какое-либо наступление одной из воюющих сторон стало практически невозможным, войска северян имели явное преимущество в численности войск, а войска южан в технике. В этих условиях после тяжелейших боев и многочисленных потерь, дальнейшая война для двух сторон сопровождалась бы еще большими потерями.

Разрешение конфликта.

Летом 1951 г. обе стороны решились начать мирные переговоры, которые были прерваны по инициативе Южной Кореи, недовольной сложившейся линией фронта. Вскоре состоялось две неудачных попыток наступления южнокорейско-американских войск: в августе и сентября 1951 г., имевших целью прорвать линию обороны северян. Тогда обе стороны приняли решение возобновить мирные переговоры. Местом их проведения стал Пханмунчжом — небольшой пункт в западной части линии фронта. Одновременно с началом переговоров обе стороны приступили к строительству оборонительных инженерных сооружений. Поскольку большая часть линии фронта, центральная и восточная, проходила в гористой местности, войска северокорейцев и китайских народных добровольцев приступили к сооружению тоннелей, служивших лучшей защитой от воздушных налетов американской авиации. В 1952 и 1953 гг. состоялось еще несколько крупных военных столкновений двух сторон.

Лишь после смерти И.В. Сталина, когда советское руководство приняло решение об отказе от столь активной поддержки Северной Кореи, обе стороны решились приступить к итоговым переговорам. К 19 июля 1953 г. было достигнуто единство мнений по всем пунктам будущего соглашения. С 20 июля началась работа по определению места прохождения демаркационной линии, а 27 июля 1953 г. в 10 часов утра в Пханмунчжоме было наконец-то подписано Соглашение о перемирии. Оно было подписано представителями трех основных воюющих сторон — КНДР, КНР и войск ООН и объявляло о прекращении огня. Южная Корея при этом отказывалась подписывать соглашение, но, в конечном счете, была вынуждена согласиться под давлением США, которые пошли на подписание Договора о взаимной безопасности от 1 октября 1953 года, а также Меморандума о Соглашении по военной и экономической помощи от 14 ноября 1954 года, по которым в Южной Корее оставался 40 тысячный американский контингент.

Потери сторон.

За хрупкий мир и право КНДР и Республики Корея продолжать строить общество своего типа была заплачена очень высокая цена. За годы войны общее число погибших достигло 1,5 млн человек, а раненых — 360 тыс., многие из которых на всю жизнь остались калеками. Северная Корея была полностью разрушена американскими бомбардировками: уничтожено 8700 промышленных предприятий и более 600 тыс. жилых домов. Хотя на территории Южной Кореи не было столь масштабных бомбардировок, разрушений в ходе войны также было не мало. В ходе войны с двух сторон нередкими были случаи военных преступлений, массовых расстрелов военнопленных, раненных, так и гражданских лиц.

Согласно официальной публикации Министерства обороны СССР, в период Корейской войны советские авиасоединения потеряли в боевых сражениях с авиацией США 335 самолетов и 120 пилотов. Общие же потери советских частей и соединений официально составили 299 человек, том числе 138 офицеров и 161 сержант и солдат. Безвозвратные потери войск ООН (прежде всего США) составили более 40 тысяч человек. Данные о потерях Китая разнятся от 60 тысяч до нескольких сотен тысяч человек.

Корейская война имела большие негативные последствия для всех участников конфликта, и стала первым вооруженным локальным конфликтом двух сверхдержав, использовавших все типы вооружений, кроме ядерного оружия. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.











Американский истребитель "Сейбр". Всего их удалось сбить только 80 штук.

Как выяснилось в ходе обсуждения, это американсая версия произошедшего:

На границе КНДР и Республики Корея. Современный снимок. 38-я параллель.

25 июня 1950г. войска КНДР пересекли 38-ю параллель, границу разделения м-ду советскими и американскими войсками, образованную 10.08.45г. и вторглись в пределы Южной Кореи. Перед этим молодой лидер Северной Кореи Ким Ир Сен в апреле 1950г. приезжал в Москву и бил поклоны Сталину, заверяя его в том, что "народы всего Корейского п-ва "ждут не дождутся" того часа, когда они все будут жить при благостном коммунистическом режиме"

Сталин очень осторожно подошел к амбициям нового адепта марксизма-ленинизма, прекрасно понимая, что этого "объединения" никоим образом не допустят американцы. Все же, пообещав Ким Ир Сену кое-что из вооружения (в т.ч. танки и самолеты), порекомендовал

обратиться к другому азиатскому "другу" - Мао-Цзе Дуну. Мао Цзе Дун, практически, тоже отказал Ким Ир Сену, но оговорился, что если военные действия развернутся вблизи китайских границ, то "он за себя не отвечает".

Т.о. летом 1950г. , всего через год, после того, как с Корейского п-ва были выведены войска СССР и США, присутствовавшие здесь после разгрома Японии, начались опять боевые действия.

Войска КНДР, первоначально, быстро захватили значительные районы Корейской республики Ли Сын Мана. Однако, США, вкупе с

еще 14 странами, оперативно провели на заседании ООН резолюцию о помощи Южной Корее под эгидой ООН. Уже к сентябрю прибывшие

военные контингенты США и Англии отбросили части Ким Ир Сена обратно, к 38-й параллели. Командовал объединенной группой войск

популярный в США Дуглас Макартур. Воинственно настроенный, он издал приказ пересечь 38-ю параллель и перенести военные действия на территорию КНДР.

Вот тут-то и "проснулся" Мао Дзе Дун. Имея в своем распоряжении армию в несколько миллионов человек, всю военную технику, которую оставил ему СССР после разгрома Квантунской армии, он приказал своим штабам "проучить" наглых американцев.

Уже первая волна, в общем-то, легковооруженных китайских солдат численностью в 250 тыс. своим ударом привела американцев в замешательство. Если до того, как американские части перешли 38-ю параллель у них насчитывалось всего несколько сот убитых и раненых, то тут счет потерям пошел сразу на тысячи.

Д.Макартур заметался. Его, прославленного генерала, ветерана WWII лупят какие-то китайцы! Проявил большую инициативу и Сталин, увидев, что авантюра молодого корейского лидера может привести к потере "дружественного гос-ва". Через Дальний Восток в КНДР были переброшены зенитные орудия, и самое главное, - реактивная авиация. Не терпелось испробовать новейший истребитель МИГ-15 в "боевых условиях". США, в свою очередь, направили на Корейский п-ов новые контингенты. Как писал позже, в 1952г. Г.Трумен, "..мы сражаемся в Корее для того, чтобы нам не пришлось воевать в Новом Орлеане или заливе Сан - Франциско". Другими словами

начался настоящий международный конфликт противоположных общественно-политических систем.

Война приобрела позиционный характер с применением новейшего вооружения. Получившие было преимущество в воздухе советские самолеты (естественно с корейскими опознавательными знаками) МИГ-15, вдруг, неожиданно столкнулись с новейшими американскими F-86 "Сейбр", которые имея преимущества в скорости, маневре, а главное, в электронном оснащении, начали десятками сбивать "советско-корейские" истребители."

Д.Макартур в обстановке затяжной войны, которую он обещал закончить, продолжая традиции многих полководцев, "к Рождеству", встал перед фактом массовой гибели "сил ООН" (читай - американцев) на Корейском п-ве. Не долго думая, он предложил президенту США Г.Трумену "метнуть" на северокорейцев "тридцаток атомных бомб и закрыть тему", как в случае с Японией в августе 1945г. Трумена,конечно, ошарашило такое заявление бравого генерала. Немного поколебавшись, он отстранил Макартура от командования в апреле 1951г., назначив на его место более покладистого и рассудительного генерала. Кто-кто, а Трумен прекрасно осознавал, чем может закончиться такое "простое решение".

Непонятно, чем бы окончился этот конфликт, да в марте 1953г."генералиссимус" вытянул ноги, конфликт, без поддержки СССР, начал затухать.

27.07.53г. было заключено перемирие, граница между "двумя Кореями" вновь восстановилась по 38-й параллели.

Итоги. С южнокорейской стороны погибло ок. 250 тыс.военнослужащих. К ним нужно прибавить 54 тыс. погибших американцев. Со стороны КНДР, вместе с китайцами, погибло ок. 1 млн. человек. В воздухе с обеих сторон было сбито ок. 3000 самолетов, в т.ч. 780 МиГ-15. С обеих сторон было уничтожено ок. 1000 бронетехники, включая танки. 80% инфраструктуры КНДР было разрушено.

Командующий объединенными силами ООН на Корейском п-ве Д.Макартур (до 11.04.51).

Жертвы войны.


Китайские пленные.


У меня только вопрос, зачем разделили КОРЕЮ на Северную и Южную после второй мировой? Ну, освободили ее от японцев две так сказать дружественные страны СССР и США (грубо говоря) и УШЛИ, зачем оставили РАЗДЕЛЕННЫЙ НАРОД, ясное дело, что это будет незаживающий никогда шрам. / Ромашка

Спасибо Александру за ссылку, http://serblv.narod.ru/koreanwar.html я там нашла ответ на мой вопрос о разделе Кореи, НАША ВЕРСИЯ:

" Предистория
Корея с 1894 годп являлась колонией Японии. В результате 2й Мировой СССР освободил эту территорию от японских оккупантов. Однако США,всегда относящиеся к своим союзникам как к пушечному мясу,не захотели чтобы СССР законно получил лавры освободителя Кореи.Поэтому Штаты высадились на юге Кореи и потребовали раздела с СССР сферы влияния по 38й параллели.США и пальцем не пошевельнули для освобождения Кореи, а требовали бОльшую часть полуострова. Естественно, такую наглость надо было как то прикрыть и поэтому Трумен сказал что занял остров "для защиты Кореи от коммунистических планов глобального характера" (выражаясь терминологией Трумена, можно тогда обвинить США в демократических планов глобального характера - кто сказал что демократия лучше? - если демократия нравится США, а социализм им не нравится, то это не значит что демократия лучше ). В добавок Трумен обьявил Союзу "холодную войну" - так США "отблагодарили" своего бывшего собюзника по борьбе с Японией только за то, что СССР отстаивал свои лавры победителя, а не сдал их Штатам, как это сделала Великобритания.Странная логика США это отдельная тема разговоря, однако Сталин не слишком переживал о решении США и решил помоч Кореи от нового, американского гнета.Он признал создание в 1948 году КНДР и помог с созданием КНА . США в свою очередь создали на юге страны марионеточный режим РК,а создание КНДР Штаты ловк оиспользовали как пропагандисткий ход и очередной раз обвинили СССР в "имперских амбициях" (Хотя кто бы говорил...). Чем знаменита американская жипломатия так это своим красноречием - самые ужасные СВОИ преступления,по сравнению с которыми Гитлер ьыл неминным ребенком, штатовские дипломаты перекрашивали в позитив .На этот раз американская дипломатия не подвела штатовских дипломатов - ООН поддерджал эту наглую операцию США и янки в той войне вормально действовали как составляющая обьединенных сил ООН (однако вам уже известно как Штаты относятся к союзникам...)Эту наглость не могла терпеть КНДР и поэтому 25 июня 1950 года КНА перешла 38ю параллель - это и принято считать началом Корейской войны. СССР однако НЕ нарушил договоренностей и до самого конца войны действовал приказ всем частям Советской Армии в Кореи НЕ ПЕРЕХОДИТЬ 38 ПАРАЛЛЕЛЬ ! СССР также не участвовал в этой войне в полном смысле (как это делали США) - он лишь обучал военных специалистов и поддерживал КНА с воздуха в составе ОВА - ито из 12 авиадивизий только 3 были Советские, однако именно они сыграли главную роль в освобождении Кореи!

Нельзя не сказать, что участие выше перечисленных стран в Корейской войне имело огромное значение. По сути дела война велась не между Северной и Южной Кореей, а между двумя державами, которые стремились доказать свой приоритет любыми доступными способами. В данном случае нападающей стороной стало США, и провозглашённая в то время «доктрина Трумэна» яркий тому пример. В соответствии со своей «новой линией в политике» в отношении СССР администрация Трумэна не считала необходимым «идти на компромиссы в дальнейшем». Она фактически отказалась выполнять Московское соглашение, сорвала работу Совместной комиссии по Корее, а затем перенесла корейский вопрос в Генеральную Ассамблею ООН. Этот шаг США обрывал последнюю ниточку сотрудничества с СССР: Вашингтон открыто нарушал свои союзнические обязательства, по которым корейский вопрос как проблема послевоенного урегулирования должен был решаться союзными державами. Перенос корейского вопроса в ООН потребовался США для того, чтобы в международно-политическом плане утвердить создаваемый ими южнокорейский режим в качестве единственно законного правительства в Корее. Таким образом, в результате империалистической политики США и вопреки стремлению корейского народа к созданию единой, независимой, демократической Кореи, страна оказалась разделённой на две территории: зависимую от США Корейскую Республику и находящиеся в такой же зависимости, только от СССР, КНДР, фактически границей между которыми стала 38-я параллель. Отнюдь не случайно, что это произошло именно с переходом Соединённых Штатов к политике «холодной войны». Раскол мира на два классово противоположенных лагеря - капитализм и социализм, вызванная этим поляризация всех политических сил на мировой арене и борьба между ними обусловили появление в системе международных отношений узлов противоречий, в которых сталкиваются и разрешаются политические интересы государств противостоящих друг другу систем. Корея в силу исторических обстоятельств превратилась в подобный узел. Она оказалась ареной борьбы капитализма в лице США против позиций коммунизма. Исход борьбы определялся соотношением сил между ними.

СССР и в период второй мировой войны, и после неё последовательно стремился к компромиссному решению корейского вопроса, к созданию через систему опеки единого демократического корейского государства. Другое дело - США, компромиссным решениям по Корее практически не оставалось места. США сознательно способствовали росту напряжённости в Корее, и если они не принимали прямого участия, то своей политикой фактически подталкивали Сеул к организации вооружённого конфликта на 38-й параллели. Но по моему мнению просчётом со стороны США было то, что они распространили свою агрессию на Китай, не осознавая его возможностей. Об этом также говорит старший научный сотрудник ИВ РАН кандидат исторических наук А.В. Воронцов: «Одним из решающих событий в ходе войны в Корее стало вступление в неё КНР 19 октября 1950 года, что практически спасло от военного разгрома находившуюся в тот период в критическом положении КНДР (эта акция стоила более двух миллионов жизней «китайских добровольцев»)».

Интервенция американских войск в Корее спасла Ли Сын Мана от военного поражения, но главная цель - ликвидация социализма в Северной Корее - так и не была достигнута. Что касается непосредственного участия США в войне, надо заметить, что американская авиация и флот действовали уже с первого дня войны, но применялись для эвакуации американских и южнокорейских граждан из прифронтовых районов. Однако после падения Сеула на Корейском полуострове высадились сухопутные войска США. Американские ВВС и ВМС также развернули активные боевые действия против войск КНДР. В Корейской войне авиация США являлась главной ударной силой «вооружённых сил ООН», помогавших Южной Кореи. Она действовала как на фронте, так и по объектам глубокого тыла. Поэтому отражение воздушных ударов ВВС США и их союзников стало одной из важнейших задач войск Северной Кореи и «китайских добровольцев» на протяжении всех военных лет.

Помощь же Советского Союза КНДР в годы войны имела свою особенность - она предназначалась в первую очередь для отражения агрессии США и потому шла преимущественно по военной линии. Военная помощь СССР борющемуся корейскому народу осуществлялась путём безвозмездных поставок вооружения, боевой техники, боеприпасов и других средств; организацией отпора американской авиации соединениями советской истребительной авиации, размещёнными в соседних с КНДР приграничных районах Китая и надёжно прикрывавшими с воздуха различные экономические и другие объекты. Также СССР занималось подготовкой командных, штабных и инженерно-технических кадров для войск и учреждений Корейской народной армии на месте. На протяжении всей войны из Советского Союза поставлялись в необходимом числе боевые самолёты, танки и САУ, артиллерийское и стрелковое оружие и боеприпасы к нему, а также многие другие виды специальной техники и военного снаряжения. Советская сторона стремилась поставлять всё своевременно и без задержки, чтобы войска КНА были в достаточной степени обеспечены всем необходимым для борьбы с противником. Армия КНА была оснащена самым современным по тому времени вооружением и боевой техникой.

После открытия ключевых документов правительственных архивов стран, участвовавших в корейском конфликте, всплывают всё новые и новые исторические документы. Мы знаем, что Советская сторона приняла на себя в то время громадное бремя прямой военно-воздушной и военно-технической поддержки КНДР. В Корейской войне участвовало около 70 тысяч личного состава советских ВВС. При этом потери наших авиасоединений составили 335 самолётов и 120 пилотов. Что же касается сухопутных операций по поддержке северокорейцев, то Сталин стремился полностью переложить их на Китай. Также в истории этой войны есть один интересный факт - 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Основой этого корпуса явились три истребительные авиационные дивизии: 28-я иак, 50-я иак, 151-я иак. В составе дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата. Имелись на вооружении самолёты советского производства: ИЛ-10, Як-7, Як-11, Ла-9, Ла-11, а также реактивные МиГ-15. Управление размещалось в городе Мукдене. Интересен этот факт потому, что пилотировали эти самолёты советские лётчики. Немалые сложности возникали из-за этого. Необходимо было соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15, что не было тайной, пилотируют советские лётчики. С этой целью самолёты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских ВВС. Запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян - Вонсан, то есть до 39 градуса северной широты.

Мне кажется, что нельзя выделять какие-то особые заслуги того или иного государства отдельно. Мы не можем сказать, что войну вело с одной стороны только СССР, игнорируя «китайских добровольцев», и США - с другой, не упоминая южнокорейские войска и силы ООН. Участие этих государств в корейском конфликте и предопределило судьбу Корейского полуострова.

В этом вооружённом столкновении была отведена отдельная роль Организации Объединённых Наций, которая вмешалась в этот конфликт после того, как правительство США передало ей решение корейской проблемы. Вопреки протесту Советского Союза, который настаивал на том, что корейский вопрос является неотъемлемой частью проблемы послевоенного урегулирования в целом и порядок его обсуждения уже определён Московским совещанием, Соединённые Штаты поставили его осенью 1947 г. на обсуждение 2 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти действия стали ещё одним шагом к закреплению раскола, к отходу от Московских решений по Корее и к осуществлению американских планов.

На ноябрьской сессии ГА ООН в 1947 г. американской делегации и представителям других проамериканских государств удалось отклонить советские предложения о выводе всех иностранных войск и протащить свою резолюцию, создать временную комиссию ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов. Эта Комиссия была избрана из представителей Австралии, Индии, Канады, Сальвадора, Сирии, Украины (её представители в работе комиссии не участвовали), Филиппин, Франции и чанкайшистского Китая. Она должна была осуществлять превращение ООН в «центр гармонизации действий по корейскому вопросу», предоставлять советской и американской администрации и корейским организациям «консультации и советы по каждому шагу, связанному с созданием независимого корейского правительства и отводом войск», и обеспечить под своим наблюдением проведение в Корее выборов на основе тайного голосования всего взрослого населения. Однако Комиссии ООН в Корее не удалось создать общекорейское правительство, так как она продолжала курс на формирование угодного США реакционного органа власти. Протесты народных масс и общественных демократических организаций на Юге и Севере страны против её деятельности привели к тому, что она не смогла выполнить свои функции и обратилась за содействием к так называемому Межсессионному комитету ГА ООН. Комитет рекомендовал Временной комиссии, отменяя тем самым решение ГА ООН от 14 ноября 1947 г., провести выборы в высший законодательный орган - Национальное собрание только в одной Южной Корее, и внёс соответствующий проект резолюции на заседание сессии ГА ООН. Многие государства, включая Австралию и Канаду - членов Временной комиссии по Корее, - не поддерживали США и утверждали, что такая акция будет иметь своим результатом постоянное разделение страны и наличие двух враждебных правительств в Корее. Тем не менее с помощью послушного большинства США провели нужное им решение 26 февраля 1948 г. в отсутствии советского представителя.

Принятие американской резолюции имело пагубные последствия для Кореи. Поощряя установление «национального правительства» в Южной Корее, что неизбежно влекло за собой создание национального правительства и на Севере, оно же подталкивало к расчленению Кореи, вместо того чтобы содействовать образованию единого независимого демократического государства. Те, кто выступал за сепаратные выборы на Юге, например Ли Сын Ман и его сторонники, активно поддерживали решения ГА ООН, утверждая, что создание сильного правительства необходимо для защиты от северокорейского «наступления». Левые же были против сепаратных выборов и деятельности Комиссии ООН, они предлагали встречу политических лидеров Северной и Южной Кореи, чтобы разрешить внутренние дела самим после вывода иностранных войск.

Не составляет большого труда сделать вывод о том, что Комиссия ООН стояла на стороне США и работала в его пользу. Явный пример - резолюция, превратившая американские войска в Корее в «вооружённые силы ООН». Под флагом ООН в Корее действовали соединения, части и подразделения 16 стран: Англия и Турция прислали несколько дивизий, Великобритания снарядила 1 авианосец, 2 крейсера, 8 эсминцев, морскую пехоту и вспомогательные части, Канада направила одну пехотную бригаду, Австралия, Франция, Греция, Бельгия и Эфиопия по одному пехотному батальону. Дополнительно из Дании, Индии, Норвегии, Италии и Швеции прибыли полевые госпитали и их персонал. Около двух третей войск ООН были американскими. Корейская война обошлась ООН в 118155 убитых и 264591 раненого, 92987 были взяты в плен (большинство умерло от голода и пыток).

Подводя итог, нужно заметить что роль США, СССР и Китая оказалась очень важна. Кто знает как бы кончился конфликт между Южной и Северной Кореей, если бы не вмешательство этих стран. Многие учёные утверждают, что Корейская война это синтетически созданный конфликт. Лидеры корейских республик сами могли уладить свои региональные проблемы. Большинство исследователей склоняются к точке зрения о том, что вся вина Корейской войны лежит на США. Это доказывают несколько аргументов: во-первых США направила свою политику против мирового социализма, то есть против СССР, во-вторых это начало «холодной войны», и в-третьих это геополитический интерес, направленный на Южную Корею с целью превращения последней в проамериканскую страну. США стремилось к мировому господству и частью этих планов была не только гонка вооружений но и борьба за влияние в странах третьего мира.

После русско-японской войны 1904-1905 Корея стала частью японской империи. В конце Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции пришли к соглашению, что русские разоружат японские войска в северной части страны, а американские – в южной. Организация Объединенных Наций собиралась предоставить Корее полную независимость. С этой целью в конце 1947 года в страну была направлена комиссия ООН для организации общенациональных выборов. Но к этому моменту «холодная война » между западным и восточным блоком уже была в полном разгаре, и СССР отказались признать полномочия комиссии в своей зоне оккупации.

На юге Корейского полуострова под наблюдением комиссии ООН состоялись выборы и в августе 1948 года было создано государство Южная Корея во главе с президентом Ли Сын Маном . СССР устроил в Северной Корее собственные выборы, и в сентябре 1948 года к власти пришел ставленник Сталина Ким Ир Сен , который оставался вождём страны вплоть до своей кончины в июле 1994 года. Советские войска были выведены с Корейского полуострова, а в июле 1949 года то же самое сделали и американцы. Сталин , однако, оставил северокорейскую армию вооруженной гораздо лучше, чем ее южный сосед. Отношения между двумя Кореями были очень напряжёнными.

Менее чем через год, 25 июня 1950 года, северокорейские войска начали войну неожиданной атакой. Они пересекли 38-ю параллель, по которой проходила государственная граница между двумя Кореями. Их целью было свергнуть правительство Южной Кореи и объединить страну под властью Ким Ир Сена.

Плохо вооруженные и слабо обученные южнокорейские войска не сумели дать отпор агрессии с севера. Через три дня столица страны, Сеул, сдалась северокорейским войскам, которые продолжали наступать на юг широким фронтом. Южная Корея обратилась за помощью к ООН. Ещё с января 1950 года Советский Союз отказался участвовать в работе ООН из-за присутствия там в качестве постоянного члена Совета Безопасности от Китая посла националистического режима Чан Кайши , а не от коммунистического правительства Мао. Поэтому СССР не смог наложить вето на ультиматум ООН Северной Корее о выводе войск. Когда этот ультиматум был проигнорирован Ким Ир Сеном, Совет Безопасности призвал государства – члены Совета оказать военную и иную помощь Южной Корее.

Американские военно-морские и военно-воздушные силы тут же начали развертывание. 1 июля 1950 года первые контингенты сухопутных войск США под флагом НАТО, переброшенные по воздуху из Японии, прибыли на фронт военных действий, в Пусан, порт на крайней юго-восточной оконечности Корейского полуострова. Дополнительные контингенты в течение следующих нескольких дней прибыли морем. Однако они были слишком слабы и вскоре вместе с южнокорейскими войсками обратились в бегство. К концу июля вся Южная Корея, за исключением небольшого юго-восточного плацдарма вокруг порта Пусан, была захвачена северокорейскими войсками.

Генерал , ранее возглавлявший борьбу союзников против японцев в юго-западном регионе Тихого океана, был назначен Верховным главнокомандующим войсками ООН в Корейской войне. Он организовал оборону Пусанского периметра и к концу августа добился двойного численного превосходства над северными корейцами, подготовив решительное контрнаступление.

Макартур выработал дерзкий план. Он приказал осуществить высадку морского десанта в Инчхоне на северо-западе Корейского полуострова, чтобы отвлечь внимание северокорейцев Пусанского плацдарма и облегчить его прорыв.

Инчхонская десантная операция началась 15 сентября 1950. В выброске десанта участвовали американские и южнокорейские морские пехотинцы, которые застигли северных корейцев врасплох, и на следующий день Инчхон был взят. Затем в район военных действий была переброшена американская пехотная дивизия. Американцы развернули наступление вглубь Кореи и 28 сентября освободили Сеул.

19 сентября 1950 начался прорыв Пусанского периметра. Это наступление окончательно внесло сумятицу в ряды северокорейцев, и 1 октября их войска обратились в беспорядочное бегство через 38-ю параллель. Но силы ООН не остановились на границе Северной Кореи, а устремились вглубь её территории. 19-го числа они вошли в столицу Северной Кореи, Пхеньян. Ещё через девять дней силы ООН вышли к реке Ялуцзян, на границу между Северной Кореей и Китаем.

Контратака антикоммунистических сил в 1950 г. Показано место высадки в Инчхоне

Столь стремительное изменение обстановки обеспокоило коммунистическое правительство Мао Цзэдуна , которое было одним из главных организаторов Корейской войны. В течение октября 1950 г. 180 тысяч китайских солдат были скрытно и быстро переброшены через границу. Настала лютая корейская зима. 27 ноября 1950 китайцы осуществили внезапное нападение на силы ООН, быстро обратив их в беспорядочное бегство. Легковооруженные китайцы были привычны к зимнему холоду, и к концу декабря 1950 они вышли к 38-й параллели. Не удержав их и здесь, силы ООН отошли еще дальше к югу.

Сеул вновь пал, но к этому моменту китайское наступление утеряло свой темп, и войскам ООН удалось перейти в контрнаступление. Сеул был вновь освобожден, а китайские и северокорейские войска изгнаны за 38-ю параллель. Фронт Корейской войны стабилизировался.

На этой стадии в стане сил ООН наступил раскол. Генерал Макартур, которого считали лучшим солдатом за всю историю Америки, хотел нанести удар, как он выражался, по китайскому «святилищу» – району к северу от реки Ялуцзян, служившему форпостом для китайских наступательных операций. Он был даже готов применить ядерное оружие. Президент США Трумэн ужаснулся такой перспективе, опасаясь, что это спровоцирует Советский Союз нанести ядерный удар по Западной Европе и начать третью мировую войну. Макартур был отозван и заменён американским генералом Мэтью Риджуэем, командующим американской Восьмой армией в Корее.

К концу апреля 1951 года китайцы предприняли очередное наступление. Им удалось проникнуть в Южную Корею, несмотря на тяжелые потери. И вновь силы ООН контратаковали и изгнали китайцев и северных корейцев за двадцать-тридцать миль севернее 38-й параллели.

Изменения линии фронта во время Корейской войны

В конце июня появились первые признаки того, что китайцы готовы к мирным переговорам. 8 июля 1951 года на борту датского санитарного корабля в Вонсанской бухте на восточном побережье Северной Кореи состоялась встреча представителей воюющих сторон. Однако вскоре стало ясно, что китайцы не торопятся оканчивать Корейскую войну, хотя ООН была готова согласиться на постоянное разделение Кореи по 38-й параллели. Однако после серьезного поражения китайцам требовалось время для восстановления сил. Поэтому они благосклонно встретили отказ ООН от дальнейших наступательных операций.

Так обе стороны перешли к позиционной войне, которая напоминала положение на Западном фронте Первой Мировой в 1915 – 1917 годах. Оборонительные рубежи с обеих сторон представляли собой заграждения из колючей проволоки, траншеи с брустверами из мешков с песком, глубокие блиндажи. Серьезным отличием Корейской войны 1950-1953 от Первой Мировой было широкое использование минных полей. Силы ООН имели значительное преимущество над противником в огневой мощи, но китайцы и северные корейцы имели превосходство в численности.

Не менее шестнадцати стран выслали воинские контингенты, которые под флагом ООН сражались в Корее, и еще пять стран оказывали медицинскую помощь. Наибольший вклад внесла Америка, а среди стран, пославших свои войска, были Великобритания, Бельгия, Турция, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд.

На море у сил ООН было подавляющее преимущество. Самолеты, с авианосцев наносили удары по территории Северной Кореи. И в воздухе войска ООН имели превосходство. Корейская война 1950-1953 ознаменовалась первыми воздушными боями с применением исключительно реактивных самолетов – американские F-86 «Сейбр» сражались с советскими МиГ-15. Бомбардировщики союзников, включая гигантские В-29, которые сбросили атомные бомбы на Японию в 1945 году, атаковали коммуникации Северной Кореи. Широко использовались и штурмовики, нередко с напалмовыми бомбами.

В Корейской войне впервые сказали веское слово ударные вертолеты. Во время Второй Мировой войны вертолеты использовались редко – в основном для спасательных миссий. Теперь же они продемонстрировали всю свою эффективность в качестве средств ведения разведки и обнаружения артиллерии противника, а также транспорта для переброски личного состава и эвакуации раненых.

На переговорах вплоть до середины 1953 года не было никакого прогресса. Трудности в поисках компромисса создавали не только китайцы. Южные корейцы противились идее создания двух Корей. В ответ китайцы в июне 1953 года предприняли новое решительное наступление. Тогда ООН стала действовать через голову Южной Кореи, и, пока еще китайское наступление продолжалось, 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было подписано соглашение о прекращении огня.

Корейская война 1950-1953 обошлась обеим сторонам почти в два с половиной миллиона убитых и раненых, в том числе почти миллион китайцев. Она не смогла положить конец вражде между двумя Кореями, которая сохраняется по сей день.

В Корейской войне при налёте американской авиации погиб сын Мао Цзэдуна, Мао Аньин.

Сохраняющаяся напряженность военно-политической обстановки на Корейском полуострове является последствием одной из крупнейших локальных войн XX в., боевые действия которой проходили на нем с 25 июня 1950-го по 27 июля 1953 г.

В этой войне неоднократно возникали моменты, угрожавшие превращению регионального конфликта в глобальный, в том числе вследствие реальной возможности применения ядерного оружия (ЯО) со стороны США. Для нее оказалось характерным использование очень значительных людских и материальных ресурсов, ожесточенность противостояния и вовлечение, помимо вооруженных сил обоих корейских государств (Северная и Южная Кореи), сил Китайской Народной Республики (КНР), СССР, США и еще полутора десятков других стран, составлявших многонациональные силы (МНС) Организации Объединенных Наций (ООН). Корейская война была первым широкомасштабным военным конфликтом времен «холодной войны», развернувшейся по окончании Второй мировой войны.

Причины, приведшие к возникновению Корейской войны, исходно определяемой как гражданская, лежат в расколе единой Кореи и внешнем вмешательстве. Раскол Кореи на две части стал одним из результатов Второй мировой войны, на завершающем этапе которой, осенью 1945 г., страна условно, временно, была разделена Советским Союзом и США по 38-й параллели (примерно пополам) для освобождения полуострова от японских войск. Для временного управления страной потребовалось создание гражданских органов власти, что, учитывая различные политические системы государств-освободителей, привело к появлению в 1948 г. в разделенных частях Кореи двух государств, построенных на основе противоположных идеологических платформ: на севере страны — просоветской Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) со столицей в Пхеньяне и в ее южной части — проамериканской Республики Корея (РК) со столицей в Сеуле. Вследствие этого попытки достичь объединения страны мирным путем к началу 1949 г. были практически исчерпаны. При этом и советские, и американские войска были выведены с территории страны.

Но, вместе с тем, ни Пхеньян, ни Сеул не мыслили корейскую нацию разделенной, и выход для объединения страны лидеры обеих сторон (в КНДР — Ким Ир Сен, в РК — Ли Сын Ман) видели в применении силы. Косвенно эти настроения подогревались как СССР, так и США путем оказания помощи в строительстве вооруженных сил в разделенных частях Кореи. В итоге, как отмечал в своих записках видный советский дипломат М.С. Капица, обе стороны готовились к войне.

Советский Союз изначально исходил из того, что КНДР должна быть буферным государством, позволяющим ему избежать прямого соприкосновения с Соединенными Штатами Америки. Отсюда вытекал отказ Москвы вплоть до весны 1950 г. в поддержке устремлений северокорейского лидера Ким Ир Сена преодолеть раздел полуострова военным путем. Но вскоре, в мае того же года, все же одобрил его намерения, хотя формально положительное решение было переложено на китайского руководителя Мао Цзэдуна.

Советским руководством при поддержке планов КНДР учитывалось достижение Пхеньяном военного превосходства над Сеулом и не предполагалось вмешательство США в войну между корейскими государствами — 12 января 1950 г. госсекретарь США Дин Ачесон, выступая в Вашингтоне перед журналистами, обозначил американскую линию обороны на Дальнем Востоке по рубежу Япония — Филиппины — Окинава, что означало отнесение Южной Кореи к числу неприоритетных стран для Соединенных Штатов Америки.

Одобрению планов Ким Ир Сена способствовали также два важных события мирового значения: появление ядерного оружия в СССР и провозглашение КНР в 1949 г. Значимым аргументом стало и то, что северокорейцы сумели убедить и Москву, и Пекин, что на юге Корейского полуострова сложилась революционная ситуация, которая в случае вооруженной акции со стороны КНДР приведет к всенародному восстанию в Южной Корее и устранению проамериканского режима Ли Сын Мана.

В то же время в позиции Вашингтона с начала 1950 г. происходили качественные изменения в сторону формирования политики жесткого реагирования на якобы усиливавшиеся попытки ослабить влияние США на мировое сообщество. На фоне разворачивавшейся «холодной войны» администрация Г. Трумэна подвергалась обвинениям в неспособности противостоять стратегическим вызовам, в качестве которых тогда рассматривались Берлинский кризис 1948 г., поражение Чан Кайши в Китае и т.п. Остроту ситуации придавало и падение рейтинга президента США в год проведения в стране промежуточных выборов в конгресс.

В результате весной 1950 г. Совет национальной безопасности США внес изменения в стратегию и дипломатию страны на дальневосточном направлении. В директиве Совета СНБ-68 указывались как потенциальные субъекты советской экспансии Южная Корея и Япония. Поэтому к началу Корейской войны Соединенные Штаты Америки оказались подготовленными к активному политико-дипломатическому демаршу и прямому вступлению в войну против «коммунистической агрессии». Само содержание директивы было известно очень узкому кругу американской администрации.

Что касается позиции КНР по Корейскому полуострову, прежде всего, она определялась тем, что военные успехи Ким Ир Сена могут привести к росту коммунистического влияния в Азии и, разумеется, влияния самого Пекина, расчетами на невмешательство США в предстоящие события на полуострове и наличие революционной ситуации в Южной Корее, которая будет способствовать северокорейской победе. В то же время китайцы осознавали, что в случае неудачи одобренного ими замысла в КНДР может сложиться перспектива появления американских войск на китайско-корейской границе протяженностью 700 км. Это было неприемлемо для них и, в конечном счете, могло привести к вооруженному участию КНР в Корее.

Итак, к войне на полуострове готовились и Юг, и Север. США обучили и вооружили южнокорейскую армию. С помощью СССР была создана Корейская народная армия (КНА) в КНДР. Вооруженные стычки обеих сторон происходили с разной степенью остроты в течение 1949-1950 гг. Каждая из них могла означать ее начало. В преддверии открытия боевых действий КНА против вооруженных сил Южной Кореи, которые развернулись 25 июня 1950 г. в ответ на якобы спровоцированный пограничный инцидент в районе 38-й параллели, состав противоборствующих сил выглядел следующим образом.

КНА в своем составе насчитывала 10 пехотных дивизий, танковую бригаду, 6 отдельных полков, 4 бригады внутренней и пограничной охраны (входили в систему Министерства внутренних дел), авиационную дивизию, 4 дивизиона кораблей (морские охотники и торпедные катера, тральщики), 2 полка морской пехоты, полк береговой охраны. На вооружении боевых частей состояло около 1600 орудий и минометов, 260 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 170 боевых самолетов, из них 90 штурмовиков Ил-10 и 80 Як-9, 20 кораблей. Численность вооруженных сил КНДР составляла 188 тыс. человек. В качестве первоочередной перед ними ставилась задача разгромить противника путем окружения и последующего уничтожения его главных сил в районе Сеула.

На Юге была создана оснащенная современным оружием армия, подготовленная для наступательных военных действий. В ее составе имелось 8 пехотных дивизий, отдельный кавалерийский полк и 12 отдельных батальонов различного назначения, авиационный отряд, 5 дивизионов кораблей, полк морской пехоты, 9 отрядов береговой охраны. Кроме того, в составе территориальной армии числилось 5 бригад, рассматриваемых в качестве организованного резерва вооруженных сил РК. Также специальные отряды численностью до 20 тыс. человек, предназначенные для противопартизанских действий, находились в рядах полиции. Общая численность вооруженных сил Южной Кореи составляла 161 тыс. человек. На вооружении боевых частей состояло около 700 орудий и минометов, 30 танков и САУ, 40 самолетов, в том числе 25 истребителей, 71 корабль. Как видно, соотношение сил и средств в июне 1950 г. было в пользу КНА.

США располагали в непосредственной близости от Корейского полуострова значительными силами из состава главного командования ВС страны на Дальнем Востоке со штабом в Токио под руководством генерала Д. Макартура. Так, в Японии дислоцировалась 8-я армия (3 пехотные и кавалерийская дивизии), на островах Рюкю и Гуам — по отдельному пехотному полку. ВВС США были представлены 5-й воздушной армией (ВА) в Японии, 20 ВА — на о. Окинава, 13 ВА — на Филиппинах.

В составе американских военно-морских сил (ВМС) в регионе находилось 26 кораблей 7-го флота (авианосец, 2 крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки, около 140 самолетов). Общая численность группировки ВС США, которая могла быть использована в военных действиях на Корейском полуострове в сравнительно короткие сроки, приближалась к 200 тыс. человек. Особенно мощной являлась авиационная составляющая войск США в регионе — 1040 самолетов, в том числе 730 - в Японии. Очевидно, что, в случае вмешательства в войну на Корейском полуострове, ВС США были в состоянии обеспечить полное превосходство в воздухе и на море.

В боевых действиях в Корее принимали участие многонациональные силы ООН — войска государств, поддержавших резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН от 27 июня 1950 г. об оказании военной помощи Южной Корее в начавшейся войне с КНДР. Среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Африканский Союз. Военно-медицинские подразделения предоставили Индия, Италия, Норвегия, Швеция. Совокупно численность так называемой южной коалиции войск колебалась в пределах от 900 тыс. до 1,1 млн человек, в том числе ВС РК — до 600 тыс. человек, ВС США — до 400 тыс., ВС вышеуказанных союзников — до 100 тыс. человек.
Генерал Дуглас Макартур

В критической для КНДР ситуации, когда войска США и РК, действовавшие под флагом ООН, пересекли в ноябре 1950 г. 38-ю параллель и стали приближаться к корейско-китайской границе, на помощь Северу выступили КНР и СССР. Первая предоставила мощную группировку сухопутных войск под видом китайских народных добровольцев в составе двух армейских групп под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая первоначально общей численностью 260 тыс. человек с ростом ее в дальнейшем до 780 тыс. человек. Советский Союз, со своей стороны, взял на себя обязательство обеспечить воздушное прикрытие северо-восточной части территории КНР и прилегавшей части КНДР.

С этой целью была срочно сформирована группировка советской авиации, организационно оформленная как 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Состав сил и средств иак был непостоянен, помимо истребительной авиации он включал части зенитной артиллерии, авиатехнические и радиотехнические части. Общая численность личного состава достигала около 30 тыс. человек, в том числе около 450 летчиков. На вооружении корпуса имелось более 300 самолетов, в основном МиГ-15. Таким образом, максимальная численность войск северной коалиции составляла около 1,06 млн человек с учетом общей численности войск КНА в 260 тыс. человек.

Северокорейские войска начали военные действия против Южной Кореи довольно успешно. Уже на третий день войны ими была взята ее столица - Сеул. Но начавшаяся по своей сути гражданская война быстро переросла в региональный конфликт, вследствие вмешательства США и их союзников в события на полуострове. Дело в том, что действия США не совпали с ожидаемыми прогнозами и расчетами, Вашингтон повел себя весьма решительно, сразу сконцентрировав свои усилия по нескольким направлениям: оказание Южной Корее прямой военной помощи из сил, дислоцированных на территории Японии; консультации с союзниками по военно-политическому блоку НАТО; формирование военной коалиции противодействия КНДР под флагом ООН.

27 июня 1950 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций одобрил резолюцию, позволявшую использование в Корее американских войск, и рекомендовал другим странам — членам ООН поддержать добровольно действия США. 7 июля СБ ООН одобрил создание многонациональных сил ООН под руководством Вашингтона для ведения войны на Корейском полуострове против государства-агрессора, в качестве которого рассматривалась Северная Корея. СССР мог наложить вето на указанные резолюции СБ ООН, но на его заседаниях с января 1950 г. отсутствовал советский представитель в знак протеста против того, что место КНР в организации было занято представителем гоминдановского режима Чан Кайши. Такое обстоятельство можно рассматривать как дипломатический просчет советской стороны. Пхеньян свою операцию по достижению контроля над территорией Южной Кореи рассчитывал провести быстро и до того, как американцы сумеют вмешаться в события на Корейском полуострове. В этом контексте затягивание в СБ ООН процесса по принятию решений в связи с ситуацией в Корее могло бы способствовать военному успеху КНДР.

Периодизация боевых действий в Корейской войне включает четыре этапа: первый (25 июня — 14 сентября 1950 г.), состоящий из перехода КНА через 38-ю параллель и развития наступления до р. Нактонган с блокированием войск противника на плацдарме в районе г. Пусан; второй (15 сентября — 24 октября 1950 г.), содержащий контрнаступление многонациональных сил ООН и их выход непосредственно в южные районы КНДР; третий (25 октября 1950 г. — 9 июля 1951 г.), характеризующийся вступлением в войну китайских народных добровольцев, что привело к отступлению войск ООН из Северной Кореи и стабилизации линии боевых действий на полуострове в районах, прилегающих к 38-й параллели; четвертый (10 июля 1951 г. — 27 июля 1953 г.), включающий в себя как боевые действия, так и переговоры о перемирии.

Первый этап Корейской войны ознаменовался успехами войск Корейской народной армии. Ее войска сломили сопротивление противника на сеульском направлении и динамично продолжили наступление на юг. К середине августа до 90% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Важную роль в разработке операций КНА сыграли советские военные советники во главе с генерал-лейтенантом Н.А. Васильевым. Численность их на протяжении войны колебалась от 120 до 160 человек, но они не принимали участия в боевых действиях, сосредоточивая свои усилия на оказании содействия в разработке, подготовке и проведении операций, обучении и организации частей и отдельных служб северокорейской армии. С ноября 1950 г. и до конца войны аппаратом советских военных советников в КНДР руководил генерал-лейтенант В.Н. Разуваев, являясь при этом послом СССР в ней.

Однако к сентябрю 1950 г. северокорейские войска постепенно утрачивали инициативу в ведении боевых действий и практически остановились по периметру пусанского плацдарма, не сумев преодолеть сопротивление американских и южнокорейских войск. К исходу первого этапа войны КНА была в значительной степени обессилена жестким и постоянным воздействием авиации ВВС США. Были серьезно нарушены транспортные коммуникации, что привело к потере войсками Корейской народной армии маневренности и бесперебойности тылового обеспечения боевых действий.

В целом на ходе войны стал негативно сказываться расчет руководства КНДР, что война будет краткосрочной и не потребует значительных людских и материальных ресурсов. К тому же в условиях прямого военного вмешательства США в события на Корейском полуострове довлеющую роль стало играть полное превосходство американцев в воздухе и на море.

Тем временем группировка американских и южнокорейских войск, действовавшая под флагом ООН и находившаяся под общим руководством генерала Д. Макартура, готовилась к контрнаступлению. Замыслом операции предусматривалось нанесение двух, согласованных по времени ударов по северокорейским войскам. Один — непосредственно с пусанского плацдарма, для чего на нем скрытно усиливалась группировка многонациональных сил ООН. Второй удар планировалось нанести в тыл войск КНА силами морского десанта в районе порта Инчхон. К сожалению, возможность высадки противником десанта в районе порта Инчхон своевременно не была вскрыта.

Второй этап Корейской войны начался 15 сентября с высадки морского десанта противника в районе порта Инчхон. В состав десанта входили 10-й американский корпус (1-я дивизия морской пехоты, 7-я пехотная дивизия, английский отряд коммандос и части южнокорейских войск) общей численностью более 50 тыс. человек. Высадка обеспечивалась 7-м флотом ВМС и силами ВВС США с участием союзников (около 200 кораблей и более 400 самолетов). Еще более значительные силы и средства противника сосредоточились на Пусанском плацдарме, где, как и в районе Инчхона, к началу контрнаступления соотношение сил и средств на фронте было в пользу МНС ООН.

Превосходство сил ООН на фоне усталости и потерь, понесенных Корейской народной армией, обеспечило первым успех. Они прорвали линию обороны КНА и сумели уже 23 октября взять столицу КНДР г. Пхеньян, выйдя вскоре на ближайшие подступы к границам КНР и СССР. В целом, военные итоги сентября-октября 1950 г. положили конец планам Ким Ир Сена по объединению страны, и на повестку дня остро встал вопрос об оказании срочной помощи Северной Корее для исключения возможной победы сил южной коалиции. В этой ситуации И.В. Сталин и Мао Цзэдун быстро достигли согласия о вступлении в войну на полуострове войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК) под видом китайских народных добровольцев и привлечении советской авиации и средств противовоздушной обороны (ПВО) для воздушного прикрытия зоны боевых действий в пределах КНДР, а также северо-восточной части территории КНР.


Маршал Китайской Народной Республики (с 1955 г.)
Пэн Дехуай
Третий этап войны обозначился вступлением в боевые действия китайских народных добровольцев под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая на стороне КНА, что стало неожиданностью для командования южной коалиции. Китайская группировка включала три эшелона общей численностью более 600 тыс. человек. Для снижения уровня превосходства американской авиации в воздухе для передвижения войск использовалось ночное время суток. Действия северной коалиции приобрели быстрый и маневренный характер, что привело к быстрому отступлению сил ООН — 5 декабря войсками Севера был освобожден Пхеньян, а 4 января следующего года — Сеул. Все надежды Ли Сын Мана на победу над КНДР и объединение страны под его началом развеялись. Далее ход боевых действий противостоящих сторон напоминал движение маятника с постепенно сокращавшейся амплитудой. В начале июля 1951 г. линия фронта почти остановилась в районах, прилегавших к 38-й параллели.

Свой вклад в стабилизацию ситуации на полуострове внесли советские летчики и воины ПВО. Результаты их боевых действий заслуживают высокой оценки. Не случайно, 22 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. Всего силами и средствами 64 иак было уничтожено 1259 самолетов противника, из них 1106 самолетов — авиацией, 153 самолета — зенитными подразделениями. Одним из интересных эпизодов Корейской войны стала охота за «живыми» истребителями.

К началу войны на вооружении военно-воздушных сил СССР и США находились реактивные истребители 1-го поколения — по техническим решениям различные у каждой стороны, тем не менее, вполне сопоставимые по летным характеристикам. Советский истребитель МиГ-15 имел лучшее вооружение и меньшую взлетную массу в сравнении с американским самолетом Ф-86 «Сейбр», обладавшим большей скоростью, пилоты которого были оснащены противоперегрузочными костюмами. Обе стороны проявили практическую заинтересованность в получении и изучении «живой», не разрушенной машины противника для проведения летных испытаний.



Самолет МиГ-15 ВВС СССР


Самолет Ф-86 ВВС США

В апреле 1951 г. в Маньчжурию прибыла группа советских летчиков с заданием по захвату американского самолета Ф-86. Но оказалось, что технически принудить к посадке исправный самолет этого типа трудно в силу его преимущества над МиГ-15 по скорости. На помощь пришел, как часто бывает в жизни, случай. В октябре 1951 г. полковник Е.Г. Пепеляев, один из лучших летчиков Корейской войны, повредил в бою «Сейбр», пилот которого не смог катапультироваться и совершил вынужденную посадку, что позволило получить самолет фактически исправным и доставить в Москву для детального изучения. В мае 1952 г. был получен и второй самолет Ф-86, подбитый огнем зенитной артиллерии.

Полковник Евгений Георгиевич
Пепеляев

На всем протяжении Корейской войны сохранялась прямая угроза применения Соединенными Штатами Америки ядерного оружия. Во многом она определялась позицией главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура. Он придерживался жесткого курса в войне, настаивая на расширении военных действий на территорию Китая и применении ядерного оружия.

Вопрос о возможном использовании ЯО рассматривался администрацией США в условиях поражения МНС ООН после вступления в боевые действия в Корее китайских народных добровольцев. В конце ноября 1950 г. президент США Г. Трумэн, выступая перед прессой, не исключил подобного хода развития войны на полуострове.

Вашингтоном изучалась возможность использования с 27 по 29 декабря 1950 г. шести атомных бомб в целях уничтожения войск Северной Кореи и КНР в районе Пхенсан, Чхорвон, Кимхва и, позднее, еще восьми атомных бомб против китайских войск в районе Чонджу и севернее реки Имджинган.

Однако идея применения ядерного оружия в Корейской войне вызвала озабоченность у Великобритании и других европейских союзников Соединенных Штатов Америки. Премьер-министр Англии К. Эттли в начале декабря 1950 г. в ходе визита в столицу США высказался против ядерного разрешения ситуации на Корейском полуострове, ввергавшего Европу в глобальный конфликт.

Ограниченность атомного арсенала США и мнение союзников по коалиции, опасавшихся развязывания мировой ядерной войны, оказали влияние на изменение позиции руководства Соединенных Штатов Америки на возможность использования ядерного оружия на Корейском полуострове. Ястребиная позиция Д. Макартура вошла в противоречие с подходом администрации США, что привело к освобождению его от занимаемой должности и замене генералом М. Риджуэем.

Тупиковая ситуация, сложившаяся весной 1951 г., вынудила Совет национальной безопасности США в директиве СНБ-48 сформулировать минимальные цели для разрешения ситуации в Корее: прекращение огня, установление демилитаризованной зоны, отказ от ввода новых сил в район сражений.

Одновременно оживилась дипломатическая деятельность США и СССР по урегулированию корейского вопроса. В мае и июне 1951 г. по инициативе Вашингтона прошли неофициальные встречи известного американского дипломата Д. Кеннана с советским представителем при ООН Я.А. Маликом. На них обсуждалась возможность организации переговорного процесса по Корее. Советская сторона также провела свое совещание по этой проблеме в Москве с участием И.В. Сталина, Ким Ир Сена и члена ЦК Коммунистической партии Китая Гао Гана, на котором идея проведения таких переговоров нашла поддержку.

23 июня советский представитель при ООН Я.А. Малик выступил по американскому радио с предложением провести в качестве первого шага обмен мнениями между воюющими на полуострове странами в отношении прекращения огня и перемирия на условиях отвода войск от 38-й параллели. Спустя шесть дней генерал М. Риджуэй по радио обратился к командованию северокорейских войск и китайских народных добровольцев с предложением провести встречу для обсуждения возможности перемирия, на что через три дня был получен положительный ответ.

Обстоятельная работа дипломатов обеих сторон обеспечила возможность проведения переговоров с учетом всех факторов военно-политической обстановки на Корейском полуострове и в странах, вовлеченных в военный конфликт. В США негативное восприятие обществом Корейской войны проявлялось в падении рейтинга администрации Г. Трумэна в преддверии президентских выборов. В Западной Европе опасались, что США увязнут на Корейском полуострове в ущерб ее безопасности. И.В. Сталин в свою очередь видел в подобном развитии событий положительные моменты. КНДР и КНР, несущие большие людские и материальные потери, проявляли заинтересованность в переговорном процессе, стремясь к возвращению довоенной ситуации. Позиция Южной Кореи оставалась непримиримой и состояла в ведении войны до победного конца.

10 июля 1951 г. в городе Кэсон, контролировавшемся северокорейским войсками, начались переговоры. На них были представлены только стороны, принимавшие участие в прямых военных действиях на всем полуострове: американцы, корейцы и китайцы. Советский Союз воздержался от участия в переговорах, подчеркнув, что не является стороной военного конфликта.

Ведением переговоров характеризовался четвертый, завершающий этап Корейской войны, в ходе которого обе стороны продолжали вести боевые действия на сухопутном фронте, дополняемые американцами массированным применением авиации.

Боевые действия обеих сторон носили жесткий характер, прежде всего в отношении мирного населения и военнопленных. Так, американские войска расстреливали любого человека, приближавшегося к их позициям, штурмовой авиацией ВВС США проводились обстрелы дорог с беженцами и т.п. Массовое применение ВВС США напалма при осуществлении так называемых ковровых бомбардировок обусловило множество потерь среди мирного населения, уничтожение многих культурных ценностей, промышленного потенциала страны, в том числе ирригационных и энергетических объектов.

В целом война отмечена серьезными нарушениями норм международного права, привлечь внимание к которым удалось художнику Пабло Пикассо, написавшему в 1951 г. картину «Резня в Корее». В Южной Корее показ его картины был запрещен до начала 1990-х гг. из-за ее антиамериканской направленности.

Тем временем на переговорах в Кэсоне необходимым условием для прекращения военных действий на полуострове было определено установление демаркационной линии и демилитаризованной зоны. Из-за различий в позициях сторон переговоры проходили трудно и неоднократно срывались. Лишь к концу ноября стороны достигли соглашения о проведении демаркации по линии фронта.

Разногласия сторон проявились и при обсуждении проблемы обмена военнопленными. В связи с тем, что численность китайцев и корейцев в плену у многонациональных сил ООН в 15 раз превышала численность пленных, оказавшихся в руках северокорейцев, при их обмене ситуация не позволяла применить выдвинутый американцами принцип «один на одного».

Ход переговоров сопровождался активностью сторон на фронте, особенно МНС ООН. Войска северной коалиции занимали пассивную оборону, не пренебрегая вместе с тем возможностью улучшить для себя линию фронта. В итоге к концу 1952 г. переговоры зашли в тупик в силу невозможности достижения компромисса между их участниками по тем или иным проблемам. В то же время ими постепенно осознавалась бесполезность продолжения боевых действий, перемалывавших людские и материальные ресурсы.


Война в Корее 1950-1953 гг. Боевые действия с 25 октября 1950-го по 27 июля 1953 г.

Реальный и положительный сдвиг на переговорах произошел после избрания президентом США Д. Эйзенхауэра, приступившего к своим обязанностям в январе 1953 г., и смерти в марте того же года И.В. Сталина. Так или иначе, но вслед за этими событиями в апреле 1953 г. между сторонами начался обмен военнопленными, вначале ранеными и больными. Не являясь прямым участником переговоров, СССР внимательно следил за их ходом и координировал действия Китая и КНДР, использовал разные дипломатические каналы для отыскания приемлемых решений в работе с государствами, чьи войска входили в состав многонациональных сил ООН, формировал на ее Генеральной Ассамблее положительное отношение к переговорам по прекращению огня и перемирию в Корее.

27 июля 1953 г. в г. Паньмыньчжоне вблизи г. Кэсон было подписано Соглашение о перемирии в Корее. Под ним поставили подписи Нам Ир (Северная Корея) и У. Харрисон (США), а также не присутствовавшие на церемонии Ким Ир Сен, Пэн Дехуай, М. Кларк (командующий войсками США в Корее на момент подписания). Подпись южнокорейского представителя отсутствовала. Линия фронта осталась в районе 38-й параллели и была положена в основу демаркационной линии с созданием вокруг нее демилитаризованной зоны. Боевые действия прекратились, но полный мир остался недостигнутым, как и образование единого корейского государства.

В Корейской войне с обеих сторон принимали участие силы, насчитывавшие примерно до 1,1 млн человек у каждой. Число потерь в ходе войны до сих пор не подсчитано и существуют различные версии их оценок. По одной из имеющихся версий, потери КНДР и Южной Кореи составили около 1 млн человек для каждой из них, включая потери среди мирного населения. Потери США исчисляются примерно в 140 тыс. человек, в то время как потери союзников оцениваются в 15 тыс. человек. По имеющимся официальным китайским данным, для китайских народных добровольцев число потерь определяется в 390 тыс. человек. Советский Союз понес потери, составившие 315 человек.

Положительно проявила себя в Корейской войне советская военная разведка, сумевшая обеспечить военно-политическое руководство СССР сведениями о вооруженных силах корейских государств, группировке вооруженных сил США в Японии, составе и вооружении военных контингентов государств — союзников Вашингтона по коалиции ООН. Значительна роль разведки в добывании образцов американской военной техники и вооружения.

Корейская война 1950-1953 гг. не принесла лавров победы ни КНДР, ни Южной Корее. Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г. не решило проблему создания единого корейского государства. Более того, Корейский полуостров стал источником нестабильности в Северо-Восточной Азии, а с появлением у Пхеньяна ядерного арсенала возникает угроза глобального характера. Корейская война также обусловила закрепление военного присутствия США в регионе и создание под их эгидой военно-политических блоков АНЗЮС в 1951 г. и СЕАТО в 1954 г. на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

К последствиям войны следует также отнести расширение альянса НАТО за счет вступление в него Турции и Греции, а позднее и ФРГ. При этом серьезные изменения произошли в блоке в связи с образованием в нем Объединенных вооруженных сил под единым командованием. В мире сложилась новая ситуация, состоявшая в противостоянии двух великих держав (СССР и США), исключавших прямое военное столкновение, но полагавших допустимыми ограниченные вооруженные конфликты с их косвенным участием. В этом плане Корейская война стала своеобразным полигоном для отработки модели такого сосуществования.

Еще одним последствием войны стало развитие Республики Корея и КНДР по противоположным направлениям. Первая сделала мощный рывок в экономике в рамках прочных отношений с США и Японией, в том числе в военной области. Вторая установила отношения с СССР и КНР на основе двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге образовалась система поддержания статус-кво на полуострове. Но с распадом СССР и переходом КНР, да и России, к более прагматическому внешнеполитическому курсу, геополитическая ситуация для КНДР существенно изменилась. Прежде всего, снизился уровень экономической помощи и военной поддержки Пхеньяна Москвой и Пекином. Северная Корея стала на путь создания собственных средств обеспечения своего существования, включая в их число разработку ядерного оружия. Что, возможно, и стало самым важным уроком последствий Корейской войны.

Есть и другие уроки Корейской войны, подлежащие учету политиками при принятии решений по применению военной силы. Мир все больше становится взаимосвязанным, и в связи с этим следует подходить к анализу конкретной ситуации с позиций обеспечения комплексного подхода к изучению всех возможных факторов и последствий ее развития. Так, советское руководство в случае с Кореей не увидело того очевидного обстоятельства, что администрация США в условиях разгоравшейся «холодной войны» остро воспринимает попытки ограничить зону их влияния и готова прибегнуть к использованию военной силы в подобных случаях. Трезвого и неидеологизированного взгляда требовала и оценка поддержки населением южной части Кореи намерений Ким Ир Сена по объединению страны.

В свою очередь, правящей элите США пора осознавать, что повсеместное применение силы (в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане и т.д.) не ведет к стабильности в мире. Мало того, видно, как «арабская весна» ведет к росту противостояния между арабами, как события в Сирии ведут к усилению экстремистских организаций.

Возвращаясь к Корейской войне, следует отметить, что противоречия между двумя государствами полуострова в любой момент могут явиться детонатором новой войны с охватом всего Дальнего Востока и даже шире. Актуальной в свете реальной опасности этого выступает задача исключить военный вариант, вовлекая заинтересованные страны в диалог по снятию межкорейской напряженности по всему кругу существующих проблем.

Генерал-лейтенант в отставке Александр Алексеев

 

 

Это интересно: