→ Что написал э т а гофман. Занимательный час «Волшебный мир сказок Э. А. Т. Гофмана. О сборнике «Фантазии в манере Калло»

Что написал э т а гофман. Занимательный час «Волшебный мир сказок Э. А. Т. Гофмана. О сборнике «Фантазии в манере Калло»

Занимательный час

«Волшебный мир сказок Э. А. Т. Гофмана»

(6 класс)

Подготовила:

библиотекарь читального зала

Детского отдела МКУК ЦБ

Е. А. Черкасова.

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»

К.Г. Паустовский.

«Одну минуточку, я что хотел спросить:

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей».

КУШНЕР АЛЕКСАНДР

Цель: познакомиться с главными героями произведений Гофмана (повесть-сказка «Щелкунчик и мышиный король», новелла «Золотой горшок», повесть-сказка «Маленький Цахес, по прозванию Циннобер», роман «Житейские воззрения кота Мурра»). Отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события.

Задачи

Образовательные:

Развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

Формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.

Развивающие:

Развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

Формировать умение грамотно работать с книгой.

Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

Развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом;
- продолжить формирование интереса к предмету.

Оборудование: книги, иллюстрации, цитаты, кроссворды, картинки для разукрашивания, музыка из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик», портрет Э.Т.А. Гофмана, презентация, листы с заданиями и ручки, фломастеры.

Ход урока.

    Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места. Сегодня наше мероприятие посвящено жизни и творчеству Э. А. Т. Гофмана.

    Вступительное слово.

Библиотекарь: Все его книги наполнены загадочными персонажами, которые могут внезапно исчезать или возникать ниоткуда. Его героям всегда сопутствуют необычные непонятные сюрпризы: крохотный кавалер-шаркун, коробочка-сюрприз, из которой со звоном выскакивает серебряная птичка, механическая кукла, которую не отличишь от живой девушки, миниатюрный замок с золотыми башенками и зеркальными окнами.

Этот маг и волшебник не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо, которым записывал все свои чудесные истории, созданные им буквально из «ничего»: из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся физиономией, из щипцов для орехов, из хриплого боя старых часов.

Ребята, знакомы ли Вы со сказками Гофмана? Какие произведения читали? Может быть, видели известный мультик по повести-сказке «Щелкунчик и мышиный король»? Сегодня мы познакомимся с автором этих увлекательных историй, а также погрузимся в волшебный мир его сказок.

    Биография и творчество Э. А. Т. Гофмана:

Библиотекарь: Давайте, вспомним, а может, и узнаем что-то новое из биографии автора. Для начала, прослушаем стихотворение Александра Кушнера, в котором поэт точно подметил основные моменты биографии Гофмана.

Гофман

Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,

Он за листом в суде марает новый лист,

Не рисовать, не сочинять ему, не петь -

В бюрократической машине той скрипеть.

Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.

Придя домой, превозмогая боль в плече,

Он пишет повести ночами при свече.

Он пишет повести, а сердцу все грустней.

Тогда приходит к Теодору Амадей,

Гость удивительный и самый дорогой.

Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой...

На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.
«На Фридрихштрассе»,- говорит тихонько Эрнст.

«Ах нет, направо!» - умоляет Теодор.

«Идем налево,- оба слышат,- и во двор».

Играет флейта еле-еле во дворе,

Как будто школьник водит пальцем в букваре.

«Но все равно она,- вздыхает Амадей,-

Судебных записей милей и повестей».

КУШНЕР АЛЕКСАНДР

Библиотекарь: В 1776 году в городе Кёнигсберге родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, теперь известный как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта – композитора, перед творчеством которого преклонялся. И именно это имя стало символом нового поколения сказок от Гофмана, читать которые стали с упоением и взрослые и дети.

Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настолько ужасны, что приводили в отчаяние его самого. Однако уже тогда он написал несколько произведений, достойных внимания, но и те не были признаны, так как содержали недвусмысленную сатиру и в то время не приходились по вкусу критикам. Гораздо более популярным писатель стал за пределами своей родины. К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

Немногие писатели удостаивались такого внимания к собственной жизни, но на основе биографии Гофмана и его произведений были созданы поэма «Ночь Гофмана» и опера «Сказки Гофмана».

Гофман с самого раннего детства больше всего на свете любил музыку, играл на фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал и сочинял стихи - но, несмотря на это, должен был, как и все его предки, стать чиновником. Он покорился воле семьи: окончил юридический факультет Кёнигсбергского университета и много лет служил в разных судебных ведомствах. Жизненные обстоятельства складывались так, что его творческие интересы должны были оставаться на втором месте – он всю жизнь тяготился своей профессией: его угнетала необходимость каждый день идти на скучную юридическую службу (которую он, кстати, знал блестяще), ему не везло в личной жизни, да и характер у него был сложный, склонный к частым депрессиям.

Творчество Гофмана

Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом. Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок» . Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящее волшебство. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек». В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр - сказку «Щелкунчик и мышиный король » (некоторые источники называют её также «Щелкунчик и крысиный король»). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

Гофман обладал поистине творческой натурой: он всё время жил в мире фантазий и создавал яркие неповторимые образы в своих сочинениях: «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». В своих фантастических повестях и сказках писатель-романтик искусно смешивает чудеса всех веков и народов со своим вымыслом, иногда мрачным и трагическим, иногда весёлым и насмешливым.

Новеллы Гофмана могут быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но всегда фантастическое в них возникает неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой реальной жизни - это один из великих секретов его книг. Вершиной творчества писателя считается сатирический роман , в котором представлены две сюжетные линии: биография кота Мурра и история жизни при дворе в немецком княжестве капельмейстера Иоганна Крейслера. Эта книга – исповедь учёного кота Мурра, который является здесь одновременно и автором, и героем, и обыкновенным домашним котом, и фантастическим персонажем (кстати, у самого Гофмана был любимый кот Мурр).

Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои книги он иллюстрировал сам.

Гофман боготворил музыку: «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает». Музыку он писал под псевдонимом Иоганн Крейслер. Из его музыкальных сочинений наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина» , среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Гофман был также декоратором, драматургом, режиссёром и помощником директора Бамбергского театра.

Сказка «Щелкунчик и мышиный король» стала всемирноизвестной Рождественской историей. Сюжет сказки рождался в период общения писателя с детьми его друга Хитцига: он всегда был желанным гостем в этой семье, где дети с волнением ждали его подарков, сказок, игрушек, которые он делал для них своими руками. Однажды, подобно крёстному Дроссельмееру из этой сказки, он смастерил для своих маленьких друзей великолепный макет замка. Имена детей «Марихен» и «Фриц» он тоже запечатлел в этой сказке.

Удивительно, как сумел он, описывая обычный дом немецкого советника медицины, наполнить его такой неповторимой атмосферой загадочных событий и несбыточных желаний! Он превратил этот прагматичный бюргерский мир в фантастическую многоэтажную немецкую Рождественскую пирамидку, освещённую светом маленьких свечей, в которой уживаются реальность, сон, воображение: злые силы соседствуют с добрыми, а иногда перевоплощаются друг в друга так искусно, что невозможно отличить - кто сегодня друг, а кто - враг.

Деревянный человечек, выточенный на токарном станке кукольником из Саксонских рудных гор, благодаря волшебному таланту писателя, стал необыкновенным всесильным супергероем, который одержал победу в неравной схватке над семиголовым Мышиным королём и его серым войском.

А вот ещё один секрет - эта сказка похожа на матрёшку: в одной большой истории спрятаны другие, по-меньше: «Сказка о крепком орехе», «Кукольное королевство». Любой орех, сам по себе, является символом преодоления трудностей, ведь его надо обязательно расколоть, чтобы достичь вкусного ядрышка. Сколько же трудностей приходится преодолевать деревянному человечку, который бесконечно грызёт орешки!

Другая грань этой совсем не простой сказки - это призыв быть милосердным к тем, кто в беде, кто сейчас несчастен. Внешний вид не имеет значения, ведь главные ценности - это чистое доброе сердце и верность в дружбе и любви, впрочем, как и во множестве лучших сказок мира.

Библиотекарь: Давайте, вспомним персонажей сказок Гофмана. Я читаю описания, а Вы называете героя и из какого он произведения.

4. Конкурс «Угадай героя»

Библиотекарь: По описанию нужно отгадать персонажей Гофмана и из каких они сказок.

1 . Сын бедной крестьянки, совершенно уродливый, похожий на раздвоенную редиску, и не имеющий никаких достоинств нормального человека. Его пожалела фея Розабельверде, подарившая ему три золотых волоска. С этого момента он обретает волшебное свойство: все безобразное, исходящее от него, приписывают кому-нибудь другому и, наоборот, все приятное или замечательное, что совершает любой другой, приписывают ему. Он начинает производить впечатление прелестного ребенка, затем «одаренного редчайшими способностями» юноши, талантливого поэта и скрипача. Юного принца, отличающегося изысканностью внешности и манер, он затмевает настолько, что окружающие именно в нем предполагают княжеское происхождение. Наконец он становится министром, которого князь отмечает специально для него изготовленным орденом, и все это соответственно связано с тем, что другой, действительно достойный человек, незаслуженно испытывает обиду или позор, а иногда попросту терпит крах в карьере или в любви. Добро, содеянное феей, превращается в источник зла. Ничтожность Цахеса все-таки обнаруживает себя - в том, какой его постигает конец. Он испугался толпы, которая разбушевалась под окнами его дома, поскольку увидела, выглянувшее из окна чудовище, и спрятался в ночном горшке, там он и умер «от боязни умереть». ( Крошка Цахес, по прозванию Циннобер).

2. Он студент Керепесского университета, романтик.( Бальтазар ).

3. Друг Бальтазара, студент, реалист, весёлый человек (Фабиан ).

4. Фея, одарившая крошку Цахеса магической силой. ( Фея Розабельверде ).

5. Он странствующий маг маг, живущий в государстве Керепес. В свое время он остался в Керепесе только потому, что сумел скрыть подлинное свое «я» и в разных сочинениях доказывал, что «без соизволения князя не может быть ни грома, ни молнии и что если у нас хорошая погода и отличный урожай, то сим мы обязаны единственно лишь непомерным трудам князя». (Проспер Альпанус ).

6. Князь, помешанный на введении просвещения в стране. (Пафнутий ).

7. Мать Цахеса, бедная крестьянка. ( Лиза).

8. Он не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. (Дроссельмейер).

9. Забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на нём был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа. ( Щелкунчик ).

10. Она сразу полюбила эту игрушку, потому что у Щелкунчика оказались добрые глаза и ласковая улыбка. (Мари ).

11. Романтически настроенный студент, весьма стесненный в средствах. Он ходит в щучье-сером старомодном фраке и радуется возможности заработать талер переписыванием бумаг у архивариуса Линдгорста. Молодому человеку не везет в быту, его нерешительный характер становится причиной многих комических ситуаций: его бутерброды всегда падают на землю намазанной стороной, если ему случится выйти из дому на полчаса раньше обычного, чтобы не опоздать, то его обязательно обольют из окна мыльной водой. (Ансельм).

12. Антипод Крейслера и одновременно его же пародийная параллель. Ему не чуждо романтическое восприятие и творчество. Он обладает богатым воображением, способен глубоко чувствовать и переживать, быть преданным своим друзьям, остро реагировать на несправедливость, на неудачу в любви. Вначале он наивен и беспомощен в житейских ситуациях. Его первый «выход в мир» приводит к разочарованию в этом мире, «исполненном лицемерия и обмана». Однако вскоре он убеждается, что стремление к необыкновенному лишает многих жизненных радостей, приносит только тревоги, и отрекается от «свободного духа» ради «бренного мира», жертвует идеалами, предпочтя им покой и прочное положение. «Слаба кошачья плоть: самые благие, самые великолепные намерения разлетались в прах от сладкого запаха молочной каши». Таким образом, в нём исчезает романтическое начало, торжествует обывательское сознание, хотя он и прикрывается фразами в духе возвышенного романтического стиля. (Кот Мурр ).

5. Конкурс «Галерея персонажей Гофмана».

Библиотекарь: Подберите к названиям сказок персонажей.

«Золотой горшок»

«Маленький Цахес, по прозванию Циннобер»

«Житейские воззрения кота Мурра»

«Щелкунчик и мышиный король»

Дроссельмеер

Мари

Фриц

Щелкунчик
Пирлипат
Ансельм
Цахес

кот Мурр

Картинка №2.

Картинка №3.

7. Конкурс «Калейдоскоп названий глав сказки»

Библиотекарь: Ваша задача правильно расположить названия глав сказки «Щелкунчик и мышиный король». Если не помните, попробуйте составить логическую цепочку. Напротив названия ставьте цифры (от 1 до 12).

Заключение

Елка

Кукольное царство

Битва

Подарки

Любимец

Сказка о твердом орехе

Чудеса

Победа

Столица

Болезнь

Дядя и племянник

1. Елка 7. Сказка о твердом орехе

2. Подарки 8. Дядя и племянник

3. Любимец 9. Победа

4. Чудеса 10. Кукольное царство

5. Битва 11. Столица

6. Болезнь 12. Заключение

8. Конкурс «Разгадай кроссворды»

Кроссворд №1.

По вертикали

1. Имя старшего советника суда?

2. Как звали брата Мари?

4. Город, где хранился орех Кракатук

5. Как звали королеву мышей?

7. Название ореха

По горизонтали

5. Кого пригласил Щелкунчик в кукольное царство?

6. Заколдованный принц

Библиотекарь: А сейчас у нас музыкальная пауза. Пока ребята рисуют, а Вы отгадываете кроссворды, вы можете насладиться музыкальными композициями из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик».

9. Конкурс «Знатоки викторины»

Викторина по книге Э. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

1. Как называется самое известное произведение Эрнста Теодора Амадея Гофмана? ("Щелкунчик и мышиный король" .)

2. Как звали детей в сказке? (Мари и Фриц .)

3. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря .)

4. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки .)

5. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки .)

6. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек. )

7. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик. )

8. Щелкунчик - это... (Инструмент для колки орехов .)

9. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник .)

10. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов .)

11. Сколько голов было у мышиного короля? (7 .)

12.Что хотела подарить Щелкунчику Клерхен перед боем с мышами? (Расшитый блестками кушак .)

13. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне .)

14. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей .)

15. Кто такая Пирлипат? (Принцесса. )

16. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей .)

17. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены. )

18. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу .)

19. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)

20. Где нашли орех? (В Нюрберге .)

21. Какова история ореха?

22. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера, Щелкунчик).

23. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду .)

24. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами? (В Кукольное царство .)

25. Что встретилось им по пути? (Леденцовый луг, Рождественский лес, Апельсиновый ручей, Пряничное село, Медовая река, Конфетхаузен, Розовое озеро, Цукатная роща… )

26. В каком году была написана сказка «Щелкунчик и мышиный король»? (1816 г. )

27. Кто написал музыку к балету «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский .)

28. В каком году вышел мультфильм «Щелкунчик» на студии «Союзмультфильм»? (1973 г.)

29. Кто является режиссером фильма «Щелкунчик»? (А. Кончаловский. )

Библиотекарь: Выберите правильный ответ. Тест сложный, но познавательный.

    Щелкунчик - это приспособление для раскалывания...

    Сахара
    орехов
    желудей
    щепок

    2. На какой праздник детям подарили игрушку Щелкунчик в сказке Гофмана?

    На Пасху
    на Масленицу
    на Рождество
    на Новый год

    М. И. Глинка
    М. П. Мусоргский
    П. И. Чайковский
    С. С. Прокофьев

    4. Где состоялась премьера балета "Щелкунчик"?

    В Екатерининском дворце
    в Мариинском театре
    в Государственном академическом Большом театре
    в Государственном академическом Малом театре

    5. В каком году телеканал "Культура" проводил первый Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик"?

    В 1999 г.
    в 2000 г.
    в 2001 г.
    в 2002 г

    6. Гран-при первого конкурса получил участник, игравший на...

    Маримбе
    скрипке
    фортепиано
    флейте

    7. Где будут проходить конкурсные прослушивания первого и второго тура "Щелкунчика"?

    В Центральной музыкальной школе при консерватории им. П. И. Чайковского
    в Большом театре
    в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки
    в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац

    8. Кто будет дирижировать оркестром, с которым сыграют лауреаты конкурса конкурса 10 ноября 2008 года?

    Светлана Безродная
    Владимир Спиваков
    Юрий Башмет
    Марк Горенштейн

    9. Кто из музыкантов не входит в состав жюри IX конкурса "Щелкунчик"?

    Екатерина Мечетина
    Георгий Гаранян
    Марк Пекарский
    Денис Мацуев

    10. Какой награды нет на конкурсе "Щелкунчик"?

    Золотой Щелкунчик
    Серебряный Щелкунчик
    Бронзовый Щелкунчик
    Хрустальный Щелкунчик

10. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

Тест на внимание

Библиотекарь: А сейчас проверим, как Вы запомнили новую информацию. Сейчас проведём тест на внимание. Вам необходимо выбрать правильный ответ:

1. Как называется произведение?

а) «Щелкунчик»

б) «Мышиный король и Щелкунчик»

в) «Щелкунчик и Мышиный король»

2. Сколько лет было Мари?

а) 8

б) 6

в) 7

3. Парик крёстного был сделан:

а) из шерсти

б) из стекла

в) из ткани

4. Марципан – это

а) конфета

б) пирог

в) баранка

5. Что подарил детям крёстный?

а) крепость

б) сад

в) замок

Проверка по ключу: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в

Рефлексия.

Что на уроке узнали нового?

А какое чувство у вас возникло после сегодняшнего занятия?

Подведение итогов:

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи. Перечитайте эту всем известную (а, возможно, совсем неизвестную) сказку, ведь всем, без исключения, полагается верить в чудеса и волшебство.

Библиотекарь: Молодцы! Вы славно сегодня потрудились! И сейчас самые активные ребята получат заслуженные призы. Вручаются грамоты и призы.

Использованная литература:

1. Сафрански Рюдигер. Гофман./ Пер. с нем.; вступ. статья В. Д. Балакина.. - М. Молодая гвардия, 2005. - 383 с.: ил. -(Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; вып. 946).

2. Берковский Н. Я. Предисловие.//Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.,1936.

3. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

4. Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

5. Ветчинов К. М. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. Пущино, 2009.

6. Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1991.

7. Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. Т. 3. М.: Наука, 1966.

8. Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.

9. Русский круг Гофмана (составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн). - М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009-672 с: ил.

10. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.

11. Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. - М.: Радуга, 1987. - 464 с.

Интернет- ресурсы

12. Произведения Гофмана на gofman.krossw.ru

13. 5 статей о Гофмане на gofman.krossw.ru

14. Произведения на русском и немецком, музыка, рисунки Гофмана на etagofman.narod.ru

15. Сергей Курий - «Фантасмагория реальности (сказки Э. Т. А. Гофмана)», журнал «Время Z» № 1/2007

16. Луков Вл. А. Гофман Эрнст Теодор Амадей // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» .

17. Каталог AV музыкальных произведений Э. Т. А. Гофмана

С. Шлапоберская.

Сказка и жизнь у Э. -Т. -А. Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Новеллы
Москва "Художественная литература", 1983
http://gofman.krossw.ru/html/shlapoberskaya-skazka-ls_1.html

Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов — «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжелой болезнью, не стало. К этому времени Гофмана читали и почитали уже не только в Германии; в 20 — 30-х годах его новеллы, сказки, романы переводились во Франции, в Англии; в 1822 году журнал «Библиотека для чтения» опубликовал на русском языке новеллу Гофмана «Девица Скудери». Посмертная слава этого замечательного писателя надолго пережила его самого, и хотя в ней наблюдались периоды спада (особенно на родине Гофмана, в Германии), в наши дни, через сто шестьдесят лет после его смерти, волна интереса к Гофману поднялась снова, он снова стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются, а научная гофманиана пополняется новыми трудами. Такого поистине мирового признания не удостоился ни один из немецких писателей-романтиков, к числу которых принадлежал и Гофман.

Романтизм зародился в Германии в конце XVIII века как литературно-философское движение и постепенно охватил другие сферы духовной жизни — живопись, музыку и даже науку. На раннем этапе движения зачинатели его — братья Шлегели, Шеллинг, Тик, Новалис — были исполнены энтузиазма, вызванного революционными событиями во Франции, надеждой на коренное обновление мира. Этим энтузиазмом и этой надеждой рождены и диалектическая натурфилософия Шеллинга — учение о живой, вечно изменяющейся природе, и вера романтиков в беспредельные возможности человека, и призыв к разрушению канонов и условностей, стесняющих его личную и творческую свободу. Однако с годами в произведениях романтических писателей и мыслителей все сильнее звучат мотивы неосуществимости идеала, стремление к уходу от реальности, от настоящего в царство мечты и фантазии, в мир невозвратимого прошлого. Романтики тоскуют об утраченном золотом веке человечества, о нарушенной гармонии между человеком и природой. Крах иллюзий, связанных с французской революцией, несостоявшееся царство разума и справедливости трагически воспринимаются ими как победа мирового зла в его извечной борьбе с добром. Немецкий романтизм первой четверти XIX века — явление сложное и противоречивое, и все же в нем можно выделить общий признак — неприятие нового, буржуазного миропорядка, новых форм рабства и унижения личности. Условия тогдашней Германии с ее мелкокняжеским абсолютизмом и атмосферой социального застоя, где эти новые формы уродливо соседствуют со старыми, вызывают у романтиков отвращение к действительности и ко всякой общественной практике. В противовес убогой и косной жизни они создают в своих произведениях особый поэтический мир, обладающий для них истинной «внутренней» реальностью, меж тем как реальность внешняя представляется им темным хаосом, произволом непостижимых роковых сил. Пропасть между двумя мирами — идеальным и реальным — для романтика непреодолима, только ирония — вольная игра ума, призма, сквозь которую все сущее видится художнику в любом угодном ему преломлении, способна перекинуть мост с одной стороны на другую. Немецкий обыватель-«филистер», стоящий по сю сторону пропасти, — объект их презрения и насмешки; его эгоизму и бездуховности, его мещанской морали они противополагают самоотверженное служение искусству, культ природы, красоты и любви. Героем романтической литературы становится поэт, музыкант, художник, «странствующий энтузиаст» с детски наивной душой, мечущийся по свету в поисках идеала.

Гофмана иногда называют романтическим реалистом. Выступив в литературе позднее как старших — «иенских», так и младших — «гейдельбергских» романтиков, он по-своему претворил их взгляды на мир и их художественный опыт. Ощущение двойственности бытия, мучительного разлада между идеалом и действительностью пронизывает все его творчество, однако, в отличие от большинства своих собратьев, он никогда не теряет из виду земную реальность и, наверное, мог бы сказать о себе словами раннего романтика Вакенродера: «... несмотря ни на какие усилия наших духовных крыл, оторваться от земли невозможно: она насильственно притягивает нас к себе, и мы снова шлепаемся в самую пошлую гущу людскую». «Пошлую гущу людскую» Гофман наблюдал очень близко; не умозрительно, а на собственном горьком опыте постиг он всю глубину конфликта между искусством и жизнью, особенно волновавшего романтиков. Разносторонне одаренный художник, он с редкостной прозорливостью уловил реальные пороки и противоречия своего времени и запечатлел их в непреходящих творениях своей фантазии.

История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в 1776 году в Кенигсберге, в семье адвоката. Родители его разошлись, когда ему шел третий год. Гофман рос в семье матери, опекаемый дядей, Отто Вильгельмом Дёрфером, тоже адвокатом. В доме Дёрферов все понемногу музицировали, учить музыке стали и Гофмана, для чего пригласили соборного органиста Подбельского. Мальчик выказал незаурядные способности и вскоре начал сочинять небольшие музыкальные пьесы; обучался он и рисованию, и также не без успеха. Однако при явной склонности юного Гофмана к искусству семья, где все мужчины были юристами, заранее избрала для него ту же профессию. В школе, а затем и в университете, куда Гофман поступил в 1792 году, он сдружился с Теодором Гиппелем, племянником известного тогда писателя-юмориста Теодора Готлиба Гиппеля, — общение с ним не прошло для Гофмана бесследно. По окончании университета и после недолгой практики в суде города Глогау (Глогув) Гофман едет в Берлин, где успешно сдает экзамен на чин асессора и получает назначение в Познань. Впоследствии он проявит себя как превосходный музыкант — композитор, дирижер, певец, как талантливый художник — рисовальщик и декоратор, как выдающийся писатель; но он был также знающим и дельным юристом. Обладая огромной работоспособностью, этот удивительный человек ни к одному из своих занятий не относился небрежно и ничего не делал вполсилы. В 1802 году в Познани разразился скандал: Гофман нарисовал карикатуру на прусского генерала, грубого солдафона, презиравшего штатских; тот пожаловался королю. Гофман был переведен, вернее сослан, в Плоцк, маленький польский городок, в 1793 году отошедший к Пруссии. Незадолго до отъезда он женился на Михалине Тшциньской-Рорер, которой предстояло делить с ним все невзгоды его неустроенной, скитальческой жизни. Однообразное существование в Плоцке, глухой провинции, далекой от искусства, угнетает Гофмана. Он записывает в дневнике: «Муза скрылась. Архивная пыль застилает передо мной всякую перспективу будущего». И все же годы, проведенные в Плоцке, не потеряны зря: Гофман много читает — кузен присылает ему из Берлина журналы и книги; к нему в руки попадает популярная в те годы книга Виглеба «Обучение естественной магии и всевозможным увеселительным и полезным фокусам», откуда он почерпнет кое-какие идеи для своих будущих рассказов; к этому времени относятся и его первые литературные опыты.

В 1804 году Гофману удается перевестись в Варшаву. Здесь он весь свой досуг посвящает музыке, сближается с театром, добивается постановки нескольких своих музыкально-сценических произведений, расписывает фресками концертный зал. К варшавскому периоду жизни Гофмана относится начало его дружбы с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, юристом и любителем литературы. Гитциг — будущий биограф Гофмана — знакомит его с произведениями романтиков, с их эстетическими теориями. 28 ноября 1806 года Варшаву занимают наполеоновские войска, прусская администрация распущена, — Гофман свободен и может посвятить себя искусству, но лишен средств к существованию. Жену и годовалую дочь он вынужден отправить в Познань, к родным, ибо ему не на что их содержать. Сам он едет в Берлин, но и там перебивается лишь случайными заработками, пока не получает предложение занять место капельмейстера в Бамбергском театре.

Годы, проведенные Гофманом в старинном баварском городе Бамберге (1808 — 1813), — это период расцвета его музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. В это время начинается его сотрудничество с лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой», где он печатает статьи о музыке и публикует свою первую «музыкальную новеллу» «Кавалер Глюк» (1809). Пребывание в Бамберге отмечено одним из самых глубоких и трагических переживаний Гофмана — безнадежной любовью к его юной ученице Юлии Марк. Юлия была хороша собой, артистична и обладала чарующим голосом. В образах певиц, которые создаст позднее Гофман, будут просматриваться ее черты. Расчетливая консульша Марк выдала дочь за состоятельного гамбургского коммерсанта. Замужество Юлии и ее отъезд из Бамберга были для Гофмана тяжелым ударом. Через несколько лет он напишет роман «Эликсиры дьявола»; сцена, где многогрешный монах Медард неожиданно оказывается свидетелем пострижения страстно любимой им Аврелии, описание его мук при мысли, что любимую разлучают с ним навеки, останется одной из самых проникновенных и трагических страниц мировой литературы. В тяжкие дни расставания с Юлией из-под пера Гофмана вылилась новелла «Дон-Жуан». Образ «безумного музыканта», капельмейстера и композитора Иоганнеса Крейслера, второе «я» самого Гофмана, поверенный самых дорогих ему мыслей и чувствований, — образ, который будет сопутствовать Гофману на протяжении всей его литературной деятельности, также родился в Бамберге, где Гофман познал всю горечь судьбы артиста, вынужденного обслуживать родовую и денежную знать. Он задумывает книгу рассказов «Фантазии в манере Калло», которую вызвался издать бамбергский вино- и книготорговец Кунц. Сам незаурядный рисовальщик, Гофман высоко ценил язвительно-изящные рисунки — «каприччо» французского графика XVII века Жака Калло, и, поскольку собственные его рассказы были также весьма язвительны и причудливы, его привлекла мысль уподобить их созданиям французского мастера.

Следующие станции на жизненном пути Гофмана — Дрезден, Лейпциг и снова Берлин. Он принимает предложение импресарио оперного театра Секонды, труппа которого играла попеременно в Лейпциге и Дрездене, занять место дирижера, и весной 1813 года покидает Бамберг. Теперь Гофман все больше сил и времени отдает литературе. В письме к Кунцу от 19 августа 1813 года он пишет: «Не удивительно, что в наше мрачное, злосчастное время, когда человек едва перебивается со дня на день и еще должен этому радоваться, писательство так увлекло меня — мне кажется, будто передо мной открылось чудесное царство, которое рождается из моего внутреннего мира и, обретая плоть, отделяет меня от мира внешнего».

В мире внешнем, близко окружавшем Гофмана, в то время еще бушевала война: остатки разбитой в России наполеоновской армии ожесточенно сражались в Саксонии. «Гофман стал очевидцем кровавых сражений на берегу Эльбы и осады Дрездена. Он уезжает в Лейпциг и, стараясь отделаться от тяжелых впечатлений, пишет «Золотой горшок — сказку из новых времен». Работа с Секондой шла негладко, однажды Гофман поссорился с ним во время спектакля и получил отказ от места. Он просит Гиппеля, ставшего крупным прусским чиновником, исхлопотать ему должность в министерстве юстиции и осенью 1814 года переезжает в Берлин. В прусской столице Гофман проводит последние годы жизни, необычайно плодотворные для его литературного творчества. Здесь у него складывается кружок друзей и единомышленников, среди них писатели — Фридрих де ла Мотт Фуке, Адельберт Шамиссо, актер Людвиг Девриент. Одна за другой выходят его книги: роман «Эликсиры дьявола» (1816), сборник «Ночные рассказы» (1817), повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), «Серапионовы братья» — цикл рассказов, объединенных, наподобие «Декамерона» Боккаччо, сюжетной рамкой (1819 — 1821), неоконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819 — 1821), повесть-сказка «Повелитель блох» (1822).

Политическая реакция, воцарившаяся в Европе после 1814 года, омрачила последние годы жизни писателя. Назначенный в особую комиссию, расследовавшую дела так называемых демагогов — студентов, замешанных в политических беспорядках, и других оппозиционно настроенных лиц, Гофман не мог примириться с «наглым попранием законов», имевшим место во время следствия. У него произошла стычка с полицей-директором Кампцем, и он был выведен из состава комиссии. Гофман рассчитался с Кампцем по-своему: увековечил его в повести «Повелитель блох» в карикатурном образе тайного советника Кнаррпанти. Узнав, в каком виде изобразил его Гофман, Кампц постарался помешать изданию повести. Более того: Гофмана привлекли к суду за оскорбление комиссии, назначенной королем. Только свидетельство врача, удостоверявшее, что Гофман тяжело болен, приостановило дальнейшие преследования.

Гофман действительно был тяжело болен. Поражение спинного мозга привело к быстро развивавшемуся параличу. В одном из последних рассказов — «Угловое окно» — в лице кузена, «лишившегося употребления ног» и способного только наблюдать жизнь в окно, Гофман описал самого себя. 24 июня 1822 года он скончался.

Немецкие романтики стремились к синтезу всех искусств, к созданию искусства универсального, в котором сливались бы поэзия, музыка, живопись. Гофман, соединявший в своем лице музыканта, писателя, живописца, как никто другой был призван осуществить этот пункт эстетической программы романтиков. Профессиональный музыкант, он не только чувствовал волшебство музыки, но и знал, как она создается, и, возможно, именно потому сумел запечатлеть в слове очарование звуков, передать воздействие одного искусства средствами другого.

В его первой книге «Фантазии в манере Калло» — властвует стихия музыки. Устами капельмейстера Крейслера («Крейслериана») Гофман называет музыку «самым романтическим из всех искусств, ибо она имеет своим предметом только бесконечное; таинственным, выражаемым в звуках праязыком природы». «Дон-Жуан», включенный автором в первый том «Фантазий», — это не просто «новелла», то есть рассказ о необычайном происшествии, но и глубокий анализ оперы Моцарта. Гофман дает собственное, оригинальное толкование произведения великого мастера. Моцартовский Дон-Жуан не традиционный «озорник» — «кутила, приверженный к вину и женщинам», а «любимое детище природы, она наделила его всем тем, что... возвышает его над посредственностью, над фабричными изделиями, которые пачками выпускаются из мастерской...». Дон-Жуан — натура исключительная, романтический герой, который противопоставляет себя пошлой толпе с ее мещанской моралью и с помощью любви пытается преодолеть разрыв мирового целого, воссоединить идеальное с реальным. Под стать ему и донна Анна. Она тоже щедро одарена природой, это «божественная женщина», и трагедия Дон-Жуана заключается в том, что он встретил ее слишком поздно, когда, отчаявшись найти, что искал, уже «нечестиво глумился над природой и творцом». Артистка, исполняющая партию донны Анны, в новелле Гофмана выходит из роли. Она является в ложу, где сидит рассказчик, чтобы открыть ему, как они близки духовно, как верно поняла она замысел сочиненной им, рассказчиком, оперы (Гофман имеет в виду свою романтическую оперу «Ундина»). Сам по себе этот прием был не нов; актеры свободно общались со зрителями в излюбленном романтиками театре Карло Гоцци; в сценических сказках Людвига Тика зрители активно комментируют все происходящее на сцене. И все-таки в этой сравнительно ранней вещи Гофмана уже отчетливо проступает его неповторимый почерк. Как могла певица оказаться одновременно на сцене и в ложе? Но чудо вместе с тем и не чудо: «энтузиаст» так возбужден услышанным, что все это вполне могло ему только почудиться. Подобная мистификация обычна для Гофмана, который нередко оставляет читателя в недоумении — действительно ли его герой побывал в волшебном царстве, или это ему лишь пригрезилось.

В сказке «Золотой горшок» уже в полной мере раскрылась необычайная способность Гофмана одним мановением превращать унылую повседневность в сказочную феерию, бытовые предметы — в волшебные аксессуары, обыкновенных людей — в магов и кудесников. Герой «Золотого горшка», студент Ансельм, существует словно бы в двух мирах — обыденно-реальном и сказочно-идеальном. Горемыка и неудачник в действительной жизни, он сторицей вознагражден за все свои мытарства в волшебном царстве, которое открывается ему лишь потому, что он чист душой и наделен воображением. С едкой иронией, поистине в манере Калло, рисует Гофман душный мещанский мирок, где от поэтических сумасбродств и «фантазмов» лечат пиявками. Ансельм задыхается в этом мирке, и когда он оказывается заключенным в стеклянной банке, то это не более как метафора невыносимости его реального существования, — товарищи Ансельма по несчастью, сидящие в соседних банках, чувствуют себя превосходно. В сословно-бюрократическом обществе, где живет Ансельм, человек стеснен в своем развитии, отчужден от себе подобных. Двоемирие Гофмана проявляется здесь и в том, что основные персонажи сказки словно бы удвоены. Архивариус Линдгорст одновременно князь духов Саламандр, старуха гадальщица Рауэрин — могущественная колдунья; дочка конректора Паульмана, синеглазая Вероника, — это земная ипостась золотисто-зеленой змейки Серпентины, а регистратор Геербранд — опошленная прозаическая копия самого Ансельма. В финале сказки Ансельм счастливо соединяется с любимой Серпентиной и обретает счастье в сказочной Атлантиде. Однако эта фантастическая ситуация почти что сводится на нет улыбкой автора: «Да разве и блаженство Ансельма не есть не что иное, как жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы!» «Блаженство Ансельма» — это его внутренний поэтический мир, — Гофман мгновенно возвращает читателя с неба на землю: нет никакой Атлантиды, есть лишь страстная мечта, облагораживающая пошлые будни. Улыбкой Гофмана является и самый золотой горшок, приданое Серпентины, вещный символ обретенного счастья. Гофман ненавидит вещи, предметы обихода, берущие власть над человеком, в них воплощается мещанское довольство, неподвижность и косность жизни. Не зря его герои, поэты и энтузиасты, подобные Ансельму, исконно враждебны вещам и не могут с ними сладить.

Романтики проявляли особый интерес к «ночным сторонам природы» — к страшным и таинственным явлениям, смущающим человека, и усматривали в них игру неведомых, мистических сил. Гофман одним из первых в мировой литературе исследовал «ночные стороны» души; он не только и не столько пугал читателя кошмарами и призраками, сколько искал причины их возникновения в глубинах человеческой психики, в воздействии внешних обстоятельств. Расщепление собственного «я», галлюцинации, видения двойников — этим и подобным изломам сознания Гофман отводит немало места в своих повестях и романах. Но они интересуют его не сами по себе: гофмановские безумцы — это натуры поэтические, особо чувствительные и ранимые, их основная черта — абсолютная несовместимость с определенными факторами социальной жизни. В этом смысле показателен один из лучших «ночных рассказов» Гофмана — «Песочный человек». Герой его — студент и поэт Натанаэль, человек нервный и впечатлительный, в детстве пережил тяжелое потрясение, оставившее в нем неизгладимый след. С особой остротой, с истинно романтическим максимализмом воспринимает он явления и события, которые людей обыкновенных, «нормальных», нисколько не волнуют и разве что на время могут занять их мысли. Прекрасная Олимпия, которую профессор Спаланцани выдает за свою дочь, никому не внушает такого восторга и такой любви, какие охватывают Натанаэля. Олимпия — автомат, заводная кукла, принимаемая Натанаэлем за живую девушку; она сделана весьма искусно и обладает совершенством форм, несвойственным живому существу.

В «Песочном человеке» получает развитие тема автоматов, механических кукол; Гофман посвятил ей и написанный ранее рассказ «Автоматы», и ряд эпизодов в других произведениях. Автоматы, изображавшие людей и животных, были чрезвычайно модны в Европе в конце XVIII — начале XIX века. В 1795 году, по свидетельству современников, француз Пьер Дюмолин показывал в Москве «куриозныя самодействующия машины», в том числе «движущие изображения дорожных людей и возов и многие работные люди, которые управляются в разных вещах так натурально, как бы живые... Движущийся китаец, который так хорошо сделан, что не можно вообразить, чтобы то была машина».

У гофмановской куклы Олимпии все повадки благовоспитанной буржуазной барышни: она играет на фортепиано, поет, танцует, на любовные излияния Натанаэля отвечает томными вздохами. В «Песочном человеке» также происходит удвоение персонажей: адвокат Коппелиус обращается в продавца барометров Копполу, а милая девушка Клара, невеста Натанаэля, временами подозрительно смахивает на куклу: многие «упрекали ее в холодности, бесчувственности и прозаичности», сам же Натанаэль однажды в приступе гнева кричит ей: «Ты бездушный, проклятый автомат!» Для Гофмана автомат не «куриозная» игрушка, а зловещий символ: обезличивание человека в буржуазном мире, утрата им индивидуальности превращает его в куклу, приводимую в действие скрытым механизмом самой жизни. Люди-куклы мало отличны друг от друга; возможность подмены, принятия одного за другого создает ощущение зыбкости, ненадежности существования, страшной и нелепой фантасмагории.

Однако значение темы автоматов этим не исчерпывается. Создатели Олимпии — механик Коппола и профессор Спаланцани — представители того ненавистного Гофману типа ученых, что употребляют науку во зло. Власть над природой, которую дают им приобретенные знания, они используют для своей выгоды и удовлетворения собственного тщеславия. Натанаэль гибнет, вовлеченный Копполой — Коппелиусом (воплощением злого начала) в круг его бесчеловечных экспериментов: сначала это алхимические опыты, от которых гибнет отец Натанаэля, потом очки и подзорные трубы, представляющие мир в ложном свете, и, наконец, кукла Олимпия — злая пародия на человека. Безумие Натанаэля предопределено не только его личными свойствами, но и жестокой действительностью. Еще в начале рассказа, собираясь излагать историю Натанаэля, автор заявляет, «что нет ничего более удивительного и безумного, чем сама действительная жизнь...».

Сказка «Щелкунчик и мышиный король» отличается от «Песочного человека» и прочих «Ночных рассказов» светлой, мажорной тональностью и блещет всеми красками неистощимой гофмановской фантазии. Но хотя Гофман сочинял «Щелкунчика» для детей своего друга Гитцига, он коснулся в этой сказке отнюдь не детских тем. Снова, хотя и приглушенно, звучит здесь мотив механизации жизни, мотив автоматов. Крестный Дроссельмейер дарит на рождество детям советника медицины Штальбаума чудесный зАмок с движущимися фигурками кавалеров и дам. Дети восхищены подарком, но однообразие происходящего в замке им вскоре надоедает. Они просят крестного сделать так, чтобы человечки заходили и задвигались как-нибудь по-другому. «Этого никак нельзя, — возражает крестный, — механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь». Живому восприятию ребенка — а оно сродни восприятию поэта, художника — мир открыт во всех своих многообразных возможностях, в то время как для «серьезных», взрослых людей он «сделан раз и навсегда» и они, по выражению маленького Фрица, «заперты в доме» (как Ансельм был закупорен в банке). Романтику Гофману реальная жизнь представляется тюрьмой, узилищем, откуда есть выход только в поэзию, в музыку, в сказку или в безумие и смерть, как в случае Натанаэля.

Крестный Дроссельмейер из «Щелкунчика», «маленький сухонький человечек с морщинистым лицом», — это один из тех чудаков и чудодеев, внешне похожих на самого Гофмана, что во множестве населяют его произведения. Какие-то свои черты придает Гофман и советнику Креспелю в одноименной новелле. Но, в отличие от Дроссельмейера, Креспель — фигура трагикомическая. Человек со странностями, строящий себе ни с чем не сообразный дом, смеющийся, когда надо плакать, и потешающий общество всевозможными гримасами и ужимками, он принадлежит к породе людей, которые свои глубокие страдания прячут под шутовской маской. При этом Креспель — дельный юрист, он превосходно играет на скрипке, да и сам делает скрипки, тоже превосходные. Его привлекают инструменты старых итальянских мастеров, он скупает их и разнимает на части, доискиваясь тайны их чудесного звучания, но она не дается ему в руки. «Разве довольно в точности знать, как Рафаэль задумывал и создавал свои картины, для того, чтобы самому сделаться Рафаэлем?» — говорит капельмейстер Крейслер («Крейслериана»). Тайна великого произведения искусства заключена в душе его создателя, художника, а Креспель не художник, он лишь стоит на той грани, что отделяет подлинное искусство от обыденной бюргерской жизни. Зато его дочь Антония поистине рождена для музыки, для пения.

В образ Антонии, прекрасной и одаренной девушки, умирающей от пения, Гофман вложил и свою тоску о несбывшемся счастье с Юлией, и скорбь о собственной дочери, названной им Цецилией в честь святой покровительницы музыки и прожившей немногим более двух лет. Болезнь Антонии ставит ее перед выбором — искусство или жизнь. На самом деле ни Антония, ни тем паче Креспель никакого выбора сделать не могут: искусство, если это призвание, не отпускает от себя человека. Новелла, словно опера, завершается ликующе-скорбным финальным ансамблем. Наяву или во сне — читатель волен понимать это как угодно — Антония соединяется с любимым, в последний раз поет и умирает, как умерла певица в «Дон-Жуане», сгорев во всепожирающем пламени искусства.

Сказка «Щелкунчик», новеллы «Советник Креспель» и «Мадемуазель де Скюдери» были включены Гофманом в четырехтомный цикл рассказов «Серапионовы братья», открывающийся историей безумца, который мнит себя святым отшельником Серапионом и силой своего воображения воссоздает мир далекого прошлого. В центре книги — проблемы художественного творчества, соотношения искусства и жизни.

Герой последней из названных новелл — парижский ювелир времен Людовика XIV Рене Кардильяк — принадлежит к числу тех старинных мастеров, что достигали в ремесле подлинного художества. Но необходимость расстаться со своим творением, отдать его заказчику, становится для него трагедией. Почтенный мастер, уважаемый согражданами за честность и трудолюбие, делается вором и убийцей.

«Мадемуазель де Скюдери» — первое произведение детективного жанра в мировой литературе. Гофман, юрист и следователь, с большим знанием дела описывает все перипетии розыска и следствия и мастерски ведет рассказ, постепенно усиливая напряжение. Преступления Кардильяка открываются, когда его уже нет в живых, — автор избавляет его от разоблачения и земной кары. Кардильяк виновен и невиновен одновременно, ибо он не в силах противиться своей маниакальной страсти. И хотя Гофман дает этой страсти полуреальное-полуфантастическое объяснение, трагедия Кардильяка объективно отражает процесс, закономерный для буржуазного общества: произведение искусства отчуждается от его создателя, становится предметом купли-продажи. Новелла названа «Мадемуазель де Скюдери», потому что все нити действия в ней сходятся к фигуре этой известной французской писательницы. Мадлена де Скюдери добра и благородна, она защищает обиженных и слабых и, как истинная служительница муз, отличается редким для своего круга бескорыстием.

Всю свою ненависть к царству чистогана, к выродившейся аристократии и ее раболепным прислужникам Гофман выразил в повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Ирония и гротеск, которыми так охотно пользовались романтики, сгущены здесь до степени беспощадно-обличительной сатиры. Гофман использует фольклорные темы, например, сказочный мотив присвоения подвига и награды героя жалким, ничтожным трусом. Слабоумный уродец, крошка Цахес благодаря магическим трем волоскам обретает способность приписывать себе все лучшее, что создается и делается другими. Так возникает образ выскочки-авантюриста, неведомо как занявшего чужое место и присвоившего власть. Блеск его ложной славы, неправедное богатство ослепляют титулованных и нетитулованных обывателей, Цахес становится предметом истерического поклонения. Только юноше Бальтазару, бескорыстному поэту и энтузиасту, открывается все ничтожество Цахеса и все безумие окружающих. Однако под действием колдовской силы Циннобера люди перестают понимать истинный смысл происходящего: в их глазах безумен сам Бальтазар, и ему грозит жестокая расправа. Лишь вмешательство мага и чародея Проспера Альпануса разрушает чары, спасает юношу и возвращает ему любимую им Кандиду. Но счастливый конец сказки прозрачен, насквозь пронизан иронией: счастье и благополучие Бальтазара — не слишком ли они смахивают на довольство филистера?

В «Крошке Цахесе» Гофман создал злую карикатуру на типичное для современной ему Германии карликовое княжество, которым управляет самоупоенный тупица князь и его столь же тупые министры. Достается здесь и сухой рассудочности немецкого просвещения, которое высмеивали еще ранние романтики (насильственное «просветительство» князя Пафнутия); и официальной науке, выведенной в лице профессора Мош Терпина, обжоры и пьяницы, который свои ученые «штудии» производит в княжеском винном погребе.

Последняя сказка Гофмана — «Повелитель блох». Он писал ее, не прерывая работы над романом «Житейские воззрения кота Мурра», в котором домашние животные — кошки, собаки, — пародируют людские нравы и отношения. В «Повелителе блох» дрессированные блохи тоже создают пародийную модель человеческого общества, где каждый должен «чем-то сделаться или, по крайней мере, что-то собой представлять». Герой этой сказки Перегринус Тис, сын богатого франкфуртского торговца, решительно не желает «чем-то сделаться» и занять подобающее ему место в обществе. «Большие денежные мешки и счетные книги» смолоду внушают ему отвращение. Он живет во власти своих грез и фантазий и увлекается только тем, что затрагивает его внутренний мир, его душу. Но как ни бежит Перегринус Тис от действительной жизни, она властно заявляет о себе, когда его неожиданно берут под арест, хотя он не знает за собой никакой вины. А вины и не надо: тайному советнику Кнаррпанти, который требовал ареста Перегринуса, важно прежде всего «найти злодея, а злодеяние уж само собой обнаружится». Эпизод с Кнаррпанти — едкая критика прусского судопроизводства — привел к тому, что «Повелитель блох» был опубликован с существенными цензурными изъятиями, и только через много лет после смерти Гофмана, в 1908 году, сказка была издана полностью.

Как и многие другие произведения Гофмана («Золотой горшок», «Принцесса Брамбилла»), «Повелитель блох» пронизан мифопоэтической символикой. Во сне герою открывается, что в некие мифические времена, в ином существовании он был могущественным королем и владел чудесным карбункулом, таящим в себе силу чистой пламенной любви. Такая любовь приходит к Перегринусу и в жизни — в «Повелителе блох» реальная, земная возлюбленная одерживает верх над идеальной.

Устремленность в высокие сферы духа, влечение ко всему чудесному и таинственному, что может встретиться или пригрезиться человеку, не помешали Гофману увидеть без прикрас реальную действительность его времени и средствами фантастики и гротеска отразить ее глубинные процессы. Вдохновлявший его идеал «поэтической человечности», редкая чуткость писателя к болезням и уродствам социальной жизни, к их отпечатку в душе человека привлекли к нему пристальное внимание таких великих мастеров литературы, как Диккенс и Бальзак, Гоголь и Достоевский. Лучшим созданиям Гофмана навсегда обеспечено место в золотом фонде мировой классики.

Сказки Гофмана запросто могут быть забавными и страшными, светлыми и пугающими, но фантастическое в них всегда возникает неожиданно, из самых простых вещей. В этом и был главный секрет, о котором первым догадался Эрнст Гофман.

Вы откроете для себя яркий мир, читая сказки Гофмана. Насколько обворожительны эти сказки! Как разительно отличаются сказки Гофмана от большинства, которые мы читали до сих пор!

Фантастический мир под пером Гофмана возникает из простых вещей и событий. Именно потому весь список сказкок Гофмана открывают нам совершенно другой, еще более интересный мир - мир человеческих чувств и мечтаний. На первый взгляд кажется, что действие в сказках происходит, как это бывает в сказке, "в некотором государстве", но на самом деле все, о чем пишет Гофман, можно проследить в том тревожном времени, современником которого был писатель. На нашем сайте вы можете читать сказки Гофмана онлайн без каких либо ограничений

ВИГИЛИЯ ПЕРВАЯ Злоключения студента Ансельма... - Пользительный табак конректора Паульмана и золотисто-зеленые змейки. В день вознесения, часов около трех пополудни, чрез Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек и как раз попал в корзину с яблоками и пирожками, которыми торговала старая, безобразная женщина, - и попал столь удачно, что...

Предисловие издателя Странствующий Энтузиаст 1 - а из его дневника мы заимствуем еще одну фантастическую пьесу в манере Калло, - судя по всему, столь мало разделяет свой внутренний мир и мир внешний 2, что и самая граница между ними едва уже различима. Однако именно благодаря тому обстоятельству, что ты, благосклонный читатель, не можешь отчетливо видеть этой...

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря сказкам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры. Самые известные сказки Гофмана: , и многие другие сказки для детей.

Биография Гофмана Эрнста Теодора Амадея

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря рассказам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры.

Один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени

Будущий писатель родился 24 января 1776 в Кёнигсберге в семье адвоката, изучал право и работал в различных учреждениях, однако карьеры не сделал: мир чиновников и занятия, связанные с писанием бумаг, не могли привлечь умного, ироничного и широко одаренного человека.

Начало самостоятельной жизни Гофмана совпало с наполеоновскими войнами и оккупацией Германии. Во время работы в Варшаве он стал свидетелем ее захвата французами. Собственная материальная неустроенность накладывалась на трагедию всего государства, что рождало раздвоенность и трагически-ироническое восприятие мира.

Разлад с женой и лишенная надежды на счастье любовь к своей ученице, которая была моложе его - женатого человека - на 20 лет, усиливали ощущение чуждости в мире филистеров. Чувство к Юлии Марк, так звали любимую им девушку, легло в основу самых возвышенных женских образов его произведений.

В круг знакомых Гофмана входили писатели-романтики Фуке, Шамиссо, Брентано, известнейший актер Л. Девриент. Гофману принадлежат несколько опер и балетов, наиболее значительны из которых «Ундина», написанная на сюжет «Ундины» Фуке, и музыкальное сопровождение к гротескным «Веселым музыкантам» Брентано.

Начало литературной деятельности Гофмана приходится на 1808-1813 гг. - период его жизни в Бамберге, где он был капельмейстером в местном театре и давал уроки музыки. Первая новелла-сказка «Кавалер Глюк» посвящена личности особо чтимого им композитора, в название первого сборника включено имя художника - «Фантазии в манере Калло» (1814-1815).

Среди самых известных произведений Гофмана – новелла «Золотой горшок», сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», сборники «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», романы «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсир дьявола».

Информационная справка:

Непередаваемой мистикой, таинственностью, а иногда и налётом ужаса отличаются сказки Гофмана. Это литература для взрослых детей и школьников. Именно они с удовольствием окунутся в мир произведений Гофмана, овеянный тайнами и трагедиями.

Судьба сказочника

Так сложилось, что судьба писателя постоянно подогревала в нём интерес к мистической составляющей в жизни. В детстве он много общался с дядей, человеком умным, но склонным к мистике и фантастике. Юношей увлекался музыкой, которая завораживала его и уносила в таинственные мечтания, сам сочинял.

Будучи уже взрослым человеком – много времени проводил в винных погребах, откуда мог приходить домой только к утру. Свободный образ жизни, частая бессонница и особый склад мышления давали Гофману свои темы для сказок. Он смешивал народный вымысел разных стран и эпох с собственными видениями и творил сказку особую – привлекательную и страшную одновременно. Трагизма и красоты изображения добавляла несчастная любовь, которой писатель и композитор мучился много лет.

Новый всплеск интереса к творчеству в наши дни

Не может остаться без внимания творчество Гофмана в наше время. Интерес детей к его сказкам объясняется не только мистическим содержанием, но и большим вниманием к переживаниям героев, описанием их внутреннего мира. Положительные отзывы школьники передают друг другу, сверяют список прочитанных сказок между собой, с удовольствием дочитывая пропущенные. Надеемся, что возможность бесплатно познакомиться со сказочным наследием Гофмана воспримут как неожиданное открытие не только дети, но и любопытные родители.

 

 

Это интересно: