→ Написать мнение русских писателей о композиторах. Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений. Скряб

Написать мнение русских писателей о композиторах. Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений. Скряб

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

О каждом из этих знаменитых людей можно рассказывать много, у всех не простые, а порой и трагические судьбы, но в данном обзоре мы постарались дать только краткую характеристику жизни и творчества композиторов.

1. Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу "новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период - период Русской музыки".
Вторая опера - эпическая "Руслан и Людмила" (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах "Патриотическая песня" Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: "Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой."

Цитата о М.И.Глинке: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

2. Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

Цитата о А.П.Бородине: "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку". Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях - операх "Борис Годунов" и "Хованщина" запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми - жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

Цитата М.П.Мусоргского: "Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной."

Цитата о М.П.Мусоргском: "Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский" Н.К.Рерих

Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением "друзей" Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову

4. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта,Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.
Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Цитата композитора:
"Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать."
"Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом - из разнообразия в единстве."
"Большой талант требует большого трудолюбия."

Цитата о композиторе: "Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его" А.П.Чехов

Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

5. Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору "Могучей кучки", который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк - при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей - Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: "Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима". Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.



6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 - 1915)


Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке - как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."

Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов

7. Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943)


Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, - и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.
В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последнии сочинения - Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Цитата С.В.Рахманинова:
"Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."
"Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность."
"Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора.... По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран."

Цитата о С.В.Рахманинове:
"Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото - в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека." И.Гофман
"Музыка Рахманинова - это Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание." А.Кончаловский

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.


8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)


Игорь Фёдорович Стравинский - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского - "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта - "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета - каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"

Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... " Д.Шостакович

Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
- Вы не родственник композитора? - спросил он у шофера.
- Разве есть композитор с такой фамилией? - удивился шофер. - Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой - моя фамилия Россини...


9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)


Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой - он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам - острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в "формализме" и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева:
"Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…"
"Я - проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному"

Цитата о С.С.Прокофьеве: "... все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им "девятерные" шахматы - доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом - так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был "домашним" композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: "Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи."

Можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

Историю создания Романсов Чайковского , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Особенности романсов Чайковского

Что представляет собой романс ? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.

П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником.

Свои вокальные произведения Чайковский сочинял прежде всего для обычного слушателя, именно поэтому они столь близки к городскому бытовому романсу. Все чувства в них показаны предельно искренне, но в тоже время просты для понимания, а музыка чутко следует за текстом, раскрывая перед слушателями весь глубинный смысл.

Чем руководствовался Чайковский, выбирая поэтический текст для своих романсов? Такой вопрос часто волнует поклонников его творчества. Неудивительно, ведь подчас композитор обращал внимание на малоизвестного поэта, казалось бы, игнорируя признанных авторов. Иногда в стихотворении маэстро мог привлечь внимание лишь один яркий художественный образ или же отдельная строка. Тем не менее, большая часть вокального творчества написана на стихи известных авторов: А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Г. Гейне, Г. Гете и др. Чаще всего композитора привлекало творчество русских поэтов из-за музыкальности стихов и их изящности форм. Чайковский отмечал необычайную яркость и эмоциональность произведений А. Толстого и А. Апухтина. А. Фета композитор и вовсе называл поэтом-музыкантом.


Любовь к этому жанру во многом была связана с тем, что Чайковский буквально с детства тепло относился к романсам, слушая сочинения Алябьева, Варламова, Шумана . Кроме того, он много почерпнул в творчестве М. Глинки и Даргомыжского .


Несмотря на это, вокальная лирика Петра Ильича иная и ее отличает индивидуальное своеобразие. Некоторые исследователи отмечают, что романсы Чайковского наделены «оперностью». Это не удивительно, учитывая, что композитор посвящал много времени своему оперному творчеству.

Свои первые произведения в этом жанре Чайковский написал еще будучи учеником Училища Правоведения. Примечательно, что одними из последних творений композитора был цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза.



Интересные факты

  • Сам Петр Ильич также сочинял стихи, чему посвятил достаточно много времени. Вокальное трио «Природа и любовь» написаны им на собственные слова.
  • Не случайно исследователи творческого наследия Чайковского отмечают сходство оперных и камерно-вокальных произведений. Часто можно отыскать в романсах черты будущих арий или даже героев опер. Помимо этого, вокальное творчество композитора очень близко к его симфоническим произведениям.
  • Уже в самых первых романсах исследователи находят черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе.
  • Чайковским было написано более 100 романсов на стихи разных авторов.
  • Свои собственные стихи предпочитал подписывать псевдонимом N.N. Один из популярнейших романсов «Средь шумного бала» привлек не только Чайковского, сразу два музыканта: Б. Шереметьев и А. Шефер обратили свое внимание на сочинение Толстого. В некоторые тексты Чайковский вносил свои изменения.
  • Всего камерно-вокальное наследие Чайковского включает в себя 103 романса и песни, а также семь ансамблей.

История создания и содержание

Свое первое произведение в этом жанре композитор сочинил на поэтический текст А. Фета «Мой ангел, мой гений» . Все ранние вокальные произведения Петра Ильича исследователи относят к возвышенной любовной лирике. Здесь сплетаются тесно радость и боль, меланхолия и веселье. Примечательно, что довольно простая вокальная партия часто соседствует со сложным аккомпанементом. Свои первые вокальные произведения Чайковский опубликовал в 1869 году, помимо самого первого, к ним еще относятся «Песня Земфиры» , «Полночь» , «Нет, только тот, кто знал» , «Отчего?» . Эти сочинения исследователи относят к лирико-элегической линии, в которой раскрывается грусть, связанная с сожалением об утраченном счастье.


70-е годы связывают с творческим подъемом композитора, именно в этот отрезок времени им было написано около половины всех его камерно-вокальных произведений. В этих образцах значительно расширяется круг образов, а выразительных средств появляется намного больше.

Заметно выделяется интерес Чайковского к национальному колориту. Об этом свидетельствуют романсы «Канарейка» (сл. Мея), «Вечер» (сл. Шевченко), «Али мать меня рожала» , «Баловница» (А. Мицкевич), «Серенада Дон-Жуан» (А. Толстой).

Романс «Примирение» (сл. Н. Щербины) считается одним из наиболее драматичных. Вокальная партия погружает слушателей в тяжелые раздумья об утраченных мечтах. Мелодия романса имеет экспрессивный характер.

В 1878 и 1880 годах Чайковский сочиняет несколько серий романсов, которые заметно выделяются среди остальных его произведений. Большинство из них написано на стихи А. Толстого. «Средь шумного бала» - один из них. В нем чутко и невероятно точно передается атмосфера стиха. Примечательно, что слова были написаны в 1851 году, а сам романс в 1878 г.


Толстой сочинил свое творение специально для будущей жены Софьи Миллер. Не случайно в произведении показана атмосфера бала, ведь познакомился он с ней именно на балу-маскараде в честь Нового года. Конечно же, лицо Софьи Андреевны было скрыто маской, как и у остальных присутствующих, но тем не менее, девушка смогла поразить И. Тургенева и А. Толстого. На тот момент она была еще замужем, но это не помешало Толстому влюбиться в девушку с первого взгляда. Спустя 12 лет возлюбленные смогли пожениться. Для этого романса Чайковский не случайно выбрал жанр вальса, но несмотря на атмосферу бала, все внимание в музыкальной части сосредоточено на влюбленных, на их чувствах и переживаниях.

Среди романсов Чайковского встречаются образцы, раскрывающие красоту природы. «Благословляю вас, леса...» (сл. А. Толстого) один из них. Вместе с этим сосредоточены еще и религиозно-философские искания композитора, поэтому его уместнее было бы отнести к монологам. Первые такты передают серьезную атмосферу и приобретают черты хорального типа. К этой же тематике относится романс «День ли царит...» (сл. Апухтина). Все произведение словно залито яркими лучами солнца. Большая роль в этом произведении отводится аккомпанементу, насыщенному бурными пассажами. Если сравнивать романс с оперными произведениями Чайковского, то его уместнее было бы приравнять к арии Роберта из «Иоланты ».



Широко раскрыта в вокальных произведениях Чайковского тема женской судьбы. Композитор написал целую серию романсов на эту тему. «Кабы знала я, кабы ведала» (сл. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (сл. И. Сурикова) – одни из них. В этих произведениях ярко представлен народный колорит, он выражен не только в вокальной партии, но и аккомпанементе.

В дальнейшем, драматичность в его романсах только усиливается. Это заметно не примере произведений из ор. 57 «На нивы желтые» (Толстой). Удивительно, что в словесном тексте нет такого безнадежного отчаяния, его уместнее отнести к меланхолии, задумчивому настроению, связанному с тишиной и покоем. Чайковский же увидел содержание стихотворения несколько иначе. Его природа окрашена в сумрачные тона, во вступлении слышатся удары, напоминающие колокол. Безысходное страдание пронизывает весь романс, оставляя после себя лишь тоску и одиночество.

Жанрово-характеристические романсы

Особняком в творчестве Чайковского выделяются произведения, наделенные жанрово-характеристическими чертами. Один из них – это романс «Соловей» (А. Пушкин). Он написан на основе слов из «Песен западных славян».

К этой же серии относится «Песня цыганки» (Полонский). В романсе слышатся едва уловимые сумрачные тона, которые скрыты от посторонних некой таинственностью. Необычно звучит здесь рефрен, в котором композитор использовал фригийский лад.


Примерно в конце 80-х годов, Чайковский отходит от жанра романса почти на пять лет и уделяет внимание своим крупным произведениям. После небольшого перерыва он создает 6 великолепных романсов на стихи Д. Ратгауза. Именно их относят к последним образцам в этом жанре. Написанные в период работы над Шестой симфонией, они насыщены печалью и искренностью.

Песни для детей Чайковского

Среди вокального творчества Петра Ильича, заметно выделяются песни, которые он сочинил для детей. Это цикл, который состоит из 16 номеров. Они написаны на стихи Плещеева, Сурикова и Аксакова. Эти произведения обращены именно к детям, рассказывают об их интересах, наполнены соответствующей тематикой. Среди этого цикла одними из популярнейших являются песни «Мой садик» , «Весна» , «Кукушка» . Несмотря на то, что некоторые исследователи все же отмечают близость этого цикла к творчеству Мусоргского , все же произведения Чайковского для детей воспринимаются несколько иначе. Они успешно выполняют свою главную функцию – служат для музыкального воспитания детей.

Романсы П.И. Чайковского , его лирический дневник, передают всю глубину и искренность чувств. Музыкальные образы, яркие интонации, а также богатство музыкального языка потрясают и завораживают слушателя буквально с первых тактов. Всю поэтичность стиха можно прочувствовать благодаря музыке П.И. Чайковского, который всегда очень чутко ощущал каждую его мельчайшую особенность, делясь со слушателями своими наблюдениями с помощью музыкальных звуков.

Видео: слушать Романсы Чайковского

Создание поэзии под воздействием музыки

1.Музыка Ф.Шопена в стихах

Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.

Наш урок посвящён поэзии, связанной с музыкальным творчеством


Фриде рика Шопена (1810-1849), и музыке, в которой воплощена

его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понима­ ние красоты.

Польский композитор Фридерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.

Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фридерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром.

Судьба распорядилась так, что он жил и творил на чужбине. Шопен покоится вдали от родины, в Париже.



Музей Шопена в Варшаве

Сердце Шопена согласно его

последней воле, захоронено в Варшаве. Но творчество Шопена принадлежит всем народам Земли.

Прочитай стихотворение Л.Озерова "Вальс".

ВАЛЬС

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву.

Как весть о том. что я живу

С природою в родстве.


2. Прелюдии Шопена

Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрас­ ным пианистом, Шопен явился новатором в создании
лири­ ческих фортепианных миниатюр - в искусстве немногослов­ного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства,
не всегда поддающиеся слову.

Именно Шопен утвердил пре­ людию как самостоятельный вид творчества.

Прочитай лирическое стихотворение А.Граши "Горсть Земли".

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт.

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах

Ответь на вопрос:

Как ты думаешь, почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом?

3. Революционный этюд Шопена

Шопен открыл новое направление в развитии жанра этюда , никогда не отделяя тех ническую сторону исполнения от художественной.

Содержа­ тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шо­пена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Сам факт появления этюда с такой тематикой еще одно свидетельство подчиненности технической задачи художественной.
Все ми­ ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как не посредственный отклик на события, происходившие
в стране.
Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктир­ным (острым) ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю­ щиеся и стремительно падающие пассажи (технические исполнительские) приёмы в левой.

Этот этюд не оставляет равнодушными людей и в наше время. "Революционный этюд" включают в свою танцевальную программу



фигуристы всего мира.

Ответь на вопросы:

1. Как воспринимается
заключительный мажорный аккорд
на
фоне общего минорного звучания этюда?

2. Какой смысл композитор вкладывает в этот контраст, подобный ослепитель­ ной вспышке света?

4. Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена

Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это прежде всего относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен - один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. Это обусловлено именно её национальным польским колоритом. В самых различных сочинениях Шопена легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора (певучие мелодии с изящными мелодическими узорами). Вспомни полонез, который ты слушал в 4 классе.

Обрати внимание, его мелодия звучит, как пламенная речь оратора, аккордовый склад мелодии(одновременное звучание всех голосов), упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорный лад придаёт ощущение праздничности.

В фортепианной музыки Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.



Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.

Задумчиво, мечтательно , как воспоминание , размышление ,

грустно.

Проникновенно , задушевно , поэтично , сердечно , лирично .


5. Задание 1

Прочитай ещё раз стихотворения: «Горсть земли» и «Вальс», но уже под музыку Ф.Шопена.

Представь себя режиссером музыкально-литературной композиции, в основе которой – стихотворения «Горсть земли» и «Вальс».

Какими фрагментами музыки Ф.Шопена можно озвучить эту композицию?

Обрати внимание, насколько контрастны эти поэтические и музыкальные образы.

Задания:

1.Какими фрагментами музыки Ф.Шопена ты озвучил литературную композицию?

2. Напиши, какие ты знаешь жанры фортепианной музыки.

6. Задание 2.

Прочитай стихи о музыке и музыкантах, которые написаны благодаря музыки.

ССЫЛКА

Ответь на вопрос:

Каким композиторам посвящены эти стихи?

7. Музыкальная Викторина

И напиши ответы.

- Ответы на задания музыкальной викторины здесь

Откроется Анкета, в которой ты напишешь свои ответы на задания музыкальной викторины.

В конце задания не забудь нажать окошечко ГОТОВО.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

 

 

Это интересно: