→ Лучшие композиторы тысячелетия. Гектор Берлиоз. Музыкальный справочник: Композиторы Кто такой гектор берлиоз

Лучшие композиторы тысячелетия. Гектор Берлиоз. Музыкальный справочник: Композиторы Кто такой гектор берлиоз


ru.wikipedia.org


Биография


Родился в городке Кот-Сент-Андре (Изер) на юго-востоке Франции в семье врача. В 1821 Берлиоз - студент-медик, но в скором времени, несмотря на сопротивление родителей, он оставляет медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение его произведения «Торжественная месса» состоялось в Париже в 1825, не имея, однако, никакого успеха. В 1826-1830 Берлиоз учится в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. В 1828-1830 гг. вновь были исполнены несколько произведений Берлиоза - увертюры «Ваверлей», «Francs-juges» и «Фантастическая симфония» (эпизод из жизни артиста). Хотя эти произведения также не встретили особенного сочувствия, тем не менее они обратили на молодого композитора внимание публики. Начиная с 1828 г., Берлиоз стал не без успеха выступать на поприще музыкального критика.


Получив Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал», жил как стипендиат в Италии, из которой он, однако, вернулся через 18 месяцев убежденным противником итальянской музыки. Из своего путешествия Берлиоз привез с собой увертюру «Король Лир» и симфоническое произведение «Le retour a la vie», названное им «мелологом» (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составляет продолжение «Фантастической симфонии». Вернувшись в Париж в 1832 г., он занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью.


С 1834 г. положение Берлиоза в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником во вновь основанной музыкальной газете «Gazette musicale de Paris», a вслед за тем и в «Journal des Debats». Работая в этих изданиях до 1864 г., Б. приобрел репутацию строгого и серьёзного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членом Академии. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-68), в частности, наполнив публикой Московский манеж.


Личная жизнь Берлиоза омрачилась рядом печальных событий, о которых он детально рассказывает в своих «Мемуарах» (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Смитсон (1833) закончился разводом в 1843 (Смитсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после её смерти Берлиоз вступал в брак с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Сам композитор скончался в одиночестве 8 марта 1869 года.


Творчество


Берлиоз - яркий представитель романтизма в музыке, творец романтической программной симфонии. Его искусство во многом сродни творчеству В. Гюго в литературе и Делакруа в живописи. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.


Творчество композитора отобразило и присущие романтизму разногласия: стремление к общенародности, массовости музыки употреблялось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными выявлениями одинокой души предрасположенного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата «Греческая революция» - отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданные грандиозный «Реквием» (1837) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840, написанна к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий).


Рукопись первой страницы Фантастической симфонии


Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, подзаголовок - «Эпизод из жизни художника»). Это известное произведение Берлиоза - первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.


Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира - увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте - драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троя» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троя в Карфагене», 1855-1859).


Из многочисленных его произведений особенного внимания заслуживают: симфония «Гарольд в Италии» (1834), «Реквием» (1837), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), симфония-кантата «Ромео и Джульетта» (1839), «Погребальная и торжественная симфония» (1840 г., при открытии Июльской колонны), драматическая легенда «Гибель Фауста» (1846 г.), оратория «Детство Христа» (1854), «Те Deum» для двух хоров (1856), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862) и опера «Троянцы в Карфагене» (1864).


Текст к последним двум операм, равно как и к «Фаусту», к «Детству Христа» и к др. произведениям, был сочинен самим Берлиозом.


Из литературных произведений Берлиоза наиболее выдаются: «Voyage musical en Allemagne et en Italie» (Париж, 1854), «Les Soirees de l’orchestre» (Париж, 1853; 2 изд. 1854), «Les grotesques de la musique» (Париж, 1859), «A travers chant» (Париж, 1862), «Traite d’instrumentation» (Париж, 1844).


Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению и когда в 1844 г. посетил Германию, то был там гораздо больше оценен, чем в своем отечестве. В России Б. уже давно получил свою оценку. После своей смерти, а в особенности после франко-прусской войны 1870 г., когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.


Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов. Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведенный на многие языки. По смерти Берлиоза появились незадолго перед тем написанные им «Memoires» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810-1868» (1878).


Берлиоз был выдающимся дирижёром. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внес важный вклад в развитие музыкально-критической мысли.


www.c-cafe.ru


Биография


Гектор (Эктор) Луи Берлиоз (11.12.1803 - 08.03.1869) - французский композитор, дирижер, музыкальный критик и писатель. Сын врача, атеиста и филантропа, давшего Берлиозу образование в духе просветительства XVIII века и элементарные музыкальные знания. Сочинять Берлиоз начал с 12 лет (камерная музыка, романсы), мелодия написанного в отрочестве романса вошла потом как одна из главных тем в "Фантастическую симфонию" (тема вступления). С 1823 года он начал занятия композицией у Лесюэра, в 1826 году поступил в консерваторию, где учился также у А. Рейха. Неудовлетворенный консерваторской системой преподавания, усердно изучал партитуры Глюка, Бетховена, Вебера, знакомился с музыкальными инструментами и их свойствами. Под впечатлением освободительного движения в Греции Берлиоз сочиняет "героическую сцену" в духе Спонтини "Греческая революция" (1826), начинает работу над оперой "Тайные судьи" на тему о спасении невинно преследуемого из рук инквизиции (в законченном виде сохранилась только увертюра, завоевавшая популярность).


Конец 1820-х - период быстрого идейного и творческого созревания молодого музыканта. Берлиоз посещает художественные кружки, сближаясь с представителями нового, романтического направления. Его внимание привлекают освободительные и национально-романтические тенденции литературы Великобритании (Байрон, Вальтер Скотт, Т. Мур). Большую роль в его личной и творческой биографии сыграла любовь к английской актрисе Генриетте Смитсон, ставшей в последствии женой композитора. Еще в консерватории Берлиоз пишет первые значительные произведения; в их числе "Фантастическая симфония" ("Эпизод из жизни артиста", 1830), в основу программы которой положены в сильно романтизированном виде события личной жизни композитора (любовь к Г. Смитсон), сюжетные положения романа де Кинсея "Англичанин, поглотитель опиума" и фантастические элементы гетевского "Фауста". Симфония открыла новую эпоху в программной симфонической музыке как в отношении тематики, так и форм, приемов развития (лейтмотивы, зачатки монотематизма, пятичастность), а также небывалого по своим выразительным качествам романтического оркестра.


Революция 1830 года захватывает молодого музыканта. Он делает обработку "Марсельезы" для двойного хора и оркестра. В том же году композитор получает Римскую премию за кантату "Последняя ночь Сарданапала" и уезжает в Италию. Вернувшись в конце 1839 года в Париж, Берлиоз развернул энергичную деятельность как композитор, дирижер, музыкальный критик (первые критические выступления относятся еще к 1823 году). Игнорируемый правительством июльской монархии, отказывавшим композитору в официальном признании и постоянной работе, Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь изнурительным трудом музыкального фельетониста. В 1835 году начинается его работа в крупнейшем органе "Journal des Debats", где он в течение почти 30 лет (попутно в "Музыкальной газете" и других изданиях) пропагандировал высокие ценности классического искусства, боролся против вульгарных вкусов, филистерства. Музыкальные статьи и новеллы Берлиоза впоследствии были опубликованы в сборниках "Среди песен", "Музыка и музыканты", "Музыкальные гротески", "Оркестровые вечера" и др. В программы концертов, которым он все больше придает характер празднеств, "фестивалей", Берлиоз, мечтавший о грандиозных музыкальных исполнениях для огромной слушательской аудитории, включает, наряду со своими, произведения Бетховена, Глюка, Мейербера, Ф. Давида, Глинки и др. (вплоть до "Херувимской" Бортнянского).


Период 1830-1840-х годов - вершина в развитии берлиозовского искусства. Композитор пишет симфонию "Гарольд в Италии" (1834), в которой рисует образ байроновского Чайльд-Гарольда, связывая его со своими собственными итальянскими воспоминаниями. Симфония написана для солирующего альта с оркестром. Лейтмотив Гарольда выделен сумрачным тембром альта-соло - начало тембровой характеристики, развитой впоследствии композитором. Итальянские впечатления Берлиоза нашли отражение и в опере "Бенвенуто Челлини" (пост. 1838); быстрое признание приобрела впоследствии вторая увертюра к этой опере - "Римский карнавал".


В 1837 году Берлиоз создает одно из величайших своих произведений - Реквием. Драматическая трактовка темы, масштабность замысла, массовость, огромная эмоциональность музыки, новизна оркестровых эффектов ставят берлиозовский Реквием на особое место среди сочинений аналогичных жанров. Благородная поддержка Паганини дает возможность Берлиозу посвятить себя воплощению давно волновавших его образов "Ромео и Джульетты" Шекспира. В "драматической симфонии" того же названия (1839) Берлиоз своеобразно сочетал принципы программной симфонии, оперы и оратории. "Ромео и Джульетта" знаменует полный отход от классических норм, в ней выявляются очертания нового, синтетического жанра. Написанная в эти же годы "Траурно-триумфальная симфония" (1840) для духового оркестра огромного состава (по желанию в финале могут быть присоединены симфонический оркестр и хор), посвящена памяти погибших в июльские дни 1830 года, восстанавливает традиции траурных церемоний эпохи революции 1789 года и отмечает начало нового этапа в создании музыки массовых торжеств.


С 1842 года Берлиоз начинает серию концертных поездок по странам Европы, где быстро находит признание как композитор и дирижер. В 1846 году заканчивает "драматическую легенду" "Осуждение Фауста" (в 1893 году поставлена как опера), в которой синтезирует завоевания программного симфонизма и романтической оперы-оратории. Лирические эпизоды драматической легенды намечают пути будущей французской лирической оперы. Неудача премьеры "Осуждения Фауста" в Париже привела композитора к полному материальному краху и заставила искать спасения в поездке в Россию (1847), где он с огромным успехом выступает в Петербурге и Москве.


В 1868 году Берлиоз вторично совершает путешествие в Россию. Его восторженно приветствует публика и российские музыканты - члены "Могучей кучки", Стасов, Чайковский (в подготовке концертов ему помогает Балакирев).


Берлиоз оставил после себя мемуары, в которых рассказывает о своей жизни до середины 1860-х годов. Классическим трудом является его "Трактат об инструментовке" и приложение к нему "Дирижер оркестра".


В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного симфонизма XIX века и нового, обладающего могучими выразительными и живописными возможностями оркестра. В своих грандиозных, ярко эмоциональных симфонических и ораториальных произведениях, он обращался к огромной слушательской аудитории. Воздействие идей Берлиоза на все последующее развитие музыкального искусства, на формирование ряда национальных школ середины XIX века было исключительно велико.


А. А. Хохловкина.


taina.aib.ru


Биография



Гектор Берлиоз (Berlioz) - французский композитор, дирижер. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Родился 11 декабря 1803, Ля-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Скончался 8 марта 1869, в Париже.


Гектор Берлиоз стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840), опера-дилогия «Троянцы» (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Рихардом Вагнером создатель новой школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» (1856). «Мемуары» (т. 1-2, 1860).


Вопреки желанию отца


Гектор родился в семье врача. В детстве учился играть на флейте и гитаре (но не на фортепиано), по учебникам занимался гармонией, сочинял романсы и небольшие камерно-ансамблевые пьесы, однако систематического начального музыкального образования не получил. В 1821 по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил ее, решив всецело посвятить себя музыке.


В 1826-1830 годах Гектор Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж-Ф. Лесюэра. В 1830, с четвертой попытки, получил Римскую премию - самую почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату «Смерть Сарданапала»). Многое в творчестве и судьбе Берлиоза определила любовь к Шекспиру и актрисе, исполнительнице шекспировских ролей Гарриет Смитсон (Smithson), на которой он, после долгого и мучительного периода неопределенности в отношениях, женился в 1833 (этот брак продлился до 1842).


Другими источниками влияний были оперы К. В. Глюка, симфонии Л. ван Бетховена, «Фауст» И. В. Гете, творения британских писателей-романтиков Т. Мура, В. Скотта и Дж. Г. Байрона. Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений - «Фантастическую симфонию» (1830). Как и в последующих чисто инструментальных опусах Берлиоза, в симфонии реализуется внемузыкальный программный замысел, что отражено в ее подзаголовке: «Эпизоды из жизни артиста». Во всех пяти частях симфонии присутствует мотив (сам Берлиоз называл его «навязчивой идеей»), символизирующий возлюбленного героя; по ходу развития программного сценария этот мотив утрачивает свой идеальный облик, перерождаясь под конец в трагически-гротескную карикатуру.


Шипы и розы


Пятнадцать месяцев, проведенных Берлиозом в Италии (1831-32), обогатили его бесценными новыми впечатлениями. Но его творчество этого периода ограничивается малоудачной попыткой продолжить «сюжет» «Фантастической» в вокальной симфонии «Возвращение к жизни» (в 1855 она была переименована в «Лелио»), а также двумя увертюрами - «Король Лир» и «Роб Рой». Зато первое десятилетие по возвращении в Париж стало самым продуктивным в его биографии. Именно тогда были созданы программная симфония по Байрону «Гарольд в Италии» (с солирующим альтом, 1834), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), Реквием («Большая месса по умершим», 1837), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» для солистов, хора и оркестра (слова Э. Дешана по Шекспиру, 1839), «Траурно-триумфальная симфония» для духового оркестра (с хором и струнными по желанию, 1840), вокально-симфонический цикл «Летние ночи» (слова Т. Готье, 1841). Однако музыка Гектора Берлиоза оказалась несозвучна вкусам современной ему французской публики. Ее находили странной, «неправильной», нарушающей нормы хорошего вкуса; премьера «Бенвенуто Челлини» в 1838 завершилась оглушительным провалом. Чтобы обеспечить себе средства к жизни, Берлиоз был вынужден заняться журналистикой; с 1834 он писал главным образом для Gazette musicale и Journal des debats.


Запоздалое признание


Вскоре полоса парижских неудач сменилась периодом успехов за границей. В 1842-63 Гектор Берлиоз много гастролировал в Германии, Австрии, Англии, России и других странах как дирижер - исполнитель собственных сочинений. Повсюду его принимали как одного из лидеров «прогрессивного» направления современной музыки. Он завязал дружеские отношения с Листом и Вагнером. В 1847 и 1867-68 Берлиоз совершил две длительные поездки в Россию, во время которых дирижировал своими произведениями в Москве и Петербурге и встречался со многими русскими музыкантами. Выступления Берлиоза произвели огромное впечатление на русскую публику; музыкально-эстетические взгляды В. Стасова и творческие принципы «Могучей кучки» складывались под сильным влиянием его творчества. К этому периоду относятся драматическая легенда «Осуждение Фауста» для солистов, хора и оркестра (по Гете, 1846), Te Deum для солистов, трех хоров, оркестра и органа (1849), оратория «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1858, 2-я часть поставлена в 1863, обе части - в 1890), а также основные литературные труды, в том числе знаменитые «Мемуары» (опубликованы посмертно, 1870).


Запоздалое признание пришло к Берлиозу и на родине; в 1856 он стал членом Института Франции. Последние годы жизни композитора не были счастливыми; к тяжелым обстоятельствам личной жизни прибавилось чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской музыки. После оперы «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего», 1862) Гектор Берлиоз ничего не написал.


Больше чем художник-романтик


Идеалист с богатым и прихотливым воображением, склонный к резким эмоциональным перепадам и спасающийся от разочарований с помощью иронии, Гектор Берлиоз олицетворял собой тип художника-романтика. Как и для других романтических натур, рамки «чистой», абсолютной музыки были для него тесны; поэтому он обращался к помощи театра, литературы, поэзии, религиозной символики. В его творчестве богато представлены смешанные жанры: программная симфония-концерт («Гарольд в Италии»), симфония-оратория с элементами симфонической поэмы («Ромео и Джульетта»), философская оратория-опера («Осуждение Фауста»), театрализованные формы церковной музыки (Requiem, Te Deum). Для стиля Берлиоза особенно характерны мелодии широкого дыхания, часто наделенные ораторским пафосом, иногда слегка «хроматизированные», складывающиеся из фраз неравной длительности и сопровождаемые выразительными, хотя и не слишком смелыми гармониями. Доминирует свободный (не имитационный) контрапункт.


Гектор Берлиоз преобразовал искусство оркестрового письма: первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных и т. п. Свой опыт в этой области он обобщил в «Большом трактате о современной инструментовке» (1844), который до сих пор служит незаменимым пособием. Впрочем, в некоторых других важных отношениях композиторская техника Берлиоза - так же, как и техника любимого им Глюка - была ограничена. Развитие его тем нередко сводится к их многократному простому или видоизмененному повторению. Его формам присуща известная рыхлость, проистекающая от изобилия связующих эпизодов, не наполненных тематическим содержанием. Его монументальные концепции часто бывают «вылеплены» из довольно скромного по качеству, почти банального мелодического материала (имея в виду эту особенность музыки Берлиоза, Г. Гейне назвал его «воробьем величиной с орла»).


Как бы то ни было, пользуясь имевшимися в его распоряжении средствами, Гектор Берлиоз сумел создать неповторимый художественный мир, в котором сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор и возвышенная лирика.


(Л. О. Акопян)


vokrugsveta.ru


Биография



Родился 10 декабря 1803 года в маленьком городке Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача. В детские годы находился под влияниеми с одной стороны матери, ревностной католички, с другой - отца, любителя философии, литературы и истории. Берлиоз не получил музыкального образования, но умел играть на гитаре, флейте, сочинял романсы и камерные ансамбли. Позже увлекся крестьянской народной песней и литературой. Первые яркие музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец Берлиоза всячески способствовал музыкальному развитию сына, хотя не считал это занятие достаточно серьезным.


Весной 1821 года Гектор Белиоз отправился в Париж и поступил на медицинский факультет. Изучая медицину (1821 - 1824 гг), находил время и для увлечения музыкой. Огромное впечатление на него произвела постановка оперы "Ифигения в Тавриде" К.В. Глюка.


В 1826-1830 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Большая часть профессоров во главе с директором Л. Керубини распознала в молодом человеке и довольно неприязненно относилась к нему. В 1830 году Берлиозу пресуждена Римская премия за кантату "Сарданапал" (1830, давала композитору право на несколько лет жизни в Италии). К окончанию консерватории он написал "Фантастическую симфонию", которая была впервые исполнена 5 декабря 1830 года и имела успех.


Пребывание в Италии (1831-1832 гг) отразилось на дальнейшем творчестве композитора. По возвращении в Париж Берлиоз занялся композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. 30-40-е годы - период наибольшей творческой активности. Среди сочинений этих лет: симфония "Гарольд в Италии" (1834), опера "Бенвенуто Челлини" (1837), Реквием (1837), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839), "Траурно - триумфальная симфония" (1840, написана к торжественной церемонии памяти жертв Июльской революции 1830 года), драматическая легенда "Осуждение Фауста" (1846).


Искусство Берлиоза не находило отклика у публики. Опера "Бенвенуто Челлини", поставленная в 1838 в Париже в театре "Гранд Опера", провалилась. Равнодушие зрителей к концертному исполнению "Осуждения Фауста", организованному композитором в 1846 году на собственные деньги, разорило композитора, и ему пришлось гастролировать в качестве дирижёра.


В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» - писал после Берлиоз.


Основные черты стиля Берлиоза сложились уже в "Фантастической симфонии" - первой романтической программной симфонии, ставшей манифестом французского романтизма в музыке.


Берлиоз много нового внёс в голосоведение, гармонию и ритм. Ему принадлежат открытия в области оркестровки: развил принцип тембровой драматургии, применял редко используемые инструменты, своеобразно звучащие регистры, необычные сочетания тембров. Выразительным возможностям оркестра Берлиоз посвятил трактат об инструментовке (1843).


Берлиоз как дирижер обладал большим артистизмом. Его исполнение отличалось тщательной отделкой деталей и подчинению их воплощению целостного художественного замысла. Наряду с Рихардом Вагнером он заложил основы современной школы дирижирования. Дирижерскому искусству посвящен его трактат "Дирижёр оркестра" (1856).


На протяжении всей своей творческой деятельности Берлиоз публиковался как музыкальный критик (1823 - 1864).

Гектор Берлиоз выдающийся французский композитор, относится к наиболее видным и прогрессивным музыкантам XIX века.

Он заявил о себе талантливым дирижером, музыкальным писателем и критиком. Г. Берлиоз оказал огромное влияние на развитие романтического направления в музыкальном искусстве, национальной симфонической культуры.

Детство

Его юные годы прошли на юге страны недалеко от Гренобля в небольшом городке Ла-Кот-Сент-Андре, где он родился 11 декабря 1803 года в семье местного врача. Кроме него в семье было еще пятеро детей.

Воспитанием мальчика занимался преимущественно отец, который стремился всесторонне развивать сына. Детство во французской провинции познакомило мальчика с народными мелодиями, легендами и мифами родной земли.

С двенадцати лет Гектор увлекся музыкой, играл на нескольких музыкальных инструментах, самостоятельно по учебникам изучал гармонию. Писал небольшие музыкальные произведения, преимущественно романсы и камерные сочинения.

Выбор Гектора

Родители Берлиоза видели его медиком. Поэтому после окончания школы его отправили учиться в парижской медицинской школе. Однако к занятиям там он тяги не испытывал. Свое будущее связывал с музыкой. Он посещает оперные спектакли, знакомится с известными музыкантами, занимается музыкальным самообразованием, посещает библиотеку Парижской консерватории, берет частные уроки музыки.

В 1823 году публикует статью в музыкальном журнале. К этому периоду относятся его первые музыкальные произведения, и Гектор окончательно решил стать композитором. Узнав, об этом решении сына, родители оставляют его без денежной поддержки. Будущий композитор порой голодает, живет в мансардах, направляя все силы на освоение композиторского мастерства.

Студентом консерватории он написал «Торжественную мессу», которая успешно исполнялась. Во время учебы он выступает с критическими статьями о музыке, знакомится с видными деятелями литературы и искусства, пишет новые музыкальные произведения.

Творчество

Творческая деятельность Берлиоза разнообразна. Он сочинял симфонические произведения и оперы, увертюры, кантаты, сочинения для концертов. Однако не все его произведения оценивались публикой.

Композитор большое внимание уделял музыкознанию, работе с оркестром, его гармоническим и ритмическим особенностям. Он обогатил тембровую драматургию, используя оригинальные сочетания тембров, необычные музыкальные инструменты. В 1843 году Берлиоз издал фундаментальную работу об искусстве инструментовки.

Значительную долю в творчестве музыканта занимала дирижерская деятельность, в том числе с оркестром Парижской консерватории, на многочисленных концертах. Современники отмечали большое дирижерское мастерство. Его считают одним основоположников сегодняшней дирижерской школы.

Берлиоз является автором фундаментального теоретического труда, посвященного искусству дирижера. Несколько десятилетий в специализированных газетах и журналов он регулярно публиковал талантливые критические статьи и фельетоны. Его музыкально-критическая работа являлась основным источником дохода.

В литературном наследии Берлиоза особое место занимают его мемуары. Здесь в блестящем литературном стиле изложена его автобиография, показана широкая панорама жизни творческой элиты.

Знаменитые произведения

Самыми плодотворными для творчества Берлиоза были 30-40-е годы. В это время были созданы такие известные музыкальные творения:

  • Фантастическая симфония
  • Симфония «Гарольд в Италии»
  • Симфония «Ромео и Джульетта»
  • «Траурно-триумфальная симфония»
  • опера «Осуждение Фауста»
  • опера "Бенвенуто Челлини"
  • Троянцы

Всего Гербертом Берлиозом в различных жанрах были созданы около сорока музыкальных произведений.

Личная жизнь

Заявив о себе как о талантливом музыканте и критике, Г. Берлиоз познакомился в Париже с известными писателями и музыкальными деятелями. Он проводил много времени в дискуссиях с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Николо Паганини. У него были теплые отношения с О. Бальзаком. Его связывали дружеские отношения с Ференцем Листом, который активно пропагандировал музыку друга.

Берлиоз был дважды женат. В 1833 году он женился на ирландской певице Г. Смитсон. У них через год родился сын Луис. Через десять лет брак распался. Когда Г. Смитсон умерла, Берлиоз стал мужем певицы Марии Ресио, неожиданно умершей в 1953 г. В 33 летнем возрасте ушел из жизни его сын. Оставшись одиноким, Берлиоз больным умер в марте 1869 г.

  • Берлиоз был популярным журналистом, публикуя в прессе острые полемические материалы
  • Берлиоза считаю первым в истории дирижером, выступавшим на гастролях, где он исполнял собственные произведения. Великий Паганини после одного их концертов целовал руки Берлиоза, называя его преемником Бетховена
  • После разорения в 1846 году Берлиоз по совету О. Бальзака отправился в Россию на гастроли. Его выступление как дирижера прошли с триумфом, и финансовое положение музыканта поправилось
  • Ежегодно в августе в родном городе композитора проходит фестиваль классической музыки, где исполняются преимущественно произведения этого великого французского композитора.

Дата рождения:11 декабря 1803 года.
Дата смерти: 8 марта 1869 года.
Место рождения: вблизи Гренобля, Франция.

Гектор Берлиоз - композитор. Гектор Берлиоз (Louis-Hector Berlioz), являлся одним из французских композиторов. Так же занимался дирижерской деятельностью и критикой.

Гектор появился на свет в маленьком провинциальном французском городке в декабре 1803 года. Его отец, Луи Жозеф, имел врачебную практику в городке. Мать по обычаям того времени занималась домом и была ревностной католичкой. В семье было шестеро детей, но трое из них умерли в младенчестве. Мальчик рос в атмосфере народных песен и мелодий, что, конечно, наложило отпечаток на его будущую профессию.

Заниматься музыкой Гектор начал довольно поздно, в 12 лет и никаких особенных способностей не демонстрировал. Никто из родных не верил в музыкальное будущее Гектора. Самостоятельно освоил игру на флейте, гитаре. Теоретические основы музыки изучил самостоятельно и тогда же, в юном возрасте, начал сочинять первые произведения. Это были небольшие формы, такие как романсы.

Родители настаивали на том, что бы Гектор пошел по стопам отца и продолжил династию врачей. Молодой человек даже поступил в медицинский университет после окончания школы. Но после посещения анатомички, решил, что не медицина, а музыка является его призванием. В 1824 медицина окончательно была заброшена и началась новая, музыкальная, глава жизни молодого человека.

Посещение парижской оперы, знакомство с произведениями Глюка, Бетховена, встреча с Л. Керубини – потенциальным директором консерватории постепенно формировали талант Берлиоза.

В 1826 Гектор сам стал студентом консерватории и продолжил самообразование, посещая оперу и изучая партитуры известных музыкантов. Всю его жизнь он продолжал изучать работы других знаменитых музыкантов. Продолжал сочинять небольшие музыкальные формы. Параллельно начал писать критические статьи, которые позволили ему свести знакомство со знаковыми литераторами и музыкантами того времени – Ж. Санд, В. Гюго, Н. Паганини.

После окончания консерватории Берлиоз получил долгожданную премию за свое произведение «Сарданапал». Дело в том, что он давно мечтал о Римской премии, но никак не мог её получить. Возможно, это было связано с тем, что композитор сочувствовал революционному движению. В итоге, получив премию, он посетил Италию. Конечно, произведения итальянских композиторов, а так же знакомство творчеством Глинки и Байрона впечатлили Берлиоза. Это привело к тому, что композитор вернулся в Париж уже с написанной увертюрой и набросками симфоническою увертюры.

В Париже начинаются романтические отношения молодого композитора с Г. Смитссон. В 1833 г состоялась их свадьба. Брак продлился недолго, всего 7 лет, и окончился разводом.

Творческая же энергия Гектора била ключом. Начался самый плодотворный период его творчества. Он начал создавать крупные формы – оперы, симфонии и концерты. Выступал в качестве дирижера Парижской консерватории.

В 1833 г. именитый Паганини предложил сотрудничество Берлиозу. Так родилась симфония «Гарольд в Италии».

Сочинение музыки не приносило Гектору Берлиозу значительного дохода. Чтобы зарабатывать, он писал критические статьи для крупных журналов и газет. Часто композитор гастролировал в качестве дирижера. С успехом выступал в России. Ему удалось собрать на свой концерт весь цвет избалованной петербургской публики.

Несмотря на достаточную популярность и известность, умер Г. Берлиоз, так и не став богатым. Скончался он в марте 1869 года.

Достижения Гектора Берлиоза:

Написал 4 симфонии и 9 увертюр и 6 опер.
Оставил после себя пять крупных литературных произведений.
Внес много новаторских новшеств в методы дирижирования.

Даты из биографии Гектора Берлиоза:

1803 г, 11 декабря появился на свет.
1815 г. начал сочинять первые произведения.
1826 г. поступил в консерваторию Парижа
1830 г. под впечатлением революционных идей делает обработку «Марсельезы».
1839 г. возвратился из Италии в Париж
1842 г начал поездки по городам Европы с концертной деятельностью. Посетил Россию.
1862 г. вторая поездка в Россию.
8 марта 1869 г. скончался

Основные даты жизни и творчества Гектора Берлиоза

1817 – Эмбер учит Гектора игре на флейте.

1818 – Уроки игры на гитаре у Дорана.

1820 – Романс Гектора на текст из «Эстеллы и Неморена» Флориана.

1821 – Гектор получает звание бакалавра, едет в Париж и поступает в Медицинскую школу.

1823 – Начало занятий с Лесюэром.

1824 – Сочинение «Торжественной мессы».

1825 – Исполнение мессы в церкви Сен-Рош.

1826 – Неудачная попытка принять участие в конкурсе на Римскую премию.

1827 – Поступление в Консерваторию. Занятия с Лесюэром и Рейха. Спектакли в Париже английской драматической труппы Кембла. Знакомство с Шекспиром. Любовь к Гэрриет Смитсон. Безуспешное участие в конкурсе на Римскую премию.

1828 – Появление «Фауста» Гете в переводе Жерара де Нарваля. Первый концерт из произведений Берлиоза в Консерватории. Гектор вновь участвует в конкурсе на Римскую премию и получает вторую премию.

1829 – Окончание «Восьми сцен из «Фауста». Неудача в конкурсе на Римскую премию.

1830 – Премьера «Эрнани» В. Гюго. «Фантастическая симфония». Кантата «Сарданапал», за которую Гектор получает Большую Римскую премию. Обработка «Марсельезы». Знакомство и начало дружбы с Листом.

1831-1832 – Жизнь в Италии.

1833 – Женитьба на Г. Смитсон. Первое дирижерское выступление.

1834 – Окончание и первое исполнение симфонии «Гарольд в Италии».

1835 – Начало постоянной работы Берлиоза в «Журналь де деба» в качестве музыкального критика.

1837 – «Реквием» – сочинение и первое исполнение в церкви Дома инвалидов.

1838 – Премьера оперы «Бенвенуто Челлиню.

1839 – Сочинение и первое исполнение драматической симфонии «Ромео и Джульетта».

1840 – Сочинение и первое исполнение «Траурно-триумфальной симфонии».

1841 – Знакомство с Марией Ресио.

1843 – Выступления в Германии. Окончание «Трактата по инструментовке».

1844 – Грандиозный фестиваль на Всемирной выставке в Париже. Сочинение увертюры «Римский карнавал».

1845 – Фестиваль Берлиоза в Олимпийском цирке. Начало работы над «Осуждением Фауста». Поездка в Австрию.

1846 – Поездка в Прагу, Пешт, Германию. Первое исполнение в Пеште «Венгерского марша». Окончание и первое исполнение в Париже драматической легенды «Осуждение Фауста».

1847 – Путешествие в Россию, концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Выступление в Берлине. Сочинение «Похоронного марша» для последней сцены «Гамлета» по Шекспиру. Приглашение в театр Друри-Лейн в Лондон. Поездка с сыном в Кот-Сент-Андре.

1848 – Начало работы над «Мемуарами». Смерть отца.

1852 – Шесть концертов «Нью Филармонию) в Лондоне. Берлиоз пишет «Вечера в оркестре». «Неделя Берлиоза» в Веймаре.

1853 – Поездка в Германию.

1854 – Смерть Гэрриет. Женитьба на Марии Ресио. Завершение и первое исполнение в Париже «Детства Христа».

1856 – Избрание в члены Института.

1858 – Окончание «Троянцев». Завершение «Мемуаров».

1862 – Окончание и первое исполнение комической оперы «Беатриче и Бенедикт».

1863 – Первое исполнение «Троянцев в Карфагене».

1864 – Уход из «Журналь де деба».

1867 – Смерть сына. Поездка в Россию.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Наталья Гундарева автора Старосельская Наталья Давидовна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. Г. ГУНДАРЕВОЙ 1948, 28 августа – родилась в Москве.1962 – поступила в Театр юного москвича (ТЮМ) во Дворце пионеров на Ленинских горах. Первая роль – мать героини в спектакле «Дикая собака Динго» И. Фраермана.1967 – поступила в Щукинское

Из книги Осип Мандельштам: Жизнь поэта автора Лекманов Олег Андершанович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1891, январь 3 (15) – родился в Варшаве в семье Эмиля Вениаминовича Мандельштама и Флоры Осиповны, урожденной Вербловской. «Я рожден в ночь с второго на третье / Января – в девяносто одном / Ненадежном году».1892 – семья

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Григорий Сковорода автора Лощиц Юрий Михайлович

Основные даты жизни и творчества Г. С. Сковороды 1722, 3 декабря - Рождение Григория Саввича Сковороды в селе Чернухи Лубянской округи Киевского наместничества.1738, сентябрь - Григорий Сковорода поступает на учение в Киево-Могилянскую академию.1742 - В Малороссию для набора

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

Основные даты жизни и творчества С. Я. Лемешева 10 июля 1902 г. – родился в деревне Князево Тверской губернии.1911–1914 гг. – учеба в Старокнязевской церковно-приходской школе.1914–1917 гг. – Петроград, обучение сапожному ремеслу.1917–1919 гг. – возвращение домой, работа в артели

Из книги Бродский: Русский поэт автора Бондаренко Владимир Григорьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БРОДСКОГО 1940, 24 мая - родился в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне. Отец Александр Иванович Бродский (1903–1984) был военным фотокорреспондентом, морским офицером, в 1950 году демобилизован, после этого работал

Биография Берлиоза Гектора кратко расскажет Вам много полезной информации о французском композиторе-романтике, дирижере и музыкальном критике.

Гектор Берлиоз краткая биография

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в городке Ла-Кот-Сент-Андре в семье врача. Отец занимался с мальчиком латынью, географией, музыкой, историей. Он отдал сына обучаться игре на гитаре и флейте. Уже в 12 лет Берлиоз для местного ансамбля сочинял музыку.

По настоянию отца он поступает в Медицинскую парижскую школу в 1821 году. Проучившись 3 года, Гектор бросает учебу. В 1826–1830 годах обучается у Жана Франсуа Лесюэра в Парижской консерватории. В 1830 году получает почетную консерваторскую награду — Римскую премию, которая позволила ему 2 года пребывать в Италии. Во время обучения в консерватории он создает свое самое лучшее и оригинальное произведение – «Фантастическую симфонию».

Из Италии композитор привез симфоническое произведение «Le retour a la vie» и увертюру «Король Лир». Гектор Берлиоз музыкальные произведения которого с каждым днем завоевывали все большей популярности, был очень продуктивным композитором. В 1834 году он написал симфонию «Гарольд в Италии», напоминающую о его пребыванию в стране и увлечением творчеством Байрона.

В Париже в 1838 году состоялась премьера его оперы под названием «Бенвенуто Челлини». Публика приняла ее не очень тепло и оперу после четвертого представления исключили из репертуара. В 1839 году композитор завершает свое третье обширное и контрастное произведение для хора, солистов и оркестра – симфонию «Ромео и Джульетта» трагедии У. Шекспира.

Гектор Берлиоз произведения часто посвящал героям Июльской революции 1830 года, в которой он и сам принимал непосредственное участие («Четвертая симфония», «Реквием»). Они исполняются под открытым небом на площадях исполнительскими гигантскими составами.

Кроме композиторской деятельности, Берлиоз был известный, как и выдающийся дирижер. В 1843 году он гастролировал в России, Англии, Австрии, Чехии, Германии, Венгрии. Везде его встречали тепло и с успехом, особенно в Москве, Петербурге (1847 год). Гектор Берлиоз был первым в истории гастролирующим дирижером жанра исполнительского искусства, который исполнял не только свои произведения, но и творения других авторов. Концертная деятельность помогла ему совершить художественные открытия. Гектор Берлиоз придумал новые сочетания тембров и необычные тембры, ввел в музыку новые штрихи у струнных инструментов. Свои идеи он обобщил в «Трактате о современной инструментовке и оркестровке». Его перу принадлежит также «Дирижер оркестра» — очерк об искусстве.

В Париже в 1846 году состоялась премьера его драматизированной оратории под названием «Осуждение Фауста» (по Иоганну Гете). Она была прохладно встречена публикой и после этого композитор симфоний больше не сочинял. После этого была кантата «Детство Христа» в 1854 году и опера «Троянцы». В 1856 году его приняли в члены Института Франции. Последним сочинением Берлиоза была опера «Беатриче и Бенедикт» в 1862 году. В период 1867–1868 годов композитор вновь посещает Россию, где публика всегда его тепло принимала.

Гектор Берлиоз творчество – «Гарольд в Италии», «Траурно-триумфальная симфония», «Ромео и Джульетта», «Тайные судьи», «Король Лир», «Фантастическая симфония», «Мечта и Каприс», «Роб-Рой», «Римский карнавал», «Бенвенуто Челлини», «Беатриче и Бенедикт», «Троянцы», «Лелио, или Возвращение к жизни», ««Клеопатра после битвы при Акциуме»», ««Последняя ночь Сарданапала»».

Гектор Берлиоз интересные факты

  • Дважды женат. Первой женой композитора была ирландская актриса Гарриэт Симпсон. Поженились они в 1833 году, а вначале 40-вых уже последовал развод. Причиной развода стала неизлечимая нервная болезнь супруги. После смерти Гарриэт Берлиоз сочетался узами брака с певицей Марией Ресио. Она также скоропостижно скончалась в 1854 году. От первого брака у композитора был сын, который скончался в 1867 году.
  • Он был первым композитором национальной французской школы.
  • Его произведения стали популярными среди соотечественников в период Франко-прусской войны (1870 год).
  • Сын Берлиоза — Луи Берлиоз, служил капитаном на торговом судне. Когда он пребывал на Кубе, то подхватил желтую лихорадку, вследствие которой и умер 5 июня 1867 года. Гектор Берлиоз узнал о смерти сына только через месяц.
  • Композитор любил посещать Россию с гастролями. Однажды в 1867 году он отклонил выгодное предложение от компании Steinway с предложением выступить за 100 000 долларов в Нью-Йорке ради гастролей в России.

 

 

Это интересно: