→ Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника. Роль воспитателя на музыкальном занятии Виды музыкальной деятельности

Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника. Роль воспитателя на музыкальном занятии Виды музыкальной деятельности

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия:если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз.руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз.руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -

Упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

Или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.


Педагогу-воспитателю необходимо: 1. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие. 2. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. 3. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.


4. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений. 5. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии. 6. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.


7. Разучивать движения с отстающими детьми. 8. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. 9. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.


10. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.). 11. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально- дидактические игры.


12. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. 13. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.


14. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений. 15. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. 16. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.


17. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. 18. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.


19. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. 20. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам. 21. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.


Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.


Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.


1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. 2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.


3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. 4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.


5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.




10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом). 11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).




Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника.

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)

Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.

Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.

Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания.

Воспитатель обязан:

1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;

2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.

4).знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь ре- пертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

В 1-ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Во 2-ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.

При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними;

б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии).

Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией.

При совершенствовании разучивания песни на 2-ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5-ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление.

При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3-ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого.

В процессе музыкально-ритмических движений воспитатель:

а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.

То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет). В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В 3-ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Музыкальный руководитель обязан: Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
Разделы музыкального занятия:
1. Музыкально - ритмические движения: ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, хороводный шаг и прочее).
2. Развитие чувства ритма: чтение ритмических цепочек, прохлопывание, проигрывание на музыкальных инструментах. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Игра в оркестре.
3. Слушание музыки: прослушивание музыкальных произведений, беседы по содержанию, определение характера музыки, знакомство с композиторами.
4. Пение и песенное творчество: распевки, дыхательные упражнения, пение (подпевание у малышей), придумывание своих песенок.
5. Танец: разучивание различных танцев, хороводов, танцевальное творчество.
6. Игра: игры с пением, без пения, музыкально - дидактические.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Но, так как воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, он не может оставаться в стороне и от музыкально - педагогического процесса.
Если воспитатель любит музыку, любит петь, то и дети его группы с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя на занятии зависит от трех факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая - при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей!

На занятие приходить вовремя, чтобы построить и настроить детей на музыкальную деятельность.

Дети должны быть одеты в удобную одежду и обувь (чешки).

Воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении он садится на стул перед детьми, чтобы показывать, при необходимости, движение мелодии, высоту звуков, прохлопывать ритм и прочее.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) - участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах - по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре). Тем более, когда музыкальный руководитель находится за инструментом и не может в этот момент показывать движения.

Следит за правильным выполнением движений детьми.

Разучивает вместе с детьми песни, танцы, игры.

Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Следит за дисциплиной на занятии.

Перед занятием (в группе) необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон (другие источники музыки), так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
В свободной деятельности закреплять материал с детьми, полученный на занятии. Повторять слова песен (причем не заучивать, как стихи, а петь их), закреплять движения танцев. Включать знакомые игры, песни, пляски в самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке.

Чем активнее воспитатель закрепляет музыкальный материал с детьми, тем больше нового они могут узнать на музыкальных занятиях, чтобы занятие не превращалось в бесконечное повторение одного и того же.

Роль воспитателя на праздниках и развлечениях

Воспитатель - активный организатор и участник праздника!

Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

  • На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. Одежду приносят заранее. Воспитатель проверяет пуговицы, резинки, обувь, чтобы ничего не оторвалось в зале.
  • Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты.
  • Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  • На празднике задействовать по возможности всех детей: постараться, чтобы каждый исполнил или роль, или стихотворение, был задействован в танцах, играх, оркестре.
  • Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  • Перед началом праздника проверить еще раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей.
  • На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  • Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  • Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  • По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников,
    когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
  • Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Самой ответственной на празднике является роль ведущего.

Ведущий - это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.

Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, загадки, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.

Так как на празднике собирается большая аудитория (родители, гости, сотрудники), ведущий должен тщательно подготовиться: внимательно прочесть сценарий, выучить ход действия праздника, стихи, приготовить подсказку (эстетично оформленную). Тогда мероприятие пройдет без лишних пауз, на одном дыхании.

В младшей группе ведущий постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием, фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях.

В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста во многом самостоятельны, у них уже есть опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Ведущий на празднике должен держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо, выразительно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Если возникают непредвиденные обстоятельства (пропустили музыкальный номер, не вовремя вышел персонаж) нужно быть готовым обыграть ситуацию, пошутить, загадать загадку, ведь зрители не знают сценария.

В конце утренника еще раз поздравить с праздником и организованно вывести детей из зала.

Воспитатель, не занятый ни в каких ролях, также находится с детьми на празднике. Он должен знать весь праздничный репертуар и участвовать детских выступлениях, помогать в подготовке к сценкам.

Взрослые - персонажи участвуют в играх, танцах, хороводах. Заранее берут костюмы, чтобы почистить, подшить, добавить детали.

Воспитатели напоминают родителям о сменной обуви на празднике.

После утренников на педсовете целесообразно провести обсуждение положительных моментов праздника и допущенных ошибок.

Таким образом, музыкальный руководитель и воспитатели должны вместе приобщать детей к музыке, выполняя каждый свои роли, как на занятиях, так и на праздниках.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Консультация для воспитателей

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.

Итак:

  1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

  1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
  3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  7. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  8. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
  9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
  10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).
  11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Список используемой литературы:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »
  3. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
  4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
  6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

 

 

Это интересно: