→ Татьяна Черняева: о дошкольном воспитании я знаю все. Татьяна кирилловна из «абвгдейки»: дорога в рай мне уже обеспечена Ведущая абвгдейки татьяна кирилловна черняева

Татьяна Черняева: о дошкольном воспитании я знаю все. Татьяна кирилловна из «абвгдейки»: дорога в рай мне уже обеспечена Ведущая абвгдейки татьяна кирилловна черняева

В середине 1970-х годов на советском телевидении появилась программа «АБВГДейка» — передача для дошкольников, в которой маленьких зрителей в игровой манере обучали основам счёта, чтения и различным житейским премудростям.

Неизменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Черняева , известная всей советской детворе как Татьяна Кирилловна. Состав её учеников-клоунов несколько раз менялся, но самым популярным стал тот, в который входили Клёпа, Лёвушкин, Юра и Ириска.

Весёлую и задорную клоунессу Ириску обожали и дети, и взрослые. Девочки слали письма на телевидение, в которых обещали, что, когда вырастут, тоже будут работать в цирке, как Ириска.

В 1985 году Ириска исчезла из передачи. Детям объяснили, что она «выросла, выучилась», и заменили её другим персонажем.

А через год в одной из центральных советских газет появился большой материал о трагедии на арене Гомельского цирка — артистка Ирина Асмус, выступавшая под псевдонимом «Ириска», погибла во время представления.

Цирк вместо балета

Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде, в самый канун войны. Несмотря на тяжесть военных и послевоенных лет, у маленькой Иры была большая и красивая мечта — стать актрисой. Правда, она не могла решить, что ей нравится больше — театр, эстрада или цирк.

В итоге Ирина выбрала… балет. Она решила поступать в хореографическое училище Большого театра. В приёмной комиссии оценили старание и талант девушки и объявили, что готовы принять её. «Но учтите, что с вашим маленьким ростом примой вам не стать», — предупредили Ирину.

Добровольно соглашаться на место в кордебалете, балетной массовке, гордая ленинградка не захотела. Она забрала документы и направилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.

Там на вступительных экзаменах она исполнила страстный неаполитанский танец, спела песню «Бесаме мучо» и была принята без всяких оговорок.

Во время обучения Ирина снялась в картине «Новые похождения Кота в сапогах», которая в своё время была очень популярной. Ей достались сразу две роли — девочки Клавы и Чёрной пешки.

Ирина Асмус в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 год Фото: Кадр из фильма

После травмы на манеже эквилибристка стала Джульеттой

После окончания училища Ирина стала работать в цирке как эквилибрист на першах в номере Леонида Костюка , который впоследствии много лет руководил Большим Московским цирком.

Перши — это длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнёр, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки.

Эквилибр на першах — жанр весьма эффектный, но сложный и опасный. Во время одной из репетиций молодая артистка упала, получив серьёзную травму. Врачи запретили ей работу на высоте.

Тогда Ирина Асмус решила сменить амплуа, став драматической актрисой. Она поступила в студию при Ленинградском театре юного зрителя.

Там, однако, с ней поступили довольно неоригинально — с учётом маленького роста и опыта работы в цирке Ирину использовали как травести, то есть артистку, игравшую мужчин или детей. Асмус это очень быстро надоело, и она перешла в Театр имени Комиссаржевской.

Очень скоро театральные критики заговорили о появлении новой интересной актрисы. Ирина сыграла роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем» и Раймонды в «Романтике для взрослых».

Свеча на ветру

Казалось бы, она нашла свою тропинку в искусстве. Но Ирину Асмус тянуло в цирк, где она в дни школьных каникул играла роль то Незнайки, то старухи Шапокляк.

Как-то раз в цирке на неё наткнулся известный драматург Александр Володин, хорошо знавший её по театру. «Ириска, а ты что здесь делаешь?» — воскликнул он. Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя.

Его Асмус и взяла себе, когда окончательно вернулась в цирк в амплуа соло-клоунессы.

Это был настоящий вызов — в цирке не так уж много успешных клоунов, выступающих не в группе или дуэте, а в одиночку, а уж соло-клоунесс практически нет вовсе.

Кадр youtube.com

Ириска смогла стать исключением из правил. Её номера были яркими и запоминались зрителям. В одном из них она изображала дрессировщицу змей, которая всё время отвлекается на телефонные разговоры. Змей шипел и возмущался, а публика заходилась в хохоте.

Самый известный номер Ириски назывался «Да будет свет!». Он не был уморительно смешным, но пробирал зрителей насквозь.

Расшалившаяся Ириска бегала по манежу, дула на прожекторы, и зал внезапно погружался в темноту. Был слышен вой вьюги, а в свете единственной свечи виднелась съёжившаяся, маленькая фигурка клоунессы. Огонёк свечи начинал гаснуть, и казалось, спустя секунду случится что-то страшное. Ириска начинала согревать огонёк своим дыханием, и постепенно он оживал, а затем оживали огни цирка. Клоунесса уходила за кулисы, бережно неся свечу в руках.

Школьники приносили Ириске дневники на проверку

Когда в 1978 году Ириску пригласили в «АБВГДейку», она была уже опытной и известной цирковой актрисой. Тем не менее именно работа на телевидении принесла ей оглушительную известность по всему Советскому Союзу.

Вместе с клоуном Клёпой, артистом Виталием Довганем, Ириска стала настоящим мотором программы. Партнёр Ирины Асмус по «АБВГДейке» Валерий Лёвушкин вспоминал: «Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру».

Популярность её не знала границ. Когда она отправлялась с цирком на гастроли, то детвора, узнав, в какой гостинице она живёт, собиралась под окнами её номера, крича: «Ириска! Ириска!»

Как-то Ирина шутки ради вышла на балкон и велела маленьким поклонникам после школы прийти и показать ей дневники с отметками. Спустя несколько часов на том же месте стояли довольные отличники и хорошисты, гордо держа перед собой дневники. Троечники и двоечники, сгорая от стыда, не решились предстать перед строгой Ириской.

Когда Ириску убрали из «АБВГДейки», это удивило не только детей, но и взрослых. За давностью лет трудно сказать, что и кому не понравилось. В цирке у Ирины Асмус тоже не всё было гладко — по какой-то причине её не включили в число артистов, отправлявшихся в заграничное турне.

Возможно, виной была зависть. Невероятная популярность Ириски многих раздражала, тем более что она по характеру предпочитала не сглаживать острые углы, не любила всевозможные компромиссы.

Кадр youtube.com

Артистку убила расклёпанная гайка

В конце апреля 1986-го ей должно было исполниться 45 лет. Возможно, впереди её ждал новый поворот в карьере. Драматический талант позволял вновь сменить амплуа, вернуться в театр, ещё раз попробовать себя в кино или на телевидении.

15 марта 1986 года, в субботу, на дневном представлении был аншлаг. Родители с детьми шли посмотреть на любимую Ириску.

В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.

Ириска упала на манеж с большой высоты. Её тут же унесли за кулисы, куда срочно вызвали медиков. Но помощь врачей была уже не нужна: Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.

Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать.

Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.

В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной.

Черняева Татьяна Кирилловна (р. 12 января 1943 года, г. Ессентуки) - журналист, телеведущая, художественный руководитель программы «АБВГДейка». Член Академии российского телевидения с 2007 года. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России».

Биография

Окончив среднюю школу с золотой медалью, в 1968 году поступила на филологический факультет Северо-Осетинского педагогического института в городе Орджоникидзе. После окончания 3 курса перевелась в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова на факультет журналистики, который и окончила в 1970 году, получив специальность «литературный работник радио и телевидения».

В том же году приступила к работе на Центральном телевидении в должности помощника режиссёра.

Быстро сделав карьеру, в 1975 году стала телеведущей новой детской программы «АБВГДейка». Впоследствии совмещала эту работу с должностью руководителя редакции детских программ. Считает свою передачу едва ли не единственной неполитизированной программой советского телевидения. Для большинства телезрителей она - просто Татьяна Кирилловна из «АБВГДейки».

С 1997 по 1999 год - ведущая детской развлекательной телеигры «Меморина» на телеканале РТР.

С 2000 года - руководитель творческой мастерской программ для детей и юношества телеканала «ТВ Центр», продюсер «АБВГДейки» и правообладатель одноимённого бренда.

Татьяна Черняева - член Академии российского телевидения и член жюри российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» с 2007 года, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, «Отличник телевидения», «Отличник просвещения», лауреат премии профессионального признания «Лучшие перья России», художественный руководитель программы «АБВГДейка», которая названа «национальным достоянием» общественной организацией «Меценаты столетия».

Т. К. Черняева является членом Координационного совета Профсоюза работников телевидения России.

Всю свою творческую жизнь на телевидении Татьяна Кирилловна занимается проблемами детства и вопросами педагогики. Она является активным сторонником увеличения доли детских программ в сетках вещания российских телеканалов и увеличения государственного и частного финансирования российских детских телепроектов.

Личная жизнь

  • Муж - Игорь Петрович, инженер.
    • Сын - Александр, продюсер и режиссёр.
      • Внук - Игорь (род. 1989), студент ВГИКа.
      • Внучка - Варвара.

Татьяна любит путешествовать, готовить, встречаться со зрителями, водить машину; дружит с одноклассниками, однокурсниками, взрослыми и детьми, со спортсменами и инвалидами, а также «братьями меньшими». Является верующей христианкой.

Уже 33 года Татьяна Кирилловна - первая и любимая учительница всех русскоговорящих телезрителей, ведущая программы «АБВГДейка» на канале «ТВ Центр».

Татьяна Кирилловна, «АБВГДейке» уже 33 года. А когда-то вас вызвали и сказали: «Танечка, есть такая идея». Кто-нибудь или что-нибудь намекнуло вам на то, что этот проект будет для вас главным, что он проживет столько лет?

Нет, знаков не было. А когда 4 января 1975 года вышла в эфир первая передача, мы страшно волновались, заметят ли нас. Через неделю мы получили два письма, на следующий день еще 20 писем, а потом письма стали приносить мешками. Отклик на первую передачу - 48000 писем. Я уверена, что передача когда-нибудь отметит 100-летие. И думаю, это произойдет независимо ни от чего и ни от кого. «АБВГДейка» нужна всем - и детям, и родителям. «АБВГДейка» учит детей алфавиту и рассказывает, что такое хорошо, что такое плохо, знакомя с окружающим миром и человеческими взаимоотношениями. Мы готовим детей к школе.

- Наверное, это очевидная задача для программ, которые адресованы дошкольникам?

Может, это делали бы во всех детских передачах, только этих передач практически нет.

- Как это?

Только что просматривала детские программы, присланные на ТЭФИ, - их, детских, для возраста от 0 до 10 лет всего лишь дюжина. Да и из этих 12 надо бы исключить пять лицензионных телеигр. А оставшиеся семь тоже далеко не лучшего качества. Так что выбирать особо и не приходится. И это на всю нашу большую страну.

- Когда нет конкурентов, это еще и скучно.

Я убеждена, чем больше детских программ, тем лучше детям, тем лучше будет и нам, взрослым. А конкуренции я бы только порадовалась. Я не боюсь соревнования. Это, во-первых. А во-вторых, трудно соревноваться с нашими героями и песенкой Шаинского, которую знает вся страна. Мы уже бренд.

- А на западном телевидении есть аналоги «АБВГДейки»?

- «Улица Сезам» - это единственная передача, которая может сравниться с «АБВГДейкой». Но у «АБВГДейки» есть одно преимущество - русская ментальность. «Сезам» - это их мыльная опера, а «АБВГДейка» - наша. Со всеми нашими «национальными особенностями».

- Насколько я знаю, формат вашей передачи за тридцать лет не изменился.

И не надо его менять. Когда меня спрашивают о том, что новенького в «АБВГДейке», я отвечаю - технологии, аппаратура новая, виртуальная студия. А герои те же. И Клепа вечный. Это была гениальная идея Эдуарда Успенского сделать героями клоунов. Они могут выглядеть глупыми, ошибаться, над ними можно смеяться. Клоуну все можно. Меня часто спрашивают, не думали ли мы сделать героями детей. Нет, детям на детей смотреть неинтересно. И еще одна очень важная вещь. Герои «АБВГДейки» говорят на русском языке, на нормальном русском языке. Мы не шепелявим, не сюсюкаем, не переходим на сленг, не прикалываемся, не заигрываем. Наши дети слышат качественную русскую речь. Мы даем основы грамоты и счета, то, что предусмотрено методикой дошкольного воспитания. Мы разбираем, что больше, что меньше, что дальше, что ближе; цифры, буквы, задачки по счету и по русскому языку. Но каждый раз этот урок мы облекаем в интересную форму, историю.

На самом деле в «АБВГДейке» можно рассказывать обо всем - и о частях света, и о правилах дорожного движения, и о геометрии, и о чем хотите. Мы, собственно, это и делаем. К каждой передаче пишется маленькая пьеса. Есть завязка, интрига, кульминация, финал, и есть мораль. У нас трое клоунов - два мальчика и девочка. И мы каждый раз рассказываем и о какой-то истории в отношении мальчиков и девочек. Двое дружат против одного, или кто-то обманул, слукавил. И всегда наглядно видно, как и кто из героев «проваливается» и в итоге раскаивается. То есть мы еще и даем представление о человеческих ценностях, нравственных принципах. Мы даем примеры ситуаций, конфликтов и выходов из них. Мы намеренно облекаем наши учебные истории в конфликтные ситуации еще и потому, что за ошибающимися, характерными героями наблюдать интереснее. Почему дети больше всего любят Хрюшу в «Спокойной ночи, малыши» - да потому что у него есть характер. У нас такой ярко выраженный герой - Клепа, который утверждает, что он самый скромный, самый красивый. Он баламут и придумщик. Наша девочка Шпилька - отличница и вся правильная, но тоже с темпераментом. И Рома Ромашкин - такой вот доверчивый плюха. И у них есть свои взаимоотношения, которые от передачи к передаче развиваются.

- Татьяна Кирилловна, вы абсолютно себе доверяете, своему вкусу, чутью?

В свое время я прошла такую жесткую проверку, которая мало кому и приснится. В 1975 - 1978 годах на худсоветах Гостелерадио. Нас курировало Минобразования, Управление дошкольного воспитания. Так что сейчас я уже могу защищать докторскую диссертацию по дошкольному воспитанию. И этими знаниями я уже в полной мере владела к концу 1980-х. Так что не все так просто. В том же министерстве мне говорили: «Татьяна Кирилловна, вы можете открывать свою авторскую школу». Я и сейчас интересуюсь новыми методиками, много читаю. Вообще, вы знаете, я отличница по жизни. Золотая медаль в школе, пединститут, Ленинская стипендия, затем журналистика, миллион курсов повышения квалификации. И вот теперь я в том возрасте и статусе, что могу уже сама учить. Теперь остались единицы тех, кто понимает в детском телевидении. И еще по поводу вкуса: если посмотреть на то, что льется сейчас с экранов, то могу сказать, что у меня безупречный вкус.

И есть главная лакмусовая бумажка - дети. Недавно телеканал «ТВ Центр» выпустил «АБВГДейку» на дисках - 60 программ в трех сборниках. Нам, как авторам, подарили эти диски, и я повезла их к себе в деревню. Это 400 км отсюда, у меня там избушка. Летом в деревне собирается целый «детский сад». И оказалось, что это был шикарный подарок и детям, и родителям.

Все лето во всех домах крутилась передача в режиме нон-стоп. Дети по утрам, только открыв глаза, требовали «АБВГДейку». И родителям такое подспорье - каждые полчаса они слышат знакомую песенку и продолжают спокойно заниматься своими делами. В итоге весь берег нестройным детским хором пел песню «Шлет вам свой привет...»

ЧЕРНЯЕВА (в центре) с сегодняшними героями своей программы: учительницей Кристиной Алексеевной, учеником Гошей Пятеркиным, почтальоном Печкиным и клоунами Клёпой и Шпилькой

Глубоко верующая телеведущая по совету духовника не собирается венчаться с мужем

Вот уже больше 40 лет дошколят к телеэкрану приглашает незатейливая песенка: «АБВГДейка, АБВГДейка - это учеба и игра…» Несколько поколений малышей выросло на познавательных программах, которые готовит бессменная ведущая «АБВГДейки» - Татьяна Кирилловна ЧЕРНЯЕВА.

Татьяна Кирилловна, а правда, что вы на ТВ уже больше полувека?

Да, с 1964 года. В юности и не помышляла ни о чем подобном. После школы, которую я в родных Ессентуках окончила с золотой медалью, не знала, кем быть. Хотя мечтала стать актрисой. Но мама, которая, к слову, родила меня в 45 лет, была против. Впрочем, мои актерские амбиции позже оказались востребованы в «АБВГДейке». Там я играю саму себя - Татьяну Кирилловну.

Как попали на экран?

Старший брат агитировал меня поступать в авиационный институт. Мол, после Великой Отечественной не нужно расслабляться, а наоборот - надо ракеты строить. Увидела перед соответствующим вузом самолет на красивом постаменте и стала готовиться туда. Но быстро перегорела и отправилась в Орджоникидзе (ныне - Владикавказ. - Я. Г.), где успешно сдала экзамены в литературный вуз. Три года проучилась, и меня пригласили диктором на местный телеканал. Вскоре загорелась идеей продолжить учебу в Москве. Перевелась в МГУ на факультет журналистики. В столице в те годы оказалось очень легко попасть на Центральное телевидение.

Неужели?

Главное - верить, что у тебя получится. Я красиво причесалась и поехала на Шаболовку. Со своим удостоверением периферийной студии ТВ подошла к проходной и меня без проблем пропустили. Села в уголке и стала ждать в надежде, что обязательно что-то должно произойти. И точно! Вскоре ко мне подошел молодой человек, работавший осветителем в соседней студии: «Девушка, на какую передачу вы пришли?» Отвечаю: «Вообще-то я пришла на работу устраиваться». Спасибо этому парню, он познакомил меня с режиссером, который в свою очередь представил главному редактору молодежной редакции. В результате меня взяли помощником режиссера, дальше я стала редактором, а после окончания МГУ работала сначала спецкором, потом шеф-редактором, а затем руководителем редакции. Словом, прошла все этапы большого пути. Ну а потом в моей жизни, как огромный айсберг, появилась «АБВГДейка».

Как программе удается столько лет держаться на экране?

Мы уже почти 42 года в эфире. Наверное, секрет в том, что наша передача стала первой бесконечной мыльной оперой. Тогда еще был только «Кабачок «13 стульев». Но там работали на польском материале, а мы - чисто советский продукт, наши герои оригинальные, а не чей-то перепев. Клоун Клепа вместе с друзьями под руководством моей героини - учительницы Татьяны Кирилловны (потом меня повысили до директора школы) осваивают мир. Мы всегда были своими в доску для маленьких зрителей. За годы работы получили больше двух миллионов писем. Родоначальником нашей программы стал детский писатель Эдуард Успенский. Он в свое время говорил (и я с ним согласна), что дети на детей по телевизору не очень любят смотреть. А все потому, что себе подобных они встречают на каждом шагу. А вот на клоунов им смотреть интересно: те как будто и не взрослые, но уже и не дети, они могут ошибаться, попадать впросак, а это привлекает внимание. Вначале у нас были артисты-клоуны: Семен Фарада, Александр Филиппенко. Именно для них Успенский писал первые сценарии. Но потом их огромная нагрузка в театре и кино не позволила продолжать у нас сниматься. И мы собрали вторую команду клоунов, среди которых была Ириска (Ирина Асмус), Валера Левушкин и другие.

В этом году минуло 30 лет, как Асмус нет в живых.

Она была моей подругой. Погибла Ира на манеже цирка в Гомеле, исполняя трюк. В этом городе у нее сын Андрей служил в армии. Отправляясь туда, Ирина говорила мне, что хочет пригласить всех его командиров с детьми на спектакль, чтобы Андрюше легче служилось. Она танцевала на абажуре под куполом цирка, а в конце номера затягивала ногу в петлю и вращалась вниз головой. И вот на машинке вращения винт внезапно открутился, и она рухнула с огромной высоты на глазах у полутора тысяч зрителей. Погибла на месте. Ее похоронили в родном Ленинграде. В этот момент я была в командировке и поехать проститься с Ирой не смогла. Спустя время мы были с «АБВГДейкой» на гастролях в Питере и после концерта поехали к ней на кладбище. Взяли все цветы, что нам надарили, и положили на могилу. Может, это и хорошо, что я не видела ее в гробу, а запомнила молодой, красивой, веселой женщиной.

Семейный обед

Когда «АБВГДейка» впервые вышла, как отреагировал ваш маленький сын Саша?

Ему тогда было шесть лет¸ и, конечно, я для него была просто мамой, а не учительницей с экрана, как для миллионов других детей. Сейчас Александру 47 лет, он продюсер, режиссер. В свое время на протяжении 11 лет работал генеральным директором «НТВ-кино». Сейчас у него своя телекомпания: снимают ролики, рекламу.

Ваш супруг тоже из творческих кругов?

Нет, Игорь - радиоэлектронщик. Всю жизнь в НИИ закрытого типа проработал, а сейчас на пенсии. В прошлом году мы справили 50-летний юбилей совместной жизни, золотую свадьбу. А познакомились мы за три года до женитьбы, когда я переводилась в МГУ, а он учился в Политехническом в Москве. Встретились на семейном обеде у общих знакомых. Свадьбу устроили дома, на ресторан денег, конечно, не было. А как романтично он ухаживал! Однажды переплыл на остров и собрал для меня там огромный букет из ромашек и васильков. Обратно потом греб одной рукой.

У вас много внуков?

Трое. Мы сейчас уже прадедушка и прабабушка. Говорят, если ты дожил до этого статуса, дорога в рай тебе обеспечена. Старшему внуку Игорю от первого брака сына 27 лет. Дочке Игорька - Ярославне, нашей правнучке, недавно годик исполнился. Еще у сына есть дочка Варвара, ей 16, и 5-летний сын Даниил от второго брака. Младший внук в США родился, там его записали как Даниэль.

Я знаю, вы очень религиозный человек.

Крестилась и пришла к богу в 45 лет. Причем никакая трагедия меня к Господу не привела. Просто почувствовала, что мне это необходимо. Потом выяснила, что все не случайно: мой прадед был из династии священников. В 90-е годы я сделала на ТВ проект «Суперкнига» о Библии, организовала несколько христианских спектаклей. За время безбожья мы многое потеряли. Все амбиции идут от зависти и гордыни. Мой духовник отец Антоний живет в четырехстах километров от меня, но я всегда могу ему позвонить, посоветоваться. Мы с мужем не венчаны, но батюшка мой говорит: «Расслабьтесь, спустя 50 лет брака это уже не надо. У вас и так все хорошо, живете с Богом».

Вы состоятельный человек?

Никогда не занимала денег, всегда жила по средствам. Сейчас у меня все есть: хорошая пенсия, зарплата. Я с удовольствием вожу машину. Причем за руль только в 53 года села и теперь получаю от этого огромное удовольствие. На досуге занимаюсь реставрацией мебели при помощи техники декупаж. В своем доме уже все перекрасила: комод, скамейки, табуретки, журнальный столик, даже потолок. Дарю свои работы друзьям.

Возьмите тонкий армянский лаваш, разрежьте на листочки размером сантиметров 15 на 15 (из одного листа лаваша таких выйдет штук восемь). Дальше смешайте сахарный песок с корицей. Возьмите замороженную вишню, в каждый лепесток положите шесть ягодок, а сверху чайную ложку смеси сахара с корицей, заверните конвертиком. И потом все это выложите на разогретую сковороду с растительным маслом. Там лаваш станет хрустящим, вишенка подтает, пропитается корицей, и штрудель получится очень вкусный.

 

 

Это интересно: