→ Что такое причастие. Вера православная - евхаристия

Что такое причастие. Вера православная - евхаристия

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Насколько важен этот обряд христианства? Как к нему подготовиться? И как часто можно причащаться? Ответы на эти вопросы и на многие другие вы узнаете из данной статьи.

Что являет собой причащение?

Евхаристия - это причащение, иными словами, важнейший обряд христианства, благодаря которому хлеб и вино освящаются и подаются как Тело и Кровь Господа. Благодаря причащению православный соединяется с Богом. Необходимость данного Таинства в жизни верующего трудно переоценить. Оно занимает самое главное, если не сказать центральное место в Церкви. В этом Таинстве завершается и заключается все: молитвы, церковные песнопения, обряды, поклоны, проповедь Слова Божьего.

Предыстория Таинства

Если обратиться к предыстории, то Таинство причастия было установлено Иисусом на Тайной Вечере перед крестной смертью. Он, собравшись с учениками, благословил хлеб и, преломив его, раздал апостолам со словами, что это Его Тело. После этого взял чашу с вином и подал им, говоря, что это Его Кровь. Спаситель заповедал ученикам всегда совершать таинство причащения в Его воспоминание. И Православная Церковь следует заповеди Господа. На центральном богослужении Литургии ежедневно совершается Таинство Святого Причастия.

Церкви известна история, подтверждающая важность причащения. В одной из пустынь Египта, в древнем городе Диолке проживало множество монахов. Пресвитер Аммон, который выделялся среди всех выдающейся святостью, во время одного из богослужений увидел ангела, который что-то записывал возле жертвенной чаши. Как оказалось, ангел записывал имена монахов, присутствующих на службе, а имена тех, которые отсутствовали за Евхаристией, вычеркивал. Через три дня все те, кого вычеркнул ангел, скончались. Так ли неправдива эта история? Возможно, множество людей умирают раньше времени именно по причине своего нежелания совершать причащение? Ведь даже говорил, что многие люди больны, немощны по причине недостойного причащения.

Необходимость Святого Причастия

Причащение - это необходимый обряд для верующего. Христианин, пренебрегающий Причастием, добровольно отворачивается от Иисуса. И тем самым лишает себя возможности вечной жизни. Регулярно причащающийся же, наоборот, соединяется с Богом, укрепляется в вере, становится причастником вечной жизни. Отсюда можно сделать вывод, что для воцерковленного человека причащение - это, несомненно, важное событие в жизни.

Порой после принятия Святых Христовых Тайн отступают даже серьезные заболевания, возрастает сила воли, укрепляется дух. Верующему становится легче бороться со своими страстями. Но стоит отступить от причастия на долгое время, как в жизни все начинает идти наперекосяк. Возвращаются недомогания, душу начинают терзать, казалось, отступившие страсти, появляется раздражительность. И это далеко не полный список. Отсюда следует, что человек верующий, воцерковленный старается причащаться минимум раз в месяц.

Подготовка к Святому Причастию

К Таинству Святого Причастия следует должным образом подготовиться, а именно:

Молитвой. Перед причащением молиться необходимо больше и усерднее. Не пропускать несколько дней К нему, кстати, добавляется правило ко Святому Причастию. Также существует благочестивая традиция читать покаянный к Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородицу, канон к Ангелу Хранителю. Накануне Причащения посетить вечернее богослужение.

Постом. Он должен быть не только плотским, но и духовным. Нужно примириться со всеми, с кем были в соре, больше молиться, читать Слово Божие, воздержаться от просмотра развлекательных программ и прослушивания светской музыки. Супругам нужно отказаться от телесных ласк. Строгий пост начинается накануне Причащения, с 12 часов ночи нельзя ни есть, ни пить. Однако духовник (священник) может установить дополнительный пост 3-7 дней. Такой пост обычно предписывается новоначальным и тем, кто не соблюдал однодневные и многодневные посты.

Исповедью. Необходимо исповедаться в своих грехах священнослужителю.

Покаяние (исповедь)

Исповедь и Причащение играют важную роль в свершении Таинства. Причащения является признание своей абсолютной греховности. Следует уразуметь свой грех и искренне раскаяться в нем с твердым убеждением никогда больше его не совершать. Верующий должен осознать, что грех несовместим с Христом. Совершая грех, человек как бы говорит Иисусу, что Его смерть была напрасной. Безусловно, это возможно только благодаря вере. Потому как именно вера в Святого Бога освещает темные пятна грехов. Перед покаянием следует примириться с обидчиками и обиженными, прочитать канон покаянный к Господу, молиться усерднее, если необходимо, то взять пост. Грехи для собственного удобства лучше выписать на бумагу, чтобы во время исповеди ничего не забыть. Об особо тяжелых грехах, которые мучают совесть, нужно сказать священнику особо. Также верующему необходимо помнить, что открывая свои грехи священнослужителю, он, в первую очередь, открывает их Богу, так как Бог незримо присутствует на исповеди. Поэтому ни в коем случае нельзя утаивать какие-либо прегрешения. Батюшка же свято хранит тайну исповеди. Вообще, как исповедь, так и причащение - это отдельные таинства. Однако они тесно связаны между собой, поскольку, не получив прощения своих грехов, христианин не может приступать к Святой Чаше.

Бывают случаи, когда тяжелобольной искренне кается в своих грехах, дает обещание регулярно ходить в церковь, лишь бы произошло исцеление. Священнослужитель отпускает грехи, позволяет причаститься. Господь дарует исцеление. Но человек впоследствии так и не выполняет своего обещания. Почему так происходит? Возможно, человеческая слабость душевная не дает переступить через себя, через свою гордость. Ведь лежа на смертном одре можно наобещать чего угодно. Но ни в коем случае нельзя забывать об обещаниях, данных самому Господу.

Причащение. Правила

В Русской Православной Церкви существуют правила, которые следует выполнять перед подходом к Святой Чаше. Во-первых, нужно прийти в храм к началу богослужения, не опаздывая. Перед Чашей делается земной поклон. Если много желающих причаститься, то можно поклониться заранее. Когда врата откроются, то следует осенить себя крестным знамением: руки положить на груди крестом, правую сверху левой. Таким образом причаститься, отходить, не убирая рук. Подходить с правой стороны, а левую оставить свободной. Служители алтаря должны причаститься первыми, потом монахи, после них дети, затем уже все остальные. Нужно соблюдать вежливость друг с другом, пропускать вперед людей пожилых и немощных. Женщинам нельзя приступать к причастию с накрашенными губами. Голова должна быть покрыта платком. Не шапкой, повязкой, а именно платком. Вообще, одеваться в храм Божий следует всегда чинно, не вызывающе и не вульгарно, чтобы не привлекать внимания и не отвлекать других верующих.

Подходя к Чаше, необходимо назвать громко и четко свое имя, принять разжевать и сразу же проглотить Святые Дары. Приложиться к нижнему краю Чаши. Запрещено прикасаться к Чаше. Также нельзя совершать крестное знамение около Чаши. У столика с запивкой, нужно съесть антидор и выпить теплоту. Только затем можно разговаривать и целовать иконы. Нельзя причащаться два раза в день.

Причащение больных

На Первом было определено, чтобы тяжелобольной человек не лишался причащения. Если человек не в состоянии принять причащение в церкви, это легко решается, ведь церковь позволяет причащать больных на дому.
Священнослужитель готов в любое время прийти к больному, кроме времени от Херувимской песни до конца литургии. В любое другое богослужение священник обязан остановить службу ради страждущего и поспешить к нему. В церкви в это время читают псалмы для назидания верующих.

Больных разрешено допускать к принятию Святых Тайн без какой либо подготовки, молитвы, поста. Но исповедаться в грехах им все равно необходимо. Также тяжелобольных разрешено причащать после принятия пищи.

Часто случаются чудеса, когда, казалось бы, неизлечимые люди после причащения вставали на ноги. Священнослужители часто ходят в больнице поддержать тяжелобольных, принять исповедание, причастить их. Но многие отказываются. Одни по причине брезгливости, другие не хотят накликать беду в палату. Однако тем, кто не поддался всяким сомнениям и суевериям, может быть даровано чудодейственное исцеление.

Причащение детей

Когда ребенок встречается с Богом - это очень важное событие как в жизни самого чада, так и его родителей. Причащение с раннего возраста рекомендовано еще и потому, что малыш привыкает к Церкви. Нужно обязательно причащать ребенка. С верой. Регулярно. Это играет важнейшую роль в его духовном развитии, а Святые Дары благотворно влияют на самочувствие и здоровье. И порой даже серьезные заболевания отступают. Так как же следует причащать детей? Дети до семи лет перед Евхаристией особым образом не подготавливаются и не исповедуются, ведь они не могут осознать последование ко Причащению.

Также они причащаются только Кровью (вином), так как младенцы не могут есть твердую пищу. Если ребенок способен есть твердую пищу, то он может причаститься также и Телом (хлебом). Дети, которых окрестили, принимают Святые Дары в тот же день либо в ближайший следующий день.

После принятия Святых Даров

День, когда свершается Таинство Причащения - это, безусловно, знаменательное время для каждого верующего. И провести его нужно особо, как великий праздник души и духа. Во время Таинства причастившийся получает Благодать Божию, которую следует хранить с трепетом и стараться не грешить. Если возможно, то лучше воздержаться от мирских дел и провести день в тишине, покое и молитве. Уделить внимание духовной стороне своей жизни, помолиться, почитать Слово Божие. Эти молитвы после причащения имеют большое значение - они радостны и энергичны. Они также способны помножить благодарность Господу, зарождают в молившемся желание причащаться чаще. Не принято после того как произошло причащение в церкви вставать на колени. Исключения составляют преклонения пред Плащаницей и коленопреклоненные молитвы в день Св. Троицы. Есть необоснованное рассуждение, что, якобы, после Причастия запрещено прикладываться к иконам и целоваться. Однако сами священнослужители после принятия Святых Тайн благословляются у архиерея, целуя руку.

Как часто можно причащаться?

Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.

Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.

В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю - это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.

Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.

Вместо послесловия

Существует немало книг, пособий и просто советов, как принять причащение, правила подготовки души и тела. Эта информация может в чем-то отличаться, в ней могут быть определены различные подходы к частоте причащения и строгости в приготовлении, но такая информация существует. И она многочисленна. Однако вы не найдете литературы, которая научит человека как вести себя после принятия Святых Тайн, как сохранить этот дар и как им воспользоваться. Как житейский, так и духовный опыт говорит о том, что принять гораздо легче, чем удержать. И это действительно правда. Андрей Ткачев, протоиерей православной церкви, говорит, что неумелое пользование Святыми Дарами может превратиться в проклятие для человека, принявшего их. Он ставит в пример историю Израиля. С одной стороны выступает огромное количество свершающихся чудес, прекрасные отношения Бога с народом, Его покровительство. Другой же стороной медали выступают тяжелые наказания и даже казни людей, которые ведут себя недостойно после причащения. Да и апостолами говорилось о болезнях причастников, ведущих себя неподобающим образом. Поэтому соблюдение правил после Святого Причастия является чрезвычайно важным для человека.

В православной Церкви нет более или менее важных таинств. Но одно из них — божественная Евхаристия — может называться центральным, так как является кульминацией каждой литургии. Другое название таинства — причастие. Что такое причастие в Церкви? Это вкушение под видом вина и хлеба крови и тела Господних.

То, что преподносится нам как простые земные продукты, имеет необычные свойства. Очень многие верующие отмечают, что после Евхаристии они ощущают необыкновенную радость и мир в душе. Что такое причастие в Церкви? Это духовная помощь христианину, которая делает его способным бороться с негативными сторонами своей натуры (страстями) и побеждать грех.

Ради причастия

Все, что делается в храме, делается именно для Таинства Евхаристии. Без нее бессмысленны написание икон, строительство церквей, вышивание облачений. Что такое причастие в Церкви? Это акт объединения верующих в одно целое. В разных часовых зонах, в разных государствах все православные христиане причащаются одного и того же Иисуса Христа, что делает их истинными братьями и сестрами.

Осторожно! Опасности жизни без Евхаристии


Если по какой-либо причине в жизни человека прекращается регулярное причащение, но без отпадения от Церкви, на это место приходит что-нибудь другое, всегда нежелательное — «церковная магия» (это когда ищут «молитву на деньги», «молитву от целлюлита» и т.п.), псевдоподвижничество (при этом прельщенный человек чувствует себя святым «делателем подвигов», за этим обычно стоит гордыня), стремление к «наставничеству» без образования, благословения и достаточных знаний. Поэтому нельзя уходить от Евхаристии каждому конкретно взятому человеку. Если он и не попадет в одну их трех описанных ловушек, то может вообще уйти от Церкви на время или навсегда. В грехах можно покаяться, а вот отпадение от Бога — это трагично и опасно.

После очищения


Чтобы стать одним целым с Христом, достаточно после покаяния, поста и молитвенной подготовки принять Его кровь и тело после литургии. Причастие и исповедь в Церкви нередко происходят отдельно. То есть вечером вторая, а утром — первое. Впрочем, в маленьких храмах часто все происходит в одно утро, так как батюшка служит только по воскресеньям. Если верующий не смог присутствовать на богослужении вечером по уважительной причине, ему разрешают исповедоваться прямо перед причастием. Но подходить к чаше без этого нельзя. Конечно, люди вам могут ничего не сказать, но в глазах Бога такое поведение будет выглядеть плохо.

Как это происходит

Как проходит причастие в церкви? После литургии священник и служители выносят народу чашу, в которой находятся Святые Дары (то есть кровь и тело Христовы). Обычно прихожане пропускают вперед маленьких детей, которые до 7 лет могут причащаться без исповеди хоть на каждой литургии. Взрослые верующие особым образом складывают на груди руки и с благоговением глотают небольшую частицу Даров и целуют край чаши. После этого отходят в сторону, где им даются просфоры и подогретая вода.

Что такое причастие в Церкви? Это средство объединения верующих и способ получения сил для духовной борьбы. Христианину нельзя пренебрегать этим.

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Передача из Москвы.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, клирик ставропигиального Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

Мир и Божие благословение, дорогие телезрители.

- Тема нашей передачи "Святое Причащение".

Скажите, пожалуйста, чем является по своей сути Причастие?

Можно говорить о Причастии как процессе и как Таинстве, которое носит название Таинства Евхаристии. Само Причащение - литургический и богословский процесс, за которым верующие люди причащаются Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Наша тема посвящена именно этому Таинству и тому, как оно применимо к жизненному опыту и ситуации в Церкви, когда к нему прибегают люди, страдающие болезнями, немощами. Наша сегодняшняя тема предполагает разговор именно в таком контексте.

- Как следует причащаться больным людям: чаще или, наоборот, реже?

- "Чаще" или "реже" - это понятия условные и, с точки зрения богословия, в корне неверные. Мы являемся православными христианами, а значит, имеем в нашем жизненном и церковном опыте определенные правила и нормы, которые прописаны Правилами святых апостолов, Правилами Соборов, святоотеческими рекомендациями. Причем, святые отцы должны иметь определенный статус церковных учителей. Святых много, но одних мы слушаем, используем их богословское мнение, к другими прислушиваемся, читаем их частное богословское мнение, которое не является обязательным к исполнению для всей церковной полноты.

Такие святые, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - это учителя Церкви, мнение которых очень важно и необходимо для всей полноты Церкви. Их правила и постановления побуждают всех православных христиан: и клириков, и мирян к их исполнению.

Вопрос "чаще" или "реже" причащаться неправилен, потому что мы должны знать, как нам советуют это делать церковные правила, которые передают нам святые отцы.

Святитель Василий Великий свидетельствует о том, в какие дни Евхаристия совершалась в Кесарии Каппадокийской: "Мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, то есть в воскресение, в среду, пятницу и субботу, а также и другие дни, когда бывает память какого-либо святого. Таким образом, в IV веке Литургия в Каппадокии совершалась как минимум четыре раза в неделю.

Во II веке Игнатий Богоносец говорит: "Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога". Собираться для Евхаристии - значит, причащаться, так как во времена Игнатия Богоносца причащались все православные христиане, находившиеся на богослужении. Литургия переводится как "общественное богослужение". Все христиане приходили, пели гимны, вместе молились, вместе отвечали на возгласы священника, просят и благодарят Господа, и, в конце концов, причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

В IV веке Кирилл Иерусалимский, мнение которого для всей полноты Православия очень весомо, увещевал свою паству: "От Причастия сами себя не отлучайте".

Мы должны прибегать к опыту и других отцов. Например, преподобный Нил в IV веке говорит: "Воздерживайся от всего тленного, и каждый день причащайся Божественной вечери, то есть принимай Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим".

Конечно, речь не идет о ежедневном причащении, но мы должны выбирать важное для нашей души. Каждый православный христианин может причащаться каждое воскресение. За неделю подготовиться: помолиться, вспомнить свои грехи, очиститься от них в Таинстве исповеди. Священник выслушает, примет пастырское решение и благословит, чтобы человек подошел к Чаше и приобщился. Конечно, есть такие грехи, которые не могут сочетаться с приобщением Тела и Крови, на таких людей накладывается епитимья, то есть определенное молитвенное правило. Это не отлучение, но своего рода "таблетка" для кающегося грешника, чтобы он осознал свой грех, подумал над ним, совершил определенный молитвенный подвиг, что, в конце концов, привело бы его к осознанию греха. За это время он бы преобразился и достойно подошел к Святым Таинствам.

- Не может ли частое причащение вызвать такой эффект, как "привыкание к святыне"?

Наши люди часто любят оправдывать свое невежество и неуважение к Святым Таинствам. Если святые отцы, которые имеют мистический опыт тайнозрения, который они достигли святым жизненным поведением и непрестанной молитвой, рекомендуют: воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся Тайной Вечери, ибо таким образом Тело Христово бывает наше, то думаю, здесь нет и намека на то, чтобы нам, православным христианам, внушить, что это якобы охладит наше рвение или умалит достоинство Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

В IV веке также сложилось представление, что по причине своего недостоинства христианин не должен часто приступать к Святым Тайнам. Против такого представления высказывался Кирилл Иерусалимский, святой отец с большим богословским авторитетом и общецерковное признание во всей полноте Православной Церкви, который говорил: из-за скверных грехов не лишайте себя сих священных и духовных Таин.

Человек, который не хочет работать над собой, живет эмоциями, различными движениями души и тела, и которому Святое Причастие будет мешать вести греховный образ жизни, то для него слова о недостоинстве - хорошая отговорка. Абсурд, когда человек не хочет работать над собой и считает Святое Таинство "таблеткой". Оно действительно является духовной таблеткой от греха, но не является таблеткой физической. Когда человек приобщается Тела и Крови, здесь начинает "работать" Святой Дух. Когда мы принимаем таблетку, то со временем дозу надо повышать, но, тем не менее, мы не перестаем их принимать.

Люди любострастные, живущие восхищениями, подготавливающие себя в течение какого-то длительного времени, часто имеют фарисейское установление. Он вычитал монашеское правило, тщательно оберегает себя от всех и вся, считая себя готовым, то есть достойным. Но такой человек как раз и недостоин Святых Таин, потому что их преподает нам Господь. Мы, священники, поставлены смотреть, может ли человек подойти к Тайнам. Например, мусульманин или баптист не может подойти к нашему православному Причастию, такой человек должен вступить в ряды православных христиан.

Также мы должны окормлять нашу духовную паству. Паства бывает разная, некоторые люди в течение года ходят по разным храмам города, причащаясь в них по храмовым праздникам. Плохо ли это? Нет, если он адекватен, подготовлен, то пусть делает так.

- Как правильно подготовиться к Причастию, чтобы оно не было в осуждение?

Прежде всего, правильная подготовка - это подготовка внутренняя. Необходимо само желание и необходимо понимание. Каждый православный христианин должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна, в VI главе, 53-58 стихах сказано: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек".

На Тайной Вечере Христос показал образ этого Таинства, как Первосвященник и Великий Архиерей Сам совершил Евхаристию: преломил хлеб, раздал вино, и нам заповедал делать так же, как Он.

В Евангелии от Иоанна, в III главе, 36-м стихе написано: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". Евангелие от Матфея, XXVI глава, 26-28 стихи "И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все, ибо сия есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Эти стихи в точности повторяются священником во время Литургии Верных.

В Послании апостола Иоанна, V главе, 12-ом стихе сказано: "Имеющий Сына Божия имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни". Каждый православный человек должен знать посыл Господа нашего Иисуса Христа, который никто не отменял, и который невозможно отменить никаким постановлением.

Как каждый человек твердо знает, что для тела ему необходимо есть и пить, также он должен знать, что для своей души он нуждается в этом истинном питии и истинном ястии, как об этом говорит нам Сам Господь. Каждый человек должен знать и свои права, и свои обязанности.

- Что главное в подготовке к Причастию?

Главное - это знание этих слов Господа. Внутреннее освобождение от своих грехов, то есть их осмысливание, внутренний разбор: что я сделал, зачем, как я хочу измениться, буду ли это делать. Если я понимаю, что это плохо, и даю Богу слово, что больше не буду так делать и изменюсь. Я должен себя "переформатировать" в определенных понятиях. Рассказать обо всем этом священнику и получить от него пастырское наставление. Таким образом, человек является тем, кто может приобщиться.

Существует определенное молитвенное правило: это утренние, вечерние молитвы, правило ко Святому Причащению. Если человек не может осилить это за один-два дня, можно разбить его на неделю. Сейчас пост, и мы живем в строгости, прежде всего, в гастрономическом плане поста, то человек может готовиться и причащаться в любой день. Если человек хочет причаститься в воскресение, и дни непостные, то человек должен знать, что он должен каждый день молиться, читать правило.

Если человек не знает церковнославянский язык, то может молиться на том языке, который понимает. Существуют и дореволюционные, и современные переводы. Но лучше всего, чтобы люди знали и постепенно привыкали к высоте церковнославянского языка. Можно смотреть и переводы непонятных мест. Главное, чтобы человек открыл свое сердце Богу.

Тем людям, которых я знаю, я всегда рекомендую читать утренние и вечерние молитвы, вычитывать правило, каноны: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, затем канон ко Причащению Святых Христовых Таин. Люди, которые любят помолиться особо, читают Акафист ко Причащению Святых Христовых Таин. Непосредственно в день причастия после утреннего правила они вычитывают молитвы ко Святому Причащению и идут в храм одухотворенные.

Для чего существует такое большое количество молитв? Во-первых, для того чтобы человек начал "форматировать" свое сознание. В них говорится одно и то же, но с разных позиций, с разных углов зрения, чтобы "переформатировать" с образа грешного человека на образ праведности. Человек живет в формате грешного мира и бытия, существует в определенных социальных группах, которые часто нецерковные, нерелигиозные и даже языческие, безбожные. Человек живет категориями этих групп.

Православные люди, прежде всего, должны отличаться от мира. Правда, их часто считают за дурачков, но мы никогда не будем ходить в клубы, говорить на темы, которые нарушают нашу нравственную, духовную позицию. Мы против этого, поскольку у нас иной формат мышления, восприятия информации: мы смотрим на мирские вещи под определенным углом зрения.

Для того чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, мы должны настроить свой формат мышления, восприятия, дать возможность Духу Святому поработать над нами, чтобы мы настроились на "одну волну" с Богом. Конечно, это выражение образное. Человек должен перенастроиться, отвлечься от своих материальных проблем или даже духовных, если он ходит к экстрасенсам, гадалкам. Человек должен отойти от всего этого, то есть изменить формат мышления. Это происходит, когда человек занимается богомыслием, молитвенным правилом, это определенный духовный труд, в результате которого происходит метанойя - перерождение.

Человек начинает жить духовными категориями, осознавать, что нуждается в Господе нашем Иисусе Христе. Он начинает находить в себе процесс, который говорит: я должен причаститься, чтобы Господь вошел в меня посредством Святых Таин, опалил терния моих прегрешений, сделал таким человеком, который мог бы воскреснуть в последний день. Возникает потребность в том, чтобы Господь нас узнал. Ведь не все люди попадут в Царство Небесное. Господь говорит нам, что не все говорящие "Господи! Господи!" войдут в Царствие Его, но те, кто будут достойными делателями. Мы готовим себя к этому последнему дню и должны знать, что наша душа должна питаться истинным хлебом и истинным питием - Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Без этого человек не спасется.

Пусть сейчас некоторые богословы говорят, что мы будем судимы по закону совести, но мы, православные священники, знаем, что не спасемся без Тела и Крови Христовой. Например, лютеране считают, что это символы тела и крови, но мы знаем, что никакого символизма здесь нет, но это истинные Тело и Кровь. У каждого священника, когда он берет в руки Тело, меняется сознание. К богословам, которые говорят, что это хлеб, в котором потом происходят какие-то невидимые изменения, мы относимся аккуратно и с любовью во Христе. Когда священник берет преложенное Тело, то уже здесь происходит претворение, когда одно стало другим. Истинно православные люди, которые православные не по газетным вывескам или выступлениям митрополитов или профессоров, но живут церковной жизнью, живущие больше духом, а не душой и плотью, знают, зачем они приходят в храм Божий и для чего причащаются.

- Есть ли послабления болящим людям при подготовке к Причастию?

Церковь ко всем относится с любовью, уважением и заботой. Люди, которые часто болеют, бывает, не могут прийти в храм Божий по немощи или по старости. Есть много болезней, которые делают это невозможным. Если такие люди живут церковной жизнью, то они молятся дома, совершают правило и приглашают священника. Естественно, что им делается послабление. Бывают заболевания, при которых врачами предписана определенная диета, и священник не вправе вмешиваться в лечение. Если больному необходимо получить определенное количество белка, съев мясо или рыбу, то священник не должен учить тому, что надо или не надо есть такому человеку. Надо делать упор на духовную составляющую: как человек помолился, что сделал полезного для своей души, как осмыслил свою жизнь с момента последней исповеди.

Если есть опасения смерти, такого человека стараются причастить быстрее. Даже рассматривалась такая ситуация: священник пришел в больницу причастить умирающего, а в этот момент родился ребенок, которому угрожает смерть, и которого надо срочно крестить "страха ради смертного". К кому в первую очередь должен пойти священник. Ответ: к умирающему, чтобы напутствовать его и причастить Святыми Тайнами. Покрестить ребенка может даже мирянин, а причастить только священник.

Можно сидя и лежа. Правило могут читать и родственники, и сестры милосердия. Но причащаться может человек, только находясь в сознании. Конечно же, он должен быть крещен, должен принести краткую исповедь, и над ним будет прочитана разрешительная молитва. Тогда он может причащаться. Нет запретов на частоту причащения. Больной в тяжелом состоянии, при условии, что он находится в сознании, может причащаться даже ежедневно. Если это невозможно, хотя бы раз в неделю.

Если говорить простым языком (который я не очень люблю), больному человеку надо причащаться часто. Надо давать работу Духу Святому. Бывает, что причастившись во время болезни, поправившийся человек приходит потом в церковь через год и больше. По церковным правилам такие люди даже не могли считаться членами Церкви Христовой. Мы живем во время церковной икономии, стараемся всех простить, увещать и сделать все, чтобы люди стали достойными прихожанами храма.

- Причастие лечит душу. Лечит ли оно тело? Имеет ли оно "медицинские" аспекты?

Опыт говорит о том, люди после тяжелых операций, травм, с тяжелыми заболеваниями, которые причащаются, лучше переносят лечение, быстрее восстанавливаются, улучшается качество медицинской помощи. Здесь налицо благодать и работа Духа Святого.

Давно замечено, что больные люди, которые исповедуется и причащаются, находясь в больнице, быстрее поправляются. Можно даже написать об этом научную работу, поскольку действительно существует большое число положительных наблюдений. Вероятность того, что такой человек поправится быстрее, гораздо больше.

Бывает, например, что у человека остеомиелит развился до такой степени, что гной сочится из раны, врачи собираются ампутировать руку или ногу. Но человек приходит к Богу, над ним совершают Таинства: соборуют, причащают, исповедуют - и он вдруг начинает поправляться. Лечение уже не помогало, готовили ампутацию - и вот человек, обретший веру, остается с сохраненной ногой. Есть очень много подобных наблюдений. Что бы ни говорили о психотерапии, мы понимаем, что это работа Духа Святого, и она делает свое дело.

Конечно, Причастие помогает и телу. Грех рождается сначала в мыслях, душе, а после начинает страдать и тело. Здесь обратный процесс: тело получает видимую часть Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Исцеляется дух и начинает исцелять и тело.

- При каких болезнях можно причащаться не натощак?

Существует довольно много таких заболеваний и предписаний врачей. Человек может принимать антибиотики, препараты, отвечающие за жизненные функции: свертываемость крови, сердечный ритм, сахар. При гормонозаместительной терапии бывает, что если человек не пример лекарства, у него возникнет сердечная аритмия, угрожающая жизни. Получается, что мы ставим таблетку выше Таинства. Такие вопросы человек должен решать со своим духовником и причащаться у него, чтобы священник знал. Если есть предписания врача больному человеку, то они не должны нарушаться священником.

Мы должны помнить историю Таинства Евхаристии. Как говорит митрополит Илларион Алфеев, сейчас произошла некая метаморфоза. В первые века христианства, так как люди собирались после работы, они сначала кушали, а затем преломляли хлеб и выпивали определенное количество вина в память Господа Иисуса Христа. После чего совершали Литургию, то есть она была окончанием братской трапезы. Со временем Литургия выкристаллизовалась в определенное Таинство Евхаристия.

В какой-то момент стало получаться так, что те, кто приходили раньше на братскую трапезу, съедали все, а последним доставались лишь крошки. Люди стали жаловаться апостолам, и тогда они приняли такое решение о Таинстве Евхаристии.

Почему надо приходить к Таинству Святого Причащение натощак? Во-первых, из-за величины Таинства, во-вторых, чтобы все были в равных условиях. Все болеть не могут, и не всем прописаны таблетки. Но для людей, которым прописано подобное регулярное и постоянное лечение, это не должно быть препятствием.

- Чем отличается говение от поста?

К сожалению, у нас эти слова стали синонимами, хотя это не так. Говение - это особенная молитвенная, духовная и душевная подготовка к посту, определенное делание. Пост - это более глубокое делание: и воздержание от пищи, и ограничение себя во всем, и пребывание в Духе и истине, постоянная работа над собой.

Такой пример. Если мы живем в миру и во время поста должны ехать в храм на Литургию в общественном транспорте, то мы должны "закрыть" наши глаза и уши, чтобы доехать без осуждения, различных искушений перед Причастием. Говение состоит в том, как если бы мы "закрыли" уши и смотрели глазами. То есть здесь полнота и важность попроще.

Человек хочет подготовиться к Таинству Святого Причащение в воскресение. Сейчас выходит много книг разных священников о том, как это надо делать. Пишут, что надо поститься три дня. Значит, человек должен поститься начиная с четверга. Но у нас есть постные дни на неделе: среда и пятница. Существуют апостольские постановления, запрещающие христианам поститься по средам и субботам. Субботний пост принят лишь во время сплошных постов и в специально обозначенные субботы. Когда человек постится в субботу, он уподобляется иудею или католику.

В дни подготовки ко Святому Причастию требуется как раз говение. Если это супружеская пара, то они воздерживаются от отношений, но вместе молятся, вместе идут в храм. Если кушаете и борщ, и котлеты, то в дни подготовки скушайте только борщ, а вместо котлет скушайте зелени. То есть, говение - это частичное ограничение, пост же - полное. Пищевые запреты не должны умалять подход к Святому Таинству. По словам Иоанна Златоуста, пост не приближает нас к Богу и не отдаляет от Него.

Говение также подразумевает исповедание наших мыслей духовнику, поэтому мы должны знать, что, подходя к Таинству Святого Причастия, должны соблюдать и апостольские постановления как христианские нормы. Должны помнить, что цель говения в подготовке человека к Причастию.

- Целесообразно ли человеку брать на себя усиленный пост?

Часто подходят люди, которые хотят поблажить. Но хочу привести пример: целесообразно ли человеку, занимающемуся тяжелой атлетикой, взять сто килограмм сверх нормы - и поднять? Поднимешь - и надорвешься или станешь инвалидом. Так и здесь. Человек, который накладывает на себя подвиги, выше тех, которые рекомендует Церковь, может надорваться. Бес может так посмеяться над таким человеком, что он перестанет ходить в храм Божий, перестанет причащаться и молиться, а начнет насмехаться и кощунствовать.

Таких примеров много и в святоотеческом наследии, и в моем личном опыте: люди, которые хотят сделать что-то не ради спасения, а ради тщеславия, гордыни даже перед самими собой, очень часто надрываются. Они не дают работать в себе Духу Святому, считая, что смогут все сделать сами.

- Как определить меру в посте, чтобы и не перегрузить себя и не дать себе послабления?

Когда я служил в монастыре, то смотрел за людьми, приходящими из мира в монастырь. Люди, которые имеют Духа и действительно предрасположены к этому, будут ходить в храм каждый день, готовиться. Таких людей сразу видно. Как сразу видно и тех людей, которые блажат. У них сразу возникают какие-то проблемы: все время что-то мешает прийти в храм.

Христос сказал, что тот, кто берется за плуг и озирается назад, тот недостоин Царства Небесного. Очень часто люди хотят взяться за "плуг", но тут же озираются назад.

Если я не знаю человека, то никогда не даю благословения на особые подвиги. Если ты считаешь, что призван к сугубым подвигам, иди в монастырь, испытывай себя. Очень часто бывает, что пожив и поработав в монастыре, люди понимают, что не предназначены для этого, возвращаются в мир. Могут продолжать ходить в церковь, но бывает, что и перестают.

- Можно ли помочь людям, которые "озираются назад"?

Мы все время помогаем таким людям. Часто бывает, что приходя в церковь, человек думает, что в ней все святые. Враг рода человеческого отвращает человека от храма, внушая ему: "Ты такой грешник, иди в храм Божий там праведники!" Он приходит, а там бабушки злые, замечания делают, знакомые в храм ходят, а его обижают. Оказывается, что там все такие плохие, не святые, а подлецы и грешники. И человек решает: "Нет, в церковь я ходить не буду". Таким образом сатана сделал свое дело: отлучил человека от церкви, от Таинств. Такие люди могут погибнуть.

Мы говорим людям: "Когда вы приходите в храм, видите золотые купола, то видите лишь отражение и образ Царства Небесного. Насколько это красиво здесь, но в Царствии Небесном это будет во много-много раз лучше и краше. Здесь мы лишь стремимся к этому". Надо помнить слова Христа, Который сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников. И должны помнить, что храм Божий - врачебница, и люди приходят сюда лечиться. Когда мы приходим в больницу, то не рассчитываем встретить там здоровых людей. Если бы это было так, зачем нам приходить туда?

Человек должен помнить, что, идя в храм Божий, он направляется во врачебницу для души: примириться с Богом, научиться молиться. Приходит, для того чтобы научиться жить правильной духовной жизнью. Если человек придет в больницу и скажет: "Там столько больных, я лечиться не буду!" Это же абсурд!

Когда я привожу подобные примеры, люди начинают понимать, что приходят в церковь для исцеления своей души с молитвой к Богу. В таком случае мы, как священники, выполняем свою маленькую работу: люди начинают открывать свои сердца Богу, примиряться с Ним посредством Таинств, общественной молитвы. Они начинают работать над собой. Вот в чем корень.

Священник тоже человек. Как врач может болеть и лечиться, так и священник может быть немощным. Поэтому не надо смотреть на батюшек: кто на какой машине ездит или с какими людьми общается. Каждый ответит за свое. Ты приходи в храм и получай, что тебе нужно. Когда ты приходишь в больницу, то хочешь, чтобы стало легче тебе, а не смотришь, как лечат другого. Смотри на себя: стало тебе легче. Получив благодать в храме, неси ее домой, чтобы не растерять ее и не погасить свечу в своей душе.

- Большое спасибо, отец Александр. Время передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Что такое причащение

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Таинство причастия

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Как причаститься в церкви

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

  • Соблюдать пост, отказываясь от употребления мясных блюд, яиц, молочных продуктов. Пищевые ограничения налагаются на период от одного до трех дней – в зависимости от физического состояния.
  • Отказаться от привычки «поедать» себя и других. Внутреннюю агрессию следует свести к минимуму. Вести себя нужно доброжелательно к окружающим, полезна бескорыстная помощь ближним.
  • Исключить из обихода сквернословие, табак, алкоголь, интимную близость.
  • Не посещать увеселительные мероприятия, не просматривать развлекательные телепередачи.
  • Читать вечерние, утренние молитвы.
  • Посещать Литургии, слушать проповеди. Особенно рекомендуется посетить вечернее богослужение накануне дня причастия, прочитать Последование.
  • Изучать духовную литературу, читать Библию.
  • Исповедаться накануне причастия в церкви. Для этого требуется осмысление жизни, событий, поступков. Искренняя исповедь нужна не только как подготовка к причащению. Покаяние делает верующего человека чище, дает ощущение легкости, свободы.

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Как проходит причащение детей

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Как часто можно проходить обряд причастия

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео

 

 

Это интересно: