→ Как различить золотой и серебряный век. Золотой и Серебряный век русской культуры. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина

Как различить золотой и серебряный век. Золотой и Серебряный век русской культуры. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Литература

Критический реализм

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Символизм

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Революционное направление

А. М. Горький

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

Футуризм

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

Имажинизм

С. Есенин

Красота образов.

Живопись

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Модернизм

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

Абстракционизм

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 623.

В угожденье богу злата
Край на край встаёт войной;
И людская кровь рекой

По клинку течёт булата!
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
(Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»)

Люди всегда были очарованы золотом, которое использовалось прежде всего для создания ценных ювелирных изделий и предметов. Во многих музеях мира есть так называемые «Золотые комнаты», представляющие собой самые настоящие кладовые сокровищ. Например, в бытность свою в Эрмитаже видел я там и знаменитый гребень из кургана Солоха, и золотых баранов из сибирских находок… И много было там самого разного золота. Много… Есть «Золотая комната» и в шведском Историческом музее в Стокгольме. Ее коллекция содержит в общей сложности 52 килограмма золота и более 200 килограммов серебра. Но, понятно, что не вес металла привлекает к ней внимание. И ученым, и посетителям интересно, что из этого металла было сделано и, как и где эти изделия из него нашли.

«Золотая комната» в Историческом музее в Стокгольме.

Почему-то некоторые считают, что территория Швеции была отсталым регионом, что лишь в эпоху викингов, то есть торговцев и пиратов, туда хлынуло арабское серебро и появилось золото, однако это совсем не так. Очень богатой была эпоха непосредственно «до викингов».

Более того, период между 400 и 550 гг. упоминается в Швеции, как «золотой век», а годы от 800 до 1050 (эпоху викингов) иногда называют «серебряным веком». Причем, драгоценный металл попадал в Скандинавию, безусловно, и в виде слитков, и также в форме изделий, а они часто таяли в местных плавильных мастерских и превращались в новые вещи и так без конца. Хотя что-то попадало в погребения и клады, и таким образом доходило и до нас.


Вход в Музей викингов в Стокгольме.

Самые старые золотые предметы включают спиральные орнаменты, которые, например, скандинавские женщины обматывались вокруг своих локтей еще примерно в 1500 году до нашей эры. И рядом с ними выставлены две золотые чаши из Блекинге и Халланда, сделанные несколько столетий спустя из тонкого листового золота. На них нет практически никаких следов использования. Обе они, вероятно, были сделаны в качестве жертвы богам.

С самого начала золото и серебро имели коннотации власти, богатства и роскоши. Кольца, украшенные спиральными мотивами, а позже змеями и драконами, украшали руки их владельцев также очень давно. В течение нескольких столетий с начала первого века нашей эры они были главным индикатором женского статуса; сегодня их находят в могилах взрослых женщин. Кольца и перстни на пальцах носили и мужчины. Например, одно такое золотое кольцо из Старого Уппсалы явно принадлежало мужчине. Сделанное где-то в римских провинциях, оно, возможно, было наградой за доблесть в сражении. Другое кольцо, украшенное гранатами и альмандинами, эпохи Великого переселения народов, содержит греческую надпись: «Юнес, будь добр». Это кольцо было найдено в Сёдерманланде.

Римская империя также оставила после себя оригинальные ювелирные изделия или золотые подвески, называемые «bracteates». Найденные в Скандинавии, они были явно смоделированы по римским оригиналам с изображением императора, но с мотивами местных фольклорных традиций. Есть в коллекции музея и кольца с головами змей, вдохновленные явно римской модой. Такие украшения носили и мужчины, и женщины.

Уникальные шедевры, которые можно увидеть в «Золотой комнате» музея в Стокгольме, включают в себя и три золотых воротника, два из Готланда и один из Оланда. Сделанные в V веке, они были обнаружены по отдельности в XIX веке, но без сопровождения каких-либо других находок. Ошейники эти иногда считаются самыми старыми регалиями Швеции, но мы не знаем, кто их носил и какую функцию они выполняли. Одна из теорий предполагает, что их «носили» статуи богов, тогда как другая, что их носили женщины или мужчины, которые были политическими или религиозными лидерами. Мы можем точно утверждать, что эти воротники использовались, потому что на них есть следы износа, а часть украшения вообще оторвалась. Ошейники состоят из трубочек, согнутых в кольцо, и их можно открыть с помощью просто запирающего устройства. Их декор изобилует миниатюрными фигурками человека и животных, значение которых для нас утрачено. Можно увидеть стилизованные лица, женщин с косичками в набедренных повязках, обнаженных щитоносцев, змей и драконов, кабанов, птиц, ящериц, лошадей и сказочных зверей, все они такие маленькие, они едва видны невооруженным глазом.


Золотой воротник V в. из Готланда.

Некоторые изделия, включая и шлемы от Венделя и Уппланда, также отделаны чеканными пластинками из бронзы, изображающими сцены из скандинавской мифологии. Причем это явно местная работа, потому что бронзовые штампы для изготовления бронзовых листов, которые украшают эти шлемы, были найдены также и в Оланде. То есть на севере Уппланда уже в эпоху до викингов правили могущественные вожди, имевшие возможность заказывать себе такие шлемы.

В IX или X веке в погребениях и кладах встречаются тяжелые серебряные ожерелья и великолепные позолоченные броши для женского костюма. Они представляют собой пик достижений в декоративном искусстве того времени. Элегантно орнаментированные браслеты и крученые кольца для рук обычно встречаются в женских кладах, так же, как и множество бус, стекло для которых привозилось из Европы.


Инструменты для работы с тканью: экспонаты Музея корабля викингов в Осло.

Однако и в эпоху викингов люди продолжали скрывать клады серебра и золота в земле. Одним из самых больших средневековых сокровищниц в Европе является клад из дюн Готланда. Он включал в себя прекрасные пряжки для ремня, стаканы с востока и местные подвески. Другие тайники также включали ювелирные изделия, жемчуг и чашки для питья, демонстрирующие влияние России или византийцев. Многие из готландских кладов были закопаны в землю в 1361 году, когда на остров вторглись датчане. Однажды исследователи, раскапывающие поле, обнаружили огромный тайник, который был представлен как самый большой клад викингов в мире. Клад содержал тысячи серебряных монет, десятки серебряных слитков, сотни браслетов, колец, ожерелий и более 20 кг изделий из бронзы. Суммарно клад был оценен в сумму более $ 500 000.

Много кладов и в северных районах Скандинавии. Они состоят из мелких предметов из серебра, олова и медного сплава, а также животных костей и оленьих рогов. «Золотая комната» содержит крупнейший саамский клад сокровищ в Швеции, из Гратраска, на озере Тьяутер в Норрботтене.


Макет порта Бирка из Исторического музея в Стокгольме.

Но понятно, что некоторые из самых великолепных экспонатов «Золотой комнаты» - это военная добыча. Чаши для причастия, алтарь и крестоносные посохи епископов попали в Швецию из разных частей Германии во время Тридцатилетней войны.


Считается, что знаменитый реликварий Святой Элизабет содержал череп этой святой. Это потрясающе изысканный образец европейского ювелирного дела. Реликварий попал в руки шведской армии в 1632 году, когда они захватили крепость Мариенберг в Вюрцбурге. Ну и понятно, что назад на родину он уже не попал.


Рыбак за работой и разговором. Диорама из Музея викингов в Йорке.

Так что изучение сокровищ одной только «Золотой комнаты» Исторического музея в Стокгольме однозначно показывает, во-первых, наличия развитых навыков работы с золотом и серебром непосредственно перед так называемой эпохой викингов, при доминировании изделий из золота. В эпохи викингов количество закопанных в землю драгоценных предметов и арабских серебряных дирхемов значительно возросло, но серебро как металл стало доминировать.


Экспонат Королевской сокровищницы в Стокгольме. Это не викинги, конечно, но мастерство создателей этого доспеха впечатляет.

В Швеции существует законодательство, по которому все находки в земле с XVII века, сделанные из золота, серебра или медных сплавов, если им более чем 100 лет, выкупаются у тех, кто их нашел, государством. Это дает необычайно большое количество золотых и серебряных предметов, которые в Швеции находятся в руках государства.

В качестве вывода можно сказать, что мастера V – VII и VIII – XI вв. владели технологиями волочения и литья, чеканки, зерни, скани, насечки по металлу, умели использовать «метод потерянной формы», знакомы им были и техника обработки драгоценных камней, и изготовление разноцветных стеклянных бус. Очень лаконично, но с большим мастерством оформлялись и рукояти мечей самих викингов, но о мечах и их отделке рассказано будет как-нибудь в другой раз…

«Золотой век» упоминали еще античные поэты и философы: Гесиод классифицировал периоды развития человечества, Овидий иронически отзывался о страсти современников к деньгам. Впоследствии с благородным металлом связывали эпоху расцвета римской литературы и культуры, пришедшуюся на I век до н. э.

В новой истории эту метафору первым нашел Петр Александрович Плетнев, говоря о золотом веке русской поэзии, представленной Жуковским, Баратынским, Батюшковым и Пушкиным. В дальнейшем это определение стали использовать по отношению ко всей русской литературе 19 столетия, исключая его последние 10 лет. На них и первую четверть XX в. пришелся «век серебряный».

Чем отличается серебряный век от золотого, помимо хронологии и, соответственно, определяющего творчества разных авторов? Современная культурология стремится привести эти понятия в единую плоскость, но литературоведческая традиция все еще их дифференцирует: серебром маркируется поэзия, золотом – литература эпохи в целом. Поэтому в энциклопедиях и учебных пособиях ранее говорилось о золотом веке русской литературы и серебряном веке русской поэзии. Сегодня можно рассматривать оба периода и через призму культуры в целом, но стоит признать: проза в начале XX века пришла в упадок, поэтому плеяда звезд этого времени – почти исключительно поэтическая.

Сравнение

Для тех, кто освоил школьную программу по литературе, достаточно назвать некоторые фамилии писателей, представляющих одну или другую литературную эпоху:

Это список, конечно, далеко не полный, ибо рассматриваемые определения относятся именно к временным периодам и давно потеряли оценочный характер, так что творчество любого автора пушкинской эпохи принадлежит золотому веку, рубежа XIX-XX вв. – серебряному. Но школьная программа заставляет надеяться, что незнакомых фамилий среди перечисленных не встретится.

Награждение временного отрезка драгоценным металлом – прерогатива наследников. Пушкин и его современники-поэты не знали, что Плетнев назовет их пору «золотым веком», Толстой и Достоевский не представляли, что можно поставить в один ряд столь разное творчество и столь разных авторов. Это благодарные потомки отдали должное.

С «серебряным веком» сложнее: так определил собственную эпоху Иванов-Разумник, причем терминология носила у него явный уничижительный характер – в сравнении с золотым веком он говорил о деградации поэзии и слабости новых авторов. Другие философы, Бердяев, к примеру, считали это время периодом культурного ренессанса, русского литературного возрождения. Сами поэты второе место на пьедестале воспринимали без позитива: стык столетий носил налет модерна, перераставшего классиков и искавшего совершенно новые источники вдохновения и формы выражения себя. Впоследствии эмигрант Николай Оцуп ввел в литературную критику определение «век серебряный», объединив 30 лет русского модернизма.

Золотой век пришелся на время становления литературной традиции, создания и освоения литературного языка и культурного ландшафта. Державинские патетику и пафос, «высокие сферы стихосложения» классицизма сменили пушкинская простота слога и «жизнеписание». В поэзии расцветают сентиментализм и романтизм, к середине столетия бурно развивается реалистическая проза, общественно-философская проблематика занимает авансцену.

Серебряный век отточил мастерство владения словом и создал затейливые узоры: до революции 1917 года течения, направления, стили в литературе лишь множились, как и количество признанных, издаваемых авторов. Акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард выводили к рампе новых персонажей.

Культурные и литературные процессы вне процессов исторических не протекают. В чем разница между серебряным и золотым веком? В первую очередь стоит иметь в виду, что смена столетий – всегда время переломное. Начало XX века сопровождалось становлением и развитием революционного движения, поэтому ощущение близкого краха Российской империи пропорционально усиливалось. Технический прогресс набрал небывалую скорость, развитие науки и промышленности вызвало экономический подъем и кризис веры. В литературе (и искусстве в целом) произошла своего рода переоценка ценностей: поэт-гражданин уступил место поэту-человеку.

Отличие серебряного века от золотого можно найти и в социальной плоскости. Последний, несмотря на народничество, отмену крепостного права, последствия пробуждения Герцена и рост общественного сознания, был веком дворянским. Соответственно, абсолютное большинство авторов той эпохи принадлежали к аристократической верхушке. Серебряный век вытачивался руками интеллигенции из разных социальных слоев, в том числе и «новых крестьян». Образование стало доступнее, культурное движение охватило все сословия и регионы, и провинциальность перестала быть препятствием на пути к славе.

Золотой век завершился прогнозируемым упадком и творческим застоем. Пришло время публицистов: образование требовало качественной информативной периодики, художественная литература временно перестала владеть умами. Серебряный – оказался очень сложным и неоднозначным тридцатилетием, чрезвычайно насыщенным событиями. Его расцвет был сначала грубо надорван революцией 1917 года, а затем прерван первой волной эмиграции. В условиях хаоса становления нового государства искусство и литература претерпели кардинальные изменения.

Таблица

Серебряный век Золотой век
Включает период истории русской литературы к. XIX – н. XX вв. (до 20-х гг.) Включает всю русскую литературу XIX в.
Обобщенно можно охарактеризовать как эпоху модерна Определяется творчеством поэтов пушкинской поры, прозой Гоголя, Толстого, Достоевского
Расцвет поэтического творчества Проза сменяет поэзию к середине периода
Изначально определение «серебряный век» дано современниками в негативной оценке литературных процессов «Золотым веком» период назвали критики из следующего поколения
Представлен акмеизмом, символизмом, имажинизмом, футуризмом и другими литературными течениями, объединенными модерном Представлен сентиментализмом, романтизмом и реализмом
Объединял творческую интеллигенцию разных социальных слоев Включал творчество аристократии (дворянства)
Прерван революцией 1917 г., Гражданской войной и массовой эмиграцией Завершился постепенным упадком, художественная литература уступила место публицистике

Характеристика атмосферы времени

Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты программы перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого ещё не видела история» (А.П. Столыпин), и «снизу», путём «ожесточенной, кипучей волны классов, которая называется революцией» (В.И. Ленин). Средствами первого пути, например, были манифест 17 октября 1905 г., учреждение Думы. Средствами второго – теоретическая подготовка революции и террор.

Характеристика духовной культуры.

В духовной жизни России отразились и социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени, завершенности культуры. Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира.

О том, как воспринималось и оценивалось это время можно судить по названиям популярных тогда философских книг: «Вырождение» (Макс Нордау, 1896), «Закат Европы» (Отто Шпенглер, 1918 – 1922).

Появляется так называемая «философия пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Он писал: «Мир порождён некой слепой волей, которая непредсказуема. Сущность мира – страдание».

Макс Нордау («Вырождение») говорил: «Целый период истории, видимо, подходит к концу и начинается новый. И все традиции подорваны и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

Поэт и философ Д.С. Мережковский ещё в 1893 г. в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».



Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше с его обличением христианства как помехи на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию «с переоценкой ценностей», его учением «о воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). то есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо богочеловека нужен новый «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль.

Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества. Наступление новой эпохи в жизни русского общества признаётся представителями самых различных и идейных и художественных течений.

Золотой и Серебряный век русской культуры.

Подъём общественных и духовных интересов, который начался с середины 90-х гг. и проявился в области философии, литературы, изобразительных искусств, музыки, театра, балета позволил современникам говорить о «духовном возрождении» России, о наступившем Серебряном веке русской культуры.

Если следовать знаменитой формуле А. Григорьева «Пушкин – наше всё!», то и этимологию устоявшегося сочетания СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (С.В.)стоит поискать именно в этом классическом периоде, который называли пушкинской эпохой или ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ русской литературы. Однако, в отличие от него, С.В. не может быт назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Но каждый их них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

И всё же откуда появилось это название – Серебряный век? В 1933 г. для обозначения поэзии русского модернизма дал поэт Н.А. Оцуп в своей статье «"Серебряный век" русской поэзии» (журнал «Числа», кн. 7-8, Париж, 1933, с. 174-178): эпоху Пушкина, Достоевского, Толстого (XIX век) он уподобил завоеваниям Данте, Петрарки, Боккаччо и назвал отечественным «золотым веком». Последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления, занявшие, например, во Франции весь XIX век и начало XX», именовал «серебряным веком» (ныне пишется без кавычек, с большой буквы).

Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры , основанной на глубинном единстве всех её творцов. С.В. – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, Е. и С.Трубецких.

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Перов-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова; К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

…………………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

Брюсов В.Я

Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

Блок А.А.

Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

Белый А.

Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.

В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.

Эпоха рубежа веков была временем величайших открытий в области естественных наук, прежде всего математики и физики (теория относительности, квантовая теория и др.), которые поколебали прежние представления о строении мира. Вселенная казалась философам-идеалистам непостижимым хаосом. Кризис прежних научных представлений трактовался как крушение возможностей интеллектуального познания, не способного охватить сложность мироздания. Блок назвал это «водоворотом эпохи».

Человек ощущает себя причастным к мировому круговороту. Отсюда чувство страха, жажда смерти, чувство тревоги, жизнь иссякает в своих источниках.

Модернизм и реализм.

Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Нои, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству.

Применительно к данному периоду литературы употребляется два термина: «декаданс» и «модернизм» , которые не следует путать.

Термином «декаданс» («декадентство»), (от лат. «упадок» ) принято называть явление в культуре конца XIX – начала XX веков, характеризующееся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождавшимся нередко эстетизацией греха и порока. Декаданс был вызван состоянием безнадёжности, неприятия общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Термин «модернизм» (от франц. «новейший, современный» ) в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы XX века, отошедших от традиций внешнего подобия. Основой чертой методологии модернизма в различных течениях искусства является метафорическое построение образа по принципу ответвленной ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений.

По отношению к поэзии модернизм воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнуто в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций» (Эстетика. Словарь. – М., 1989. С. 210-211).

Русский модернизм был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом . Некоторые художники слова, организованно не связанные с этими объединениями, внутренне тяготели к опыту одного из них (М. Волошин, И. Анненский и др.).

В острой полемике эти течения сменяли друг друга. Тем не менее, это движение опиралось на общую основу. В деятельности любого творческого союза так или иначе казалось стремление к предвосхищению идеальной культуры или даже к духовной перестройке мира (что было чуждо реализму).

Позже мы обратимся к каждому течению в отдельности и составим таблицу, чтобы можно было сравнить их между собой. (Перерисовать таблицу в тетрадь).

«Чемпионы в беге на сто и на десять тысяч метров - всегда разные люди. Нельзя быть самым сильным и самым изящным одновременно.

Гиганты Золотого века наворотили горы и проторили дороги: создали литературный ландшафт. А потомкам в нём жить. От вздохов слетают перламутровые пуговицы с батистовых сорочек. Следуя классику - ты эпигон. Уязвленные сравнением гении обратились к парковому искусству. Ты столбишь свой участок, планируешь террасу, над запрудой ручья разливается озеро, и берега усажены розовыми кустами. Настаёт Серебряный век.

Аристократические предки были здоровенными бандюганами, сморкались на пол, жрали руками, читать не умели, а умели мигом своротить набок любое не понравившееся рыло и отобрать кучу денег у всех, кто слабее. Гордящиеся рыцарской родословной потомки ценили изящество манер, владение этикетом и белую кожу маленьких рук и ног - отличие от мужланов.

Аристократы Серебряного века гордятся эстетикой отточенного стиля, небанальностью языковых фигур, отполированным срезом психологического анализа: ум едок, образование изощрённо, мастерство доведено до эквилибристики. Это напоминает первого и пресыщенного любовника света по сравнению с первым ухарем-жеребцом деревни: благоухает, распаляет тонкой игрой и владеет ста способами, но сам знает, что шесть раз подряд доставая и со звоном ему не под силу.

Золотой век больше ценит креативность - Серебряный блеск.

Забавная вещь: Серебряный признаёт превосходство Золотого, более того - декларирует его как уже недостижимое, олимпийское, утверждаясь в причастности и верности великим вершинам. Но мерить эти вершины норовит собственной линейкой, отыскивая и объявляя блеск формы там, где его и не требовалось, не подразумевалось. Тошнотворную корявость языка Достоевского норовят объявить стилем: раз великий писатель - значит, блестящий стилист. Первый русский роман «Евгений Онегин» хотят видеть вершиной поэтической формы - Великий Национальный Поэт не мог не писать исключительно гениальную поэзию.

Неважно, что стихи эти намеренно просты и заземлены, что Пушкин создал в русской поэзии нормальную человеческую интонацию - в отрицание и противопоставление интонации «высокой и поэтической»: пафосной, патетичной, «высокоромантичной», тяжеловесно-классицистской. «Гениальная простота»? Даём упор на «гениальная», а это значит - ищи сотню потайных днищ. Гениальность была в том, чтобы до этого додуматься, на это решиться, пойти поперек традиции, снискав на свою голову единодушное порицание современной ему критики: увы, мол, падение, образец низкого стиля, примитив, где-где оно, романтическое очарование ранних поэм. Форма-то проста - вот ввести её было непросто, утвердить её. Э нет, говорит Серебряный: раз гений - ищи, гениальность в самой форме. И поколения школьников злобно учатся лицемерию и конформизму, ломая головы: да что же гениального в онегинской строфе?

Да ничего. Обычный размер, обычные слова в обычных сочетаниях, обычная система рифмовки, и рифмы в основном примитивные. И нет в «Онегине», строго говоря, никакой поэзии, а есть проза, изложенная в «застихотворенной» форме. И считался Пушкин современниками не первым, а третьим поэтом эпохи - после Крылова и Жуковского .

Вот только после Пушкина стало невозможным писать так, как раньше: неестественно, выспренне, тяжело, с романтичными красивостями. Был предъявлен эталон и вбит на дороге, как верстовой столб: отсюда отмеряй движение.

И никогда француз, испанец, немец, англичанин не поймут: ну что гениального в этой истории про любовь и незадачливость скучающего аристократа? И где глубина мысли, и где оригинальность чего бы то ни было? Ну, банальная история, изложенная заурядными стихами. И предъявят образцы из своих литератур - которые были раньше «Онегина», и оригинальнее бывали, и глубже, и с блеском. И будут, заметьте, почти совсем правы.

Любой нормальный поэт может сейчас написать второго «Евгения Онегина». И славы не стяжает. И гением его никто не назовет. Потому что второй даже - это уже не второй, а один из множества, а значение имеет только первый. Любой дурак учил в школе теорему Пифагора , а вот создал её гений.

То есть. Не ищите в гиганте гения формы и даже гения мысли. Гений гиганта в том, что многие, вроде бы, так могли - но сделал то, чего раньше не было, именно и только один он. И после него стало не так, как раньше. В литературе - так.

Золотой - плавит руду и отковывает клинок. Серебряный - шлифует и наносит узор. Не пытайтесь объявлять Золотого гением шлифовки! С него и своих достижений хватит.

В веках остаются Золотые - владеют они шлифовкой или нет. Креативность, создание новых миров, - вот базовая суть Искусства. Корявость простят и даже могут научиться не видеть, и даже объявлять «такой шлифовкой». А вот созидательную низкопотентность никакой шлифовкой не возместить.

Мысль, образ, нерв, мир - суть литературы».

Веллер М.И., Эстетика энергоэволюционизма, М., «Аст», 2010 г., с. 369-371.

 

 

Это интересно: