→ Чему нас учат сказки Салтыкова-Щедрина? Сочинение на тему: Чему учит сказка Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Салтыков щедрин дикий помещик чему учит

Чему нас учат сказки Салтыкова-Щедрина? Сочинение на тему: Чему учит сказка Дикий помещик, Салтыков-Щедрин Салтыков щедрин дикий помещик чему учит

>Сочинения по произведению Дикий помещик

Чему учит сказка

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты прожитых лет мог высказать все, что накопилось с опытом. Поэтому его сказки вряд ли можно причислить к детским, а только к поучительным. В них он затрагивал те социально-политические и нравственные проблемы, которые волновали народ в конце 19-го века, хотя мораль этих сказок не потеряла своей актуальности и сегодня.

В произведении «Дикий помещик» мы видим, как самоуверенный и не очень умный князь прогоняет своих крестьян, чтобы ему дышалось легче и спокойнее. Бог внял его молитвам, хотя знал, что помещик этот довольно глуп, но крестьян, которых тот стал намеренно во всем ущемлять, Богу было жалко, вот он и отпустил их на волю. Помещик, конечно же, не смог долго жить сам. На рынке пропали хлеб, молоко и мясо, сады поросли травой, дом стал заброшенным, а сам князь стал потихоньку в зверя превращаться. Он не мылся, не расчесывался, не менял одежду, питался одними пряниками да леденцами, порос шерстью и, в конце концов, стал ходить на четвереньках.

На мой взгляд, в этой сказке много поучительного. Во-первых, господа не могли обойтись без своих крестьян. У каждого дворового человека были свои обязанности, с которыми только он знал, как справляться, а помещик, который все время только возлежал да гранпасьянс раскладывал, был неприспособлен к самостоятельной жизни. Во-вторых, человек, прекращая общение с другими людьми, постепенно становится диким. Лишившись своего народа, помещик остался жить в окружении одного только леса и диких зверей, поэтому со временем он стал и сам походить на лесного обитателя, даже завел дружбу с медведем и вместе с ним ходил охотиться на зайца.

Автор любил использовать такие элементы абсурда, чтобы его сказки легче читались и вызывали улыбку. Своей сатирой он положил начало новому литературному жанру в русской литературе – аллегоричным сказкам. Его сравнения могут звучать порой нелепо, но если вдуматься, то в них можно заметить своеобразный сарказм и колорит. Салтыков-Щедрин написал более тридцати подобных сказок. Все они были наполнены художественным смыслом и содержали глубинную мудрость. И сегодня, когда мы их читаем, то невольно улыбаемся комичности ситуации.

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами… а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”).

) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Сказки прочно заняли место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатирик использовал любимый народом жанр с целью привлечения большего количества читателей к поднимаемым им проблемам. Таким оригинальным и в то же время понятным способом автор смог сказать о русском обществе конца 19 столетия больше, чем это сделали историки этого периода.

Салтыков-Щедрин, по его собственному признанию, создает такие сказки для взрослых, которые по умственному развитию соответствуют ребенку. Автор хочет открыть таким людям глаза. На самом деле такие сказки доступны любому, даже не приученному к чтению человеку. Тем самым они очень опасны тем, кого осмеивает в них Салтыков-Щедрин.

Основная проблема, поднятая в сказках Щедрина - взаимоотношения хозяев и рабов. Автор с сатирой обрушивается на царскую Россию. Читатель сталкивается в сказках с образами тех, кто привык командовать и тех, кто этим командам.

Сказка «Дикий помещик» осмеивает весь общественный строй России того времени, построенный на эксплуатации, полном угнетении простого народа. Сохранив стиль русских народных сказок, Щедрин через аллегорию рассказал о реальных событиях того периода: в одном имении живет помещик, потомственный дворянин; он глуп и ленив, его существование сводится к сохранению красоты своего тела, а все остальное делают за него крепостные крестьяне. Помещик не терпит дух, который идет от его холопов, и избавление от этого ненавистного запаха было единственной мечтой помещика. Когда в один день этот смрад исчезает вместе со всеми крестьянами, непутевый, не знавший жизни помещик постепенно превращается в животное и, окончательно одичав, убегает в лес.

В этом смешном и фантастическом сюжете сказки скрывается истинное положение де в стране. Помещики все проблемы от управления имением до мытья посуды и раздевания перед сном перекладывали на своих крестьян. Сами же вели праздное существование, абсолютно не знали жизни, и любая проблема, с которой они столкнулись один на один, могла их погубить.
Отсюда и название сказки. «Дикий» в данном случае означает «далекий от жизни», не приспособленный к ней. И это понимание дикости в сказки нарастает с развитием сюжета.

Читатель узнает, что помещик ненавидит крестьян, не видит ничего зазорного в применении физической силы против их проступков. А апогеем дикости становится постепенное превращение помещика в животное: он весь оброс волосами, его ногти отросли и сделались похожими на когти, он прекратил сморкаться и стал ходить на четвереньках и разговаривать. Физиологическая потребность в еде заставляет его охотиться на зайцев.

Несмотря на страшный внешний вид, помещик, оказавшийся в новых условиях, потерял всю свою суровость. Его дикость вызывает жалость. Ведь на самом деле, он беспомощен как дитя малое.

Благодаря градации дикости человека, показанной в сказке, Салтыков-Щедрин смог показать читателю полную деградацию человека, отмирание всех его человеческих качеств, время от времени намекая, что образ данного помещика – собирательный образ владельцев большинства русских имений того времени.

Салтыков был моралистом. Показав ужас падения человека он надеялся, что его поймут, и вскоре произойдет восстановление нравственности человека, подъем духовности и наступит время гармонии в жизни всех слоев населения.

Текст сочинения:

Каждая сказка Салҭыкова-Щедрина содержиҭ в себе глубинную мудрость, лирикому читателю все произведения кажуҭся удивительно интересными и поучительными. Сказки Салҭыкова-Щедрина заставляюҭ нас улыбнуться, ведь их сюжеты очень забавны, bio юмор далеко не главное в них. Основная цель автора показать несправедливость устройства мира и общества; подсказать человеку ответ на тот или иной злободневный вопрос. И читатель продолжает перечиҭывать сказки этого автора, удивляясь их актуальности и по сей день.
Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил наверняка запомнилась всем, кто прочел ее хотя бы раз в жизни. Любой школьник или взрослый человек без труда вспомниҭ ее сюжет. Оказавшиеся на острове генералы едва не погибли с голоду. И спасителем их оказался самый обыкновенный мужик-крестьянин. В чем глубинная мудрость сказки? Генералы в данном случае олицетворяюҭ правящий класс, обладающий деньгами и властью. Мужик это народ, который своим трудом, потом и кровью делает существование сильных мира сего благополучным и комфорҭным. Но разве не чудовищно-несправедливо устроено общество, когда совершенно бесполезные генералы наслаждаюҭся плодами чужого труда? А мужик работает не покладая рук, при этом не получает ровным счетом никакой благодарности. Генералы воспринимаюҭ его старания как нечто само собой разумеющееся.
Салҭыков-Щедрин рисует в сказках столь яркие карҭины, что у читателя не остается ровным счетом никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне автор. Писатель с едкой сатирой высмеивает пороки правящего класса, показывает истинное лицо его представителей, поражающее своей убогостью и глупостью. Например, сказка Дикий помещик повествует о том, как один помещик решил избавиться от простых людей и сделать благодаря тому собственную жизнь счастливой.
Бог исполнил его молиҭвы и убрал мужиков из имения. Во что же превратилась жизнь этого помещика?
Постепенно в его усадьбе и имении произошло полнейшее запустение, а сам он стал диким в прямом смысле. Эта сказка снова наводиҭ нас на мысли о том, насколько велика роль простых людей в дотижениях цивилизации. Правящий класс, имеющий ҭиҭулы и деньги, оказывается совершенно беспомощным в решении самых простых вопросов. Автор с едкой иронией высмеивает чванство и высокое мнение о себе генералов и помещиков. Они уверены, что мир создан только для них и что простой народ существует лишь для того, чтобы выполнять их прихоти. Но стоиҭ только волею судьбы лишиться помощников, как представители правящего класса мгновенно деградируюҭ, как это произошло с генералами, когда на острове от голода они едва не съели друг друга, или с диким помещиком, который без должного надзора и ухода превратился в дикое и безобразное существо.
В сказках Салҭыкова-Щедрина часто действуюҭ животные, рыбы, пҭицы. Но читатель ясно видиҭ в них человеческие черҭы, желания, привычки. И так легко провести аналогию между премудрым пескарем и людьми, которые всю свою жизнь только и делаюҭ, что прячуҭся от трудностей, не замечая, что тем самым лишаюҭ свое существование смысла, делая его пустым, а себя несчастными.

Права на сочинение "Чему учат сказки Салҭыкова-Щедрина?" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Анализ сказки "Дикий помещик" Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: "был тот помещик глупый, читал газету"Весть"и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое". Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: "Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести". Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: "Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ".

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что"с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл". Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: "податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт"."Нормальная"жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: "Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит."

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: "сказано-сделано", "мужицкие портки"и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

 

 

Это интересно: