→ Традиционные японские похороны и похоронные обряды. Смерть и похороны в японии В чем хоронят людей японцы

Традиционные японские похороны и похоронные обряды. Смерть и похороны в японии В чем хоронят людей японцы

Смерть и похороны в Японии

Японцы в своем большинстве исповедуют буддизм и верят в обязательную самсару, то есть переселение душ умерших в один из 6-ти миров. Буддистские взгляды и традиции, таким образом, сказались и на погребальном японском обряде.

Еще на него повлияла традиционная японская религия синтоизм, который обожествлял природу и разделял все сущее на чистое и нечистое. С его точки зрения смерть воспринималась как нечто крайне нечистое. Поэтому самого покойного необходимо очистить, как и участников похорон после церемонии.

Смерть

близких в Японии воспринимается как тяжкая утрата (несмотря на веру в то, что дух умершего воплотится в новой жизни). Поэтому скорбеть, в том числе и публично, и даже плакать считается делом обычным. Однако очень бурные чувства в связи с кончиной родных людей японцы все же не выражают из-за сдержанности, к которой призывают национальные культурные коды.

Сразу после того, как в семье кто-либо умер, родные приглашают в дом буддистского священника и представителя похоронного агентства. Первый должен позаботиться о душе, второй - о теле покойного. Но еще до этого необходимо провести древнейший обряд под названием «посмертный глоток воды» (мацуго-но мидзу).

Для этого все члены семьи по очереди (которая организуется согласно наибольшей родственной близости каждого из присутствующих) должны обтереть рот покойного ватой, обернутой вокруг палочки для еды и смоченной в воде. Далее необходимо очистить тело. Раньше это делали близкие, теперь им чаще всего помогает представитель агентства, а иногда вообще родные не принимают в обмывании участия.

Вначале тело моют горячей водой, потом обтирают спиртом или другой дезинфицирующей жидкостью. Пропитанные спиртом или сакэ ватные тампоны кладут в рот, ноздри и анальное отверстие, чтобы не вытекали нечистоты (бальзамировать тела в Японии не принято).

Облачают

умершего по-разному. Часто для этого выбирают традиционное кимоно - кекатабира. Раньше оно всегда было белым (то есть траурного цвета) с написанными на нем сутрами. Теперь белый цвет неизменно используется для женской и детской погребальной одежды, мужчину же можно хоронить и в черном костюме с белой рубашкой или в цветном кимоно.

Облачают в смертную одежду покойного по традиции Сакигото - то есть в ином (а именно обратном) порядке, чем обычно одеваются живые. Например, пуговицы застегивают снизу вверх, кимоно запахивают справа налево и т.д. Все это делается, чтобы отделить мир мертвого от мира живых. На ноги усопшего обычно надеваются гетры (только к кимоно, а к костюму - носки) и соломенные тапочки. В таком виде покойного кладут в гроб на предварительно расстеленное белое полотно. Женщин покрывают косынкой и белым покрывалом, а на мужское тело набрасывается простеганное одеяло, которое надо вывернуть наизнанку. Лицо покойного подкрашивается и накрывается белой тканью, в руки, кладутся четки, а через плечо надевается матерчатая сумка.

Вся эта одежда и атрибутика как бы говорит о том, что человек приготовлен к паломничеству, чтобы стать Буддой. Кстати, в Японии, когда говорят о чьей-либо смерти, используют иносказание "стал Буддой". А для отпугивания злых духов в гроб кладется нож: у головы или на грудь.

Далее по неизменному японскому обычаю особым образом оформляется место у гроба, который ставится рядом с семейным алтарем головой на север, причем лицо усопшего должно быть повернуто в сторону запада. У изголовья гроба ставят перевернутую ширму и особый столик с ладаном и другими благовониями в курильницах, цветами, водой и рисом в чашке с воткнутыми в него вертикально палочками для еды. Иногда на нем можно увидеть рисовые булочки. На стену же вешается рисованный портрет умершего. При этом японцы никогда не используют на похоронах фотографических изображений.

Заупокойные службы

у японцев проходят в 2 дня. Вечером 1-ого дня проводят так называемое короткое заупокойное бдение (оно длится 3 часа), перед которым усопшему дают посмертное имя (кайме). Это имя нужно потому, что, по вере, умерший становится учеником Будды, монахом, который должен теперь называться по-другому, чем в жизни. На первую службу приходят все, кто хочет выразить соболезнования семье.

В конце нее принято зачитывать телеграммы с соболезнованиями и говорят речи о покойном, а потом организуются короткие поминки. На столе во время них не бывает мясного, но всегда угощают сладостями, чаем и сакэ. Ночью в современной Японии около тела можно не присутствовать. На 2-ой день в храме проходит панихида перед похоронами.

Похороны

в Японии обычно назначают на вторые сутки после кончины человека. Считается хорошим знаком, если на них приходит много народа. Одежды скорбящих - это обязательно черные кимоно, платья и костюмы. Пришедшие приносят деньги в конвертах из специальной бумаги с серебристым узором. Они обвязаны черными тонкими ленточками.

Последнее прощание с покойным происходит после храмовой службы у алтаря, после чего гроб заколачивается (часто родственниками), помещается в украшенный катафалк, и траурная процессия отправляется в крематорий.

Кремация

Наиболее популярный способ погребения в Японии. Когда она осуществляется, провожающие в соседней комнате должны рассказывать друг другу веселые и трогательные случаи из жизни умершего.

По истечении положенного на кремацию времени (обычно на это уходит два - два с половиной часа) служащие крематория выносят прах на подносе, с которого родные перекладывают его в урну палочками.

Вначале стараются выбрать кости ног, потом - таза и позвоночника, далее - рук и головы. Впоследствии урну с пеплом вмуровывают в памятник на кладбище, который стоит на могиле с семейными захоронениями.

Памятники у японцев

всегда каменные и по возможности массивные и красивые. На них нет портретов - только имена. Зато формы камней бывают самыми разнообразными, вплоть до скульптурных композиций и сложных мемориальных сооружений.

Поминают

своих умерших японцы обычно в дни весеннего и осеннего равноденствия. Это обычно 20 либо 21 марта и 23 либо 24 сентября.

В эти дни все, кто может, стараются посетить и привести в порядок родовые могилы и зажечь на них свечи и фонари, чтобы осветить душам предков путь по загробному миру. В некоторых провинциях подобный праздник мертвых отмечается в апреле.

В древние времена в Японии хоронили людей разными способами, включая такие экзотические, как погребения в воде или на дереве. Но все-таки обычно применяли два способа захоронения: воздушное и закапывание в земле или ингумация. Воздушное захоронение заключалось в том, что тело оставляли в горах или просто в любой безлюдной местности. Как правило, простой народ использовал воздушное захоронение, а знатные люди временно выставляли тело умершего, потом закапывая его в земле.

В старой Японии тело к похоронам готовили все жители деревни. Они мыли его, одевали в белое. Буддийские священники проводили отпевание. После этого все вместе несли тело к месту захоронения или кремации.

Сейчас, когда в Японии умирает человек, близкие договариваются со священником и ритуальным агенством о дате похорон. Обычно похороны происходят на второй день. Однако возможен и перенос даты, если смерть пришлась на начало или конец года или на день, который считается неблагоприятным.

Усопшего укладывают головой на север. Чтобы отпугнуть злых Ухов, на грудь или рядом с головой кладут нож. Рядом постоянно горят свечи и благовония. Во время всего траура, который может длится до 49 дней, на входной двери вывешивается извещение о смерти.

По окончании всех ритуалов тело усопшего кладут в гроб, который может быть обычным, куда покойник помещается лежа, либо в виде ящика, где покойник может находится в положении сидя. Затем гроб заколачивают и несут в крематорий. После сожжения родственники собирают останки умершего в маленькую урну. Правда, в зависимости от состояния родных, урна может быть и большой и стоить очень дорого.
Урна устанавливается на специальный алтарь, где находится 49 дней, если умерший – мужчина и 35 – если это женщина. Каждый седьмой день у алтаря собираются родные и друзья для поминальных служб.

Все эти дни родные носят траур. В это время им нельзя развлекаться и ходить на праздники. Считается, что на 49 день завершается процесс очищения духа усопшего. После этого урну с прахом помещают в кладбищенскую землю.

Кладбище обычно находится в какой-нибудь зеленой зоне. Рядом обязательно – буддийский храм. Устройство могилы подчиняется законам фэн-шуя. Однако в современной Японии все труднее становится найти хорошее место.

После похорон ежедневно, потом ежемесячно, потом ежегодно проводятся ритуальные обряды. Умершего ждут на День поминовения всех усопших и на все другие большие праздники. Для этот родные идут на кладбище с приношением. На могилу кладут еду, ароматические палочки, цветы.

Японские похороны – одна из тех вещей, которые раскрывают японскую культуру и показывают, что такое Человек в японском представлении. Сегодня мы затронем эту не совсем позитивную тему. Из статьи вы узнаете, как и какие обряды проводятся на похоронах в Японии, как проходят поминки и сами похороны.

Чаще всего можно услышать, что похоронные ритуалы сочетают в себе синтоистские и буддийские традиции. В синтоизме, национальной религии Японии, можно встретить множество ритуалов, включающих похоронные обряды, которые появились в процессе развития сложной культурной истории японского архипелага, например: подготовка похорон старшим сыном или старшим мужчиной в семье или омовение тела покойного. Буддийские похоронные обряды «пришли» в Японию извне, и смысл их заключался в том, чтобы помочь покойному отправиться в загробный мир, а его душе переродиться, в случае если она не вырвется из круговорота жизни и смерти.

Самый сильный толчок к сращиванию религий произошёл в 1638 году, когда японцев потребовали официально принять буддизм в храме.

Ирония в том, что это сделали с целью искоренить христианство, а не запретить синтоизм. В то время закон предписывал установить буддийские алтари в японских домах, поэтому многим семьям пришлось перенести синтоистские алтари в другие комнаты.

В настоящее время практически все японские семьи нанимают буддийского священника для проведения похоронных ритуалов. Однако семьи и друзья проводят их в соответствии с синтоистскими традициями.

Японские похоронные традиции

Когда человек умирает, его тело, если возможно, должно провести дома последнюю ночь в футоне, в котором раньше спал покойный. Вокруг него укладывают лёд, а лицо накрывают белой тканью. Семьи, включая детей всех возрастов, и друзья должны незамедлительно принести свои соболезнования. Нередко люди садятся рядом с телом покойного, прикасаются к нему и разговаривают с ним так, как будто он ещё жив.

Утром медленная процессия относит тело в место, где будут проходить похороны. В зависимости от возможностей семьи это может быть храм или более светское место.

По прибытии тело одевают, помещают в гроб, который может быть простым или красиво оформленным. Над лицом покойного на крышке гроба расположено небольшое окошко. Затем гроб переносят в специальное место со свечами, статуями и цветами. Портрет усопшего ставят посреди свечей и ладана, который должен всё время гореть рядом с гробом.

Японские поминки

Начинаются поминки, которые в Японии проводятся перед самими похоронами. Гости приносят деньги в специальном похоронном конверте, обвязанным чёрной и белой верёвкой. Количество денег определяется тем, насколько близок человек был к покойному.


Затем священник садится перед гробом и начинает читать сутру. В это время члены семьи умершего по очереди подходят к гробу, чтобы выразить уважение усопшему.

Обычно каждый присутствующий должен взять гранулированный ладан, подержать его у своего лба и кинуть в горелку, затем помолиться и поклониться портрету покойного, а затем его семье.

После того как все закончили этот ритуал, и священник закончил читать сутру, гости уезжают, а семья и близкие родственники остаются в соседней комнате. Начинается ночное бдение. Обычно оно состоит из долгих неофициальных разговоров, лёгкой трапезы, среди которой из напитков может быть пиво или сакэ, и ночным отдыхом.

Похороны

На следующие утро семья возвращается к покойному, и вся процедура повторяется снова. Так как это уже непосредственно похороны, одежда должна быть соответствующей: чёрный костюм с галстуком и белой сорочкой для мужчин, и чёрное платье или кимоно для женщин.

Считается, что похороны заканчиваются когда семья, родственники и друзья попрощались с покойным. Гроб открывают, гостям и семье раздают цветы, чтобы те положили их к умершему. В некоторых традициях именно в это время прибивают крышку гроба. Затем все идут в крематорий, куда должны отнести гроб. При желании семья может и там зажечь ладан. Разжечь печь может ближайший родственник покойного или работники крематория. Пока огонь горит, родственники отправляются на похоронный банкет.

Кремация

После того, как все поели, родственники собираются в другом помещении, куда персонал крематория заносит внутрь ещё горячую плиту с оставшимися костями. Обычно работники ещё объясняют где какая кость, какой болезнью мог болеть усопший и как применение лекарств повлияло на кости.


Каждый присутствующий специальными палочками (одна бамбуковая, другая ивовая, что символизирует мост между двумя мирами) передаёт кости умершего, чтобы поместить их в урну. Это единственный случай, когда два человека касаются палочками одного предмета. В других случаях это будет напоминать окружающим о похоронном обычае и считаться неуважительным.

Матери могут попросить своих детей брать палочками и передавать кости головы, которые, по поверьям, помогают развить умственные способности. Кто-то может брать определённые кости, чтобы те помогли справиться с болезнью или травмой.

Буддийские мемориальные традиции

Собранные кости возвращаются в дом, и их ставят на буддийский алтарь, чтобы через некоторое время захоронить на семейном кладбище. Портрет усопшего помещают неподалёку.

Буддизм предполагает серию поминальных церемоний после смерти. Они такие же, как и во время похорон (жжение ладана, чтение сутр священником, молитвы), но менее формальные. Обычно они проводятся в доме семьи усопшего.

Строгие буддийские традиции предписывают проводить такие церемонии каждые семь дней после смерти до 49-го дня. Часто, когда у родственников нет возможности приехать или отпроситься с работы, до 49-го дня проводят 2-3 такие церемонии. Так начинается почитание предков. С этого момента, согласно буддизму, ещё одна церемония должна быть на сотый день и затем каждый год до пятидесятилетней годовщины.

Япония – страна удивительных традиций. В культуре Японии средневековые нравы парадоксально сочетаются со страстью к тотальному использованию высоких технологий во всех сферах жизни. Обычаи современных японцев строятся вокруг старинных светских традиций, а также вокруг двух религий – буддизма и синтоизма (древней языческой веры). Около 80% жителей страны заявляют, что исповедуют обе религии, что выглядит в глазах представителей других культур странно. Во многом из-за этого японские ритуалы кажутся иностранцам такими необычными.

Японские похороны – это, пожалуй, самый необычный из этих ритуалов, так как смерть в Японии связана с целым комплексом традиций и церемоний.

Подготовка к погребению

Сразу после смерти тело умершего готовят к погребению. Губы умершего полагается смочить водой, а на его грудь положить специальный нож, который, как считается, отгоняет злых духом. Подле кровати усопшего ставят небольшой столик, украшенный цветами и ароматизированной свечой. Если в семье усопшего есть буддистский или синтоистский алтарь, его закрывают белой бумагой – считается, что это защищает усопшего от злых духов.

Тело умершего омывают, после чего наносят погребальный макияж. Женщин обычно хоронят в кимоно, а мужчин – в деловом костюме. В гроб кладут любимые вещи покойного и шесть монеток. Согласно легендам, деньги – это плата за переправу через реку мертвых Сандзу.

Отпевание по-японски

Отпевание – это первая церемониальная часть японских похорон. Обычно его проводят в буддистских храмах. Если умерший был буддистом, то на церемонии буддистский священник зачитывает сутры, а прощающиеся приходят с чётками-дзюдзу. Отпевание заканчивается тогда, когда священник завершает прочтение сутры.

На траурную церемонию принято приходить в строгих черных одеждах. Женщинам надевают платье или кимоно черного цвета, мужчины черный костюм, черный галстук и белую рубашку.

Члены семьи садятся подле гроба с телом умершего, остальные участники церемонии – поодаль. Каждый присутствующих должен трижды воскурить церемониальные благовония.

Дарить траурные деньги

На отпевании принято дарить семье усопшего деньги. Обычно их приносят в специальном конверте, украшенном траурных цветами. Сумма внутри конверта зависит от того, насколько близок был гость с усопшим и насколько гость состоятелен. По завершению церемонии родственники покойного одаривают остальных участников деньгами в ответ. Этот дар обычно составляет от четверти до половины подаренной гостем суммы.

Прощание по-японски

Прощание с покойным проходит на следующий день после отпевания. Проводится оно также в буддистском храме. Это последняя возможность проститься с человеком, и многие гости в знак скорби опускают цветы на плечи и голову умершего.

Как и при отпевании, прощание в Японии сопровождается чтением буддистских сутр и курением благовоний. В рамках церемонии священник нарекает умершего новым именем. Оно призвано защитить умершего от возвращения – если его позовет кто-то из мира живых.

По окончанию церемонии гроб с телом покойного закрывают, погружают на катафалк и отвозят в крематорий.

Кремация в Японии

Кремация – самый распространенный способ погребения в Японии, его выбирают более 95% жителей страны. Родственники усопшего в тишине наблюдают как тело покойного отправляется в печь крематория. Затем покидают траурный зал и возвращаются 2 часа, чтобы забрать прах.

Церемония закладки праха в урну

Перенос праха в урну также должен проходить в виде церемонии. Два близких родственника переносят прах покойного в урну с помощью крупных металлических палочек. Сначала закладывают прах нижней части тела и заканчивают верхней – считается, что положение останков в урне ни в коем случае не должно перевернутым. Это единственная церемония в японской культуре, при которой считается допустимым и правильным передавать что-то другому человеку палочками.

Погребение в Японии

После того как прах перенесли в урну, останки покойного хоронят на одном из японских кладбищ в семейно-родовом захоронении, либо в могиле на корпоративном участке.

Имя живого на надгробии

На семейно-родовых надгробиях нередко сразу пишут имя покойного и его супруги (или супруга), даже если она еще жива. Чтобы подчеркнуть, что человек еще жив, поверх гравировки наносится красная краска. Когда супруга (или супруг) покойного умирает, её прах опускают в существующую могилу, а краску стирают.

Корпоративные захоронения

Корпоративные захоронения отведены для служащих компании, чаще в них хоронят менеджеров среднего и высшего звена. Надгробия могут быть украшены логотипом компании, либо выполнены в виде её продукции. Нередко такие захоронения проводятся за счет организации. Быть похороненным в предоставленной компанией могиле – это большая честь и признание заслуг покойного. Некоторые такие захоронения соседствует с историческими склепами и саркофагами, в которых покоятся останки средневековых японских самураев, даймё и сёгунов.

Культ предков

Культ предков – важная часть верований японцев. В каждой семье есть алтарь, посвященный умершим предкам. Считается, что умерший остается в семье, превращаясь в покровителя своей родни.

Японские поминки – 7 и 49-й день

Усопшего принято поминать на 7-й и 49-й день после кончины. Это связано с тем, что в японском языке число семь созвучно со словом «смерть», а потому считается особым. Впрочем, в некоторых регионах страны эти даты могут отличаться.

Дни поминовения

В дальнейшем память усопших почитают четырежды в год: на праздник Обон (день всеобщего поминовения усопших), Новый Год и в дни равноденствия.

В этот день к семейному алтарю приносят традиционные угощения, либо любимые блюда умершего. В день поминовения друзья покойного могут прислать его семье продукты для приготовления этой трапезы.

Для японцев умерший покидает дом только тогда, когда были погребены его внуки. После этого он присоединяется к духам, которые покровительствуют над всем родом. Пока этого не произошло, родные умершего обращаются к семейному алтарю, чтобы разделить с усопшим свои переживания, радости и невзгоды.

Возможно, вам будет интересно:

В Японии очень мало места не только для жизни, но и для смерти. Похороны и место на кладбище стоят слишком дорого — до $100 000 в центре Токио. Однако японцы нашли выход в виде небольших комплексов с хранилищами праха. О футуристических кладбищах Страны восходящего солнца рассказывает блог Cool Japan издания Motherboard .

Здание Rurikoin снаружи

Здание Rurikoin напоминает многоэтажный паркинг. На самом деле это хранилище урн с прахом. Технология его работы создана при участии корпорации Toyota, подробности не раскрываются, а внутри здания фотографирование ограничено. По внутреннему устройству Rurikoin напоминает библиотеку. У каждого посетителя есть персональная каротчка, посредством которой он получает доступ к «могиле» своих близких и только к ней.

Посетитель прикладывает карточку, после чего выдвигается эрзац-плита с информацией об усопшем родственнике. Кроме того, можно посмотреть фото с важнейшими событиями из его жизни

В Токио находится колумбарий Ruriden. Он использует похожую технологию. Внутри небольшого помещения находятся 2046 стеклянных фигур Будды, каждая из которых соответствует праху определённого человека. Когда его родственники приходят в колумбарий, они активируют карточку, после чего нужная «могила» подсвечивается отличным от остальных цветом.

Внутреннее убранство колумбария

Ежегодная стоимость содержания одного места в Ruriden составляет примерно $80 — это вдвое меньше, чем на обычных токийских кладбищах. Прах человека хранится в Ruriden 33 года, после чего его закапывают в землю.

Будда в верхнем левом углу светится по-другому. Значит, пришли родственники того, чей прах лежит за ним

Будда загорается отличным от остальных цветом, когда в колумбарий входят родственники того, кого представляет статуя. Урны с прахом находятся прямо за стеклянными фигурками.

Сейчас используются 600 мини-алтарей из 2046, ещё 300 зарезервированы

Японское общество стремительно стареет: четверть населения — люди старше 65 лет. Ухаживать за могилами умерших не только дорого, но и некому. Места вроде Ruriden и Rurikoin частично решают эту проблему.

Посетительница Ruriden выбирает место своего будущего захоронения

Проектом Rurikoin уже заинтересовались в Гонконге, Сингапуре и Китае — в этих странах тоже есть проблемы с местами для захоронений. Но разработчики Rurikoin не хотят, чтобы их футуристические кладбища копировали другие, поэтому хранят свою технологию в тайне.

 

 

Это интересно: