→ Громкие чтения по сказкам славянских народов. Олдржих сироватка - славянские сказки. О кащее и бабе-яге

Громкие чтения по сказкам славянских народов. Олдржих сироватка - славянские сказки. О кащее и бабе-яге

Олдржих Сироватка и Рудольф Лужик

Славянские сказки

Сказки для царевны Несмеяны


На далеком севере, где все лето стоит день, а всю зиму - ночь, жил-был могучий царь. И была у этого царя дочка необыкновенной красоты, только уж очень грустная: с утра до вечера плакала. А из слез ее наплаканных родилась река, и потекла та река от царского дворца через горы и долы до самого синего моря, только уж очень грустная была эта река: верба над ней не склонялась, зимородок над ней не летал, белорыбица в ней не плескалась.

Царь из-за своей дочери тоже впал в большую грусть и велел объявить по всему свету, что тот, кто сумеет развеселить царевну Несмеяну, получит ее в жены, да полкоролевства в придачу. И съехались к нему со всех концов из земель английских и китайских, французских и мавританских сыновья царского рода и люди простого звания, принялись они рассказывать принцессе всевозможные развлекательные истории, шутки выкидывали и проказничали, только все впустую. Царевна не смеялась, не улыбалась, а все плакала да плакала.

Но вот однажды в северное царство к этому могучему царю забрели три веселых бродячих мастера. Один из них был мастер портняжных дел, и пришел он с запада, второй был мастер кузнечных дел, и пришел он с востока, а третий был сапожных дел мастер, и пришел он с юга. И сказали они, что попробуют развеселить царевну Несмеяну, которая так и плакала, не переставая.

«Ладно, молодцы, - согласился царь. - Только не знаю, повезет ли вам. И до вас тут многие пытались, да ничего у них не вышло».

«Попытка - не пытка», - сказал портной и сейчас же без всякого страха и смущения предстал перед царевной и начал:

«В нашем краю, царевна, живут чехи, словаки, поляки и лужицкие сербы. И все они умеют рассказывать распрекрасные сказки. А кто хоть раз услышит эти сказки, тот навсегда перестанет плакать. Такая уж в этих сказках сила заложена».

Царевна Несмеяна с грустью глянула на портного и слезы водопадом хлынули из ее глаз. Но портной точно и не видел этого и принялся рассказывать.

Первая сказка польская

О трех сыновьях одного рыбака

Жил-был рыбак. Раз пошел он ловить рыбу, закинул сеть в море и вытащил рыбу с серебряным хвостом и серебряными жабрами. И говорит ему рыба: «Пусти-ка меня, рыбак, и поймаешь ты рыбу еще прекраснее».

Рыбак закинул сеть во второй раз и вытащил рыбу с золотым хвостом и золотыми жабрами. И попросила его и эта рыба:

«Пусти-ка меня, рыбак, и поймаешь ты рыбу еще прекраснее».

Рыбак закинул сеть в третий раз. Долго ничего в сети не было и начал рыбак упрекать себя за то, что пустил в море золотую рыбу. Но прошло еще время, вытащил он сеть, а в сети той была рыба - с бриллиантовым хвостом и бриллиантовыми жабрами. И сказала ему эта рыба:

«Рассеки ты меня, рыбак, на три части, одну - пусть жена твоя съест, вторую - кобылица, а третью - собака. Сам же ты ничего не ешь, а вынь из каждого куска по косточке и посади в своем саду. Из каждой косточки у тебя дуб вырастет. И еще тебе скажу, - говорит ему рыба, - что потом будет: у жены твоей родится три сына, у кобылицы - три жеребенка, а у собаки - три щенка. А ежели один из твоих сыновей погибнет, засохнет и его дуб в саду».

Как сказала - так и случилось. В скором времени родила его жена трех сыновей, кобылица - трех жеребят, а собака - трех щенят. И были они друг на друга так похожи, что и не различишь: все три сына как один, все три коня как один, все три пса как один. Даже мать не могла отличить, кто из них старший сын, а кто младший, и повязала им на руку ленточки-метки.

Время шло, сыновья росли, и надоело им сидеть дома. Старший сын оседлал жеребца, того, что постарше, взял с собой пса, тоже постарше, снял со стены старую саблю, попрощался с отцом и матерью и отправился бродить по свету, набираться опыта.

Ехал он ехал, и приехал в один город. Глядит, а в городе том всюду черное сукно развешено. Долго он над этим раздумывал и пошел в трактир спросить трактирщика, отчего это весь город черным сукном убран. А трактирщик ему и говорит: «Ах, пригожий молодец, в городе нашем объявился змей и каждый день съедает по человеку. Завтра придет черед королевской дочери, вот отчего город наш черным сукном убран».

Путник, как услышал это, стал трактирщика спрашивать, когда принцессу повезут. Трактирщик и говорит: «В семь часов на рассвете».

Проезжий попросил тогда, чтобы трактирщик его разбудил поутру, когда принцессу повезут, но сам всю ночь и глаз не сомкнул, все ждал, прозевать боялся.

В семь часов утра показалась процессия. А у него уже конь накормлен, оседлан, пес приготовлен. Встал он у окна и стал ждать. Как увидел, что ее везут, поехал и он вместе с остальными, да прямо за каретой. Люди стали домой поворачивать, а он все ехал и ехал, вот уже и король с королевой ее покинули, только он остался.

Вдруг задрожала земля, принцесса ему и говорит:

«Уходи-ка ты отсюда, а то вместе погибнем».

А он ей на это отвечает:

«Как бог даст, так и будет».

А сам коню и псу приказывает:

«Как змей вылезет из норы, ты конек мой, вскочи ему на хребет, ты мой верный пес, хватай его за хвост, а я примусь головы рубить».

Принцессе же велел отойти в сторону и не мешать.

А змей уже головы высовывает, все двенадцать сразу, и из норы вылезает. Тут конек на хребет ему вскочил, пес за хвост уцепился, а молодец стал рубить ему головы, да так сноровисто и ловко, что вскоре все они, кроме одной, что посередине была, отлетели. Молодец и за нее принялся, отсек наконец, только и сам упал, обессилев от яда, что из змея вытекал.

Увидела это принцесса, подошла к нему и в придорожном ручье умыла. А когда он очнулся, решили они пожениться и поклялись друг друга ждать, пока год не пройдет да еще шесть недель.

Молодец потом все глаза у змея выковырял, в суму положил, суму под часовенкой закопал, а сам отправился снова бродить по свету. А принцесса собралась и пошла домой. Шла она по лесу и встретила лесника. Тот ее и спрашивает:

«Ты куда спешишь?»

Она возьми да и расскажи ему все: как ее к змею на съедение везли, как один молодец змея победил и загубил.

Тут ей лесник и говорит:

«Если ты не скажешь, что это я змея победил, убью тебя на этом месте. И еще поклянись мне, что до самой смерти меня не покинешь. А теперь собирайся, пойдем вместе к твоему отцу».

Но она идти с ним не хотела и вбе упрашивала его:

«Я ведь первому поклялась, не могу я во второй раз клясться».

Окруженные чудесами телевидения, беспроводного интернета, чудо - весов, которые могут определить процент мышц и жира Вашего тела, если постоите на них влажными ногами, космических звездолетов к Марсу и Венере и прочими головокружительными достижениями человека разумного, современные люди редко задают себе вопрос - а есть ли какие – то высшие силы над всей этой суетой? А есть ли что – то, что не поддается даже сложному математическому расчету, а познается Интуицией и Верой? Понятие Бога – это философия, религия или что – то реальное, с чем можно взаимодействовать? Легенда и мифы древних славян о Богах - просто сказки?

Боги так же реальны, как земля под ногами?
Наши предки полагали, что Боги также реальны, как земля под ногами, как воздух, которым мы дышим, как солнце, ярко катящееся по небосводу, как ветер и дождь. Все, что окружает человека – это природа, созданная Родом, это гармоничное проявление Божеского присутствия.

Судите сами – Земля то спит, то просыпается и плодоносит, то опять засыпает – это Мать Сыра Земля , щедрая толстушка, проживает свой длинный день, равный по продолжительности целому году.

Солнце не стоит на месте, а неутомимо двигается от рассвета до заката? Это рыжий Хорс, Бог Солнечного Диска , выполняет, подобно усердному конюху, ежедневную пробежку своим огненным Небесным Коням.

Сменяются времена года? Это стоят на страже, сменяя друг друга, мощные и вечные Коляда, Ярило, Купало, Авсень .

Это были не просто легенды и сказки, древние славяне пустили в свою жизнь своих Богов, как родственников.

Богов можно просто попросить о помощи?
Воины, собираясь на битву, просили помощи у солнечных богов Хорса (Бога Солнечного Диска), Ярило (Бога Солнечного Света), Даждьбога (Бога Дневного Света). «Мы – дети и внуки Даждьбога», утверждали славянские мужчины.
Боевая славянская магия – подарок от этих ярких, солнечных, полных мужской силы Богов.
Славянские воины сражались только днём, а подготовительный обряд заключался в том, что воин, обратив свой взор к Солнцу произносил: «Как вижу я (имя) этот день, так дай мне, Всемогущий Даждьбог, увидеть и следующий!»

Женщины обращались к своим Богиням – , к Ладе, Покровительнице семьи и брака, к Матери Сыра Земля, Подательнице Плодородия, к Ладе, защитнице Любви и Семьи.
Каждый, живущий по законам Рода, мог обратиться к Предку – Хранителю, Чуру. Доныне сохранилось выражение – оберег: «Чур меня!»
Возможно, на самом деле Боги приходят, если их по – прежнему продолжают звать? Возможно, легенды и мифы древних славян - это не просто сказки?

Богов можно просто встретить?
Славяне считали, что часто Боги приходят в явный мир в зверином или птичьем облике.

Да – да, речь идет об оборотнях . Многочисленные фэнтези – страшилки, в угоду публике, исказили первоначальное знание об этих мистических существах. В «ужастиках» и «мультиках» оборотни действуют в виде шпионов, наемных воинов, беспощадных ночных страшилищ. Все это увлекательная неправда.

Оборотни занимали важнейшее место в духовной жизни славян. Медведи, волки, олени и птицы – все могли на поверку оказаться Богами, сошедшими в этот мир. Даже люди могли превращаться, но не об этом сейчас речь.

Этим животным поклонялись, они считались покровителями рода, эти тайные учения передавались из поколения в поколения, следы этого сохранились и до наших дней. Вот рушник с оленями, вот расписные короба с птицами, вот шкура волка – и все это до сих пор считается мощными оберегами.

Само слово «оборотиться» означало приобрести священное сознание и стать существом, наделенным огромной физической силой и сверхъестественными способностями.

Чур, предок – охранитель чаще всего являлся в виде волка. Культ волка до сих пор один из сильнейших, сохранившийся до наших времен.

Могучий Велес, Бог Магии, Мудрости и Музыки часто появлялся в образе бурого медведя, Коляда – в образе черной или рыжей кошки, непременно с зелеными глазами. Иногда он появляется в виде черного лохматого пса или черной же овцы. А летний Купала часто оборачивается петухом – не даром на всех полотенцах, связанных с купальскими праздниками – знаменитые русские петухи. Лада, Богиня Домашнего очага , может прилететь к Вам в виде голубя или показаться белым лебедем – в старых песнях Лада оборачивалась Птицей Сва.

Сварог, Бог-кузнец , оборачивается в Яви рыжим конем, поэтому на капище, посвященному верховному богу славян, непременно должен быть образ стремительной лошади.

Наверно, недаром, в самой архаичной северной росписи – мезенской, корни которой уходят в тысячелетия, основными мотивами являются конь и птица. Это супруги Сварог и Лада оберегают и современных людей от зол и несчастий, приносят любовь в дом.

Именно так, в лесу или даже во дворе можно было встретить Бога – оборотня, и прямо попросить его о помощи.

Так поступил и герой северной сказки «О том, как Макошь долю Горюне вернула" (издательство "Северная сказка").

Совсем закручинился Горюня, все думает, помог бы кто, спросить бы у кого. И вот как-то раз отправился он живицу собирать. Надрезал одну сосну, другую, стал туески закреплять, чтоб живица в них стекала. Вдруг видит, волк из-за сосны вышел и смотрит на него очень внимательно, а глаза-то у волка голубые, и шкура серебром отливает.

Это ж сам Чур, прародитель рода,- смекнул Горюня и бухнулся ему в ноги. - Батюшка Чур, помоги, научи, как мне от злой недоли избавиться!

Волк поглядел- поглядел, потом обошел вокруг сосны и вышел уже не волк, а седенький такой старичок, но глаза те же, голубые и смотрят внимательно.

Я,- говорит,- давненько за тобой наблюдаю. Родители твои как померли, в Навь отошли, матушка твоя, горюя о тебе сиротинушке, невзначай твою долю с собой унесла, а как поняла, что наделала, так и мается до сих пор. Но помочь вернуть тебе счастливую долю только Макошь может, богиня судьбы. У нее богини Доля и Недоля в помощницах, только ей подчиняются. Парень ты в душе чистый, не озлобился от своей горькой недоле, не сломила она тебя, к счастью стремишься, проси Макошь, что она решит, так и будет.

Спасибо, батюшка Чур, за мудрый совет, - кланяется Горюня .

Вот такие рассказывают сказки о простом и понятном деле – как познакомиться с Богом и попросить у него помощи и поддержки.

Вот и думай после этого, есть ли Бог, если он по улице запросто гуляет!
Возможно, Боги никуда и не уходили, а просто живут рядом, ожидая, когда неверие перейдет все границы и качнется маятник вновь?

Желаю вам найти Бога – если не на улице, то, хотя бы, в себе.

«Сказка ложь, да в ней намек…» – говорили мудрые Предки, т.е. ложь – это то, что дано на поверхности (ложе), а намек - подразумевал глубинный смысл образов. Этим они хотели донести до своих потомков мысль, что славянские сказки – это память, намек на реальные события или явления. Это образ, ключ к пониманию сути вещей, собственной судьбы, предназначения, собственного внутреннего мира, который открывает путь к познанию мира внешнего, пониманию вселенских законов. Потому еще в Древности бытовала фраза «Сказка быль, да в ней намек, кто познает – тем Урок».

Славянские сказки только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле, в них сокрыты Знания и Мудрость Предков. Так, знаменитое «Тридевять земель» - это 27 (3х9) Земель в системе Ярилы-Солнца. То есть Предки имели знания о наличии в нашей Солнечной системе 27 планет, которые шаг за шагом открывают современные астрономы. В сказе о Садко у Нептуна восемь дочерей. Но Нептун – это не только морской царь, это еще и планета. Лишь сравнительно недавно ученые обнаружили восемь спутников Нептуна, а древние славяне знали об этом с незапамятных времен.

«Курочка Ряба» в первом прочтении представляется незамысловатой детской историей, к тому же не вполне логичной. Однако все меняется, если знать, что Золотое Яйцо – это тайная Мудрость, сокровенное Знание. Его сложно получить, но легко разрушить неосторожным прикосновением. А Дед и Баба, очевидно, еще не готовы принять высшую Мудрость. Поэтому они получают обычное знание – в образе простого яйца.

То есть, славянские сказки – это кладезь информации, но подается она через образы. И в этой подаче важно каждое слово. Поэтому в древности сказочные истории передавались из поколения в поколение дословно, без изменений и дополнений. Ведь любое лишнее слово могло исказить передаваемую информацию.

Очень часто сказочными героями славян становились животные. Это и понятно, ведь вся жизнь древних славян-ариев была неразрывно связана с Природой. Животные символизировали Божественное покровительство славянских Родов. Их имена звучат в названиях Чертогов Сварожьего Круга. Первопредки хорошо понимали язык зверей и птиц, поэтому эти персонажи очень часто выступают в роли волшебных помощников.

Сказы и сказки зачастую не просто рассказывали, их баяли, напевали. Поэтому ребенка баюкают, древний певец назывался Бояном, а один из самых архаичных персонажей – Кот-Баюн. «Правду бают, или врут…» - читаем у А.С. Пушкина. Напевая над колыбелью младенца, любящая мать передавала ему древнее Родовое Знание, которое воспринималось ребенком легко и естественно.

******************************************************************

Здравствуйте, милые мои родичи!

Низкий свой поклон вам творю, до Земли родимой кланяясь! Ежели зашли на эту страничку, так слушайте, внемлите, никуда не спешите. Потечет речь моя, что реченька, в сказ добрый превращаясь, который будет соединять небо и землю солнечными нитями-лучами.
А расскажу-поведаю вам о наших далеких предках-прадедах. Жили они когда-то на нашей родной земле, которая звалась Русь-Лебедия или страна Россия светлая. Жили ладно да в любви: старших уважали, малых не обижали, слабым помогали, у сильных силушку перенимали да преобразовывали ее в добрые дела.

А учились они так жить у неба-батюшки да у земли-матушки, у Солнышка ясного да у реченьки светлоструйной, у деревьев учились да у цветов, у старцев добродушных да у деток маленьких с ясными, лучистыми глазами и звонким смехом.

Но прошли те времена, как снег по весне истаяли. Настало наше, современное время. Но в душу каждого из ныне живущих древние прадеды посеяли добрые семена. В каждом таком семечке хранятся все те знания, или веда, что помогала древним родичам: прапрабабушкам да прапрадедушкам жить с гармонии с природой и собой.


Лежат семена той солнечной веды в душах наших, да никак не могут прорасти. Хотите ли помочь им стать добрыми всходами, чтобы научится творить лад да любовь на Земле? Коли вы, други мои милые, ответили «да», то собирайтесь-ка, снаряжайтесь-ка, в путь-дороженьку отправляйтесь-ка. Нет, нет…не нужно будет далеко идти. Веда прадедов в сказы да в сказки добрые однажды вплелась ниткой солнечной. Почитайте эти солнечные сказки…прочувствуйте! Да преобразите души свои, сделав их чище и светлее. И тогда вы непременно увидите проросшие росточки древней славной веды в своих душах.


А я – сказительница Ладолея – льющая лад, беру эти сказы и сказки от истока, что речкой чистой из самой древности течет, да сплетаю их из цветов луговых да трав медвяных, из солнечных лучей да чистой родниковой водицы. И не забываю благодарить за этот дар Род наш светлый, что сотворил однажды на Земле пространство Света, Добра и Любви.

С Добром,

Ладолея

Мифы древних славян. История славянской культуры и мифологии. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию, примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.

Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.

Бел-горюч камень Алатырь — это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен», и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он — непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять».

Чурила, живший в Сварге, был столь красив, что сводил с ума всех небожительниц. Да и сам он влюбился, и нет чтобы в незамужнюю — в жену самого бога Бармы Тарусу.

— Приключилася мне кручинушка, — пел Чурила, — от зазнобушки красной девы, от Тарусушки молодой… По тебе ли жаль моя, дева, я сердечушком все страдаю, от тебя ль не сплю темной ночью

В широком смысле ведическая и языческая культура русского народа — суть русская народная культура, в своих основах единая с культурой всех славянских народов. Это русские исторические традиции, быт, язык, устное народное творчество (легенды, былины, песни, сказки, сказы и так далее), древние памятники письменности со всеми заключенными в них знаниями, славянское любомудрие (философия), древнее и современное народное искусство, совокупность всех древних и современных вероучений.

В начале Велес был рожден Небесной Коровой Земун от бога Рода, который протек от Белой горы Солнечной Сурьей, Ра-рекой.

Велес явился в мир раньше Вышня, и явился Нисхождением Всевышнего. Вышень затем пришел к людям, и воплотился как Сын Сварога и Матери Сва. Как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился Нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), и воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня и проклыдывал Ему дорогу, готовил мир и людей к приходу Вышня.

Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.

Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.

Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.

Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали:

Потом Велес просил у Сварога сковать ему плуг, а также железного коня ему под стать. Сварог выполнил его просьбу. И стал Велес обучать людей землепашеству, как сеять и жать, как варить пшеничное пиво.

Потом Велес учил людей вере и мудрости (ведению). Учил как правильно делать жертвоприношения, учил звездной мудрости, грамоте, дал первый календарь. Он разделил людей на сословия, дал первые законы.

Потом Сурья повелел своим сыновьям Велесу с братом Хорсом искать себе супруг. Хорс и Велес пустили в поле стрелы — куда стрела упадет, там и искать невесту.

 

 

Это интересно: