→ Морозовский особняк на воздвиженке. Особняк арсения морозова. Дом после революции

Морозовский особняк на воздвиженке. Особняк арсения морозова. Дом после революции

В Москве на улице Воздвиженка есть удивительное здание - особняк Арсения Морозова. Это один из самых старинных и необычных домов во всей столице. Он долгое время оставался недооцененным, поскольку в XIX веке его архитектура казалась слишком непривычной и вычурной для современников. Людям, живущим в XXl веке, эти хоромы напоминают замок, оживший из сказки.

Прекрасный особняк Арсения Морозова на Воздвиженке таит в себе множество загадок и окружен ореолом легенд. Дом выполнен по заказу Арсения Морозова - правнука Саввы Морозова, происходившего из уважаемой семьи купца. Тот был известным предпринимателем и меценатом.

Арсений появился на свет у Внука Саввы - Абрама и жены его - Варвары. Согласно обычаям морозовских времен, Варвару Алексеевну выдали замуж против воли. Она никогда не испытывала романтических чувств к своему мужу, и, когда он отошел в мир иной, испытала облечение. Однако в завещании супруга было сказано, что если новоиспеченная вдова снова сочетается узами брака, то быстро лишится причитавшегося ей наследства.

К счастью, состояние мужа оказалось настолько огромным, что жизнь вдовы ее не слишком печалила . Стоит отдать должное, Варвара Алексеевна занималась благотворительностью: именно она спонсировала строительство первого в России онкоцентра (Институт им. Морозовых для лечения людей, страдающих раком). Также она основала библиотеку имени Тургенева и газету «Русские ведомости».

Но в семье Варвара Морозова проявляла себя весьма жестко и требовательно, стремясь все держать под контролем. Когда Арсению исполнился 21 год, и он обрел право самостоятельно распоряжаться своей долей капитала, мать купила ему участок земли рядом со своим особняком на Воздвиженке. Она хотела, чтобы он всегда был под ее присмотром. Но юноша не желал оставаться под опекой матери.

Создание особняка

Раньше на месте усадьбы Морозова в Москве располагался большой конный цирк Карла Маркуса Гинне. Однако после пожара импрессарио не смог восстановить здание из-за недостатка средств, и земельный участок вместе с уцелевшими постройками был выставлен на продажу.

Практически сразу площадь приобрела Варвара Алексеевна и пригласила архитектора Виктора Мазырина спроектировать красивый особняк в классическом стиле. Однако у Арсения было иное видение прекрасного, и он захотел реализовать другой, более оригинальный проект. Вдохновение нахлынуло в поездке за границей, которую он совершил вместе с Мазыриным. В небольшом городе Синтра они увидели дворец Пена, который оставил в душе Арсения неизгладимое впечатление. Это здание было выполнено в мавританском стиле. Им владела королевская семья.

Морозов был восхищен: сразу же после возвращения в Москву началось строительство особняка. Так на улице Воздвиженка д. 16 появилась необычная усадьба, украшенная ракушками (возможно, такая идея посетила товарищей, когда они увидели Casa de las Conchas - знаменитый испанский дом с ракушками в Саламанке).

Москвичи отнеслись к постройке со скептицизмом. Даже Лев Толстой в своем романе «Воскресенье» упомянул о рабочих, которые «были вынуждены… строить глупый и ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку». Однако Морозова, в отличие от его матери, мало волновало, что пишут в газетах. Варвара Алексеевна же, увидев построенный особняк, проронила фразу, ставшую легендарной: «Раньше только я знала, что ты у меня дурак, но теперь вся Москва об этом знает».

Архитектура дворца

Внешний вид здания очень необычен. Можно заметить следующие детали:

  • Боковые башни и парадный вход подворья выполнены в неомавританском стиле.
  • Проем сделан в форме подковы.
  • Лепнина оформлена в виде ракушек.
  • Ажурный карниз и витые колонны очень колоритны.
  • Если говорить о других частях здания, даже архитекторы не смогли сойтись во мнении, в каком стиле они выполнены.
  • В целом присутствуют элементы классицизма, но разрозненная симметрия говорит об использовании модернистических приемов.

Внутреннее убранство

С дизайном интерьера Арсений поступил поистине оригинально. Когда Мазурин спросил его о том, в каком стиле делать внутреннее убранство, Морозов ответил: «во всех». Поэтому каждая комната сильно отличается от другой. Заходя в особняк, люди понимали, что его владелец - человек экстравагантный , имеющий массу интересов и всевозможные увлечения:

  1. В вестибюле дома находился охотничий зал. Морозов любил охотиться. В этой комнате присутствовало огромное количество трофеев. Его страсть к охоте отразилась даже на дизайне камина. Он украшен изображениями сокола, арбалета, лука и собак гончей породы. В этом доме любили животных: при жизни Морозова по особняку расхаживала настоящая прирученная рысь.
  2. Зал в особняке по большей части выполнен в греческом стиле.
  3. После идет большой зал в римском стиле, откуда можно пройти в будуар с огромнейшим зеркалом.
  4. Наиболее гармонично и изысканно выглядит холл в классическом стиле.
  5. Будуар супруги Морозова выполнен в стиле барокко. Наверняка она очень гордилась этой комнатой, однако старания Арсения угодить своей жене не принесли должного результата. Их брак не сложился: паре пришлось разъехаться.

Владелец особняка прожил в нем совсем недолго. Гибель Арсения Морозова можно назвать нелепой. Однажды он заключил пари с друзьями, пообещав, что ему удастся прострелить себе ногу и не ощутить ни капли боли благодаря помощи святого духа. Молодой человек сделал выстрел и на его лице не отразилось никаких признаков болевых ощущений, так что спор он выиграл. А вот из-за необработанной раны наступило заражение крови и через три дня легкомысленного юноши не стало.

Морозов заранее завещал дом своей любовнице - Нине Коншиной. Супруга Арсения, Вера Сергеевна, с которой Морозов не жил уже около 6 лет, пыталась оспорить завещание, сказав, что умерший супруг был недееспособен, но суд посчитал ее доводы несостоятельными. Возлюбленная Арсения практически сразу продала усадьбу сыну А. И. Манташева - Леону Манташеву.

Дом после революции

После событий 1917 года дворец стал штаб-квартирой анархистов, затем на него обратила внимание администрация театра Пролеткульт. Туда переехала передвижная трупа артистов. До ВОВ здесь располагалось посольство Японии, в военное время - посольство Великобритании, а после окончания военных действий - посольство Индии. С 1959 года особняк стали называть домом дружбы с народами зарубежных стран в Москве. В здании проводились встречи с иностранными деятелями.

В 2003 году произведена основательная реставрация и реконструкция особняка. Была привезена эксклюзивная мебель из красного дерева, напоминающая предметы интерьера конца XIX века. С 2006 года является домом приемов правительства РФ. В здании проводятся мероприятия, связанные с участием Российской Федерации в международных делах, дипломатические переговоры, конференции и важные встречи.

К сожалению, это не то место, в которое можно зайти внутрь , потрогать старинные предметы интерьера и погулять в парке рядом с усадьбой. По понятным причинам в ДДН не проводится экскурсий. Но можно попасть по адресу Воздвиженка д. 16 и насладиться необычным архитектурным творением. Добраться туда можно от станции метро Арбатская.

Династия Морозовых оставила Москве богатое наследство — плеяду великолепных особняков, с каждым из которых связана яркая история… или скандал. Не менее чем особняк Арсения Морозова знаменит особняк его знаменитого прадеда — Саввы Морозова на Спиридоновке, 17, который нередко называют домом Морозова на Арбате. Но не в пример описанному выше особняку он сразу же получил звание одного из красивейших домов Москвы и считался образцом вкуса. Построен он был для жены Саввы Морозова — Зинаиды, как символ их любви. Особняк в неоготическом стиле выстроен талантливейшим архитектором Федором Шехтелем, при участии Михаила Врубеля. Ныне там находится Дом приемов МИД России. По вполне понятным причинам и этот особняк закрыт для посещений и записаться на экскурсию туда практически невозможно. С недавних пор возможность побывать там появляется в Ночь музеев и День исторического наследия Москвы.

А как же музей? Неужели ни в одном из морозовских особняков нет музея? Есть — в Леонтьевском переулке. Там, в бывшем особняке Сергея Морозова, раньше располагался Кустарный музей, а ныне работает Музей народного промысла.

Причудливая усадьба Арсения Мороза - настоящая гордость столицы. Здание по праву считается одним из самых необычных и красивых.

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке – легкое, изящное сооружение, напоминающее замок, башни которого украшены каменным кружевом и лепным декором в виде ракушек. Здание выглядит необычно, даже если сравнивать его с другими особняками эпохи модерн – времени экспериментов в архитектуре. Однако мать богатого купца, Варвара Алексеевна, увидев, какой особняк «отгрохал» себе сын, назвала его дураком, и сказала, что об этом теперь «узнает вся Москва».

До постройки особняка на этом месте находилось деревянное здание конного цирка, которое сгорело в 1892 году. Его не стали восстанавливать, но выставили землю на продажу. Варвара Морозова, дом которой находился по соседству, купила участок и скоро переписала его на сына, сделав подарок к его 25-летию.

Строительством особняка руководил друг Арсения Морозова, архитектор Виктор Мазырин, с которым они вместе путешествовали по Европе и в Португалии были весьма впечатлены обликом дворца Пена в городе Синтра, построенного в 40-е годы XIX века. Вернувшись в Москву, Арсений Морозов решил строить здание, напоминающее дворец, и так на московской Остоженке появился особняк, в котором архитектор и заказчик предпочли видеть черты двух стилей – мавританского и португальского стиля мануэлино, который также называют португальским Ренессансом.

Не только мать раскритиковала вычурное строение. Критика в газетах, оценки современников тоже были негативными: облик здания сочли весьма эксцентричным, безвкусным, затею его постройки – глупой и пустой. Интерьер это неомавританского замка тоже был очень эклектичным: внутри были помещения, оформленные в рыцарском духе, стилях ампир, барокко, китайском и арабском.

Арсений Морозов прожил в этом доме около десяти лет и в 35 лет скончался от заражения крови после случайного ранения в ногу. Особняк унаследовала не законная супруга, а любовница Нина Коншина, которая почти сразу продала его нефтепромышленнику Манташеву.

В революционные годы особняк стал домом для поэтов Сергея Есенина и Сергея Клычкова. В доме с 1918 года располагался театр Пролеткульта, и поэты жили в его помещениях. Режиссер Сергей Эйзенштейн поставил для этого театра в особняке несколько спектаклей. С конца 20-х здание стали использовать по линии Народного комиссариата иностранных дел – сначала его занимал сам комиссариат, затем посольства Японии, Великобритании, Индии. Особняк стал Домом дружбы народов. Сегодня это Дом приемов российского правительства и федеральный памятник архитектуры.

Род купцов Морозовых был одной из мощных движущих сил в развитии русской промышленности и культуры. Разные ветви семьи влияли на государственность в протяжении всего 19 века - созидали капитализм одной рукой и подкладывали под него разрушительные идеи социализма другой. Получившие блестящее образование в европейских университетах наследники основателя династии отличались крутым нравом и многими чудачествами. Как и положено каждому состоятельному человеку, фабриканты не скупились при возведении особняков для себя и семьи. Одним из самых оригинальных из домов Морозовых стала усадьба на Воздвиженке.

Морозовы на Воздвиженке

На Воздвиженке соседствуют два особняка Морозовых, кардинально отличающиеся архитектурой. Один из них в неоклассическом стиле принадлежал Варваре Морозовой. Являясь наследницей текстильной империи Хлудовых, она вышла замуж за Абрама Морозова - фабриканта и тоже текстильного магната.

После смерти мужа успешно управляла Тверской мануфактурой, занималась благотворительностью, вела активную общественную жизнь и была матерью троих сыновей. Самый младший из них, Арсений Морозов, получил в подарок участок земли по соседству с домом матери и построил дом значительно позже материнской усадьбы.

Проект дома Морозовой на Воздвиженке создал архитектор Р. Клейн, это была его первая самостоятельная работа. Двухэтажная городская усадьба была построена в 1888 году. Парадный фасад дома обращен на Воздвиженку и отделяется от улицы небольшим садом с фонтаном. В оформлении выделяются два боковых ризалита с портиками, украшением их служат стилизованные фигуры грифонов и каменные лилии. Дом устойчиво покоится на высоком фундаменте и несколько похож на стилизованное итальянское палаццо, по крайне мере, так считали современники.

На двух этажах дома Морозовой на Воздвиженке были спроектированы 23 комнаты. Главный зал вмещал до 300 гостей, а в торжественные дни и до 500 человек. Дополнительные площади были в подвальном помещении, там располагались 19 комнат. С легкой руки хозяйки, дом стал модным салоном, куда на ужины съезжались прогрессивные мыслители, аристократы духа, литераторы, философы. Варвара Морозова до конца своих дней слыла либералкой и поддерживала прогрессивные идеи, что не нравилось действующей власти, и потому негласный полицейский надзор не снимался с нее до самой смерти.

До революции она не дожила совсем немного - умерла в сентябре 1917 года, по мнению современников, новый уклад ей вполне бы подошел. В память о Варваре Морозовой остались публичная библиотека в Москве, Морозовский городок в Твери, лечебница для душевнобольных, раковый институт, ремесленное училище и многое другое.

Поиск идеи

Сегодня особняк Морозовой принадлежит Администрации президента РФ, здесь проходят приемы иностранных делегаций. От исторического комплекса полностью сохранили сам дом, сторожку и пристроенные позже флигели, проектировал их архитектор В. Мазырин. Этот мастер стал автором одного из самых ярких зданий Москвы, построенного для сына Варвары Морозовой - Арсения.

Этот отпрыск купеческой семьи ничем примечательным не выделялся. Единственной его страстью были путешествия. Получив от матери в 1895 году в подарок на день рождения, внушительный участок земли, расположенный по соседству с ее особняком, Арсений Морозов решил, что строить дом нужно, но конкретных идей у него не было. Заказ на проект был отдан Виктору Мазырину, но никаких указаний о том, как будет выглядеть будущий особняк, от владельца не поступило.

Вдохновение было решено черпать в совместном путешествии, образец для подражания нашелся не сразу. В португальском городке Синтра наследнику Морозовых приглянулся построенный в 19 веке для местных монархов. Строить в Москве здание такого масштаба, как королевский дворец в Португалии, необходимости не было, но вот идея создать дом в псевдомавританском стиле, понравилась обоим участникам путешествия.

Архитектурный скандал

Отнести облик здания к какому-либо направлению архитектурного стиля невозможно, его эклектичность и яркая индивидуальность сделали дом Морозова одной из запоминающихся достопримечательностей столицы. Строительство началось, ориентировочно, в 1897 году и закончилось в кратчайшие сроки. Через два года дом Морозова уже удивлял, дразнил, шокировал всю Москву своей необычностью.

Еще в процессе строительства особняк подвергался острой и едкой критике со стороны света и прессы. Реакция матери также была однозначной, Арсения забавляли все нападки, пересказывая все сплетни, он упоминал и о словах В. Морозовой: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает». Эта фраза стала легендарной не без участия Арсения, не оставалась в стороне и вся остальная родня.

Дом Морозова вызывал у дядей и братьев многочисленного семейства нападки, но юный наследник, пророча, отвечал, что его дом стоять будет вечно, а что случится с их коллекциями, никто не знает. Литературная Москва с удовольствием прохаживалась остротами по облику дома - актер М. Садовский посвятил особняку едкую эпиграмму, Лев Толстой увековечил его в романе «Воскресение». В строительстве эпатажного дома, наверное, и проявилось у Арсения знаменитое морозовское чудачество, заставлявшее Москву и всю Россию наперегонки обсуждать династию не одну сотню лет. Даже сегодня представители этого купеческого рода вызывают неподдельный интерес.

Описание

Фасад особняка украшен ракушками, знатоки допускают, что этот элемент декора стиля платереско был позаимствован Мазыриным в Испании у главной достопримечательности города Саламанка - дома Casa de las Conchas. Считается, что раковины приносят счастье и удачу. За мавританский стиль в оформлении главного входа отвечают две симметрично расположенные башни, увенчанные затейливыми зубцами в виде короны и опоясанные по верхнему периметру искусной резьбой.

По обе стороны от арки, перед дверным проемом, установлены две колонны в виде трех переплетенных корабельных канатов, а вокруг двери выполнен резной декор из канатов, завязанных морскими узлами - элемент, приносящий удачу по португальским поверьям. Над главным входом установлены еще два символа удачи - подкова, как дань русским традициям, и плененный дракон, что является символикой Востока и Азии. Все фасады этого удивительного особняка опоясывают реалистично выполненные канаты, местами завязанные в узлы.

Сегодня попасть в комнаты дома Морозова почти невозможно, но некоторые сведения о внутреннем убранстве есть. Владельцы миллионных капиталов на вопрос о том, как в каком стиле оформить покои часто отвечали: «Во всех». Мода на все стили утвердилась в конце 19 и начале 20 веков весьма прочно. Так, бальные залы отделывались как греческие дворцы, спальни соответствовали стилю рококо или будуаров в духе Людовика IV, в мужских кабинетах приветствовали охотничьи символы.

Что внутри

Дом Морозова поддерживал направление смешения стилей, но выбор тематики для залов был сделан сумасбродным хозяином весьма затейливо. Вестибюль был посвящен еще одному любимому занятию Морозова - охоте. В бытность Арсения Абрамовича здесь стояли чучела добытых им медведей, под потолком красовались головы убитых кабанов, лосей, оленей, нашлось место в коллекции и для белок.

В декоре пространства над массивным камином изображены всевозможные виды оружия (луки, арбалеты), охотничьи принадлежности (рожки, соколы) и символ удачной охоты - две дубовые ветви, стянутые тугим узлом веревки. Говорят, что по залу бродила прирученная рысь.

Остальные залы также оформлены помпезно и вычурно. Роскошь виднелась в каждом уголке - великолепное зеркало в золоченой оправе в бывшем будуаре, роскошная лепнина и во многих комнатах сохранилась в нетронутом состоянии.

После Морозова

Сегодня в доме Морозова принимают иностранные делегации, поэтому экскурсий здесь не проводят, а редких журналистов допускают только в несколько помещений. По воспоминаниям современников, хозяин дома был хлебосольным и часто устраивал пиршества. Собрать общество не составляло труда - меценатствующие дяди быстро объединяли театральный бомонд и составляли веселую компанию. На вечеринках давались спектакли, пелись песни, обсуждались сплетни и проворачивались дела.

Арсений Морозов не изменял своей натуре никогда, смерть его имела оттенок водевиля - на спор прострелив ногу на охоте, он не поморщился и сказал друзьям, что не чувствует боли, этому умению он обучился в духовных практиках. Что стало финальной точкой его жизни, непонятно, по одним рассказам, он истек кровью, по другим, получил заражение из-за необработанной раны, ставшей причиной гангрены.

Особняк после революции национализировали. В первые годы в доме размещался штаб анархистов, позднее Театр Пролеткульта, где ставили спектакли Мейерхольд и Эйзенштейн. В довоенные годы дворец отдали посольству Японии, а после - посольству Индии. До 2003 года в комнатах дома Морозова обретался Дом дружбы народов. После проведенной реставрации здание перешло в ведение Правительства Российской Федерации и используется для приема иностранных делегаций, представительских и правительственных переговоров, конференций международного уровня и т. д.

Другие Морозовы, Суздаль

Фамилия Морозов у многих на каком-то подсознательном уровне прочно ассоциируется с успехом и качеством. Мануфактуры Морозовых неизменно выпускали отличную продукцию, как говорили современники, ее можно было брать с закрытыми глазами, в потребительских свойствах никто не сомневался. Причем не только в России, но и во многих зарубежных странах.

Купеческая династия была разветвленной и д ома-музеи Морозовых раскинуты по всей России - в селе Глухово (Ногинская обл.), в Сыктывкаре, Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Они оставили после себя отлично оборудованные фабрики, использовавшие передовые технологии производства и продемонстрировали комплексный подход к реализации проектов, начиная с идеи и заканчивая обустройством быта работников.

Сегодня однофамильцы купцов имеют некоторый кредит доверия, выросший из исторической памяти, иногда это неоправданно, но всегда является плюсом для предпринимателя. Гостевой дом Морозовых в Суздале - это успешно развивающаяся, пока маленькая, гостиница.

Гостей приглашают поселиться в одном из трех номеров, разного уровня комфорта. Удачное расположение в историческом и деловом центре города дает возможность туристам полностью погрузиться в интересующую область жизни современного мегаполиса. Для деловых людей - удобно решать текущие вопросы, не тратя время на длительные переезды, а туристы сразу попадают в очаг исторических событий и старинной архитектуры. Адрес гостиницы: переулок Красноармейский, строение 13. Приезд с животными допустим.

Гостеприимство в Адлере

Гостевой дом на Морозова в этом городе - это гостиница в 400 метрах от благоустроенного пляжа. Для отдыхающих оборудованы 20 номеров разной вместимости от одно- до пятиместных. Комфорт обеспечивает бытовая техника, кондиционер и санитарный узел в каждом номере, кухня общая, на придомовой территории есть место под барбекю, устроена детская площадка.

Также к услугам гостей прачечная, гладильная комната, круглосуточный доступ к wi-fi. На городском транспорте за 10 минут можно доехать до Олимпийского парка. Гостевой дом (ул. Павлика Морозова, дом 67) в Адлере - отличное решение для бюджетного отдыха с детьми. При необходимости администрация осуществляет бесплатный трансфер от ж/д вокзала или аэропорта. Стоимость номеров стартует от 2 тысяч рублей с человека в сутки.

Почти бренд

Архитектурное бюро «Дом Морозова» работает в Беларуси и занимает разработкой индивидуальных проектов коттеджей, а также типовой малоэтажной застройкой по существующим проектам. По желанию заказчика в любой из выбранных вариантов вносятся изменения для получения идеального решения. Мастерская предлагает готовые проекты, где уже тщательно отработаны узлы инженерных сетей, дизайнерское оформление внутреннего пространства каждого помещения, включены наработки концепций оформления приусадебного участка, ландшафтный дизайн.

Преимущество компании «Дом Морозовых» - проекты домов с учетом индивидуальных предпочтений клиентов, возможность работы в удобном режиме - на расстоянии или непосредственно на месте строительства. Пакет документации создается согласно действующим строительным нормам, клиент получает полное представление о количестве необходимых строительных материалов на каждом этапе возведения коттеджа. Кроме чертежей, разрабатываются и присоединяются к проектной документации 3D-модели дома, комнат, сада. В арсенале бюро представлены дома разных стилей от традиционного русского сруба до минималистских решений.

В этот раз показываю очень интересное здание в центре Москвы - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке (м.Арбатская). Особняк построен в 1895-99 гг. по проекту арх. В.Мазырина для одного из представителей рода Морозовых - Арсения Морозова (1873-1908).

Род Морозовых - семья старообрядческих купцов и очень богатых промышленников. В Москве и окрестностях города много интересных особняков, принадлежащих Морозовым. Но этот выделяется особо. Ведь недаром его экзотическая вычурность отмечалась еще современниками. Владелец особняка Арсений Абрамович Морозов "отличился в истории" своим буйством нравов, строительством этого особняка и знатными попойками. Смерть его была нелепой, он на спор простелил себе ногу и умер от заражения крови в 35 лет. Этот отпрыск семьи Морозовых был, выражаясь современным языком, "типичным прожигателем жизни". Сохранилось воспоминание о том, что на вопрос архитектора Мазырина в каком стиле проектировать дом, он ответил: "Во всех стилях! У меня есть деньги!"

Современники критиковали этот дом.
Из Википедии: Даже Толстой не обошел новый дом своим вниманием. В романе «Воскресение» он дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку».

На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
– Вон какой домина занесли, – сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле.

Л.Н.Толстой

Представьте, что это Нехлюдов проезжает на коляске мимо этого дома...

Удивительно, что этот дом вызывал такие отрицательные эмоции. Скорее всего, это было связано с личностью владельца. Экзальтированный хозяин дома по мнению современников обладал плохим вкусом.

Мать Арсения - Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова), (которая подарила ему землю под строительство этого особняка) сказала сыну, увидев построенный особняк:

"Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва".

Исторический анекдот, оставшийся в памяти потомков.

Фраза и настроение современников запомнились... А строение осталось и украшает город. Порой и экзальтированные личности оставляют о себе хорошую память)).


1910 г.

Особняк матери (Варвары Морозовой) находится в двух шагах от особняка сына. Он выстроен в классическом стиле (его сегодня плохо видно из-за забора и разросшихся деревьев), а особняк сына - это экзотическая стилизация в мавританском стиле. Прообразом послужил Замок Пена в Синтре (Португалия). Вы посмотрите по ссылкам этот замок, а также те стили (мануэлино и мудехар), которые послужили базой для архитектора.

Выстроенный в стиле , соединяющем элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса с добавлением элементов стиля (ракушки на фасаде дома такие же, как на фасадах в Саламанке (Испания) , этот особняк удивителен для центра Москвы.

Для москвичей этот дом известен как Дом Дружбы народов (Дом дружбы с народами зарубежных стран).

А сегодня он называется Дом приемов Правительства РФ. К сожалению и этот дом, и дом матери Арсения - Варвары Морозовой сегодня закрытые для осмотра помещения, поэтому интерьеров я вам не покажу, но рассмотреть снаружи дом мы сможем.


Здесь можно рассмотреть те самые "испанские" ракушки, "португальские" канаты и морские узлы, витые колонны и "горошины перца", украшающие здание.

А какой красивый мавританский балкончик украшает фасад дома. А "корона" на крыше дома! Потрясающе.


Вот увеличенный кадр с канатами и узлами.

Над входной дверью скрывается крылатый дракон.


С правого края дом украшен изящным балконом, который очень похож на один из балконов во дворце Пине (Португалия). Обратите внимание на потрясающие трубы для стока воды.

Основатель знаменитой купеческой династии Морозовых Савва Васильев, бывший крепостной, приезжает в Москву в 1820-ых годах и здесь берет фамилию Морозов. Пятеро его сыновей образуют обширный Морозовский род, распадающийся на несколько ветвей: Викуловичи, Захаровичи, Абрамовичи, Ивановичи, Тимофеевичи. Представители династии Морозовых играли значительную роль в торгово-промышленных делах России, занимались благотворительностью, внесли вклад в развитие искусства и строили для себя роскошные особняки в столице.

Дом Марии Федоровны Морозовой. Вид из сада.

Морозовская Москва существует как «город в городе» в виде благотворительных учреждений, роскошных торговых построек и особняков, которые Морозовы строили для себя. Архитектура, связанная с именем купцов, это, прежде всего, яркие стилизации под какие-то исторические или фантазийные стили. Это и «мавританский особняк» на Воздвиженке, и, конечно, шедевр Шехтеля на Спиридоновке.

Остановимся подробнее на нескольких наиболее ярких объектах Морозовской Москвы.

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова (Спиридоновка, 17) , одного из самых известных представителей купеческого рода, был построен архитектором Федором Шехтелем . Роскошную усадьбу Савва обустраивал для жены Зинаиды, которую увел у своего племянника Сергея Викуловича Морозова. В старообрядческой купеческой среде, откуда были влюбленные, развод и новый брак считался позором. Но это не помешало молодым людям пожениться.

Особняк на Спиридоновке Шехтель строил, когда еще не имел звания архитектора. Дом представляет собой стилизацию под сказочную английскую готику. В строительстве «замка» Шехтель использует архитектурные новации. Анфиладную планировку предшествующих эпох заменяет новым объемно - планировочным принципом. Он формирует пространство особняка вокруг центрального объекта, в данном случае, вестибюля с лестницей.

Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Особняк на Спиридоновке многие считают лучшим образцом неоготики в Москве.

Семейный мир в роскошном новом доме царил всего год. В 1898 году Савва Морозов встречает новую роковую любовь актрису Марию Андрееву.

В мае 1905 года Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Официальная версия - самоубийство, но, вероятнее всего, меценат был убит большевиками, которым пообещал часть своего состояния.

После смерти мужа Зинаида продает особняк Михаилу Рябушинскому , который совсем немного изменил его интерьеры. После революции дом национализируют.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке.

Ольга Ваганова/АиФ

Другой известный представитель купеческой фамилии Михаил Абрамович Морозов , владелец большой художественной коллекции, впоследствии переданной Третьяковской галерее, жил в особняке на Смоленском бульваре (Смоленский бульвар, 26/9).

Первой владелицей дома XVIII века была генеральша Глазова. В 1894 году особняк был перестроен по проекту архитектора Виктора Мазырина для Михаила Морозова и его жены Маргариты Кирилловны.

На первый взгляд, здание построено в классических традициях, но внутреннее оформление настолько разнообразно, что дом никак нельзя отнести к классике русской архитектуры. Во внутренних интерьерах царит пестрота стилей: там есть и египетская прихожая, и мавританская курительная комната, и отделка в стиле античной Греции.

Чета Морозовых была известна всей Москве. В особняке на Смоленском бульваре собирался многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.

Михаил Морозов коллекционировал картины, в то числе импрессионистов, занимался благотворительностью, помогал художникам.

Морозов умер, когда ему было всего 33 года. В 1910 году его жена передала художественную коллекцию в дар Третьяковке. Маргарита Кирилловна продала дом, а от наследства мужа отказалась в пользу благотворительности.

Особняк Морозовых на Смоленском бульваре

Говоря о Морозовской Москве нельзя не упомянуть очень человеческую историю, которая связана с именем художника Левитана. Мать Саввы Тимофеевича Морозова, Мария Федоровна, уважаемая московская благотворительница, в 1889 году на свои средства перестраивает классический флигель усадьбы в Большом Трехсвятительском переулке (д 1 с 2) для занятий рисованием своего сына Сергея. В том же году он уступает дом своему другу Исааку Левитану.

В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский описывает эти события:

«…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…»

Фасады особняка были украшены наличниками, центральная часть повышена и декорирована кокошниками. В доме был устроен верхний свет, необходимый для занятий живописью.

Здесь, в Морозовском владении, написаны практически все шедевры Левитана: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь».

Окно дома -мастерской Исаака Левитана в Большом Трехсвятительском переулке

Но не все представители славного купеческого рода были деятельными и толковыми людьми. Арсений Морозов , сын Абрама и Варвары Морозовых, прослыл мотом и кутилой, не был занят предпринимательской деятельностью, не имел склонности к искусству, страстью его были праздные путешествия.

В одной из поездок со своим другим архитектором Виктором Мазыриным по Испании и Португалии Арсений был впечатлен португальским дворцом Пена в Синатру, построенном в середине XIX века в стиле мавританской средневековой архитектуры.

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка возводится необычный «мавританский замок» (Воздвиженка, 16, с 1) , еще на стадии строительства названный москвичами «домом дурака».

Чем же так не угодил современникам Морозовский дворец? Сегодня мы смотрим на архитектуру и воспринимаем даже экзотичные постройки довольно спокойно, привязывая их к прототипам и историческим стилям. А в начале XX века архитектура была жестко обусловлена модой. Например, когда пришел модерн, все стали строить модерновые дома, даже те, кто этот стиль терпеть не мог. Когда Морозов строил копию экзотичного мавританского дома, господствовала эклектика с ее достаточно однотипными постройками. Поэтому эксцентричную выходку восприняли с насмешкой и даже яростью.

Арсений Морозов погиб глупо, прострелив себе ногу на спор. После революции в особняке Морозова поселили Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд.

"мавританский замок" Арсения Морозова.

Морозовская Москва - это и роскошные торговые постройки, среди которых можно упомянуть Боярский двор (Старая пл, 8) . Это офисное здание того времени подчеркивает связь архитектуры Морозовых с модерном. Боярский двор построен Федором Шехтелем по заказу Сергея Морозова, сына Ивана Саввича, в части здания разместилось представительство Богородско-Глуховской мануфактуры, принадлежавшей Морозовым-Захаровичам.

Это ярчайший образец модерна с привлечением мотивов национальной русской архитектуры. Там в первых этажах были Морозовские офисные помещения, четвертый и пятый - заняты гостиницей «Боярский двор».

Здание Двора выглядывало из-за массивной Китайгородской стены, поэтому Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, которые смотрелись как башни старинного замка.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин.

Сейчас здание занимает Аппарат Президента РФ.

Боярские ряды.

Закончим экскурсию по Морозовским местам у здания Кустарного музея (Леонтьевский переулок, 7 с 1) - образца так называемого русского архитектурного стиля. Дом можно отнести к опыту исторической ретроспективной архитектуры, пытающейся воссоздавать национальные образы. Оно было построено по заказу Сергея Тимофеевича Морозова , брата Саввы Тимофеевича, в начале XX века.

В своем стиле здание довольно посредственное и не сравнится с такими великими шедеврами как дом Перцевой, например, или тот же Ярославский вокзал. Но сам Кустарный музей был блестящим явлением. Морозов был большим ценителем народного промысла. Кустарный музей, основанный им еще в 1885 году, находился сначала на Большой Никитской, а потом переехал в Леонтьевский переулок. Здесь представлена большая коллекция резных изделий. В настоящее время - это Музей народного промысла.

Музей народных промыслов

Ольга Ваганова/АиФ

 

 

Это интересно: