→ Темный тоннель. Тёмные туннели. Сергей Антонов Темные туннели

Темный тоннель. Тёмные туннели. Сергей Антонов Темные туннели

Темные туннели Сергей Антонов

(Пока оценок нет)

Название: Темные туннели

О книге «Темные туннели» Сергей Антонов

Талантливый белорусский писатель Сергей Антонов начал пробовать себя в качестве писателя только после окончания университета, который закончил по специальности инженер. Однако найти себя в этой профессии он так и не смог, поэтому пошел работать в районную газету, где занимался длительный период редактированием писем, которые приходили в редакцию. Чуть позже он начинает работать собственным корреспондентом в минской газете «Частный детектив».

Первые произведения автора особенно порадуют тех людей, кто обожает читать книги криминального жанра с элементами фантастики и мистики. С каждым годом Сергей Антонов совершенствует свой литературный талант и радует своих поклонников все новыми шедеврами.

Читая произведения писателя, невольно с головой погружаешься в загадочный мир фантастики, в котором существует своя жизнь, наполненная приключениями и интригами.

Произведение Дмитрия Глуховского «Метро 2033», которое рассказывает про ужасающее зрелище после ядерного взрыва и о людях, выживших в метро, потряс весь литературный мир. Многие писатели захотели продолжить эту интересную тему. Поэтому писатель Дмитрий Глуховский решил создать новый проект, в котором объединил всех желающих авторов. Роман «Темные туннели» Сергея Антонова является первой книгой из серии «Вселенная Метро 2033» и написан в жанре фэнтези.

В основе сюжета история главного героя Анатолия Томского, который должен любым способом пробраться в секретную лабораторию, где профессор Корбут старается создать генно модифицированных людей, которые не ощущают боли и становятся очень выносливыми. Попав в секретную лабораторию, практически все члены команды погибают.

Выжить удается только одному Анатолию, который собирается с силами, чтобы вернуться и разрушить этот центр по производству гэмэчелов.

Писатель с особой душевностью представляет читателю своих персонажей. Он рассказывает про трагедию Анатолия, который в детстве потерял родителей и никак не может забыть, как рухнул его девятиэтажный дом. Есть в произведении и любовная линия. Его девушка Елена работает в книжной лавке, она мечтает о перемещении тела Ленина из мавзолея в метро. А главный герой называет ее «ангелом в красной косынке». Автор удивительно тонко сумел передать переживания и эмоции своих персонажей, за судьбу которых читатель невольно начинает переживать.

Какие события ждут главного персонажа, какие испытания ему предстоит пережить, сможет ли он выполнить свою миссию, вы сможете читать в книге «Темные туннели».

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Темные туннели» Сергей Антонов в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Метро 2033 - 2

От Дмитрия Глуховского:

"Сергей Антонов возвращает нас в настоящее «Метро 2033» - таинственное, полное неожиданностей и опасностей, проникнутое духом безысходности. Роман получился хороший еще и потому, что главный герой его хочет исправить мир - как все мы мечтали когда-то. Но будет ли свет в конце «Темных туннелей?»"

О серии «Вселенная Метро 2033»:

«Метро 2033» - Дмитрия Глуховского - культовый фантастический роман, самая громкая российская книга последних лет. Тираж - полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра. Этот роман вдохновил целую плеяду новых писателей, и теперь они вместе создают Вселенную «Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитой саги. Приключения героев на Земле, почти уничтоженной ядерной войной, выходят за пределы Московского метро. Теперь сражения за будущее человечества будут вестись повсюду!
Часть первая
МЕТРО И ВОЛЯ

Глава 1
ПРЕДЧУВСТВИЕ ПЕРЕМЕН

Это было неясное предчувствие того, что сегодня долж¬но произойти нечто необычайно важное. Оно пришло к Анатолию в тот тонкий, как паутина, отрезок времени, ког¬да сон тает в шуме наступившего утра, а бодрствование еще не вступило в свои права. Некоторое время Толя лежал с открытыми глазами в темной, пропитанной запахом чада палатке, пытаясь отыскать в событиях минувшего дня тай¬ные знаки, зарубки на стволе бытия, которые дали бы ответ на вопрос, почему именно нынешний день должен стать ис-ключительным, поворотным в его судьбе? Из важных со¬бытий вчера произошло только одно…

Отработав свою смену на свинофермах Речного Вокзала, Анатолий попал на общее собрание. Как раз голосовали за предложение дяди Миши, известного под партийным псев-донимом Нестор, переименовать станцию Войковская в Гу¬ляй Поле. Бурных прений не случилось, однако, как всегда, нашлись и недовольные. Предводителю Повстанческой ар-мии метро пришлось делать экскурс в историю и рассказы¬вать соратникам о том, каким подонком был большевик Вой¬ков, участник екатеринбургского расстрела семьи Романо¬вых. Потом Батька доходчиво объяснил, что название Гуляй Поле будет как нельзя лучше соответствовать новой сущнос¬ти бывшей Войковской как столицы свободного содружества анархистов. Рассказ о реформах, предпринятых Махно в годы процветания его гуляйпольской республики, изобиловал такими красочными и комичными подробностями, что Толя едва удерживался от смеха.
Анатолий, хотя до тридцати ему было еще далеко, на анархистских теориях съел собаку, и в идеологических споpax, если они не доходили до кулаков, многих мог уложить на обе лопатки.
Попытки исторического Нестора Ивановича Махно на практике осуществить в годы гражданской войны наработки Кропоткина и Бакунина казались Анатолию наивными. Ему бы очень не хотелось, чтобы здесь, под землей, воплощение в жизнь идеалов свободы и нравственности свелись к созда¬нию на их станции уменьшенной копии Гуляй Поля образца девятнадцатого года прошлого столетия. При этом Анато¬лий понимал, что многим рядовым анархистам Войковской по душе именно такой бесшабашный вариант воли и что для того, чтобы выкорчевать из сознания людей рефлексы при¬митивного народовластия в духе Запорожской Сечи, потре¬буется много времени, терпения и силы убеждения.
Последней у Нестора хватало с избытком. Предводитель анархистов обладал внушительной фигурой и бесспорным талантом оратора. Это был титан двухметрового роста, с густой гривой седых, отливающих сталью волос и четкими, Словно выбитыми на античной монете, чертами лица. Он был наряжен в некогда черный, а ныне потертый до жел¬тизны кожаный плащ, раритетную шапку-кубанку, добы¬тую чуть ли не в самом Музее революции, широкие галифе и собранные в гармошку высокие яловые сапоги из той же разграбленной экспозиции.

Сергей Антонов
Темные туннели

От Дмитрия Глуховского:

"Сергей Антонов возвращает нас в настоящее «Метро 2033» - таинственное, полное неожиданностей и опасностей, проникнутое духом безысходности. Роман получился хороший еще и потому, что главный герой его хочет исправить мир - как все мы мечтали когда-то. Но будет ли свет в конце «Темных туннелей?»"

О серии «Вселенная Метро 2033»:

«Метро 2033» - Дмитрия Глуховского - культовый фантастический роман, самая громкая российская книга последних лет. Тираж - полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра. Этот роман вдохновил целую плеяду новых писателей, и теперь они вместе создают Вселенную «Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитой саги. Приключения героев на Земле, почти уничтоженной ядерной войной, выходят за пределы Московского метро. Теперь сражения за будущее человечества будут вестись повсюду!

Часть первая
Метро и воля

Глава 1
Предчувствие перемен

Это было неясное предчувствие того, что сегодня должно произойти нечто необычайно важное. Оно пришло к Анатолию в тот тонкий, как паутина, отрезок времени, когда сон тает в шуме наступившего утра, а бодрствование еще не вступило в свои права. Некоторое время Толя лежал с открытыми глазами в темной, пропитанной запахом чада палатке, пытаясь отыскать в событиях минувшего дня тайные знаки, зарубки на стволе бытия, которые дали бы ответ на вопрос, почему именно нынешний день должен стать исключительным, поворотным в его судьбе? Из важных событий вчера произошло только одно…

Отработав свою смену на свинофермах Речного Вокзала, Анатолий попал на общее собрание. Как раз голосовали за предложение дяди Миши, известного под партийным псевдонимом Нестор, переименовать станцию Войковская в Гуляй Поле. Бурных прений не случилось, однако, как всегда, нашлись и недовольные. Предводителю Повстанческой армии метро пришлось делать экскурс в историю и рассказывать соратникам о том, каким подонком был большевик Войков, участник екатеринбургского расстрела семьи Романовых. Потом Батька доходчиво объяснил, что название Гуляй Поле будет как нельзя лучше соответствовать новой сущности бывшей Войковской как столицы свободного содружества анархистов. Рассказ о реформах, предпринятых Махно в годы процветания его гуляйпольской республики, изобиловал такими красочными и комичными подробностями, что Толя едва удерживался от смеха.

Анатолий, хотя до тридцати ему было еще далеко, на анархистских теориях съел собаку, и в идеологических спорax, если они не доходили до кулаков, многих мог уложить на обе лопатки.

Попытки исторического Нестора Ивановича Махно на практике осуществить в годы гражданской войны наработки Кропоткина и Бакунина казались Анатолию наивными. Ему бы очень не хотелось, чтобы здесь, под землей, воплощение в жизнь идеалов свободы и нравственности свелись к созданию на их станции уменьшенной копии Гуляй Поля образца девятнадцатого года прошлого столетия. При этом Анатолий понимал, что многим рядовым анархистам Войковской по душе именно такой бесшабашный вариант воли и что для того, чтобы выкорчевать из сознания людей рефлексы примитивного народовластия в духе Запорожской Сечи, потребуется много времени, терпения и силы убеждения.

Последней у Нестора хватало с избытком. Предводитель анархистов обладал внушительной фигурой и бесспорным талантом оратора. Это был титан двухметрового роста, с густой гривой седых, отливающих сталью волос и четкими, Словно выбитыми на античной монете, чертами лица. Он был наряжен в некогда черный, а ныне потертый до желтизны кожаный плащ, раритетную шапку-кубанку, добытую чуть ли не в самом Музее революции, широкие галифе и собранные в гармошку высокие яловые сапоги из той же разграбленной экспозиции. Этот великан был непререкаемым лидером анархистской вольницы.

Анатолий в очередной раз поразился особенностям ораторского таланта Нестора. В узкой компании глава Повстанческой Армии не отличался красноречием и предпочитал помалкивать и слушать. Но стоило ему оказаться перед большой аудиторией, как от стеснительности его не оставалось и следа. Когда Нестор выступал перед людьми, потряхивая гривой отливающих сталью волос, от него веяло непоколебимой уверенностью в собственной правоте. Батька, в отличие идеалистов-теоретиков вроде Анатолия, умел вести толпу за собой…

Толя родился в семье московских интеллигентов. Мать возглавляла научно-исследовательскую лабораторию в Московской сельскохозяйственной академии на Тимирязевской, отец был редактором крупного литературного журнала, поэтому Толины детские годы прошли среди книг, которые читал не всякий взрослый, под аккомпанемент кухонных разговоров о морали, нравственности и ответственности художника перед обществом. Толю тоже воспитывали в этом духе: ответственным юным художником. Самостоятельным он стал рано. Уже в шесть лет он в одиночку ездил брать частные уроки игры на скрипке и без приключений добирался домой через две станции метро.

Родители его погибли в самом начале Катаклизма. Толе повезло дважды. В тот день, когда их девятиэтажка была сметена с лица земли взрывной волной, мальчика со скрипкой в обнимку как раз отправили на занятия. Встречный поток хлынувших под землю до смерти перепуганных людей не дал ему подняться на поверхность. Одинокого, заплаканного мальчугана приметил такой же одинокий, потерявший всех близких старик. Звали его Иннокентием Вениаминовичем. У Толи с собой была только скрипка, а у Иннокентия Вениаминовича - батон белого за двадцать рублей. Толе он отдал половину.

За второй роман цикла «Вселенная «Метро 2033» я взялся с большой опаской. После невнятных «Путевых знаков» Владимира Березина, открывших проект, насчет будущего цикла были сомнения. Общее впечатление: Сергей Антонов мир своей книгой не перевернул и выше головы не прыгнул, но ставить крест на «Вселенной «Метро 2033» рановато.

Что касается «Путевых знаков», вопрос даже не в том, хорошо или плохо написан этот роман. По-моему, мир, придуманный Глуховским в дилогии «Метро», писателю Березину даром был не нужен и даже мешал. В «Темных туннелях» с верностью «первоисточнику» все гораздо лучше. Антонов почти не покидает пределов Московского метрополитена (есть одна опасная прогулка по Тверской на Лубянку), есть и жуткие мутанты под землей и на поверхности, и люди, которые в грызне за власть могут быть пострашнее любых чудовищ. Как и в романах Глуховского, глобальная катастрофа остатки человечества не сплотила и ничему не научила. В целом приятное впечатление оставляет язык и стиль романа, некоторые фразы хочется даже запомнить или записать («Только поэты и мечтатели способны сделать мир лучше, даже если этот мир умещается в норе под названием Метро»).

А вот сюжет «Темных туннелей» откровенно слаб и наивен. Оказывается, «проклятые коммунисты» все никак не угомонятся и в подвалах Лубянки собираются изготавливать новую расу суперсолдат. Вся эта сюжетная линия и фигура профессора Корбута(главный злодей - «безумный ученый»), по-моему, дико смотрелась бы даже в голливудских пропагандистских

фильмах времен холодной войны. Ну а про балаган с телом Ленина и ряжеными красноармейцами в финале и говорить не стоит - это как раз то, что называют «развесистая клюква». И не надо говорить, что это фантастика и художественное преувеличение. Есть еще понятие вкуса и чувства меры!

Впрочем, если воспринимать «Темные туннели» просто как развлекательный боевичок для чтения в транспорте, стоит признать, что с этих позиций роман вполне читабельный. Правда, мне показалось, что Сергей Антонов рассчитывал на большее...

Оценка: 6

После прочтения первой книги серии «Вселенная Метро 2033» хотелось напиться и забыться. Непонятно, что курил Глуховский когда одобрял это произведение. Но серия, как известно, состоит не из одной книги, и вот, на горизонте замаячила вторая книга (а за ней третья и четвертая) имя которой «Тёмные туннели». Автор книги малоизвестный (в России) автор Сергей Антонов. Я с превеликим трудом нарыл его биографию, а библиографию и вовсе не обнаружил (информация верна для 2010 года). Вроде как писатель опытный, даже пару фэнтези-романов написал. Посмотрим, что получилось.

Если вы не читали «Путевых знаков», то я вам завидую. Шутка. В общем, если не читали, то, в плане сюжета, вы ничего не упустили. В «Тёмных туннелях» новый герой - Анатолий Томский, молодой анархист-боевик. Его послали, чтобы уничтожить лабораторию по созданию гэмэчелов (читай - универсальных солдат), способных переносить любую дозу радиации и подчиняющихся только своему создателю. Противниками Томского являются коммунисты во главе с Корбутом. Угроза от красных, достаточно оригинальна, не находите? При том, что писатель не американец, а белорус. Анархистов, конечно же, предают и из отряда жив остаётся один Томский (он же и командир отряда). Теперь главное дело жизни Анатолия - месть.

Сюжет не оригинален, но подаётся на приличном уровне и небольшими порциями. Стоит отметить, что Анатолий в своих приключениях попадает на несколько станций и Антонов не поленился их описать. Это, безусловно, большой плюс. Автор возвращает нас в Метро 2033. В плане наполнения мира метро, Антонов отработал на твёрдую 4, ещё более обогатив мир Глуховского.

Если подводить итог по сюжету, то он присутствует. Да, он не оригинален, за некоторым исключением, но и не безумен. Присутствует даже любовная линия, правда, она почти не раскрыта.

Стиль написания Антонова удивил. После коммунистических пёрлов Березина, прямо бальзам на душу. Написано без всяких выкрутасов, нормальным русским языком, читается на одном дыхании. Конечно до мэтров писательской деятельности далеко, но очень даже неплохо. Диалоги на хорошем уровне, понятно, что Корбут и Томский люди разных поколений. Только вот поразили последние главы, складывается такое ощущение, что их писал кто-то другой, может даже сам Глуховский внёс свою лепту. В конце книги автор нам преподносит экшн-вставку. Даже без особого воображения всё отчётливо можно представить, но писал это явно не Антонов или с ним случилось какое-то преображение или это «фича» такая. Или автор устал и сказал своему другу: «Напишика мне как вот из его друзей делают решето». Непонятно.

Всем книгам (кроме первой) любой серии, по умолчанию можно снижать полбалла за оригинальность. Да, бывают исключения, но редко.

Антонов даёт нам возможность посмотреть на мир Метро 2033 глазами анархиста. Уже интересно. Надо уничтожить гэмэчелов. Где-то я уже это слышал. Коммунисты - враги человечества. Для автора из СНГ, смело и оригинально. Месть своему врагу. Банально, но эта тема себя никогда не исчерпает, если её умело подать. Депутанты, живущие в разрушенном здание Госдумы (что-то вроде библиотекарей из оригинального Метро 2033). Очень хорошая шутка, намёк и т.д. Надеюсь, в скором времени услышим, что-нибудь про депутантов. Ленин в паровозе. Забавно, но бредово.

Метро 2033 одно из самых атмосферных произведений (игра, к слову, тоже не подкачала в этом плане). «Тёмные туннели» сильно уступают оригиналу, но атмосфера безысходности всё равно чувствуется, благодаря деталям. Автор хорошо описал станции и их обитателей, что позволяет представить метро во всех подробностях. Но частые сновидения (видимо это «фишка» серии) Томского портят общую картину.

Персонажей в книге не много. Если считать главных и второстепенных, то где-то 5-7 человек наберётся. Проработка такого количества героев для писателя проблемой стать не должно. И не стала. Томский: боевик, лидер - пытается бороться за справедливость. Его мотивы ясны и понятны. Также мы узнаём его предысторию. Краб - типичный вор. Шустрый, ловкий, любит потрепаться. Только его аляповатый наряд как-то не вяжется с его профессией. Корбут - слегка сдвинутый профессор. Какой-то глубины в персонажах нет, но для такой книги и не надо. Единственный промах - это Аршинов, но это скорее вина концовки и человека, который её писал (ну не верю я, что это Антонов был). Заявление бывалого вояки, которому почти полтинник, «фигасе сцена» как-то не вяжется с его образом.

Вышел довольно неплохой боевичок. Ничего особенного, но один раз прочитать стоит, пару моментов вас даже порадуют. «Тёмные туннели»- это ложка мёда в бочку дёгтя «Путевых знаков». Если бы первой книги серии не было, то, возможно, похождения Томского были бы встречены не столь приветливо. Ждите продолжения!

Оценка: 6

Чёрт меня дёрнул взяться за «что-нибудь лёгенькое». Например, за книгу Антонова из проекта «Метро 2033». Ну что… Бяка она и есть бяка. То есть метро оно и есть метро. Сюжет этой книги вы знаете: есть герой, он продирается через все неприятности и всех побеждает. Такой же сюжет у всех книг серии. Написано хуже, чем «Метро 2033», но лучше, чем «Метро 2034». Рассказывать совершенно нечего: книги проектов предназначены для менее взыскательно читателя, нежели я. По крайней мере проектов, подобных «Метро».

Оценка: 3

Роман «Темные туннели» достаточно близок как в деталях, так и по атмосфере и вообще в целом к родоначальнику вселенной «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Динамичный, интересный, но не интригующий роман имеет простейший сюжет, очень похожий на затянутый пролог к компьютерной игре. Собственно, под настроение, этим он мне и понравился.

Оценка: нет

Метро продолжает бередить умы отечественных словотворцев, и вот перед нами уже вторая книга Вселенной романа Глуховского. Тему эту люблю, потому пройти мимо никак не мог. Дух М-2033 сохранен частично, однако той мрачности уже нет. Вот вроде бы все то же самое, а вместо сочившейся сквозь стены безысходности мы наблюдаем какие-то житейские разборки, пусть и великого масштаба. Я говорю именно о том, как это все передано. Хотелось чуть большего сопереживания героям, которые живут в умирающем мире, а они квест этот как-то буднично проходят.

Многовато политики. Хоть она здесь и не играет сюжетообразующей роли, все-таки фон произведения не должен затмевать персонажей. А целые страницы рассуждений на околополитические темы читать та еще нудятина. Страшное в книге найти сложно, каких-то пугающих моментов не обнаружено, хотя, справедливости ради стоит заметить, что некоторые эпизоды могут пощекотать нервы, а особенно воображение. Таинственность и недосказанность таким произведениям всегда в плюс. Понравились некоторые легенды Метро, а так же завязка с щупальцами и Зверем. Жаль, что развитие темы толком не удалось - стоило показать этих червяков, как атмосфера сразу улетучилась.

Финал не просто слаб - он анекдотичен. За стеб еще сойдет, но сомневаюсь, что автор лепил концовку «чтобы поржать». В общем, читать не обязательно.

Оценка: 4

Ну чтож, второя книга не вызвала у меня столь негативного отношения, как «Путевые знаки». В сюжете конечно есть, обыденные герои и ситуации, забитые еще Глуховским, но в целом читабельно.

Некоторые моменты сильно улыбнули. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета)

Они нырнули в темную арку. Аршинов проверил подствольник.

А тут раньше Государственная Дума была. Днем тут не погуляешь... Депутанты просыпаются... Да и сейчас лучше бы проскочить побыстрее!

И конечно же коммунисты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну это же надо додуматься «приватизировать» Ленина, который провалялся в мавзолее без должного ухода порядка 20 лет(кстати не разложился, как новенький в книге. Даже пиджачек цел). Вот только как они его от туда уперли, если там Кремль со своими чудо-звездами, которые манют и манют и манют... неизвесто.

З.Ы. В целом не пожалел что купил книгу, прочел и забыл.

Оценка: 8

Несмотря на то что сюжет большинства книг серии Metro или Stalker основывается всего лишь на одном сюжете «поход от точки А, к пункту Б» и выполнению «соответствующего задания» - данные книги по прежнему не только читабельны, но и вызывают большой интерес. Здесь практически та же ситуация: ГГ и его спутникам-анархистам (по сюжету) предстоит нанести «красным» превентивный удар, однако все как всегда начинает идти не по плану... Далее: стычки, предательство, потери людей и отряда, встреча с известными (и не очень мутантами), выход «на поверхность», истории «про прошлое метро» и описание «прошедшего апокалипсиса», а так же атмосфера «затхлости миазмов агонизирующего человечества». В общем «взяв стандартный скелет» автору так «удалось нарастить мяса», что все СИ «приобрело очень аппетитный вид» (P.S так надо пойти что нибудь наконец-то съесть что бы эпитеты перестали «отдавать запахом кулинарии»). В общем, не знаю «как Вы», а я «иду читать продолжение».

Оценка: нет

На вкус и цвет товарищей нет! Обычный, стандартный боевик, наполненный не интересным миром, который появляется только изредка, а затем опять пропадает. Данная книга рассчитана для людей, кому нравится актер Д. Лундгрен и его фильмы. Есть книги из этой серии, где и экшен, и подача, и атмосфера в разы больше.

Сергей Антонов

Темные туннели

«Вселенная Метро 2033» расширяется
Объяснительная записка
Дмитрия Глуховского

У нас все получается!


«Темные туннели» писателя Сергея Антонова - уже второй роман в проекте «Вселенная Метро 2033».

Можете начинать читать серию прямо с него. У всех книг в этом цикле будут свои сюжеты, свои герои, разные жанры. Объединяет их только мир - мир моих романов «Метро 2033» и «Метро 2034». И еще то, что в этой серии будут выходить только по-настоящему интересные книги.

Романы «Вселенной» будут не похожи друг на друга, как не похожи между собой их авторы. Мне очень хотелось объединить для этого эксперимента совершенно разных писателей. И опытных, и только начинающих. И тех, кому ближе серьезная проза, и тех, кто умеет закручивать интригу и создавать триллеры.

«Темные туннели» по духу напоминают мое «Метро 2033». Действие в книге разворачивается в Московском Метро, причем герой - молодой анархист-боевик со станции Гуляй Поле - открывает для себя и для вас многие из тех мест, о которых Артем из моей книги только слышал.

У Сергея Антонова получился яркий и наполненный приключениями роман. Он обогатил карту Метро, дал жизнь целым линиям. Приоткрыл завесу тайны над несколькими мрачными и загадочными уголками московских подземелий.

У него получилось совсем иначе, чем у Владимира Березина, автора «Путевых знаков», первого романа в проекте. И это здорово. «Вселенную Метро 2033» обживают совершенно разные писатели, и у каждого из них свой взгляд на хроники постъядерного мира.

А значит, вы никогда не будете точно знать, чего вам ждать от следующей книги «Вселенной». И никогда не соскучитесь.

Совсем скоро в свет выйдет и третий роман, и четвертый. На карте мира появятся не только Москва и Петербург, но и Минск, и Киев, и Новосибирск. Может быть, однажды наш проект станет международным, и свои романы о Нью-Йорке и Токио напишут американские и японские авторы!

И конечно, вы тоже можете создать свою собственную историю для «Вселенной».

На портале проекта - на сайте Metro2033.ru мы проводим конкурсы и отбор лучших романов, написанных читателями. Заходите на сайт, публикуйте там свои рассказы, повести, романы - и вас могут напечатать.

2033 год… Мир уже разрушен до основанья. Давай строить наш, новый мир вместе!


Дмитрий Глуховский

Часть первая

Метро и воля

Русская революция планировалась в биологическом отношении как генетический порог, за которым суждено было начаться новой жизни, состоящей в изменении расово-биологической структуры, закономерным результатом какового и станет пресловутый «homo soveticus…»

Пауль Каммерер

Рельсы обладают свойством блестеть даже в самых темных туннелях…

Путевой Обходчик

Предчувствие перемен

Это было неясное предчувствие того, что сегодня должно произойти нечто необычайно важное. Оно пришло к Анатолию в тот тонкий, как паутина, отрезок времени, когда сон тает в шуме наступившего утра, а бодрствование еще не вступило в свои права. Некоторое время Толя лежал с открытыми глазами в темной, пропитанной запахом чада палатке, пытаясь отыскать в событиях минувшего дня тайные знаки, зарубки на стволе бытия, которые дали бы ответ на вопрос, почему именно нынешний день должен стать исключительным, поворотным в его судьбе? Из важных событий вчера произошло только одно…

Отработав свою смену на свинофермах Речного Вокзала, Анатолий попал на общее собрание. Как раз голосовали за предложение дяди Миши, известного под партийным псевдонимом Нестор, переименовать станцию Войковская в Гуляй Поле. Бурных прений не случилось, однако, как всегда, нашлись и недовольные. Предводителю Повстанческой армии метро пришлось делать экскурс в историю и рассказывать соратникам о том, каким подонком был большевик Войков, участник екатеринбургского расстрела семьи Романовых. Потом Батька доходчиво объяснил, что название Гуляй Поле будет как нельзя лучше соответствовать новой сущности бывшей Войковской как столицы свободного содружества анархистов. Рассказ о реформах, предпринятых Махно в годы процветания его гуляйпольской республики, изобиловал такими красочными и комичными подробностями, что Толя едва удерживался от смеха.

Анатолий, хотя до тридцати ему было еще далеко, на анархистских теориях съел собаку, и в идеологических спорax, если они не доходили до кулаков, многих мог уложить на обе лопатки.

Попытки исторического Нестора Ивановича Махно на практике осуществить в годы гражданской войны наработки Кропоткина и Бакунина казались Анатолию наивными. Ему бы очень не хотелось, чтобы здесь, под землей, воплощение в жизнь идеалов свободы и нравственности свелись к созданию на их станции уменьшенной копии Гуляй Поля образца девятнадцатого года прошлого столетия. При этом Анатолий понимал, что многим рядовым анархистам Войковской по душе именно такой бесшабашный вариант воли и что для того, чтобы выкорчевать из сознания людей рефлексы примитивного народовластия в духе Запорожской Сечи, потребуется много времени, терпения и силы убеждения.

Последней у Нестора хватало с избытком. Предводитель анархистов обладал внушительной фигурой и бесспорным талантом оратора. Это был титан двухметрового роста, с густой гривой седых, отливающих сталью волос и четкими, Словно выбитыми на античной монете, чертами лица. Он был наряжен в некогда черный, а ныне потертый до желтизны кожаный плащ, раритетную шапку-кубанку, добытую чуть ли не в самом Музее революции, широкие галифе и собранные в гармошку высокие яловые сапоги из той же разграбленной экспозиции. Этот великан был непререкаемым лидером анархистской вольницы.

Анатолий в очередной раз поразился особенностям ораторского таланта Нестора. В узкой компании глава Повстанческой Армии не отличался красноречием и предпочитал помалкивать и слушать. Но стоило ему оказаться перед большой аудиторией, как от стеснительности его не оставалось и следа. Когда Нестор выступал перед людьми, потряхивая гривой отливающих сталью волос, от него веяло непоколебимой уверенностью в собственной правоте. Батька, в отличие идеалистов-теоретиков вроде Анатолия, умел вести толпу за собой…

Толя родился в семье московских интеллигентов. Мать возглавляла научно-исследовательскую лабораторию в Московской сельскохозяйственной академии на Тимирязевской, отец был редактором крупного литературного журнала, поэтому Толины детские годы прошли среди книг, которые читал не всякий взрослый, под аккомпанемент кухонных разговоров о морали, нравственности и ответственности художника перед обществом. Толю тоже воспитывали в этом духе: ответственным юным художником. Самостоятельным он стал рано. Уже в шесть лет он в одиночку ездил брать частные уроки игры на скрипке и без приключений добирался домой через две станции метро.

Родители его погибли в самом начале Катаклизма. Толе повезло дважды. В тот день, когда их девятиэтажка была сметена с лица земли взрывной волной, мальчика со скрипкой в обнимку как раз отправили на занятия. Встречный поток хлынувших под землю до смерти перепуганных людей не дал ему подняться на поверхность. Одинокого, заплаканного мальчугана приметил такой же одинокий, потерявший всех близких старик. Звали его Иннокентием Вениаминовичем. У Толи с собой была только скрипка, а у Иннокентия Вениаминовича - батон белого за двадцать рублей. Толе он отдал половину.

Второй шанс был дан Анатолию его ангелом-хранителем в тот день, когда Иннокентий Вениаминович поддался на уговоры своего знакомого перебраться с Тимирязевской на Войковскую. У старика частенько шалило сердце, а на Войковской, по слухам, обосновался чудом выживший главный кардиолог ЦКБ, настоящее светило. После долгих раздумий Иннокентий Вениаминович согласился и вместе с Толей с Тимирязевской ушел. А еще через три дня Тимирязевской не стало: крысы сожрали. Всех сожрали, и того знакомого, что уговаривал старика идти на Войковскую.

Только на прием к кардиологу Толин благодетель так и не попал. Где-то по пути, в черном туннеле Иннокентий Вениаминович бросил вдруг рассуждать о судьбе человечества, сел на пол, взялся рукой за грудь и стал умирать. Он хватал ртом воздух, как выброшенная на берег рыба, и лицо его становилось серым, а губы - синими. И Толя ничего не мог сделать. С тех пор он еще много смертей видел, и не боялся их больше, и им не удивлялся. Но ту, давнюю, первую, запомнил навсегда. Старик упал к Толиным ногам. Глаза его закрылись и погасли, как окна дома, в котором выключили свет. Все.

Беды Толины на этом не кончились. Мальчик пристал к проходившему мимо каравану, но неудачно. Караван перевозил какую-то военную химию и шел под усиленной охраной и в большой секретности. Но те, кому надо, о грузе, видно, знали. Караван попал в жестокую мясорубку. В контейнеры попало рикошетом, и один взорвался, выбросив ядовитое облако. Толя чудом выжил, по знакомство с отравляющим аэрозолем кожно-нарывного действия оказалось знакомством на всю жизнь. На ногах у него появились трофические язвы, которые никак не хотели заживать. Победить болезнь не удалось, а остановить получилось. Случайно, по наитию. Приютившая мальчика добросердечная жительница Войковской, тетка его ровесника Сережки, не знала тонкостей лечения трофических язв. Она просто не сожалела для воспитанника дефицитного мыла и дважды в день промывала и перевязывала раны прокипяченными и тщательно высушенными полосками ткани. Болезнь отступила, но не сдалась окончательно, и для подросшего Анатолия забота о своих ногах стала привычным делом вроде утреннего умывания. Так он и остался на Войковской. Анархисты-повстанцы взяли на станции власть уже при нем, много позже.

Анархисты заявили о себе как о самостоятельной силе в конце войны Красной линии с Содружеством Станций Кольцевой линии. Нестор, которого Анатолий знал еще в те времена, когда его звали дядей Мишей, сначала воевал за красных, но потом что-то с ними не поделил. Добрался со своими людьми до Войковской и обосновался на ней. Все те, кто считал Москвина и всю Красную линию предателями революционных идеалов, прибились к партизану дяде Мише. Дальше - больше. Мишин отряд перешел на сторону Ганзы и помог Кольцу выиграть несколько важных сражений с коммунистами. Это, как объяснял дядя Миша потом своим бойцам, был союз временный, тактический.

Ганза была за частную собственность, за правый порядок, а у дяди Миши от одних этих слов начинал дергаться глаз. Когда красные подослабли и громить их стало уже неспортивно, Мишины бойцы переключились на Ганзу потихоньку, исподтишка. Грабили награбленное. Кто-то тогда и подсказал партизанскому командиру, что ведет он себя в точности как Нестор Махно в гражданскую войну. Мише сравнение понравилось, запало. Вспомнив школьную программу, он, наконец, понял, какая идеология ему всех роднее.

И определился окончательно: взял себе псевдоним Нестор - ясное дело, в честь Махно. И заодно присвоил девиз зеленых «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!». Когда война между Ганзой и коммунистами пошла на убыль, призыв утратил актуальность. Вместо него Нестор провозгласил тогда лозунг «Воля или смерть!», написав его белыми буквами на черных полотнищах под черепом и скрещенными костями. Этими транспарантами были увешаны все стены и колонны Войковской, на которую с той поры стали стекаться все, кто считал любой намек на государственное регулирование личным оскорблением, а попытки посягнуть на свободу личности - смертным грехом.

Под черные знамена батьки Нестора становились и вольнолюбивые бродяги-челноки, и сталкеры, привлеченные возможностью раздобыть на Войковской оружие и снаряжение, и бывшие коммунисты, и даже ганзейские купцы, которых чем-то обидели на Кольцевой.

Войковская превратилась в Гуляй Поле задолго до того, как Нестор поставил это решение на голосование. Здесь процветала торговля оружием, дурью и самогоном, по Сходной цене можно было купить женскую любовь. Впрочем, повальные кутежи, в которых деятельное участие нередко принимал и сам Батька, не мешали анархистам оставаться серьезной военной и политической силой, с которой вынуждены были считаться другие станции Метро.

Не понятно как, но при первой надобности Нестор мог одним мановением руки восстановить железную дисциплину сплотить разномастное отребье, направить его энергию и волю на большие свершения. Вернее сказать, разрушения.

Анархизмом на станции увлеклись не на шутку. Учебники истории Гражданской были на Войковской на вес золота. Самые отчаянные из идейных в костюмах химзащиты отправлялись в Великую Библиотеку за книжками Бакунина и Кропоткина. В пьяном угаре из-за нюансов идеологии могли выбить зубы или ткнуть напильником в печенки.

Нестора обвиняли в тяготении к махновщине. Батька защищался, напирая на то, что со временем, отсеяв случайных попутчиков, обязательно вернется на почву анархо-коммунизма.

Во времена идейных диспутов проститутки и торговцы вели себя тише воды, ниже травы. Командование принимало решения о силовых акциях, и по приказу Нестора в сторону Кольца мчались похожие на махновские тачанки дрезины с установленными на них ручными пулеметами Калашникова.

Под властью анархистов находились две последние станции Замоскворецкой линии. Жившие там люди охотно признавали себя подданными Нестора. Хоть Нестора, хоть черта, лишь бы это давало им возможность спокойно трудиться на свинофермах и грибных плантациях. О подопечных Батька заботился, проводил полезные реформы, ввел для своей шантрапы трудовую повинность и сам подавай пример бойцам. Дважды в неделю, даже с большого похмелья Нестор лично работал на свиноферме. Думал он и о просвещении подданных - требовал все время пополнять библиотеку, расположенную на Водном Стадионе - культурном центре общины анархистов. Там, кстати, находилась и редакция малотиражной газеты, позволявшей себе (неслыханное дело, например, для коммунистов!) критику власти Нестора. Батька без всяких оговорок твердо стоял на почве свободы слова. А вот, скажем, товарищ Москвин, генсек Компартии Метрополитена, был не в пример обидчивее. На Красной линии все сотрудники редакции давно бы уже с высунутыми языками висели на выходе из метро.

Анатолия, который молился на идеалиста Кропоткина, такая жизнь покуда устраивала. Он Батьке верил и думал, что рано или поздно Нестору удастся развернуть своих сторонников к нравственным идеалам князя Кропоткина. Войковскую Толя искренне считал второй родиной и, случись что, за удивительную ее демократию готов был бы жизнь положить. Защищать ее до последнего вздоха. Да, защищать. В этом был ключ к разгадке утренних предчувствий.

Анатолий сел на постели, потер глаза и отбросил старое пальто, служившее ему одеялом. Теперь он не сомневался - анархистам, а может, и всему Метро угрожает опасность.


Но не та, что всегда - ни на что не похожая… Не таинственные существа, обитавшие в потаенных уголках и переходах подземки, куда не попадал ни один луч света. И не та нечисть, которая пыталась вползти в Метро с поверхности. Беда придет совсем не оттуда. Ее следовало ожидать от… Тут полет птицы-мысли прервался, и она камнем рухнула вниз.

Страшнее человека зверя нет. В Метро с избытком хватало людей с амбициями. Теперь ведь мир было захватить куда проще - что от него и осталось-то? Никто, казалось, и не помнил уже, что тот, большой, прежний мир сгубили люди такие вот, идейные.

«Ничего, как-нибудь все объяснится», - думал Толя, чиркая кремнем. Пальцы со сна были мертвые, бесчувственные. Огонек в керосинке, подвешенной под потолком, ожил не с первого раза.

Порядок в Толиной палатке царил идеальный.

Вольница вольницей, а в своем доме без порядка никуда. Еще Иннокентий Вениаминович любил повторять, что без порядка и уюта человек в Метро скоро озвереет. Поэтому тут у Анатолия все было по правилам, но часам. У жизни, подчиненной жестким законам Метро, существованию, были тоже свои правила, и любой сбой мог повлечь необратимые, катастрофические последствия. А виновник этого сбоя автоматически заносился в список не просто нарушителей, а самых что ни на есть преступников.

Анатолий осмотрел свое имущество, умещавшееся в углу одноместной палатки. К своим двадцати семи годам он сумел скопить совсем немного: это были его старое, изъеденное молью пальто, служившее по совместительству одеялом; грубые, слишком большие по размеру ботинки без шнурков, опасная бритва с когда-то белой, но пожелтевшей от времени ручкой, закопченный чайник, покрытую вмятинами алюминиевую кружку и сильно облысевшее махровое полотенце. Какой-никакой, а все-таки багаж.

Особой же гордостью Анатолия была личная библиотека, состоявшая всего из четырех книг, умещавшихся в футляре из-под скрипки. Первые две принадлежали перу князя Петра Кропоткина - потрепанная брошюрка «Свобода и нравственность» и книга «Хлеб и воля», потерявшая в странствиях по Метро свою обложку. Третьей была «Мастер и Маргарита» с обширными комментариями, а четвертой - томик стихов «Путь конкистадора» Николая Гумилева. Если первые две книги Анатолий раздобыл сам, обменяв их на скрипку уже в зрелом возрасте, то Булгаков и Гумилев достались в наследство от Иннокентия Вениаминовича.

Для Анатолия между революционными идеями и подлинной поэзией было что-то общее, какие-то невидимые струны были натянуты. В революции была поэзия. Разве не являлся поэтом команданте Че Гевара? Только поэт мог променять престижную должность в правительстве новой Кубы на автомат и боливийские джунгли. Кропоткин тоже был поэтом в своем роде. Он ведь не только пытался перестроить мир как революционер, но одновременно изучал его как географ. Последним трудом патриарха анархизма стал научный доклад «О ледниковом и озерном периоде».

Только поэты и мечтатели способны сделать мир лучше, даже если весь этот мир умещается в норе под названием Метро.

Что касается томика гумилевских стихов, то он имел для Анатолия чисто символическое значение. Частичка прошлой жизни, пылинка, занесенная всесокрушающим ураганом перемен под землю, и соломинка, за которую только и мог ухватиться утопающий.

Мама и папа Толины хотели, чтобы мальчик вырос художником и музыкантом. Толя и сам об этом мечтал раньше. Но Апокалипсис, превративший огромный город в руины, а все чаяния и мечты его жителей в смытые волной прилива песочные замки, заставил его передумать. В творческой области он решил положиться на профессионалов. Стихи не раз помогали ему победить тоску, которая хоть и была в Метро обычным делом, но временами становилась настолько невыносимой, что хотелось лезть в петлю. Анатолий глядел на пожелтевшие странички, и холодная волна душевного мрака разбивалась о скалу простеньких и милых сердцу четверостиший:



Я знаю веселые сказки таинственных стран,
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

В стихах все было донельзя романтично, волшебно, непонятно: таинственные страны, любовные переживания черной девы и молодого вождя… Ничего от этого не осталось. Теперь есть только темные туннели и свинцово-серый дым костров. Теперь есть только Метро, последнее пристанище потерпевшего кораблекрушение человечества.

 

 

Это интересно: