→ Как избавиться от греха? Хлеб насущный

Как избавиться от греха? Хлеб насущный

Путь избавлении

Послание Рим. 6 кладёт основание для избавления верующего от греха. Такое избавление Бог подает каждому верующему; все могут воспользоваться им. Более того, да будет нам совершенно ясно, что это освобождение от власти греха может быть личным опытом грешника в тот самый час, когда он принимает Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя и родится свыше. Ему не нужно быть верующим с долгим стажем, и пережить множество поражений прежде, чем принять эту Благую Весть Согласно Рим. 6, откладывание принятия Благой Вести происходит либо потому, что человек не слышал его полностью, либо потому что он не готов принять её вполне и покориться ей. Между тем, как это благословение должно быть общим достоянием всех только что возродившихся грешников.

Рим. 6 начинается призывом вспомнить, а не ожидать. Она направляет наше внимание на прошлое, на то, что уже наше: "Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (ст. 6). В одном только этом стихе мы находим три главные элемента:
1. "грех " (в единственном числе);
2. "ветхий человек "; и
3. "тело греховное ".
Эти три элемента резко различны по характеру и играют исключительные роли в действии греха. Грех здесь, это то, что обычно принято считать корнем греха. Библия говорит, что мы были раньше рабами греха. Грех был нашим владельцем. Поэтому прежде всего нам нужно признать, что грех имеет власть, потому что порабощает нас. Он употребляет эту власть непрерывно, чтобы подчинить нас ветхому человеку, и заставить грешить. Ветхий человек - это сумма всего того, что мы унаследовали от Адама. Узнать ветхого человека можно зная нового, потому что всё, что не от нового человека, должно быть от ветхого. Новый человек включает всё, что входит в нас новым от Господа в день возрождения. Следовательно, ветхий человек означает всё в нашей личности, что не входит в нового и находится вне его - наш старый характер и всё, что принадлежит старой природе. Мы грешим, потому что ветхий человек любит грех и находится под его властью.
Тело греха - это наше тело. Эта телесная часть человека стала неизбежной марионеткой во всём нашем согрешении. Оно носит название "тело греховное", потому что тоже подвержено власти греха, и полно страстей и похотей греховных. Именно через тело греху удаётся проявлять себя, иначе он был бы только невидимой силой.
Подытожим перечисленное выше: грех - это сила, которая тянет нас к согрешению. Ветхий человек - это невещественное наследие, полученное от Адама. Греховное тело - это наше вещественное тело, тоже унаследованное от него.
Процесс согрешения происходит в следующем порядке: сперва - грех; затем - ветхий человек; и наконец - тело. Грех проявляет свою силу для привлечения человека и принуждения его грешить. Поскольку ветхий человек любит грех, он потакает ему и склоняется к нему, возбуждая тело на грех. В результате тело, как марионетка в руках греха, согрешает. Через сотрудничество этих трёх элементов совершается грех. Побуждение грешить силою греха, наклонность грешить у ветхого человека, и исполнение на практике у тела - всегда налицо.
Как же может человек избавиться от греха? Некоторые предполагают, что раз грех есть первоисточник, для одержания победы нужно уничтожить его. Соответственно, они рекомендуют полное уничтожение греха. Если корень греха будет вырван, думают они, мы не будем никогда больше грешить, и очевидно становимся освящёнными. Другие уверяют, что нам нужно смирить тело, чтобы победить грех, потому что "не телом ли мы грешим?" - спрашивают они. Таким образом в христианстве появилась группа защитников аскетизма. Они пользуются всякими методами смирения себя, в уверенности, что как только они победят требования тела, они станут святыми. Ни одно из этих заключений не является правильным и не исходит от Бога. Рим. 6:6 прозрачно в отношении Его методов. Он не искореняет грех изнутри, и не покоряет тело снаружи, но вместо этого занимается ветхим человеком между тем и другим.

Божий факт

Идя на крест. Господь Иисус Христос взял на Себя не только наш грех, но и всё наше существо. Апостол Павел подчёркивает этот факт словами: "наш ветхий человек распят с Ним". Глагол "распят" в оригинале употреблён в прошедшем времени, в законченной форме, означающей, что ветхий человек был распят раз и навсегда с Ним. Как крест Христа есть законченный, совершившийся факт, так наше распятие с Ним тоже является совершившимся фактом. Кто ставит под вопрос реальность распятия Христа? Почему же мы должны сомневаться в реальности распятия нашего ветхого человека?
Многие святые, узнав об истине о сораспятии, сразу же предполагают, что они должны умереть, и изо всех сил стараются распять себя. Объяснить такую реакцию можно только отсутствием откровения или веры. Они не только сами занимаются этим, но учат этому других. Последствия слишком очевидны: у них нет силы избавиться от греха, и они чувствуют, что ветхий человек не умирает.
Это печальное заблуждение. Библия нигде не упоминает такого рода распятия самих себя. В ней говорится совсем обратное! Когда Христос пошел на крест Голгофский, Он взял нас туда с Собою и распял нас в Себе. Нам не говорится распинать самих себя, но вместо этого Св. Писание заверяет нас, что с ветхим нашим человеком было покончено, когда Христос пошёл на крест. Одно только Рим. 6:6 уже вполне подтверждает это. Здесь нет ни малейшего намёка на наше собственное само-распятие, и Слово Божие нигде не подразумевает осуществления нашего распятия. Стих в Рим. 6 не оставляет места сомнениям, когда категорически заявляет, что мы распялись со Христом, уже совершившийся факт. Это действительно последствие самого драгоценного изречения в Библии: "в Нём". Именно потому что мы "в Нём" и соединились с Ним. мы можем говорить, что когда Христос пошёл на крест, мы пошли туда в Нём, и когда Он был распят, мы тоже были распяты в Нём. Какая это дивная действительность, что мы во Христе!
Однако, чисто головное усвоение этих истин не может устоять перед искушениями. Откровение Божие положительно существенно. Дух Святой должен открыть нам как мы во Христе и как мы соединены с Ним воедино. Он должен также ясно показать нам, как наш ветхий человек был распят со Христом, по той простой причине, что мы во Христе. Но это не может быть только умственным познанием, это должно быть откровением Святого Духа. Когда истину открывает Бог, она самым естественным образом становится силою в человеке, и он тогда делается способным верить. Вера приходит от откровения. Без последнего не возможно первое. Этим объясняется, почему у многих нет веры. Они, хотя и понимают умом, откровения от Бога не получили. Поэтому, братья, молитесь пока Бог даст нам откровение, чтобы "зная то", в нашем духе, мы могли бы верно сказать: "ветхий наш человек распят с Ним".
Каково последствие распятия ветхого человека? Опять мы получаем неопределённый ответ: "чтобы упразднено было тело греховное". "Упразднено" означает здесь "лишено силы" или "лишено занятия". До этого, когда нас возбуждал грех, ветхий человек реагировал, и тело согрешило. После распятия ветхого человека, и замены его новым, грех всё ещё может возбуждаться в нас и пытаться оказывать своё давление, но он не находит согласия ветхого человека в доведении тела до греха. Грех не может больше соблазнять верующего, потому что он стал новым человеком; ветхий же человек умер. Раньше занятием тела было согрешение, но теперь оно лишено этого занятия, потому что ветхий человек оставлен. Оно не может грешить и следовательно лишилось своего занятия. Слава Господу, Он даровал нам это!
Почему Бог распинает нашего ветхого человека со Христом и лишает наше тело его занятия? Его цель: "дабы нам уже не быть рабами греху". То, что Бог совершил в этом отношении, делает нас способными не поддаваться более натиску греха, и не быть более под его властью. Грех не властвует над нами более. Аллилуйя! Мы должны славить Бога за такое освобождение.

Два предмета первой необходимости

Как можем мы достигнуть такого благословения? Два элемента насущно важны и без них нельзя обойтись никак. Во-первых: "Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6:11). Это неотъемлемая часть веры. Если Бог говорит, что наш ветхий человек распят со Христом, мы верим Его Слову и "почитаем себя мёртвыми". Но как же мы умираем? "Мы почитаем себя мёртвыми для греха". Когда Бог говорит, что мы воскресли со Христом, мы опять доверяемся Его Слову: "Почитаем себя... живыми". Как же мы живём? "Почитайте себя...живыми же для Бога". Такое "почитание" есть нечто иное, как вера Богу согласно Его Слова. Когда Бог говорит, что ветхий человек распят, мы верим Ему и почитаем себя мёртвыми. Если Он настаивает на том, что мы ожили со Христом, мы почитаем себя живыми. Беда многих в том, что они хотят чувствовать, видеть и испытывать на опыте это распятие и воскресение прежде, чем поверить Богу и Его Слову. Таковые не понимают, что Бог уже совершил это во Христе, и что если бы они только верили Его Слову, почитая за истину всё, что Он совершил. Дух Святой дал бы им и опыт. Дух Святой передал бы им то, что во Христе.
Во-вторых: "Не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Рим. 6:13). Это неотъемлемая часть посвящения. Если мы настаиваем на удерживании чего-то, что Бог говорит нам оставить, грех будет править нами, и наше почитание будет бесполезным. Если мы отказываемся предавать члены наши Богу в орудия праведности, чтобы говорить и делать то, чего желает Он, и идти туда, куда направляет нас Он, стоит ли удивляться, что мы ещё не свободны от греха? Всякий раз, когда мы отказываемся передать себя Богу или сопротивляемся Ему, грех возвращается к власти. При таких обстоятельствах мы естественно теряем способность "почитать себя", то есть верить Слову Божьему. Перестав верить и "почитать себя", можем ли мы все считать себя сокрытыми (пребывающими) во Христе? Да, но мы больше не живём в Нём в том смысле, как об этом говорится в Иоан. 15. В таком случае мы не годимся для испытания на опыте того, что фактически является нашим во Христе, даже нашего распятия.
На основании любого поражения мы можем сделать вывод, что оно произошло из-за недостатка веры или непослушания. Никакая другая причина не будет достаточной. Вполне возможно, что поражение может вытекать из этих двух причин, - если не сразу из обеих, то, либо из одной, либо из другой. Нам нужно научиться жить во Христе верою, никогда не видя и не воображая себя вне Него. Познавайте ежедневно, что вы во Христе, и что всё, что верно в отношении Него, верно и в отношении нас. Равно и наше посвящение следует изо дня в день хранить незапятнанным. Почитайте всё за сор, ибо нет ничего в мире, от чего бы мы не могли отказаться ради Господа, и нет ничего, что мы хотели бы оставить для себя. Будем настроены к положительному отклику на требования Бога, какими бы трудными или противными плоти они ни были. Ради Бога никакая цена не может быть слишком высокой, Ради угождения Ему можно пожертвовать всем, Будем изо дня в день учиться быть послушными детьми.
Если бы мы так почитали себя и были бы такими преданными, мы бы уже наслаждались тем, что Слово Божие открыто провозгласило: "Грех не должен господствовать над вами".

Связь между грехом и телом

Христианин вступает в решительно опасный период в жизни, когда приходит к познанию истины о сораспятии и к опыту некоторой свободы от греха. Если в этот критический момент он получит правильное наставление, и позволит Духу Святому применить к себе крест более глубоким образом, он сможет со временем достигнуть духовной зрелости. Но если верующий довольствуется рассматриванием своей победы над грехом как вершины достижения и не даст кресту удалить его душевную жизнь, он останется в своей душевной сфере и будет принимать свой душевный опыт за духовный. Несмотря на то, что с его ветхим человеком было покончено, душевная жизнь верующего осталась не тронутой крестом. Поэтому воля, разум и эмоции будут продолжать действовать бесконтрольно, и последствием будет то, что его опыт ограничится душевной сферой.
Что нам важно знать, это насколько такое освобождение от греха действительно повлияло на наше существо - чего оно коснулось, а что ещё остаётся нетронутым и нуждается в его прикосновении. Особенно важно, чтобы мы поняли, что грех находится в исключительной связи с телом. В отличие от многих философов, мы не считаем тело врождённо порочным, но признаём, что грех господствует над ним. В Рим. 6:6 мы нашли, что тело названо "телом греховным", потому что оно есть такое до тех пор, пока мы подвергнем действию креста и предадим члены свои Богу в орудия праведности. Грех захватил наше тело и поработил его. Оно сделалось его крепостью, орудием и гарнизоном. Поэтому для него нет более подходящего названия, чем "тело греховное".
Внимательное изучение Рим. 6-8, где говорится об освобождении от греха, обнаружит не только связь между телом и грехом, но также и роль совершенного Божьего спасения в деле освобождения нашего тела полностью от служения греху для служения Богу.
В Рим 6 апостол Павел ставит эти заявления:
". . . чтобы упразднено было тело греховное" (ст.6).
"Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его" (ст 12).
"Не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте. . члены ваши Богу в орудия праведности" (ст. 13).
В Рим. 7 Бог побуждает ап. Павла говорить о теле так:
"Тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших" (ст 5).
"Но в членах моих вижу иной закон" (ст. 23).
"Делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (ст. 23)
"Кто избавит меня от сего тела смерти" (ст. 24)
В Рим. 8 возвещания Духа Святого через апостола Павла очень ясны:
"Тело мёртво для греха" (ст 10)
"Оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (ст. 11).
"Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (ст. 13).
"Искупление тела нашего" (ст. 23).
На основании этих мест Св. Писания мы можем начинать распознавать специфическое отношение Бога к телу- Бог знает, что тело - это особое поле действия греха. Человек сделался рабом греха, потому что тело - марионетка греха. Но как только тело освобождается от греха, тот человек перестает быть рабом греха. Освобождённый действительно таким образом от греха человек, на опыте познаёт освобождение тела от его власти и влияния.
Цель распятия ветхого человека в том, чтобы освободить тело от власти греха. Когда ветхий человек, помогающий греху в теле, подвергается распятию, и новый человек занимает его место, власть греха над телом свергается, потому что без согласия ветхого человека грех не может непосредственно пользоваться телом.
Важно подчеркнуть, что освобождение от греха только означает освобождение нашего тела. (Конечно, завершение нашего искупления, включающее также и избавление от наличия греха, лежит в будущности). Не покончено ещё с душевной жизнью, на которую мы опираемся. Если мы считаем освобождение от греха жизнью на самом высоком уровне, мы предельно неразумны. Мы принимаем "упразднение" тела греховного за высшую жизнь, игнорируя, что за и над греховным телом лежит природная душа, с которой нужно покончить так же, как и с телом греховным. Духовная одиссея верующего непременно будет мелкой, если ему знакомо только "упразднение" тела (каким бы приятным оно ни было), а опыт упразднения души не знаком.
Мы уже упоминали действенное "я" или душу в служении Богу. Тело может быть "упразднено", но душа остаётся весьма активной. Она может проявлять себя разнообразно, но всегда будет вращаться вокруг своего "я". Верующие, которые живут душевно, всегда будут с клонятся в сторону рассудка, воли или эмоций. Они могут даже менять свои наклонности. Но хотя внешнее проявление может быть разным, внутреннее цепляние за душу характеризует их всех. Расположенные к самоволию будут поступать в своё удовольствие, и отвергать волю Божию. Предпочитающие разум будут жить по собственной мудрости, не уповая на руководство Святого Духа в своей интуиции. Эмоциональные будут искать чувственных ощущений и наслаждения ими. Каким бы ни была индивидуальная наклонность, каждый будет видеть в своей тенденции высшую жизнь. Каким бы ни было направление наклонности, одно общее для всех таких людей: все живут для себя; все живут тем, чем обладали по природе до уверования в Бога, будь то талант, способность, красноречие, смышленость, привлекательная внешность, ревностный дух или ещё что-нибудь. В принципе жизнь души - это природная сила; на деле это проявляется в упрямой неподатливости или самомнении или поисках удовольствий. Значит, если верующий живёт душою, он черпает силы из природного запаса, и проявляет особую силу одним или больше из этих образов. До тех пор, пока верующий не предаст душевной жизни на смерть, он будет культивировать эту жизнь, навлекая недовольство Бога, и лишая себя плодов Святого Духа.

Душа как жизнь

Когда мы говорим, что душа - это природная жизнь человека, мы имеем в виду силу, которая сохраняет нас живыми по плоти. Наша душа есть наша жизнь. Живое существо от начала (Быт. 1:21, 22) было названо "душою живою", потому что душа есть жизнь человека и всех других живых существ. Это наша природная сила, которой мы живём до нашего возрождения; это та жизнь, которой обладает каждый человек. Греческий лексикон даёт оригинальное значение слова "психея", как "животная жизнь", значит, душевная жизнь - это то, что делает человека живым существом. Она относится к естественному. Хотя душевная жизнь может быть не обязательно порочной - поскольку многие грехи побеждаются верующими через распятия ветхого человека со Христом - она, тем не менее, остаётся естественной. Она - жизнь человека, и следовательно, она человеческая. Она делает человека именно человеком, т.е. живым существом. Возможно, она добра, любвеобильна и скромна, но, тем не менее, она человеческая
Эта жизнь резко отличается от новой жизни, которую Дух Святой даёт при возрождении. Дух Святой даёт несотворенную (безначальную) и вечную жизнь, а душевная жизнь была сотворена. Дух Святой снабжает нас сверхъестественной силой, а эта только всего на всего естественная. Дух Святой даёт нам "зоэ", а эта жизнь только "психе".
Жизнь человека - это та сила в нём, которая даёт движение всем его членам. Поэтому эта душевная сила проявляется во всякого рода физической деятельности. Внешняя деятельность есть ничто иное, как проявление внутренней силы. Значит, всё, что скрывается невидимо за деятельностью составляет жизнь. Все, что мы "есть" по природе, включено в эту жизнь. Это - наша душевная жизнь.

Душа и грех

Душевная жизнь снабжает силой проводить в исполнение всякое повеление. Если управляет дух, душа по повелению духа действием воли решит или сделает то, что желает дух; если же в теле правит грех, душа будет под его влиянием, и употребит свою волю на решение или исполнение его желаний. Душа действует под диктовку своего хозяина, потому что её дело - исполнять приказы. До грехопадения человека она подчиняла свою силу указаниям духа, но после грехопадения она начала полностью реагировать на уговоры греха. Так как человек сделался плотским существом, тот грех, который начал править в теле человека после грехопадения, сделался его природой, поработившей душу и жизнь человека, и толкающей его на грех. Таким образом грех стал природой человека, между тем, как душа стала его жизнью.
Мы часто обращаемся с жизнью и природой, как с понятиями синонимными и равнозначащими. В строгом смысле они разны. Жизнь кажется куда шире природы. У каждой жизни своя природа, которая, будучи природным принципом существования, включает расположение и желание жизни Когда мы были ещё грешниками, нашей жизнью была душа, а нашей природой был грех. Мы жили душевной жизнью, расположение и желание которой было греховным. Иными словами, грех определяет наш образ жизни, а силу для такого (греховного) образа жизни дает душа. Зачинщицей - природа греха, а источник энергии - жизнь души Грех порождает, а душа приводит в исполнение. Таково состояние неверующего человека
Когда же верующий принимает благодать Иисуса Христа, веруя, что Христос заместил его на кресте, он получает Божественную жизнь и его дух оживотворяется со Христом, хотя бы он ещё ничего не знал о сораспятии. Эта новая, дарованная жизнь приносит с собою новую природу. Поэтому с этого времени у человека две жизни и две природы: с одной стороны душевная жизнь и духовная жизнь, а с другой - греховная природа и Божественная.
Эти две природы - старая и новая, греховная и благочестивая, - по сути (фундаментально) различны, непримиримы и несмешаемы. Старое и новое изо дня в день борется за власть над всем человеком В этой первичной стадии верующий - младенец во Христе, потому что он ещё плотской Его переживания разнообразны и болезненны и пестрят успехами и неудачами Позже он знакомится с освобождением крестом и учится, как с помощью веры почитать ветхого человека сораспятым со Христом. Таким образом он избавляется от греха, который до этого парализовал его тело. После распятия ветхого человека верующий получает силу побеждать и переживает на опыте исполнение радостного общения: "грех не должен над вами господствовать"
Со грехом под ногами, и всеми страстями и похотями позади, верующий вступает в новую сферу. Он может видеть себя совершенно духовным. Глядя на тех, кто ещё погружен во грехе, он не может не ощущать радости и удивляться, каким это образом он достиг вершины духовной жизни. Как мало понимает такой человек, что он не только далёк от полной духовности, но и остаётся частично плотским, что он ещё...

Душевный или плотской верующий

Почему это так? Потому что мы видим, что душевная жизнь продолжается, хотя крест разделался с греховной природой человека. Верно, что всякий грех исходит из греховной природы, а душа - просто услужливый слуга; но, тем не менее, душа унаследована от Адама и не может не быть зараженной грехопадением Адама. Она может быть не полностью осквернённой, однако она естественна, и далеко не похожа на Божественную жизнь. Испорченный ветхий человек в верующем умер, но душа остаётся двигающей силой его жизни. С одной стороны греховная природа глубоко поражена, но с другой стороны жизнь "я" продолжается и не может не быть душевной. Хотя, возможно, ветхий человек перестал направлять душу, последняя продолжает двигать ежедневным хождением человека. С тех пор, как Божественная природа заменила греховную, все наклонности и желания человека по природе хороши, что так не похоже на его прежнее состояние. Однако, нельзя забывать, что исполнителем этих новых желаний продолжает быть старая сила души.
Полагаться на душевную жизнь для исполнения желаний духа, значит употреблять естественную (человеческую) силу для совершения сверхъестественного Божественного добра. Это просто попытка исполнить требования Бога своими силами. В таком состоянии верующий всё ещё слаб положительно делать добро, хотя отрицательно он победил грех. Мало тех, кто честно признаёт свою слабость и неспособность предельно положиться на Бога. Кто может исповедать свою непригодность без того, чтобы быть смиренным Божией благодатью? Человек гордится своей доблестью. По этой причине ему вряд ли придёт в голову мысль об уповании на Духа Святого для делания добра, но он будет исправлять и улучшать своё прежнее поведение силою души. Опасность для него кроется в попытке угодить Богу своими собственными силами, вместо того, чтобы учиться укрепляться силою в своей духовной жизни посредством Духа Святого, чтобы он мог следовать указаниям новой природы. Фактически его духовная жизнь ещё во младенческом возрасте, и не доросла ещё до той степени зрелости, когда верующий мог бы проявлять каждую добродетель Божественной природы. Если верующий не будет смиренно уповать и полностью полагаться на Господа, он неизбежно пустит в ход свою природную, душевную энергию, чтобы ответить тем требованиям, которые Бог возлагает на Своих детей. Он не понимает, что какими бы благами ни казались его старания в очах людей, они никогда не смогут угодить Богу. Потому что, поступая так, он смешивает Божественное с человеческим, выражая небесные желания земными силами. А последствия? Ему совершенно не удаётся сделаться духовным и он остаётся душевным.
Человек не знает, что такое душевная жизнь. Просто выражаясь, это то, что мы обычно называем жизнью нашего "я". Серьёзно ошибается тот, кто не различает между грехом и "я". Многие верующие считают, что это одно и то же. Они не понимают, что как в учении Библии, так и в духовном опыте, это две разные вещи. Грех - это то, что оскверняет, что идёт против Бога и в корне испорчено, а "я" не обязательно такое. Наоборот, иногда оно бывает вполне уважаемым, услужливым и милым. Возьмите для примера душу в связи с чтением Библии - очень похвальным занятием. Попытка постигнуть Библию, Святую Библию с помощью своих врождённых талантов или способностей, сама по себе не считается грехом, и всё же такой подход к Библии, несомненно, исходит из "я". Приобретение душ в сопровождении методов, которые были придуманы самим человеком, тоже полны его "я". А как часто погоня за духовным ростом зарождается в природном "я", и потому, пожалуй, мы не терпим и мысли о том, чтобы отстать, или потому что ищем личной выгоды. Прямо говоря, делание добра не грех, но методы, манера и побуждения в таком делании добра могут быть пресыщены нашим "я". Его источником является природная доброта, а не та сверхъестественная, которую дарит Дух Святой через возрождение. Многие по природе милостивы, терпеливы и нежны. Для них проявление милости, терпения или нежности не есть грех, но потому что эти "добрые" черты исходят из их естественной жизни, и являются работой их "я", они не могут быть приняты Богом, как нечто духовное. Эти поступки совершаются не полным упованием на Духа Божьего, а упованием на свои силы.
Эти несколько примеров иллюстрируют, каким образом грех и "я" отличаются друг от друга. Продвигаясь по нашему духовному пути, мы обнаружим ещё много случаев, когда грех отсутствует, а "я" заметно присутствует. Впечатление такое, что "я" неизбежно пролазит почти во всякое святое дело и благороднейшее духовное хождение верующего.
Будучи долго в цепях греха, дитя Божие легко принимает освобождение от этой власти за совершеннейшую жизнь. Но именно здесь таится величайшая опасность на дальнейшем пути того, кто воображает, что всё злокачественное в нём уже искоренено. Он не сознаёт, что хотя ветхий человек и умер для греха и тело греховное упразднено, "грех", тем не менее, не умер. Он просто превратился в царя без престола, который при малейшей возможности будет стараться изо всех сил возвратить себе его. Верующий может даже переживать избавление от греха, но он не становится от этого совершенным. Ему ещё нужно разделаться бесповоротно со своим "я".
Как печально, когда верующий рассматривает себя освящённым, между тем, как добиваясь освящения, он на деле получил освобождение от греха. Таковые не знают, что избавление от греха является только первым шагом к победоносной жизни. Это только самая первая победа, которую даёт Бог, как заверение о многих других победах, которым надлежит последовать позже. Победа над грехом подобна двери: один шаг и вы внутри; победа над "я" подобна дороге: вы идёте до конца ваших дней. Свергнув грех, мы должны ежедневно приниматься за свержение нашего "я" - самого лучшего в нём, ревностного и религиозного "я".
Если человек получил только освобождение от греха, но еще не пережил самоотречения, или избавления от душевной жизни, он ставит себя неизбежно в положение восстановления своей природной душевной силы для совершения Божьей воли в своём хождении. Он не сознаёт, что помимо греха, ещё две других силы живут в нём: сила духа и сила души. Сила духа есть Божия сила, принятая духовно через возрождение, между тем, как сила души является его собственной, приобретённой им по природе от рождения.
Станет ли верующий духовным или нет зависит в значительной мере от того, как он будет обращаться с этими двумя силами внутри себя. Верующий вступает в ряды духовных, черпая от духовной силы вплоть до исключения силы душевной. Если же он будет употреблять душевную силу, или сочетание двух этих сил, результатом неизменно будет душевный или плотской верующий. Божий путь ясен. Мы должны отречься от всего, что исходит из нас самих: кто мы, чем обладаем, на что способны - и начать двигаться исключительно Им, ежедневно присваивать жизнь Христову посредством Святого Духа. Отсутствие понимания и послушания не оставит нам другого выхода, кроме жизни силою души. Следовательно, духовный верующий тот, у кого дух находится под руководством Святого Духа. Он черпает силы для ежедневного хождения от той жизни, которую дарит Святой Дух, Живущий в его духе. Он живёт на земле, угождая не своей воле, но воле Божией. Он не полагается на свою смышленость для планирования и служения Богу. Правило его хождения: жить тихо в духе, не будучи более под влиянием и контролем внешнего человека.
Душевный верующий значительно отличается от духовного. Хотя у него есть сила духа, он не черпает от неё силы для жизни. Изо дня в день он настойчиво продолжает давать волю душе и полагаться на силу своего "я". Он следует указаниям того, что ему приятно и нравится, потому что он не научился быть послушным Богу. В Божье дело он вносит свою собственную мудрость, и строит множество всяких хитросплетенных планов. Его ежедневное существование управляется и находится под влиянием внешнего человека.
Вывод из всего сказанного выше такой: проблема двух природ разрешена, а проблема двух жизней ещё нуждается в разрешении. Духовная жизнь и душевная сосуществуют в нас. Хотя первая сама по себе обладает недюжинной силой, вторая умудряется управлять всем существом, потому что так глубоко укоренена в человеке. Если верующий не решит отречься от душевной жизни, и не передаст бразды правления духовной жизни, у последней не будет никакой надежды на развитие. Это огорчает Небесного Отца, потому что дитя Божие лишает себя духовного роста. Его нужно научить, что победа над грехом, какой бы блаженной она ни была, является самым минимумом опыта верующего. В ней нет ничего потрясающего. Потрясать нас должно отсутствие победы над грехом. Не задаёт ли Св. Писание справедливый вопрос: "Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?" (Рим. 6:2). Ведь вера в то, что Христос умер за нас, неотделима от веры а то, что мы умерли с Ним (Рим. 6:6). Поэтому удивлять нас должно не то, что умершие для греха перестали грешить, а то, что они продолжают грешить, как будто бы не умирали. Первое состояние нормально, а второе совершенно нет.
Освобождение от греха не такое трудное дело, если его рассматривать во свете законченного, совершённого и полного спасения, дарованного Богом. Верующий, однако, должен перейти к усвоению более сложного, и, пожалуй, трудноопределимого и глубокого урока: он должен научиться презирать свою жизнь. Мы должны не только ненавидеть греховную природу, которая перешла к нам от Адама, но и природную жизнеспособность, на которую мы теперь полагаемся, чтобы жить. Мы должны быть готовы отречься от доброго, производимого плотью, равно, как от злого, производимого плотью. Нужно не только оставить грехи, но в придачу к этому отдать на смерть и жизнь греха. Хождение в Духе Святом не означает только, что человек перестал грешить, но что он также выселил своё "я". Дух Святой может проявлять свою силу толь ко в тех, кто живёт Его силой. Всякий, кто живёт своими силами, не может расчитывать на могучее действие силы Святого Духа. Нам нужно освободиться от всего природного так же, как и от всего греховного. Если мы будем настаивать на жизни по-человечески, то есть согласно указаниям человека в нас - грешного или просто природного - мы отвергнем власть Духа Святого в нашей жизни. Как может Он проявлять Свою власть и силу, если мы, освободившись от греха, продолжаем мыслить по-человечески, желать по-человечески, и жить и трудиться для Бога по-человечески? Мы не опираемся полностью на Святого Духа Божьего, чтобы Он мог работать в нас. Если мы искренне жаждем Его полноты, мы должны во-первых отделаться от всеобъемлющего влияния души.

Ты когда-нибудь думал о том, как чувство вины может управлять нашей жизнью? До чего же легко в Церкви смутить человека, довести его до уныния, напугать! И вместо того, чтобы приблизиться к Богу, он выйдет из храма с тяжестью на душе, ощущая себя великим грешником.

Мы верим, что Бог сильно возлюбил человека; мы верим, что Иисус Христос, придя в этот мир, простил нас, и теперь всегда даёт нам возможность соединиться с Ним через Святое Причастие «во оставление грехов и жизнь вечную»; мы верим, что исповеданный Богу грех прощается навсегда. Но откуда же в таком случае берутся люди (а я вижу их с того самого дня, как начал исповедовать) с постоянным чувством вины, от которого они никак не желают освободиться? Их постоянно терзают угрызения совести. Такой человек причастится, например, в десять утра, а в десять двадцать я спрашиваю его во дворе храма:

– Ну, как ты?

– Как я, отче? Да мне всё так же плохо, как и раньше…

Этот человек только что причастился, он ещё чувствует вкус Причастия, но всем своим видом продолжает говорить, что он грешен, недостоен, непотребен, негоден. Что Бог не любит Его, потому что он такой, какой есть, и не исправляется.

Для некоторых людей всё является грехом. Когда я спросил одного человека, почему он так думает, он ответил:

– Как почему? Церковь мне это говорит! Ты мне это сказал! Ну, хорошо, даже не ты лично, а другие священники. Они говорят, что в принципе всё в этом мире – грех, кроме еды и питья. Это можно. А всё остальное, если внимательно посмотреть, можно назвать грехом.

Я спросил его:

– Ты правда так думаешь?

– Да, я так думаю. Я чувствую, что большинство из того, о чём я думаю и чего хочу, является грехом.

Когда я преподавал в школе, у меня был один ученик, который после моего рукоположения, встречая меня в коридоре, насмешливо грозил мне пальцем и говорил:

– Грех! Грех!

Я спросил его:

– Почему ты это делаешь?

– Потому что Вы теперь – батюшка, и будете постоянно говорить всем: «Это грех!»

Мне стало неприятно, и я сказал этому мальчику:

– Дитя моё, я стал священником не для того, чтобы постоянно говорить людям, что вся их жизнь – сплошной грех. Грех – это не то, что ты думаешь.

Я поговорил с этим учеником, а затем приложил ещё немало усилий для того, чтобы и другие дети это осознали – насколько я сам мог тогда это осознать и освободиться от такого рода мыслей. Потому что и сам я не сильно отличался от них – ведь благодаря кому-то я вырос с такими же страхами, угрызениями и чувством вины. Всё это не проходит быстро. Мы в этом выросли, мы это впитали.

Как Бог смотрит на наши грехи? Мне кажется, Он смотрит на них, как на ошибки первоклассника в прописях. А может, даже и дошкольника.

Многие из нас до сих пор хранят свои первые тетрадки на память – испачканные, с огромными заглавными буквами, с дырками от ластика. И никто из родителей никогда не будет ругать своего ребёнка за такое, не скажет ему: «Это никуда не годится! Ты ничего не можешь!» Наоборот, родители подумают: «Он ещё маленький. Сейчас пишет с ошибками, а когда подрастёт, уже не будет ошибаться». И я верю, что Господь смотрит на нас такими же глазами. На все наши грехи, страсти и ошибки Он смотрит с большим снисхождением и пониманием – в том числе и на то, что доставляет нам массу страданий. Особенно это относится к молодым людям. И главное здесь – покаяние на исповеди. Если ты озвучил всё на исповеди – ты сделал то, что нужно. Четыре-пять вещей – каждый сам знает про себя, что это за вещи.

И иногда священник говорит в ответ:

– Хорошо. Больше так не делай.

А мы:

– Нет, отче, я должен Вам рассказать об этом поподробнее, чтобы объяснить. Я опять и опять это делаю. Я снова подумал то, сделал это…

Постараемся узнать у святых отцов, Кто такой, в сущности, Бог. И если мы поймём, Кто Он, если приблизимся к Нему, насколько это возможно, то увидим, что Бог не может заниматься такими посредственными, заурядными вещами, на которых мы так привыкли сосредотачиваться, что иногда даже заболеваем.

Обрати внимание – я не призываю тебя перестать думать о своих грехах. Просто не преувеличивай, не акцентируй на них внимание так сильно и не думай, что всё настолько печально. То, что нам кажется трагичным, на самом деле не трагично, и наоборот: то, что мы воспринимаем как пустяковое и невинное, часто оказывается гораздо более печальным. Господь легко и спокойно беседовал с грешными женщинами, но ни одной из них не сказал при этом: «Ты хорошо поступаешь!» Как не сказал ни одной из них – «За свои грехи ты попадёшь в ад!» Однако с фарисеями Он беседовал по-другому, говоря: « Своим лицемерием и ложью ты можешь погубить душу. Осуждая других, ты можешь погибнуть от ненависти и зависти! »

Есть такие грехи, которые душат нас, но они не являются основными. Это не те грехи, на которые Бог постоянно обращает внимание, видя нашу духовную жизнь. И несмотря на это, мы, христиане, так и вырастаем – с чувством вины и угрызениями совести, которые, вместо того, чтобы способствовать нашему пробуждению в определённый момент, остаются с нами навсегда.

Что такое угрызения совести? В древнегреческом языке слово «угрызение» происходит от глагола τύπτω – бить, ударять. Например, ударять коня, чтобы он пошёл вперёд. А после того, как конь пошёл, его уже не бьют – иначе можно травмировать животное. Так же и угрызения совести призваны действовать на нас – пробуждающе. Это – напоминание. Они подталкивают нас к мысли о том, что где-то мы поступаем неправильно. Словно кто-то говорит тебе: «Здесь ты неправ. Исправляйся!» И мы стараемся. Мы стараемся измениться, мы боремся со своими грехами, падаем и снова встаём. Но при этом у нас не должно быть постоянного ощущения собственного ничтожества. Мы не должны пребывать в депрессии и унынии, думая о своих грехах.

Мне кажется, что когда человек постоянно думает о том, какой он плохой, скверный и грязный, это не помогает ему стать хорошим и чистым. Если я сам грязный, то спокойно буду прикасаться ко всему грязному. Но если я чистый, то уже не стану трогать грязь, а скажу: «Знаете, я только что умылся, переоделся, и теперь я чистый. Поэтому не предлагайте мне ничего грязного».

Думаю, что это отличный способ избавиться от греха – когда у человека появляется ощущение чистоты, когда мы перестаём постоянно перебирать и преувеличивать до изнеможения свои ошибки.

Один пожилой священник сказал мне:

– Когда читаешь старца Паисия и старца Порфирия, то очевидно: оба они – замечательные святые. Но при этом, читая старца Паисия, я как-то быстрее начинаю испытывать угрызения совести. А у старца Порфирия я вижу Господа совсем Другим.

Я спросил его:

– Каким Вы видите Его, отче?

– Я вижу много любви, много доброты и света.

Что же говорит нам старец Порфирий? Для того, чтобы из души исчезли мрак и чувство вины, нужно не думать постоянно о своих грехах, а открыть душу для света. Просто вот так – нажать выключатель и впустить в свою душу свет. Грехи не исчезают от того, что мы постоянно думаем о них с тоской и страданием. Порождая чувство вины, эта боль разрушает нас. Лучше делай то, что можешь. Начни борьбу – какая тебе по силам. Можешь подать милостыню – подай. Можешь помолиться немного – помолись. Немного попоститься – попостись.

Чего ты не можешь? « Отче, я не могу преодолеть три конкретные вещи – это, это и то. Вот эти страсти ». Не думай об этих страстях. Чем больше ты о них думаешь, тем они делаются сильнее. Сколько бы ты ни говорил: «Я больше не буду!» – ты будешь это делать. Сколько бы ты ни говорил: «В ближайшие несколько дней я не буду этого делать, не буду этого говорить» – будешь. Лучше сказать по-другому: «Я сделаю всё для того, чтобы развить мои хорошие качества. Их я могу усилить, усовершенствовать. Помолюсь, и смогу это сделать». А другое, чего я не могу? Делай, что можешь, дитя моё. И что же тогда произойдёт? Внутри нас засияет свет, и тогда всё остальное понемногу утихнет и исчезнет. Я видел это у многих людей. Об этом говорил и старец Паисий. Одному юноше, которого одолевали плотские страсти, он сказал:

– Чадо, человек не состоит из одних грехов! В жизни каждого происходят тысячи вещей. И ты – это не только твои страсти. Просто в данный момент твоей жизни они у тебя есть. А всё остальное ты делаешь, как полагается?

– Нет! Меня так волнует эта проблема, я так погружён в неё, что нет никаких сил, чтобы делать что-то ещё!

– Делай всё остальное. Ходи понемногу в церковь…

– Не могу!

– Ходи раз в две недели!

– Ну хорошо, попробую. А как же мой грех?

– Перестань думать о своём грехе!

Фиксация на своих грехах нам не помогает. Но мы почему-то уверены, что Бог – Он такой: строго наказывает и давит.

Мы так много говорим о любви, а на самом деле её не чувствуем. Не знаю, ощущаешь ли ты себя внутренне свободным перед Богом? Что Бог не собирается тебя наказывать, обижать, отталкивать?.. Я постоянно вижу это в людях и пытаюсь освободить их от такого чувства, от чувства вины. Но некоторые так и не желают освобождаться.

– Отче, скажите мне что-нибудь!

– Люби Бога.

– Нет, отче! Поругайте меня!

– Зачем? Ты очень хороший человек, раз пришёл сюда и покаялся.

– Отче, но мне плохо, когда Вы меня не ругаете!

Да, но я не хочу участвовать в этом процессе. Дать тебе плётку для самобичевания и потом отправиться за это в ад? Нет.

Я же говорю тебе, что ты хороший человек, что Бог любит тебя. А ты в ответ – «Не могу, хочу, чтобы Вы меня поругали!» Тут уже нужен другой специалист, не я. Чего тебе не хватает, что ты так хочешь ругани? Почему ты этого хочешь? Потому что нам нравится ругать самих себя. Ведь занимаясь самобичеванием (а под этим я понимаю угрызения совести и постоянное чувство вины), мы фактически оправдываем самих себя. Ведь тогда мы рассуждаем так: «Бог – очень строгий. И если Он увидит, как я сокрушаюсь, Он успокоится. Он не будет меня наказывать, потому что увидит, что я сам себя наказываю».

Так мы успокаиваем себя, сами себе «создавая» угрызения совести. А Господь видит это и говорит нам: « Кто требует от вас всего этого, дети мои? Я дал вам свободу, а вы не можете наслаждаться ею! Я дал вам отпущение грехов, а вы этого не понимаете! »

В конце концов, что означают эти слова, которые мы так часто слышим – «во оставление грехов»?

Кто-то даже спросил меня:

– Как в таком случае понимать слова: «Беззаконие моё я знаю, и грех мой со мною всегда» (Пс. 50)?

Действительно, как совместить эти слова из Псалтири и то, что я пытаюсь объяснить сейчас?

Во-первых, нужно помнить о том, что пророк Давид жил по законам Ветхого Завета. А во-вторых, эти слова не означают, что мы должны снова и снова думать о своём грехе и мучиться угрызениями совести. Наоборот, мы как бы говорим Господу: «Боже мой, я постоянно помню о своём грехе, чтобы, в свою очередь, постоянно помнить и о том, сколько всего Ты мне прощаешь, сколько раз спасаешь меня и как Ты меня любишь!»

Не вспоминай грехи для того, чтобы погрузиться в отчаяние. Ведь оно не придаёт смелости и сил для борьбы и подвига. И не приводит к жизни вечной.

Перевод Елизаветы Терентьевой

Что такое грех ? Грех есть беззаконие , — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин 3, 4). То есть — нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению.

Человек — духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира нужны белки, жиры, углеводы, витамины и так далее. Что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия, грубо нарушать нормы питания и питаться тем, что вредно организму? Например, вместо воды пить бензин или керосин? Такие действия являются противоестественными для организма человека и приводят к болезням или даже к смерти. Еще пример. Чтобы тело было защищено, люди с глубокой древности зимой носят теплую одежду. Если пренебрегать этими вековыми правилами и ходить в мороз раздетым, то болезнь неизбежна. Точно так же действует грех — он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, что гораздо хуже: ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.

Грех — это духовная болезнь. Человек нарушает данные Богом духовные законы, а душа его (а иногда и тело) страждет, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди. Человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких. Постепенно он теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи — причина очень многих наших скорбей и несчастий. Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которое все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.

Слово грех по-гречески звучит как амартиа , то есть промах, мимо цели . И действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведая что творят. Если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих грехов удалось бы избежать. Но даже несознательный грех наносит травму душе и приносит горькие плоды. Есть такая поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека. Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу. Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9, 13). Господь разрушил власть диавола, власть греха, указал путь христианской жизни, установил Таинство покаяния и даровал возможность исцелиться от грехов в Церкви.

Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос, и проповедник покаяния Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Первое: чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души. Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В Таинстве исповеди мы, как в некой духовной бане, омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений. Грехи как грязь, как скверна лежат на нашей душе, и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.

Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех. По-гречески покаяние будет метанойя , то есть изменение ума. Покаяние — это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.

И, наконец, третье условие избавления от греха — это плоды покаяния . Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3, 8). Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. Недаром говорят: «Свято место пусто не бывает». Если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется. Об этом Господь говорит в притче. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12, 43-45).

Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи. Своими немощными силами мы с грехами не справимся.

Инструкция

К исповеди можно приступить в любое время, но общепринято , что исповедь должна свершаться перед . К данному Таинству следует тщательно подготовиться: вдумчиво и внимательно проанализировать всю свою жизнь, отмечая при этом то, в чем нужно на исповеди перед священнослужителем. Настройте свое сердце и душу на покаянный лад.

Запомните, что исповедь – это не , здесь стоит говорить исключительно о своих грехах и просить за свои у Господа прощения за свои прегрешения. Ни в коем случае не пытайтесь осудить окружающих и обелить себя в каких-либо деяниях. Приступайте к исповеди только после предварительного примирения со всеми, кто вас когда-то обидел или держит обиду на вас. Если практически это сделать невозможно по каким-то причинам, искренне примиритесь в сердце своем. Прийти к исповеди не примирившись – смертный грех.

Если священник по каким-либо причинам не имеет возможности выслушать подробно вас и просто спросил: «каетесь ли вы в грехах своих?». Ответьте с сердечным сокрушением и искренне: «Каюсь». Священнослужитель сразу прочитает разрешительную молитву. Можете не смущаться краткостью исповеди, ведь благодать Божия очистила вашу душу, и Таинство свершилось в полной мере. Если какой-либо грех лежит камнем на душе вашей и не дает покоя, попросите священника, чтобы выслушал вас полностью и помог очиститься от тяжкой ноши.

Источники:

  • Чем душа очищается от грехов

Сердце , как и другие органы, подвержено загрязнению шлаками и периодически нуждается в очищении от солей, слизи, ослабленных и отмерших клеток ткани. Проводить эту процедуру необходимо один или два раза в год, лучше всего летом. Существуют определенные способы очистки сердца.

Инструкция

Очищение и
Вам понадобится 1 литр деревенского молока и 3 лимона. Разделите на три равные порции. Утром натощак нужно выпить первую дозу с соком одного лимона. В 12 часов примите вторую порцию молока с соком лимона. Перед сном выпейте остаток молока с соком третьего лимона. Длительность курса очищения составляет две недели. В период очищения необходимо ограничить себя в пище и придерживаться вегетарианской , полностью отказаться от белковой пищи, кроме молока, которое вы употребляете.

Очищение крапивой и
Промойте листья и крапивы, пропустите через мясорубку и отожмите сок. Вам понадобится полстакана. Добавьте столько же свежевыжатого яблочного сока. Не очищайте от кожуры. Перемешайте. Принимайте стакан крапивно-яблочного сока утром натощак, за полчаса до еды, в течение 20 дней. Сделайте перерыв на 10 дней, затем повторите двадцатидневный курс очищения.

Очищение картофелем
Возьмите кожуру 4-5 картофелин, хорошо промойте и залейте 500 мл воды. Прокипятите на слабом огне в течение 15 минут, охладите отвар и процедите. Выпивайте по 100 мл в день за полчаса до еды, в течение двух недель.

Очищение молоком и чаем
Курс очищения сердца молоком и чаем проводят один раз в три года. Рассчитан он на 2 дня. Можно проводить его в течение 5 дней, в зависимости от самочувствия, но не больше. В этот период нельзя употреблять пищу и другую жидкость.Наполните 1/5 чашки молоком и остальную часть доверху долейте густой заваркой чая. Выпивайте чашку молока с заваркой каждые 2 часа. После 15:00 в чай можно добавить ложку коричневого сахара или меда. Можно один раз за период очищения сделать клизму.

Видео по теме

Источники:

  • Очищение сосудов сердца, диета и 5 народных рецептов чистки

Очищение от грехов - это религиозный обряд освобождения души верующего от бремени совершенного греха, очищения совести и обретения душевного равновесия, и в результате - «приближения к Богу». Говоря метафорически, это процесс очищения сердца, возрождения души, исцеления сознания.Понаблюдав за собой или погрузившись в воспоминания, вы наверняка отметите греховность ваших мыслей, чувств, поступков в тот или иной период времени. Нижеизложенные рекомендации расскажут вам, как очиститься от грехов.

Инструкция

В Священном Писании говорится, что прощение грехов смогут снискать грешники, в случае искреннего глубокого раскаяния («сокрушения сердца»), а значит, осознания своей ошибки и твердого решения исправиться. Раскайтесь всем сердцем и обратитесь к Богу с покаянием. Ведь именно о покаянии говорит апостол Петр: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3: 19). Простите людей, вольно или невольно побудивших вас к греховному поступку или мыслям. Попросите прощения у тех, перед кем вы грешны. Искренне раскаявшись, исповедуйте свои грехи в церкви. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

Слово Божие открывает нам и иные способы очищения от грехов: любовь и милосердие. Апостол Петр говорит: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8). Будьте доброжелательны к людям, учитесь любить и прощать своих близких, помогайте людям стать лучше, совершайте благие дела. И помните: желая, чтобы прощены были вам грехи ваши, прощайте других людей. Священное Писание говорит нам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4: 32). Творите милостыню, ибо, по словам Иоанна Златоуста: «Нет греха, которого бы не могла очистить, которого бы не могла истребить милостыня». Однако милостыня ваша должна быть от чистого сердца. Внешне доброе дело, совершенное с корыстными мотивами, для своего личного блага, только поспособствует утяжелению и укоренению в вас греха. Совершайте все добрые дела, искренне желая помочь людям.

Живите, согласно заповедям Божиим, молитесь Господу, ведь молитвы заключают в себе не только мольбу о помощи, но и о прощении грехов. В Библии сказано: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Главное, чтобы в душе вашей были искреннее раскаяние в своих грехах, сильное желание стать на путь праведный и вера, и тогда, как сказал Иисус Христос, «по вере вашей да будет вам».

Источники:

  • Иеромонах Иов (Гумеров) о прощении грехов
  • очистится от греха

Мастурбация или рукоблудие с древнейших времен воспринималось как занятие греховное и осуждаемое. Однако современная статистика утверждает, что мастурбируют хотя бы один раз в своей жизни 99% мужчин и более 80% женщин. Медики в один голос говорят, что такая разрядка полезна и для физиологии организма и для психики. Церковь чаще всего обходит такие темы стороной, а в священных писаниях информации по этому вопросу крайне мало.

Мастурбация в Библии

Термин «онанизм» произошел от имени героя ветхозаветного мифа Онана. Его старшему брату Иру Господь повелел взять в жены Фамарь, однако тот вскоре умер, так и не дав потомства. Жена перешла по наследству к Онану. Молодой человек должен был продолжить род брата. То есть первый ребенок мужского пола, родившийся от Онана, должен был считаться сыном умершего Ира. Такая перспектива Онана не впечатлила, и в первую брачную ночь он «излил семя на землю», чтобы предотвратить зачатие. Однако, скорее всего, здесь речь идет не о , а о прерванном половом акте.

Вероятно, в те времена мастурбация и способы предохранения от нежелательной беременности были понятиями тождественными, т.к. не приносили желаемого результата – детей. Господь сильно разгневался, ведь он пообещал, что именно из этого рода должен произойти Мессия. В наказание он поразил несчастного молнией. Больше нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете об этом занятии ничего не говорится. Из чего можно сделать вывод, что за всю историю человечества наказан был всего лишь один онанист и только лишь за то, что его семя попало не туда, куда было нужно богу.

Мастурбация в Средневековье

Христианская церковь, взращенная на фундаменте Ветхого Завета, чтила мифы еврейского народа и переняла многие их обычаи, касающиеся богослужения и праведной жизни. Долгое время онанистов никто не трогал, до них никому не было никакого дела. Но на смену относительно толерантному раннему христианству пришли средневековые священнослужители, которые во всех отношениях страдали максимализмом. Мастурбацию, петтинг, оральный секс, предохранение от беременности и даже самопроизвольные поллюции стали считаться греховными занятиями, и те, кто ими занимался, должны были подвергаться наказанию. Расправлялись с «рукоблудниками», чаще всего по доносу недоброжелателей, богобоязненных родственников, друзей и даже родителей.

Подростков, впервые уличенных в мастурбации, били по рукам палкой, накладывали епитимью и отпускали. Однако, если это не помогало, и молодые люди продолжали удовлетворять себя самостоятельно, ответственные родственники с помощью священников переходили со всем рвением к более радикальным мерам. В исторических мемуарах о средневековой жизни описаны случаи, когда за онанизм мальчикам отрезали головку полового члена, а девочкам прижигали каленым железом или вырывали щипцами клитор. Конечно же, эти действия сопровождались чтением псалмов и молитв для таких щекотливых случаев. О дальнейшей судьбе этих искалеченных детей не говорится ни слова, но, можно полагать, что мастурбация их больше не интересовала.

Мастурбация в современном религиозном мире

Расхожее заблуждение о том, что онанизм - преступление против природы, очень часто используют ретрограды и религиозные фанатики. И все же, мастурбация является весьма распространенным явлением в животном мире, что позволяет говорить о том, что она заложена в живых существах самой природой.

Православная церковь осуждает половую жизнь до брака, а также акты самоудовлетворения и мысленную похоть. Католические и протестантские священники, в большинстве своем, смотрят на это занятие снисходительно, если речь не идет о навязчивом онанизме. Кроме того, большинство православных и католических священников не осуждают взаимную супружескую мастурбацию, как акт прелюдии перед соитием, предпочитая не вмешиваться в эту сферу личной жизни паствы, если она не идет в разрез с духовными и общечеловеческими нравственными нормами.

В восточных же учениях к мастурбации подходят философски. Отдельные даже рекомендуют занятия онанизмом для достижения духовного просветления. Многие восточные культуры веками возводили прелюдию и секс в культ, и здесь взаимная мастурбация, а также самоудовлетворение играли очень важную роль.

В XXI веке единого мнения о мастурбации нет, есть лишь личное отношение отдельных священнослужителей к ней. Одни считают греховными и похотливые помыслы и , приравнивая последнее к половым извращениям, другие опираются на отсутствие прямых указаний в Священном Писании и заповедях, утверждают, что онанизм не считается грехом.

Совет 5: Когда начинается Рождественский пост в 2015 году

В православной христианской традиции существует несколько вспомогательных средств по совершенствованию духовности человека. Одним из таковых является воздержание, именуемое в православной традиции постом.

Посты. Рождественский пост относится к постам непереходящим, то есть каждый год это спасительное время воздержания для православного человека начинается и заканчивается в один и тот же день.


В 2015 году Рождественский пост, именуемый также Филипповым, начинается 28-го ноября по старому стилю. Этот день приходится на субботу. Окончание Рождественского поста, как и обычно, 7-го января по стилю новому. Само именование этого осенне-зимнего поста Рождественским указывает на то, что в период воздержания православные люди предуготавляют себя к великому празднику Рождества Христова.


Стоит помнить, что для верующего человека пост не является диетой. Несмотря на то, что во не разрешается вкушение пищи животного происхождения, воздержание от мясных и молочных продуктов не стоит разуметь как главную цель и задачу поста. В Рождественский пост верующие люди не только стремятся воздерживаться от определенной пищи, но и от грехов, страстей, ссор, излишних увеселений. Во время поста православные готовят и очищают свою душу в таинствах исповеди и причащения для достойной встречи рождения в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 г. 18:10 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал № 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием - единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов - «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими. Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла. В 1448 году Собор епископов Русской Церкви без благословения Константинопольского Патриарха, на тот момент пребывавшего в унии, поставил митрополитом святителя Иону. С этого времени Русская Православная Церковь ведет свое автокефальное бытие. Однако спустя десять лет, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита - униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России. Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырёх Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чём свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, в котором последний именуется «Патриархом Московским, Великой и Малой Руси». Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чём ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя. Нет утверждений о временной передаче Киевской митрополии и в текстах двух других грамот Патриарха Дионисия от 1686 года – на имя Московских царей, и на имя митрополита Киевского. Напротив, в грамоте Патриарха Дионисия Московским царям 1686 года сказано о подчинении всех Киевских митрополитов Патриарху Московскому Иоакиму и его преемникам, «иже ныне и по нем будущим, да познавают старейшаго и предстоящаго по времени сущаго Патриарха Московскаго, яко от него хиротонисаемаго». Толкование представителями Константинопольской Церкви смысла упомянутых документов 1686 года не находит ни малейшего обоснования в их текстах. До XX века ни одна Поместная Православная Церковь, включая Константинопольскую, не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией. Первая попытка оспорить эту юрисдикцию связана с предоставлением Константинопольским Патриархатом автокефалии Польской Православной Церкви, имевшей на тот момент автономный статус в составе Русской Православной Церкви. В непризнанном Русской Церковью Томосе об автокефалии Польской Церкви 1924 г. Константинопольский Патриархат без всякого обоснования заявил: «Первоначальное отпадение от нашего Престола Киевской митрополии и зависящих от неё Православных Церквей Литвы и Польши и присоединение их к Святой Церкви Московской было совершено не в соответствии с каноническими постановлениями». К сожалению, это лишь один из фактов вторжения Константинопольского Патриархата в канонические пределы Русской Церкви в 1920-е и 1930-е годы. В то самое время, когда Русская Церковь подвергалась беспримерным по жестокости атеистическим гонениям, Константинопольский Патриархат без её ведома и согласия предпринял неканонические шаги в отношении входивших в ее состав автономных Церквей на территории молодых государств, сформировавшихся на границах бывшей Российской Империи: в 1923 году преобразовал автономные Церкви на территории Эстонии и Финляндии в собственные митрополии, в 1924 году предоставил автокефалию Польской Православной Церкви1, в 1936 году провозгласил свою юрисдикцию в Латвии. Кроме того, в 1931 году Константинополь включил в свою юрисдикцию русские эмигрантские приходы в Западной Европе без согласия Русской Православной Церкви, преобразовав их в собственный временный экзархат. Особенно неприглядным оказалось участие Константинопольского Патриархата в попытках низложить святителя и исповедника Патриарха Московского и всея России Тихона, канонически избранного в 1917 году. Эти попытки предпринимали атеистические власти в 1920-е годы, искусственно создав в Русской Церкви обновленческий, модернистский раскол для подрыва авторитета Православной Церкви среди верующих, «советизации» Церкви и ее постепенного уничтожения. В 1920-е годы обновленцы активно способствовали арестам православного епископата и духовенства, писали на них доносы и захватывали их храмы. Патриарх Константинопольский Григорий VII открыто поддержал обновленцев. Его официальный представитель в Москве архимандрит Василий (Димопуло) присутствовал на обновленческих лже-соборах, а в 1924 году сам Патриарх Григорий обратился к святителю Тихону с призывом отречься от Патриаршества. В том же 1924 году обновленцы опубликовали выписки из протоколов заседаний Священного Синода Константинопольского Патриархата, полученные ими от архимандрита Василия (Димопуло). Согласно выписке, датированной 6 мая 1924 года, Патриарх Григорий VII «по приглашению со стороны церковных кругов Российского населения» принял предложенное ему «дело умиротворения происшедших в последнее время в тамошней братской церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию». Упомянутые в протоколах «церковные круги Российского населения» представляли отнюдь не мученическую Русскую Церковь, претерпевавшую тогда жестокие гонения со стороны безбожной власти, а раскольнические группировки, с этой самой властью сотрудничавшие и активно поддержавшие организованную ею травлю святого Патриарха Тихона. О причинах, по которым Константинопольская Церковь поддерживала обновленческий раскол, заняв в борьбе с Русской Церковью сторону коммунистического режима, откровенно говорил все тот же архимандрит Василий (Димопуло) в своем обращении от имени «всего Константинопольского пролетариата», адресованном одному из высоких чинов безбожной власти: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках… сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал». В другом письме тому же советскому чиновнику архимандрит Василий объяснял, какую «услугу» он имеет в виду - возвращение здания, принадлежавшего Константинопольскому подворью в Москве, доход от которого ранее ежегодно перечислялся в Константинопольскую Патриархию. Узнав о решении Константинополя направить «патриаршую комиссию» в пределы Русской Церкви, ее единственно законный Глава Патриарх Всероссийский Тихон выразил решительный протест в связи с неканоническими действиями своего собрата. Его слова, сказанные без малого сто лет назад, актуально звучат и в наши дни: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви… Всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви». Обстоятельства времени воспрепятствовали отправлению этой комиссии в Москву. Ее приезд означал бы уже не просто вмешательство, но прямое вторжение в дела Русской Православной Церкви, какое имеет место в настоящий момент. Ценой крови многих тысяч новомучеников Русская Церковь выстояла в те годы, стремясь покрыть любовью эту печальную страницу своих отношений с Константинопольской Церковью. Однако в 1990-е годы, в период новых испытаний Русской Церкви, связанных с глубокими геополитическими потрясениями, небратское поведение Константинопольской Церкви вновь в полной мере проявило себя. В частности, несмотря на то, что в 1978 году Патриарх Константинопольский Димитрий объявил утратившим силу Томос 1923 года о переводе в константинопольскую юрисдикцию Эстонской Православной Церкви, в 1996 году Константинопольский Патриархат антиканонически распространил свою юрисдикцию на Эстонию, в связи с чем Московский Патриархат был вынужден временно разорвать с ним евхаристическое общение. В тот же период были предприняты первые попытки Константинопольского Патриархата вмешаться в украинские церковные дела. В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры. В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут «сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками». Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены. Константинопольский Патриархат не принял меры к укреплению их канонического сознания и был ими втянут в антиканонический процесс легализации раскола на Украине путем создания параллельной церковной структуры и предоставления ей автокефального статуса. Позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе «Автокефалия и способ ее провозглашения», который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церкви. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви Патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял, в том числе публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете «Неа Эллада» он говорил: «Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят». За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата», что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая "заквашивает все тесто" (Гал. 5:9) Церкви и истории». Эти высказывания трудно оценить иначе как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели. Особую скорбь вызвало в Русской Православной Церкви недавнее решение Священного Синода Константинопольской Церкви о допустимости повторного брака для клириков. Это решение является нарушением Святых канонов (17 правила святых Апостол, 3 правила Трулльского Собора, 1 правила Неокесарийского Собора, 12 правила святителя Василия Великого), попирает всеправославное согласие и фактически является отказом от итогов Критского Собора 2016 года, признания которого Константинопольский Патриархат столь активно добивается от остальных Поместных Церквей. В попытках утвердить свои несуществующие и никогда не существовавшие властные полномочия в Православной Церкви Константинопольский Патриархат в настоящее время вмешивается в церковную жизнь на Украине. В своих заявлениях иерархи Константинопольской Церкви позволяют себе называть «антиканоническим» митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на том основании, что он не поминает Константинопольского Патриарха. Между тем, ранее на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези в январе 2016 года Патриарх Варфоломей публично называл митрополита Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви на Украине. Тогда же Предстоятель Константинопольской Церкви дал обещание, что ни во время Критского Собора, ни после него не будут предприняты никакие усилия, чтобы легализовать раскол или в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. С прискорбием приходится констатировать, что данное обещание ныне нарушено. Односторонние, антиканонические действия Константинопольского Престола на территории Украины, совершаемые при полном игнорировании Украинской Православной Церкви, являются прямой поддержкой украинского раскола. Среди многомиллионной паствы Украинской Православной Церкви вызывает крайний соблазн тот факт, что Константинопольский Патриархат, считая себя Церковью-Матерью для Украинской Церкви, подает своей дщери вместо хлеба камень и вместо рыбы змею (Лк. 11:11). Глубокая озабоченность Русской Православной Церкви ошибочным и искаженным представлением Константинопольской Церкви о происходящем на Украине была лично донесена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом до Патриарха Варфоломея 31 августа 2018 г. Однако, как показали дальнейшие события, голос Русской Церкви не был услышан и через неделю после встречи Константинопольский Патриархат опубликовал антиканоническое решение о назначении в Киев своих «экзархов». В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский Патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата, а также прервать участие Русской Православной Церкви в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев. Сознавая, что происходящее представляет опасность для всего мирового Православия, обращаемся в сей трудный час за поддержкой к Поместным автокефальным Церквам, призываем Предстоятелей Церквей проникнуться пониманием нашей общей ответственности за судьбу мирового Православия и инициировать братское всеправославное обсуждение церковной ситуации на Украине. Обращаемся ко всей полноте Русской Православной Церкви с призывом к горячей молитве о сохранении единства Святого Православия. *** 1 - Движимый искренним желанием поддержать Православие, находящееся в меньшинстве и подчас в достаточно непростой ситуации, Московский Патриархат со своей стороны предоставил в 1948 году автокефальные права Православной Церкви в Польше и подтвердил автономный статус Православной Церкви в Финляндии, предоставленный Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 году, согласившись в 1957 году предать забвению все канонические споры и недоразумения между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью, признать Финскую архиепископию в сущем статусе и передать в ее юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь, после чего было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

 

 

Это интересно: