→ О воле божией. На все Божья воля

О воле божией. На все Божья воля

С Владыкой Иоанном Белгородским беседовала Мария Городова

– Владыка, давайте поговорим о том, что такое воля Божья. Мы молимся «Отче наш…» и, повторяя за Христом, говорим: «Да будет воля Твоя…» Каждый верующий хотел бы соизмерить свои поступки, свою жизнь с Его волей. Смысл жизни человека – в исполнении Его воли. Но как распознать ее? Понятно, что есть общий замысел Бога о мире и о нас, есть заповеди, которые Господь дал нам. Но, с другой стороны, каждый день перед человеком стоит выбор, как поступить, решение не всегда очевидно, поэтому очень важно понять, в чем она, воля Божья, по отношению к тебе?

– Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядеться в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим – пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с человеком, построившим свой дом на песке: «…всякий, кто слушает… слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7. 24–27).

Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке – в спасении человека. И одновременно она – это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку – это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: «Бог жалеет его», – и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его.

Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается.

– Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: «О чем она плачет?» – она сказала: «Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной».

– Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявление воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим.

У нас всегда проблема – согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет Свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек – это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему. Свободная воля – это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю.

– То есть получается, что свободная воля – это дар Бога, и мы его неправильно используем?

– Конечно, ведь он дан человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля – это всегда выбор. Для святых людей – это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека – это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лишены этого дара – свободной воли, у них тоже есть выбор – это выбор между большим грехом и меньшим.

– Владыка, мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д.

– В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1. 1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, «более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой» (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать… от лица Господня» (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена.

– То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет?

– Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн – будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, почувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Российской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле «Константин», миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: «Указание пути в Царствие Небесное». Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назовут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах.

– Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение?

– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: «Ты – мне, я – тебе». Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает исполнять волю Божью, он вступает в невидимую брань.

– Владыка, объясните, что это – «невидимая брань»?

– Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые – и верующий человек это сразу поймет – несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру – ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все это препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое «духовная брань». И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, посмотрите, слово «подвиг» однокоренное к слову «движение», а человек должен духовно двигаться.

– Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе?

– Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то приходит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу, и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он, войдя в храм, услышал слова читаемые из апостольского послания: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5. 17), – и вдруг эта фраза стала для него определяющей – она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит – молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее.

– Когда епископа Василия (Родзянко) спросили о совпадениях, которые иногда ведут нас по жизни, он ответил так: «Как только я перестаю молиться, совпадения прекращаются». По-видимому, он имел в виду именно такие знаки?

– Наверное, хотя для человека, находящегося в поиске воли Божьей, есть опасность впасть в ложную мистику, когда во всем, что с ним происходит, он начинает искать какой-то знак Божий. Обращение к духовнику оберегает человека от этого.

– Владыка, а распознание воли Божьей – это диалог с Богом?

– Конечно, но ведь и молитва – это тоже диалог, и призванность, о которой мы сегодня говорили, от слова «призыв»: Бог призывает. Ведь когда мы обращаемся к Богу, мы слышим ответ, и ответ этот внутренний: в человеке возникает такое состояние, когда он чувствует в себе способность и силы решать какие-то проблемы. Все это состояния внутреннего диалога, который человек ведет с Творцом.

– Владыка, а как воспитать в себе эту способность услышать волю Божью?

– Только одним: сначала ребенок учится слышать и слушаться родителей, потом это ведет к послушанию, сначала родителей. Потом он идет в храм и учится слушать там. Ведь что такое послушание? Это умение слушать. А дальше идет исполнение. И тут очень важно остановиться на мотивах послушания, на мотивах исполнения Его воли. Так вот, человек, исполняющий волю Божью, слушающий Бога, должен любить Его и во всем Ему доверять.

– Да, это совсем другие мотивы: не из страха, а из любви. Человек, любя Бога, доверяет Ему, во всем полагается на Него. Владыка, а что значит «положиться на волю Божью»? Бездействовать? Не пытаться изменить ход событий?

– Положиться на волю Божью – это значит проявить и высшую любовь, и высшее мужество. Потому что ты не отстраняешься от жизни, не выключаешься из нее, ты не уходишь от ответственности. Наоборот, ты проявляешь самую высшую ответственность – быть проводником воли Бога, какой бы она ни была.

Есть такая молитва, написанная Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским – это была его ежедневная молитва. Вчитайтесь в ее слова.

Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)

Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись.

Максимилиан Волошин

Готовность

Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенье

Совести, огня и вод?

Апокалипсическому зверю

Ввергнутый в зияющую пасть,

Павший глубже, чем возможно пасть,

В скрежете и смраде – верю!

Верю в правоту верховных сил,

Расковавших древние стихии,

И из недр обугленной России

Говорю: «Ты прав, что так судил!»

Надо до алмазного закала

Прокалить всю толщу бытия,

Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи, – вот плоть моя!

Многие люди кричат, что религия – это плохо, что Бога нет, и что чудес не бывает. Когда у них все в порядке, у этих людей вера в Бога отсутствует и они не следуют тем правилам, которые Он установил. Говорят, что с какой стати мне верить в того, кого я даже не видел, там никого нет, и меня никто не накажет за мои греховные поступки. Но когда люди попадают в тяжелую ситуацию, будь то тяжелая болезнь, страшное бедствие, сильная с окружающими, то они нередко начинают взывать к Богу, начиная верить в то, что кто-то есть, в того, кто может помочь. Человек сразу начинает признавать свои многие ошибки, когда же все хорошо, люди не хотят верить в Бога и следовать заповедям. Один человек как-то сказал: «Бог думает о нас постоянно, а люди вспоминают о Нем только когда им тяжело» . Притча, которая заставляет задуматься о том, кто мы:

Притча «Кто ты?»

В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:

«Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?»

Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни.

В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:

- Кто вы?

- Я, Джон Смит.

- Нет, это имя, но кто Вы?

- Я телерепортёр такой-то компании.

- Нет. Это профессия, но кто Вы?

- Я человек, в конце концов!

- Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?

Репортёр, наконец, понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.

Монах заметил:

- Вот это и есть самое отвратительное на свете — не знать, кто ты есть.

Кто-то говорит, что религия – это удел слабых, что это один из способов переложить ответственность за свою жизнь с себя на Бога. Но наличие Бога наоборот означает присутствие некого смысла в нашей жизни, Божьего замысла, а не просто пустая жизнь, которая возникла из хаоса и заканчивается на смерти. Придерживаясь атеистических взглядов на жизнь, когда отсутствует истинная вера в Бога, многие люди ведут себя так, как им вздумается , не следуя заповедям, а лишь потакая своим чувствам и желаниям, любой ценой пытаясь сделать счастливым себя, не ставя в расчет интересы других людей. Они говорят, что один раз живем — что означает можно пить, гулять, веселиться, грабить, обманывать, необязательно следовать морально-этическим нормам. Не пойман – не вор, говорят они, но в чем смысл такой жизни, как можно жить таким образом. Человек, придерживаясь такой концепции, в один момент может просто покончить жизнь самоубийством, когда ему станет плохо, зачем страдать – скажет он, зачем все эти проблемы, этот мир жесток, зачем в нем мучиться.

Кто-то может возразить и сказать, зачем мне вера в Бога, зачем Бог и религия, я могу жить правильно, придерживаясь нравственного поведения и без религии. Но знать путь и идти по нему - не одно и то же, знать, чему надо придерживаться в жизни — не означает иметь силы этому следовать . Несомненно, есть люди, у которых отсутствует истинная вера в Бога, но они придерживаются морально этических норм в своем поведении, а есть люди, верующие в Бога, и их поведение нельзя назвать правильным. Религия является одним из источников сил — находясь и общаясь с теми людьми, которые стоят на пути духовного развития, это опека старших людей, которые могут помочь советом и поддержкой, она урегулирует жизнь людей, накладывая на нее определенные ограничения. Но это не ограничение свободы, нет, если человек постоянно потакает своим чувствам и желаниям он попадает в рабство, говорит, что как хочу, так и живу, что надо все попробовать в этой жизни. Такие люди делают лишь то, что велят им их чувства и желания, свобода же заключается в том, чтобы уметь отказаться от того, что желаешь, свобода означает наличие выбора, но когда нет сил поступать иначе – нет и никакой свободы.

Победа над собой . С того момента, когда он становится способен контролировать свои чувства и желания, он берет судьбу в свои руки. Один человек как-то сказал: «Потворство чувственным ощущениям подобно питью соленой воды: чем больше мы этим занимаемся, тем больше растут и желания и жажда» , в чем мы можем убедиться на собственной жизни. Не нужно, конечно, вгонять себя в жизнь, полную лишений, я говорю о золотой середине, не нужно бросаться в крайности, я лишь призываю жить размеренной жизнью. Необходимо давать себе обеты, совершать аскезы, которые бы придавали нам сил.

К примеру, если детям все позволять и постоянно потакать, они вырастут эгоистичными и немощными, привыкнув, что родители о них всегда позаботятся. Родители, когда вкладывают все в детей, думая, что они ни в чем не будут нуждаться, просто отравляют жизнь и себе и своим детям. Так происходит и сейчас в современном обществе, люди привыкли лишь получать, а не отдавать.

« и пользоваться вещами, но, к сожалению многие привыкли любить вещи и пользоваться людьми» Радханатха Свами

Сколько бы человек не удовлетворял свои материальные потребности ему постоянно мало , добился одного, затем хочется еще и еще, и этим желаниям нет конца, нужно бороться с жадностью и стать более скромным, в конечном счете, став удовлетворенным.

«Высшее богатство — отсутствие жадности» Сенека

Притча «Богат или Богач?»

Диогена спросили об одном богатом человеке, богат ли он.

- Не знаю, – ответил Диоген. – Мне известно лишь, что у него много денег.

- Значит, он богат!

- Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, – ответил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

Религия расширяет сферы познания мира, для меня истинная вера в Бога — это не какая-то слепая вера в сверхъестественное , а то, что основано на фактах из своей жизни и жизни других людей. Если есть астрология, которая способна рассказать о нашей судьбе, значит, есть и законы, которые кто-то создал. Те гороскопы, о которых говорят на телеэкранах, и которые публикуют в газетах на каждый день, лишь подрывают авторитет истинной астрологии. Речь идет о тех астрологах, которые способны не просто предсказать, но и увидеть вашу судьбу, а не о тех шарлатанах, которые желают подзаработать, обманывая людей. К примеру, Рами Блект, Руслан Нарушевич, Санджай Ратх, К.Н. Рао являются хорошими астрологами, если хотите определить истинность астрологии, обратитесь к этим людям. Но большинству не нужна истина, людям тяжело признавать, что они неправы, я сам порой даже внутри себя знаю, что не прав, но сказать об этом вслух порой очень и очень трудно. А если речь заходит о целом мировоззрении, когда у человека долгие годы было одно понимание вещей, и вдруг признать, что оно неверно, крайне тяжело, легче всего просто успокаивать себя мыслями о том, что ты прав.

Как объяснить лечение драгоценными камнями, веточками или коры деревьев самых разных заболеваний, и легких и тяжелых аюрведическими врачами, тем же самым Олегом Торсуновым, или определение им характера человека и болезней по фалангам пальцев, по голосу или по лицу. Многим это непонятно, как так, кто такой этот Олег Торсунов, вбивают в интернет «Олег Торсунов, такие-то методы лечения», читают и не верят написанному, этого не может быть. И следующим шагом вбивают в интернет «Олег Торсунов шарлатан, сектант и т.п.», находят несколько сообщений подобного содержания, и успокаивают себя словами «Ну говорил же шарлатан, брехня все это», а на остальные тысячи случаев выздоровления просто не обращают внимания. Люди не хотят изучать многие вещи, какая душа, какие чакры, астрология – лженаука, конечно, хватает и сказочников, но не нужно равнять всех под одну дудку. Много лжецов в наше время, многие на каких-то учениях пытаются зарабатывать деньги, преследуя лишь свои корыстные цели, а все потому, что и доверчивых людей очень много, кругом одна слепая вера. Если что-то непонятно, это не означает, что это неправильно, или если мы чего-то не знаем, это не значит, что этого нет.

Надо же пытаться проверять полученное знание, а не как обычно бывает — услышат что-нибудь и начинают ходить слухи. Правда или неправда, не разберешь же. Проверяйте, проверяйте, проверяйте, а не слепо всему доверяйте, веру в истинность знания необходимо проверять на практике, а не теории. Я часто убеждался в том, когда по логике должно быть по одному, а на самом деле в жизни происходит иначе, логические рассуждения нередко нас подводят. Но только , и думать, что нужно проверять, к примеру, на себе наркотики, нет, когда-то нам стоит оперировать опытом и других людей, и, отталкиваясь от него делать выводы, через что-то проходя самим.

Когда есть Бог, когда есть истинная вера в Бога, есть и смысл жизни, не те цели в жизни, которые ставят себе люди, а именно смысл существования. Человек определяется по поведению в обществе, то есть не по потенциалу, который он имеет, а по тому, насколько он его проявляет.

«Тот, кто не задается вопросом о творце этого мира, о его устройстве, о своем месте в мире и предназначении, недостоин называться человеком» Бхактивинода Тхакур

Воля Бога и на все воля Божья

Притча «Вера и неверие»

Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на маленький необитаемый остров.

Он лихорадочно молился о том, чтобы Бог спас его. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Вымотавшись вконец, он решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои владения. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем, гарь поднималась к небу. Самым ужасным оказалось то, что все было потеряно. Он был охвачен горем и гневом.

- «Бог, как ты мог так поступить со мной!», - рыдая, кричал он.

Рано утром на следующий день его разбудил звук корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.

- Как вы узнали, что я здесь? - спросил утомленный человек своих спасателей.

- Мы видели твой дымовой сигнал, - ответили они.

Бог – это тот, кто справедлив , что означает наличие некого смысла в происходящем, что все, что происходит – не случайно. Воля Бога есть, это так, но есть и свобода выбора, наша свобода выбора, нужно разделять эти вещи, а не выдавать свое неправильное поведение за волю Божью. Если совершается преступление, то это не означает, что нужно бездействовать, и думать, что Бог видит всё и не вмешивается, допуская это преступление – на то Его воля, нет, нужны решительные действия, Бог не призывает к равнодушию к бедам других людей.

Многие люди, когда все хорошо, говорят, что у них — «На все воля Божья», а как что-то плохое с ними происходит, чего они не могли избежать, к примеру, так это от Дьявола. Но это значит же, что Бог не всемогущ, не доглядел что ли, или может Дьявол выше Бога стоит, нет, в произошедшем событии есть какой-то смысл, и его необходимо понять. Кто-то может сказать, что это заискивание глубокого смысла там, где его на самом деле нет, другие же просто продолжают говорить «На все воля Божья», не стараясь понять, почему такова воля Бога, а третьи и вовсе разочаровываются в Боге, думают, что Он там уснул как будто, и перестают в Него верить.

Такие люди находятся в неведении, первые начинают сваливать вину на несправедливость этого мира, винить всех вокруг в том, что случилось — правительство плохое, родственники плохие, это просто закон подлости какой-то и т.п. Вторые просто погружаются в свои грехи, начинают заниматься самоистязанием, вот я такой падший – одни слова, а на деле ноль, просто оправдание собственного эгоизма и бессилия. Третьи как будто эксплуатировали Бога, как часто происходит в семейных отношениях, люди друг другом попользуются, а как кому-то что-то не хватает, как нелегкий период в отношениях, так сразу ты меня не любишь, гад такой, я в тебе разуверился и т.п. Все, Бога нет, Он если и есть, то наплевал на меня, или если бы Он был, Он бы такого не допустил.

Но истинная вера в Бога означает доверять Ему , но в тоже время не выпускать свою жизнь из рук, не переваливать ответственность на кого-то, нет, надо признать, что то, что случилось — это справедливо, на все воля Божья, и, культивируя в себе благодарственное настроение, постепенно мы сможем принимать даже очень тяжелые жизненные ситуации. Если мы не принимаем происходящее, то мы злимся, гневаемся, обижаемся на людей, на события, пытаемся изменить всех вокруг, и лишь в редких случаях думаем начать с себя. Если нет Бога, значит, нет никакой высшей справедливости, хочу — творю беззаконие, обманываю, каждый нацелен сделать счастливым себя. Очень тяжело изменить умонастроение, если по отношению к тебе поступили плохо, значит, ты будешь мстить, ненавидеть этих людей. Несомненно, обидчик должен быть наказан, если он поступил неправильно, вопрос в том, как именно, если злом отвечать на зло, то мы ничем не лучше. Человека нужно наказывать не чтобы выместить свою злобу на него, а чтобы человек раскаялся и понял свое неправильное поведение.

«Если применять принцип: «око за око, зуб за зуб», — то большая часть мира останется слепой и беззубой» Махатма Ганди

Благодарность, желание, а также способность понимать суть происходящего, способность трезво оценивать ситуации и делать выводы — вот, что рождает смирение, умиротворение и желание исправлять в себе плохие черты характера. Нередко неправильное поведение других является следствием нашего неправильного поведения, но есть люди, которые даже не хотят об этом думать, они слепы и не видят, как , они провоцируют и разжигают злобу в их сердцах. Люди пилят других, обвиняют их в своих проблемах, но сами не хотят даже слышать о том, что они не правы – эти люди находятся в оковах своей судьбой. Кто-то оправдывает свое поведение тем, что он, таким образом, закаляет характер окружающих – да, человека нельзя помещать в одну атмосферу комфорта, должны быть и какие-то трудности, золотая середина, но подло свои неправильные поступки выдавать за благо.

Сказали себе «На все воля Бога» и сразу начинайте действовать — вот что необходимо делать, искупать своих грехи в служении людям, в лучшую сторону, вот о чем идет речь, увидьте в себе плохие черты характера и боритесь с ними всеми силами, развивайте истинную веру в Бога. Молите Бога о том, чтобы Он дал ответы на вопросы, я сам получал ответы, как я и писал в начале статьи, они или открывались у меня в сердце, или я их получал через других людей, какие-то знаки. Кто-то, наверное, думает это просто выискивания, концентрация на определенном вопросе, может какие-то логические размышления в уме, мне же видится это в ином свете. Ответы приходят в течение непродолжительного времени, которые приводят меня к правильному пониманию вещей, и следуя им и моя жизнь, и жизнь других людей становилась лучше, счастливее. Одно из проявлений Бога — Сверхдуша, которая находится в сердце каждого живого существа, она же является Голосом Совести, и она же зовется Абсолютной Истиной, Бог отвечает на наши молитвы.

Притча «В сердце»

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного.

Это обстоятельство очень обеспокоило Бога. Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда».

Другой архангел предложил спрятаться на дне океана. Ещё один посоветовал укрыться на Луне. Было ещё множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, одному из архангелов пришла в голову идея: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем».

Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЯЩЕГО

Госпожа Рылеева была вдовой, имела единственного сына, которого любила всей душой.

И вот однажды ее пяти- или шестилетний сын заболевает. Долго лечили его, и, наконец, врачи, безсильные что-либо сделать, ушли, а мать опустилась на колени перед иконами и начала усиленно молиться о спасении сына. Среди молитвы на нее напал легкий сон, и видит она большую площадь, слышит звуки военной музыки, гул толпы. Вдруг выдвигается эшафот, на нем виселица, на эшафот вводят ее сына и вешают... Она в страхе просыпается. «Господи! - воскликнула горестная мать. -Знаю, что это сон, не мечта, а послан для моего вразумления, но все же молю Тебя, оставь в живых моего сына».

Господь услышал ее молитву, сын поправился, к великому изумлению врачей, неизвестно чему приписавших подобный случай (впрочем, и врачи в то время были верующими).

Прошло много лет, Рылеев вырос, сошелся с людьми, отвергавшими Бога и все святое, желавшими закрыть все церкви и прекратить богослужение, а также восставшими против самодержавной власти. Они составили союз с целью ниспровергнуть самодержавие и учредить республику. Но заговор был раскрыт - пять его участников, в том числе и Рылеев, были приговорены к смертной казни через повешение. И вот мать Рылеева наяву увидела большую площадь, толпы народа, звуки военной музыки. Воздвигли эшафот, на нем виселицу, и Рылеев был повешен. Его мать не возроптала, не пришла в отчаяние, но с твердостию произнесла: «Прав Ты„ Господи, и правы суды Твои».

Прп. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

ВОЛЯ БОЖИЯ

Мы не знаем, что лучше для нас: жизнь или смерть, здоровье или болезнь, благополучие или нищета. Воля Божия на все... Хотя бы мы и не понимали ее. Но не всегда хочет человек принимать ее, и тогда бывает хуже.

Расскажу один такой случай. Одна богатая женщина, жившая в Петербурге, имела мальчика в возрасте одного года. Он опасно занемог. Ждали уже смерти. Тогда мать упросила приехать батюшку, отца Иоанна Кронштадтского, и помолиться о выздоровлении больного. Батюшка отслужил молебен. Дитя выздоровело, на радость матери... Шли годы. Она любовалась сыном. Когда ему пошел девятнадцатый год, он полюбил одну девушку, но не был любим. Разочарованный, он покончил самоубийством.

И вот, доселе, - говорила мне несчастная мать, - я не могу простить себе: зачем я его вымолила через отца Иоанна?

А другой случай произошел в Ялте. Мне рассказывал его архиепископ Ф., лично слышавший все от матери же.

У одной вдовы заболел единственный ребенок. Врачи не помогали. Дело быстро шло к роковому, как неразумно привыкли говорить, концу. Страдалица-мать обратилась с горячей молитвой к Божией Матери, прося оставить в живых дитя, единственную утеху... Утомленная, она села в кресло и быстро задремала... Было ли дальнейшее в тонком сне или в явном видении, она не может сказать. Только ей явилась Божия Матерь и, точно отвечая на просьбу, сказала: «А ты можешь поручиться, что воспитаешь его как должно и он останется таким же чистым, какой он сейчас?» Ребенку тогда было, кажется, около восьми лет всего. «Ручаюсь! Ручаюсь! - с горячностью ответила мать. -Только оставь в живых!»

Видение кончилось. Она проснулась. Ребенок, к удивлению врачей, выздоровел. Мать ликовала...

Скоро нужно было отдавать его в школу. Мальчик оказался очень способным. Но вместе с тем и очень восприимчивым к разным дурным наклонностям... Началась борьба матери за душу ребенка... Но ни уговоры, ни угрозы, ни наказания не помогали. Мальчик портился все больше. Мать оказалась безсильной. И, вспоминая данное ею обещание Божией Матери воспитать дитя, а особенно ужасаясь вечных мук, ожидающих грешников (она была глубоковерующей христианкой), однажды обратилась вслух с молитвой к Божией Матери: «Матерь Божия! Если уж он не исправится, лучше возьми его из этой жизни: лишь бы он не погиб для будущей. Воля Твоя!»

Скоро же после этого произошло следующее. Мальчик отправился на одну из обычных верховых прогулок по горам. Будучи бойким, он на сильном бегу очень круто повернул коня на повороте дороги и, вылетев из седла, разбился насмерть.

Мать теперь знала, что так ему лучше... Слез она не могласдержать при похоронах, но они были тихие, облегчающие.

Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди: Мои духовные встречи. - М., 1998.

НЕРАЗУМНАЯ МОЛИТВА МАТЕРИ

В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла.

Несчастная женщина, обезумевшая, от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то безсознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. БожияМатерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива...»

После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица поднялась из гроба. Радости матери не было конца.

Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией.

Просите, и дано будет вам: Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией. ~ Клин, 1999.

Введение

«На все воля Божья…»

Союз мужчины и женщины, основанный на любви и верности, дарящий людям счастье деторождения и совместной жизни на благо другим людям, благословен Господом с момента сотворения мира. Освященный Церковью брак – основа мирской христианской жизни, ежедневное служение Всевышнему в семье – «малой церкви».

Большинство людей мечтают о встрече со своей «второй половинкой» – человеком, с которым можно будет рука об руку идти по жизни, разделяя все радости и невзгоды, однако не всегда эта встреча происходит тогда, когда мы этого желаем. Почему? У верующего человека ответ простой – «на все воля Божья».

Чудесный дар молитвы помогает христианину верить в то, что по Божьему благословению он рано или поздно обретет свое счастье, и просить об указании ему верного пути навстречу тому единственному человеку, который тоже ищет его где-то и ждет.

Молитва помогает сделать верный выбор, уберечься от соблазнов мира, видеть истинную сущность людей и не пройти мимо своего счастья, погнавшись за призрачными искушениями, сделать верный выбор.

Молитвенные просьбы к Господу и Богородице возносят родители, пекущиеся о благополучной судьбе своих детей – об нравственной и физической чистоте, о счастье и благополучии их семейной жизни.

Ежедневная молитва к Всевышнему и святым угодникам Божьим помогает сохранить мир и взаимопонимание в уже созданном союзе, развеять сомнение, устранить недоверие между близкими людьми, открыть сердца навстречу друг другу и создать поистине христианскую семью.

Как и кому молились испокон веков девушки о хороших женихах? Как мужчине просить о крепкой семье с любимой супругой? Какие молитвы читать родителям, чьи дети оказались в сложной ситуации?

На страницах этой книги вы найдете молитвы, которые помогут вам обрести свое счастье в любви и сохранить благополучие в браке.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Божья инициатива Когда Адам и Ева согрешили, Бог первый начал искать их. Виновная чета, услышав голос Своего Творца, не побежала с радостью навстречу Ему, как это бывало раньше, а скрылась от Него. Но Бог не покинул их. Он так настойчиво звал их: «Где вы?»С болью в сердце Бог

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

4. Что есть моя воля и воля Божия? Вопрос: Что есть моя воля и воля Божия?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

В. Божья благодать В Откр. 14:6–12 содержится благая весть, «вечное Евангелие» (стих 6), которое должно возвещаться во всем мире. В центре внимания находится Бог, Чье обетование и Слово стоят выше нынешнего мрака и указывают на славный исход, описанный в заключительных главах

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Что есть моя воля и воля Божия? иеромонах Иов (Гумеров)Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Вместо законничества - воля Божья Итак, чего же хотел Иисус? Уже стало ясно: представлять дело Божье. Это смысл его вести о пришествии Царства Божьего. Прошения о том, чтобы святилось имя Божье и пришло его Царство, в версии «Отче наш» у Матфея расширяются словами: да будет

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

Воля Божья (Will of God). В Св. Писании постоянно говорится о " воле" Божьей. Это понятие передают несколько слов. В ВЗ употребляются гл. обр. слова hapes, rason, dba; в НЗ- thelo /thelema, boulomai/boule и eudokia в значениях "желать", "хотеть", "благоволить", "наслаждаться", "радоваться", "изволить". В Еф 1:5,9,11

Из книги Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей автора (Максимович) Иоанн Тобольский

Воля Божия и воля человеческая Что касается Ваших личных дел, то я согласен, что осуществлять в жизни убеждения гораздо труднее, чем говорить о них. В умении осуществлять убеждения в жизни и состоит все искусство духовной жизни. Предел всякого послушания есть воля Божия.

Из книги Статьи автора Крифт Питер

Воля Твоя, Боже - моя воля Весьма определенно и справедливо выразился Фома Аквинатский (XIII в.) о так называемых добрых делах, что они тогда только приятны и любезны Богу, когда совершаются во всем согласно с волей Божьей: "если я раздам все имение мое и отдам тело мое на

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Воля Божья - указатель к достижению истинного добра В Ветхом Завете Моисей Боговидец изложил перед Фараоном просьбу Израильтян об отпуске их из земли Египетской в следующих словах: "Бог Евреев призвал нас. Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу

Из книги 300 слов мудрости автора Максимов Георгий

Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья Ииуй, вождь Израильский, едучи в колеснице после своего помазания в цари Израильские по повелению пророка Елисея, и встретившись с Ионадавом, идущим ему навстречу, любезно спросил последнего: "Есть ли сердце

Из книги Православие и свобода автора Николаева Олеся Александровна

ВОЛЯ БОЖЬЯ И ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Когда мы оказываемся перед необходимостью сделать выбор, сколько правильных решений Бог предусматривает в каждом отдельном случае? Одно или несколько?Мы молимся о мудрости, чтобы узнать волю Божью в вопросах выбора спутника жизни,

Из книги автора

Глава 39: О том, что кто выносит суждения по внушению Святого Духа, даже если он не священник, на его стороне Божья воля, и не признавать этого нельзя; и о том, что Бог разрешает учить не только священникам, но и тем, кто чист духовно; и о том, что такое «мысленное священство» и

Из книги автора

Наша воля и воля Божия 153. «Светлейшее учение Спасителя нашего таково: «да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать

Из книги автора

Воля человеческая и воля Божия Основной проблемой свободы является вопрос о взаимоотношении человеческой воли с волей Божией. Если воля Божия состоит в спасении человека, а Сам Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг, как совместить с этим человеческую свободу, дающую человеку

 

 

Это интересно: