→ Каково жанровое определение пьесы на дне. Анализ «На дне» Горький. История создания пьесы

Каково жанровое определение пьесы на дне. Анализ «На дне» Горький. История создания пьесы

1-ый вариант

Начало формы

1.Определите жанр произведения «На дне»:

Б)Комедия

В)Трагедия

3. О чём мечтает Клещ?

4.Кого пытается использовать Василиса для убийства мужа?

Б)Ваську Пепла

Д)Бубнова

5.Кем был Сатин до того, как попал в ночлежку?

А)Актером театра

Б)Шулером

В)Картузником

Г)Телеграфистом

Д)Помещиком

6.Установите соответствие между героями пьесы и путями, которые опустили их на дно жизни.
ГЕРОИ ПЬЕСЫ:
1) Сатин; 2) Актёр; 3) Бубнов; 4) Барон.

ПУТИ, ОПУСТИВШИЕ ИХ НА ДНО ЖИЗНИ:
(А) оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед её любовником;
(Б) разорившись, пошёл служить в «казённую палату», где совершил растрату;
(В) попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру;
(Г) героя погубило пристрастие к алкоголю.

8. О чём мечтает Настя?

А)О богатстве

Б)О поездке в Сибирь

В)О свадьбе с Клещом

Г)О вечной настоящей любви

Д)О написании романа о своей жизни

2-ой вариант

1.Укажите фамилию Актёра "по сцене":

А)Сверчков-Задунайский

Б)Заволжцев-Задунайский

В)Сверчков-Приморский

Г)Петров-Задунайский

Д)Сверчков-Заволжский

3.Как после разговора с Лукой Актёр решил изменить свою жизнь. С чем это связано?

4. Что советует Лука Ваське Пеплу?

А)Уехать в Сибирь и начать новую жизнь

Б)Жениться на Василисе

В)Убить Костылева и завладеть его имуществом

5. Даны три суждения о Сатине и Луке. Какое(-ие) из этих утверждений верно(-ы)?

(А) Сатин и Лука – антиподы.
(Б) Сатин и Лука проповедуют одно и то же, только подход у каждого иной.
(В) Сатин – проводник мыслей автора в пьесе, а Лука – нет.

6. Установите соответствие между героями пьесы «На дне» и их дальнейшими судьбами.

ГЕРОИ ПЬЕСЫ: ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА :
1) Васька Пепел (А) тяжёлая смерть
2) Актёр (Б) тюрьма из-за убийства

3) Анна (В) самоубийство

1А,2Б,3В 1В, 2А,3Б 1Б,2В,3А

7. Каков основной спор в пьесе М.Горького «На дне»?

А)Спор о человеческих судьбах

Б)Спор о счастье

В)Спор о правде и мечте

Г)Спор о великих делах

ОТВЕТЫ

1 вариант:

    вариант:

    Верны утверждения Б,В

Домашнее задание к уроку

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.

Максим Горький

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра. Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные. Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Особенности композиции

Вопрос

Где происходит действие пьесы?

Ответ

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Вопрос

Как изображается место действия в пьесе?

Ответ

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Вопрос

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Ответ

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой. Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.

Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает. Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь». Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью. Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке. Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)

Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.

Вопрос

Каков конфликт драмы?

Ответ

Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.

Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Вопрос

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

Вопрос

В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?

Ответ

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

Вопрос

Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.

Заключительное слово учителя

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Домашнее задание

Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне». Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм

Произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.

Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна». В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Сатин же изрекает: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что «существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев. Правда, в другом своем прозаическом произведении «Жизнь Клима Самгина» автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор. С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием. В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.

В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест. Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.

Истинная драма всегда современна. Актуальность пьесы «На дне» никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути. Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со «дна», понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет. Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается. Это тоже жизненная философия. Таким образом, жизненность драмы «На дне» обусловлена ее правдивостью.

1 вариант

1. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений М. Горького не соответствует этому утверждению?

    «Старуха Изергиль»

    «На дне»

    «Макар Чудра»

    «Челкаш»

2. Определите жанр пьесы М.Горького "На дне"

а) бытовая драма; б) социально-философская драма; в) трагедия; г) мелодрама.

3. Что является главным предметом изображения в пьесе М.Горького "На дне"?

А) жизненные обстоятельства, приведшие людей на "дно";

б) сознание людей, выброшенных на "дно" в результате социальных процессов,

происходивших в русском обществе на рубеже веков;

В) быт людей "дна";

Г) взаимоотношения "хозяев жизни" и зависимых от них людей.

4. Какая сцена является завязкой основного конфликта в пьесе?

А) разговор Костылева с ночлежниками в 1 акте о Василисе;

б) появление Наташи;

в) появление Луки в ночлежке;

г) рассказ-притча Луки о праведной земле.

5. Кто из персонажей пьесы, прикрываясь служением Богу грабит людей? "...И я на тебя полтину накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть..."

А) Барон б) Сатин в) Лука г) Костылев.

6 . Укажите героя пьесы, которому принадлежат слова: "Руки у меня были такие желтые от краски: меха подкрашивал я... Я уж думал до самой смерти не отмою...А теперь во они, руки... просто грязные... да!"

А) Бубнов б) Сатин в) Клещ г) Барон

7. Кто из персонажей пьесы утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"?

А) Лука б) Клещ в) Сатин г) Бубнов

8. Как называлось место на земном шаре, где «люди друг дружке - завсяко-просто помогают»?

    святая земля

    праведная земля

    земля обетованная

    Новая Земля

9. Без чего, по мнению Актёра, «нет человека»?

    веры

    имени

    профессии

    свободы

10. Узнай героя по характеристике:

    отказался участвовать в уборке помещения;

    с горечью констатировал, что «пропил душу»;

    страдая тяжёлой формой склероза на почве алкоголизма, не мог вспомнить «ни слова» из некогда любимого стихотворения.

Тест по творчеству М. Горького. 11 класс.

2 вариант

1. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений М. Горького не соответствует этому утверждению?

    «Челкаш»

    «Старуха Изергиль»

    «Макар Чудра»

    «На дне»

2. Дата выхода пьесы «На дне»:

3. Назовите жанр пьесы.

    любовная драма

    социально-философская драма

    бытовая драма

    трагедия

4. Какая сцена является завязкой основного конфликта пьесы?

    смерть Актёра

    болезнь Анны

    появление Луки

    монолог Сатина

5. " Кто из персонаже не хочет примириться с жизнью на "дне" и заявляет: "Я рабочий человек... и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу"?

6. Кто из героев произносит фразу: "Всякая блоха не плоха, все черненькие, все - прыгают"?

    Лука

    Сатин

    Костылев

    Барон

7. Кто из персонажей пьесы произносит слова: "По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?"

    Лука

    Сатин

    Костылев

    Бубнов

8. Какое «невещественное» понятие имели в виду героя, говоря: «В женщине - … должна быть» (Пепел); «В любимом - вся …» (Лука)?

1. Оценка уровня готовности к работе

(Тест на знание фактического материала и основных понятий темы)

Максим Горький «На дне»

Выберите один правильный вариант

1. Укажите имя, отчество и настоящую фамилию М.Горького.

А) Алексей Максимович Пешков; б) Василий Иванович Каширин;

В) Максим Алексеевич Пешков; г) Иван Алексеевич Каширин.

2. Определите жанр пьесы М.Горького "На дне"

А) бытовая драма; б) социально-философская драма; в) трагедия; г) мелодрама.

^ 3. Что является главным предметом изображения в пьесе М.Горького "На дне"?

А) жизненные обстоятельства, приведшие людей на "дно";

Б) сознание людей, выброшенных на "дно" в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков;

В) быт людей "дна";

Г) взаимоотношения "хозяев жизни" и зависимых от них людей.

^ 4. Укажите, какая сцена драмы "На дне" является кульминацией любовного конфликта.

А) сцена объяснения Пепла с Наташей, когда он уговаривает ее ехать вместе с ним в Сибирь;

Б) сцена объяснения Пепла с Василисой, когда она уговаривает Пепла убить Костылева;

В) сцена убийства Костылева;

г) сообщение о том, что Василиса ошпарила Наташу кипятком.

^ 5. Какая сцена является завязкой философского конфликта в пьесе?

А) разговор Костылева с ночлежниками в 1 акте о Василисе; б) появление Наташи;

В) появление Луки в ночлежке; г) рассказ-притча Луки о праведной земле.

6. Кто из персонажей пьесы, прикрываясь служением Богу грабит людей? "...И я на тебя полтину накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть..."

А) Барон; б) Сатин; в) Лука; г) Костылев.

^ 7. " Кто из персонаже не хочет примириться с жизнью на "дне" и заявляет: "Я рабочий человек... и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу"?

А) Сатин; б) Барон; в) Пепел; г) Клещ.

8. Укажите героя пьесы, которому принадлежат слова: "Руки у меня были такие желтые от краски: меха подкрашивал я... Я уж думал до самой смерти не отмою...А теперь во они, руки... просто грязные... да!"

А) Бубнов; б) Сатин; в) Клещ; г) Барон

^ 9. Кто из персонажей пьесы утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"?

А) Лука; б) Клещ; в) Сатин; г) Бубнов

10. Кто из героев произносит фразу: "Всякая блоха не плоха, все черненькие, все - прыгают" ?

А) Лука; б) Сатин; в) Костылев; г) Барон

11. Кто из персонажей пьесы произносит слова: "По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?"

А) Лука; б) Сатин; в) Костылев; г) Бубнов

12. Укажите, какой фразой заканчивается пьеса.

А) "солнце всходит и заходит..."; б) "Актер удавился!";

В) "Эх.... испортил песню... дурак!"; г) "Наливай ему, Сатин! ...Вот я выпил и рад!"

 

 

Это интересно: