→ Нравственный урок читателя в рассказе паустовского телеграмма. Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий. Чтение с остановками

Нравственный урок читателя в рассказе паустовского телеграмма. Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий. Чтение с остановками

Cлайд 1

Cлайд 2

Придаточные предложения бывают трёх видов: Определительные Изъяснительные Обстоятельственные

Cлайд 3

Cлайд 4

Придаточные определительные 1)Отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, например: Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые любят и умеют работать. 2)Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.Чтобы выделить определяемое существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляется указательное слово, например: Покажите мне те книги, которые лежат на столе.

Cлайд 5

Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который и расставьте, где нужно запятые. Я с жадностью читал новые книги (поступали к нам в библ..отеку). В книге рассказывается инт..ресная история из жизни знаменитого пут..шествен..ика (подарил мне товарищ). Игру пришлось закончить (из)за наступившей темноты (мы увлеклись). У стадиона в этот день было особенно ож..влённо(один за другим подходили участники соревнований).

Cлайд 6

ПРОВЕРЬ себя! 1) Я с жадностью читал новые книги,которые поступали к нам в библиотеку 2) В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого пут..шествен..ика 3) Игру, которой мы увлеклись, пришлось закончить из-за наступившей темноты. 4) У стадиона, к которому один за другим подходили участники соревнований, в этот день было особенно оживлённо.

Cлайд 7

Замените союзное слово которые союзными словами где, куда или откуда и расставьте запятые Аэродром, на котором пр..землился самолёт, был в получасе езды от центра города. Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из вида. Лес, в который ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Cлайд 8

ПРОВЕРЬ себя! Аэродром, где приземлился самолёт, был в получасе езды от центра города. Село, откуда мы выехали, скоро скрылось из вида. Лес, куда ребята ходили за ягодами, был совсем недалеко.

Cлайд 9

Cлайд 10

Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Это чаще всего глаголы, реже другие части речи: наречия, существительные, прилагательные, например: Я с к а з а л мальчикам (что сказал?), что заблудился. Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) При помощи союзов что, как, будто, чтобы. 2) При помощи союзных слов, например: Дети ч у в с т в у ю т (что чувствуют?), кто их любит. 3) При помощи частицы -ли, употреблённой в значении союза; например: Я н е з н а ю (чего?), буду ли я дома вечером.

Cлайд 11

Расставьте правильно знаки. Иван Ильич спросил где н..ходится штаб. Он охотно соглашался со всем что говорил ему к..питан. Пароход сел на мель вбл..зи того городка куда ехал Петя. Что написан..о пером того (не) вырубишь топором. Он (по)видимому не знал что ему делать дальше. Давно- давно задумал я, взглянуть на дальние поля узнать прекрасна(ли) земля. Саша вообразил будто Серёжа украл у него лошадь. В каждом селе где я не побывал в последние годы много новых домов. Мест где не ступала бы нога человека теперь пожалуй не найдёшь.

Cлайд 12

ПРОВЕРЬ себя! Иван Ильич спросил, где находится штаб. Он охотно соглашался со всем, что говорил ему капитан. Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Петя. Что написано пером, того не вырубишь топором. Он по-видимому не знал, что ему делать дальше. Давно- давно задумал я, взглянуть на дальние поля, узнать прекрасна ли земля. Саша вообразил, будто Серёжа украл у него лошадь. В каждом селе, где я не побывал в последние годы, много новых домов. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдёшь.

Cлайд 13

Cлайд 14

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.

Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя.

Оформление: Портрет К.Г.Паустовского.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины,
Как нельзя жить без сердца.

К.Г.Паустовский.

Слова на доске:

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.

Пустельга –

1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).

Интерьер – внутреннее помещение в здании.

Презентация – представление чего – нибудь.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа “Телеграмма”. Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете.

Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)

Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.

Записи в тетради:

1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.

2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”

3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

2. Работа в группах.

1 группа

– Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух “всё доцветал и никак не мог доцвесть”. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.)

Записи в тетради:

За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

– Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким-то холодом. А подсолнух всё доцветал.)

– Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека).

– Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.)

2 группа

– Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.)

– Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)

– Подберите синоним к слову “маленькая”. (Беззащитная.)

– Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…)

– Найдите строчки в тексте.

– Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)

Записи в тетради:

Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.

3 группа

– Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

– Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)

– Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.)

– Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла встреча человека с прекрасным. “А письмо – то…” – происходит перелом в душе, вспоминает мать.)

– Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.)

– Бездушна ли, по-вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.)

– Прочитаем эпизод “Настя под хмурым небом”.

– Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис.

Вывод:

Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение “ненаглядная моя”.

– Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: “Чти отца своего и матерь свою”. А В.Берестов сказал так:

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

4 группа

– Почему рассказ называется “Телеграмма”?

Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды.

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. “Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром”.

3. На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?

4. 5 группа

– На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои.

Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?

  1. Жестяная пустота (бездушие, неоправданная жестокость дочери)
  2. Керосиновый ночник (единственное живое существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль, грусть)
  3. Клён (некуда спрятаться от холода)

Слово “зарубка” (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.)

5. Игра “Крестики – нолики”.

1) Отметьте правильный вариант:

    А. “Вестник Европы” –

    а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
    б) кружок писателей
    в) название книги К.Г.Паустовского

    Б. Барельеф –

    а) барьер для лошади
    б) рисунок, на котором изображён закат
    в) выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности

    В. Салоп –

    а) широкое женское пальто
    б) это такой салат
    в) это обувь, сапог

    Г. Корсаж –

    а) экипаж для перевоза людей
    б) сад, где растут плодовые деревья
    в) часть платья, покрывающая бюст

    Д. Калорифер –

    а) оттенок на картине
    б) прибор для отопления помещения нагретым воздухом
    в) прибор для ремонта электрических приборов

    Е. Стеклярус –

    а) особая национальность на Руси
    б) маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку
    в) прозрачное стекло

2. Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:

А “Тряпичница я, что ли?” (Манюшка)
Б “Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто!” (Тимофеев)
В “Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку”. (Катерина Петровна)
Г “Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее ехать”. (Тихон)
Д “Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше”. (Тимофеев)
Е “Ну что же, будем драться вместе”. (Настя)

6. Подведение итогов.

Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.

7. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему “Поступок, за который я себя осуждаю”.

  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского “Телеграмма”, помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность),
  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание : найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме...”)

(старая больная, одинокая женщина)

Чем и кем окружена Катерина Петровна в Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

Что такое проблема, проблематика художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.

Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

Какая из них самая главная?

Задание : Расскажите о взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)

Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

Почему Катерина Петровна решается написать дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”

А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

(нет души)

Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.
  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)

Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола...
  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.

Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что умирает её мать?

  • “вздрогнула от холода”

Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “...чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе...”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

Каково состояние Катерины Петровны?

Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

Как относились к старой больной женщине окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.
  • Верит, что не все, как Настя.

Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание : перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя, обращенного к читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа (ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.

Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”...

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость - празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось - не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце - все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори...”)

Наименование учреждения: ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»

ФИО: Хасанова Гульнара Нуримановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Предмет: русская словесность

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Класс: 6

Урок русской литературы в 6 классе .

Тема урока : «Подробности текущей жизни» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграф к уроку : Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Белинский)

Тип: уроквнеклассного чтения.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, элементы костюма для почтальона, почтовый ящик, «бланки» телеграмм, хрестоматии, тетради.

Оформление: выставка книг К.Г.Паустовского, портрет писателя, высказывания о писателе, песня «Мама» (в исп. С.Лазаревой).

Цели урока: Создание условий для формирования функциональной грамотности через осмысление текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; умение обобщать информацию, формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать друг с другом в групповой работе).

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитание культуры работы в классе, привитие интереса к литературе.

ХОД УРОКА

      Организационный этап. 1 минута.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Проверьте, пожалуйста, все ли лежит у вас на столах: учебники, тетради, ручка.

      Мотивационный этап. 5 минут.

Стук в дверь. (Заранее подготовленный ученик приносит «почту» и кладёт в почтовый ящик)

Ребята, нам доставили почту: это телеграмма. Текст телеграммы следующий: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на доску и прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею». (В.Белинский)

А как вы понимаете это высказывание В.Г.Белинского?

О чем и о ком пойдет речь на уроке? (О произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Правильно, итак, тема нашего урока... Запишите тему в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер. Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям.

Мне хотелось бы познакомить вас со словами самого писателя, относительно того, как создавался этот рассказ.

Отрывок главы «Зарубки на сердце» из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«…Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они

собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им

отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и

познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет

только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл "подробностями

текущей жизни", - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого

материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых

событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои

заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей)

исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с

неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и

соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со

своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору

груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения

перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут

терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками…»

Давайте попробуем сами определить цель урока.

      Операционный этап. 15 минут.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма» и выписали слова, требующие комментария. Давайте раскроем смысл некоторых слов, понятий, имён.

1.Словарная работа . Комментарий.

«Вестник Европы» - ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

Гюго Виктор Мари(1802-1885)-французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др.

Стеклярус - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

Утиль - отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

Салоп - старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

Керосинка - керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

Сольвейг - героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе - означает «Солнечный путь»).

Пустельга - 1. хищная птица из семейства соколиных;

2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

Ветла - вид ивы.

2.Групповая работа .

Работам мы сегодня в шести группах, применяя в своей работе шесть шляп мышления.

Переверните карточку, лежащую на середине стола, посмотрите, какой цвет вашей шляпы. Я напомню «функции» шляп:

Белая шляпа (1 группа - слабоуспевающие ученики) учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.

Желтая шляпа (2 группа) помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Черная шляпа(3 группа) помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Красная шляпа(4 группа) дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Зеленая шляпа(5 группа) актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа(6 группа – одарённые дети) помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт; философски осмыслять события и явления.

Задания для 1 группы (белая шляпа):

Расскажите о главной героине-Катерине Петровне, что вы узнали о ней?Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Как проходят её дни?

Задания для 2 группы (жёлтая шляпа):

Как живёт Настя? Почему её называют Сольвейг? Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? Ко всем ли она бессердечна?Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Задания для 3 группы (чёрная шляпа):

Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

Задания для 4 группы (красная шляпа):

Какую роль, по-вашему, играет в рассказе «Телеграмма» интерьер комнаты, пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета преобладают? Почему? При помощи каких изобразительно-выразительных средств передаётся настроение в рассказе?

Задания для 5 группы (зелёная шляпа):

Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюшка, молодая учительница. В чём произведение претерпело бы изменение? Обозначьте роль в рассказе данных образов.

Задания для 6 группы (синяя шляпа):

Выслушав выступления групп, заполните обобщающую таблицу.

Тема этого рассказа.

Основная мысль произведения.

В чём трагизм Насти?

В чём заключается смысл названия рассказа?

3. Выступление спикеров от каждой группы. 15 минут.

Положите ручки в центр стола, чью ручку возьму, тот и будет представлять работу своей группы.

      Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты.

Оценивание работы участников группы.

Заполните оценочные листы.

      Подведение итога урока. 5 минут.

Ребята, вы знаете, что в нашем почтовом ящике есть ещё одно послание, адресованное нам. Это притча. Вспомните, что такое притча? (поучительный рассказ). Послушайте:

ПРИТЧА О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья, и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как мама любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать?- удивился человек.
- Материнская любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

Как эта притча связана с эпиграфом нашего урока?

Я предлагаю вам отправить телеграммы своей маме. Напишите ей добрые, тёплые слова любви. А я доставлю ваши телеграммы на ближайшем родительском собрании.

      Домашнее задание. 2 минуты.

1*.Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2. Составьте пятистишие к слову «Одиночество».

3. Эссе «Мои мысли после прочитанного».

Спасибо за урок! До свидания.

Использованная литература:

    К.Г.Паустовский «Телеграмма»

    Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.,-1984г.

    К.Г.Паустовский « Золотая роза».

 

 

Это интересно: