→ Высота колонны на дворцовой площади. Александровская колонна. Неофициальная версия появления памятника

Высота колонны на дворцовой площади. Александровская колонна. Неофициальная версия появления памятника

Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь стороной — боялась, что Александровская колонна, ничем не закрепленная и удерживаемая на месте только силой своей тяжести, свалится прямо на нее. Того же опасались и некоторые петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал любимую собачку вокруг своего шедевра. Постепенно страхи улеглись. И ныне Александровская колонна — одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей Северной столицы. Но и загадок с ней связано великое множество.

«Глазомер этих людей чрезвычайно точен»

По официальной версии, Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. При этом царь непременно хотел, чтобы монумент был выше Вандомской колонны в Париже, возвеличивающей французского императора. И это пожелание было выполнено, хотя и не без труда.

Подходящая гранитная скала, из которой вытесывался ствол колонны, была найдена в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне. Мастера-каменотесы С. В. Колодкин и В. А. Яковлев обследовали ее и пришли к выводу, что камень годится. От скалы отпилили каким-то образом брус весом около 1600 тонн, умудрились с помощью рычагов и воротов сдвинуть эту глыбищу с места и опрокинуть на ложе из елового лапника, смягчившее удар о землю и снизившее риск раскола камня. А потом вручную, на глазок, скалывали все лишнее, тесали, шлифовали — и получился идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 метра у основания и 3,15 метра у вершины, высотой 25,6 метра и весом 600 тонн.

Как им это удалось? Ведь современные каменных дел мастера чуть ли не хором утверждают, что даже в наши дни, имея совершенные станки и точные измерительные инструменты, столь качественно и точно выполнить такую работу практически невозможно. А мужички сумели! Но, во-первых, трудились они не менее трех лет. Во-вторых, использовали методику Самсона Ксенофонтовича Суханова — личности легендарной, артель которого сотворила почти все гранитные чудеса Северной столицы: и огромные шары на стрелке Васильевского острова, и колонны Казанского собора, и знаменитую , ныне прозябающую в руинах Баболовского дворца в Царском Селе… О работе артели Суханова писал один иностранный путешественник: «Им, этим мужикам в простых рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен». К сожалению, секреты этой методики впоследствии были забыты, как и имя самого гениального мастера, окончившего свои дни в нищете.

Колонну поднимал… покойник

В Санкт-Петербург колонна, равно как и огромные камни для фундамента, самые большие из которых весили более 400 тонн, доставлялись водным путем. Для этого корабельным инженером полковником Константином Андреевичем Глазыриным была сконструирована специальная барка. Для погрузочных работ соорудили специальный мол. Заметим, что подобный опыт у российских мастеров уже был: ведь именно таким способом доставлялся знаменитый Гром-камень — пьедестал для «Медного всадника». И потому без особых происшествий барка с колонной, буксируемая двумя пароходами, добралась до Кронштадта, а затем и до Санкт-Петербурга.

Под фундамент колонны было забито 1250 шестиметровых сосновых свай. Затем дно котлована было залито водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что позволило сделать площадку идеально горизонтальной. И лишь потом на нее водрузили 400-тонную глыбу фундамента.

Этот метод якобы предложил архитектор и инженер Августин Августинович Бетанкур. Он же сконструировал и оригинальное устройство подъема колонны на пьедестал. В него входили строительные леса высотой 47 метров, 60 кабестанов (кабестан — лебедка с барабаном, насаженным на вертикальный вал) и система блоков. К установке колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Вся эта операция была выполнена за 1 час 45 минут. Причем, по некоторым источникам, руководил работами сам Бетанкур. Но тут есть одна загвоздка: колонна приняла вертикальное положение в 1832 году, а Августин Августинович… скончался в 1824-м.

Руководить стройкой покойник, естественно, не мог. Вероятно, в исторические документы вкралась ошибка. Скорее всего, строители только использовали наработки талантливого инженера, примененные им, например, при строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее эта ошибка — одна из «пробоин» в официальной версии возведения Александровской колонны.

Ствол из руин храма

Григорий Гагарин. «Александровская колонна в лесах». 1832-1833 годы. В основании — остатки древнего храма?

Вторую ощутимую «пробоину» сделал невинный вроде бы рисунок. На нем изображена Александровская колонна в лесах, а подпись под ним гласит: D’aperes nature р. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, се 4 juine 1833. То есть в переводе с французского: «С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833». Так вот, на рисунке ствол колонны как бы вырастает из какого-то капитального строения, похожего на церковь, частично уже разобранную. Некоторые историки пытаются доказать, что это, мол, временная подсобка, которой пользовались строители в следующие два года после установки колонны. Ведь продолжалась ее окончательная отделка: доводка формы, полировка, сооружение капители, установка фигуры ангела, отделка постамента, установка металлических элементов и т.п. Все это время нужно было где-то хранить инструмент, укрываться строителям от непогоды. Можно бы согласиться с этой точкой зрения, если бы не толщина стен, явно чрезмерная для времянки. Можно также предположить, что художник, отдавая дань романтизму, облагородил невзрачное сооружение, придав ему вид старинных руин. Но если это и в самом деле остатки древнего храма?

Ангел — женщина?

Много вопросов вызывает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Историки дружно утверждают, что лицу ангела приданы черты императора Александра I. Потому и колонна зовется Александровской. И хотя легко убедиться, что даже приблизительного сходства у ангела с императором нет (достаточно взглянуть на прижизненные портреты последнего), большинство исследователей не пытаются оспорить общепринятую точку зрения. Однако профиль у статуи очень уж греческий. А если присмотреться к фигуре? Грудь, бедра, плавные изгибы тела — все говорит о том, что перед нами женщина, а не мужчина. Кстати, есть версия, что натурщицей для скульптуры послужила петербургская поэтесса Елисавета Кульман. Это объясняло бы особенности фигуры ангела, но его лицо также не слишком похоже на известный скульптурный портрет поэтессы.

Существует другая версия: колонну венчает статуя древней богини, лишь немного «усовершенствованная» в угоду монаршей особе, — фигуре дан в руки четырехконечный латинский крест, основанием которого ангел попирает змея, что символизирует победу над «антихристом» Наполеоном. Но, скорее всего, Орловский изваял оригинальную скульптуру. При этом вполне можно предположить, что колонна гораздо древнее, чем считается. Известны рисунки Дворцовой площади, сделанные ранее 1830 года. И что же? Колонна стоит, и ангел на месте, только без креста, и змеи не видно. А если это действительно изваяние богини, дошедшее до нас от цивилизации, значительно более древней, чем греческая и даже египетская?

Предшественники Петра

«На берегу пустынных волн…» — повторяем мы вслед за Пушкиным. Но так ли пустынны были невские волны? Ныне историками и археологами доказано, что Петр I строил свой город не на пустом месте. Были здесь и древнерусские, и скандинавские поселения. Но есть в этом районе сооружения, технология строительства которых ставит в тупик исследователей. К примеру, кронштадтские форты. Их в Финском заливе около десятка, и все они облицованы гранитными блоками весом до двух тонн. Причем уложены блоки без раствора и подогнаны друг к другу так точно, что листок бумаги между ними не войдет. На блоках видны такие же «тычки»-выступы, как на перуанском Саксайуамане. Подобная точность в изготовлении возможна только при массовом машинном производстве. А вот кто и когда действительно построил эти оборонительные укрепления? Ответ на этот вопрос, равно как и на тот, когда и кем была возведена Александровская колонна и некоторые другие сооружения на севере России, мы вряд ли получим в обозримом будущем.

Открытый конкурс на создание монумента был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате » . Огюст Монферран откликнулся на этот конкурс проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска . Принимая во внимание размеры площади, Монферран не рассматривал варианты скульптурного монумента, понимая, что, не имея колоссальных размеров, он просто потеряется в её ансамбле .

Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке , он не имеет даты, по мнению Никитина, проект относится к первой половине 1829 года . Монферран предлагал установить гранитный обелиск, подобный древнеегипетским обелискам на гранитном цоколе. Общая высота монумента составляла 33,78 метров. Лицевую грань предполагалось украсить барельефами , изображающими события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы медальера графа Ф. П. Толстого .

На пьедестале планировалось выполнить надпись «Благословенному - благодарная Россия». На пьедестале архитектор расположил барельефы (автором которых был тот же Толстой) с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы , венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры .

На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Сам проект был тоже сделан «с большим мастерством» .

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение «Plans et details du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre », но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Итоговый проект

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона). В качестве источников для своего проекта Монферран использовал колонны Траяна и Антонина в Риме , Помпея в Александрии , а также Вандомскую .

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Монферран отказался от использования дополнительных украшений, подобных барельефам , спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна, так как, по его словам, современные ему художники не смогли бы соперничать с древними мастерами, и остановился на варианте колонны с гладким стержнем из гигантского полированного монолита из розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей). Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний - 3,19 м (10 футов 6 дюймов) . Пьедестал и базу он скопировал почти без изменений с колонны Траяна .

Вместе с пьедесталом и венчающей скульптурой высота монумента составила 47,5 м - выше всех существующих монолитных колонн. В новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён императором. Спустя несколько дней Монферран был назначен строителем колонны .

Строительство велось с 1829 по 1834 год . С 1831 года председателем «Комиссии о построении Исаакиевского собора», отвечавшей и за установку колонны, был назначен граф Ю. П. Литта .

Подготовительные работы

Работы были закончены в октябре 1830 года.

Строительство пьедестала

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, обтёсанный и вывезенный из местности Летцарма (Letzarma), что в пяти верстах от Пютерлакса, который служит основанием пьедестала. Для установки монолита на фундамент была построена платформа, на которую он был закачен при помощи катков по наклонной плоскости. Камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар» .

После того, как под монолит подвели подпорки, работники выгребли песок и подложили катки. Подпорки подрубили, и глыба опустилась на катки. Камень вкатили на фундамент и точно установили. Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподняли камень на высоту порядка одного метра. Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор

О. Монферран

Постановка верхних частей пьедестала представляла значительно более простую задачу - несмотря на бо́льшую высоту подъёма, последующие ступени состояли из камней значительно меньших размеров, чем предыдущие, к тому же и работники постепенно приобретали опыт. Остальные части пьедестала (притёсанные гранитные блоки) устанавливались на цоколь на растворе и с креплением стальными скобами .

Установка колонны

  • По наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки;
  • Другая система блоков находилась на вершине лесов;
  • Большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади.

По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу . В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского .

В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши! ». Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста :

Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника

Открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) года.

Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный <…> Как поразительна была в эту минуту сия противоположность житейского величия, пышного, но скоропреходящего, с величием смерти, мрачным, но неизменным; и сколь красноречив был в виду того и другого сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки

…никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Вечером долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым

В честь этого события в том же году тиражом 15 тыс. был выбит мемориальный рубль.

Описание памятника

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба , которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года . Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта.

Текст на табличке памятника:

АЛЕКСАНДРУ І му
БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третья по высоте из всех монументальных колонн - после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне ; Александровская колонна выше Вандомской колонны в Париже , колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии .

Ствол колонны - самый высокий и самый тяжёлый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально , и один из величайших (пятый за всю историю и второй - после Гром-камня - в Новое время) перемещённых человеком монолитов .

Характеристики

  • Общая высота сооружения - 47,5 м
    • высота фигуры ангела - 4,26 м (2 сажени)
    • высота креста - 6,4 м (3 сажени)
  • высота навершия колонны с крестом ~12 м
  • высота ствола (монолитной части колонны) - 25,6 м (12 саженей)
    • нижний диаметр колонны - 3,66 м (12 футов), верхний - 3,15 м (10 футов 6 дюймов)
  • высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда - 4,25 м
    • размеры барельефов - 5,24×3,1 м
  • высота цоколя из монолитного гранита - 3.9 м
    • горизонтальные размеры цоколя - 6,3×6,3 м
  • высота колонны до ствола ~10 м
  • Вес цоколя и пьедестала - 704 тонны
  • Вес гранитного ствола колонны 612 тонн
  • Вес навершия колонны 37 тонн
  • Размеры ограды 16,5×16,5×1,5 м

Ствол колонны стоит на гранитном основании без дополнительных опор только под действием силы тяжести.

Пьедестал

Пьедестал колонны украшен с четырёх сторон бронзовыми барельефами , отлитыми на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах.

Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, показавший себя здесь прекрасным рисовальщиком. Его рисунки для барельефов и бронзовых украшений отличаются «чёткостью, уверенностью линий и тщательностью прорисовки деталей» .

Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг , шишаков и щитов , хранящихся в Оружейной палате в Москве , в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку , а также броня XVII века царя Алексея Михайловича , и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда .

По рисункам Монферрана художники Дж. Б. Скотти , В. Соловьев, Тверской, Ф. Брюлло, Марков выполнили картоны для барельефов в натуральную величину. Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений - лепщик-орнаменталист Е. Балин.

Эти изображения появились на произведении француза Монферрана стараниями тогдашнего президента Академии художеств , известного любителя российской старины А. Н. Оленина . Однако стиль изображения военной арматуры восходит скорее всего к эпохе Ренессанса .

Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты.

Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева - прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа - старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман , которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине - в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года».

На всех барельефах в качестве элементов декора изображено вооружение классического характера, которое

…не принадлежит современной Европе и не может уязвить самолюбие никакого народа.

Колонна и скульптура ангела

Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму с энтазисом (утолщение ствола для устранения оптической вогнутости ствола) от низа до верха.

Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера . Её основание - прямоугольная абака - сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита.

Сама колонна выше Вандомской, а фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на последней. Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия , одержав победу над наполеоновскими войсками.

Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман .

Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

Монферран без изменений перенес в свой проект пьедестал и базу колонны Траяна, а также нижний диаметр стержня, равный 12 футам (3,66 м). Высота стержня Александровской колонны была принята на 3 фута меньше, чем колонны Траяна: 84 фута (25,58 м), а верхний диаметр - 10 футов и 6 дюймов (3,19 м). Высота колонны, как в римском дорическом ордере, составила восемь её верхних диаметров . Архитектор разработал собственную систему утонения стержня колонны - важного элемента, влияющего на общее восприятие памятника. Вопреки классической системе утонения Монферран начал его не с высоты, равной одной третьей стержня, а сразу с основания, вычерчивая кривую утонения при помощи делений касательных прямых, проведённых к отрезкам дуги сечения основания. Кроме того, он применил бо́льшее количество делений, чем обычно: двенадцать. Как отмечает Никитин, система утонения Александровской колонны является несомненной удачей Монферрана .

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метра, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырёх сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы .

Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами . На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки .

Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.

Ограда в своём оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился по очередности дежуривший и одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади .

На всём пространстве Дворцовой площади была выложена торцовая мостовая .

Истории и легенды, связанные с Александровской колонной

Легенды

По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения.

Работы по дополнению и реставрации

Через два года после установки памятника, в 1836 году под бронзовым навершием гранитной колонны на полированной поверхности камня стали появляться бело-серые пятна, портящие внешний вид монумента .

В 1841 году Николай I повелел провести осмотр замеченных тогда на колонне изъянов, но заключение освидетельствования гласило, что ещё в процессе обработки кристаллы гранита частично выкрошились в виде небольших впадин, которые и воспринимаются как трещины.

Александром II в 1861 году был учреждён «Комитет для исследования повреждений Александровской колонны», в который вошли учёные и архитекторы. Были возведены леса для осмотра, в результате которого комитет пришёл к заключению, что, действительно, на колонне присутствуют трещины, изначально свойственные монолиту, но было высказано опасение, что увеличение числа и размеров их «может породить обрушение колонны» .

По поводу материалов, которыми следует заделать эти каверны, шли дискуссии. Русским «дедушкой химии» А. А. Воскресенским был предложен состав, «который должно было придать закрывающей массе» и, «благодаря которому трещина в Александровской колонне остановлена и закрыта с полнейшим успехом» (Д. И. Менделеев ).

Для регулярного осмотра колонны на абаке капители закрепили четыре цепи - крепёж для подъёма люльки; кроме того, мастерам приходилось периодически совершать «восхождение» на монумент для очистки камня от пятен, что было непростым делом, учитывая большую высоту колонны.

Декоративные фонари у колонны выполнены через 42 года после её открытия - в 1876 году архитектором К. К. Рахау .

За всё время с момента своего открытия до конца XX века колонна пять раз подвергалась реставрационным работам, носящим скорее косметический характер.

После событий 1917 года пространство вокруг памятника было изменено, а ангела на праздники закрывали окрашенным в красный цвет брезентовым колпаком или маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля . В 1930-х годах ограда была демонтирована и переплавлена на патронные гильзы [ ] .

Реставрация проведена в 1963 году (бригадир Н. Н. Решетов, руководителем работ был реставратор И. Г. Блэк).

В 1977 году на Дворцовой площади были проведены реставрационные работы: вокруг колонны были восстановлены исторические фонари, асфальтовое покрытие было заменено гранитом и диабазовой брусчаткой.

Инженерно-восстановительные работы начала XXI века

В конце XX века, по прошествии определённого времени с момента предыдущей реставрации, всё острее стала ощущаться необходимость проведения серьёзных восстановительных работ и, в первую очередь, детального исследования памятника. Прологом начала работ стали мероприятия по исследованию колонны. Их вынуждены были произвести по рекомендации специалистов музея городской скульптуры . Тревогу специалистов вызывали большие трещины у вершины колонны, заметные в бинокль . Осмотр производился с вертолётов и альпинистами , которые в 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы произвели высадку исследовательского «десанта» на вершине колонны с помощью специального пожарного крана «Магирус Дойц» .

Закрепившись наверху, альпинисты выполнили фото- и видеосъёмку скульптуры. Был сделан вывод о необходимости безотлагательного проведения реставрационных работ .

Финансирование реставрации взяло на себя московское объединение «Хазер Интернейшнл Рус». Для проведения работ стоимостью 19,5 миллиона рублей на памятнике была выбрана фирма «Интарсия »; этот выбор был сделан по причине наличия в организации персонала, имеющего большой опыт работы на подобных ответственных объектах. Работами на объекте занимались Л. Какабадзе, К. Ефимов, А. Пошехонов, П. Португальский. Руководил работами реставратор первой категории Сорин В. Г.

К осени 2002 года были возведены леса, и реставраторы провели исследования на месте. Практически все бронзовые элементы навершия находились в аварийном состоянии: всё было покрыто «дикой патиной », фрагментарно начала развиваться «бронзовая болезнь», цилиндр, на который опиралась фигура ангела, истрескался и принял бочкообразную форму. Внутренние полости памятника удалось исследовать с помощью гибкого трёхметрового эндоскопа . В результате реставраторам также удалось установить, как выглядит общая конструкция памятника и определить отличия изначального проекта от его реального воплощения.

Одним из результатов исследования стала разгадка появляющихся пятен в верхней части колонны: они оказались продуктом разрушения кирпичной кладки, вытекающим наружу.

Проведение работ

Годы дождливой питерской погоды повлекли за собой следующие разрушения памятника:

  • Полностью разрушена кирпичная кладка абаки , на момент проведения исследования зафиксирована начальная стадия её деформирования.
  • Внутри цилиндрического пьедестала ангела скопилось до 3 т воды, которая попадала внутрь через десятки трещин и отверстий в оболочке скульптуры. Эта вода, просачиваясь вниз, в пьедестал и замерзая зимой, разрывала цилиндр, придавая ему бочкообразную форму.

Перед реставраторами были поставлены следующие задачи: убрать воду из полостей навершия, не допустить скопления воды в будущем и восстановить конструкцию опоры абаки. Работы проводились в основном в зимнее время на большой высоте без демонтажа скульптуры, как вне, так и внутри конструкции. Контроль за работами осуществлялся как профильными, так и непрофильными структурами, в том числе администрацией Санкт-Петербурга .

Реставраторами были проведены работы по созданию дренажной системы памятника: в результате все полости памятника были соединены, в качестве «вытяжной трубы» использована полость креста высотой около 15,5 метров. Созданная система дренажа предусматривает вывод всей влаги, в том числе конденсационной .

Кирпичный пригруз навершия в абаке был заменён на гранитные, самозаклинивающиеся без связующих средств конструкции. Таким образом, был вновь реализован первоначальный замысел Монферрана. Защита бронзовых поверхностей памятника производилась путём патинирования .

Кроме того, из памятника было извлечено более 50 осколков, оставшихся со времён блокады Ленинграда .

Леса с памятника были сняты в марте 2003 года.

Ремонт ограды

…была проведена «ювелирная работа» и при воссоздании ограды «использовались иконографические материалы, старые фотографии». «Дворцовая площадь получила завершающий штрих».

Ограда выполнена по проекту, выполненному в 1993 году институтом «Ленпроектреставрация». Финансирование работ производилось из городского бюджета, затраты составили 14 млн 700 тыс. рублей. Историческую ограду памятника восстанавливали специалисты ООО «Интарсия». Установка ограды началась 18 ноября, торжественное открытие состоялось 24 января 2004 года .

Скоро после открытия часть решётки была похищена в результате двух «набегов» вандалов - охотников за цветными металлами.

Хищение не удалось предотвратить, несмотря на круглосуточно действующие камеры видеонаблюдения на Дворцовой площади: в темноте они ничего не зафиксировали. Чтобы следить за площадью в тёмное время суток, необходимо использовать специальные дорогостоящие камеры. Руководство ГУВД Санкт-Петербурга решило установить у Александровской колонны круглосуточный милицейский пост.

Каток вокруг колонны

В конце марта 2008 года была проведена экспертиза состояния ограды колонны, была составлена дефектная ведомость по всем утратам элементов. В ней были зафиксированы :

  • 53 места деформации,
  • 83 утраченных детали,
    • утрата 24 малых орлов и одного большого орла,
    • частичная утрата 31 детали.
  • 28 орлов
  • 26 пик.

Пропажа не получила объяснения со стороны петербургских чиновников и не была прокомментирована организаторами катка .

Устроители катка взяли на себя обязательства перед городской администрацией восстановить утраченные элементы ограды. Работы должны были начаться после майских праздников 2008 года .

Упоминания в искусстве

Также колонна изображена на обложке альбома «Lemur of the Nine» петербургской группы «Refawn».

Колонна в литературе

  • «Александрийский столп» упоминается в знаменитейшем стихотворении А. С. Пушкина « ». Александрийский столп Пушкина - сложный образ, в нём присутствует не только памятник Александру I, но и аллюзия к обелискам Александрии и Горацию . При первой публикации название «Александрийский» было заменено В. А. Жуковским из опасения перед цензурой на «Наполеонов» (имелась в виду Вандомская колонна).

Кроме того, Пушкину современники приписывали двустишие:

В России дышит всё военным ремеслом
И ангел делает на караул крестом

Памятная монета

25 сентября 2009 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей, посвящённую 175-летию Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169,00 грамма

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является знаменитая Александровская колонна-монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года.

Победа была одержана в период царствования Александра I , монумент создавался в его честь и носит имя императора.

Возведению колонны предшествовал официальный конкурс проектов. Французский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это же время постройкой Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге, предложил два проекта.

Первый проект, эскиз которого хранится в наши дни в библиотеке Института инженеров путей сообщения, был отклонен императором Николаем I .

Император Николай I

В соответствии с ним предполагалось возведение монументального гранитного обелиска высотой 25.6 метров. Лицевую грань должны были украсить барельефы с изображениями событий войны 1812 года. На пьедестале с надписью “Благословенному - благодарная Россия”, предполагалось установить скульптурную группу-всадник на коне, попирающем ногами змею.Коня ведут две аллегорические женские фигуры, за всадником следует богиня Победы, впереди всадника – летящий двуглавый орел.

Огюст (Август Августович) Монферран

Второй проект О.Монферрана, который и был утвержден императором 24 сентября 1829 года, предусматривал установку монументальной триумфальной колонны.

Александровская колонна и Главный штаб. Литография Л. Ж. Арну. 1840-е гг.

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода.

Сравнение Александровской колонны, колонны Траяна, колонны Наполеона, колонны Марка Аврелия, и так называемой "колонны Помпея"

Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Огромный монолит для изготовления ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах.

Вырубленная гранитная призма значительно превосходила по размерам будущую колонну, ее очистили от земли и мха и мелом очертили необходимую форму.

С помощью специальных приспособлений - гигантских рычагов и воротов, глыбу опрокинули на подстилку из елового лапника. После того, как монолит был обработан и приобрел необходимые очертания, его погрузили на бот «Святой Николай», построенный по проекту корабельного инженера полковника Гласина.

Водным путем монолит был доставлен в столицу 1 июля 1832 года. Огромные камни для фундамента будущего памятника были вырублены из той же скалы, вес некоторые из них составил более 400 тонн. В Санкт-Петербург камни доставили по воде на барке специальной конструкции.

Тем временем для будущей колонны подготовили подходящее основание. После того, как в декабре 1829 года было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

На фундамент установили 400-т тонный монолит, который послужил основанием пьедестала. Следующим, не менее сложным этапом стала установка колонны на каменный пьедестал. Для этого потребовалась специальная система лесов, особые подъемные устройства, труд двух тысяч солдат и четырехсот рабочих и всего 1 час 45 минут времени.

После установки колонны ее окончательно обработали и отполировали, на пьедестале были закреплены барельефы и декоративные элементы.

Высота колонны вместе со скульптурным завершением 47.5 метров. Колонна имеет капитель дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой.

Выше на цилиндрическом пьедестале - установлена фигура ангела с крестом, попирающего змею. Эта аллегория победы России в Отечественной войне создана скульптором Б.И.Орловским.

Бронзовые горельефы пьедестала выполнены скульпторами Свинцовым П.В.и И.Леппе по эскизам Д.Скотти.

На горельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814».

Со стороны Зимнего дворца - две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на горельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.

Горельеф со стороны Зимнего дворца

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского - 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско.

Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку.

Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну.

Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам.

Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом».

В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента.

Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна.

Использованная литература:
Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004
Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,
Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959

© Е. А. Паршина, 2009

Если говорить о достопримечательностях Санкт-Петербурга, Александровскую колонну нельзя обойти вниманием. Это - уникальный архитектурный шедевр, который был воздвигнут в 1834 году. Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге? На Дворцовой площади. В 1828 году император Николай I издал указ о сооружении этого величественного памятника, призванного восславить победу его предшественника на троне и старшего брата Александра I, одержанную в войне с Наполеоном Бонапартом. Информация о Александровской колонне в Санкт-Петербурге представлена вашему вниманию в этой статье.

Рождение замысла

Принадлежит идея сооружения Александровской колонны в Санкт-Петербурге архитектору Карлу Росси. Перед ним стояла задача распланировать весь архитектурный комплекс Дворцовой площади и находящихся на ней зданий. Первоначально обсуждалась идея сооружения перед Зимним дворцом конной статуи Петра I. Она бы стала второй после знаменитого Медного всадника, находящегося неподалёку на Сенатской площади, воздвигнутого в царствование Екатерины II. Однако Карл Росси в итоге от этой идеи отказался.

Два варианта проекта Монферрана

Для того чтобы принять решение, что же будет установлено в центре Дворцовой площади и кто станет руководить этим проектом, в 1829 году был организован открытый конкурс. Победил в нём другой петербургский архитектор - француз Огюст Монферран, прославившийся тем, что ему довелось руководить постройкой Исаакиевского собора. Причём изначальный вариант проекта, предложенного Монферраном, конкурсная комиссия отвергла. И ему пришлось разработать второй вариант.

Монферран, как и Росси, уже в первом варианте своего проекта отказался от сооружения скульптурного памятника. Поскольку Дворцовая площадь весьма велика по размерам, оба архитектора резонно опасались, что любая скульптура, если только она не будет иметь совсем уж гигантские размеры, визуально затеряется в её архитектурном ансамбле. Сохранился эскиз первого варианта проекта Монферрана, но точная дата его изготовления неизвестна. Монферран собирался соорудить обелиск, подобный тем, что устанавливались в Древнем Египте. На его поверхности планировалось разместить барельефы, иллюстрирующие события наполеоновского нашествия, а также изображение Александра I на коне в костюме древнеримского воина, следующего в сопровождении богини Победы. Отвергая этот вариант, комиссия указала на необходимость возведения сооружения непременно в виде колонны. Учтя это требование, Монферран разработал второй вариант, впоследствии и осуществлённый.

Высота Александровской колонны в Санкт-Петербурге

По замыслу архитектора, по своей высоте Александровская колонна превзошла Вандомскую колонну в столице Франции, прославлявшую военные триумфы Наполеона. Она вообще стала высочайшей в истории из всех подобных колонн, выполненных из каменного монолита. От основания постамента и до кончика креста, который держит в своих руках ангел, 47,5 метра. Возведение такого грандиозного архитектурного сооружения было не простой инженерной задачей и заняло много этапов.

Материал для строительства

Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.

Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.

Закладка фундамента

После исследования места, на котором предстояло установить колонну, началась закладка фундамента сооружения. Под его основание забили 1250 сосновых свай. После этого площадку залили водой. Это сделало возможным создать строго горизонтальную поверхность при срезании верхней части свай. По старинному обычаю в основание фундамента заложили шкатулку из бронзы, наполненную монетами. Все они отчеканены в 1812 году.

Возведение гранитного монолита

В работах по выполнению проекта Монферрана использовалась уникальная инженерная подъёмная система, разработанная генерал-майором А. А. Бетанкуром. Она была снабжена десятками кабестанов (лебёдок) и блоков.

То, как именно с помощью этой подъёмной системы производилась установка гранитного монолита в вертикальное положение, наглядно проиллюстрировано на макете, находящемся в экспозиции музея города Санкт-Петербурга, который размещается в доме коменданта Петропавловской крепости. Водружение монумента на отведённое место происходило 30 августа 1832 года. При этом использовался труд 400 рабочих и 2 000 солдат. Процесс подъёма занял 1 час 45 минут.

Чтобы наблюдать за этим уникальным событием, на площадь пришло великое множество народу. Людьми была заполнена не только Дворцовая площадь, но и крыша здания Генерального штаба. Когда работа успешно завершилась, и колонна встала на предназначенное место, раздалось дружное «Ура!» По свидетельствам очевидцев и государь, император, присутствовавший при этом, также был весьма доволен и горячо поздравил автора проекта с успехом, сказав ему: «Монферран! Вы себя обессмертили!»

После успешного водружения колонны предстояло установить на пьедестале плиты с барельефами и декоративные элементы. Требовалось, кроме того, отшлифовать и отполировать поверхность самой монолитной колонны. Выполнение всех этих работ заняло ещё два года.

Ангел-хранитель

Одновременно с возведением Александровской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга с осени 1830 года шла работа над той скульптурой, которую согласно замыслу Монферрана предстояло установить на вершине сооружения. Николай I хотел, чтобы эта статуя была размещена лицом к Зимнему дворцу. Но каким будет её облик, определилось не сразу. Рассматривалось довольно много разных вариантов. Был и такой вариант, в соответствии с которым Александровскую колонну увенчивал бы лишь только один крест с обвивающейся вокруг него змеёй. Она задекорировала бы собою элементы крепежа. Согласно другому варианту, предполагалось установить на колонне статую, изображающую князя Александра Невского.

В конце концов, был утверждён вариант со скульптурой крылатого ангела. В его руках - Латинский крест. Символика этого изображения вполне наглядна: она означает, что Россия сокрушила власть Наполеона и тем самым установила мир и процветание для всех европейских стран. Работу над этой скульптурой выполнял Б. И. Орловский. Её высота - 6,4 метра.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Описание Александровской колонны в Санкт-Петербурге

Образцом для творения Монферрана послужили колонны, воздвигавшихся в эпоху Античности. Но Александровская колонна превзошла всех своих предшественниц и по высоте, и по массивности. Материалом для её изготовления послужил розовый гранит. В её нижней части помещён барельеф с изображением двух фигур женщин с крыльями. В их руках доска с надписью: «Александру І-му благодарная Россия». Ниже помещено изображение доспехов, слева от них молодая женщина, а справа изображён старик. Эти две фигуры символизируют две реки, находившиеся на территории военных действий. Женщина изображает Вислу, старик - Неман.

Ограда и окружение памятника

Вокруг Александровской колонны в Санкт-Петербурге, краткое описание которой представлено вашему вниманию выше, сооружена полутораметровая ограда. На ней были помещены двуглавые орлы. Их общее число 136. Она украшена, копьями и древками флагов. Вдоль ограды установлены военные трофеи - 12 французских пушек. Стояла у ограды и караульная будка, в которой круглосуточно дежурил солдат-инвалид.

Легенды, слухи и поверья

Когда шло сооружение Александровой колонны, среди петербуржцев распространились упорные слухи, явно не соответствующие действительности, о том, что огромная гранитная заготовка для её сооружения получилась случайным образом в ходе изготовления колонн для Исаакиевского Собора. Этот монолит якобы по ошибке получился больше по размеру, чем требовалось. И тогда, чтобы он не пропадал, якобы и возникла мысль - использовать его для сооружения колонны на Дворцовой площади.

После того как Александровская колонна в Санкт-Петербурге (кратко о ней знает каждый, кто интересуется историей города) была поставлена, в первые годы многие не привыкшие к такому зрелищу знатные особы опасались, что она рухнет. Они не верили в надёжность её конструкции. В частности, графиня Толстая строжайше приказала своему кучеру не приближаться к колонне. Боялась находиться рядом с нею и бабушка М. Ю. Лермонтова. А Монферран, пытаясь развеять эти опасения, часто в конце дня совершал длительные прогулки возле колонны.

Барон П. де Бургоэн, служивший в 1828-1832 годах посланником Франции в России, свидетельствовал, что якобы Монферран предлагал Николаю I создать винтовую спиральную лестницу внутри колонны, что позволило бы подниматься на её вершину. Для этого требовалось вырубить полость внутри колонны. Причём Монферран якобы утверждал, что для осуществления такого замысла будет достаточно одного мастера, вооружённого резцом и молотком, и мальчика-подмастерья с корзиной, в которой он будет выносить обломки гранита. Работу они вдвоём сделали бы, по расчетам автора Александровской колонны в Санкт-Петербурге Монферана, за 10 лет. Но Николай I, опасаясь, что такие работы могут повредить поверхность сооружения, не захотел реализовывать этот замысел.

В наши времена возник такой свадебный ритуал, в ходе которого жених носит свою избранницу на руках вокруг колонны. Считается, что сколько кругов он пройдёт, столько в их семье будет детей.

По слухам, советские власти якобы вынашивали планы демонтажа статуи ангела-хранителя на Александровской колонне. А вместо него якобы предполагалось поместить скульптуру Ленина или Сталина. Этому нет документальных подтверждений, но то, что в довоенные годы в праздники 7 ноября и 1 мая ангела укрывали от людских глаз, - исторический факт. Причём применялись два способа для его укрытия. Либо его накрывали полотнищем, которое спускали с дирижабля, либо закрывали воздушными шарами, наполненными гелием и поднимавшимися от поверхности земли.

"Ранение" ангела во время ленинградской блокады

Во время Великой Отечественной войны, в отличие от многих других архитектурных шедевров, Александровская колонна в Санкт-Петербурге, интересные факты о которой мы собрали в этой статье, не была полностью замаскирована. И в ходе артобстрелов и бомбёжек она получила многочисленные попадания от осколков снарядов. Самому ангелу-хранителю осколком пробило крыло.

В 2002-2003 годах выполнены крупнейшие с момента создания Александровской колонны работы по её реставрации, в ходе которых из неё вынули около полусотни осколков, остававшихся там со времён войны.

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

 

 

Это интересно: