→ Почему рассказ назван матренин двор. Анализ «Матренин двор» Солженицын. Несколько интересных сочинений

Почему рассказ назван матренин двор. Анализ «Матренин двор» Солженицын. Несколько интересных сочинений

Смысл названия «Матренин двор»

Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений.

Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. "Матренин двор" определяет пространство для совершения действия рассказа.

После долгих поисков герой находит двор, в котором он хочет поселиться. Но это не означает, что действие рассказа будет разворачиваться во дворе Матрены. Автор подробно описывает избу Матрены. "Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы".

Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни в избе. Образ избы является одним из главных образов рассказа. Он тесно связан с образом героини. Можно провести параллели между двумя образами Матреной и избой. Уже в названии они слиты воедино.

На протяжении всего рассказа автор показывает жизнь этих двух образов. Избу героини и вещи, находящиеся в ней, нельзя назвать предметами. Все они живые. Изба наполнена особенными воздухом, светом и атмосферой. Матрену, несмотря на всю ее энергичность, постепенно разил "черный недуг", о котором ничего не могли сказать доктора.

Как болезнь Матрены медленно поражала ее, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа, дом и Матрена, погибают от старости, а возможно и от порчи. На горницу "легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать". В самом начале рассказа автор показывает целостность образа избы, а потом его постепенное разрушение. Жизнь героини неотрывно связана с "жизнью" избы. Если она умрет, то "погибнет" изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрена.

Именно поэтому она долго не соглашается ломать избу, а когда, наконец, решается, то на нее наваливаются все новые и новые беды, предвещая неминуемую катастрофу. Колченогая Матренина кошка убегает из дома перед предстоящей катастрофой. Матрене "жутко было начать ломать ту крышу, под которой она прожила пять лет... для Матрены было это - конец ее жизни всей".

Образ молодой героини у автора ассоциируется с образом только что срубленной избы. "Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил молодым, еще не потемневшими тогда, струганными бревнами и веселым смолистым запахом". Матрена совершенно не похожа на односельчан.

Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу. Здесь проявляется конфликт между Матреной и селом. Она была отзывчивая, всем всегда и во всем помогала. "Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев".

Для нее не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство, вещи портят, прежде всего, душу. Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Богу, но для этого совсем не обязательно молится. "Может быть, она и молилась, но не показано, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Любовь и забота о ближнем, ее "доброе расположение духа" - все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны.

Образ рассказчика автобиографичен. Лагерное прошлое выступает во всех его действиях. Он по профессии учитель так же, как и автор. Он любит покой и уединение, не допускает, что бы другие люди вмешивались в его жизнь. Он довольствуется малым. Материнскую заботу, сосредоточенную в образе героини, рассказчик особенно ценит.

Героине удалось воспитать Киру. Это чуть ли не единственный человек, который искренно рыдает над ее гробом. Все остальные близкие ей люди никогда не понимали ее. Они использовали ее, надсмехались над ней, Грубо обращались с ней. Одним словом, они вели себя не праведно.

На их фоне особенно выделялась праведность Матрены. Врач, приехавший к ней, причинил больше боли и неудобства, чем помог. Посещения Матреной больницы приносили ей больше хлопот, чем дали, какой то положительный результат. Они только ее измучили и подорвали здоровье.

При описании рассказчик старается попасть в "нутряную Россию". Автор использует настоящие русские слова, которые давно уже не употребляются. При описании избы он употребляет забытые слова, как "мосты", "горница". Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором, заимствованы из словаря Даля. Особая ценность этого произведения заключается в глубоком и красочном изображении русского характера.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

п. Медвеженский Красногвардейского района

«НЕ СТОИТ ЗЕМЛЯ БЕЗ ПРАВЕДНИКА». Рассказ «Матрёнин двор».

Урок посвящается 90-летию со дня рождения писателя.

Урок подготовила и провела

учитель литературы

Тема урока: «Не стоит земля без праведника». Солженицына «Матрёнин двор»

Цели урока : показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Оборудование урока: портрет, его книги.

Методические приёмы : лекция учителя, аналитическая беседа; сопоставление текстов.

Ход урока.

1.Слово учителя .

Александр Исаевич Солженицын дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Он стал известен всей стране в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича». Солженицын – фигура, несомненно, культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы . Во второй половине 1989 года журналы «Новый мир», «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ», а на протяжении 1990 года журналы «Новый мир» и «Звезда» печатают романы А. Солженицына «В круге первом», «Август 14-го», «Раковый корпус». Кроме того, сам писатель, вернувшись тогда ещё в Советский Союз, обнародовал свою принципиально значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный, и политический интерес,- первый президент СССР уже на следующий день оспорил идеи солженицынской статьи, при этом назвав «Самого» - «Великим». Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом – Солженицын был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершён; возвращение Солженицына в новую Россию очень многими воспринималось, как надежда обрести всеобщего духовного наставника. Обращаясь к народному характеру в рассказах, опубликованных в первой половине 60-х г. г., Солженицын предлагает литературе новую концепцию личности. Его герои, такие, как Матрёна, Иван Денисович – люди не рефлектирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее и не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, то есть, выжив физически, перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти. Рассказ «Матрёнин двор» - произведение автобиографическое . Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области , жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.


2.Проверка домашнего задания. (Сопоставление рассказов «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича»).

3.Беседа по рассказу «Матрёнин двор». -Какова тема рассказа? (Тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки.) -Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа? Приведите примеры .

Комментарий учителя.

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрёна раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминает свою молодость так: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свёкор кричал: «Матрёна! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить». Оказывается, Матрёна когда - то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят»: «Раз конь с испугу сани понёс на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…» . И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

-Какое значение в раскрытии характера героини имеет её рассказ о любви?

Комментарий учителя.

Матрёна в рассказе о своей любви раскрывается совсем с неожиданной стороны: «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, - прошептала она. – Тут роща была.… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…». Рассказчик пишет: «В первый раз совсем по-новому увидел Матрёну… Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны - как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором». Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрёны. Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться человеком бескорыстным , открытым, деликатным, отзывчивым, не обозлиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого! Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

-Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрёны? (Рассказчик испытывает острое чувство вины: «Нет Матрёны. Убит родной человек. И в день последний я укорил её за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)

«Матренин двор» - рассказ А.И.Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось «Не стоит село без праведника».

Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Матрены Тимофеевны).

Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.

Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться «в средней полосе – без жары, с «лиственным рокотом леса». Ему хотелось «затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила». И рассказчик находит такое местечко: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь».

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, «те самые, за которыми потянула… тоска из Азии», от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной «черным недугом» женщине, которая жила очень бедно. Матрена «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки».

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать «свой черед дел» ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: «… Чая недалекую смерть… объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире».

Родственники, опережая события, начинают делить «добро» Матрены, разбирая «отдельный сруб горницы по ребрышкам», чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли… туда же… понесло и Матрену. Что она там подсобить могла… два паровоза сцепленных… тех троих расплющили».

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили». Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и «мышами овладело безумие». Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: «Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай…»

Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась «непонятной», «чужой». А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них «не стоять селу», утверждает Солженицын.

Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

Основную мысль рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», которую автор развенчивает на протяжении всего произведения, он вводит в название. Разумеется, что в деревне Тальново, куда приезжает постоялец, есть ни один двор. Кроме того, задействованы в рассказе немало героев. Однако название произведения автор связал с личным пространством главной героини, которое, как и у остальных жителей села, было огорожено и являлось ее собственностью. Глазами постояльца автор вводит читателя в пределы этого двора, изображает подробно действия и все происходящее там.

Сама Матрена, в судьбе которой было мало места счастливым событиям, отличалась от остальных. Только отличия эти местные жители не рассмотрели должным образом. Женщина, являющаяся главной героиней рассказа, оказалась праведником, искренним, необыкновенным человеком. Несмотря на насмешки и зло односельчан, она оставалась жалостливой, а ее жертвенность и готовность помочь окружающим людям приносили вред самой себе, подкашивая здоровье еще больше. Она безустанно соглашалась на любую работу,

Двору Матрены автор придал огромное значение, потому что это место было единственным спасительным кругом для тех, кто не видел настоящей души этой женщины, ставшей примером для подражания. Двор стал символом такого великодушия и чистоты души, что героиня погибает, когда возникла необходимость отдать ее горницу. Автор подчеркнул мысль о том, что отсутствие грехов этой женщины, соответствие религиозным правилам – все это присутствовало в поведении, жизни Матрены. Точно также подобные нравственные нормы должны царить в обществе.

Таким образом, несмотря на то, что в названии рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» есть упоминание о некотором пространстве, территории, которая прилегает вплотную к постройкам, после прочтения текста становится понятно, что мысль писателя направлена на нравственные проблемы, существующие и в селе Тальново, и в стране в целом.

Благодаря образу Матрены, жители села после ее смерти узнали об истинной человечности, смирении и трудолюбии, которой в душе главной героини были безграничны. Так она несла свет и добро в мире, не обращая внимание на зло, зависть, обиду.

Несколько интересных сочинений

  • Позиция Островского в Грозе (позиция автора, авторская позиция) сочинение

    Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века.

  • Читати книги – моє улюблене заняття. Вони збагачують людину, роблять її кращою. Завдяки книгам можна побувати в різних місцях, в різні епохи не виходячи зі свого дому. Я люблю читати різні жанри

    На уроках литературы мы изучили замечательное произведение Грибоедова Горе от ума. Его смысл отражается уже в самом названии. На протяжении всей комедии мы наблюдаем за Фамусовым и Чацким, их поступками, мыслями и образом жизни.

    Выбор профессии – очень ответственный шаг, от которого зависит твоя дальнейшая судьба. Профессия должна, во-первых, быть по душе, а, во-вторых, обеспечивать тебе достойную жизнь.

  • Сочинение Окружающая среда

    Мы родились и сразу получили от природы воздух, который нам необходим. Ведь если не будет кислорода, мы запросто потеряем сознание и уже навсегда заснем долгим сном

 

 

Это интересно: