→ Гитлер в немецком историческом музее и в музейной памяти о прошлом. «Музей Фюрера» или «Секретная миссия Линц

Гитлер в немецком историческом музее и в музейной памяти о прошлом. «Музей Фюрера» или «Секретная миссия Линц

Журналисты сайт убеждены, что история любой войны состоит из множества отдельных эпизодов, каждый из которых может стать памятником человеческого героизма, великодушия, трусости или глупости. Рассказ о коллекции, собранной фашистами в соляных шахтах Альтаусзее, является, наверное, одной из самых ярких страниц в истории, так как, если бы не счастливый финал, человечество в апреле 1945 года могло бы лишиться значительной части своих культурных сокровищ.

Места детства всегда остаются для нас особенными. Великие тираны и диктаторы, судя по всему, не являются исключением. Адольф Гитлер, восторженно принятый в 1938 году большинством австрийцев, решил сделать городу Линц, дорогому ему с детства, дар необычайный по своей щедрости и размаху. Было запланировано строительство гигантского музея искусства. В его стенах диктатор хотел собрать все творения, достойные жить в веках.

Выступление Гитлера в Вене перед восторженной толпой 15 марта 1938 на Wiener Heldenplatz

Мечта настолько захватила Гитлера, что он даже собственноручно сделал первоначальные эскизы комплекса, который должен был включать в себя, кроме музейных корпусов, еще оперу и театр (диктатор, что ни говори, был все-таки художником и по-своему придавал искусству огромное значение). Называться будущий светоч мировой культуры должен был «Музеем фюрера». Для наполнения еще не построенных стен шедеврами, начался массовый сбор картин и статуй во всех захваченных странах.

Адольф Гитлер знакомится с макетом будущего музея в Линце

В основу собрания легли сокровища семьи Ротшильдов – владельцев богатейшего банкирского дома. Пока глава семейства сидел в гестапо, предметы искусства из их особняков вывозились грузовиками. Также началась массированная скупка полотен по всей Европе из частных коллекций. Правда, слово «купить» в этой акции было больше символическим – владельцев заставляли расставаться с их собственностью за смехотворно-низкую плату. Огромный приток экспонатов для будущего музей дала, конечно, война. Драгоценными трофеями стали, например, Гентский алтарь братьев ван Эйк и «Мадонна Брюгге» Микеланджело, привезенные из Бельгии.

Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Гентский алтарь. 1432 г.

Летом 1943 года, после поражения немецких войск на Курской дуге и начавшегося наступления Красной армии, встал вопрос о сохранности бесценной коллекции. Чуть позднее, американские войска начали авианалеты на Австрию, и самым безопасным местом были признаны соляные шахты возле курортного городка Альтаусзее. Уникальный микроклимат этих природных пещер, расширенных людьми, был просто идеальным для хранения старинных раритетов. Кстати, разработка соли здесь велась еще с XII века. Внутри шахт, до сих пор, существует подземная капелла, в которой фрески, картины и статуи хранятся уже несколько веков и находятся в прекрасном состоянии.

Подземная капелла Святой Барбары в шахте Альтаусзее

Именно, сюда начали грузовиками свозиться шедевры культуры, награбленные по всей Европе. Мадонна Микеланджело, картины Рубенса, Рембрандта, Тициана, Брейгеля, Дюрера и Вермеера – всего в соляных шахтах было собрано около 4,7 тысяч единиц уникальнейших экспонатов.

Позднее, сюда же решили спрятать художественные сокровища из австрийских церквей, монастырей и музеев, чтобы сохранить их от бомбежек, и под конец войны в шахтах хранились уже более 6,5 тысяч предметов искусства. Кроме картин там были многочисленные статуи, мебель, оружие, монеты и уникальные библиотеки. Общая стоимость этого невероятного собрания оценивалась в 1945 году в 3,5 миллиарда американских долларов. Существует версия о том, что именно здесь во время войны спрятали и Джоконду, местонахождение которой с 1942 по 1945 год до сих пор неизвестно.

«Астроном» Яна Вермеера и «Мадонна Брюгге» работы Микеланджело Буонарроти – шедевры, хранившиеся с 1943 по 1945 год в соляных шахтах Альтаусзее

Однако, спасенные от бомб союзников, шедевры оказались под угрозой более страшной, так как, они попали под удар человеческого безумия. 19 марта 1945 года Гитлер издает «Nerobefehl» - «Приказ Нерона». По аналогии с повелением древнего императора сжечь Рим, фюрер собирался уничтожить на территории Рейха, практически, все значимое: транспорт, индустрию, городские инфраструктуры, объекты культуры. Этот план, который сейчас называют «смертным приговором нации», касался, конечно, и коллекции в шахтах Альтаусзее

Уничтожить значимую часть культурного наследия человечества, собранную в Австрии, было поручено гауляйтеру Августу Айгруберу. Этот фанатик был лично повинен в смерти нескольких десятков тысяч заключенных концлагерей, и к подготовке взрыва он приступил без колебаний. В шахты доставили восемь ящиков с надписью: «Осторожно, мрамор!», в действительности содержащих бомбы общим весом больше четырех тонн. Дополнительно, в штольне разместили емкости с бензином. 17 апреля должен был произойти взрыв.

Сегодня историки спорят о том, действительно ли Гитлер через некоторое время изменил свой приказ. Судя по его завещанию, так и было, но в те недели безвластия, когда агонизировавшая система Рейха начала пожирать сама себя, приказ об отмене «Nerobefehl» вероятно, уже не дошел до исполнителя, или Айгрубер не захотел ему верить. Сейчас, очень трудно восстановить последовательность событий, но ясно одно, взрыв был предотвращен и культурные сокровища, собранные в Альтаусзее практически не пострадали.

Коллекция предметов искусства в шахтах Альтаусзее, 1945 год

За несколько дней до взрыва, ящики с мощными бомбами были из шахты вынесены, а вход в хранилище для безопасности запечатали пороховыми взрывами. В течение нескольких лет после войны продолжались споры о том, кого человечество должно благодарить за это. Линкольн Керстайн, американский искусствовед, одним из первых побывавший в шахтах после их захвата, писал затем: «Бесчисленное множество свидетелей рассказывали каждый свою историю, так что чем больше мы узнавали, тем меньше верили своим ушам».

Керстайн, кстати, считал, что героизм проявили австрийские шахтеры. По его мнению, они случайно обнаружили айгруберовские ящики со взрывчаткой и под покровом ночи вынесли их из хранилища. Когда Айгрубер понял, что его предали, он «приказал расстрелять всех австрийцев, но было поздно: гору уже окружили американские войска. Это произошло 7 мая».

Групповое фото после вывоза бомб, упакованных в деревянные ящики, с соляного рудника Альтаусзее, май 1945 г.

Впрочем, к спасению культурного клада такой огромной стоимости после войны были рады «примазаться» многие: руководители австрийского сопротивления, местные чиновники и даже некоторые нацистские лидеры.

Кстати, начальник Главного управления имперской безопасности СС Эрнст Кальтенбруннер, судя по всему, действительно сыграл в этом деле положительную роль, хотя и за обещание горнорабочих укрыть его затем в Альпах. Есть данные о том, что между ним и Айгрубером произошел телефонный разговор, во время которого Кальтенбруннер кричал в трубку: «- Тупой Август, ты что, не понимаешь, что война проиграна?»

12 мая в Альтаусзее вошли американские войска и 17 мая первые экспонаты были вынесены на поверхность. Начался длительный процесс их возврата владельцам. Любопытно, что во время спасения культурных сокровищ в шахтах затерялась одна из створок Гентского алтаря ван Эйков. Ее нашли много лет спустя. Оказалось, что расписную доску шахтеры приспособили в качестве столешницы. Слава богу, изображением вниз, так что многочисленные следы кухонного ножа остались только на задней стороне шедевра.

Гентский алтарь во время спасения из соляной шахты Альтаусзее, 1945 год

Мадонну Брюгге Микеланджело вывозят из соляных шахт Альтаусзее, 1945 год

Как видим, несмотря на то что искусство лежит вне области дипломатии, шедевры часто оказываются вовлечены в политические игры

Есть в Берлине одно очень примечательное место. Находится оно недалеко от центра города, дойти пешком от Бранденбургских ворот и можно минут за 15-20. Здесь, как и в нескольких других мемориальных комплексах, рассказывается о самых тёмных страницах истории Германии - о времени нацистского режима 1933-1945 гг. Но в отличие от многих других мемориалов, здесь основной упор делается не на жертвах этого режима, а на преступниках, виновных в страшных событиях тех лет. А называется это место "Топография террора".

Фото: Manfred Brückels via Wikipedia

"Топография террора" - это мемориальный комплекс, расположенный на месте бывшей штаб-квартиры рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и подконтрольных ему организаций: гестапо, Службы безопасности СС (SD) и РСХА. От прежних зданий не сохранилось ничего, кроме гестаповских подвалов, поэтому для мемориального комплекса в 2010 году было закончено строительство нового павильона.

В непосредственной близости от павильона находится Дом Мартина Гропиуса. Здание напротив него носит название Прусского ландтага - сейчас там располагается парламент города Берлина. Между двумя величественными зданиями проходит небольшой сохранившийся участок Берлинской стены. Во время Холодной войны здание Прусского ландтага принадлежало ГДР.

Другое серое здание по соседству - один из немногих поныне существующих образцов национал-социалистической архитектуры. В некогда самом большом офисном здании столицы располагалось нацистское министерство авиации, возглавляемое Германом Герингом (построено в 1935 г.). После войны со здания сняли нацистских орлов со свастикой и расположили там министерства ГДР. Сегодня здесь находится федеральное министерство финансов.

Штаб-квартира Гиммлера и руководимых им подразделений располагалась в зданиях, которые сильно пострадали в последние месяцы войны. В рамках денацификации Германии было решено сравнять с землёй всё, что от них осталось.

Постоянная выставка в новом павильоне знакомит посетителей с "топографией" нацизма. Подробно освещается история и структура основных инструментов террора Третьего Рейха, методы преследования противников режима, политика на оккупированных территориях.

Многочисленные фотографии, документы и поясняющие тексты если и не дают ответ на вопрос "как же так получилось?", то хотя бы рисуют чёткую картину того, "как же всё функционировало". А функционировало всё по-немецки очень чётко.

Разумеется, немало рассказывается о деятельности СС по преследованию и уничтожению еврейского населения Европы. На фотографиях ниже представлены сотрудники нацистских концлагерей во время отдыха (на большой фотографии справа - персонал ).

По словам сотрудников музея, такое тщательное изучение подробностей функционирования Третьего Рейха служит, в первую очередь, попыткой не допустить повторения тех страшных событий в будущем. Я убеждён, что подобная работа с историей собственной страны необходима не только Германии. К сожалению, в России до сих пор не построен посвящённый сталинскому террору мемориальный комплекс, который был бы адекватен масштабам трагедии. С таким мемориалом, вероятно, было бы куда меньше дилетантов, ностальгирующих по крепкой руке товарища Сталина .

Некоторые исторические документы, представленные на выставке, могут шокировать.

В общем, экспозиция очень информативная и многогранная. Вход на территорию бесплатный, а по выходным проводятся традиционные для мемориальных комплексов бесплатные экскурсии для всех желающих на английском и немецком языках.

Помимо постоянной экспозиции, в "Топографии террора" проходят разные временные тематические выставки. Одна из нынешних выставок посвящена массовым расстрелам на территории Восточной Европы в 1941-1944 гг.

Будете в Берлине - сходите в "Топографию террора", не пожалеете!

Мюнхен играл огромную роль в истории Третьего Рейха. Сюда Адольф Гитлер перебрался в 1913 году, уклоняясь от призыва в австрийскую армию, которую он считал недостойной своего присутствия. После Первой мировой войны Гитлер опять обосновался в Мюнхене и здесь начинал свою политическую карьеру. Во время правления нацистов в городе проходили памятные собрания, хотя самый главный парад, показанный в фильме "Триумф воли", проходил в Нюрнберге. Самое важное из произошедших в те времена в Мюнхене событий, конечно, Пивной Путч. Он начался в пивной "Бюргербройкеллер", которая до наших дней не сохранилась, а находилась где-то между нынешними центром современного искусства и гостиницей "Хилтон".

Отсюда перепившие пива штурмовики, требующие власти, направились в центр города, конкретно к военному министерству. Дорога шла через вот этот мост...

Через старые ворота...

На главную площадь Мариенплац.

«Борьба с евреями будет столь же популярна, сколь и успешна... Я поставлю столько виселиц, например, на Мариенплац в Мюнхене, сколько позволит уличное движение. И на них буду вешать евреев одного за другим, одного за другим, и они будут висеть, пока не провоняют. Как только снимут одного, сразу на его место повесят другого – и так до тех пор, пока в Мюнхене их не останется ни одного. Точно то же самое произойдет и в других городах, пока Германия от них не очистится»

Отсюда - направо.

И вперед в сторону Одеонсплац.

Все закончилось слева от Feldherrnhalle (мемориала побед баварской армии), где в демонстрантов начали стрелять.

Ровно на этом самом месте.

До 1945 года здесь стоял мемориал погибшим во время Пивного Путча с почетным караулом. Все проходившие мимо обязаны были зиговать.

Кто не хотел зиговать, обходил Зал Славы сзади.

Ежегодные парады доходили до Королевской площади.

Здесь находится еще одно важнейшее здание - "Фюрербау", резиденция Гитлера.

Именно здесь, за вот этим балконом, был подписан "Мюнхенский сговор" 1938 года. Сейчас в здании располагается музыкальная школа, внутрь просто так зайти нельзя.

Напротив находился офис нацистской партии.

Что же "Бюргербройкеллер"? Пивная была сильно повреждена в 1939 года из-за покушения на Гитлера, организованного Георгом Эльзером. Фюрер завершил традиционную речь очень быстро и ушел за несколько минут до взрыва. В память об этом на месте пивной есть мемориальная табличка, которую я долго не мог найти, так как осматривал стены, а надо было смотреть под ноги.

Важным местом в истории нацистской партии была и пивная "Хофбройхаус", наверное, самая популярная в Мюнхене в наши дни. Здесь состоялось первое собрание НСДАП и была принята ее политическая программа. А лет за 10 до этого сюда ходил российский политэмигрант Ленин.


Гитлер всегда мечтал доказать миру, что он настоящий знаток искусств

Трудно поверить, что супермузей должен был возникнуть в тихом провинциальном городке Линц на берегу Дуная. Здесь прошло детство Адольфа Гитлера, и он решил собрать в нем художественные сокровища Европы. Проект, получивший название «Музей Фюрера» или «Секретная миссия Линц», возглавил сам фюрер, считавший себя профессионалом в изобразительном искусстве. Гитлер хотел превратить Линц в культурную столицу не только Третьего рейха, но и всего мира. Вся жизнь города должна была концентрироваться вокруг грандиозного музейного комплекса, в котором главное место занимала картинная галерея.

К «Миссии Линц» он привлек своих любимцев — Мартина Бормана, Альберта Шпеера и Ганса Поссе.
Руководитель партийной канцелярии Мартин Борман занимался организационными и финансовыми вопросами.

За строительство отвечал любимый архитектор Гитлера и по совместительству министр вооружений Альберт Шпеер. Именно он построил здание рейхсканцелярии и стадион для партийных съездов в Нюрнберге. В таком же имперском тяжеловесном стиле Шпеер собирался построить и музей в Линце. Но в основе лежали эскизы, сделанные Гитлером собственноручно.

Сбором коллекции занимался лучший музейщик Германии Ганс Поссе. Превосходный знаток искусства и блестящий администратор, он был самым молодым директором Дрезденской галереи за всю ее историю. Поссе открыто презирал «коричневых», в 1939-м был уволен местным гауляйтером и ждал ареста. Но тут он понадобился фюреру. И Гитлер, как Мефистофель Фаусту, предложил Поссе осуществить тайную мечту любого профессионала-музейщика — создать лучший в мире музей.

Под руководством Поссе сотни антикваров и секретных агентов рыскали по всей Европе в поисках экспонатов. Всего за 3 года Поссе собрал уникальную коллекцию.

Умер он в 1942 году от рака горла. Ограбленные им коллекционеры и музейщики считали, что Поссе подавился добычей… За гробом бывшего противника нацизма шла вся нацистская верхушка во главе с Геббельсом.

Было бы наивно считать увлечение супермузеем только прихотью фюрера. Гитлер рассматривал «Миссию Линц» как секретное политическое оружие. Оно должно было «выстрелить» лишь после военной победы Германии, а музей в Линце — стать хранилищем «общих ценностей» Европы, завоеванной нацистами. Поэтому, собирая свой супермузей, Гитлер не собирался разрушать государственные собрания стран, которые были частью «западной цивилизации». Он не покушался на Лувр. Не собирался перевозить в Линц роскошные коллекции Вены и Амстердама.

Большую часть произведений для супермузея составили те, что были конфискованы у «врагов нации» и «неполноценных народов», вроде славян и евреев. Но, разумеется, не искусство этих народов, которое Гитлер презирал, а собранные ими произведения «истинно арийских» художников. Поэтому из российских музеев Гитлер претендовал только на Эрмитаж. Один из лучших знатоков музейного дела, искусствовед Нильс фон Хольст, в 1941 году уже готовился отправиться в Ленинград. Но, к счастью, ни Гитлер, ни его эмиссары до Эрмитажа не добрались. Из всего захваченного в СССР для Линца была отобрана только коллекция рисунков Дюрера из Львова, которую Гитлер держал при себе в своей ставке «Волчье логово» и не расставался даже при поездках на фронт.

Методы создания коллекции супермузея были просты. Сразу после оккупации Бельгии, Голландии или Польши все художественные ценности «врагов» и «неполноценных народов» объявлялись «Фондом Фюрера» и поступали в распоряжение Поссе, который отбирал лучшее для «Миссии Линц».

Иногда использовались заложники. Евреев, обреченных на уничтожение в концлагерях, выпускали за границу, если их друзья и родственники отдавали за их жизнь картину, необходимую фюреру. А если владелец шедевра был арийцем, ему делали «предложение, от которого тот не мог отказаться». Так, австрийский граф Цернин продал Гитлеру знаменитого «Художника в мастерской» Вермеера всего за 1,75 млн. рейхсмарок, хотя раньше отклонил предложение американского коллекционера Эндрю Мелона в 6 миллионов долларов. Тем же способом была «приобретена» в Голландии коллекция банкира Франца Кегнигса, которая после войны попала в Москву. На оплату этих покупок шли гонорары Гитлера от продажи «Майн кампф» и почтовых марок с его профилем.

Супермузей должен был демонстрировать «решающее влияние арийского духа», поэтому выше всего ценилось Северное Возрождение. Начинал экспозицию «Музея Фюрера» Гентский алтарь Ван Эйков. Он становился не только эстетическим, но и политическим символом. По условиям Версальского мира несколько его створок, которые Германия купила еще в XIX веке, были после ее поражения в Первой мировой войне возвращены Бельгии. Гитлер, завоевав Европу, отплатил «за унижение Версаля» с лихвой. Он захватил теперь уже весь алтарь. Не меньше шедевра из Гента фюрер ценил «Астронома» Вермеера, конфискованного у парижских Ротшильдов, и «Сенокос» Питера Брейгеля, захваченный в Чехословакии.

Несмотря на то что нацистские искусствоведы подозревали Рембрандта «в связях с амстердамским еврейством», Гитлер и его причислил к лучшим арийским художникам. Особенное удовольствие фюреру доставляло владение эрмитажным «Портретом Титуса». В начале 1930-х годов шедевр Рембрандта был продан Сталиным и позже попал в музей Линца.

Из старых немецких мастеров вне конкуренции были Дюрер, Гольбейн и Кранах. Из французов предпочтение отдавалось Буше, Шардену, а среди итальянцев — Микеланджело. Многое определял личный вкус Гитлера. Его любимым сюжетом был «Леда и Лебедь». Может быть, теории о сексуальных проблемах фюрера действительно имеют под собой основание? Высшим же достижением мирового искусства фюрер считал унылую дюссельдорфскую школу, которая напоминает поздних передвижников.

Никаких импрессионистов, которых Гитлер ненавидел, в «Музее Линца» не предполагалось. А тем более модернистов, вроде Матисса и Пикассо. Но картины этих «дегенеративных», как выражался Гитлер, художников шли в дело. Их продавали или обменивали на «истинно арийское искусство». Всего для музея в Линце было отобрано более 30 000 произведений.

Война заставила прекратить строительство в Линце. С началом воздушных бомбардировок коллекция супермузея была перевезена в соляные шахты Альт-Аусзее неподалеку от Зальцбурга. На глубине полутора километров было создано гигантское музейное хранилище. Условия были превосходные — постоянная влажность и температура +6°С. Здесь были реставрационные мастерские и все необходимое для работы, включая специальную библиотеку. Альт-Аусзее находился на границе, разделяющей сферы влияния СССР и союзников по Ялтинскому соглашению. В апреле 1945 года советские войска стояли всего в 100 километрах от сокровищ «подземного города», в то время как американцам нужно было пройти 400. Но тут им повезло…

У Роберта Посея, офицера из «Охраны памятников», спецподразделения по поиску художественных ценностей, заболели зубы. Дантист, к которому он обратился, оказался тестем Германа Буньеса, одного из гитлеровских персональных искусствоведов. Пытаясь выторговать себе прощение за преследование евреев-коллекционеров, тот и рассказал об Альт-Аусзее. Американцы создали специальную подвижную боевую группу, которая рванулась к сокровищам. 8 мая она захватила шахты. Советские власти узнали о хранилище коллекции Гитлера только 14 мая, когда было уже поздно. Красной Армии достался лишь архив проекта Линц, захваченный в Дрездене. Американцы вывезли все ценности в Мюнхен и 10 лет возвращали награбленное законным владельцам.

«Музей Линца» ассоциировался у фюрера с представлением о «светлом будущем рейха». Не случайно модель супермузея хранилась в рейхсканцелярии и фюрер часто в одиночестве наслаждался ее осмотром. Последний раз Гитлер любовался своим детищем за несколько дней до самоубийства. Сейчас в Линце один из лучших в Европе музеев авангардного искусства, которое так ненавидел Гитлер.

 

 

Это интересно: