→ Кукольное искусство древних. Кукольный театр Кукла – произведение искусства

Кукольное искусство древних. Кукольный театр Кукла – произведение искусства

Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультпликационное и анимационное киноискусство,кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и обозначаются объёмными, полу объёмными и плоскими куклами Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. Среди театров кукол различают три основных типа:1).Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.3. Театр кукол срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Есть общие особенности кукольных театров, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием. Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова

История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии - это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии - Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Определение 1

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая рука - на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Замечание 1

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.

Чешское кукольное искусство имеет давнюю традицию, оно по достоинству оценено ЮНЕСКО и внесено в Список нематериального культурного наследия. С резными деревянными куклами и марионетками вы столкнетесь практически в каждом магазине сувениров. А знаете ли вы, что и сегодня можно посетить современное кукольное театральное представление? Чешская Республика имеет девять профессиональных кукольных театров, около ста независимых трупп и около трехсот любительских групп.

Чешские марионетки в прошлом

Чешское кукольное искусство является важным культурным и социальным феноменом, массовое расширение которого наблюдалось в XIX веке. Однако в разных регионах сегодняшней Чешской Республики оно начало распространяться около столетия назад.

Кукольники, кочующие от города к городу, играли на чешском языке и таким образом помогали повышать уровень родного языка среди обычных людей. Постепенно возникла традиция кукловодческих семей, в которых искусство театра кукол наследовалась как родовое ремесло. Кукольники своими руками изготавливали марионетки, за основу которых брались скульптуры . Кукольник сам приводил все марионетки в движение и говорил за них. Таким образом возник уникальный стиль, в котором неуклюжие движения кукол на нитях компенсировались стилизованным озвучиванием. Типичным комическим персонажем чешских кукольников является шут Кашпарек (Kašpárek), черт, король и принцесса. Представления в театре кукол в прошлом отражали народные традиции, сегодня кукольный театр посвящен в частности детской аудитории.

Чешская традиция театра кукол в настоящее время проявляется в двух направлениях - народное или любительское и профессиональное кукловождение , представляемое в театрах и независимых сценах. Кукольное искусство во второй половине XX века воплотилось в коротких телевизионных сказках для детей , которые принадлежат сегодня к числу наиболее популярных среди юных зрителей.

Познакомьтесь с куклами

Посетите один из музеев кукол или придите посмотреть кукольное театральное представление.

Представления чаще всего на чешском языке без перевода предназначены в основном для детей. Кукольные театры вы найдете, например, в или в в , где даже построено отдельное здание театра, в котором играют только кукольные спектакли .

В в Хрудиме в вы увидите как исторические, так и современные чешские и зарубежные куклы, а также вы можете попробовать выступить в роли кукловода в игровой комнате музея. На выставке представлены марионетки кочевых кукольников и кукольных варьете, семейные кукольные театры и декорации чешских художников. В зарубежной части выставки экспонируются теневые куклы из Индонезии, несколько кукол из Индии, Японии, Китая или Бирмы, а также вьетнамская водная марионетка.

В мир кукол вы можете окунуться в городе Прахатице ( . Первая часть выставки музея посвящена истории чешских марионеток от старейших кукловодов, семейных и любительских театров до профессиональной сцены. Помимо традиционных кукол черта и шута вы встретитесь с куклами, изготовленными в соответствии с эскизами ведущих чешских художников. Коллекции принадлежат m) в Праге.

Традиции кукольного ремесла в Чехии поддерживает ряд фестивалей. Фестиваль «Кукловодческая Хрудим» (Loutkářská Chrudim) существует с 1951 года и является старейшим в своем роде в Европе. Другой пример - Международный фестиваль кукольных искусств в Праге или Международный фестиваль Spectaculo Interesse в Остраве.

Образ куклы завораживал людей на протяжении столетий. Тряпичные закрутки без лиц оберегали новорожденных крестьянских детей. Дерзкие актеры кукольного театра могли своими звонкими голосами пропищать на ярмарочной площади то, что не осмеливался сказать человек. Прибывшие из-за границы фарфоровые красотки становились законодательницами моды в провинции. С куклой человек делился страхами и надеждами, воспевал ее в произведениях искусства... Вполне можно было предположить, что рано или поздно она станет искусством сама. Так и случилось.

Кукла, похожая на человека, стала развиваться и жить самостоятельной жизнью, перестав служить ритуалам и даже детским играм. Сейчас во всем мире, как часть «большого» изобразительного искусства, плодотворно развивается искусство авторской художественной куклы. Кукла стала арт-объектом, инсталляцией. Как сотни ее сестер в литературе и кино, от Галатеи до Суок, она обрела душу и неутилитарную, непрактичную, но несомненную ценность.

Авторская кукла

Понятие авторской куклы еще довольно расплывчато, и термины, обозначающие это явление, только устанавливаются. На Западе, например, существует разграничение художественной куклы (artdoll) и так называемой «одетой скульптуры» (dressed sculpture). Ряд обязательных для всех условий здесь все же есть: это в первую очередь уникальность изделия или крайне ограниченный тираж (не выходящий за пределы полутора десятков экземпляров), ручная работа и высокое качество исполнения.

В России кукольное искусство (в изначальном смысле этого слова) возникло совсем недавно. Первыми авторскими куклами принято считать работы художницы Елены Языковой, выполненные в 1987 году. Но всего за двадцать лет оно получило бурное развитие и стало вызывать уважение и повышенный интерес западных коллег (часто отмечающих, кстати, в работах наших соотечественников «загадочную русскую душу» и отсутствие европейского стремления к чистой декоративности). Сейчас наша страна переживает настоящий «кукольный бум» — издаются специализированные журналы, активно работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, неизменно с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны... И бушуют неигрушечные страсти.

Из чего же, из чего же...

Когда б вы знали, из какого сора... И сором не брезгуют художники: что только не становится материалом для изготовления авторской куклы! Кто-то из мастеров работает в технике «скульптурного текстиля», когда игла превращает гладкую ткань в рельефы лица со сложной и причудливой мимикой. Другой при помощи целого арсенала металлических стоек вылепливает своих персонажей из запекаемых или самозатвердевающих пластиков: первые нужно доводить до кондиции в обычной духовке, не передерживая и не оставляя материал «сырым», вторые застывают сами на воздухе в течение нескольких часов. Но больше всего технических навыков, мастерства и терпения требует работа с фарфором... А удивительные деревянные фантазии? А достойные пера Гофмана стимпанк-работы со сложнейшими механизмами? А «смешанная техника», где все комбинируется со всем? Размеры кукол разнятся от гигантских (сопоставимых с человеческим ростом) до крошечных (такие работы не разглядеть как следует без лупы, а для выполнения нужна поистине ювелирная техника — нередки случаи, когда за выполнение кукольной миниатюры берутся профессиональные ювелиры, и их шедевры для какого-нибудь коллекционера становятся дороже золота и бриллиантов). Но какой бы ни была избранная техника, проблемы у кукольников схожи — нужно овладеть в совершенстве мастерством скульптора, художника, портного, парикмахера, визажиста... Список профессий бесконечен, от мебельщика до часовщика, ведь никто не знает заранее, что понадобится для полной гармонии следующей кукле. Музыкальный инструмент? Крошечное украшение? Рыцарские доспехи? Велосипед, очки, зонтик? А ведь подлинное мастерство требует изготовления всех (!) деталей вручную. Не говоря уже о том, что кукла, как арт-объект, вбирает в себя знания автора о музыке и литературе, живописи и кинематографе... Кукольники подшучивают над собой: «Мы сумасшедшие люди!» — и предупреждают новичков: «Вам еще предстоит искать детали по помойкам...»

Другое измерение

Каждая кукольная галерея — это особая вселенная со своими канонами красоты. Все разнообразие кукольного искусства представлено в Кукольной галерее «ВахтановЪ» Ирины Мызиной в ЦДХ. Роскошные классические дамы, авангардные, авторские, больше похожие на арт-объекты, представлены в постоянной экспозиции. В Галерее Карины Шаншиевой замечательно сочетаются живопись и авторские куклы; к сожалению, у галереи сейчас нет постоянного места жительства. Свое лицо и непередаваемая петербургская утонченность — у галереи Варвары Скрипкиной в городе белых ночей. Мощнейшее кукольное движение развернулось на другом краю державы — неизменный интерес на выставках вызывают работы авторов из Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, где действуют самобытные галереи и объединения художников.

Попасть на кукольную выставку — это открыть новый мир. Похожий на наш ровно в той степени, в какой куклы «так похожи на людей», — то есть весьма и весьма отдаленно. Миры сменяются мирами. Здесь куклы-аристократки блещут жемчугом, золотым шитьем и светским равнодушием на фарфоровых личиках (стоит взглянуть, например, на работы Александры Кукиновой). А тут босховские фантазмы Димы ПЖ, кажется, меняют обличье, растекаются, испаряются и взлетают, стоит тебе отвернуться. Добрые и светлые персонажи Ольги Егупец зовут улыбнуться и вздохнуть глубже. Смотрят пристально и настаивают на диалоге характерные куклы, куклы-персонажи Елены Куниной, мягкой мудростью веет от работ Татьяны Елевой и Линды Фурниш-Колман.

Куклы-младенцы дремлют на ладони у мастера. Оживают литературные персонажи и киногерои, политики и актеры неожиданно становятся в миниатюре ближе и человечнее. И нет предела изумлению перед каждой следующей работой... Выставки бывают очень разными по масштабу и, что греха таить, техническому уровню представленных работ. На одних собираются все, от профи до новичков, попасть на другие — признак элитарности. Каждый год осенью в Москве блещет международная выставка «Искусство куклы», которая собирает лучших представителей кукольного мира. На ее площадке представлены куклы и арт-объекты из 26 стран мира. Авторские проекты, музейные коллекции, собрания из частных коллекций демонстрируют зрителям организаторы самой крупной в мире выставки.

А шумная веселая выставка Moscow Fair радует зрителя весной. Надолго остались в памяти «Петербургские миражи» в галерее Варвары Скрипкиной — все образы Северной столицы, от сфинксов и рыбаков на набережной до воплощенной Белой ночи. А какой фейерверк остроумия встретил посетителей выставки «Черт-те что и сбоку бантик»! Просто представьте себе, как выглядит Екарный бабай или Кузькина мать и прочие забавно-ругательные выражения: «Зарасти все васильками», «Ежкин кот», «Бляха-муха», «Рыжая- бесстыжая», «Ядрена вошь», «Еперный балет», «Конь в пальто» и прочие.

Наплодили сущностей!

Множество жанров — множество смыслов. Кукла интерьерная, декоративная часто создается под антураж конкретного дома, в его цветовой гамме и с его характером. Она и украшение жилища, и его хранитель, своего рода домовой, и собеседник хозяев — каждый, у кого есть куклы, расскажет, как меняются выражения их лиц и даже положение в пространстве. Поклонники «страшной куклы» считают, что искусство должно «не ласкать, а будоражить», искать эстетику в смерти, боли и разложении... Стоит взглянуть на лучшие образцы жанра (выполненные, например, такими художниками, как Жульен Мартинес или Репункр), чтобы понять — есть своя правда и своя красота в этих девочках-зомби, мертвых невестах и окровавленных зверюшках. Кажется, при виде этих работ особенно остро осознаешь, до какой степени далеко ушла авторская кукла от детской игрушки, — но не тут-то было.

«...Дети смотрят на кукол Жульена с заговорщицким любопытством — они с удовольствием взяли бы их домой и играли бы с ними », — пишет в журнале «Кукольный мастер» художница Мария Стрельцова. Не провести грань между кукольным искусством и игрой. Да и стоит ли пытаться?

Элитным подарком в последние годы стала считаться портретная кукла, по определению уникальная, выполненная мастером на заказ для чьего-то близкого человека (даже звезды отдают дань моде, например, солистке фолк-группы «Мельница» коллеги-музыканты подарили миниатюрную Хелавису на тридцатилетие). Конечно, не всегда удается схватить в кукле «изюминку» характера, так что сюрприз может быть как приятным, так и удручающим... Извилистыми, однако, путями движется культура: от куклы-оберега, которая непременно должна быть безликой, дабы не сглазить, не нанести вреда, — к кукле с лицом твоего ребенка или любимого человека. Кажется, у писателей-фантастов и сказочников впереди еще огромное поле неразработанных сюжетов. Есть костюмная кукла, кукла-младенец, кукла-персонаж...

Они настоящие!

Не стоит удивляться тому, что художники считают свои детища наделенными разумом, душой. Сколько историй на грани мистики о том, как кукла проявляла характер еще в процессе изготовления! Была задумана одним персонажем — вышла другим. С утра улыбалась — вечером хмурится. Не желает занимать определенное место в доме или удачно получаться на фотографиях. Не хочет продаваться — или, наоборот, «рвется» в чьи-то руки... Таких историй сотни. Они живые — этим все сказано. Неслучайно в «паспорте куклы» (а их обязательно выдают покупателю при продаже) вместе с названием, материалами и количеством экземпляров указан «год рождения». Только так.

Конечно, как и во все века, многие художники сталкиваются с выбором между свободным самовыражением и коммерческим успехом. «Милые» и «добрые» работы раскупаются куда охотнее, чем пугающие, мистические, вобравшие в себя раздумья автора о темных сторонах мироздания. Но это лишний раз говорит о том, что кукольное искусство — это Искусство с большой буквы, со всеми присущими ему конфликтами и подводными камнями. А значит, впереди у него большой путь. Какими бы ни были востребованные жанры, стили и образы, одно остается неизменным: философская насыщенность этого искусства. Недаром в рядах его почитателей не только «простые смертные», но и многие известные люди, коллекционирующие кукол или создающие их сами. На выставках можно увидеть работы знаменитых музыкантов, писателей, политиков. А Деньги от продаж, как правило, идут на благотворительность.

И это прекрасно: кукла, даже став арт-объектом и уйдя из детской комнаты на музейный стенд, продолжает нести счастье малышам, которые очень в нем нуждаются.

Тот, кто раз пришел в кукольный мир, обычно уже не изменяет ему, его странным загадкам и беспредельному веселью. А значит, кукольное искусство готовит и зрителям, и коллекционерам, и самим мастерам еще много сюрпризов.

Кукольный театр

Куклы и актёры-кукловоды

Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно - временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

История

Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте , во время которых женщины носили куклу Озириса . В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма . Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота , Ксенофонта , Аристотеля , Горация , Марка Аврелия , Апулея . Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

История театра кукол в России

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом , зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием .

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани . В 1733 году , по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте .

Одним из самых известных кукольных театров России является .

Виды театров кукол

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических , а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений.

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Юго-Восточной Азии

Техника кукольного театра

  • Ва́га - приспособление для управления куклой-марионеткой.

Виды кукол

  • Марионетка (в том числе штоковая)
  • Кукла на вертикальном гапите
  • Кукла на горизонтальном гапите
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях
  • Пятачковая кукла
  • Вертепная
  • Планшетная (выводная) кукла
  • Мимирующая
  • Кукла театра теней (в том числе яванская)
  • Ростовая кукла

В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине - пятачковые петрушки и вертепные, в Европе - марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)

Крупнейшие театры кукол

Россия

  • Одним из самых известных кукольных театров является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова
  • Московский сказочный театр
  • Нижегородский государственный академический театр кукол (один из двух академических театров кукол в России)
  • Ярославский театр кукол

Украина

На Украине развивается академическая театральная школа:

  • кафедра театра анимации Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского,
  • кафедра театра кукол Киевского национального университета театра и кино им. Карпенко-Карого.
  • Днепропетровский театральный колледж

Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове .

Западная Европа

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики - кукольный театр.

Примечания

Литература

  • Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. - Приложения. - Кн. 1. - Спб., 1895. - С. 85-185.
  • Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство

См. также

 

 

Это интересно: