→ А е егоров истязание спасителя описание картины. Художник Егоров: биография, личная жизнь, творчество. Биография Алексея Егоровича Егорова: Зрелые годы

А е егоров истязание спасителя описание картины. Художник Егоров: биография, личная жизнь, творчество. Биография Алексея Егоровича Егорова: Зрелые годы

Сила большого искусства.
Неумолимо бежит время. Прошло уже много лет, как художника нет с нами. Но жива память, живы работы, в которых заключена частичка его души, значит, жив и их автор.
Первое признание пришло к Валерию Егорову в 1959 году. Его картина «Мстера», которая экспонировалась на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, принесла ему премию: этюдник, мольберт и зонт. Это был успех, который ошеломил девятнадцатилетнего художника и определил весь его дальнейший творческий путь. «Мстера» была посвящена всем художникам и мастерам, которые помогли ему, ещё подростку, учащемуся мстерской художественной школы, не только развить талант, но и зало¬жить основы верного и истового служения искусству.
Валерий Егоров родился в Коврове, в сороковом году. Во время войны семья переехала в Юрьевец на Волге. Небольшой городок, просторы великой русской реки стали для мальчишки настоящей вселенной разно¬образнейших эмоций. Волжская ширь, протяжные гудки белых пароходов, серые чайки на крыле высокой волны и печально зовущий за собой клин журавлей в холодно-голубом осеннем поднебесье. Все это – Волга, и она навсегда оставила след в сердце мальчишки.
В конце сороковых семья Егоро¬вых вернулась в Ковров. Валерий вспоминал, что уже в десятилетнем возрасте он ощущал необъяснимое же¬лание выразить свои чувства на бумаге с помощью кисти, что познакомился с парнишкой – Витькой, который умел рисовать так хорошо, что ему соседи даже заказывали картины. И это было для Валеры чудом. Сам он любил черчение. А Витька говорил: «Если тебе нравится черчение, значит, ты сможешь и рисовать, давай рисуй», – и звал его на этюды.
Так и пошло, собирается утром Валера, буд¬то в школу с портфелем, а сам с Витей - на этюды. Прогуливал уроки, было, а после семилетки решил в Ивановское художественное училище поступать. Но родители в Иваново не пустили: «Там чужой город, там шпана. Лучше во Мстеру поезжай, там хоть родствен¬ники есть».
Так Валерий оказался во Мстере. Пришел в художественную школу, посмотрел шкатулки - и обмер. Ничего подобного прежде не видел. Шкатулки его поразили, он не знал, что есть такое письмо и что он может этому письму научиться… В 1959 году он с отличием закончил художественную школу, через год вернулся в родной Ковров. Там стал заниматься живописью. Но в память о годах учебы во Мстере в семье Валерия Егорова по сей день хранится его работа – шкатулка, выполненная по мотивам пушкинских «Бе¬сов».
В 1960 году Валерий Егоров переехал во Владимир. Атмосфера владимирского искусства в те годы была совершенно уникальной – здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединенная общей целью, во Владимире работала группа художников-единомышленников, решавших большие новаторские задачи в искусстве. На владимирской земле рождалась новая живопись - жизнеутверждающая, свежая, неформальная, получившая в дальнейшем самую широкую известность.
Молодой художник быстро вошел в круг молодежи, рядом со старшими товарищами включившейся в цветовые поиски и эксперименты. Наступило время напряженной работы. Валерию хотелось много сделать, познать, постичь. В эти годы он активно ведет поиски своего творческого лица, участвует во многих серьезных российских и зарубежных выставках. В 1967г. Валерий Егоров становится членом Союза художников СССР.
Во владимирском искусстве Валерий Егоров был одним из тех художников, кто писал работы, где фигуры людей являлись не просто красивым дополнением, стаффажем. Персонажи в его произведениях выходили на первый план, были главными героями - они занимались своими будничными делами, хлопотами, жили повседневной жизнью.
В одном из интервью Валерий Егоров говорил: «Я считаю важным писать так, чтобы природа и чело¬век на моем холсте были равнознач¬ными героями. Нужно одинаково хоро¬шо знать природу села и природу человека, писать их, не умаляя достоинства ни того, ни другого. Для этого нужно много. Я об этом думаю всегда. И когда иду по улице, и когда обедаю, и даже когда делаю какие-то второстепенные дела. В таком напря¬женном состоянии сюжеты работ, бывает, даже снятся».
В среде владимирских художников безусловным творческим лидером был Владимир Юкин. Для Егорова этот удивительный человек и большой художник был непререкаемым авторитетом. «Владимир Яковлевич Юкин – личность неординарная, че¬ловек, непохожий на других, он многое дал мне в понима¬нии жизни и живописи» - говорил художник.
Есть у Валерия Егорова работа, посвященная Юкину, это «Автопортрет с порт¬ретом Юкина». На холсте - две фигуры. На первом плане художник изобразил себя. Он сидит и смотрит прямо на нас. В фигуре, во взгляде, в руках художника чувствуется напряжение. Он находится в поисках, в терзаниях, но взгляд его полон решительности.
Несмотря на то, что художник изобразил себя на первом плане, прямо у кромки холста, все же он находится в тени фигуры сидящего сзади него за столом Юкина. В фигуре Юкина прекрасно схвачена пластика, характерная поза, взгляд. Думается, этим двойным портретом Егоров хотел нам сказать многое о себе, о непростом постижении искусства, о значимости личности Юкина во владимирском искусстве.
Глядя на эту картину, почему-то, всплывают в памяти слова московского художника Г.Мызникова, сказанные в 1970 году: «Когда бываешь на выставках владимирских художников, проскальзывает мысль, что большинство ваших художников – юкинята. Все они находятся в тени большого дерева по имени Владимир Яковлевич Юкин. А это и легко и очень трудно. Не каждому дано выйти на собственный путь, найти себя».
Валерий Егоров нашел себя в искусстве, нашел собственный путь, собственный почерк. Всю жизнь художник был предан любимой теме – пейзажу русской провинции. В пейзажах художника выражена простая и естественная радость человека от общения с природой, наслаждение ее красотой. Произведения Валерия Егорова обладают той чудотворной силой настоящего искусства, высокой степенью живописного благородства, которая духовно обогащает, делая нашу жизнь красивее, совершеннее.
Имя этого автора вошло в когорту замечательных владимирских мастеров, принадлежащих своей кистью к широко известной художественной школе, получившей название «Владимирский пейзаж». Произведения Егорова находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи (картина «Праздник в Юрьевце на Волге»), многих региональных музеях страны, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Н.Севастьянова – научный сотрудник ВСМЗ

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров (1776-1851г.) недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской АХ.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры. Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора. Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.

Самое большое место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные сюжеты.


Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. 1833

Явление Христа Марии Магдалине, 1818 год

Сошествие Св Духа на апостолов 1811 - Егоров Алексей Егорович (1776-1851)

Отдых на пути в Египет - Егоров Алексей Егорович (1776-1851)


Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.
Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем.
Егоров Алексей Егорович

Св. семейство с Анной пророчицей. 1810-е

Симеон Богоприимец.
Алексей Егорович Егоров (1776-1851). 1830-1840-е гг. Холст, масло. 94×70,6.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Евангелисты Матфей и Иоанн Богослов. До 1822. ГРМ

Св. Иероним. Не позднее 1818 ГРМ

Апостол Андрей Первозванный. Егоров Алексей Егорович
Это иконы для петербургских церквей - лейб-гвардии Конного полка, Преображения, Казанского и Троицкого соборов, Таврического дворца, для академической церкви Святой Екатерины, малой и дворцовой церквей Царского Села, Сионского собора в Тифлисе. Пишет он и станковые картины на сюжеты Священного Писания: "Мадонна с Христом и Иоанном" (1813), "Явление Христа Марии Магдалине" (1818), "Исцеление расслабленного", "Отдых на пути в Египет" (обе б. г.) и др.


Истязание Спасителя. 1814 г. 260 х 208, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». Евангелие от Иоанна 19:1
Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки". В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет АХ с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к "замечательнейшим новым творениям в искусстве". Сам Егоров, придававший первостепенное значение безупречному рисунку, тщательной моделировке форм и выстроенной композиции, то есть качествам, которые особенно выявляются при гравировании, однажды сказал: "Меня поймут, когда награвируют мои работы". С рисунков Егорова в 1846 г. были выполнены гравюры на дереве и выпущены в виде альбома. Значительно раньше, в 1814 г., появился альбом рисунков, сочиненных и награвированных самим художником карандашной манерой. Это 17 композиций на темы Священного Писания, многие из которых повторяют его живописные работы.

Помимо религиозных сюжетов Егоров писал портреты (наиболее известны изображения княгини Е. И. Голицыной, гравера Н. И. Уткина, 1798; Н. П. Буяльской, 1824; А. Р. Томилова, 1831) и жанровые сцены ("Сусанна", 1813; "Купальщицы", б. г.).

Портрет Голицыной в образе весталки

Портрет М.П. Буяльской. 18214 ГРМ

Алексей Егорович Егоров Портрет девочки

Портрет В.П. Суханова

Неизменно пользовавшийся уважением многочисленных учеников и коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает его на склоне лет. В 1835 г. Николаю I, считавшему себя знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы Измайловского полка. Царь объявил, что они "равномерно дурно написаны", и велел внести в протокол АХ выговор тем, кто их писал. В числе таковых оказался и Егоров. Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда разгневанный Николай I распорядился "отправить без промедления в Академию художеств" как не отвечающие должному художественному уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя специально созванный Совет АХ вступился за честь художника, император "высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его вовсе от службы".

Егорову пришлось оставить АХ, в стенах которой прошла почти вся его жизнь. В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в оплату царскосельских образов.

Изгнанный из стен АХ, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.
Википедия


Если верить легенде его происхождения, мальчика нашли казаки в калмыцкой степи, привезли в Москву и устроили в Воспитательный дом, недавно построенный и курируемый самой императрицей. В метриках записали дату рождения - 1776 год. И вряд ли тогда кто-то мог предположить, что вся его жизнь будет связана с Петербургской Академией Художеств, а у современники будут называть его "русским Рафаэлем".

Академия


Художник Алексей Егоров с шести лет учился в Академии художеств. Уже в раннем детстве он проявил талант искусного графика. Вместе со своим учителем Угрюмовым они подолгу трудились над рисунками с античной натуры. Алексей частенько превосходил Григория Ивановича.


С 1798 года Егоров преподавал рисование в той же Академии. Считал строгий рисунок основой мастерства. Он умел не только передать, но и поставить сложную композицию. Ему были свойственны четкость, разнообразие комбинаций, колоритность, эстетика.

Римские «каникулы»


В 1803 году Егоров и его товарищи Шебуев, Демут-Малиновский, Дудин были направлены для обмена опытом в Италию. Вскоре такие командировки стали традицией для Русской школы. О римских деяниях Алексея Егоровича рассказали его друзья. Первое, что он сделал: нарисовал фигуру в натурном классе в таком труднейшем ракурсе, что сразу приобрел репутацию большого мастера.

Однажды он поспорил с итальянцем о способности русского художника изобразить фигуру человека в полный рост. Взяв в руки уголь наш рисовальщик начал движение с большого пальца левой ноги. Не отходя от стены он изобразил очертания человека полностью со всеми мускулами и без ошибок.


Среди итальянских художников эскизы Егорова пользовались большой популярностью. Стоимость одного рисунка для ценителей искусства определялась по количеству золотых монет, помещавшихся на его поверхности. Егоров был атлетически сильный, образованный и общительный молодой человек.

Алексей Егорович пел и играл на гитаре. В Риме его знали и любили все до последнего попрошайки. Сам Папа Пий VII называл его великим и предлагал остаться в Ватикане. В 1806 году группа товарищей вынуждена была покинуть Италию. Добирались по военным дорогам очень долго, в Россию вернулись только летом 1807 года. В сентябре Егоров снова преподавал рисунок, уже в должности академика.

Наставник


От учеников Алексей Егорович требовал досконального знания анатомии и античных образцов. Если тело натурщика было не идеальным, он предлагал на рисунке облагородить детали, но без копирования с антики. Кроме того, он считал, что рисовать может научиться каждый, сравнивал искусство академической графики с математикой.

Егоров мог по памяти воспроизвести любую классическую статую и в своих работах всегда был верен точности, передавал корректно мышцы и кости. Профессор Буяльский водил своих студентов в Эрмитаж изучать анатомию, искать ошибки художников. Егорова он отличал как единственного автора, пишущего безошибочно.

Живопись


Основные темы живописных картин художника: масштабные полотна и складни на библейский сюжет, портреты великосветских особ. Жизненные работы Егорова были небольшого формата, но зато написаны от души. А вот церковные композиции и лица скорее, отдают холодом. У Алексея Егоровича всегда было много заказов, его не обделяли славой и титулами, он помогал молодым художникам и был любим учениками, которые ждали его возле дома перед занятиями и сопровождали до классов.

Опала


Так продолжалось до тех пор, пока до искусства не добрался Николай I, прозванный в народе Палкиным. На седьмой год правления царь решил провести рейд по галереям. Сам он считал себя экспертом в искусстве и мнение советников спрашивал только за тем, чтобы остаться при своем. Ему не понравились художники, любимые его батюшкой.

Так целый ряд картин оказался на аукционе, в том числе и работы Егорова. Пожилого художника уволили из Академии, объявив его «неспособным к преподаванию». Картины сняли в Эрмитаже и Царском селе. Некоторые современники вину за увольнение академиков кладут на плечи руководителя Академии Оленина.


На самом деле, последний предложил сделать царю подарок в виде награждения Аракчеева, как близкого к императору человека титулом Академии. Но Егоров его остановил, пошутив, по поводу кучера, который императору ближе. Художник был вынужден переехать из шикарных апартаментов в жилище поскромнее, лишился каких-то крупных заказов.

Так он и прожил оставшиеся 20 лет забытый властью, но не бросивший карандаш до последнего дня. Молодые художники и старые ученики не забывали Егорова, приходили советоваться, послушать рассказы, получить напутственное слово перед поездкой в Италию. Егоров умер в 1851 году. До сих пор считается, что его уровня мастерства в изображении человеческого тела не достиг никто.

БОНУС



Егоров Андрей Афанасьевич (1878-1954).Зимний пейзажист.

Егоров Андрей Афанасьевич (1878‑1954) родился 2 июля 1878 года в деревне Арукюла Харьюмааского уезда в Эстонии в семье крестьянина. Потомок тверских крестьян, переселенных Петром в окрестности Ревела. Из-за полученной в раннем детстве травмы он стал глухонемым . В 1887 - 1896 гг. А. А. Егоров учился в Петербурге в школе для глухонемых, причем уже там проявились его способности к рисованию.Петербургское общество попечительства о глухонемых предоставило А. А. Егорову возможность за счет этой организации в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вслед за тем он был в 1901 - 1909 гг. вольнослушателем Петербургской Академии Художеств. В Совет Императорской Академии художеств в Петербурге сын эстонского крестьянина Андрей Афанасьевич Егоров направил прошение, в котором говорилось: "Имею честь покорнейше просить... о допущении меня к испытательному экзамену на живописное отделение..." Репинская мастерская при Академии художеств в Петербурге, которой руководил Д.Кардовский, и стала духовной родиной начинающего живописца. Это было в 1901 году, а до этого глухонемого мальчика из Арукюлаской волости местный священник Кирилл Янсен помог устроить в училище глухонемых в Петербурге, где он получил образование и приобрел специальность столяра.Рисование занимало все его свободное время, и за девять лет учебы он изучил технику масляной живописи и акварели. Писал все, что видел вокруг.

На санях. Далее.... ">

Возвращение с охоты.

Директор училища, видя тягу Егорова к искусству, определил его в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а затем он блестяще выдержал конкурсный экзамен в Академию художеств.Традиция русской реалистической школы во многом определила выбор тематики его живописи, манеру исполнения. Егорову были близки пейзаж, городские мотивы, спокойная природа родной Эстонии. Самостоятельная работа А.А. Егорова в качестве художника началась в России, в числе прочего он расписывал церкви в Таганроге и Саратове. Впервые картины А. А. Егорова экспонировались на весенней выставке Академии Художеств в 1908 г. В 1913 г. - Выставка русских художников в Лондоне. В годы Гражданской войны (1919 - 1920) А.А. Егоров числился художником политотдела знаменитой красной 1-ой Конной армии.


Мостки.

Полоскание белья.

Стирка.

Возвратившись на родину в 1922 году, он оказался в пестрой круговерти течений и направлений, определявших художественную жизнь Эстонии 20-30-х годов. Он ездил по городам Эстонии, посещал острова, изучал каждый уголок старого Таллина, по-новому всматриваясь в краски родной природы. В своей книге "Живописец Андрей Егоров" Борис Энст так писал об этом периоде творчества художника: "Лишенный возможности служить, Егоров занимался "торговлей вразнос", отбирал несколько картин и шел с ними по редакциям газет и министерствам, а то и просто - на рынок. Он знал своего покупателя, уровень его обеспеченности, поэтому писал картины маленькие на дешевой фанере или картоне, да и брал за них небольшую плату. Писал зиму, виды Таллина и для туристов, которые развозили картины Егорова по всем материкам".


Сани.

В годы войны Егоров жил на Урале, преподавал рисунок в небольшом поселке. Вернулся на родину в ноябре 1944 года, много работал, был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Эстонии, участвовал в выставках. Умер художник в 1954 году в возрасте 76 лет.

Зимний пейзаж .

Зимой .

Каким же видится его творческое наследие сегодня? Много картин находится в Художественном музее Эстонии, в Тарту, в Петербурге, но больше всего живописи Егорова в частных коллекциях. Сохранились картины и во многих домах любителей живописи, видимо тех, кто приобретал их у мастера по доступной цене на том самом рынке, который так часто изображал он на своих картинах.

Старый рынок в Таллине.Ратушная площадь.

Зима.

Зимний пейзаж.

Весна.

Морской пейзаж.

Порт.

Городская улочка.

Васильки.

Ромашки.

В огороде.

Картинам уготована судьба менять своих владельцев. Галеристы могут рассказать массу интересных историй о попадающих к ним в руки картинах старых мастеров. Недавно в галерею "Риос" поступила картина Егорова, изображающая зимний пейзаж с санями. История ее такова. Однажды, остановившись на мызе, художник получил заказ от хозяина изобразить его хутор, но холста у него не было, и, сняв со стены старый портрет, он попросил художника написать картину прямо на нем. Художник выполнил просьбу, поставил свою подпись, а на обратной стороне картины на холсте осталась надпись, что этот портрет принадлежит собранию рода фон Крузенштернов. При рентгеновском освещении галеристы обнаружили портрет человека в военной форме. Кем он был и какова ценность прежней картины, это уже другая история, потому что зимний пейзаж с санями кисти Егорова приобрел новый владелец.

По воду .

Зимний пейзаж .

На последнем аукционе живописи старых мастеров, которые проводит галерея "Риос", была выставлена на продажу одна из замечательных картин Андрея Егорова "Старый рынок в Таллине", датированная 1915-1920 годами. Оценивалось это полотно в 52 тысячи крон. Продано за 56 тысяч. На картине изображен уголок старого города, давно поменявший в нашем представлении свой облик. Поэтому это не только произведение искусства, но и страница истории. Утренний свет, заливающий площадь, дворник, торопящийся убрать мостовую, первые подводы с лошадями, прибывшие в город. Вся атмосфера пронизана воздухом. Яркие краски черепичных крыш, стройный силуэт церковного купола рождают образ тихого города, живущего по своим привычным законам. Мастерство живописца и состоит в том, чтобы увидеть в каждом изображенном предмете, пейзаже, уголке города приметы вечности, каждый раз открывающиеся зрителю.

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской АХ.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры. Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной поездки для совершенствования в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний даже использовал эскизы Егорова для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора. Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное восхождение к вершинам академической карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.

Самое большое место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные сюжеты. Это иконы для петербургских церквей - лейб-гвардии Конного полка, Преображения, Казанского и Троицкого соборов, Таврического дворца, для академической церкви Святой Екатерины, малой и дворцовой церквей Царского Села, Сионского собора в Тифлисе. Пишет он и станковые картины на сюжеты Священного Писания: "Мадонна с Христом и Иоанном" (1813), "Явление Христа Марии Магдалине" (1818), "Исцеление расслабленного", "Отдых на пути в Египет" (обе б. г.) и др.

Самая известная картина Егорова - "Истязание Спасителя" (1814). Многочисленные подготовительные рисунки и живописные эскизы к ней показывают, насколько тщательно маститый художник продумывал композицию. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: "Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки". В 1850 г. знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет АХ с просьбой разрешить ему награвировать эту картину Егорова, которую относил к "замечательнейшим новым творениям в искусстве". Сам Егоров, придававший первостепенное значение безупречному рисунку, тщательной моделировке форм и выстроенной композиции, то есть качествам, которые особенно выявляются при гравировании, однажды сказал: "Меня поймут, когда награвируют мои работы". С рисунков Егорова в 1846 г. были выполнены гравюры на дереве и выпущены в виде альбома. Значительно раньше, в 1814 г., появился альбом рисунков, сочиненных и награвированных самим художником карандашной манерой. Это 17 композиций на темы Священного Писания, многие из которых повторяют его живописные работы.

Помимо религиозных сюжетов Егоров писал портреты (наиболее известны изображения княгини Е. И. Голицыной, гравера Н. И. Уткина, 1798; Н. П. Буяльской, 1824; А. Р. Томилова, 1831) и жанровые сцены ("Сусанна", 1813; "Купальщицы", б. г.). Неизменно пользовавшийся уважением многочисленных учеников и коллег-художников, Егоров не мог и предположить, какой удар ожидает его на склоне лет. В 1835 г. Николаю I, считавшему себя знатоком искусства, не понравились образа для церкви Святой Троицы Измайловского полка. Царь объявил, что они "равномерно дурно написаны", и велел внести в протокол АХ выговор тем, кто их писал. В числе таковых оказался и Егоров. Однако настоящая беда пришла пять лет спустя, в 1840 г., когда разгневанный Николай I распорядился "отправить без промедления в Академию художеств" как не отвечающие должному художественному уровню образа, написанные Егоровым для церкви Царского Села. И хотя специально созванный Совет АХ вступился за честь художника, император "высочайше повелеть соизволил: в пример другим уволить его вовсе от службы".

Егорову пришлось оставить АХ, в стенах которой прошла почти вся его жизнь. В качестве вознаграждения за труды ему определили пенсию по 1000 рублей в год, причем удержали 4000 в оплату царскосельских образов.

Изгнанный из стен АХ, Егоров не утратил авторитета в глазах своих учеников - К П. Брюллова, А. Т. Маркова, К. М. Шамшина и др. Они приходили к бывшему профессору за наставлениями, показывали свои новые работы, дорожа его мнением. Работал Егоров до последних дней своей жизни.

Отдых на пути в Египет. Б. г. Масло


Явление ангела апостолу Петру. 1814. Мягкий лак


Купальщица. Ок. 1813. Масло


Портрет А. Р. Томилова. 1831. Масло

 

 

Это интересно: