→ Малоизвестные мифические существа мира. Известные и малоизвестные мифические существа мира

Малоизвестные мифические существа мира. Известные и малоизвестные мифические существа мира


Мир полон рассказов о мифических монстрах, загадочных существах и легендарных зверях. Некоторые из этих монстров были вдохновлены настоящими животными или найденными окаменелостями, а другие являются символическим выражением самых потаенных страхов людей. В нашем обзоре рассказ пойдёт о самых странных и страшных монстрах.

1. Соукоянт


Соукоянт в мифологии Карибских островов - разновидность оборотня, который принадлежит к классу духов (называемые местным населением "джамби"). В течение дня соукоянт выглядит как немощная старуха, а ночью это существо сбрасывает свою кожу, помещает ее в ступу, в которую налит специальный раствор, после чего превращается в огненный шар, летающий по небу в поисках жертв. Соукоянт высасывает кровь из своих жертв, а затем меняет ее демонам на потустороннюю силу.

Подобно европейским мифам о вампирах, если соукоянт выпьет слишком много крови из своей жертвы, то та либо умрет, либо сама превратится в подобного монстра. Чтобы убить соукоянта, нужно насыпать соль в раствор, в котором лежит его кожа, после чего существо погибнет на рассвете (оно не сможет "одеть" кожу обратно).

2. Келпи


Келпи - водяной дух, который обитает в реках и озерах Шотландии. Хотя келпи обычно появляется в виде лошади, он также может принимать форму человека. Часто келпи заманивают людей, чтобы якобы покатать их на спине, после чего затаскивают жертв под воду и пожирают их. Тем не менее, рассказы о злобной водяной лошади также служили прекрасным предупреждением детям, чтобы те держались подальше от воды, а также женщинам, чтобы те опасались красивых незнакомцев.

3. Василиск


Василиск, как правило, описывается как хохлатая змея, хотя иногда встречаются описания петуха с хвостом змеи. Это существо может убивать птиц огненным дыханием, людей взглядом, а других живых существ обычным шипением. Легенды гласят, что василиск рождается из змеиного или жабьего яйца, которое было высижено петухом. Слово "василиск" переводится с греческого, как "маленький царь", поэтому это существо часто называют "змеиным царем". Во времена средневековья василисков обвиняли в возникновении эпидемий чумы и в загадочных убийствах.

4. Асмодей


Асмодей - это демон похоти, который в основном известен благодаря Книге Товита (второканоническая книга Ветхого Завета). Он преследует женщину по имени Сарра и убивает из ревности семерых ее мужей. В Талмуде же Асмодей упоминается, как князь демонов, который изгнал царя Соломона из его царства. Некоторые фольклористы полагают, что Асмодей является сыном Лилит и Адама. Легенда гласит, что именно он отвечает за извращения сексуальных желаний людей.

5. Йорогумо


В японских мифах существует, пожалуй, больше причудливых криптозоологических существ, чем встречается во всех сезонах "Секретных материалов". Одним из самых причудливых является Йогорумо или "блудница" - паукообразный монстр семейства Йокай (гоблинообразные существа). Легенда о Йогорумо возникла во время периода Эдо в Японии. Считается, что когда паук достигает возраста 400 лет, он обретает магическую силу. В большинстве легенд паук превращается в красивую женщину, соблазняет мужчин и заманивает их к себе домой, играет для них на биве (японской лютне), а затем опутывает их сетями из паутины и пожирает.

6. Черная Аннис


Призрачная ведьма из английского фольклора, Черная Аннис - старуха с синим лицом и железными когтями, которая преследовала крестьян в Лестершире. Легенда гласит, что она живет в пещере в Дейн Хиллз, а ночью она бродит в поисках детей, чтобы сожрать их. Если Черная Аннис ловит ребенка, то она выдубливает его кожу, а затем носит ее, обернув вокруг талии. Излишне говорить, что родители пугали Черной Аннис своих детей, когда те плохо вели себя.

7. Набау


В 2009 году на двух аэрофотоснимках, сделанных исследователями на Борнео, была замечена 30-метровая змея, плывущая по реке. До сих пор ведутся споры относительно достоверности этой фотографии, а также относительно того, запечатлена ли на них на самом деле змея. Некоторые утверждают, что это бревно или большой катер. Тем не менее, местные жители, живущие вдоль реки Балех, настаивают на том, это существо - Набау, древний драконоподобный монстр из индонезийского фольклора. Согласно легенд, длина Набау превышает 30 метров, у него голова с семью ноздрями и он может принимать облик нескольких различных животных.

8. Дуллахан


Большинство людей знакомы с рассказом Вашингтона Ирвинга "Легенда о Сонной лощине" и историей о Всаднике без головы. Ирландский дуллахан или "темный человек" - по сути предшественник призрака обезглавленного гессенского солдата, который преследовал Икабода Крейна. В кельтской мифологии дуллахан является предвестником смерти. Он ездит на большом черном коне с пылающими глазами и несет свою голову под мышкой.

Некоторые истории говорят, что дуллахан выкрикивает имя человека, который должен умереть, в то время как другие говорят, что он отмечает этого человека, выливая на него ведро крови. Как и многие монстры и мифические существа, дуллахан имеет одну слабость: золото.

9. Красные колпаки

Злобные гоблины в красных колпаках живут на границе между Англией и Шотландией. Согласно легендам, они обычно живут в разрушенных замках и убивают заблудившихся путешественников, сбрасывая на них валуны с утесов. Затем гоблины красят колпаки кровью своих жертв. Красные колпаки вынуждены убивать как можно чаще, потому что, если кровь на их колпаках высыхает, то они умирают.

Злобные существа, как правило, изображаются как старики с красными глазами, большими зубами, когтями и с посохом в руке. Они быстрее и сильнее, чем люди. Легенда гласит, что единственный способ спастись от такого гоблина - прокричать цитату из Библии.

10. Брахмапаруша


Брахмапаруша - вампир, но он вовсе не зауряден. Эти злобные духи, о которых повествуется в индуистской мифологии, испытывают страсть к человеческим мозгам. В отличие от учтивых, щеголеватых вампиров, которые живут в Румынии, брахмапаруша - гротескное существо, которое носит кишки своих жертв на шее и на голове. Также он носит с собой человеческий череп и когда убивает новую жертву, то сливает ее кровь в этот череп и пьет из него.

Не менее интересно узнать и про .

В культуре каждого народа присутствуют мифические существа, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами.

Некоторые из них известны во всем мире. Другие же наоборот, знакомы только конкретной этнической группе.

В данной статье мы приводим популярный список мифических существ с картинками . Более того, вы узнаете их происхождения, а также , связанные с ними.

Гомункул

В эпоху Средневековья, алхимики верили, что такое мифическое существо как Гомункул (лат. homunculus — человечек) можно получить искусственным образом, как .

Фауст с Гомункулом

Для этого требовалось соблюсти множество разных условий, с обязательным использованием мандрагор. Алхимики были уверенны, что такой маленький человечек способен оградить своего хозяина от бед.

Домовой

Это одно из самых популярных мифических существ в славянском фольклоре. Большинство знают о нем из сказок. До сих пор некоторые верят, что Домовой может влиять на жизнь владельца дома.

Согласно мифу, чтобы он не делал зла никому из хозяев, его необходимо задабривать разными угощениями. Хотя часто это приводит к обратным последствиям.

Бабай

В славянской мифологии это ночной дух. Обычно им пугают непослушных детей. И хотя у Бабая нет какого-то конкретного образа, зачастую о нем говорят, как о старике с мешком, в который он сажает вредных детей.

Нефилимы

Нефилимы жили во времена до потопа, и о них даже упоминается в Библии. Эти существа являются падшими ангелами, которые однажды прельстились красотой земных женщин и вошли с ними в половые отношения.

В результате этих связей начали рождаться нефилимы. Буквально это слово означает «те, кто заставляет других падать». Они были очень большого роста, а также отличались неимоверной силой и жестокостью. Нефилимы нападали на людей и производили серьезные разрушения.

Абаасы

В якутском фольклоре этих каменных чудовищ изображали с железными зубами, живущими в лесной глуши. По мере взросления, они все больше походили на детей.

Изначально Абаасы ели растительную пищу, а позже стали охотиться на людей. Их изображают с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Эти мифические существа наносят вред каждому человеку, насылая на него болезни и несчастья.

Абраксас

Это мифическое существо появилось в учениях гностиков. На заре христианства существовало достаточно много сект, которые старались создать религию на основе иудаизма и язычества.

Согласно одному учению, все сущее произошло в высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Главного из них зовут Абраксас.

Его изображают с туловищем человека и головой петуха. На месте ног у него две извивающиеся змеи.

Бааван Ши

В шотландской мифологии под ним подразумевали кровожадное существо. Когда человек видел ворона, превращающегося в красивую девушку в платье, это значило, что перед ним был сам Бааван ши.

Злой дух недаром носил длинное платье, поскольку под ним он мог прятать свои оленьи копыта. Эти злые мифические существа располагали к себе мужчин, а потом выпивали из них всю кровь.

Баку

Оборотень

Одно из самых известных мифических существ, встречающихся у разных народов мира. Под оборотнем подразумевается человек, способный перевоплощаться в животных.

Чаще всего оборотнями являются волки. Подобные видоизменения могут происходить по желанию самого оборотня, либо в связи с лунными циклами.

Вирява

Народы севера так называли хозяйку лесов. Как правило, ее изображали в виде красивой девушки. Виряве служат животные и птицы. Она дружелюбно настроена к людям, и при необходимости может оказать им помощь.

Вендиго

Вендиго – это злой дух-людоед. Он является ярым противником любых излишеств в человеческом поведении. Ему нравится охотиться и внезапно нападать на своих жертв.

Когда какой-либо путник оказывается в лесу, это мифическое существо начинает издавать устрашающие звуки. Вследствие этого человек кидается наутек, но убежать ему не удается.

Сикигами

В японских мифах это духи, которых может вызвать колдун Омме-до. Несмотря на свои маленькие размеры, они могут вселяться в животных и птиц, чтобы затем управлять ими.

Манипулировать Сикигами для мага весьма опасно, поскольку в любой момент времени они могут начать атаковать его самого.

Гидра

Это мифическое существо описано в произведении древнегреческого поэта Гесиода. Гидра имеет змеиное тело и множество голов. Если отрубить одну из них, на ее месте сразу же вырастает две новых.

Уничтожить Гидру практически нереально. Она охраняет вход в царство мертвых и готова напасть на любого, кто встретится у нее на пути.

Драки

В английской мифологии так названы водяные фейри. Превращаясь в деревянные блюдца, медленно плывущие по водной глади, они стараются завлечь в ловушку женщин.

Как только женщина коснется такого блюдца, Драк в тот же миг хватает ее и утаскивает к себе на дно, где ей предстоит ухаживать за его детьми.

Злыдни

Это языческие злые духи в мифах древних славян. Они представляют большую опасность для человека.

Злыдни пристают к людям и даже могут вселяться в них, особенно если они одиноки. Часто эти мифические существа принимают облик бедных стариков.

Инкубы

В легендах многих европейских стран так называли демонов мужского пола, жаждущих женской любви.

В некоторых старинных книгах, этих существ представляли в виде падших ангелов. Они обладают настолько высокой репродуктивностью, что от них появились целые народы.

Леший

В большинство людей знает, что мифическое существо Леший – это хозяин леса, зорко следящий за всем своим имуществом. Если человек не делает ему ничего плохого, то он относится к нему дружелюбно и даже может помочь найти выход из лесной чащи.


Человеческое воображение, особенно в кошмарных снах, способно породить образы ужасных чудовищ. Они являются из тьмы и вселяют необъяснимый страх. За всю многотысячелетнюю историю существования человечество верило в достаточно большое количество подобных монстров, имена которых старались даже не произносить, так как они олицетворяли вселенское зло.

Часто Йови сравнивают с более известным всем Бигфутом, но приписывают ему австралийское происхождение. По легенде, Йови жил исключительно в Блу Маунтин, в горном регионе, который расположен на западе от Сиднея. Образ этого монстра появился в фольклоре аборигенов, чтобы отпугивать европейских иммигрантов и переселенцев, хотя есть факты, свидетельствующие о том, что миф имеет более давнюю историю. Были люди, которые говорили о встрече с этим существом, которого считают «злым духом», хотя официальных подтверждений о нападении Йови на людей нет. Говорят, что при встрече с человеком Йови останавливается и пристально смотрит, а потом исчезает в густом лесу.


В эпоху колониальных войн, многие мифы появились или обрели новую жизнь в разных уголках мира. К примеру, в регионах Южной Америки стали поговаривать о существовании гигантских анаконд. Эти змеи достигают в длину до 5 м, а тело, в сравнении с обычными анакондами, у них гораздо массивнее. К счастью, никто еще не встречался с такой змеей, ни живой, ни мертвой.


Если углубиться в мифологию славян, то можно поверить в существование такого существа, как домовой. Это небольшого роста бородатый мужчина, который может жить в домашнем животном или даже вселиться в человека. Утверждают, что в каждом доме живет домовой, который отвечает за атмосферу в нём: если в доме порядок и согласие, то домовой добрый, если в доме часто ругаются, то домовой злой. Злой домовой способен устраивать постоянные несчастные случаи, которые делают жизнь невыносимой.


С головой крокодила и мордой собаки, с конским хвостом и плавниками, с большими клыками Буньип является достаточно большим монстром, который, как утверждают, живет на болотах и в других частях Австралии. Его имя происходит от слова «дьявол», но ему приписывают и множество других качеств. Чаще всего об этом монстре говорили в 19 веке, а сегодня считается, что существо до сих пор существует и живет на паритетных отношениях с местными. Больше всего в это верят аборигены.


Существо Бигфут известно всем. Это большое существо, которое живет в разных частях США. Он очень высокий, его тело покрыто шерстью черного или коричневого цвета. Говорят, что при встрече с ним человек цепенеет в прямом смысле этого слова, находясь под действием гипноза. Были люди, которые свидетельствовали о случаях, когда Бигфут забирал людей с собой в лес и держал их в своей берлоге долгое время. Правда это или нет, но образ Бигфута во многих вселяет страх.


Дзикининки – это особенное существо, рожденное японским фольклором. В прошлом это был человек, который после смерти трансформировался в ужасного монстра. Многие считают, что это приведение, питающееся человечиной, поэтому люди, которые в это верят, сознательно избегают посещения кладбищ. В Японии считают, что если человек очень жадный при жизни, после смерти превращается в дзикининки в наказание и испытывает вечный голод мертвечины. Внешне дзикининки похож на человека, но с непропорциональным телом, с большими святящимися глазами.

Это существо имеет тибетские корни. Исследователи считают, что йети переправился в Непал по следам переселенцев народности шерпа, эмигрантов с Тибета. Говорят, что он бродит по окрестностям, иногда метает огромные камни и страшно свистит. Йети ходит на двух ногах, его тело покрыто светлой шерстью, а во рту собачьи клыки. И простые люди, и исследователи утверждают, что встречались с этим существом в реальности. Поговаривают, что оно проникает в наш мир из потустороннего мира.


Чупакабра – это достаточно небольшое существо, но способное причинить много проблем. Впервые об этом монстре заговорили в Пуэрто-Рико, а позже и в других частях Южной и Северной Америки. «Чупакабра» в переводе означает «сосущий кровь коз». Это имя существо получило в результате большого количества необъяснимых смертей домашнего скота местного населения. Животные погибали от потери крови, через укусы на шее. Чупакабра был замечен и в Чили. В основном все свидетельства о существовании монстра устные, ни тела, ни фотографии его нет. Живым поймать монстра тоже никому не удалось, но он очень популярен во всем мире.


В период с 1764 по 1767 год Франция жила в большом страхе из-за оборотня, то ли волка, то ли собаки. Говорят, что за период своего существования монстр совершил 210 нападений на людей, из которых убил 113. Никто не хотел встречаться с ним. На монстра даже была открыта официальная охота королем Людовиком XV. Многие профессиональные охотники выслеживали зверя с целью убийства, но их попытки были тщетны. В результате его заговоренной пулей убил местный охотник. В чреве зверя были найдены людские останки.


В мифологии американских индейцев существовало кровожадное существо Вендиго, продукт проклятий. Дело в том, что в мифах алгонкинских племён утверждалось, что если при жизни человек был каннибалом и ел человеческое мясо, то превращается после смерти в Вендиго. Говорили и то, что он может вселиться в любого человека, завладев его душей. Вендиго в три раза выше человека, его кожа разлагается, а кости выпирают наружу. Это существо постоянно испытывает голод и жаждет человеческой плоти.


Шумеры, представители древней, но достаточно развитой цивилизации, создали свой эпос, в котором рассказывали о богах, богинях и их повседневной жизни. Одним из самых популярных эпосов был «Эпос о Гильгамеше» и рассказы о существе Гугаланне. Это существо в поисках царя убило большое количество людей, разрушало города. Гугаланна – это быкообразный монстр, которого боги использовали как орудие мести людям.


Как и вампиры, это существо испытывает постоянную жажду крови. Оно также пожирает человеческие сердца и обладает способностью отсоединять верхнюю часть своего тела и проникать в дома людей, особенно в дома, где живут беременные женщины, чтобы напиться их кровью и выкрасть ребенка с помощью своего длинного языка. Но это существо смертное и его можно убить, посыпав солью.


Черная Аннис, как воплощение зла, известна всем в Британии, особенно в сельских регионах. Она является главной героиней местного фольклора 19 столетия. У Аннис синего цвета кожа и страшная улыбка. Дети должны были избегать встречи с ней, так как она питалась детьми и овцами, которых обманом или силой забирала из домов и дворов. Из кожи детей и овец Аннис делала пояса, которые затем носила на себе десятками.


Самое страшное из самых страшных, Диббук, является главным героем еврейской мифологии. Этот злой дух считается самым жестоким. Он способен разрушить жизнь любого и уничтожить душу, при этом человек не будет осознавать то, что с ним происходит и постепенно погибать.

«Сказка о Кощее Бессмертном» принадлежит мифологии и фольклору славян и рассказывает о существе, которое нельзя убить, но которое портит жизнь всем. Но у него есть слабое место – его душа, которая находится на конце иглы, которая спрятана в яйце, что находится внутри утки, которая сидит внутри зайца. Заяцсидит в крепком сундуке на верхушке самого высокого дуба, растущего на сказочном острове. Одним словом, путешествие на этот остров приятным назвать трудно.

Если кто-то похож на человека, разговаривает, как человек, и даже пахнет аналогично, это может быть совсем не человек.

Кто они?

Многие существа выглядят, как люди, или на них маска. Многие из них, в том числе вампиры, призраки и оборотни, на протяжении веков очаровывали и пугали нас. По уважительной причине мы всех их очень сильно боимся, ведь мы просто не знаем, кто или что скрывается в темноте. Вы когда-нибудь видели, чтобы ваш коллега ел чеснок? Или вы можете сказать, что были рядом с ним во время полной луны? Откуда вы знаете, что ваши ближайшие друзья не являются чем-то совершенно иным? Вы уверены, что люди, с которыми вы общаетесь, - это именно люди, а не описанные существа?

Подменыши

Истории о детях, которых подменили, популярны в европейском фольклоре. Это существа, которых подбрасывают злые духи вместо украденных детей. Малыши, которых подменяли, редко жили нормальной человеческой жизнью. Когда они подрастали, выглядели и вели себя совсем не так, как обычные люди. Почему феи или другие существа делали это? По мнению некоторых, просто ради интереса. Но в других рассказах утверждается, что быть воспитанным людьми респектабельнее, чем другими существами, поэтому подмена была способом повысить социальный статус ребенка.

Средневековая литература вся так и кишит историями о подменышах, поскольку общество изо всех сил пыталось примириться с такими ужасами, как детская смертность, инвалидность, болезни детства и тому подобное. Родителям было трудно понять, почему некоторые дети страдали, а другие радовались жизни, ведь все находятся под защитой Бога. И все закончилось тем, что начали придумывать разные истории про похищенных детей и подмену, чтобы попытаться понять трагическую реальность.

Но это не просто средневековый страх. В фильме 2008 года «Подмена» с Анджелиной Джоли в главной роли раскрывается реальный случай о подмене детей. В 1928 году в Лос-Анджелесе мать обнаружила, что ее сына похитили. Полиции удалось найти ребенка через несколько дней, но мать не верит, что мальчик вернулся к ней, это был не ее сын.

Демоны и дьявол

Лучший способ подтолкнуть людей к греху состоит в том, чтобы убедить их, что вы один из своих и живете среди них. Для этого демоны и дьявол иногда маскируются под людей, чтобы выполнить свой коварный план. Иногда это проявляется как одержимость одного человека другим, но зачастую демоны просто принимают человеческий облик. Однако они умеют плохо маскироваться, особенно если люди, которых они пытаются обмануть, праведны. Некоторые пренебрегают тем, чтобы, так сказать, спрятать рога или свои раздвоенные языки.

Когда демоны принимают человеческий облик, их обычно можно легко заметить. Если вдруг их обнаружат, то они, как правило, должны будут исчезнуть. Однако иногда человек, который замечал демона или дьявола, не отрекался от него и был не против искушения. Лучшим примером этого в фольклоре является Фауст, который продал свою душу дьяволу. Том Уокер в рассказе Натаниэля Хоторна «Дьявол и Том Уокер» делает то же самое.

Ангелы

Демоны не единственные, кто считает человеческий облик удачным прикрытием. Ангелы также маскируются, чтобы иметь дело с людьми напрямую, хотя Библия описывает их как существ, которых нельзя увидеть. Тем не менее первое появление ангелов в Библии происходит в Книге Бытия, где их отправляют для оценки нравственного состояния Содома и Гоморры. Для того чтобы сделать это, они притворились обычными путешественниками.

Многие истории описывают ангелов или существ, которые считаются ангелами, такими созданиями, которые посещают людей. Если демоны часто предпочитают принимать облик влиятельных людей, бизнесменов или адвокатов, то ангелы склонны превращаться в людей с более скромным уровнем жизни. Обычно они пытаются использовать слова и мудрость, чтобы мягко подталкивать людей к правильному пути, хотя они могут разозлиться, если к ним будут относиться неправильно.

Ангелы маскируются так же, как и демоны, они пытаются быть незаметными. Там, где демоны «темные», ангелы, как правило, сияющие, белые и чистые. Их святость затмевает и опережает их ложные человеческие формы. Но те, кто испорчен грехом, не смогут это увидеть, и они рискуют столкнуться с божественным наказанием.

Двойники

Возможно, это самое известное существо в данном списке. Это сущность, которая похожа на кого-то другого. Очевидно, что эти люди совсем разные, двойник - даже не человек. Их совсем невозможно отличить. Но во всех поступках они одинаковы.

Может быть, у каждого из нас есть свой доппельгангер - точный дубликат, который живет в соседнем городе или через несколько улиц, но мы никогда не встречаемся, потому что у нас разные круги общения, мы никогда не вступаем в контакт друг с другом. Но должны ли мы встретиться? Если вы увидите своего доппельгангера - это предзнаменование смерти. Это не убьет вас, но что-то непременно произойдет.

Многие считают, что у каждого есть двойник, и это правда. Вполне возможно, что у всех нас есть доппельгангер, с которым нам еще предстоит встретиться. Что, если вы все еще живы, а все потому, что ваш доппельгангер увидел вас первым, а не наоборот? Откуда вы знаете, что вы не доппельгангер?

Кицунэ

Это лисицы в японском фольклоре и мифологии. Как лисицы, они используют свою хитрость и интеллект, чтобы перехитрить тех, с кем они сталкиваются, но самая главная их способность - маскироваться под человека. Почему они это делают? Может быть, это игра или шалость, дабы украсть что-нибудь или просто для того, чтобы напасть на жертву. Иногда кицунэ использует человеческий облик, чтобы заниматься сексом со спящими людьми. Какой бы ни была причина, замаскированная кицунэ - всегда волк в овечьей шкуре.

Тем не менее многие маскировки кицунэ несовершенны. Некоторые сохраняют свою тень, несмотря на то что они похожи на человека, их выдают длинные рыжие волосы. Однако лучший способ увидеть замаскированную кицунэ - держать ее около себя до тех пор, пока она сама себя не выдаст и не скажет что-то, что докажет: она не человек. Можете ли вы перехитрить лису?

Оборотни, вурдалаки, вампиры

Многие разные существа пытаются выглядеть людьми, и некоторым это удается. Например, вампиры. Их почти не отличить от людей, но клыки не спрячешь. У них много физических ограничений, которые четко обозначают их как вампиров. У оборотней аналогичные проблемы - они обычно являются людьми, но в определенные дни становятся отвратительными, плотоядными животными.

Зомби, вампиры, упыри, призраки - все они существуют, и все могут быть среди нас. Эти существа подталкивают нас к тому, чтобы задуматься, что значит быть человеком. Что это говорит о нас как о людях, если эти существа заставляют нас сомневаться, насколько мы человечны?

Но такие монстры все глубже проникают в наши страхи. Любая женщина, с которой мы встречаемся, может быть кицунэ, или наши друзья могут быть вампирами, или когда наши новорожденные дети кажутся немного странными, все сразу меняется для нас. Мы чувствуем, что нас предали, захватили и используют в коварных целях. И когда мы думаем, что это существо - личность, у которой жизнь практически не отличается от нашей, что это говорит о нас? Как долго мы можем верить в то, что именно поступки делают нас людьми? Страшно подумать, что мы разделяем такую ​​интенсивную личную связь с самыми страшными убийцами и преступниками, будучи похожими. Мы все так близки к монстрам и этого даже не осознаем.

Заключение

Все эти замаскированные злые и добрые существа побуждают нас противостоять нашему страху и определять наш собственный человеческий путь.

Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!

1) Тифон

Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира. Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом. Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».

2) Дракайны

Представляют собой змею или дракона женского пола, часто с человеческим чертами. К дракайнам относятся, в частности, Ламия и Ехидна.

Название «ламия» этимологически происходит из Ассирии и Вавилона, где так называли демонов, убивающих грудных младенцев. Ламия, дочь Посейдона, была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Необыкновенная красота самой Ламии разожгла огонь мести в сердце Геры, и Гера из ревности убила детей Ламии, превратила её красоту в безобразие и лишила возлюбленную мужа сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, в отчаянии и безумии похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила её сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной. Став в новом облике наполовину женщиной, наполовину змеёй, она породила жуткое потомство, именуемое ламиями. Ламии обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных ипостасях, обычно как зверо-человеческие гибриды. Однако чаще они уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче очаровать неосторожных мужчин. Нападают они и на спящих и лишают их жизненных сил. Эти ночные привидения под видом прекрасных дев и юношей высасывают кровь у молодых людей. Ламией в древности называли также упырей и вампиров, которые по народному представлению новогреков, гипнотическим способом завлекали юношей и девственниц и затем умерщвляли их, выпивая их кровь. Ламию при некотором умении легко разоблачить, для этого достаточно заставить её подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, то они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть. В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Ассоциировалась также с ночным кошмаром - Марой.

Дочь Форкиса и Кето, внучка Геи-Земли и бога моря Понта, она изображалась в виде исполинской женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, реже ящерицы, совмещая красоту с коварным и злобным нравом. Произвела на свет от Тифона целый сонм чудищ, различных по внешности, но отвратительных по своей сущности. Когда она напала на олимпийцев, Зевс отгонял её и Тифона. После победы громовержец заключил Тифона под гору Этна, но позволил Ехидне и её детям жить в качестве вызова будущим героям. Она была бессмертной и нестареющей и обитала в мрачной пещере под землёй вдали от людей и богов. Выползая на охоту, она подстерегала и заманивала путников, в дальнейшем безжалостно пожирая их. Владычица змей Ехидна обладала необыкновенно гипнотическим взглядом, сопротивляться которому были не в состоянии не только люди, но и животные. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом во время своего безмятежного сна. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом. Древнегреческое сказание о Ехидне легло в основу средневековых легенд о чудовищной рептилии как самом мерзком из всех существ и безусловном враге человечества, а также служило объяснением происхождению драконов. Именем Ехидны названо яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами, обитающее в Австралии и на островах Тихого океана, а также австралийская змея, самая крупная из ядовитых змей в мире. Ехидной также называют злого, язвительного, коварного человека.

3) Горгоны

Эти чудовища были дочерьми морского божества Форкиса и его сестры Кето. Существует также версия, что они были дочерьми Тифона и Ехидны. Сестёр было трое: Эвриала, Сфено и Медуза Горгона - самая известная из них и единственная смертная из трёх чудовищных сестёр. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень всё живое. Во время поединка героя Персея с Медузой, она была беременна от бога морей Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона - великан Хрисаор (отец Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Ливийская легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились красные кораллы. Персей воспользовался головой Медузы в бою с морским драконом, посланным Посейдоном опустошать Эфиопию. Показав лик Медузы чудовищу, Персей превратил его в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву дракону. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили Горгоны и была убита Медуза, изображённая на флаге региона. В искусстве Медуза изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и часто кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона. Отдельная иконография - изображения отрубленной головы Медузы в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. Декоративный мотив - горгонейон - украшает до сих пор одежду, предметы обихода, оружие, инструменты, украшения, монеты и фасады зданий. Считается, что мифы о Горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В славянских средневековых книжных легендах Медуза Горгона превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию. Животное медуза получило своё название именно из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны. В переносном смысле «горгона» - ворчливая, злобная женщина.

Три богини старости, внучки Геи и Понта, сёстры Горгон. Их звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Тревога) и Энио (Ужас). Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз, которым они пользовались поочерёдно. Только Грайи знали местонахождение острова Медузы Горгоны. По совету Гермеса Персей направился именно к ним. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Именно этот момент и выбрал Персей, чтобы забрать глаз. Беспомощные грайи пришли в ужас и готовы были сделать всё, лишь бы герой вернул им сокровище. После того, как им пришлось рассказать, как найти Медузу Горгону и где достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку, Персей отдал око грайям.

Это чудовище, рождённое Ехидной и Тифоном, имело три головы: одна была львиная, вторая - козья, росшая на спине, а третьей, змеиной, заканчивался хвост. Оно дышало огнём и сжигало всё на своём пути, опустошая дома и посевы жителей Ликии. Неоднократные попытки убить Химеру, предпринимаемые царём Ликии, терпели неизменное поражение. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Выполняя волю царя Иобата, сын царя Коринфа Беллерофонт на крылатом Пегасе направился к пещере Химеры. Герой убил её, как и было предсказано богами, поразив Химеру стрелой из лука. В доказательство своего подвига Беллерофонт доставил одну из отрезанных голов чудовища ликийскому царю. Химера - олицетворение огнедышащего вулкана, у основания которого кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы. Пещерой Химеры считают район близ турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения. В честь Химеры назван отряд глубоководных хрящевых рыб. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ, при этом считается, что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. Прообраз химеры послужил основой для жутких горгулий, считающимися символом ужаса и необычайно популярными в архитектуре готических зданий.

Крылатый конь, появившийся из умирающей Медузы Горгоны в тот момент, когда Персей отсёк ей голову. Поскольку конь появился у истоков Океана (в представлениях древних греков Океан был рекой, опоясывающей Землю), его назвали Пегасом (в переводе с греческого - «бурное течение»). Стремительный и грациозный, Пегас сразу стал объектом вожделения многих героев Греции. Днём и ночью охотники устраивали засады на горе Геликон, где Пегас одним ударом копыта заставил бить ключом чистую прохладную воду странного тёмно-фиалкового цвета, но очень вкусную. Так появился знаменитый источник поэтического вдохновения Гиппокрена - Лошадиный источник. Наиболее терпеливые, случалось, видели призрачного скакуна; самых удачливых Пегас подпускал к себе так близко, что казалось, ещё чуть-чуть - и можно дотронуться до его прекрасной белой шкуры. Но поймать Пегаса не удавалось никому: в последний миг это неукротимое создание взмахивало крыльями и с быстротою молнии уносилось за облака. Лишь после того, как Афина подарила юному Беллерофонту волшебную уздечку, он смог оседлать чудесного скакуна. Верхом на Пегасе Беллерофонт смог подобраться к Химере и с воздуха поразил огнедышащее чудовище. Опьянённый своими победами с неизменной помощью преданного Пегаса, Беллерофонт возомнил себя равным богам и, оседлав Пегаса, отправился на Олимп. Разгневанный Зевс поразил гордеца, а Пегас получил право посещать сияющие вершины Олимпа. В позднейших сказаниях Пегас попал в число коней Эос и в общество strashno.com.ua муз, в круг последних, в частности, за то, что он ударом своего копыта остановил гору Геликон, которая при звуках песен муз начала колебаться. С точки зрения символики, Пегас объединяет жизненную силу и мощь скакуна с освобождением, подобно птице, от земной тяжести, поэтому идея близка не скованному духу поэта, преодолевающему земные препятствия. Пегас олицетворял не только прекрасного друга и верного товарища, но и безграничный интеллект и талант. Любимец богов, муз и поэтов Пегас часто фигурирует в изобразительном искусстве. В честь Пегаса названы созвездие северного полушария, род морских лучепёрых рыб и оружие.

7) Колхидский дракон (Колхис)

Сын Тифона и Ехидны, неусыпно бодрствующий огнедышащий огромный дракон, стороживший Золотое руно. Имя чудовищу дано по местности его нахождения - Колхиде. Царь Колхиды Ээт принес барана с золотой шкурой в жертву Зевсу, а шкуру повесил на дубе в священной роще Ареса, где её и стерег Колхис. Ясон, воспитанник кентавра Хирона, по поручению Пелия, царя Иолка, отправился в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго», построенном специально для этого путешествия. Царь Ээт давал Ясону невыполнимые поручения, чтобы Золотое руно навеки осталось в Колхиде. Но бог любви Эрос зажёг любовь к Ясону в сердце волшебницы Медеи, дочери Ээта. Царевна окропила Колхиса усыпляющим зельем, призвав на помощь бога сна Гипноса. Ясон похитил Золотое руно, спешно отплыв с Медеей на «Арго» обратно в Грецию.

Великан, сын Хрисаора, рождённого из крови Горгоны Медузы, и океаниды Каллирои. Он слыл сильнейшим на земле и был страшным чудовищем с тремя сросшимися у пояса телами, имел три головы и шесть рук. Герион владел чудесными коровами необычайно красивой красной масти, которых держал на острове Эрифия в Океане. Слухи о прекрасных коровах Гериона дошли до микенского царя Эврисфея, и тот отправил за ними Геракла, который находился у него в услужении. Геракл прошел всю Ливию, прежде чем достиг крайнего Запада, где, по мнению греков, кончался мир, который был окаймлен рекой Океан. Путь к Океану перегораживали горы. Геракл раздвинул их своими могучими руками, образовав Гибралтарский пролив, и установил на южном и северном берегах каменные стелы - Геркулесовы столпы. На золотой ладье Гелиоса сын Зевса переплыл на остров Эрифия. Геракл сразил своей знаменитой палицей сторожевого пса Орфа, охранявшего стадо, убил пастуха, а затем принял бой с подоспевшим трёхглавым хозяином. Тремя щитами прикрывался Герион, три копья были в его могучих руках, но они оказались бесполезны: копья не могли пробить шкуру Немейского льва, наброшенную на плечи героя. Геракл же выпустил в Гериона несколько ядовитых стрел, и одна из них оказалась смертельной. Затем он погрузил коров в ладью Гелиоса и переплыл Океан в обратном направлении. Так был повержен демон засухи и мрака, и освобождены небесные коровы - дожденосные облака.

Огромный двуглавый пёс, охраняющий коров великана Гериона. Порождение Тифона и Ехидны, старший брат пса Цербера и других чудовищ. Является отцом Сфинкса и Немейского льва (от Химеры), по одной из версий. Орф не так знаменит, как Цербер, потому известно о нём гораздо меньше и сведения о нём противоречивы. Некоторые мифы сообщают, что кроме двух собачьих голов, у Орфа ещё семь глав дракона, и на месте хвоста была змея. А в Иберии у пса было святилище. Был убит Гераклом во время исполнения его десятого подвига. Сюжет о гибели Орфа от руки Геракла, уводившего коров Гериона, часто использовался древнегреческими ваятелями и гончарами; представлен на многочисленных античных вазах, амфорах, стамносах и скифосах. По одной из весьма авантюрных версий, Орф в древности мог одновременно олицетворять два созвездия – Большого и Малого Пса. Сейчас эти звезды объединяются в два астеризма, а в прошлом их две самые яркие звезды (Сириус и Процион, соответственно) вполне могли видеться людям клыками или головами чудовищного двухголового пса.

10) Цербер (Кербер)

Сын Тифона и Ехидны, ужасный трёхглавый пес с жутким хвостом дракона, покрытый грозно шипящими змеями. Цербер стерёг вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида, следя за тем, чтобы никто оттуда не вышел. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших. Чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия. Геракл увидел Цербера на берегу реки Ахерон - границы между миром живых и мёртвых. Герой схватил пса своими могучими руками и принялся душить его. Пёс грозно завыл, силясь вырваться, змеи извивались и жалили Геракла, но он только крепче сжимал руки. Наконец Цербер сдался и согласился следовать за Гераклом, который отвёл его к стенам Микен. Царь Эврисфей пришёл в ужас при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид. Цербер был возвращён на своё место в Аид, и именно после этого подвига Эврисфей дал Гераклу свободу. Во время своего пребывания на земле Цербер уронил капли кровавой пены из пасти, из которых потом выросла ядовитая трава аконит, иначе называемый гекатиной, поскольку первой его использовала богиня Геката. Эту траву Медея подмешивала в своё колдовское зелье. В образе Цербера прослеживается тератоморфизм, против которого борется героическая мифология. Имя злобного пса стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.

11) Сфинкс

Наиболее известный Сфинкс в греческой мифологии был родом из Эфиопии и обитал в Фивах в Беотии, о чём упоминает греческий поэт Гесиод. Это было чудовище, порождённое Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Посланный Герой на Фивы в наказание, Сфинкс расположился на горе близ Фив и задавал каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, ответив Сфинксу: «Человек». Чудовище в отчаянии бросилось в пропасть и разбилось насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищника, обитавшего в Беотии на горе Фикион, было Фикс, и тогда его родителями названы Орф и Ехидна. Имя Сфинкс возникло из сближения с глаголом «сжимать», «удушать», а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древний Фикс был свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; его одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма, начиная с британских интерьеров 18-го века и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтизма. Масоны считали сфинксов символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов. Сфинкс олицетворяет тайну, мудрость, идею борьбы человека с судьбой.

12) Сирена

Демонические существа, рождённые от бога пресных вод Ахелоя и одной из муз: Мельпоменой или Терпсихорой. Сирены, как и многие мифические создания, миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины либо полурыбы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери - божественный голос. Число их колеблется от нескольких до целого множества. Опасные девы обитали на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивали пением. Слыша их сладкое пение, моряки, теряя разум, направляли корабль прямо на скалы и в итоге погибали в морской пучине. После чего беспощадные девы разрывали тела жертв на части и поедали. По одному из мифов, Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены, и по этой причине сирены в отчаянии и неистовой злобе бросились в море и были превращены в скалы, ибо им было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Внешний вид сирен с крыльями роднит их по внешнему виду с гарпиями, а сирен с рыбьими хвостами - с русалками. Тем не менее сирены, в отличие от русалок, имеют божественное происхождение. Привлекательная внешность также не является их обязательным атрибутом. Сирены воспринимались также как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Чтобы задобрить морских божеств и избежать кораблекрушения, сирен часто изображали в виде фигур на кораблях. Со временем образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению, полностью истреблённые к концу 18го века.

13) Гарпия

Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, архаические доолимпийские божества. Их имена - Аэлла («Вихрь»), Аэллопа («Вихревидная»), Подарга («Быстроногая»), Окипета («Быстрая»), Келайно («Мрачная») - указывают на связь со стихиями и мраком. Слово «гарпия» происходит от греческого «хватать», «похищать». В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Близость гарпий strashno.com.ua к ветрам сказывается в том, что от Подарги и Зефира родились божественные кони Ахиллеса. Они мало вмешивались в дела людей, их обязанностью было лишь уносить души умерших в подземное царство. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, налетая внезапно, как ветер, и так же внезапно исчезая. В разных источниках гарпии описаны как крылатые божества с длинными распущенными волосами, летящие быстрее птиц и ветров, или как стервятники с женскими лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неуязвимы и зловонны. Вечно терзаемые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительными воплями всё пожирают и пачкают. Гарпий посылали боги в наказание провинившимся перед ними людям. Чудовища отнимали пищу у человека всякий раз, когда он принимался за еду, и так длилось до тех пор, пока человек не умирал от голода. Так, известна история о том, как гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть. Однако чудовища были изгнаны сыновьями Борея - аргонавтами Зетом и Калаидом. Убить гарпий помешала героям вестница Зевса, их сестра, богиня радуги Ирида. Местом обитания гарпий обычно называли Строфадские острова в Эгейском море, позднее - вместе с другими чудовищами их поместили в царство мрачного Аида, где их причисляли к самым опасным местным существам. Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями. Гарпиями называют также злобных женщин. Гарпией названа крупная хищная птица из семейства ястребиных, обитающая в Южной Америке.

Детище Тифона и Ехидны, отвратительная Гидра имела длинное змеиное тело и девять голов дракона. Одна из голов была бессмертной. Гидра считалась непобедимой, так как из отрубленной головы у неё вырастали две новые. Выйдя из мрачного Тартара, Гидра жила в болоте неподалеку от города Лерны, куда убийцы приходили замаливать свои грехи. Это место и стало её жилищем. Отсюда название - Лернейская гидра. Гидра была вечно голодна и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Её тело было толще самого толстого дерева и покрыто блестящей чешуёй. Когда она приподнималась на хвосте, её было видно далеко над лесами. Царь Эврисфей отправил Геракла с заданием убить Лернейскую гидру. Иолай, племянник Геракла, во время сражения героя с Гидрой, огнём прижигал её шеи, с которых Геркулес сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у Гидры, и скоро у неё осталась только одна бессмертная голова. В конце концов и она была снесена палицей и зарыта Гераклом под громадной скалой. Затем герой рассёк тело Гидры и погрузил в её ядовитую кровь свои стрелы. С тех пор раны от его стрел стали неизлечимыми. Однако этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник. Имя Гидры носят спутник Плутона и созвездие южного полушария неба, самое длинное из всех. Необычные свойства Гидры подарили своё имя также роду пресноводных сидячих кишечнополостных. Гидрой называют человека с агрессивным характером и хищнической манерой поведения.

15) Стимфалийские птицы

Хищные птицы с остры­ми бронзовыми перьями, медными когтями и клювами. Названы по имени озера Стимфала близ одноимённого города в горах Аркадии. Размножившись с необычайной быстротой, они превратились в огромную стаю и вскоре обратили все окрестности города едва ли не в пустыню: уничтожили весь урожай полей, истребили животных, пасшихся на тучных берегах озера, погубили многих пастухов и земледельцев. Взлетая, Стимфалийские птицы роняли свои перья, как стрелы, и поражали ими всех, кто находился на открытой местности, либо разрывали медными когтями и клювами. Узнав об этом несчастии аркадийцев, Эврисфей послал к ним Геракла, надеясь, что уж на этот раз спастись ему никак не удастся. Герою помогла Афина, дав ему выкованные Гефестом медные трещётки или литавры. Встревожив птиц шумом, Геракл стал пускать в них свои отравленные ядом Лернейской гидры стрелы. Перепуганные птицы покинули берега озера, улетев на острова Чёрного Моря. Там стимфалиды были встречены аргонавтами. Они, вероятно, слышали о подвиге Геракла и последовали его примеру - прогнали птиц шумом, ударяя мечами по щитам.

Лесные божества, составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами. Другие характерные черты облика сатиров - рога на голове, козий или бычий хвост и человеческий торс. Сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой страстью было увлечение танцами и музыкой, флейта - один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость. По рационалистической интерпретации, в образе сатира могло отразиться племя пастухов, жившее в лесах и горах. Сатиром иногда называют любителя алкоголя, юмора и женского общества. Образ сатира напоминает европейского чёрта.

17) Феникс

Волшебная птица с золотистыми и красными перьями. В ней можно заметить собирательный образ многих птиц - орла, журавля, павлина и многих других. Самыми поразительными качествами Феникса были необычайная продолжительность жизни и способность после самосожжения возрождаться из пепла. Существует несколько вариантов мифа о Фениксе. В классическом варианте раз в пятьсот лет Феникс, неся на себе печали людей, прилетает из Индии в храм Солнца в Гелиополе, в Ливии. Главный жрец разжигает костер из священной лозы, и Феникс бросается в огонь. Его пропитанные благовониями крылья вспыхивают, и он быстро сгорает. Этим подвигом Феникс своей жизнью и красотой возвращает в мир людей счастье и гармонию. Испытав муки и боль, через три дня из пепла вырастает новый Феникс, который, поблагодарив жреца за проделанную работу, возвращается в Индию, ещё более прекрасный и сияющий новыми красками. Переживая циклы рождения, прогресса, смерти и обновления, Феникс раз за разом стремится стать всё более совершенным. Феникс был олицетворением древнейшего человеческого стремления к бессмертию. Еще в античном мире Феникса стали изображать на монетах и печатях, в геральдике и скульптуре. Феникс стал излюбленным символом света, перерождения и истины в поэзии и прозе. В честь Феникса назвали созвездие южного полушария и финиковую пальму.

18) Сцилла и Харибда

Сцилла, дочь Ехидны или Гекаты, некогда прекрасная нимфа, отвергла всех, в том числе и морского бога Главка, который попросил помощи у волшебницы Цирцеи. Но влюблённая в Главка Цирцея из мести ему превратила Сциллу в чудовище, которое стало подстерегать мореходов в пещере, на крутой скале узкого Сицилийского пролива, по другую сторону которого жил другой монстр - Харибда. У Сциллы шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. В переводе её имя означает «лающая». Харибда являлась дочерью богов Посейдона и Геи. Её превратил в страшное чудовище сам Зевс, сбросив при этом в море. Харибда обладает исполинской пастью, в которую вода льётся без остановки. Она олицетворяет страшный водоворот, разверзающуюся морскую пучину, который за один день возникает три раза и поглощает, а затем извергает воду. Её никто не видел, так как она скрыта толщей воды. Именно так она и губила многих мореплавателей. Мимо Сциллы и Харибды сумели проплыть только Одиссей и аргонавты. В Адриатическом море можно найти Скиллейскую скалу. Как гласят местные предания, именно на ней проживала Сцилла. Там также водится креветка с одноимённым названием. Выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» означает подвергаться опасности одновременно с разных сторон.

19) Гиппокампус

Морское животное, имеющее вид коня и оканчивающееся рыбьим хвостом, также называемое гидриппусом - водяной лошадью. По другим версиям мифов гиппокампус - это морское существо в виде strashno.com.ua морского конька с ногами коня и телом, оканчивающимся змеиным или рыбьим хвостом и перепончатыми лапами вместо копыт на передних ногах. Передняя часть тела покрыта тонкой чешуёй по контрасту с крупной чешуей на задней части корпуса. По некоторым источникам, для дыхания гиппокампусу служат лёгкие, по другим - модифицированные жабры. Морские божества - нереиды и тритоны - часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампусами, или восседающими на гиппокампусах, рассекающих пучину вод. Эта удивительная лошадь появляется в стихах Гомера как символ Посейдона, колесница которого была запряжена быстрыми лошадьми и скользила по поверхности моря. В мозаичном искусстве гиппокампусы часто изображались как гибридные животные с зелёной чешуйчатой гривой и придатками. Древние полагали, что эти животные были уже взрослой формой морского конька. Другие наземные животные с хвостом рыбы, которые появляются в греческих мифах, включают леокампуса - льва с хвостом рыбы), таурокампуса - быка с хвостом рыбы, пардалокампуса - леопарда с хвостом рыбы и эгикампуса - козу с хвостом рыбы. Последний стал символом созвездия Козерога.

20) Циклопы (Киклопы)

Циклопы в 8-7 веках до н. э. считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка»), Бронт («гром») и Стероп («молния»). Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими (гекатонхейрами). Циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Когда предводитель олимпийцев Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как гигантомахия. Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремёслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. Как подручные Гефеста, кующие железо в недрах Этны, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Также циклопами называли мифический народ одноглазых великанов-людоедов, населявших острова Средиземного моря. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза. Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Останки этих слонов найдены на островах Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

21) Минотавр

Полубык-получеловек, родившийся как плод страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Настоящим именем Минотавра было Астерий (то есть «звёздный»), а прозвище Минотавр означает «бык Миноса». Впоследствии изобретатель Дедал, создатель многих устройств, соорудил лабиринт, дабы в нём заточить её сына-чудовище. Согласно древнегреческим мифам, Минотавр питался человечиной, и, чтобы его кормить, царь Крита наложил на город Афины страшную дань - семь юношей и семь девушей должны были отсылаться на Крит каждые девять лет на съедение Минотавру. Когда Тесею, сыну афинского царя Эгея, выпал жребий стать жертвой ненасытного чудовища, он решил избавить родину от подобной повинности. Влюблённая в юношу Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, дала ему волшебную нить, чтобы он мог найти обратный путь из лабиринта, и герою удалось не только убить чудовище, но и освободить остальных пленников и положить конец страшной дани. Миф о Минотавре был, вероятно, отзвуком древних доэллинских культов быка с характерными для них священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами были обычны в критской демонологии. Кроме того, образ быка появляется на минойских монетах и печатях. Минотавр считается символом гнева и звериной дикости. Словосочетание «нить Ариадны» означает способ выйти из затруднительного положения, найти ключ к решению трудной проблемы, разобраться в сложной ситуации.

22) Гекатонхейры

Сторукие пятидесятиголовые великаны по имени Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес (Гий) олицетворяют подземные силы, сыновья верховного бога Урана, символа Неба, и Геи-Земли. Сразу после рождения братья были заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. В разгар борьбы с титанами боги Олимпа призвали гекатонхейров, и их помощь обеспечила олимпийцам победу. После своего поражения титаны были низвергнуты в Тартар, а гекатонхейры добровольно вызвались сторожить их. Владыка морей Посейдон отдал Бриарею в жёны свою дочь Кимополею. Гекатонхейры присутствуют в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в качестве грузчиков в НИИ ЧАВО.

23) Гиганты

Сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплённого Урана, впитавшейся в Землю-мать. По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Очевидно догреческое происхождение Гигантов. Подробно история рождения Гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной или подобной осьминогу. Они родились на Флегрейских полях в Халкидике, что в северной Греции. Там же потом произошла битва олимпийских богов с Гигантами - гигантомахия. Гиганты, в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве смертных героев, которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила Гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили Гигантов. Аполлодор упоминает имена 13 Гигантов, которых вообще насчитывают до 150. В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Этот чудовищный змей, порождённый Геей и Тартаром, сторожил святилище богинь Геи и Фемиды в Дельфах, заодно опустошая их окрестности. Поэтому его ещё называли Дельфинием. По повелению богини Геры Пифон воспитывал ещё более страшное чудовище - Тифона, а затем стал преследовать Латону, мать Аполлона и Артемиды. Подросший Аполлон, получив лук и стрелы, выкованные Гефестом, отправился на поиски чудовища и настиг его в глубокой пещере. Аполлон убил Пифона своими стрелами и должен был за это восемь лет оставаться в изгнании, чтобы умилостивить разгневанную Гею. Громадный дракон периодически упоминался в Дельфах во время проведения различных священных обрядов и процессий. Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры; в этом мифе получила отражение смена хтонического архаизма новым, олимпийским божеством. Сюжет, где светоносное божество убивает змея, символа зла и врага человечества, стал классическим для религиозных учений и народных сказаний. Храм Аполлона в Дельфах прославился на всю Элладу и даже за её пределами. Из расщелины в скале, находящейся в середине храма, поднимались испарения, которые оказывали сильное воздействие на сознание и поведение человека. Жрицы храма пифии давали зачастую запутанные и туманные предсказания. От Пифона пошло название целому семейству неядовитых змей - питонов, достигающих порой до 10 метров в длину.

25) Кентавр

Эти легендарные существа с человеческим торсом и лошадиными туловищем и ногами являются воплощением природной силы, выносливости, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков») возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к возлияниям и безудержным страстям. Существует несколько легенд о происхождении кентавров. Потомок Аполлона по имени Кентавр вступил в связь с магнесийским кобылицами, что придало облик получеловека-полуконя всем последующим поколениям. По другому мифу, в доолимпийскую эпоху появился умнейший из кентавров Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон получил прекрасное образование (медицина, охота, гимнастика, музыка, прорицательство) непосредственно у Аполлона и Артемиды и был наставником многих героев греческих эпосов, а также личным другом Геракла. Его потомки кентавры жили в горах Фессалии по соседству с лапифами. Эти дикие племена мирно уживались друг с другом до тех пор, пока на свадьбе царя лапифов Пирифоя кентавры не попытались похитить невесту и несколько красивых лапифянок. В буйном сражении, названном кентавромахией, победили лапифы, а кентавры были рассеяны по материковой Греции, загнаны в горные области и глухие пещеры. Появление образа кентавра более трёх тысяч лет назад говорит о том, что уже тогда лошадь играла важную роль в жизни человека. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади. Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Неслучайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного животного. Одно из созвездий и знаков зодиака посвящено кентавру. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Существуют вариации внешнего вида кентавров. Онокентавр - получеловек-полуосёл - ассоциировался с демоном, Сатаной или лицемерной личностью. Образ близок сатирам и европейским чертям, а также египетскому богу Сету.

Сын Геи, по прозвищу Паноптес, то есть всевидящий, ставший олицетворением звездного неба. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Гера выпросила у Зевса корову и приставила к ней идеального смотрителя, стоглазого Аргуса, который зорко стерег её: лишь два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Только Гермесу, лукавому и предприимчивому вестнику богов, удалось убить его, освободив Ио. Гермес усыпил Аргуса маком и одним ударом отсёк ему голову. Имя Аргуса стало нарицательным для бдительного, неусыпного, всевидящего стража, от которого никто и ничто не скроется. Иногда так называют, следуя античной легенде, узор на перьях павлина, так называемый «павлиний глаз». По преданию, когда Аргус погиб от руки Гермеса, Гера, сожалея о его смерти, собрала все его глаза и прикрепила их на хвосты своих любимых птиц, павлинов, которые должны были всегда напоминать ей о преданном слуге. Миф об Аргусе часто изображался на вазах и на помпейской стенной живописи.

27) Грифон

Чудовищные птицы с телом льва и орлиной головой и передними лапами. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу. Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку богини Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически. Образ грифона олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орёл). Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев, и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того, лев и орёл связаны с мифологическими мотивами скорости и отваги. Функциональное назначение грифона - охрана, в этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровища или некое тайное знание. Птица служила посредником между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность. Их роль в различных мифах неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов на севере Азии. Современные попытки локализации грифонов весьма различаются и помещают их от северного Урала до Алтайских гор. Эти мифологические животные широко представлены в античности: о них писал Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте - на оружии, предметах быта, на монетах и зданиях.

28) Эмпуса

Женщина-демон подземного мира из свиты Гекаты. Эмпуса была ночным привидением-вампиром с ослиными ногами, одна из которых медная. Она принимала вид коров, собак или прекрасных дев, изменяя свой вид на тысячу ладов. По существовавшим повериям, эмпуса часто уносила маленьких детей, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо. По ночам на пустынных дорогах эмпуса подстерегала одиноких путников, то пугая их в виде животного или призрака, то увлекая обликом красавицы, то нападая на них в своём истинном страшном обличье. Прогнать эмпусу, по поверьям, можно было бранью или специальным амулетом. В некоторых источниках эмпуса по описанию близка к ламии, онокентавру или сатиру женского пола.

29) Тритон

Сын Посейдона и владычицы морей Амфитриты, изображаемый в виде старца или юноши с рыбьим хвостом вместо ног. Тритон стал родоначальником всех тритонов - морских миксантропических существ, резвящихся в водах, сопровождая колесницу Посейдона. Эта свита низших морских божеств изображалась в виде полурыбы и получеловека, трубящих в улиткообразную раковину для возбуждения или укрощения моря. Своим внешним видом они напоминали классических русалок. Тритоны в море стали, подобно сатирам и кентаврам на суше, второстепенными божествами, прислуживающими главным богам. В честь тритонов названы: в астрономии - спутник планеты Нептун; в биологии - род хвостатых земноводных семейства саламандр и род переднежаберных моллюсков; в технике - серия сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР; в музыке - интервал, образуемый тремя тонами.

 

 

Это интересно: