→ История развития китайского фарфора и почему он так ценится. Китайский фарфор – тайна за семью замками Рождение из глины китайский фарфор

История развития китайского фарфора и почему он так ценится. Китайский фарфор – тайна за семью замками Рождение из глины китайский фарфор

За то, что мы сейчас можем наслаждаться изделиями из такого прекрасного материала как фарфор, мы должны благодарить древних китайцев, которые открыли этот вид керамики более трех тысячелетий назад. После своего появления весь фарфор, который использовался в мире, был только китайского производства. А сами мастера Поднебесной держали рецепт его изготовления под строжайшим секретом, за разглашение которого провинившийся неминуемо был бы приговорен к смертной казни.

А история его начала еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. Но потребовалось пройти еще полутора тысячам лет, чтобы уровень развития технологии позволил бы перейти к изготовлению фарфоровых изделий в массовом количестве.

Именно тогда, в 6-7 веках, китайцы, наконец, научились получать фарфор, отличавшийся белоснежным видом и тонким черепком. Легенда гласит, что у мастеров на протяжении длительного времени никак не получалось найти материал для изготовления, который подходил бы лучше всего. К примеру, нефрит отпугивал своей дороговизной, а глина и дерево – недолговечностью и низкими эстетическими качествами.

Китайцы, было, совсем уже отчаялись, но здесь им на помощь пришел счастливый случай. Искомый материал был найден в провинции Цзянси , им стала горная порода, образованная из кварца и слюды и получившая название фарфорового камня.

Также в это время в одном из населенных пунктов Цзянси стали возникать мастерские по изготовлению фарфора. Как потом оказалось, все это случилось в Цзиндэчжене, который получил славу как столица фарфора Китая. Сейчас этот расположенный на Юго-Востоке Поднебесной город является одним из туристических центров. Сюда специально приезжают люди, чтобы полюбоваться на место, которое стало родиной фарфора и районом, где он развивался и совершенствовался. Тем более, что местные всегда изготавливали только высококачественные вещи из фарфора.

В старинных рукописях белизну этих изделий сравнивали со снегом, их тонкость – с бумажным листом, а прочность – с металлом.

Однажды при археологических раскопках населенного пункта Самарра (регион Месопотамия) были найдены черепки фарфоровых изделий, вошедших в число наиболее ранних, которых удалось сберечь до нашего времени. Этот город появился и был уничтожен в 9 веке. И данный факт доказывает, что фарфор был изобретен во времена правления династии Тан.

Вообще, нужно сказать, что в эту эпоху получили известность одни из самых знаменитых китайских изобретений. Такое это было благоприятное время развития ремесел, наук и искусств.

Годы, с 618 по 907 н.э., когда страной управляла династия Тан , стали эпохой наивысшего могущества Китая. Именно в это время Поднебесная стала самым развитым мировым государством. Прогрессивное политическое развитие, происходившее на фоне регулярного присоединения территорий, стало причиной сближения страны с другими державами.

В этот период происходит также расцвет торговых отношений в южной части Китая. Появление в Кантоне (сейчас известен как Гуанчжоу) зарубежных купеческих колоний, представлявших большинство прогрессивных мировых государств, говорит о том, что морская торговля в Китае велась с большим размахом. С Японией торговали через морские порты, а с Передней Азией по «Великому шелковому пути». Мы все это описываем лишь для того, чтобы вы поняли: именно тогда впервые сложились условия для знакомства с китайским фарфором по всему миру, за исключением разве что Европы.

Первые изделия китайского фарфора

Наиболее ранние фарфоровые изделия представляли собой элегантные вытянутые отполированные кувшины . Также нужно упомянуть о голубых и зеленоватых вазах с рельефным декором, пользовавшихся особой популярностью и называвшихся в странах Старого света селадонами.

Эти произведения искусства изготавливались как в эпоху Тан, так и во времена наступившей за ней эпохи Сун. После чего стали появляться фарфоровые изделия бэй-дин с вытесненным рисунком из города Седжоу, покрытые толстой матовой глазурью изделия «жу-яо» и сосуды цвета морской волны «цзинь-яо» из провинции Хэнань.

В 14 столетии, в эпоху Мин , правившей Китаем в 14-17 веках, неофициальный статус «китайской фарфоровой столицы» переходит городу Цзиндэчжэнь, где начинается массовое изготовление сосудов, которые расписываются трехцветными свинцовыми глазурями (саньцай), сочетавшейся с надглазурной росписью (доуцай).

И необходимо сказать, что именно этот фарфор, изготавливавшийся в промышленных количествах, впервые и оказался в руках у европейцев. Они сразу же очаровали жителей Старого света своим внешним видом, высочайшим уровнем изготовления, разнообразием форм и декора.

В 13-14 веках изготовление фарфоровых изделий в Поднебесной переживает свой настоящий расцвет, в результате чего с фарфором знакомиться весь мир. Это происходит не в последнюю очередь благодаря купцам, привезших фарфор на европейский континент.

В 16 веке в Европе можно было купить только фарфор из Китая, который привозили сухопутным маршрутом и называли «Chinaware». Стоил этот фарфор фантастических по нашим временам денег, поэтому отношениями к нему было как к драгоценности.

Представительницы прекрасного пола нанизывали кусочки фарфора на золотые цепочки и носили их как бусы. Со временем название «Chinaware» у европейцев сменилось термином «Porcellane» – от моллюска «porcellana», обладавший прозрачной, перламутровой раковиной. Эти два термина используются и в наши времена.

Изготовление фарфора в Поднебесной четко разделялось на экспортное, приносившее большие финансовые поступления в государственную казну, и внутреннее – для императора и представителей аристократии. И эти направления практически не имели друг с другом ничего общего.

К примеру, по императорскому заказу каждый год производилось 31 тысяча блюд и 16 тысяч тарелок и 18 тысяч чашек. А для европейского континента необходимы были элегантные вазы, эффектные в своем внешнем виде блюда и сервизы, которые вряд ли использовались в быту, но обязательно ставились на видное место, что поднимало статус их обладателей в глазах окружающих.

Особенности изготовления китайского фарфора

С фарси слово «фарфор» можно перевести как «императорский». Изделия из него были доступны только правителям страны и представителям знати. Чтобы рецепт производства фарфора не оказался в чужих руках, город Цзиндэчжэнь, где главным образом и располагалось производство, на ночь закрывался, а по улицам ходил специальный вооруженный патруль. Войти в город в эти часы могли лишь те, кто называл заранее оговоренный пароль.

Почему фарфор был настолько ценен и пользовался столь большой любовью? Причиной этому являются его тонкие стены, белоснежный цвет, прозрачность и еще он очень приятно звучит. Высокое качество фарфоровых емкостей обуславливалось тем, в его состав входила белая глина – каолин. Его добыча осуществлялась лишь в нескольких китайских провинциях.

Именно благодаря использованию данного элемента фарфор обретал свой белоснежный вид. И еще, качество зависело от того, насколько тонко мололась пудра «фарфорового камня», использовавшаяся для замешивания фарфоровой массы. Добыть его можно было только в Цзянси.

Полученная из него фарфоровая масса отправлялась дожидаться своего часа, который наступал спустя несколько десятилетий, благодаря чему заготовка обретала пластичность. После чего масса еще и отбивалась, что позволяло делать из нее лепку, в обратном случае она бы просто начала сыпаться в руках. Затем фарфоровая масса отправлялась в печь, высокий температурный режим которой позволял при обжиге менять ее физический состав, в результате чего она приобретала прозрачность и водостойкость.

Фарфор обжигался в особых горшках из керамики при температуре 1280 градусов. Печь полностью заставлялась будущими изделиями, затем она плотно заделывалась, оставалось лишь маленькая щель, через которую мастера наблюдали за процедурой.

Гончары Поднебесной быстро научились возводить такие печи, внутри которых образовывался требуемый температурный режим. Первые подобные печи были созданы в начальных веках нашей эры, что доказывается археологическими находками.

Для растопки печей использовали дрова, а сама топка располагалась внизу. Открыть печь можно были лишь спустя три дня, после чего дожидались остывания изделий. Остывали они в течение суток, затем в печь заходили мастера, чтобы вынести полученный фарфор. Но даже по прошествии этого времени внутри печи было еще очень жарко, по этой причине мастера надевали влажную одежду и перчатки из большого количества слоев влажной ваты.

Для производства лишь одной емкости из фарфора применялись силы восьми десятков человек.

Нужно сказать, что фарфор покрывался сразу несколькими слоями глазури, и каждый слой обладал своим уровнем прозрачности. Это позволяло изделиям обрести зачаровывающее матовое сияние. В качестве красящих веществ применялись кобальт и гематит, которые прекрасно переносили высокий температурный режим при обжиге. Декорирование эмалевыми красками мастера Поднебесной начали использовать лишь в 17 столетии.

Обычно старые мастера обращались в росписях к тематических сюжетам, а также выполняли различные замысловатые узоры. Поэтому росписью одной фарфоровой емкости занимались сразу несколько мастеров. Некоторые из них рисовали контуры, другие – пейзажи, а остальные – человеческие образы.

Самые первые фарфоровые чашки были белоснежными с еле заметным зеленым оттенком. При соприкосновении их друг с другом раздавался очень приятный звон, который находящимся рядом людям слышался как «тсе-ни-и». По этой причине фарфор тогда в Поднебесной получил название «тсени».

Как мы уже сказали, европейцы, познакомившиеся с фарфором, были восхищены им. Но наиболее всего их удивило не качество, не внешний вид, а технология производства изделий, с которой они встречались впервые.

К примеру, чашка из фарфора склеивалась из двух частей – внешней и внутренней. Одновременно с этим ее дно и верхний ободок надежно соединялись друг с другом. Изнутри изделие декорировалось цветочными узорами, а кружевная внешняя часть была белой. И когда чай наливался в чашку, то через ажур фарфора просвечивал изысканный декор внутренней половинки.

Но больше всего восхитили жителей Старого Света серые изделия из фарфора, с виднеющимся на стенках орнаментом. По мере наполнения чашки чаем на ней проступали морские волны, рыбы, морские растения.

В начале 18 века большинство фарфоровых емкостей обладало зеленым декором, по этой причине изделия, изготовленные в эти годы, входят в так называемое «зеленое семейство».

Некоторое время спустя цвет декора сменятся на розовый. Таким образом возник фарфор, принадлежащий «розовому семейству» . Также специалистами выделяется еще и «желтое семейство» . Чашки, входившие во все эти перечисленные семействам, отличались особо пышным декором. Все эти изделия производились во время царствования императора Канси (1662-1722) и его наследника, внука – императора Цяньлуня (1711-1799).

Данный фарфор в больших количествах экспортировался на европейский континент. Эти емкости, которые назывались по преобладавшему цвету, обладали тонкими формами, чистыми поверхностями, что восхищало европейцев. Глазурованные предметы из «пламенеющего фарфора» радовали глаз красочными поверхностями. Вскоре тематика декора изделий, отправлявшихся в Европу, начала меняться. На них стали появляться сюжеты, взятые из западной жизни.

Ряд этапов в истории изготовления фарфоровых изделий получили названия по именам императорских династий, руководивших страной в то время.

В начале 16 века секреты технологии производства фарфоровых изделий становятся известны японским мастерам. Поначалу фарфор из Страны восходящего солнца значительно уступал в качестве классическим китайским изделиям. Но зато он славился своим роскошным декором. Представленные на емкостях сюжеты и узоры отличались значительным разнообразием, яркими цветами и настоящей позолотой.

История китайского фарфора в картинках

Протокерамика, ЮАНЬ ТАО-ЦИ, 原陶器

Гончарное ремесло - одно из древнейших, освоенных человеком. В китайской традиции его изобретение приписывается легендарным правителям Шэнь Нуну (Божествен-ному земледельцу) и Хуан Ди (Желтому императору). А современные археологические раскопки свидетельствуют, что в среднем течении реки Хуанхэ уже во времена неолита (VIII тысячелетие до н.э.) мастерство работы с глиной (по-китайски называется тао-ци , 陶器) было развито довольно высоко.

Основными предметами бытовой и ритуальной утвари были чашки-бо (缽), миски-пэнь (盆), чаши-вань (碗), стаканы-бэй (杯), блюда-пань (盤), бокалы-доу на высокой ножке (豆), котлы-фу (釜) и треножники-дин (鼎), горшки-гуань (罐) и кувшины-ху (壺).

на фото: сосуд неолитической культуры Яншао (V—II тыс. до н. э.)

Подготовка сырья начиналась с удаления содержащихся в породе примесей и сора. Глину разводили в воде и взбалтывали, тяжелая глинистая масса оседала на дне, а сор поднимался на поверхность и удалялся. Степень очистки определяла качество будущего керамического теста. Для уменьшения усадки глины при сушке и предотвращения растрескивания сосудов в процессе обжига в керамическое тесто добавляли кварц (в виде крупного песка), мелко истолченные раковины жемчужной устрицы, тальк, шамот.

Формовка будущих изделий происходила вручную, без применения гончарного круга: из глиняных лент, которые сворачивали в кольца по ширине будущего изделия, наращивая одно на другое (ленточная керамика). В конце IV - начале III тыс. до н.э. (т.е. почти на тысячу лет раньше, чем в Средиземноморье) применяли и гончарный круг, но сложные изделия продолжали лепить вручную.

Стенки сосудов полировали бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными или керамическими лощилами до появления характерного блеска. После полировки сосуд погружали в жидкий глинистый раствор, просушивали и наносили слой ангоба (предшественника глазури, цветного декоративного покрытия на основе глины). На ангобированную поверхность наносили краску: геометрический или растительный орнамент, изображения растений, животных и людей. Монохромная керамика могла быть украшена также резным (гравировка острым или тупым инструментом), штампованным (оттиски плетенок, веревок, косточек растений, листьев и злаков) и лепным (выпуклые полосы и фигуры) орнаментом.

на фото: Ю-тао (釉陶, глазурованная керамика), II тыс. до н. э.

Изделия эпохи Шан-Инь (II тысячелетие до н.э.) в современном искусствоведении называют юаньши-цы (原始瓷), «примитивный фарфор» или «протофарфор» . Обожженные при температуре 1050-1150°C, эти изделия производили мастерские, находившиеся в районах среднего и нижнего течения Хуанхэ (север пров. Хэнань), а также в районах среднего и нижнего течения Янцзы (на территории совр. пров. Аньхой в районе гор Хуаншань, Цзянсу - в районе оз. Тайху и Чжэцзян, в районах г. Ханчжоу и гор Тяньтайшань).

на фото: глазурованная керамика юаньши цинцы, 原始瓷​ , I тысчелетие до н.э.

За долгую историю технологические приемы гончарства многократно совершенствовались, но суть осталась неизменной. И сегодня глину добывают из земли, просушивают, измельчают, промывают и вылеживают, смешивают с разными добавками, формуют, украшают росписью, резьбой или аппликацией, покрывают глазурью и обжигают.

КЕРАМИКА-ТАО и ФАРФОР-ЦЫ

Как фарфор, так и керамика в своем составе имеют фарфоровый камень каолинит (по-китайски гаолин ту, 高嶺土), вещество, образовавшееся в ходе геологических процессов из алюминия и кремнесодержащих пород (химическая формула: Al20 2Si02 2H20). Термин происходит от топонима Гаолин (高陵, Высокие холмы), названия холмистой гряды на стыке провинций Хэнань и Хэбэй. И в китайском языке все керамические сорта, содержащие каолин, включая фарфор, обозначаются словом цы 瓷. Однако по составу керамического теста и особенностям технологического процесса цы подразделяется на множество разновидностей.

на иллюстрации: добыча фарфорового камня в горах Гаолин

В зависимости от структуры керамические изделия могут быть тонкие (мелкозернистый или стекловидный черепок) и грубые (черепок крупнозернистый). К тонкой керамике относятся фарфор, фаянс, майолика и каменная керамика. Фарфоровые изделия имеют однородный, полупрозрачный, очень твердый черепок, который не царапается ножом и не впитывает воду, звенит при простукивании. Фаянс, майолика и каменная керамика черепок имеют пористый, непрозрачный, легко царапаются, гигроскопичны (водопоглощение 9-15%). Фарфоровое производство предполагает предварительную тщательную очистку компонентов, поэтому фарфоровый черепок отличается белизной. Керамический черепок имеет зеленоватый, кремовый или сероватый цвет.

Фарфор подразделяется на твердый и мягкий. Твердый содержит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата. Мягкий состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Что касается керамики, она может содержать разные пропорции вышеуказанных компонетов, а также мел, плавни и другие добавки. Температура обжига керамики колеблется в пределах от 1050°C до 1250°C, а при обжиге фарфора должна быть не менее 1300°C, чтобы началась трансформация молекулярной структуры керамической массы и она стала стекловидной и полностью водонепроницаемой. Твердый фарфор - самый тугоплавкий, требует температуры обжига от 1400 °C до 1460 °C.

на фото: фарфор Цзиндэчжэнь

В Юго-восточных и Южных районах Китая располагаются огромные залежи каолиносодержащих пород. Залегают они пластами, и в зависимости от глубины и конкретной местности свойства существенно отличаются. На протяжении истории на этих землях возникали, достигали расцвета и приходили в упадок многочисленные гончарные центры, организованные вокруг больших печей. У каждого из них был свой узнаваемый стиль, технологические приемы и организация труда.

ПЕЧЬ-ЯО 窑

На самых ранних этапах печи представляли собой вертикальную конструкцию 1-3 м в высоту и 2-3 м в диаметре у основания. Камера для обжига располагалась непосредственно над топкой. Наверху делались прямоугольные отверстия, через которые отводились дым и газы, что позволяло обеспечивать в обжиговой камере более равномерную температуру.

В эпоху Воюющий Царств (V-III вв. до н.э.) появились печи, в которых камера для обжига располагалась не непосредственно над топкой, а сбоку. Они имели несколько вытянутую форму, за получили свое название Маньтоу (馒头窑, «Пампушка»): в среднем около 2,7 м в длину, 4,2 м в ширину и около 5 м в высоту. Теплый воздух из топки проходил через наклонный газоход и по трем ответвлениям попадал в обжиговую камеру через небольшие прямоугольные отверстия. Такое устройство позволяло достичь большей равномерности температуры. Обжигаемые изделия ставились в печь в тиглях штабелями в несколько рядов. Перед началом обжига загрузочный проем закладывался кирпичом и замазывался глиной. Знаменитый фарфор Дин-яо, Цзюнь-яо, Жу-яо обжигали в печах Маньтоу. В некоторых местах подобные конструкции используются для обжига до сих пор.

на фото: древняя печь Маньтоу-яо

В эпоху Пяти династий на территории провинции Цзянси появились печи Даньсин (蛋形, Овальной формы), представляющие собой восходящий арочный тоннель (угол наклона порядка 3°) с топкой, размещенной в углублении. В своде тоннеля (напоминающего по форме верхнюю половину закопанного в земле гигантского кувшина) размещались отверстия для отвода отработанного воздуха. Тягу создавала высокая труба. Объем внутреннего помещения составлял 150-200 кубических метров. В качестве топлива использовались сосновые дрова. Самые известные сохранившиеся до наших дней печи Даньсин находятся в районе Цзиндэчжэнь.

на рисунке: печь Даньсин

Во время правления династии Сун появилась конструкция Лун Яо, Драконья Печь: большой кирпичный тоннель (15 метров в длину, 2-3 в ширину и 2 в высоту), который строили на холме. Конструктивной особенностью Драконьей печи было отсутствие трубы. Тягу создавала разность высоты: угол наклона холма составлял 23°. Огонь разжигали внизу, закладывая огромное количество дров в топку внизу (в Голове дракона). Раскаленный воздух шел по арочному тоннелю к выходному отверстию на вершине (Хвосту дракона). По бокам тоннеля располагались оконца для загрузки предметов обжига, в своде - дополнительные отверстия для воздушной тяги. Температура в такой печи достигала 1400°C. Заготовки обжигали открытым и закрытым способом. В первом случае под воздействием пламени поверхность предметов оплавлялась, непредсказуемо изменялся цвет и велика была доля выбраковки. Для защиты обжигаемое изделие помещали в огнеупорную керамическую емкость (закрытый, муфельный способ).

на рисунке: Драконья печь

Чтобы достичь температуры, необходимой для обжига, нужно развести очень сильный огонь. А это значит, что нужно много дров, много угля, много людей, поддерживающих и контролирующих его температуру, которая должна быть постоянной и держаться в оптимальном диапазоне. Большая печь долго набирает тепло и остывает несколько дней. Поэтому обжиг - это целое событие. К нему готовятся неделями и обжигают одновременно заготовки всех гончаров, живущих вокруг.

на фото: Лун-яо в действии

Гончарное ремесло - это искусство огня. Качество готового изделия зависит от исходного материала, мастерства формовки и обжига в печи. Все что делает мастер, он делает до обжига, и огонь либо принимает его работу, либо отправляет ее в утиль: под воздействием жара заготовка всегда деформируется («усаживается»), меняется ее форма и цвет. Неравномерный прогрев, скрытые дефекты или избыточная температура всегда приводят к фатальному финалу.

на фото: результат неудачного обжига

Вокруг древних больших печей всегда можно увидеть длинные изгороди и даже небольшие строения, сделанные из черепков: фрагментов неудавшихся чаш, ваз, горшков и других предметов.

на фото: улица в городе Цзиндэчжэнь

Современная электрическая печь для обжига намного эффективней Лун Яо, где температуру так сложно контролировать. Однако многие известные мастера, несмотря на риск, обжигают свои творения в древних Драконьих печах, следуя традиции предков, ведь мастерство и фамильные секреты в большинстве случаев передаются вместе со старыми глинами по наследству - от отцов к детям.

Глазурованный фарфор Ю-ЦЫ 釉瓷

Несмотря на то, что фарфор практически непроницаем для воды и газа, фарфоровую заготовку, как и керамическую, обычно покрывают прозрачной глазурью.

Технологический процесс производства ю-цы , глазурованного фарфора, состоит из многократного обжига заготовки после нанесения очередного слоя глазури. В среднем количество слоев не превышает 4-5, максимальное количество - 10, после чего следует окончательный обжиг. Температура предварительного обжига заготовки составляла порядка 800°C, температура обжига глазури колебалась в пределах 1200-1300°C.

Цвет глазурованных изделий имеет широкую гамму цветов и оттенков. Наиболее удивительную окраску дают растворы ионов переходных металлов, поглощающие свет различной длины волны в зависимости от концентрации и степени окисления. Ионы железа при окислительно-восстановительной реакции, которая происходит в процессе обжига, дают окраску от желтой и зеленой до коричневой и черной. Ионы марганца - от фиолетовой до коричневой, хрома - от розовой до зеленой, кобальта - голубой и синей, меди - от зеленой до синей. Чтобы применять эти вещества, необходимо хорошо знать их свойства, поскольку энергетические уровни их внешних электронов сильно зависят от состава глазури. Так, медь дает синюю окраску в щелочной глазури и зеленую - в свинцовой.

Глазурь можно наносить как на керамическую заготовку, так и на фарфоровую. Чем больше слоев, тем сильнее эффект рассеивания света и прозрачной глубины. Но многочисленные слои глазури сильно утолщают стенки изделия, делают его слишком массивным, тяжелым. Поэтому по мере развития технологии в сторону утончения черепка и улучшения качества самой глазури, изделия становились все более изящными.

на фото: сосуд сунского фарфора из печей Цзюнь-яо

Глазурованный фарфор ЦИН-ЦЫ 青瓷

На эпоху Сун пришлось время расцвета цин-цы , 青瓷, глазурованного фарфора, известного сегодня под европейским названием «селадон». Оксид железа, который входил в состав прозрачной глазури, придавал изделиям нежные оттенки зеленых тонов, а многократное покрытие делало их поверхности сияющими, как будто влажными. Из-за разной скорости остывания фарфоровой основы и глазури на поверхности возникали мельчайшие трещинки, которые поэтично назывались «крылышком цикады». Великолепные творения мастеров Поднебесной становились украшением дворцовых пиров или отправлялись в качестве подарков главам иностранных посольств.

Крупнейшими центрами производства цин-цы были Цзюнь Яо 钧窑, Жу Яо汝窑, Гуань Яо官窑, Гэ Яо哥窑, Дин Яо定窑. В них трудились сотни человек, добывающих глину, очищающих, измельчающих и высушивающих ее, готовящих формовочное тесто и глазурь, формующих изделия на круге или с помощью шаблонов, декораторов и глазуровщиков, добивавшихся удивительного разнообразия визуальных эффектов, и, наконец, мастеров обжига.

на рисунке: подготовка керамического теста

Фарфор ЧАЙ, 柴.

В эпоху Пяти Династий (907—960 гг.) императорский фарфор производили в мастерских на территории современного округа Чжэн-чжоу провинции Хэнань (河南郑州). Согласно «Историческим Запискам» минского историка Цао Чжао, после нескольких неудачных попыток удовлетворить высочайшие требования императора Чжоу Шицзуна (周世宗, приемный сын правителя Го Вэя, последнего в эпохе Пяти Династий, который до усыновления носил имя Чай Жун, 柴荣), Чжэнчжоуские мастерские были отвергнуты и внимание монарха привлекли другие, к югу от Синьчжэна. На вопрос мастеров, каким должен быть императорский фарфор, Чай Жун ответил: «Как небо после дождя » (雨过天晴).

на рисунке: император Чай Жун

Результатом стали великолепные изделия удивительного цвета и благородных форм. По оценкам современников «кусочек фарфора Чай стоит дороже золотого слитка». Однако ни одного такого кусочка до последующих поколений не дошло. После смерти Чжоу Шицзуна генерал Чжао Куан-ин узурпировал трон и провозгласил себя императором новой династии Сун, которая в конце концов объединила Китай. Потомки Чжао Куан-ина избегали упоминаний о низвергнутом доме Чай и всего, с ним связанного. Что касается дворцовой утвари, они предпочитали изделия из печей Юэ-чжоу и Дин-чжоу, пока восьмой по счету преемник трона, Хуэйцзун, император с душой поэта и художника, не возродил к жизни небесно-голубой фарфор Чай.

на рисунке: император Хуэй-цзун

Положив на откуп бессовестных чиновников дела управления государством, император Хуэйцзун (徽宗) все 25 лет своего правления посвятил искусствам - живописи, каллиграфии и литературе.

на фото: фрагмент свитка кисти Хуэй-цзуна «Собрание литераторов» (文会图, роспись по шелку), коллекция Тайбэйского национального музея.

После себя он оставил знаменитые «Записки о Чае» (大觀茶論, Да Гуань Ча Лунь) и несколько прекрасных свитков живописи («Лотос и Золотые Фазаны», «Осенний Пруд» и др.). Это был величайший мастер своего времени - вдохновенный и высокообразованный, с безупречным эстетическим чувством и глубочайшим пониманием философии даосизма. И голубой фарфор из печей Жу Яо стал одним из предметных воплощений его концепции «небесной чистоты».

на фото: «Журавли над дворцом», роспись по шелку работы императора Хуэйцзуна, коллекция музея г.Ляонин.

Жу-Яо 汝窑

Под собирательным названием Жу-яо 汝窑 со времен правления Пяти Династий (907 - 960 гг.) до поздней Цин (1840-1911 гг.) существовало несколько гончарных центров, разбросанных в округе Жу-чжоу, 汝州, неподалеку от столицы Кайфына (в настоящее время округ Баофэн, 宝丰, провинции Хэнань) и производящих цин-цы , глазурованный фарфор, унаследовавший черты фарфора Чай, 柴.

Глазурованный фарфор Жу отличался удивительной мягкостью цветов и изяществом форм. «Голубизной подобен небу, гладкий, как драгоценный нефрит, покрыт узором тонким, как крыло цикады, сияет светом утренней звезды», - писали о нем поэты.

Увы, пренебрежение государственными делами окончилось трагично: в 1127 г. войска чжурчженей захватили столицу Кайфын. Император c семьей и 14 000 бывших подданных был отправлен в северную Манчжурию, где он скончался в плену через 8 лет. Вместе с эпохой канули в Лету и мастера, производившие чудесные предметы для дворца, и их гончарные печи. Много раз на протяжении последующей истории предпринимались попытки воссоздать их, однако время всегда вносит свои коррективы в людские творения, и как бы ни были хороши разнообразные реплики на фарфор Жу, достичь его заоблачных высот не удалось никому.

на фото: чаша из печей Жу-яо, эпоха Сун

На сегодняшний день сохранилось около 70 предметов, некогда блиставших в свете императорских залов - 21 в Тайбэйском дворце, 17 в Пекинском, а также несколько предметов в музеях Шанхая, английском фонде китайского искусства и частных собраниях. Покрытые глазурью тянь-лань , (天蓝, небесно-голубой), фэн-цин (粉青, бледно-лазурной) и юэ-бай (月白, лунной белизны) - они иллюстрируют дзенскую философию чистого ума. Всматриваясь в мягкую, прозрачную текстуру гладкого покрытия, нежные изгибы форм и тонкий узор трещинок, созерцающий эти чудесные предметы погружается в состояние мира и гармонии.

...Вкус чая, как вкус самой жизни - меняется от чашки к чашке. С каждым новым глотком будущее проходит сквозь нас, сквозь быстротечное настоящее, чтобы смешаться с прошлым и стать частью истории. И только крохотные, потемневшие трещинки, раз за разом впитывая дыхание времени, хранят отблеск минувших чаепитий, напоминая о том, что все прошедшее когда-то было живым и реальным. Читая их сложный, таинственный узор, мы вглядываемся в бездонный колодец времени и ловим в нем свое мимолетное отражение...

Ван Цзянь Жун, директор Национального китайского музея Чая в Ханчжоу

В 1952 г. в рамках «возрождения культурного наследия» работа печей Жу начала восстанавливаться буквально из руин, и в 1958 г. после многочисленных исследований и экспериментов была выпущена первая партия изделий ручной работы, покрытых светло-зеленой глазурью доулюй-ю (豆绿釉). В августе 1983 г. небесно-голубой тяньлань-ю (天蓝釉) фарфор Жу-яо был признан экспертами не только не уступающим, но и превосходящим сунский. С этого момента современные изделия Жу-яо стали предметом особой гордости гончаров провинции Хэнань.

Гуань-яо, 官窑.

Печь Гуань-яо, также находившаяся недалеко от Кайфына и разрушенная во время монгольского нашествия, а затем окончательно похороненная под руинами в результате наводнения XVII века, она осталась в исторических упоминаниях и немногих дошедших до нашего времени музейных экспонатах. Характерным отличием предметов Гуань-яо был тонкий ободок на горлышке, который поэтично назывался «коричневый рот». Ободок был разных оттенков — от светло-коричневого до кирпично-красного и образовывался вследствие того, что при обжиге происходило окисление входящего в состав глазури железа. Покрывались изделия глазурью бледно-голубого, светло-зеленого, фиолетового и розоватого оттенков. Внешне изделия Гуань-яо сходны с аналогичными из Жу-яо, вследствие использования одних и тех же глин, глазурей и техник обжига.

на фото: чаша из печей Гуань-яо, коллекция Пекинского музея Гугун

Цзюнь-яо, 钧窑 .

Печи Цзюнь-яо(округ Цзюнь-чжоу, провинция Хэнань) выпускали великолепные предметы, многократно покрытые слоями глазури - розовой, карминно-красной, лиловой, пурпурной, небесно-голубой, лазурной, фиолетовой и ярко-зеленой. Содержащиеся в составе глазури частицы кремнезема, алюминия, железа, фосфора и меди по-разному проявляли цвет в зависимости от пропорции и температуры обжига. Технология была очень сложна, температура достигала порой 1380°С, и в результате почти 70% продукции шло в брак. Сегодня изделия Цзюнь-яо считаются в среде коллекционеров в высшей степени ценными и редкими.

на фото: чаша из печей Цзюнь-яо

Дин-яо, 定窑 .

Тонкостенные белые фарфоровые изделия Дин-яо (находились в округе Баодин провинции Хэбэй, 河北省保定市) отличались простотой и изяществом форм. В качестве украшения использовалась гравировка - изображения морских волн, плавающих рыб, животных, играющих детей и цветов. Иногда в качестве украшения использовалась золотая или серебряная кайма.

на фото: чаша из печей Дин-яо, коллекция Пекинского Национального музея Гугун

Печи Лунцюань, 龍泉.

Округ Лунцюань - знаменитый исторический и культурный центр, расположенный на стыке провинций Чжэцзян, Цзянси и Фуцзянь. Cеть местных мастерских и печей для обжига, сформировавшаяся в Х веке, получила в истории собирательное название Лунцюань 龍泉 (Драконий источник). Bо времена династии Западной Цзинь (265—316 гг.) два брата из семьи Чжан 章 основали здесь первое фарфоровое производство. Их печи впоследствии получили прозвание Гэ-яо , 哥窑 (Печь Старшего Брата) и Ди-яо , 弟窑 (Печь Младшего Брата).

В Эпоху Сун в печах Гэ-яо делали предметы преимущественно белого и светло-зеленого цветов, покрытые матовой дымчато-голубой глазурью с сеткой крупных темных линий. У них также был «коричневый рот», как и у фарфора Гуань-яо.

Для продукции Ди-яо были характерны голубой, изумрудный, цвет морской волны и знаменитая «зеленая слива», мэйцзы-цин, 梅子青, а также тонкий черепок и мягкие формы. Вскоре вокруг них стали появляться все новые и новые мастерские. В XIII-XV веках глазурованная керамика из Лунцюань распространилась в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток и достигла Европы, где и получила название «селадон». Дошедшие до наших дней около 1300 предметов фарфора являются достоянием крупнейших музеев мира и частных коллекций.

на фото: чаша из печей Гэ-яо, коллекция Пекинского музея Гугун

Специфика изделий лунцюань состояла в том, что каждый предмет производился одним и тем же мастером на всех технологических этапах. Таким образом, в каждом изделии заложена душа его изготовителя, оно отражает технический уровень и самобытный стиль автора. Расцвет фарфора Лунцюань пришёлся на династию Южная Сун. Однако за последние триста лет технология изготовления утерялась. После создания Китайской Народной Республики в 1949 году началась работа по исследованию и восстановлению древней техники, которая была полностью восстановлена в 2000 году.

Из видео-сюжета, снятого во время одной из наших поездок в провинцию Чжэцзян, вы узнаете о том, как обстоят дела на фарфоровом заводе Лунцюань сегодня.

Глазурованный фарфор ХЭЙ-ЦЫ 黑瓷

Чайные турниры доу-ча , получившие широкое распространение в эпоху Сун, и обычай взбивать чай в пену сделали очень популярным Хэйцы , черный фарфор, который также назывался хэй-ю (黑釉, черная глазурь), уни цзянь (乌泥建, черная цзяньская глина) или цзы цзянь (紫建 цзяньский пурпур). В знаменитом «Да Гуа Ча Лунь», «Чайном эссе, написанном в годы правления под девизом Да Гуань» императора Хуйэцзуна, отмечается: «…Особенно ценна черная чаша, с узором из потеков».


на фото: чаша Даймао Бань (Черепаший панцирь) из печи Цзичжоу, династия Сун

Темный фарфор производили в печах Цзян-яо, 建窑, и Цзичжоу-яо, 吉州窑. Печи Цзян-яо находились в районе Шуйцзи Чжэн (水吉镇), Цзян-ян Цю (建阳区) на территории округа Наньпин провинции Фуцзянь, к Юго-востоку от гор Уишань. Цзичжоу-яо находились на территории современной провинции Цзянси в округе Цзичжоу (в наст.время городской округ Цзиань, 吉安市). Основанные в династию Тан, при Сунах эти печи достигли наивысшего расцвета, после чего постепенно пришли в полный упадок. Используя разные составы глазурей и способы их нанесения, экспериментируя с температурой обжига работающие в них мастера проявляли настоящие чудеса изобретательности. На фоне черных, фиолетовых, темно-серых, красновато-коричневых глазурей проступали удивительные узоры: Тухао Бань (兔毫斑, Заячий мех), Чжэгу Бань (鹧鸪斑, Перышки куропатки), Цзецзин Бин Ю (结晶冰釉, Кристаллы льда), Чжима Хуа Ю (芝麻花釉, Цветы кунжута), Цзюньле Вэнь Ю (龟裂纹釉, Кракелюр), Даймао Бань (玳瑁斑, Черепаховый панцирь) и другие.

на фото: чаша Ганьхэй, династия Сун

Основными красящим компонентами глазури Чуньхэй Ю (纯黑釉, Черная глазурь), известной также как Ганьхэй (绀黑, Темно-фиолетовая), были окись железа и окись марганца (1%). Многочисленные слои глазури с мельчайшими застывшими пузырьками создавали эффект влажной, затуманенной поверхности.

Знаменитая техника Тухао Бань (兔毫斑, Заячий мех) была основана на том, что микрочастицы оксидов железа, входящие в состав глазури, оплавляясь при температуре свыше 1300°C, стекали вниз, образуя тончайшие потеки серебряных, бронзовых или золотистых оттенков. Многочисленные слои накладывались один на другой, спекаясь и образовывая бороздки на поверхности, визуально и тактильно напоминавшие нежный заячий мех. Красновато-коричневый ободок горлышка чаши при этом всегда обнажался, поэтому в некоторых случаях его покрывали золотой или серебряной фольгой.

на фото: чаша Тухао Бань (兔毫斑, Кроличий мех), 1185 г.

В технике Чжэгу Бань (Перышки куропатки) в качестве добавки к глазури наряду с оксидом железа использовалось масло. В процессе повышения температуры внутри глазури образовывались пузырьки, которые затем лопались, оставляя узор, напоминающий оперенье.

на фото: чаша Чжэгу Бань (鹧鸪斑, Перышки куропатки), династия Сун

Чаши, выполненные в технике Яобянь Тяньму (曜变天目, Сияющие Глаза Неба), особое признание получили в Японии под названием Тэммоку . Сохранившиеся до наших дней 3 чаши имеют там статус Национального достояния. Отличительной особенностью техники являются светлые пятна на темной глазури, сияющие и переливающиеся в зависимости от угла зрения разными цветами.

на фото: чаша Тэмоку (天目, Тянь Му, Небесный глаз)

Внутри чаши часто украшали узоры, выполненные в технике аппликации. Для этого чашу покрывали слоем темной глазури и обжигали, затем приклеивали вырезанных из бумаги драконов и фениксов, благопожелательные иероглифы и т.д., поверх которых наносили слой контрастной глазури и снова обжигали. В пламени печи аппликация сгорала, а на ее месте оставался узор.

на фото: чаша Перышки куропатки с узором из фениксов на внутренней поверхности.

Не менее интересной была схожая техника, когда в качестве украшения использовали древесный лист. Его помещали на дно чаши и поверх наносили глазурь. В печи лист сгорал, а пепел спекался с глазурью, оставляя четкий отпечаток всех мельчайших прожилок. Часто это были листья священного дерева боддхи (Ficus religiosa ), под которым Будда Гаутама обрел просветление.

на фото: чаша Му Е Тянь Му (木叶天目, Му Е Тянь Му, Древесный лист) из печи Цзян-яо

Фарфор Цзиндэчжэнь, 景德鎮

В период правления Цзиндэ (1004 - 1007 гг.) император Чжэнь-цзун издал предписание, согласно которому мастера печей Чаннань Чжэна (昌南镇, в наст.время город Цзиндэчжэнь, 景德鎮, провинция Цзянси) должны были изготовлять фарфор для нужд двора и на каждом предмете указывать: «Был произведен в период правления Цзиндэ» (景德年制). С тех пор изделия печей Чаннань Чжэна стали называть фарфором Цзиндэчжэня , 景德鎮.

на рисунке: типичная картина из жизни казенной гончарни в Чаннаньчжэне

Казенные гончарни производили белый фарфор «белый как снег, тонкий как бумага», с голубыми узорами, который поэты сравнивали с «вечно-юным голубым цветком». Подглазурный орнамент наносился краской, имевшей в составе окись кобальта, которая под воздействием высокой температуры приобретала синие и голубые оттенки. И хотя цветовая палитра росписей в скором времени заметно расширилась, бело-голубая тональность навсегда осталась отличительной чертой цзиндэчжэньского фарфора.

на фото: чаша из печей Цзиндэчжэнь, династия Цин, коллекция Национального музея Гугун, Пекин.

В эпоху Юань изделия Цзиндэчжэня стали фаворитами при дворе, в городке появлялись все новые и новые печи, совершенствовались технологии и повышалось мастерство гончаров. При Минах чаши, вазы и блюда, вышедшие из этих печей широко распространились за пределами Поднебесной, превратившись в символ (по-английски фарфор и Китай звучат одинаково, China) и предмет коллекционирования аристократов в Европе и Азии. Знаменитый английский бело-голубой фарфор и русская гжель зародились как реплика изделий Цзиндэчжэня, со временем сформировав самостоятельные ремесленные традиции.

на фото: фарфор Линлун

Ажурный фарфор Линлун , 玲珑瓷, (другое название Митун , 米通, Рисовые зернышки) появился в печах Цзиндэчжэнь в период правления под девизом Юнлэ («Вечное счастье»). Воздушные, легкие предметы Линлун производят впечатление исключительной хрупкости и невесомости. Для достижения эффекта тонкостенную заготовку искусно декорируют, прорезая в сырой массе фарфора крохотные сквозные отверстия, после чего расписывают, покрывают прозрачной глазурью и обжигают. Глазурь заполняет отверстия в виде тончайшего прозрачного стекла. А чтобы усилить эффект фарфорового кружева, там, где это не мешает функциональному назначению, отверстия оставляют сквозными.

В июне 2014 г. мы побывали в Цзиндэчжэне и сняли небольшой фильм о производстве фарфора.

Рассказать друзьям

Объявления:


Созданием фарфора мир обязан древним китайцам, открывшим этот материал более трех тысяч лет назад. После его изобретения, в мире царствовал исключительно . Те немногие вещи, что попадали в Европу, были сделаны только в Поднебесной. Жители Китая держали рецептуру производства и компоненты в строжайшей тайне. Разглашать инородцам секрет изготовления было запрещено под страхом смертной казни.

История

С 1004 года центром производства фарфора в Китае стал город Цзиндэчжэнь (еще его называют Динчжоу ), расположенный на берегу озера Поянху , где производили изделия для императорского двора. К началу 18 века в нем проживало около миллиона человек, и работало три тысячи печей для обжига фарфора. Фарфоровые изделия из этого города отличались высоким качеством. Расцвет китайского фарфора пришелся на 15 и 16 века , когда мастерство его изготовления достигло совершенства.

В 17-18 веках большое количество китайского фарфора попало в Европу. Вывезли его голландские и португальские мореплаватели и торговцы. Редкий для средневековой Европы товар моряки приобретали, когда следовали из гавани Арита в провинции Хицэн. В этой гавани фарфор называли «имари».

Особенности состава и производства китайского фарфора

С языка фарси фарфор переводится, как «императорский». Посуду из него могли позволить себе исключительно правители и члены императорской семьи. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэнь, в котором и было основное производство, вечером закрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. Попасть в него в этот время могли только те, кто знал специальный пароль.

За что же так почитался фарфор и за что его так ценили европейцы? За тонкостенность, белизну, мелодичность и даже прозрачность. Качество изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины – . Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая.

Именно этот компонент придавал готовым фарфоровым изделиям белизну. Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси .

Замешанную фарфоровую массу, прежде чем использовать, выдерживали около 10 лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. После такой длительной выдержки ее еще и отбивали. Без этого лепить из массы было нельзя, она просто рассыпалась в руках мастера.

Древние китайские гончары обжигали фарфоровые изделия в специальных керамических горшках-капсулах при температуре 1280 градусов (изделия из обычной глины, для сравнения, обжигались при температуре 500 – 1150 градусов). Печь для обжига загружали до самого верха готовыми изделиями, замуровывали, оставляя единственное небольшое отверстие, чтобы наблюдать за процессом.

Топили печи дровами, а топка находилась снизу. Открывали печь только на третьи сутки и выжидали пока горшки с изделиями остынут. На четвертый день в печь входили рабочие, которые выносили готовый обожженный фарфор. Но даже тогда печь еще не остывала полностью, поэтому рабочие были в мокрой одежде и перчатках из нескольких слоев мокрой ваты. Для изготовления только одного фарфорового изделия требовались усилия 80 человек.

Глазурь на готовые фарфоровые изделия наносили в несколько слоев, варьируя степень прозрачности каждого слоя. Делалось это для, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали применять только в 17 веке.

Как правило, древние мастера использовали в росписи тематические сюжеты и сложные орнаменты, так что одно изделие расписывали несколько человек. Одни очерчивали контуры, другие писали пейзажи, третьи – фигуры людей.

Первые фарфоровые чашки из китайского фарфора были белого цвета с легким зеленоватым оттенком. При постукивании они издавали мелодичный звон, напоминающий звук «тсе-ни-и». Именно поэтому фарфор в древнем Китае называли «тсени» .
О фарфоре европейцы узнали благодаря посредничеству купцов. Больше всего их поразило даже не качество фарфоровых изделий, а технологии изготовления чашек . Они были просто уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, при этом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись меньшей чашки.
Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета, с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.

Ценность и качество фарфора определяют по нескольким составляющим: материал, форма, декор и глазировка. Цвет готового фарфорового изделия должен быть теплым, мягким, сливочного оттенка.

Около 1700 года в росписи преобладал зеленый цвет , поэтому изделия датированные этим временем относятся к так называемому «зеленому семейству» . В более позднее время в росписи стал доминировать и розовый цвет . Так появился фарфор, относящийся к «розовому семейству» .
Некоторые этапы в истории производства китайского фарфора и изделия, в который они были сделаны, носят имя императорской династии, правившей в тот период.

В 1500 году технологию изготовления фарфора у китайцев перенимают японцы. Качество первого японского фарфора было значительно ниже китайского, зато роспись была роскошнее. Она отличалась большим разнообразием сюжетов и орнаментов, яркостью красок и настоящей позолотой.

 

 

Это интересно: