→ Что означает тату Песочные часы? Оригинальное значение "Песочные Часы" (Карты судьбы мадам Эндоры)

Что означает тату Песочные часы? Оригинальное значение "Песочные Часы" (Карты судьбы мадам Эндоры)

Что собой представляет образ времени в мировой культуре? Каковы традиционные символические значения часов, в том числе песочных, в древней мифологии и христианстве? Какое развитие символика образа часов получила в живописи и прикладном искусстве нового времени?

Что символизируют песочные часы? Книга символов

Символизм часов в культуре появился, очевидно, сразу после их изобретения. Сейчас трудно точно сказать, когда именно это произошло. Некоторые считают, что их первыми создателями были древние китайцы, другие отдают пальму первенства египтянам или ассиро-вавилонянам. Считается, что вначале были водяные часы (клепсидра), и только после этого - песочные и солнечные . Точно известно, что древние греки еще в доклассическом периоде своего развития активно пользовались всеми тремя разновидностями хронометров, а вот римляне песочных часов не знали.

До эпохи появления часов люди определяли время по изменениям в природе. Для этого они отмечали циклы в смене времен года, изучали движения луны, солнце, звезды, растения и поведение животных. Например, аборигены дальнего Севера в древности определяли время с помощью описания жизненных циклов моржей, диких оленей и стай лосося (так и говорилось: время прихода лосося; тогда, когда ушли олени и так далее). Для племен, живущих в тесных взаимоотношениях с окружающим миром, это было естественно. Сама их действительность свидетельствовала о том, что их жизнь, как и существование всего вокруг, не стоит на месте, а как-то движется, изменяется и неуклонно меняет каждого человека.

Любое существо постепенно проходит свою дорогу, ведущую от рождения к смерти. Таким образом, время как некая мировая сущность, было осмыслено людьми очень давно.

Прежде всего это отразилось в мифологии

Мифы о создании мира, которые обязательно сочиняли все без исключения народы, рассказывают о том, как в начале времен суша была отделена от воды, свет от тьмы, появились верх (Небо) и низ (Земля) и время . Таким образом, появление времени в мировой мифологической традиции обозначает один из актов рождение Космоса из Хаоса, а постоянные перемены - это обязательная составляющая самого бытия.

Один из космогонических мифов древних греков рассказывает о том, что в период первоначального сотворения Хаос породил сам из себя великий мрак (Эреб) и ночь (Нюкту). Эти стихии вступили в брак, который увенчался появлением света (Эфира) и дня (Гемеры). С тех пор на земле стали сменять друг друга ночь и день, то есть возникли сутки - первые временные циклы . А после первого в мире злодеяния, совершенного Кроном (он оскопил и сверг своего отца Урана) Нюкта родила от Хаоса целый сонм разных неприятных и просто страшных богов, в том числе и Танатоса - смерть. Так появилась бренность, ставшая законом существования. Если до этого все в Космосе тяготело к вечности, то после появления Танатоса практически все творения приобрели временный статус. Даже боги (бессмертные существа) имели свой рок, по который обрекал их на забвение и исчезновение в определенный срок.

В разных мифологиях и религиях время характеризуется не всегда одинаково. Оно может быть тем, что называют вечностью, иногда рассматривается как смена циклов или представляется линейным. Вечность царит в чертогах богов, которые, в отличие от смертных, избавлены от старости и смерти. Но даже их вечность (парадокс!) - это перемены циклов.

  • В античной мифологии рассказывается о сменах пантеонов, которые фактически обеспечивают чередование мировых циклов: золотого, серебряного, медного, железного веков.
  • В основе миропонимания буддизма лежит учение о смене кальп. Кальпы - это миры внутри Колеса Самсары, вечного перерождения бытия. Вместе с каждым миром перерождаются и боги. Любая кальпа рождается, развивается и умирает. Она существует миллионы лет, а потом обязательно сменяется другой. На земле для смертных это выражается в чередовании времен года, лет, поколений и т.д.
  • Индейцы доколумбовой Центральной Америки представляли время в виде великой спирали, в кругах которой существует и изменяется все.
  • Древнерусская традиция впервые отразила понятия линейного времени в летописях. Эти исторические тексты вели описания "по летам" (годам) от сотворения мира, а не циклам правления того или иного повелителя (как это делали авторы зарубежных хроник).

Время всегда олицетворялось в образах первых великих и могущественных богов - его повелителей и служителей одновременно:

  • у египтян это был Нехебкау ;

  • у греков Кронос (Хронос) ;

  • у римлян Сатурн и двуликий Янус (одно его лицо смотрит в прошлое, другое - в будущее);

  • в древнем Иране у огнепоклонников - Зерван ;

  • в Индии - Кала ;

  • у китайцев Тай-суй ;

  • на Тибете - Лхамо .

Иногда рассказывали о их благосклонности к людям (Януса, например, называли "добрым создателем"), но чаще этих богов боялись, так как видели в них убийственное начало. В частности, эллины считали Кроноса хитрым и безжалостным. И действительно, чего хорошего можно ждать от того, кто пожирал собственных детей?

Колесо Самсары

Появление времени в мировой мифологической традиции обозначает один из актов рождения Космоса из Хаоса.

Адольф-Вильям Бугро "Ночь". Никта, богиня ночи, 1883г.

ДАЖЕ БОГИ (БЕССМЕРТНЫЕ СУЩЕСТВА) ИМЕЛИ СВОЙ РОК, КОТОРЫЙ ОБРЕКАЛ ИХ НА ЗАБВЕНИЕ И ИСЧЕЗНОВЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК.

Жан-Фансуа Дестри "Триумф Времени и Правды", 1773 г.

В римской мифологии Кронос (Хронос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени.

Часы как символ всего, что связано с образом времени

Трудно сказать, как на предмет, измеряющий определенные временные отрезки, смотрели во времена использования клепсидры. Сведений об этом просто не сохранилось. Однако всемирно известная пословица о том, что "с тех пор много воды утекло" свидетельствует: уже в глубокой древности часы стали знаком текучести жизни, бренности бытия. Одновременно это - и общепризнанный символ вечности .

Особенно красноречиво образ бесконечной цикличности воплощен в песочных часах. Прежде всего - в их внешнем виде. Этот инструмент измерения времени состоит из двух стеклянных колб, соединенных узкой горловиной. Именно в нее из верхнего пузыря в нижний просыпается песок за определенное количество минут - от полуминуты до полного часа (в морском деле использовались даже четырехчасовые "склянки", как их называли). Своим видом песочные часы напоминают восьмерку: две перетекающие друг в друга сферы. Это число связано с понятиями "полнота бытия", "начало нового цикла", "Земля", "трехмерность". Положенная набок, цифра восемь еще в Древнем Египте означала бесконечность . Сам факт того, что, по истечении песка вниз, часы надо переворачивать, еще раз подчеркивал цикличность хода жизни, символизировал как бы некий новый поворот мировой сферы.

Когда в культуре появился инновационный вид часов - циферблатные механические , - значение образа осталось прежним. Первые часы со стрелками были всегда круглыми, что внешне связывало их восприятие со сферической символикой. А деление циферблата на части, показывающие часы, минуты и секунды, и совершение стрелками непрерывного движения по кругу подчеркивали старую идею циклической бесконечности .

В целом же, с течением времени сложилась определенная совокупность аллегорического значения образа часов :

  • как знака бренности, смертности и смерти;
  • времени (истекшего, неумолимо проходящего и т. д.), быстрого бега времени;
  • как циклов разрушения и созидания (жизни и смерти);
  • как связи Небес и Земли, инверсионных взаимоотношений Верхнего и Нижнего миров (о чем говорит переворачивание часов);
  • песочные часы - это олицетворение восьмерки бесконечности и двойственности мира.

ПОЛОЖЕННАЯ НАБОК, ЦИФРА ВОСЕМЬ ЕЩЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ОЗНАЧАЛА БЕСКОНЕЧНОСТЬ.

Башенные механические часы с автоматическим механизмом XVI века

Христианская культура

восприняла практически все перечисленные символические восприятия часов и по-своему развила их. В частности, за каждым суточным часом Церковь закрепила исполнение тех или иных псалмов и молитв, различных чтений из библейских и прочих священных книг. Любая христианская служба состоит из определенных частей, тоже привязанных ко времени. Православный канон богослужения подробно описан в специально составленной книге под названием "Часослов" . В нем содержатся разного рода богослужебные тексты, которые читают в то или иное время суток. Одна из разновидностей христианского храма даже имеет название "часовня". Это культовое строение без алтаря, но со всеми другими необходимыми атрибутами, которые позволяют проводить там часы - церковные службы.

Некоторые христианские святые аскеты изображаются с песочными часами в руках или рядом. Это подчеркивает идею конечности телесной человеческой жизни и неизбежности успения и ответственности души перед Господом. Наиболее известные примеры этого - иконописные изображения Марии Магдалины и святого Амвросия, святого Иеронима.

Еще один аспект культурной христианской трактовки образа часов появился в искусстве позднего европейского Средневековья - в XIV веке. Именно в этот период в изобразительную традицию вошел образ смерти в ипостаси Мрачного Жреца или зловещего скелета, который появляется рядом с людьми в моменты их наслаждения жизнью. Мрачный Жнец обычно одет в монашеский черный балахон с капюшоном, а в руках держит косу и часто - песочные часы. Коса - это его оружие для умерщвления людей, а часы говорят о том, что миг их гибели пришел, их время истекло . То же значение имеют песочные часы в костяшках пальцев скелетов на картинах А. Дюрера "Рыцарь и смерть", Г.Б. Грина "Три возраста женщины", неизвестного художника XV из голландского города Зволле "Дама и смерть", на многочисленных литографиях и гравюрах этого периода.

Для различных живописцев, начиная со средневековой эпохи, часы становятся знаком хранения времени. С помощью этого образа они изображали сложные идеи:

  • настоящее как миг между прошлым и тем, что непрерывным потоком идет ему на смену;
  • хрупкость и быстротечность бытия;
  • дуалистическое чередование Космоса и Хаоса, жизни и смерти;
  • неумолимость и хрупкость времени.

Песочные часы были одним из постоянных элементов в картинах жанра Vanitas (в переводе с латинского суета, тщеславие). Они по значению совпадали с двумя другими символами - черепом и увядшим цветком. Подобные натюрморты-аллегории были призваны напоминать о скоротечности жизни, неизбежной гибели и тщетности наслаждений . В это же время песочные часы появляются на полотнах с изображением лабораторий алхимиков (такие сюжеты входят в моду в XVI веке) П. Брейгеля Старшего, А. ван Остаде, Ж.Л. Перье и др.

Я был частицей этого песка,
частицей бесконечного потока,
вершащего неутомимый бег
меж двух огромных конусов стеклянных,
и мне была по нраву жизнь песка,
несметного количества песчинок
с их общей и необщею судьбой,
их пиршества,
их праздники и будни,
их страсти,
их высокие порывы,
весь пафос их намерений благих.

ЮрийЛевитанский. 1984. Отрывок полностью

Определение места и времени рождения песочного хронометра - задача невыполнимая. Кто-то ставит на страшно древних китайцев, кто-то на не менее древних египтян. Активными пользователями песочных часов слыли греки.
Наверное, подобно солнечным, песочные часы выдумывались не единожды и многими. Исследователи при этом напирают на вторичность песочных часов по отношению к солнечным. Это естественно, т.к. солнечные часы в общем-то существовали всегда, нужно было только разглядеть их, а песочные нуждались в изобретении стекла.

АДюрер. Св.Иероним в келье

Песочные часы - непременный атрибут Жнеца-Смерти

АДюрер. Рыцарь и Смерть

Johann Jakob Scheuchzer. Physica sacra, 4 Volumes, Augsburg und Ulm. 1731

Куранты на Староместской ратуше

Vanitas (букв. суета, тщеславие) - так называется жанр живописи, композиционным центром которого традиционно являются песочные часы и символы, имеющие сходное семиотическое значение: человеческий череп и увядший цветок. Аллегорические натюрморты предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщете удовольствий и неизбежности смерти.

Adriaen Pietersz van de Venne. Ex minimis patet ipse Deus (God is revealed in the smallest work of his creation), Middelburgh. 1623

Cornelis Norbertus

David Bailly. l Vanitas Still-life with Portrait -Still-life with Negro. 1650

Jan Stommes

Johann Zoffany

LeidenMasterCa. 1635. Hamburg Kunsthalle

Raphael Sadele. After Marten de Vos. 1590

William Michael Harnett. Memento mori. 1878

Gerrit Dou

Simon Renard de Saint-Andre

Kronborg. Allegorie des Memento mori. 1576. am Hauptportal des Schlosses

В качестве символа смерти и краткости земного существования изображение песочных часов часто встречается на могильных камнях и монументах XVI-XVIIIвв. Считается, что бытовала традиция помещать песочные часы в гроб с покойным. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось. Песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени…

La Morte di Ruginello pannello di sinistra, sec. XVII I

Memento mori. Skeleton in a shroud sitting on a tomb. Western Europe, France, 1547, Ivory. Musée des Arts décoratifs, Paris

Дербент. Кладбище Кырхляр

Некрополь Донского монастыря

Песочные часы являются атрибутом Сатурна .

Янус , что логично, тоже ходил с часами

В качестве одной из ипостасей уробороса песочные часы присутствуют в лаборатории алхимика .

"В моем начале заложен мой конец"

Два треугольника, соприкасающиеся вершинами - сущность и субстанция, forma и materia, дух и душа, сера и ртуть, стабильное и изменчивое, духовная сила и телесное существование. Символизирующие стихии таковы: огонь (обращенный вершиной вверх), воду (обращенный вершиной вниз). Два смыкающихся треугольника - союз противоположностей, которые становятся жидким огнем или огненной водой.

Питер Брейгель Старший

0. Адриан ван Остаде

Давид Тенирс Младший. 1610

Жак Луи Перье

Пьетро Лонги

Форма Дамарина - барабана Шивы, из которого был создан санскрит и который символизирует двойственность Сансары, также напоминает песочные часы.

Статуя Шивы в Бангалоре, столице штата Карнатак

Статуя Шивы в Мурдешваре

Орнамент , содержащий соприкасающиеся треугольники, можно встретить во множестве культур всех континентов, символ вертикально расположенных пар треугольников, соприкасающихся углами типичен для традиционной культуры Америки. В североамериканской традиции он является изображением thunderbird, или же скальпа врага, а в традиции южноамериканской - духа джунглей. В символике текстильных орнаментов африканского племени зулусов треугольники со сходящиеся углами обозначают женатого мужчину (если же они сопряжены сторонами - замужнюю женщину). В индуизме это знак двойственности шакта и шакти. У Платона - завершенное равновесие сил.
Вообще, у многих народов треугольник символизирует динамику, а два треугольника, соприкасающиеся вершинами, - динамику перехода и возврата. Тело-душа, материя-дух, женское-мужское, земля-небо, жизнь-смерть etc.

Аляска, Великие Озера, Великие равнины и Скалистые горы, Пуэбло, Бакаири

Африка

Индия

Ассиро-вавилонский орнамент

Ирландия

Памир, пример таджикской резьбы

Вологда

Хоровод смерти на внутренней стороне блюда. Святилище Монте-д"Ак-кодди, Сассари. Ок. 4000 г. до н. э.

Песочные часы в Камере размышлений (Чёрной келье) масонов:

Череп - символ смерти, бренности всего сущего. Петух предвещает близкий рассвет, пробуждение заснувшей энергии к новой деятельности и победу сил Света над силами Тьмы. Песочные часы и коса напоминают о вечной преемственности жизни, где одни формы бытия разлагаются, но переходят при этом в другие…

Символика песочных часов широко использовалось и морскими пиратами .

228 0

Символизирует время, преходящесть, быстрый бег времени, истекшее время, смерть. Два отделения песочных часов олицетворяют циклическую смену жизни и смерти. Небеса и Землю. Сыплющийся вниз песок означает притяжение низшей природы. Песочные часы - атрибут Жнеца-Смерти, Отца-Времени, который, появляясь в виде скелета, держит их вместе с серпом. В христианском искусстве аллегория Умеренности иногда держит песочные часы. Являются символом инверсии.


Значения в других словарях

Песочные Часы

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ - простейший прибор для отсчета времени; 2 сосуда, соединенные узкой горловиной (один частично заполнен песком). Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких часов до нескольких секунд. ...

Песочные Часы

простейший прибор для отсчета времени; 2 сосуда, соединенные узкой горловиной (один частично заполнен песком). Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких часов до нескольких секунд. ...

Песочные Часы

прибор для отсчета заданных промежутков времени по продолжительности пересыпания песка через узкое отверстие; применяется, напр., для дозирования физиотерапевтических процедур. ...

Песочные часы

прибор для отсчета заданных промежутков времени по продолжительности пересыпания песка через узкое отверстие; применяется, например, для дозирования физиотерапевтических процедур. ...

Песочные Часы

прибор для отсчета заданных промежутков времени по продолжительности пересыпания песка через узкое отверстие; применяется, напр., для дозирования физиотерапевтических процедур. ...

Песочные Часы

простейший прибор для отсчёта времени; 2 сосуда, соединённые узкой горловиной (один частично заполнен песком). Время, за к-рое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от неск. часов до неск. секунд (в зависимости от размеров сосудов, кол-ва песка и размера горловины). ...

Перчатка

Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца (чистые руки и чистое сердце). Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Снятые перчатки означают уважение, откровенность, поскольку того, кто в перчатках, можно скрыть. Бросить перчатку - значит бросить вызов чести. Железные перчатки являются атрибутом Тора и богов-кузнецов. Перчатки подчеркиваю...

Песок

Олицетворяет нестабильность и непостоянство. В исламской традиции означает чистоту, поскольку, если нет воды, он используется в ритуальных омовениях. ...

Поскольку пески времени убегают, это напоминает нам то, что время драгоценно и существенно. Не нужно колебаться. Берите инициативу в свои руки и действуйте, прежде чем станет слишком поздно.

Символика карты:

Символизирует время, преходящесть, быстрый бег времени, истекшее время, смерть. Два отделения песочных часов олицетворяют циклическую смену жизни и смерти. Небеса и Землю. Сыплющийся вниз песок означает притяжение низшей природы. Песочные часы - атрибут Жнеца-Смерти, Отца-Времени, который, появляясь в виде скелета, держит их вместе с серпом. В христианском искусстве аллегория Умеренности иногда держит песочные часы. Являются символом инверсии.
Песочные часы символ Хроноса бога времени, вездесущего, всюду проникающего, неподвластного никому и властного над всем, высшего судьи, искусного целителя. По одному из описаний, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной — Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже всё происходило во времени, так как пространство ещё только зарождалось. Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля[.

Значение карты:

Карта времени. Время важно, стоит поторопиться иначе та возможность, что была вам дана - будет упущена. Пересыпается песок, умолкнет тихий шорох бега времени и все остановится. Пока кто-то не подойдет и не перевернет часы, не даст новую возможность и придаст времени видимое течение и снова пойдет отсчет песчинками. Что потеряно, что прошло - не время сейчас об этом думать, время идти вперед, пока сыпется песок, пока есть возможность.
Время созерцания и раздумий уже прошло и еще будет, сейчас не время стоять, время действовать. Хочешь - бери и делай, считаешь нужным - говори, не бойся. Самое страшное сейчас - упустить, не сделать, потом ты будешь жалеть не о том, что сделал, а о том, что не сделал.
Карта указывает на активность позиции, на время тут и сейчас.

Слова, выраженные данной картой:

время, необходимость соблюдать сроки и временные рамки, активное действие, воплощение в жизнь принятого решения, необходимость учитывать фактов времени - он важен.

 

 

Это интересно: